Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях

Я зачерпну из Млечного Пути…

Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

А.,может, сама дорога, усыпанная солью и сверкающая на солнце, напоминала чумакам звездное небо.

В наши дни в Крыму все также производят садочную соль, поэтому мы с мужем решили совершить небольшое путешествие на солепромыслы в первое воскресенье осени. Путь наш лежал к озеру Сасык-Сиваш, которое находится между Саками и Евпаторией. На этом озере добывает соль кооператив с кратким, но емким именем «Галит».

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Скажу сразу: поездка вышла не совсем удачной по той причине, что в воскресенье кооператив не работает. Нам не удалось увидеть сам техпроцесс и работу оборудования, на бурты соли пришлось смотреть издалека, а информацию о производстве выведывать у сторожа. Правда, сторож оказался весьма любезным и словоохотливым, ответил на все вопросы. Для начала мы побродили между соляными чеками. Впечатление такое, что находишься на чужой необитаемой планете. Земля под ногами, покрытая тонкой соляной коркой, сверкает алмазным блеском, вода цвета розового фламинго довершает сюрреалистичность пейзажа.

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Если вы захотите подойти ближе к воде, сделать это будет непросто: соляной наст у воды совсем истончается, и можно легко провалиться по колено в вязкую, черную, похожую на нефть, грязь. Но если вам все же это удалось, да еще вы нашли в воде какой-либо посторонний предмет – корягу, доску или любой другой мусор, то считайте, что вам повезло – любой предмет в рапе сразу обрастает великолепными прозрачными кристаллами соли. Надо только их аккуратно извлекать из рапы, что тоже непросто – буквально через несколько минут пребывания рук в рапе возникает ощущение жжения. Даже не верится, что всего в нескольких сотнях метрах на запад беспечно загорают отдыхающие на берегу моря, работают аквапарки и другие развлечения.

Никакой дополнительной химии для получения соли здесь не используют. Морская вода подается в испарительную систему, превращается в рапу, и дальше при увеличении плотности – в осадочную рапу. Живые организмы в ней не выживают, кроме микроводоросли Dunaliella Salina. При попадании в рапу пресной воды эта водоросль расцветает розовым цветом, да еще и продуцирует очень полезный для человека бета-каротин. Бассейны окрашиваются в розовый цвет, а в воздухе разносится запах фиалок. Именно эта водоросль и делает крымскую соль уникальной. Соль в Сасык-Сиваше добывают раз в год. Процесс делится на несколько этапов: испарительный (когда готовится рапа), садковый (соль выпадает на дно бассейна), уборка соли и укладка ее в бурты, затем дно бассейна отглаживают и сушат (где-то до конца апреля). Когда дно, высохнув, потрескалось, открывают шлюзы и заполняют бассейны рапой. Растет соль три месяца, образуя слой до 10 см. Солеуборочный комбайн срезает пласт соли, затем ее дробят и складируют вдоль садочных бассейнов. Очень хотелось бы увидеть всю эту технику своими глазами, тем более, что она раритетная: комбайн выпуска 1934 года. Но главный артефакт – это уникальная дубовая труба диаметром 1,5 метра. Построена она в 1917 году местными бондарями и до сих пор работает. Ее пытались заменить металлической, но через 2 – 3 года агрессивная среда металл разъедает. Как-то французы предлагали заменить ее на пластиковую за 5 миллионов евро (обещали, что прослужит 20 – 30 лет), но денег таких у промысла нет. Так что пока старая труба все еще служит верой и правдой.

Узнав всю эту бесценную информацию, мы все же вспомнили о главной цели своего путешествия – заготовке коллекционных образцов. Но так как на территорию кооператива путь был закрыт, а в окрестностях крупные кристаллы нам не встретились, то самым логичным следующим шагом был звонок другу. А друг у нас в Евпатории только один – Юрий Ходаковский или просто Юра, главный эксперт по евпаторийской гальке, а теперь уже и по галоидам Крыма.

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Через полчаса в центре Евпатории в шикарной Юриной квартире мы рассматривали его коллекцию и прекрасные образцы соли, которые в результате получили в подарок.

