дацан в бурятии это что
Иволгинский дацан
Центр духовной и культурной жизни Бурятии, архитектурный памятник, ключевая достопримечательность республики — все это об Иволгинском дацане. Дацан — буддистский храмовый комплекс, включающий в себя монастырь, университет, а также другие религиозные объекты.
Иволгинский дацан занимает почетное первое место среди буддистских храмов в России. Его полное название на тибетском языке звучит так: «Риво Гандан Геже Даши Чойнхорлин», что переводится как «Обитель Совершенного Колеса Учения, Горы, Приумножающей Добродетели Тушиты». Все гости дацана отмечают, что на территории храма чувствуется успокоение, радость и положительные эмоции. Кроме того, стоит побывать в Иволгинском дацане хотя бы потому, что его архитектура уникальна, она имеет большое значение для культуры России.
Расписание хуралов в Иволгинском дацане
Богослужения в монастыре проводятся ежедневно в четырех храмах: Сочген дугане, Маани-дугане, Жуд-дугане и Гунриг-дугане. Обычно они начинаются утром, в 9 часов (иногда — в 8 часов), а после перерыва — в 14 часов. Есть и вечерние хуралы — они проводятся 1–2 раза в неделю.
Посмотреть, когда и какие хуралы Иволгинского дацана проводятся в 2021 году, можно в актуальном расписании на официальном сайте. Чтобы записаться на экскурсию, позвоните в Визитно-информационный центр при дацане по телефону +7-(30140)-2-33-77.
Нетленный хамбо лама Этигэлов
В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.
История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.
Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.
Что посмотреть в монастыре
Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.
Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.
Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.
По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.
Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.
Необычайная история дацана длиной в 70 лет
Удивительно слышать, что буддийский монастырь в селе Верхняя Иволга начал свое существование в советское время, а именно в 1945 году. Причем его строительство было одобрено властями и осуществлялось в открытую — поразительно, если учесть, что в СССР любые религиозные течения подвергались гонениям. Почему же для бурятских буддистов сделали исключение?
Существует версия, что верующие буддисты поддерживали советскую армию финансово, предоставляя баснословные по тем временам суммы. За эти заслуги по окончании войны строительство храма было официально разрешено. Первым был возведен Чойра дуган (храм ламы), впоследствии он преобразовался в факультет университета. Это одно из старейших зданий дацана.
Вплоть до 2014 года храмовый комплекс разрастался: в нем постепенно появлялись новые дуганы, ступы-субурганы и даже открылась оранжерея священного дерева Бодхи. Последним был возведен Гунриг дуган, но его облик отлично вписался в архитектурный ансамбль Иволгинского дацана в Бурятии.
Как доехать к дацану из Улан-Удэ
Добраться до Иволгинского дацана можно на общественном транспорте, такси или на личном автомобиле. На какой транспорт сесть: сначала необходимо попасть на остановку «площадь Банзарова», от которой ходит два автобуса в Иволгинск: № 104 и № 130. Они же, кстати, проходят через остановки «ТК Народный», «Площадь Советов» и «Виадук», так что можно сесть на этот транспорт на любой из остановок. Автобус № 130 едет до остановки под названием «Конечная» в Иволгинске, автобус № 104 останавливается там же, но продолжает движение дальше, так что будьте внимательны и не пропустите ее.
В Иволгинске прямо на остановке «Конечная» стоят маршрутные такси, которые не имеют номера, но на них есть табличка «До дацана». Именно на них можно доехать до села Верхняя Иволга и остановиться прямо у ворот храмового комплекса. Со всеми пересадками и ожиданием транспорта вы потратите не больше часа.
На такси поездка займет меньше времени — около получаса, стоимость поездки из Улан-Удэ составит около 500 рублей. На личном транспорте вы доберетесь так же — по мосту через реку Селенга выезжайте к трассе А-340, по ней следуйте до Иволгинска (около 35 километров), а затем направляйтесь севернее в сторону Верхней Иволги (около 8 км).
Видео об Иволгинском дацане
8 фактов об Иволгинском дацане которые вас вдохновят на его посещение
Иволгнский дацан в Бурятии
Знаменитый Иволгинский дацан«Хамбын Сумэ», считается главным дацаном всего бурятского мира. Расположенный в непосредственной близости от Улан – Уде, Иволгинский дацан представляет собой храмовый комплекс, состоящий из множества ярких храмовых молитвенных домиков.
