далай лама чем знаменит
Интересные факты о Далай ламе: как его избирают и что он проповедует?
Далай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы.
Кто такой Далай Лама?
Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета.
Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно.
Как его избирают?
После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.
Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.
После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.
Однако эта процедура, как сказал сам Тэнцзин Гьямцхо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующего перевоплощения, он тоже будет верным.
Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.
Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.
Что проповедует Далай Лама?
Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия.
Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления.
В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера.
Какой сейчас Далай Лама по счету?
Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.
Интересные факты о Далай Ламе
В отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы.
Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:
Заключение
Далай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле.
Далай-лама: человек, умеющий сострадать
Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.
В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой для буддистов. Сторонники этой религии верят, что — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость.
«Церемониальная роль? Это не для меня. Стать вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны делать! Иначе, вы будете просто куклой. пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». ( XIV)
В поисках ламы
не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа.
Духовный лидер
Биография Далай-ламы
Конечно, нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь.
Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом».
Цитаты Далай-ламы
«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно».
«Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему».
«Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты».
Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы.
Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.
Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное.
Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам.
Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений.
Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе.
Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы.
Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам важное.
Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта.
Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает.
Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца.
Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую».
Цари горы Дворцы над облаками и «половина богатства мира». Как жили Далай-ламы
«Лента.ру» продолжает рассказывать о роскошной жизни священнослужителей разных религий. В прошлый раз речь шла об Александре VI Борджиа — самом развратном Папе Римском в истории, прозванным за свое поведение «аптекарем Сатаны». Сегодня мы расскажем о Далай-ламах, построивших роскошный дворец на «крыше мира».
Буддийские монахи у большинства ассоциируются с аскетизмом, частыми медитациями и уходом от всего мирского. В большинстве случаев так и бывает, но есть исключения — монахи, облеченные властью. На различных этапах истории Тибета духовный лидер местных буддистов Далай-лама был не только религиозным, но и политическим руководителем страны со всеми вытекающими последствиями. Далай-ламы отдавали приказы армиям, назначали чиновников, боролись с коррупцией и строили себе дворцы, как и все уважающие себя правители.
И друг степей Сонам
В 1578 году верховный лама школы Гелугпа Сонам Гьяцо обратил в буддизм хана племени тумэтов Амду — живущих во Внутренней Монголии монголов. Благодарный хан. Ради такого события ламу пригласили в степь на курултай монгольской знати, где лама даровал хану титул Брахмы — повелителя религии. В ответ хан наградил ламу золотой печатью с надписью «Печать Ваджрадхары-Далай-ламы. Да будет победа!»
С этого момента верховные ламы и стали пользоваться титулом Далай-ламы, причем Сонам Гьяцо стал сразу Далай-ламой III, а его предшественники на посту верховного ламы стали соответственно Далай-ламами Вторым и Первым. Такое решение было связано с тем, что Сонама еще в трехлетнем возрасте объявили реинкарнацией верховного ламы Гендуна Гьяцо, который собственно посмертно и стал Далай-ламой I. Впрочем, третий по счету Далай-лама насладиться своим статусом не смог. Большую часть жизни он провел в монгольской степи, где и скончался в 1588 году.
Выше только любовь
По-настоящему развернулись Далай-ламы лишь в XVII веке, когда Далай-лама V (в миру Нгаванг Лобсанг Гьяцо) сконцентрировал в руках не только религиозную власть в рамках школы Гелугпа, но и политическую власть над Тибетом, которую ему даровал в 1642 году правитель одного из калмыцких племен Гуши-хан. На радостях уже спустя три года после торжественного въезда в столицу страны Лхасу Далай-лама V построил для себя дворец Потала, который оставался резиденцией всех далай-лам вплоть до 1959 года, когда Далай-лама XIV бежал от китайского завоевания Тибета.
