далай лама чем известен
Интересные факты о Далай ламе: как его избирают и что он проповедует?
Далай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы.
Кто такой Далай Лама?
Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета.
Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно.
Как его избирают?
После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года.
Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.
После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.
Однако эта процедура, как сказал сам Тэнцзин Гьямцхо, не стоит на камне. Если две трети тибетцев захотят изменить метод определения следующего перевоплощения, он тоже будет верным.
Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране.
Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать.
Что проповедует Далай Лама?
Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия.
Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления.
В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера.
Какой сейчас Далай Лама по счету?
Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте.
Интересные факты о Далай Ламе
В отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы.
Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:
Заключение
Далай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле.
Краткая биография
Его Святейшество Четырнадцатый Далай-лама, Тензин Гьяцо, называет себя простым буддийским монахом. Далай-лама — духовный лидер тибетцев. Он родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в небольшом поселении Такцер в провинции Амдо на северо-востоке Тибета. В двухлетнем возрасте ребенка, который в то время носил имя Лхамо Дхондуп, признали воплощением предыдущего Тринадцатого Далай-ламы, Тхуптена Гьяцо.
Последователи тибетского буддизма почитают Далай-лам как воплощение Авалокитешвары или Ченрезига, бодхисаттвы сострадания и покровителя Тибета. Бодхисаттва — это существо, посвятившее себя достижению высшей цели духовных исканий, пробуждения, во имя счастья и благоденствия всех живых существ и давшее клятву перерождаться вновь и вновь, чтобы оказывать им помощь.
Образование в Тибете
Его Святейшество начал учиться в монастыре в шестилетнем возрасте. Учебная программа, восходящая к традиции монастыря-университета Наланда, состояла из пяти основных и пяти дополнительных предметов. Среди основных дисциплин были логика, изобразительное искусство, санскритская грамматика и медицина, но главный упор делался на буддийской философии, которая в свою очередь включала пять разделов: праджняпарамита, совершенная мудрость; мадхьямака, философия Срединного пути; виная, свод правил монашеской дисциплины; абхидхарма, метафизика; и прамана, логика и теория познания. Среди пяти дополнительных предметов были поэзия, драматическое искусство, астрология, написание сочинений и изучение синонимов.
В 1959 году в возрасте 23 лет Его Святейшество держал выпускные экзамены в Лхасе в храме Джокханг во время Великого молитвенного собрания (Монлам Ченмо). Сдав экзамены с отличием, он получил степень геше-лхарампы, высшую ученую степень в буддийской философии.
Государственные обязанности
В 1950 году, после начала китайского вторжения в Тибет, тибетцы попросили Его Святейшество принять на себя политическую власть в стране. В 1954 году он отправился в Пекин, где встретился с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в том числе с Дэн Сяопином и Чжоу Эньлаем. Наконец в 1959 году, вслед за жестоким подавлением китайскими войсками восстания в Лхасе, Его Святейшество вынужден был бежать из Тибета. С тех пор он живет в Дхарамсале на севере Индии.
В первые годы изгнания Центральная тибетская администрация, возглавляемая Его Святейшеством, подняла тибетский вопрос в ООН. Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции по Тибету в 1959, 1961 и 1965 годах.
Процесс демократизации
В 1963 году Его Святейшество выступил с проектом демократической конституции Тибета, а затем провел ряд реформ по демократизации Центральной тибетской администрации. Новую конституцию назвали «Хартией тибетцев в изгнании». Хартия закрепляет свободы слова, вероисповедания, собраний, передвижения и выбора места жительства. Она также подробно регулирует деятельность Центральной тибетской администрации в изгнании.
В 1992 году Центральная тибетская администрация опубликовала план принятия конституции будущего свободного Тибета. В соответствии с ним в свободном Тибете прежде всего необходимо учредить временное правительство, первоочередной задачей которого станет избрание конституционной ассамблеи для работы над проектом и принятием новой демократической конституции страны. Его Святейшество выразил надежду, что будущий Тибет объединит три исторические провинции — У-Цанг, Амдо и Кам — и станет демократическим федеральным государством.