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Туда мы и направились в сопровождении нашего проводника. Т.к. лечебная грязь – это полезное ископаемое, то хотя бы пару слов напишу об этой лечебнице на озере. Местные жители рассказывают об этом месте со смешанным чувством гордости и печали: гордости за славную двухвековую историю курорта и печали оттого, что все здесь пришло в упадок, курорт закрыт и разрушается на глазах. Среди интересных исторических фактов знатоки-краеведы не забывают упомянуть события Великой отечественной войны: «Грязелечебница сильно пострадала, там размещался немецкий завод по ремонту танков. Оккупанты вывезли из Сакского и Мойнакского озёр огромное количество лечебной грязи. Немецкая железнодорожная ветка пролежала у озера ещё почти тридцать лет. До сих пор вывезенная грязь хранится в Альпах, в специально вырубленных ваннах». Сейчас же бывший курорт представляет собой жалкое зрелище, чеки разрушены и завалены мусором, кое-где виднеются черные вымазанные в грязи фигуры отдыхающих. Но где они смывают с себя свое лечение – совершенно непонятно. А вот для наших задач мусор как раз оказался полезным – на шинах, досках и еще каком-то мусоре и выросли самые красивые друзы розовой соли.

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

За несколько дней Юра разработал технологию добычи: извлекает кристаллы, оставляет их на сутки для просушки (так они становятся прочнее), оп ускает в рапу красивые веточки, которые за пару дней покрываются гирляндами кубических кристаллов. Извлекая очередной кубик соли из рапы, ощущаешь себя по меньшей мере первопроходцем, открывшим золото Клондайка. Жаль только, что ближайший дождь разрушит всю эту красоту.

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

И перед нами теперь стоит неразрешимая задача – сохранить кристаллы в первозданном виде. Кроме того, надо постараться приехать в кооператив «Галит» на экскурсию, увидеть весь процесс своими глазами, в этом случае вас ждет продолжение соляной эпопеи. И последнее. Не могу не упомянуть, что недалеко от этих мест, а именно на Сакском озере работал когда-то и академик Ферсман. Он принимал непосредственное участие в трудоемких полевых исследованиях наравне с другими, без скидки на ранги. Его ученик А.И. Дзенс-Литовский так описывает работу на Сакском озере:

«С раннего утра мощная фигура Александра Евгеньевича маячила на озере, дамбах и перемычках озера и соляных бассейнов. С геологическим молотком в руке, двадцатикратной лупой на груди и оттопыренными карманами, набитыми образцами озерного гипса и друзами различных солей, он босиком, засучив брюки, бродил по колено в соляной рапе озера».

Итак, Сакское озеро – наш следующий объект для поездки на северо-запад Крыма.

Источник

«Чумацкий шлях» проходил через Корабельный район или «Эпоха предков дальнобойщиков»

Краеведы и историки утверждают, что через Корабельный район города Николаева проходил чумацкий шлях, который вел к Крыму и Кинбурнской косе.

Историк из Корабельного района Виктор Мних так написал в социальной сети «Фейсбук»:

« Дійсно, шлях дуже давній, у давнину він вів до Криму. А його відгалуження пролягало на Кінбурнську косу, звідки чумаки возили сіль, через Кисляківку (нині Лимани), Вітовку (нині Корабельний район), Широку Балку, Водопій, і до козацького перевозу на Інгулі (нині м. Миколаїв, район суднобудівного заводу, Темвод) і далі до соляних магазинів (нині Соляні, район Північний Миколаєва). Мешканці села Лупаревого й досі цю дорогу називають не інакше як шляхом».

Чумацтво — национально-историческое явление украинцев, основано на принципах товарищеской ассоциации, возникло на наших землях неизвестно когда. Это был зачаток национального купечества, и появился он намного раньше казачества. Феномен чумацтва имеет тысячелетние корни, однако память о нем долгие годы вытравливалась из сознания людей. Хутора и села, которые когда-то носили чумацкие названия, еще в ХІХ в. были заменены на другие. Названия улиц и вовсе не информируют нас о том, что такая прослойка общества имела когда-то место в нашей истории.