Дворец был построен на высоте 3 километров 700 метров, что сделало его самым высокогорным дворцом в мире. Чтобы у живущих в высокогорье тибетцев не возникали вопросы, кто тут самый главный, дворец Потала построили на холме Марпо Ри. Строительство было начато в 1645 году, а уже спустя четыре года во дворец переехала вся тибетская администрация.
Материалы по теме
Папа разврата
Снаружи дворец напоминал крепость, хотя никаких фортификационных сооружений здесь не было. Первоначально на холме был построен лишь дворец из белого камня, получивший имя Потранг Карпо. Да и он полностью был завершен лишь в 1690 году — 20 лет спустя после смерти Далай-ламы V. Сразу же после завершения строительства Белого дворца были начаты работы над Красным дворцом — Потранг Марпо. Его же использовали в качестве хранилища священных текстов и реликвий, библиотеку и место для встреч с простыми смертными.
Еще одна функция дворца Потала — служить могилой для Далай-лам. Одну из главных частей дворца образовывают восемь усыпальниц, покрытых золотом и украшенных драгоценными камнями. Первой погребальной пагодой стала усыпальница строителя дворца Далай-ламы V. На нее ушло 3 721 килограмм золота, а современники беззастенчиво утверждали, что на ее украшение ушла «половина богатств мира».
Богато украшены были и залы для молитв: золото, драгоценные камни и шелк, который лидерам Тибета в большом количестве дарили китайские императоры в надежде на добрососедские отношения. Так самый крупный павильон украшен великолепными занавесками, подаренными цинским императором Канси. По преданию на их изготовление ушел целый год, причем для того чтобы их вместить — была построена отдельная мастерская с большим залом.
Райский сад
Однако Поталы Далай-ламам довольно быстро стало не хватать, и в 1755 году был заложен еще один дворец — Норбулинка, которому предстояло стать летней резиденцией правителя Тибета. На его строительство ушло почти 30 лет, так что начавший возведение летнего дворца Далай-лама VII толком не успел им насладиться — завершено строительство было лишь в 1783 году уже при Далай-ламе VIII. С тех пор и вплоть до бегства Далай-ламы XIV из Тибета в зимние месяцы правители Тибета жили в Потале, которая стала зимним дворцом, а летом — в Норбулинке.
Материалы по теме
Пир во время чумы: спецпроект «Ленты.ру»
Общая площадь дворцового комплекса составила 36 гектаров, а парк вокруг дворца раскинулся на 3,6 квадратных километра. Его называют самым высокогорным садом в мире, «кислородным баром». Всего на территории дворцового комплекса расположены пять дворцов: оригинальный трехэтажный Келсанг Потранг, построенный при восьмом Далай-ламе Тсокил Потранг, возведенные Далай-ламой XIII Золотой Линка и Ченсел Потранг, а также Мигур Потранг, построенный Далай-ламой XIV незадолго до бегства из Тибета.
Все дворцы украшены фресками с традиционным орнаментом, шелковыми занавесками и ширмами, а в молельных комнатах расположены богато украшенные золотые статуи Будды. Также в парке возвели павильон Кхамсум Цилнон, где далай-ламы слушали тибетские оперы и музыкальные представления. Дворец был окружен двумя рядами стен. Внешние стены обозначали границы всего комплекса, а внутренние — личную территорию Далай-ламы, куда имел право заходить только он сам и самые близкие ему люди.
Но и для посетителей внешней части парка действовал строгий дресс-код: никакой европейской одежды, полный запрет на шляпы и обувь. Гостей тщательно обыскивали, а контролировать территорию огромного парка помогали могучие тибетские мастифы. Собак привязывали к стенам с помощью длинных канатов из шерсти яков, так чтобы они могли контролировать часть стены.
Но если мастифы должны были охранять покой далай-ламы, то лхасские апсо — развлекать правителя. Когда именно была выведена декоративная порода собак — неизвестно, зато любовь тибетских монахов к маленьким собачкам сомнений не вызывает. И в Норбулинке, и в Потале собачки жили в роскоши, спали на богато расшитых подушках и свободно разгуливали по большей части комнат.