В мае 1990 года благодаря реформам Его Святейшества тибетская администрация в изгнании стала полностью демократической. Тибетский кабинет министров (кашаг), члены которого назначались Его Святейшеством, был распущен, как и десятая ассамблея тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании). В том же году тибетцы, живущие в изгнании в Индии и более чем 33 странах мира, прямым голосованием избрали 46 депутатов расширенной одиннадцатой ассамблеи. Ассамблея в свою очередь назначила новых членов кабинета министров.
В сентябре 2001 года был сделан следующий шаг в сторону демократизации: тибетцы напрямую избрали калон-трипу, председателя кабинета министров. Калон-трипа назначил собственный кабинет, который затем был одобрен тибетским парламентом. Впервые за долгую историю Тибета люди сами избирали своих политических руководителей. После прямых выборов калон-трипы обычай, по которому Далай-ламы через Гаден Пходранг осуществляли как светскую, так и духовную власть в Тибете, прекратил свое существование. В 2011 году, полностью передав государственные полномочия в руки выборного руководства, Его Святейшество удалился от политических дел.
Мирные инициативы
21 сентября 1987 года, обращаясь к членам Конгресса США в Вашингтоне, Его Святейшество предложил «Мирный план из пяти пунктов», призванный стать первым шагом на пути к мирному урегулированию все ухудшающейся ситуации в Тибете. Пять пунктов были следующими:
15 июня 1988 года в обращении к депутатам Европейского парламента в Страсбурге Его Святейшество внес тщательно разработанное положение, дополняющее пятый пункт «Мирного плана». Он предложил начать переговоры между тибетской и китайской сторонами с целью учредить демократические органы самоуправления в трех тибетских провинциях. Учреждение подобных местных органов власти соответствует принципам, на которых построена Китайская Народная Республика, а правительство Китая и дальше будет контролировать международную и военную политику Тибета.
Всемирное признание
Его Святейшество Далай-лама — вестник мира. В 1989 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира за ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Он неизменный сторонник политики ненасилия даже перед лицом крайней жестокости. Он также стал первым человеком, которому присудили Нобелевскую премию мира за усилия по охране окружающей среды.
Его Святейшество побывал в более чем 67 странах мира на шести континентах. Он получил более 150 наград, почетных докторских степеней, премий и других знаков отличия, отмечающих его труд по продвижению мира, ненасилия, межрелигиозного понимания, глобальной ответственности и сострадания. Он также автор и соавтор более чем ста десяти книг.
Его Святейшество ведет обсуждения с главами самых разных вероисповеданий и принимает участие во множестве конференций, направленных на продвижение межрелигиозной гармонии и взаимопонимания.
В середине 80-х годов прошлого века Его Святейшество начал диалог с современными учеными, главным образом в областях психологии, нейробиологии, квантовой физики и космологии. В результате этого диалога началось судьбоносное сотрудничество между буддийскими монахами и учеными с мировым именем; их цель — помочь людям обрести покой ума. Кроме того, в учебные программы тибетских монастырей-университетов, учрежденных в изгнании, ввели преподавание естественных наук.
Отказ от политических полномочий
14 марта 2011 года Его Святейшество направил письмо в Ассамблею тибетских народных депутатов (тибетский парламент в изгнании), попросив снять с него все государственные полномочия, ведь согласно «Хартии тибетцев в изгнании» формально он все еще оставался главой государства. Его Святейшество объявил, что прекращает традицию, по которой Далай-ламы наделялись духовной и светской властью в Тибете. Он объяснил, что хочет посвятить себя только духовным занятиям, как делали первые четыре Далай-ламы. Его Святейшество подтвердил, что демократически избранное руководство теперь полностью в ответе за государственные дела Тибета. Гаден Пходранг с этого момента будет выполнять лишь функции официальной канцелярии и управления делами Далай-лам.
29 мая 2011 года Его Святейшество подписал документ о формальной передаче светской власти демократически избранному лидеру. Этим актом он официально завершил 368-летнюю традицию, согласно которой Далай-ламы были духовными и светскими лидерами Тибета.