Зерно из Причерноморья экспортировалось в южные страны еще во времена, описанные Геродотом. Тогда для транспортировки грузов пользовались водными артериями: Днепром, Бугом, Днестром. Нашествие монголов в ХІІІ в. на время приостановило торговые операции. Поворотной точкой господства Золотой Орды принято считать 1362 г., когда объединенное украинско-литовское войско разбило татар на р. Синяя Вода. С наступлением великолитовского периода стали появляться города и таможни в причерноморских землях. Это Дашев, Соколец, Баликлей, Витовка и др. Сухопутных дорог в те времена еще не было. Возникают лишь направления шляхов, оживляется торговля в южных портах. Предприимчивые люди повезли зерно к морю. Возможно, тогда и стали называть этих романтиков дорог чумаками. Был еще один товар, неимоверно популярный у перевозчиков в давние времена, — соль. Из-за него чумаков стали называть «соляниками».

Вскоре чумацкий промысел охватил всю южную территорию, а соль стала основным предметом перевозок. Выяснилось, что украинцы более склонны к торговле, чем к ремеслам. Каждую весну чумаки запрягали своих воликов, сбивались в валки по 30 — 40 возов и отправлялись в дорогу. Возглавлял валку чумацкий атаман — наиболее влиятельный, знающий и бесстрашный чумак. Он брал с собой 10 человек, некоторые из них считались наймитами. Кое-кто знал татарский язык, что облегчало общение для тех караванов, которые направлялись в Крым. Образование Крымского ханства не повлияло на торговые процессы. Крымчаки, увидев, как это неплохо получается у украинцев, поначалу тоже попытались заняться перевозками на своих лошадях и верблюдах, но вскоре охладели к этому занятию.

Более всего чумаков можно было встретить на территориях нынешних Одесской, Николаевской, Херсонской и Днепропетровской областей. Их тут было очень много. Иногда целые села вовлекались в этот процесс. Отправиться в полезное путешествие считалось престижным делом среди украинцев. Ничто не могло остановить бывшего казака, решившего ощутить смак удачи, — ни тяготы дальней дороги, ни опасности грабежа в степи, ни болезни.

Ой тим же я чумакую,
Що так мені лучше жити,
На панщину не ходити,
Подушного не платити…

В день чумацкая валка проходила до 30 км пути, делая при этом остановку в полудень. Тогда повар — непременный член ватаги — принимался варить обед, два чумака пасли и «напувалы» волов, остальные мылись, стирались и отдыхали. Для остановок атаманы выбирали места, где было «гарное» пастбище и добрая вода. Чумаки частенько сами копали колодцы, рядом сооружали временные пристанища. Водный ресурс колодцев должен был обеспечивать водой до ста волов. На небольших речках ставили загату и образовывали небольшое водохранилище. Так возникали чумацкие стоянки. Неподалеку от Николаева таковыми можно считать Мостовое, Козубовку, Солоное, Вавилово, Доброе, Ольгополь. Следует понимать, что чумацкие караваны делали свои стоянки не в селениях, а вне их.

Под сиденьем чумака находились припрятанные острая шабля, рушница или пистоль. О таких «джентльменах удачи» позднее будут говорить как о казаках-характерниках. Некоторые из этих людей силой своего взгляда могли победить внезапно выросшего посреди дороги разбойника, защитить себя и других. С годами такие люди стали организовывать охранные отряды. Как правило, нанять конвой можно было вблизи речных переправ. Без него не могли обойтись те, кто вез дорогой товар. Конфликтов с татарами поначалу не было, они начались лишь после того, как те приняли ислам. Но открыто нападать на чумаков татары отваживались редко, потому что всегда получали отпор, а инцидент всякий раз мог иметь нежелательное для нападавших продолжение.

С годами образовалась целая сеть чумацких шляхов. Известными среди них были Кучманский, Сичевой, Гардовый и др. Непременными пунктами, мимо которых сложно было пройти, были Гард, Кривое Озеро, Вознесенск (ранее Соколы). В оживленных местах к услугам проезжающих чумаков были крамные базары, работали шинки, торговые лавки и заезжие дворы. На Южном Буге действовали перевозы в Гарде, Соколах, Мигие. Можно было переправиться через Буг в районе николаевского полуострова и Русско-Волошской косы. На Ингуле в районе Балацкого с незапамятных времен были два моста.