Увы, все меры предосторожности помогали правителям Тибета далеко не всегда. Почти все далай-ламы с VI по XII прожили короткие жизни и, вероятно, были отравлены. Последний Далай-лама был вынужден бежать из Лхасы в возрасте 23 лет, а по-настоящему насладиться властью и теми благами, которая она дарует, смог лишь Далай-лама XIII.
Прощальная вечеринка
Несмотря на то что далай-ламы формально оставались политическими лидерами Тибета в XVIII и XIX веках, огромное влияние в Лхасе имел наместник китайской империи Цин, который зачастую реально управлял страной, назначал регентов при малолетних далай-ламах и отправлял на тот свет неугодных Пекину сановников. Далай-лама XIII (в миру Тхуптэн Гьяцо) стал первым за долгие годы далай-ламой, который вернул реальную власть над Тибетом. Он руководил страной и буддистами-ламаистами с 1895 по 1933 годы и на протяжении всего своего правления старался оживить дряхлеющую теократию.
Попытки реформирования системы государственного управления, борьба с коррупцией, нововведения в армии, — далеко не все проекты Тхуптэна завершились успехом, но Тибет во время его царствования окончательно вышел из вассальной зависимости от Китая и в 1912 году объявил о полной независимости. Одной из кампаний Далай-ламы XIII стала борьба за аскетизм буддийских монахов. Им запретили употреблять алкоголь и внимательно следили за соблюдением всех постов.
При этом все население Тибета было разделено на три сословия, а сами сословия — на разряды. Монахи принадлежали к высшему сословию, а 95 процентов населения страны отнесли к третьему — самому низшему сословию. Бедность же людей была объяснена их грехами в прошлых инкарнациях. Закон гласил, что жизнь представителя высшего разряда первого сословия ценится на вес золота, а самого низкого разряда третьего сословия — стоит как пучок соломы.
Значительная часть собственности была перераспределена в пользу монастырей, которые начали предоставлять населению кредиты под 20-30 процентов годовых. Можно было взять деньги в рост и у администрации Далай-ламы, причем всего под 10 процентов годовых. Были введены разнообразные трудовые повинности, включая и чистую барщину.
Рост доходов казны позволил Далай-ламе XIII расширить дворец Потала, достроив для себя богато украшенный Золотой павильон, выстроить себе два дворца в комплексе Норбулинка, провести во дворцы электричество, телеграф, а затем и телефон, а также радовать себя всевозможными достижениями цивилизации. Так, например, ко двору Далай-ламы был доставлен первый автомобиль. Для этого машину пришлось разобрать на части и собрать под руководством британских инженеров уже в Лхасе.
После того как в 1949 году в Китае к власти окончательно пришли коммунисты, над Далай-ламой стали сгущаться тучи. Пекин не скрывал своего желания вернуть Тибет под свое управление, и в 1950 году в «Страну снегов» вошла Народно-освободительная армия Китая. Однако пятнадцатилетнего Далай-ламу и его двор это не смутило. Тэнцзин Гьяцо был провозглашен политическим лидером Тибета прямо в разгар китайского вторжения, а сам Далай-лама XIV заключил с Пекином мирное соглашение, по которому сохранил духовную власть и большую часть богатств.
Более того, в 1950-е годы по приказу Далай-ламы в Норбулинке была построена новая роскошная вилла, а в гараж правителя закупили новые автомобили. Правда, в силу неразвитости дорожной сети передвигаться Далай-ламе приходилось не на роскошных лимузинах, а на внедорожниках Land Rover. Несмотря на это Тэнцзин и его окружение не оставляли мыслей о возвращении политической власти и поддержали антикитайское восстание в 1959 году, после разгрома которого Далай-лама XIV вынужден был бежать из страны.