Лама Итигэлов в Иволгинском дацане
Иволгинский дацан– это часть поселения Иволгинск, расположенного в 30 километрах Западнее столицы Бурятии.Добраться до дацана, можно на личном автотранспорте, следуя по навигатору, либо по табличкам, указывающих дорогу, а так же маршрутным транспортам из центра Улан- Уде.
Иволгинский дацан был возведен в долине в 1945 году – неслыханная постройка для России тоговремени, когда все верующие всех конфессий подвергались репрессиям и гонениям.
Главной святыней Иволгинского дацана считается нетленное тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова.Тело находится в серединном храме красного цвета – мимо пройти невозможно – ищите самый видный и нарядный храм.
Увидеть Итигэлова можно только несколько раз в году по большим праздникам – лично мне этого пока так и не удалось сделать, но в дальнейшем я обязательно задамся этой целью.
Правила поведения в Иволгинском дацане все такие же как и во всех остальных религиозных места – не шуметь, не мешать, не мусорить, не курить, не сквернословить. Одетым быть не вызывающе, вести себятихо, бережно относиться ко всем реликвиям.Не нужно поворачиваться к статуям Будды спиной – поэтому выходить из храмов вам придется пятясь назад.
Заходить можно в открытые храмы – тут вам подскажут как себя вести и что сделать для того что бы окунуться в культуру и дух этого места. В одном из храмов на мои вопросы отвечал маленький мальчик лет 7 – который прекрасно ориентировался как в местных традициях и ритуалах, так и в языках.
Храмовый комплекс Иволгинского дацана состоит из нескольких дуганов:
Здесь же в небольшом деревянном домике располагается буддийский университет.
При входе – обязательно внимательно рассмотрите карту, которая располагается на воротах – что бы иметь ориентир.
Кстатикоманда travelinlife.ru еще не раз возвращалась в Инволгинский дацан после. И в одно из посещений, нам всё таки удалось увидеть своим глазами тело нетленного ламы.
Для меня Иволгинский дацан был далеко не первым приобщением к бурятской религии, поэтому я могла сравнивать – не такой внушающий почтение как Цугольский, более яркий чем Агинский, гораздо более разнообразный чем Читинский – на его территории не по 1, а сразу 10 храмов.
В самом сердце дацана можно увидеть оранжерею для священного дерева. Растущий только в тропическом климате вечнозеленый фикус, или дерево бодхи, прекрасно чувствует себя в суровом климате бурятских степей, укрытое заботой монахов.
Добраться до храма можно по автомобильной дороге А 340 Улан – Уде – Кяхта, следуя указателям.
В Иволгинском дацане можно посетить целителей и астрологов, а так же сувенирные лавки, которые располагаются как на территории самого дацана, так и извне – в очень большом количестве.
Иволгинский дацан — центр буддизма в России
Иволгинский дацан — самый известный буддистский храм не только в Бурятии, но и по всей России. Он расположен в 36 километрах от Улан-Удэ в Средней Иволге. Храмовый комплекс является одним из ключевых мест паломничества для буддистов со всего мира.
История дацана
При этом, строительство дацана началось относительно недавно. В 30-е годы прошлого века вся буддистская традиция в России была фактически полностью уничтожена силами Советов. Только к концу Великой Отечественной войны, когда в отношениях религий и государства наступила относительная оттепель, дацан разрешили построить. Данное событие задокументировано Постановлением Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 года за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга».
Буддистская община тут же начала сбор средств на строительство дацана. Верующие из закромов доставали священные артефакты и религиозную утварь, отправляя их в Среднюю Иволгу. На собранные средства удалось построить небольшой деревянный дом. Возводили его, в том числе, будущие прихожане храма.
Всего через полгода после разрешения на строительство, 12 декабря 1945 года, в деревянном дацане состоялась первая открытая служба “Сахюсан хурал”. А в феврале следующего, 1946 года, в Средней Иволге провели первые новогодние службы — с соблюдением всех религиозных обрядов и канонов.
В 1951 году для монастырского комплекса выделили землю. На полученной территории возвели жилые дома для лам, хозяйственные и служебные здания. Много позже, в 70-х, построили большинство храмов дацана.
В 1970 году построен второй восьмистенный Цогчен-дуган, с возведением в 1976 году третьего (современного) соборного храма, преобразованный в Деважин Сумэ. В в 1991 году на территории дацана был создан Буддийский университет.
Буддийские храмы в Бурятии — азиатский колорит в России
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Место, где сибирские непролазные леса встречаются со степями кочевых народов, где горные массивы с заснеженными пиками отражаются в непоколебимом зеркале глубоких озер, где веет ароматом таежной хвои и терпкими нотками вкусного кумыса.
Имя этому месту – Бурятия. Одна из самых буддийских республик нашей страны – настоящее «окно в Азию».
Сегодня мы расскажем про буддийские храмы в Бурятии, вместе ощутим на себе порыв бодрящего ветра, окунувшись в эту непередаваемую культуру Востока на русской окраине, проведем краткий экскурс в историю и узнаем, чем отличается архитектура бурятских храмов и сколько их разбросано по полям, степям, лесам и горам.
Немного истории
На рубеже XIV-XVвеков в тибетском буддизме зародилось течение гелуг. Его основоположником стал почитаемый многими буддистами Цонгхапа. Это учение стремительно распространялось по Центральной Азии, и к XVII веку, охватив Монголию, и достигло самой северной вершины – Бурятии.
Местные жители назвали основателя своей новой религии на местный манер – Зонхобо. Здесь его очень полюбили и даже сейчас ему отдают много почестей, а слава его не меньше, чем слава самого Будды.
Тогда население вело в основном кочевой образ жизни. С собой на вереницах тележек перевозили все – не только утварь, мебель и быстровозводимые дома-юрты, но и храмы-юрты, которые устанавливались по тому же принципу. Со временем люди начали оседать на местах, а с ними – их святилища.
Возникла необходимость воздвигать традиционные, стационарные храмы из дерева или камня. Постепенно на просторах возводились удивительные по своей форме буддистские храмы, слегка возвышавшиеся на холодных равнинах.
В 1741 году, только воцарившись на трон, Елизавета Петровна официально даровала буддизму статус одной из религий России, а к этому времени в одной только Бурятии уже насчитывалось одиннадцать дацанов и дуганов.
Это интересно! Дуган в «русском» буддизме – это буддистский храм, а дацан – монастырь и университет в одном ансамбле.
Позже тибетское учение стремительно развивалось за Байкалом, и перед революцией количество монастырей достигало 44. Некоторые источники, беря в расчет небольшие храмы, называют цифру в полторы сотни.
Это были настоящие центры просвещения. Здесь обучали философии, медицине, кулинарии, этике, биологии, изобразительному искусству, иконописи, скульптуре, чеканке. Более того, настоятели переводили зарубежные произведения, сами писали научные и художественные труды и печатали их тут же, в собственных типографиях.
Советская власть не обходила стороной религиозную жизнь людей и добралась до Бурят-Монгольской АССР – своей разрушительной силой она сравняла с землей многие дацаны. Однако после войны некоторые из них были восстановлены. Сейчас буддийская мысль процветает в Бурятии, а вздымающиеся к небу яркие крыши дуганов – визуальное тому подтверждение.
Что отличает бурятские храмы
Храмы – неотъемлемая часть жизни бурят. Под их сводами они совершают самые разные обряды, ритуалы, молятся, читают мантры, крутят хурдэ, устраивают празднества. Тут они чувствуют себя в спокойствии, гармонии и благоговении, вне пространства и времени.
Архитектура местных дуганов сложилась чудесным образом, под влиянием двух сил. С одной стороны, многие ламы были выходцами тибетских, монгольских, китайских школ и старались привычную культуру буддизма воссоздать в здешних постройках.
В то же время для строительства храмов не привлекались мастера-выходцы других стран, поэтому архитекторы из близлежащих сел и городов строили как привыкли: с некоторым налетом русского православия и в то же время с учетом особенностей суровых зим.
Так, например, поначалу основания храмов были крестообразными, в северной части пристраивался алтарь, фасад же украшали элементы русского зодчества. Постепенно от такой традиции отошли, и современные храмы имеют привычное квадратное основание с многоуровневыми крышами, стремящимися вверх.
Но одна, скорее климатическая, особенность осталась – дуганы, в отличие от храмов Монголии и Тибета, с северной стороны начинаются вестибюлем, иными словами – крылечком. Делается это для того, чтобы ветер и холод не попадал прямиком внутрь.
Палитра цветов, которые используются в интерьере и экстерьере, обширна. Они контрастируют друг с другом, в декоре нередко встречаются белый, синий, зеленый. Фасад обычно украшают бордовый и золотистый цвета – традиционные символы мощи и силы.
Буддисты не скупятся на богатстве убранства, яркости цветов. Взгляните на главные дацаны бурятов, и сами убедитесь в этом.
Главные дацаны республики
Жемчужина, она же гордость архитектурной стороны Бурятской республики – Иволгинский дацан. Это сердце Буддийской традиционной сангхи России, ведь именно здесь обосновался глава организации, именуемый как Пандито Хамбо-лама. Поэтому Иволгинский монастырь можно считать важнейшим буддийским храмом нашей родины.
Своим названием он обязан близости к селу Верхняя Иволга. Поразительно то, что разрешил строительство храма сразу после войны сам вождь – Иосиф Сталин. Еще удивительнее университет Даши Чойнхорлин на территории дацана, который был основан четверть века назад, а сегодня готовит более сотни монахов.
Но, пожалуй, самое невероятное, что есть в этом монастыре, скрыто в храме Чистой земли – это нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году 75-летний великий Учитель погрузился в вечную медитацию. Тело ламы поместили в бочку из кедра, а спустя три десятилетия, согласно наставлению, его достали.
Волна удивления охватила всех – тело за это время нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот. Восемь раз в год гости монастыря могут воочию увидеть феномен нетленности.
Кроме того, в республике находится целая россыпь крупных храмов. Каждый из шестнадцати дацанов (учитывая Иволгинский) носит особое название, которое связано с топонимом местности, а нередко имеет и бурятский вариант.
В восточной части республики, в тридцати километрах от города Хоринска, расположился величественный дацан – Анинский. Он считается одним из старейших храмов Бурятии и первым, воздвигнутым из камня. Но за таким почетным статусом стоит непростое прошлое.
Дуган был выполнен из дерева в далеком 1795 году. Однако через пятнадцать лет он сгорел. Пришлось заново отстраивать здание.
Обновленный в 1811 году дуган поражал великолепием: два этажа с балконами, колоннами, нишами заканчивались десятиметровой пирамидой, заменявшей крышу. Сейчас местом богослужений служит новенький Цогчен-дуган. Территория дацана окружена субурганами, количество которых сакрально – 108, а вместе они образуют правильный квадрат, периметр которого достигает 1300 метров.
В трехстах километрах от столицы региона, на реке Маракта, стоит Эгитуйский дацан, заключенный в тиски двух сопок. Построенный в 1820 году, он получил официальное признание только через шесть лет. Ученые заключают, что изначально он был построен втайне от высших властей.
Но главная ценность его заключается не в секретности строительства – здесь в отдельном помещении содержится статуя Будды из сандалового дерева, размер которой составляет 2,18 м. Поговаривают, это была первая и единственная статуя Пробужденного, изготовленная еще при его жизни.
На рубеже XIX и XX веков величие дацана достигло апогея: действовало три факультета, была собственная типография, они объединялись в красивейший архитектурный ансамбль. Но советское время взяло свое: в 1934 году комплекс был закрыт на неопределенный срок, продлившийся до начала нашего столетия.
Сегодняшний облик разительно отличается от храмов в лучших традициях деревянного зодчества. Некоторые даже удивляются облицовке главного храма плиткой из соображений пожаростойкости, но это не мешает ему оставаться одним из приятнейших мест в округе.
Приведем перечень других, не менее важных дацанов Бурятии, которые входят в топ-лист для посещения, ведь это настоящее достояние республики:
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам когда-нибудь посетить этот уникальный край нашей страны и увидеть чудеса своими глазами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.
По Бурятии и Монголии. Бурятские дацаны и «драгоценное неиссякаемое тело»
О Хамбо-ламе Итигэлове, который достиг наивысшего просвещения, и перед тем как попрощаться с миром ушел в глубочайшую медитацию, о его теле, которое подняли на поверхность через 75 лет со всеми признаками ЖИВОГО тела
Мое решение поехать в Монголию через бурятскую столицу Улан-Удэ, было связано не только с желанием сэкономить на авиабилетах (хотя признаюсь, это все-таки, причина № 1), но и с большим интересом к Иволгинскому дацану, что расположен неподалеку от бурятской столицы. Именно там находится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова, явление абсолютно уникальное, не имеющее мировых аналогов. Прочитайте эту удивительную историю.
Итигэлов — уроженец Бурятии, известный религиозный деятель известный по имени Хамбо-лама Даши Доржо Итигэлов. Он был главой российских буддистов с 1911 по 1917 год.
Этот человек умел предсказывать будущее. Только совсем недавно были найдены его рукописи, которые, были спрятаны во времена гонений на веру. Расшифровка рукописей только начата, это очень сложный процесс, ведь писал он их на старомонгольском языке. Пророчества Итигэлова пока еще не обнародованы, но по предварительным сведениям он предсказал сталинские репрессии, распад СССР, будущее России и …. дату своего возвращения из могилы. Также из этих рукописей становится понятным масштаб его личности. В них Итигэлов написал о своих прежних жизнях, о том, что он пережил 12 реинкарнаций. Пять из них — в Индии, пять — на Тибете и две — в Бурятии. В одной из первых жизней, бесчисленное количество лет назад, он был воплощением Будды. После прочтения последней фразы многие ухмыльнуться — ну написал и написал, попробуй, проверь. Так бы сделал и я, а я тот еще скептик. Но дальнейшая информация об этом человеке, вынесла мой атеистический мозг на околоземную орбиту, причем полет продолжается до сих пор. Моего материалистического мировоззрения не хватает, чтобы объяснить это чудо!
А произошло вот что! 15 июля 1927 года, находясь в добром здравии, 75-летний глава буддистов России приказал читать над ним молитву «Благопожелание уходящему». Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Более того, монахи, обливаясь слезами, отказывались исполнять это. Тогда Итигэлов начал читать отходную молитву сам. Произнеся священные слова, он замер в позе лотоса с закрытыми глазами. Дыхание отсутствовало, пульса не было. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив. Говоря светским языком, вполне возможно, что он хотел продемонстрировать на себе некий пример того, как можно жить после смерти. И, очевидно, он полагал, что тысяча лет — это срок достаточный для того, чтобы люди разобрались, сумели понять механизмы, способы достижения им этой цели. Монахи, как и завещал Итигэлов, похоронили его в деревянном коробе, засыпав солью.
С первыми шагами советской власти начались антирелигиозные репрессии. Гонениям, как известно, подверглись представителей всех религиозных конфессий, в том числе и буддисты. Чтобы могила святого не была поругана, монахи сравняли ее с землей. Но дважды, в 1955 и 1973 годах они тайно вскрывали захоронение, чтобы убедиться, что тело главы буддистов России находится на том же месте. Кстати, донос об этих действиях был найден в архивах КГБ. Спецслужбы, боявшиеся, что культ почитания святого примет большие масштабы, следили за ситуацией и не оставляли его даже и в могиле!
Прошло 75 лет. Согласно завещанию, в сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов. Я нашел в интернет-пространстве фотографии этого уникального события.
Подъем тела происходил в присутствии главы буддистов России Пандито Хамбо-ламы ХХIV Дамбе Аюшеева и медицинских экспертов. Был там и 96-летний историк Бимба Цыбиков, который хорошо знал Итигэлова лично — он опознал его со словами: — Это Хамбо-лама Итигэлов собственной персоной!
Всеобщему удивлению не было предела. Все увидели, и медицинские эксперты это подтвердили, что тело прекрасно сохранилось, вопреки времени и необратимости физического распада. Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни. Он был не просто внешне узнаваем, но у него были обнаружены все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо оттенков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза, пальцы рук.
Это еще не все. Через какое-то время его тело начало потеть. Вытирая пот с лица и тела, люди заметили, что оно теплое, выше температуры воздуха в помещении! А когда в дацане идут моления, температура тела Хамбо-ламы вообще поднимается до 36 — 37 градусов, до нормальной температуры здорового человека! Иногда пота было так много, что шелковая одежда Хамбо-ламы пропиталась им насквозь. Монахам приходится менять его наряды все чаще и чаще. При этом, они отмечали, что суставы сидящего в позе лотоса буддистского святого абсолютно подвижны.
Состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных состояний (мумификация, «торфяное дубление», жиро-восковое), позволяющее сохранить труп после смерти. Ученые тогда назвали феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». А буддисты стали называть это чудо «драгоценное неиссякаемое тело».
Подобных примеров в мире больше нет. Есть нетленные тела буддистских монахов в Китае и Японии, но это безжизненные мумии, их тела высохшие. Многие знают про знаменитые фигуры нетленных лам во Вьетнаме, но, они больше похожи на статуи — покрыты лаком, внутренности в них отсутствуют. В отличие от всех них, Хамбо-лама Итигэлов совершенно не подвергался мумификации или бальзамированию. Тело, пробывшее в земле 75 лет, выглядело словно живое. Розовая кожа, припухлые щеки. Казалось, что лама просто крепко спит…
Сразу после подъема саркофага судмедэксперты дали такой прогноз, что тело, извлеченное из кедрового короба (в нем обсыпанный солью лама провел на глубине полтора метра 75 лет), на воздухе начнет разлагаться через 2 — 3 дня. Но признаки распада тканей не наступили ни тогда, ни через много лет спустя. Более того, росток жизни, спавший в теле святого, просыпается! Ученые, измерив, состояние среды рядом с телом Итигэлова, отметили, что организм ламы вибрирует с частотой в 1 герц. Это соответствует состоянию человеческого зародыша.
Вот такая история, которая еще не закончилась. Современные знания людей еще не в состоянии понять и объяснить феномен Итигэлова. Чтобы приобщиться к великому чуду, в Иволгинский дацан едут паломники не только со всей России, но и буддисты из Монголии, Китая, Индии и других стран.
Не будучи буддистом, 11 сентября 2015 года приехал туда и я.
О моей поездке в Иволгинский дацан, имеющий неофициальный титул — центр российского буддизма
Давайте сначала определимся со значением слова «дацан». Дацан это не просто буддистский храм, это монастырь, в состав которого входит еще и буддийское учебное заведение.
Считается, что Иволгинский дацан — главный буддийский монастырь России, но это неофициальный титул. Более правильно сказать, что этот дацан является самым авторитетным и весомым монастырем, но при этом его нельзя назвать ни самым большим, ни, тем более, древним. Особый статус Иволгинский дацан имеет потому, что это первый дацан, открытый в советское время, а именно в год окончания Великой Отечественной войны. Во время войны, были ослаблены репрессии против верующих: стране, в трудные времена, нужная была помощь, в первую очередь духовная. Как впрочем, и материальная. Кстати, бурятские буддисты на нужды фронта собрали, огромную по тем временам сумму, 350 тысяч рублей. Считается, что в благодарность за помощь советское руководство и позволило открыть дацан. Возрождать ранее существовавшие дацаны не стали, а «в чистом поле» построили новый. Так появился Иволгинский дацан, бывший в СССР единственным легальным центром буддизма. С того времени и по сей день Иволгинский дацан является резиденцией Пандито Хамбо ламы, главы российских буддистов.
Отвезти в Иволгинский дацан, мой новый приятель — таксист, предлагал за 1600 рублей, обещая привезти туда, подождать, сколько нужно и отвезти обратно. Конечно, цена нормальная, но мне хотелось более полного погружения в повседневную бурятскую жизнь, да и кризис в стране, надо экономить. Решил поехать на маршрутном такси. Микроавтобус № 130, место отправления находится недалеко от автостанции, которая, в свою очередь, расположена почти в самом центре Улан-Удэ. Ехать надо до конечной остановки, километров 40, до села Верхняя Иволга, стоимость проезда 40 рублей. Там сразу надо пересесть на вторую маршрутку, до дацана, находящегося в километрах в семи от села, стоимость проезда 20 рублей. Путь в одну сторону занял около часа.
Вход в дацан свободный, но мне нужна была экскурсия. В домике, стилизованном под юрту, около входа в дацан заказал индивидуальную экскурсию стоимостью 300 рублей, отдельно оплатив право фотографирования, еще 50 рублей.
Экскурсию проводил молодой лама, время экскурсии примерно один час.
Итак, прогуляемся по территории Иволгинского дацана, причем сделаем это правильно, в соответствии с принятыми нормами.
1. Входим на территорию. Ворота дацана состоят из трех частей — центрального входа, который обычно открывают только по большим праздникам, и двух «калиток», правой и левой. Входить на территорию следует через левую калитку, и не пытаться пройти через центральные ворота.
2. Осматривать территорию дацана начнем «слева направо», идя по тропинке по ходу солнца. Такой круговой обход называется «гороо», это своеобразный обряд очищения. При этом, небуддистам это правило тоже полезно, потому что вносит некую систематизацию в процесс осмотра. Распространенная ошибка перемещаться от дуганов (так называются храмы) к ступам, от ступ к домам лам, пропуская массу деталей и, собственно, смысл.