Существовал и казачий перевоз через Ингул в районе Соляных. Кстати, топоним «Соляные» тоже пришел к нам из тех давних времен. Не пропускали чумаки и территорию, где расположен Николаев. Давний чумацкий шлях шел с севера, проходил через Бобринец, Воссиятское и нынешнюю Терновку, имея своей целью вольную пристань близ казачьего перевоза в районе нынешнего парка Победы в Николаеве. Здесь можно было отовариться крымской солью, которую шаландами доставляли с Кинбурнской косы на продажу. Если проводить аналоги с Хаджибеем (Одессой), то цена на соль в ХVІІІ в. тут могла быть 38 коп. за пуд. Тот, кто хотел купить ее дешевле, заплатив казакам за переправу через Ингул с пароволовьего воза («паровицу») по 60 коп., направлялись к мысу Станислава. Там соль стоила уже 25 коп. Те валки, что, переехав Днепр, доезжали до самого Перекопа, могли взять соль и вовсе по 8 коп. Николаевский полуостров был связан с материковой частью перевозом, который фактически становился продолжением чумацкого шляха.

Занимая выгодное положение на севере Черного моря, находясь между Крымом и Польшей с одной стороны, Молдовой и Россией с другой, наш край пропускал через себя важнейшие потоки. После завоевания Крыма и Очакова началось интенсивное строительство Николаева и Адмиралтейской верфи. Для строительства города и кораблей 70% грузов доставлялось в устье Ингула сухопутным транспортом, т. е. чумаками. Сюда же везлось старым чумацким шляхом зерно, а назад — соль.

Большие торговые дороги из набитых шляхов с годами превратились в почтовые и транзитные дороги, положив начало современным трассам.

Появление железных дорог поставило крест на чумацком бизнесе. Ведь один состав мог перевезти количество груза, равное 400 чумацким фурам. Наиболее успешные представители чумацтва начали вкладывать накопленные капиталы в покупку земли, приобретение речных судов, а некоторые из них стали купцами.

После Октябрьской революции их имущество было национализировано. В стране победившего социализма, к сожалению, не приветствовалось сохранять память о своих предках, потому многие люди и сегодня не догадываются, что когда-то их прадеды могли принадлежать к чумацкому сословию.

Память о себе чумаки оставили в более чем 500 народных песнях. К сожалению, в названиях городских улиц Украины и сегодня превалирует героика царского и советского периодов. Лишь в немногих городах сохраняют память об этих неустрашимых романтиках дорог. Имена «Чумацкая» или «Чумацкий шлях» носят улицы в Киеве, Одессе, Львове, Днепродзержинске, Житомире, Кременчуге, Кривом Роге, даже Минске и Симферополе. Николаев, а с ним и Вознесенск, Первомайск и другие райцентры пока «пасут задних».

Сейчас, когда набрали силу законы о декоммунизации, Николаев получил шанс запечатлеть в названии хотя бы одной из улиц этот уникальный народный феномен — украинское чумацтво.

С использованием материалов издания Южная правда (И. Солтыс)

Источник

Чумацкий шлях

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое

Чума́цкий шлях (укр. Чумацький шлях ; поздне́е также — украинское название астрономического явления и галактики Млечный Путь [1] [2] ) — торгово-извозный путь, по которому чумаки с XVI по XIX век возили соль с черноморского побережья Крыма, а обратно с Украины — зерно и другие сельскохозяйственные продукты. Пролегал по левому берегу Днепра через запорожские степи до Перекопского перешейка, а оттуда на Крымский полуостров. Утратил стратегическое значение в 1870-х—1880-х годах в связи с развитием железных дорог и речного транспорта, вследствие чего «чумацкий промысел» постепенно угас.

Литература

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Чумацкий шлях» в других словарях:

чумацкий шлях — сущ., кол во синонимов: 1 • млечный путь (7) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Чумацкий шлях — Одесск. Млечный путь. КСРГО … Большой словарь русских поговорок

Ралли Чумацкий Шлях — Ралли «Чумацкий Шлях» традиционное соревнование по автомобильному ралли, которое проводится в Херсоне и Херсонской области Украины с 1994 года по настоящее время. Это единственная раллийная гонка, которая входила в зачет всех без исключения … Википедия

ШЛЯХ — Чумацкий шлях. Одесск. Млечный путь. КСРГО … Большой словарь русских поговорок

Шлях — У этого термина существуют и другие значения, см. Шлях (значения) … Википедия