С тех пор духовный лидер буддистов-ламаистов живет в Индии и демонстрирует подчеркнутую скромность и аскетичность. Что впрочем не мешает ему останавливаться в пятизвездочных отелях, пользоваться в зарубежных поездках представительскими автомобилями и восседать на золотых тронах.
Далай-лама
Фото Все
Видео Все
Далай лама XIV. Полезно ли злиться?
Сердце, отданное людям. Далай-лама XIV
Далай-лама. Интервью Джону Оливеру (2017)
Далай-лама — биография
Далай-лама восходит корнями к 1391 году, является линией передачи в тибетском буддизме. Воплощает бодхисатву Авалокитешвару, бодхисатву сострадания.
Самая миролюбивая религия в мире – буддизм. Ни одна война не проходила под ее флагами, ни один из приверженцев буддизма не пытался насильно насадить свою веру вопреки воле другого человека. Далай-лама является истинным воплощением духа этой религии, нравственным ориентиром для приверженцев буддизма. Далай-лама переводится с монгольского как «Океан мудрости» или «Великий учитель», но это лишь часть того, кем является этот человек для буддистов. Эти люди свято верят, что Далай-лама воплощает на земле идею сострадания, что их предназначение в служении людям. Именно из них получаются духовные, а до недавних пор еще и светские правители и лидеры Тибета, провинции в Китае, которая на протяжении десятилетий боролась за независимость.
Духовный титул
Этот духовный титул начал свой отсчет с далекого 1578 года, когда возникло понятие далай-лама. Его создатель – Алтан-хан Амда, обращенный в буддизм гуру Сонамом Гьянцо, представлявшим тибетскую школу Гелуг.
Гьянцо получил от правителя два ценнейших подарка. Первым была золотая печать с необычной надписью, вторым – перевод на монгольский язык имени правителя. Так впервые прозвучало слово, которое носили представители религиозной «крыши мира».
Гуру Сонам Гьянцо
Прошло немного времени, и Сонам стал третьим далай-ламой, а его предшественники – Гендун Друп и Гендун Гьяцо соответственно первым (I) и вторым (II). Звание далай-лама не передается по наследству и не является результатом выборов претендента. Учение гласит, что после смерти действующего далай-ламы, монахи начинают искать ему достойную замену, которой может быть исключительно маленький мальчик. Это не новорожденный ребенок, ему должно быть не меньше, чем 49 дней после смерти его предшественника. Иногда поиски затягиваются на годы, потому, что монахам нужно найти именно того, кто является физическим воплощением сознания усопшего и реинкарнацией бодхисатвы.
При выборе кандидата учитывается все – символические знаки, пророчества, предсказания, оставленные напутствия предшественника. Помимо этого претендент должен успешно сдать предложенный ему тест, который заключается в узнавании вещей усопшего и людей из его окружения. Бывает так, что находится несколько преемников, и тогда истина восстанавливается с помощью жеребьевки с использованием золотой вазы.
Когда преемник прошел все испытания, его поселяют во дворце Потала, расположенном в столице Лхасу. Там его опекают и защищают мудрейшие из учителей, дают ему всестороннее образование. После наступления совершеннолетия далай-лама отказывается от регента и полностью вступает в свои права. Религиозный лидер к тому же управлял страной, исключением стали только два периода, разница между которыми составила десять лет – в 1949-м и 1959-м годах.
Ответ на вопрос «как приобрести статус далай-ламы» можно кратко сформулировать в одной фразе – главное родиться правильно.
Совсем недавно, осенью 2018 года появилось предложение действующего тибетского ламы изменить правила подбора кандидатов преемников, которыми тибетские буддисты руководствовались на протяжении свыше шестисот лет. Теперь претендентом может стать не только ребенок, но и двадцатилетний юноша. В 2017-м он вообще предлагал расширить круг преемников, и включить в него даже представительниц прекрасного пола.