Будущее
Еще в 1969 году Его Святейшество определенно заявил, что вопрос о том, будет или нет новое воплощение Далай-ламы, предстоит решать тибетцам, монгольским народам и жителям Гималайского региона. Однако в отсутствие ясных рекомендаций нельзя было исключить опасность, что, если линию Далай-лам будет решено продолжить, некоторые заинтересованные стороны могут использовать это к своей политической выгоде. Поэтому 24 сентября 2011 года было опубликовано четкое руководство по поискам и признанию воплощения следующего Далай-ламы, которое не оставило места для сомнений и измышлений.
Его Святейшество объявил, что в возрасте около 90 лет он проведет совет со старшими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. В руководстве также излагаются различные способы распознавания его преемника. Если будет принято решение о необходимости признания Пятнадцатого Далай-ламы, ответственность за его поиск главным образом должна лечь на сотрудников фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Им следует провести консультации с главами различных буддийских традиций Тибета и надежными, взявшими на себя обеты защитниками Дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам. Они должны прислушиваться к советам и указаниями вышеназванных лиц и вести поисковые экспедиции и распознавание нового воплощения согласно их наставлениям. Его Святейшество сказал, что оставит ясные письменные инструкции на этот счет. Он также предупредил, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть распознана и признана никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской Народной Республике.
Цари горы Дворцы над облаками и «половина богатства мира». Как жили Далай-ламы
«Лента.ру» продолжает рассказывать о роскошной жизни священнослужителей разных религий. В прошлый раз речь шла об Александре VI Борджиа — самом развратном Папе Римском в истории, прозванным за свое поведение «аптекарем Сатаны». Сегодня мы расскажем о Далай-ламах, построивших роскошный дворец на «крыше мира».
Буддийские монахи у большинства ассоциируются с аскетизмом, частыми медитациями и уходом от всего мирского. В большинстве случаев так и бывает, но есть исключения — монахи, облеченные властью. На различных этапах истории Тибета духовный лидер местных буддистов Далай-лама был не только религиозным, но и политическим руководителем страны со всеми вытекающими последствиями. Далай-ламы отдавали приказы армиям, назначали чиновников, боролись с коррупцией и строили себе дворцы, как и все уважающие себя правители.
И друг степей Сонам
В 1578 году верховный лама школы Гелугпа Сонам Гьяцо обратил в буддизм хана племени тумэтов Амду — живущих во Внутренней Монголии монголов. Благодарный хан. Ради такого события ламу пригласили в степь на курултай монгольской знати, где лама даровал хану титул Брахмы — повелителя религии. В ответ хан наградил ламу золотой печатью с надписью «Печать Ваджрадхары-Далай-ламы. Да будет победа!»
С этого момента верховные ламы и стали пользоваться титулом Далай-ламы, причем Сонам Гьяцо стал сразу Далай-ламой III, а его предшественники на посту верховного ламы стали соответственно Далай-ламами Вторым и Первым. Такое решение было связано с тем, что Сонама еще в трехлетнем возрасте объявили реинкарнацией верховного ламы Гендуна Гьяцо, который собственно посмертно и стал Далай-ламой I. Впрочем, третий по счету Далай-лама насладиться своим статусом не смог. Большую часть жизни он провел в монгольской степи, где и скончался в 1588 году.
Выше только любовь
По-настоящему развернулись Далай-ламы лишь в XVII веке, когда Далай-лама V (в миру Нгаванг Лобсанг Гьяцо) сконцентрировал в руках не только религиозную власть в рамках школы Гелугпа, но и политическую власть над Тибетом, которую ему даровал в 1642 году правитель одного из калмыцких племен Гуши-хан. На радостях уже спустя три года после торжественного въезда в столицу страны Лхасу Далай-лама V построил для себя дворец Потала, который оставался резиденцией всех далай-лам вплоть до 1959 года, когда Далай-лама XIV бежал от китайского завоевания Тибета.
Дворец был построен на высоте 3 километров 700 метров, что сделало его самым высокогорным дворцом в мире. Чтобы у живущих в высокогорье тибетцев не возникали вопросы, кто тут самый главный, дворец Потала построили на холме Марпо Ри. Строительство было начато в 1645 году, а уже спустя четыре года во дворец переехала вся тибетская администрация.
Материалы по теме
Папа разврата
Снаружи дворец напоминал крепость, хотя никаких фортификационных сооружений здесь не было. Первоначально на холме был построен лишь дворец из белого камня, получивший имя Потранг Карпо. Да и он полностью был завершен лишь в 1690 году — 20 лет спустя после смерти Далай-ламы V. Сразу же после завершения строительства Белого дворца были начаты работы над Красным дворцом — Потранг Марпо. Его же использовали в качестве хранилища священных текстов и реликвий, библиотеку и место для встреч с простыми смертными.
Еще одна функция дворца Потала — служить могилой для Далай-лам. Одну из главных частей дворца образовывают восемь усыпальниц, покрытых золотом и украшенных драгоценными камнями. Первой погребальной пагодой стала усыпальница строителя дворца Далай-ламы V. На нее ушло 3 721 килограмм золота, а современники беззастенчиво утверждали, что на ее украшение ушла «половина богатств мира».
Богато украшены были и залы для молитв: золото, драгоценные камни и шелк, который лидерам Тибета в большом количестве дарили китайские императоры в надежде на добрососедские отношения. Так самый крупный павильон украшен великолепными занавесками, подаренными цинским императором Канси. По преданию на их изготовление ушел целый год, причем для того чтобы их вместить — была построена отдельная мастерская с большим залом.
Райский сад
Однако Поталы Далай-ламам довольно быстро стало не хватать, и в 1755 году был заложен еще один дворец — Норбулинка, которому предстояло стать летней резиденцией правителя Тибета. На его строительство ушло почти 30 лет, так что начавший возведение летнего дворца Далай-лама VII толком не успел им насладиться — завершено строительство было лишь в 1783 году уже при Далай-ламе VIII. С тех пор и вплоть до бегства Далай-ламы XIV из Тибета в зимние месяцы правители Тибета жили в Потале, которая стала зимним дворцом, а летом — в Норбулинке.
Материалы по теме
Пир во время чумы: спецпроект «Ленты.ру»
Общая площадь дворцового комплекса составила 36 гектаров, а парк вокруг дворца раскинулся на 3,6 квадратных километра. Его называют самым высокогорным садом в мире, «кислородным баром». Всего на территории дворцового комплекса расположены пять дворцов: оригинальный трехэтажный Келсанг Потранг, построенный при восьмом Далай-ламе Тсокил Потранг, возведенные Далай-ламой XIII Золотой Линка и Ченсел Потранг, а также Мигур Потранг, построенный Далай-ламой XIV незадолго до бегства из Тибета.
Все дворцы украшены фресками с традиционным орнаментом, шелковыми занавесками и ширмами, а в молельных комнатах расположены богато украшенные золотые статуи Будды. Также в парке возвели павильон Кхамсум Цилнон, где далай-ламы слушали тибетские оперы и музыкальные представления. Дворец был окружен двумя рядами стен. Внешние стены обозначали границы всего комплекса, а внутренние — личную территорию Далай-ламы, куда имел право заходить только он сам и самые близкие ему люди.
Но и для посетителей внешней части парка действовал строгий дресс-код: никакой европейской одежды, полный запрет на шляпы и обувь. Гостей тщательно обыскивали, а контролировать территорию огромного парка помогали могучие тибетские мастифы. Собак привязывали к стенам с помощью длинных канатов из шерсти яков, так чтобы они могли контролировать часть стены.
Но если мастифы должны были охранять покой далай-ламы, то лхасские апсо — развлекать правителя. Когда именно была выведена декоративная порода собак — неизвестно, зато любовь тибетских монахов к маленьким собачкам сомнений не вызывает. И в Норбулинке, и в Потале собачки жили в роскоши, спали на богато расшитых подушках и свободно разгуливали по большей части комнат.
Увы, все меры предосторожности помогали правителям Тибета далеко не всегда. Почти все далай-ламы с VI по XII прожили короткие жизни и, вероятно, были отравлены. Последний Далай-лама был вынужден бежать из Лхасы в возрасте 23 лет, а по-настоящему насладиться властью и теми благами, которая она дарует, смог лишь Далай-лама XIII.
Прощальная вечеринка
Несмотря на то что далай-ламы формально оставались политическими лидерами Тибета в XVIII и XIX веках, огромное влияние в Лхасе имел наместник китайской империи Цин, который зачастую реально управлял страной, назначал регентов при малолетних далай-ламах и отправлял на тот свет неугодных Пекину сановников. Далай-лама XIII (в миру Тхуптэн Гьяцо) стал первым за долгие годы далай-ламой, который вернул реальную власть над Тибетом. Он руководил страной и буддистами-ламаистами с 1895 по 1933 годы и на протяжении всего своего правления старался оживить дряхлеющую теократию.
Попытки реформирования системы государственного управления, борьба с коррупцией, нововведения в армии, — далеко не все проекты Тхуптэна завершились успехом, но Тибет во время его царствования окончательно вышел из вассальной зависимости от Китая и в 1912 году объявил о полной независимости. Одной из кампаний Далай-ламы XIII стала борьба за аскетизм буддийских монахов. Им запретили употреблять алкоголь и внимательно следили за соблюдением всех постов.
При этом все население Тибета было разделено на три сословия, а сами сословия — на разряды. Монахи принадлежали к высшему сословию, а 95 процентов населения страны отнесли к третьему — самому низшему сословию. Бедность же людей была объяснена их грехами в прошлых инкарнациях. Закон гласил, что жизнь представителя высшего разряда первого сословия ценится на вес золота, а самого низкого разряда третьего сословия — стоит как пучок соломы.
Значительная часть собственности была перераспределена в пользу монастырей, которые начали предоставлять населению кредиты под 20-30 процентов годовых. Можно было взять деньги в рост и у администрации Далай-ламы, причем всего под 10 процентов годовых. Были введены разнообразные трудовые повинности, включая и чистую барщину.
Рост доходов казны позволил Далай-ламе XIII расширить дворец Потала, достроив для себя богато украшенный Золотой павильон, выстроить себе два дворца в комплексе Норбулинка, провести во дворцы электричество, телеграф, а затем и телефон, а также радовать себя всевозможными достижениями цивилизации. Так, например, ко двору Далай-ламы был доставлен первый автомобиль. Для этого машину пришлось разобрать на части и собрать под руководством британских инженеров уже в Лхасе.
После того как в 1949 году в Китае к власти окончательно пришли коммунисты, над Далай-ламой стали сгущаться тучи. Пекин не скрывал своего желания вернуть Тибет под свое управление, и в 1950 году в «Страну снегов» вошла Народно-освободительная армия Китая. Однако пятнадцатилетнего Далай-ламу и его двор это не смутило. Тэнцзин Гьяцо был провозглашен политическим лидером Тибета прямо в разгар китайского вторжения, а сам Далай-лама XIV заключил с Пекином мирное соглашение, по которому сохранил духовную власть и большую часть богатств.
Более того, в 1950-е годы по приказу Далай-ламы в Норбулинке была построена новая роскошная вилла, а в гараж правителя закупили новые автомобили. Правда, в силу неразвитости дорожной сети передвигаться Далай-ламе приходилось не на роскошных лимузинах, а на внедорожниках Land Rover. Несмотря на это Тэнцзин и его окружение не оставляли мыслей о возвращении политической власти и поддержали антикитайское восстание в 1959 году, после разгрома которого Далай-лама XIV вынужден был бежать из страны.
С тех пор духовный лидер буддистов-ламаистов живет в Индии и демонстрирует подчеркнутую скромность и аскетичность. Что впрочем не мешает ему останавливаться в пятизвездочных отелях, пользоваться в зарубежных поездках представительскими автомобилями и восседать на золотых тронах.