Наумов, Владимир Викторович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Наумов. Владимир Наумов … Википедия

Владимир Викторович Наумов — Владимир Наумов Фото Псевдонимы: Юстас О. Готти (статьи) Дата рождения: 8 июня 1961 Место рождения: г. Белово (Кемеровская область) Гражданство: СССР, Россия … Википедия

Наумов В. В. — Владимир Наумов Фото Псевдонимы: Юстас О. Готти (статьи) Дата рождения: 8 июня 1961 Место рождения: г. Белово (Кемеровская область) Гражданство: СССР, Россия … Википедия

Наумов Владимир Викторович — Владимир Наумов Фото Псевдонимы: Юстас О. Готти (статьи) Дата рождения: 8 июня 1961 Место рождения: г. Белово (Кемеровская область) Гражданство: СССР, Россия … Википедия

Чумаки — У этого термина существуют и другие значения, см. Чумаки (значения) … Википедия

Источник

ЧУМАЦКИЙ, МУРАВСКИЙ, ИЗЮМСКИЙ и другие ШЛЯХИ.

Чумацкий шлях что это такое. Смотреть фото Чумацкий шлях что это такое. Смотреть картинку Чумацкий шлях что это такое. Картинка про Чумацкий шлях что это такое. Фото Чумацкий шлях что это такое Чумацкими шляхами были исхлестаны водоразделы До­нецкого кряжа вдоль и поперек. Под тем же именем — Чумац­кие — они вошли и в народный фольклор. Да и в историчес­кую картографию нашего края. А еще их в те времена и сакмами порой называли, потому как местами изначально про­таптывались в густорослых травах конными отрядами завое­вателей во время их набегов — всеми тюркоязычными кочев­никами, иноверцами-басурманами, которые обозначали свои пути особыми метинами — сакмами.

У чумаков, повторюсь, были доморощенные приметы — курганы-могилы, то ли природой разбросанные по Донецко­му кряжу, то ли специально насыпанные, и каменные бабы, или каменные девки, как они их по-молодечески называли меж собою, либо каменные болваны и истуканы, прозываемые ими так в насмешку, — оставили же их то ли скифы, то ли сарма­ты, бог весть когда кочевавшие в этих пределах; служили ори­ентирами и реки, и буераки, с крутоярами и лесочками в них, и большие леса. Называли они их на свой лад, в народном духе, а заодно и первооткрывали для нас дикую отчину.

Короче говоря, дорог тех было тут немало. Дело в том, что пространство между Днепром и Доном когда-то считалось Воротной Страной, соединявшей интересы Азии и Европы. Сюда на всевозможные торжища и базары-ярмарки свозились продукты земледелия, звероловных и рыболовных промыс­лов всей Северной Скифии и Сибири, товары Иверии, Пер­сии, Индии, Малой Азии и Греции.

По территории нынешнего Большого Донбаса одним из первых в прошлом далеком был проложен караванный шлях от аланской крепости Саркел близ устья Дона по возвышен­ной степи Донецкого кряжа в межречье Дона и Северского Донца до самого Суздаля и Мурома и так называемого Казан­ского перевоза. В зависимости от того, кто кого одолевал и кто над кем брал верх в те годы, он и поименовывался соответ­ственно — то аланским, то сарматским. И попервоначалу счи­тался военным шляхом.

Но самым знаменитым в нашем крае был Муравский, или Черный шлях, используемый крымскими татарами для набе­гов в глубь Руси. Пользовались им и чумаки. Начинался он у Перекопа, являвшего собой в ту пору глубокий и длинный ров, выкопанный поперек пути на Сиваш, или Гнилое море, и да­лее — на Крымский полуостров. Оттуда шлях тянулся к вер­ховьям Молочных Вод, затем Конских Вод, от которых оста­лись названия Конка и Конские Раздоры, дальше забирал к Волчьим Водам, проходил в межречье Быка, Самары и Торца и устремлялся на север по гористой, оттого и безводной, бес­препятственной местности кряжа до города Ливны в Орловс­кой губернии и последующей Тулы, в Московское государство.