Носители почетного титула
В истории буддизма Тибета было всего четырнадцать далай-лам. Отсчет начали вести с третьего, а первого и второго причислили к почетным обладателям титула только после их смерти. Каждый духовный лидер внес свою лепту в процветание своего народа, однако история отметила только нескольких из них, имеющих выдающиеся заслуги.
Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо
Первым в почетном списке можно назвать Далай-ламу Пятого, но не остался незамеченным и Четвертый, единственный из монгольской династии, носивший столь высокий титул. Пятого звали Нгаванг Лобсанг Гьяцо, а еще его звали Великий. Он остался в истории, как миролюбец. Именно ему удалось добиться объединения разрозненных политических сил Тибета, и сделать из них мощнейшую державу, при нем настоящие мастера художественного дела начали строить Потал, он добился относительного порядка в религиозной литературе.
Пятого далай-ламу так ценили и уважали, что о его смерти даже не сообщили, и скрывали этот факт целых пятнадцать лет. А то, что он не посещал приемы и официальные мероприятия, объясняли тем, что монах находится в глубокой медитации. Иногда вместо него на встречу присылали похожего «жителя монастыря», и обязательным условием проведения встречи должен быть полумрак.
Шестым далай-ламой стал Цангьянг Гьяцо, молодой поэт, которому был абсолютно чужд аскетизм. Он умел радоваться жизни, был обладателем роскошных волос, носил модную шелковую одежду, любил стрельбу из лука, вино и женщин.
Далай-лама Цангьянг Гьяцо
Он слыл искусным обольстителем представительниц прекрасного пола, в полной мере освоил сексуальную технику, никогда этого не скрывал, а наоборот, даже гордился своим умением. Гордились им и соотечественники. Но его биография обрывается на 23-летней отметке, он был отравлен врагами на берегу горного озера.
Следующего далай-ламу интересовали в основном возвышенные дела, он абсолютно не вникал в политику, хотя к концу своего земного пути вернул себе власть. Он прославился тем, что впервые за все годы пошел на сближение с представителями католической церкви. Помимо этого он стал автором восьми томов сочинений на духовную тему.
Появление Восьмого далай-ламы окутано легендой, которая гласит, что в год его рождения на ячменных стеблях образовывалось сразу пять колосков, и нашли его благодаря указаниям небесной радуги.
Девятый прожил меньше всех, он умер в девятилетнем возрасте, но остался в истории, как очень привлекательный ребенок с очень сильным, магнетическим воздействием на окружающих.
После его смерти на поиски нового далай-ламы потратили десять лет. Нашли его в бедной семье, он был несколько ограничен, абсолютно не интересовался политикой. Два следующих тоже рано ушли из жизни, им не было еще и двадцати лет.
А вот с Тринадцатым мудрецом народу повезло. Его интересовало все – внутренняя и внешняя политика, создание современного государства. К примеру, он ввел обязательную уплату налогов, активно боролся с коррупцией, поднял на должный уровень военную подготовку солдат.
Далай-лама сегодня
Нынешний, Четырнадцатый далай-лама родился 6 июля 1935 года. Его зовут Лхамо Дхондруб, он уроженец небольшой деревушки, которая территориально относится к китайской провинции. Родители были достаточно бедными, занимались фермерством, как и остальные односельчане. Основное занятие – выращивание картофеля и зерновых культур.
Память Лхамо бережно хранит воспоминания об отце, который позволял сыну дергать его за усы, о маме, которая была добрейшим человеком. В их семье родилось шестнадцать детей, но выжили только семеро – пять сыновей и две дочери. На плечах старшей сестры Лхамо был весь дом, она также помогала роженицам, кода возникала такая необходимость. Двое братьев Лхамо тоже посвятили свою жизнь монашеству.
Мальчику было всего три годика, когда его нашли монахи, отправившиеся на поиски преемника скончавшегося далай-ламы. Они ориентировались по знакам на воде, а также двигались в том направлении, куда была повернута голова усопшего Тринадцатого мудреца. Поисковый отряд быстро нашел нужный дом, но о цели своего визита они рассказывать не спешили, попросились переночевать, чтобы понаблюдать за маленьким Лхамо. Он узнал их сразу.
Через день монахи показали мальчику привезенные вещи покойного гуру, и он безошибочно их назвал. В 1940 году Дхондруб официально стал духовным лидером, его нарекли новым, очень длинным именем, которое в сокращении звучит как Гьямцхо.
В возрасте 15 лет он уже владел и светской властью. Целых десять лет далай-лама потратил на урегулирование китайско-тибетского вопроса, но был изгнан в Индию. С того самого времени он проживает в городе Дхарамсала.
В биографии XIV далай-ламы есть любопытный факт знакомства и тесного общения с Генрихом Харрером, известным приверженцем нацизма. Это обстоятельство часто используют китайские пропагандисты, которые хотят очернить его имя, хотя сам гуру говорит, что ничего не слышал о нацистах. Воспоминания Генриха запечатлены в книге под названием «Семь лет в Тибете», которая легла в основу полнометражной картины с участием актера Брэда Питта.
Далай-лама XIV работал над новой политической моделью развития не только своего Тибета, но и всего мира, и за это в 1989 году получил Нобелевскую премию. Он большой приверженец науки, даже клонирование и создание искусственного интеллекта нашли у него поддержку.
В 2007 году он сказал, что практически не принимает участия в государственных делах, находится в своеобразной отставке. В 2011 году он полностью сложил полномочия государственного деятеля. Далай-лама несколько раз бывал с визитами и в России.
Осенью 2017 года мудрец выступил с циклом лекций и комментариями к ним в Риге. После этого встретился с российской интеллигенцией, в частности с солистом группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым. Тогда же он сказал, что Россия имеет большой потенциал и все шансы стать главной нацией в мире. Спустя год он снова отметил, что Россия – ведущая мировая держава, что президент страны ведет активную политику, бывает в разных странах, и это не может не вызвать восхищения его деятельностью.
В 2017 году Борис Гребенщиков подарил далай-ламе своеобразное музыкальное подношение в виде композиции «Белая лошадь». Смысл ее заключается в том, что белая лошадь покидает свою уютную конюшню, и отправляется искать свободу, равносильно нашей душе, мечущейся в поисках просветления в соответствии с учениями буддизма.
Эта композиция не единственная в репертуаре группы «Аквариум», которая посвящена буддизму. Музыканты исполняют также песни «Ножи бодхисатвы» и «Вперед, бодхисатва!».
Исповедуя духовное просветление, далай-лама делится своей мудростью, представленной в многочисленных цитатах и афоризмах. О нем снимаются фильмы, его портреты представлены на выставках фотографии и живописи. В 2018 году на экраны вышла документальная лента «Медитация о Далай-ламе».
Его святейшество имеет свой официальный сайт, на котором содержатся сведения о его деятельности на ближайшие несколько лет. Вся жизнь мудреца проходит в молитвах, учениях, молебнах, визитах. Нет в ней места только личной жизни, ее полностью заменила глубокая вера. Речи духовника можно услышать по радио или включить онлайн-трансляцию в интернете. На той же странице можно увидеть фото далай-ламы и познакомиться с его биографией.
В начале 2019 года испанская журналистка Алехандра Силва опубликовала в своем Инстаграм информацию о том, что ее ребенок от Ричарда Гира был благословлен далай-ламой.
Само понятие далай-лама не принадлежит к какому-то конкретному человеку, который соблюдает мораль и нравственность. Этим именем можно назвать любого, кто способен сохранить спокойствие в этом безумном мире, кто просто созерцает мир, безгранично любит людей, в особенности ближних и умеющий оставаться счастливым, несмотря ни на что.