У реки Молочные Воды отделялся от Муравского шляха Кальмиусский, или Крюковский, поскольку давал большой крюк, потянувшись сначала на восток по дальним просторам Азовского побережья, потом достигал истоков Кальмиуса и Беленькой, прямил по извивам Бахмутки до Северского Дон­ца, перебирался по Боровскому перелазу на левый берег, сво­рачивал к речке Боровой и Красной, опять перебирался — уже через Тихую Сосну по Каменному броду, и в конце концов сно­ва вбирался Муравским шляхом.

И еще один шлях был проложен по нашему Донецкому кряжу — Изюмский, или Украинский. В Книге Большого Чер­тежа, впервые, еще в 1627 году описавшей все шляхи бывше­го Дикого Поля, говорится: «От Муравской дороги налево от Семских Котлубанов, из-под Савинского Пузацкого лесу Изюмская дорога, а по леву Изюмская дороги лес Юшковы баяраки. От Изюмския дороги на леве, из Юшковых баяраков вышла речка Дубянка и пала в Оскол, ниже города Оскола».

Попервоначалу его торили татары, поскольку по Муравскому шляху в этих местах вскоре для защиты от их набегов были возведены сторожевые посты царских войск.

Пролегал по Дикому полю и чисто славянский шлях, вед­ший чуть ли не от самого Киева к Азовскому северному побе­режью и далее — на полуостров Тамань, в Тмутаракань, где правили киевские князья в то время, — Залозный шлях, про­званный так из-за того, что на первых порах-верстах проби­рался по бесконечным лозам в лукообразном левобережно-восточном изгибе Днепра.

Не его ли продолжением тогдашним, а со временем пре­рывистым остатком был Павлоградский Косой шлях? Шлях, хлестнувший длинным батогом наискось через все Межевские степи? А далее перебредал он речку Соленую по Казачье­му броду близ того места, где она чуть ли не одновременно с Мокрыми Ялами впадает с разных берегов в Волчью, образуя так называемые, по местному, «штаны», что, собственно, очень похоже, и где на соседней Ивановской горе находился издав­на дозор запорожских казаков. И не дальние ль обрывки Залозного — Мариупольский и Таганрогский шляхи. В сово­купности они как раз и прямили в бывшую Тмутаракань.

Помнится, мама моя рассказывала, как по Павлоградскому Косому шляху в ее бытность привозили в здешние поселе­ния товары. На этом ее память обрывалась, не подкрепленная рассказами ни отца-матери, которых у нее рано не стало, как и деда с бабушкой. Быть может, Павлоградский шлях и был некогда при отходе от Самары тем Залозным шляхом в про­шлом, его каким-то путевым отрезком. С ему созвучными на­званиями вон сколько рек осталось по западному склону До­нецкого кряжа!

Приметы приметами, однако чумаки ориентировались преимущественно по звездам в небе, когда ехали «по холод­ку», едва спадал летний зной. Там для них были и свой Чу­мацкий шлях, который, заметим, только над Украиной счита­ется таковым, ибо словно отражением кажется земного шля­ха чумаков, с просыпанной звездчато чумацкой солью, да и тянется небесный прямохонько с севера на юг, в крымскую сторону, в остальных же краях его именуют Млечным путем. И Чумацкий Воз есть в небе. Кто ж, как не чумаки, так про­звали созвездие Стожары, или Волосожары, или, наконец, Медведица вкупе с Полярной звездой, вкруг которой, точно вкруг кола-стожара, вертится на дышле тот Воз.

Вглядываюсь в них, в извечные ориентиры моих предков, особенно в лунную пору, и замираю от внезапно охватываю­щего все мое естество ощущения отдаленной и вместе с тем кровной причастности к путям-дорогам чумаков и к ним са­мим. А звезды и звездочки мигают, мигают маняще и крупнятся, искрясь и посверкивая, точно в взаправдашние крупи­цы соли обращаются пред моим взором, вот уж и в наплывшей из-за напряженного взгляда слезе взблескивают во весь глаз, скатываются по щеке и солонят губы.

И не спешу отмахнуться, поспешно отрешиться от этого неземного наваждения — пусть и скоротечной, но столь ощу­тимой — почти физической! — связи с небесными чумацкими путеводными ориентирами — и Шляхом, и Возом, в которых помигивает, проступает воочию история бывших моих прямых предков, история отчей земли.

Источник: Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Каштан, 2004. – С. 198-200; с. 225-227.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *