деконцентрация внимания что это

Деконцентрация внимания что это

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий[1] и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

Первые разработки методики деконцентрации были осуществлены нами в Институте психологии АПН УССР (Киев). Приемы отрабатывались на базе экспериментальных групп при содействии секции биоэлектроники УкрНТО РЭС им. А.С.Попова. Первая апробация методики и экспериментальное изучение порождаемых ею феноменов впервые были проведены на базе ОКБ “Ритм” Таганрогского радиотехнического института и Института нейрокибернетики при Ростовском университете.

Разработки носили прикладной характер и отражены в основном в соответствующих отчетах. Публикации ограничивались краткими тезисами в сборниках различных конференций. В популярном виде элементы методики изложены в брошюре В.Загнибеды “Техника управления вниманием”. Достаточно подробно техника деконцентрации описана в нашей монографии “Постинформационные технологии: введение в психонетику”.

Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий. Были уточнены ее соотношения с другими психотехниками и выявлены аналоги в психотехнологиях, порожденных другими культурами. Изучение спонтанных психических феноменов, сопровождающих организованные действия в экстремальных условиях, показало, что деконцентрация имеет и универсальные измерения.

Мы рассматриваем организованный массив психотехник как своего рода язык, позволяющий формулировать не столько описания психических реальностей, сколько предписания по их изменению. В этом смысле психотехнические “высказывания” могут быть выражены и в языке восприятия, и в языке мышления, и в языке целеполагания, и в языке воли. Независимо от того, в каком “языке” формулируются эти “высказывания” их структура и принцип воздействия на производящего психотехническую процедуру оператора остаются инвариантными.

При таком подходе становится ясно, что психотехники должны носить “сквозной” характер, пронизывая собой все иерархические уровни психической системы — от восприятия до высших форм мышления и интеллектуальной интуиции. Задача разработчика — внятно выразить эту фундаментальную основу психотехники, ибо только тогда она становится ясной и управляемой не случайными задачами, а целенаправленно выстроенным планом.

ДКВ преподносит нам ряд уроков, значение которых выходит за чисто технологические рамки. Любая психотехнология существует во вполне определенном профессиональном, культурном и духовном контекстах. Только дилетант может позволить себе не учитывать это. Как правило, эти контексты не учитываются в работах, посвященных вполне устоявшимся областям, но в случае причастности психотехник экстремальным технологиям такое рассмотрение становится требованием профессионального порядка. В этом случае базовый психотехнический прием становится центром рассмотрения всей связанной с ним проблематики — психологической, технологической, ценностной, культурной, методологической и т. д.

В предлагаемой работе деконцентрация рассматривается как базовая психотехника, порождающая различные психотехнологические линии. Ряд методик, разработанных до появления техники дКВ, могут быть истолкованы именно как деконцентративные, некоторые деконцентративные психотехнологии подробно разработаны и практически используются как в операторской работе, так и в психотерапевтических целях, многие направления дальнейших разработок только намечены и не выходят за рамки лабораторных экспериментов.

Глава 1. Деконцентрация как психотехнический прием

Когда мы говорим о деконцентрации, мы имеем в виду либо психотехнический прием, либо спонтанный процесс равномерного распределения внимания, либо состояние деконцентрации как результат этого процесса или успешного использования приема. В этой главе мы будем рассматривать деконцентрацию как прием. Введем некоторые определения, которые понадобятся впоследствии.

— психотехнический прием — однократное действие, совершаемое оператором для изменения актуального состояния в рамках той или иной психотехники;

— психотехнику — последовательность психотехнических приемов, ведущую к формированию устойчивого заданного психического состояния;

— психотехнологию — организованную совокупность психотехник, направленную на решение определенной конструктивно сформулированной задачи.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выделять следующие роли:

— оператора — человека, который непосредственно осуществляет психотехнические приемы, формируя у себя заданные состояния или решая поставленные перед ним задачи;

— методиста, планирующего психотехнику или психотехнологию;

— инструктора, объясняющего оператору, что он должен делать для достижения результата;

— организатора процедуры, непосредственно управляющего ходом психотехнической процедуры и оценивающего ее результативность.

Психотехнические процедуры осуществляются либо в рафинированной лабораторной среде, либо в реальных условиях деятельности. Навык, сформированный в лабораторной среде, может не сработать в реальных условиях. Поэтому необходима специальная процедура переноса навыка, что зачастую является отнюдь не тривиальной проблемой, посколькусостояния, при которых происходит формирования навыка и состояния, в которых этот навык должен быть реализован, как правило, не совпадают.

Термин состояние достаточно многозначен и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

Мы будем использовать его как интегральную унитарную характеристику объекта (среды, организма или психики) в данный момент времени, субъективным коррелятом которой служит переживание фона, которое будет разобрано ниже. Мы вернемся к рассмотрению категории состояния в гл. 3, разд.3.3. и 3.4.

В психотехнической процедуре выделяются:

исходные факты — психические процессы и структуры, которые мы обнаруживаем в психической системе до начала психотехнической работы и которые служат исходным материалом для формирования схемы процедуры;

базовый процесс — выбранный разработчиком из исходных фактов психический процесс, служащий основой для дальнейшей работы (ощущение тяжести, соответствующее мышечной релаксации в АТ, интенсивное дыхание в голотропных техниках и т. д.);

приемы управления базовым процессом — конкретные приемы, позволяющие направить базовый процесс в заданном направлении.

См. работы Гримака “Резервы человеческой психики”, М.,Изд-во полит. лит.,1987, и “Моделирование состояний человека в гипнозе”, М., 1978.

Источник

Техника деконцентрации внимания

деконцентрация внимания что это. Смотреть фото деконцентрация внимания что это. Смотреть картинку деконцентрация внимания что это. Картинка про деконцентрация внимания что это. Фото деконцентрация внимания что это

При концентрации внимания процесс захватывает нас полностью. В Состоянии Созерцания процесс не захватывает нас полностью, и любой внешний процесс воспринимается локализованным в том месте, где он реально происходит. Таким образом мы приобретаем психологическую устойчивость в любой среде.

Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам КВ, изучение техник деконцентрации начинается с изучения техник концентрации внимания, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники КВ могут преследовать различные цели и они модифицируются в зависимости от них. Цель упражнений по КВ, соотнесенных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е., деконцентративного, значения, а с другой, должны быть введены критерии эффективности и силы КВ, по отношению к которым будут строиться подобные же критерии в отношении дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания (КВ) становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле восприятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии легко построить серии упражнений, позволяющие развить способность КВ и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания используются либо альтернативные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера, либо дается задание целенаправленно выделить заданные фигур из визуальной среды, составленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений.

Деконцентрация внимания (дКВ) обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле невыделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.

Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем КВ, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эффективности выполнения заданий, требующих высоких характеристик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной.

В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновременно развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двухцветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разработанной в свое время для нужд авиакосмической медицины.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона.

Этот момент чрезвычайно важен для последующей работы и развития на базе дКВ новых психотехник. Здесь оператор впервые сталкивается с парадоксальным феноменом восприятия без осознания (как частного случая знания-без-осознания) и спонтанного перевода восприятия в осознанную форму. На самом деле оператор знает, где находится искомое число, но не видит его, и, вместе с тем, знание о его расположении, провоцирует его восприятие, т.е. выделение числа в качестве отдельной фигуры из общего однородного фона. Процедура растворения фигуры в фоне и последующее ее (в идентичном или трансформированном виде) выделение из фона представляет собой начальное звено формирования фонового мышления.

Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ. Работа по поиску чисел (а шире, и вообще по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение скорости просчета в среднем на 38% (средние данные по массиву ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2,4 раза.

Следует отметить, что результаты весьма вариативны в зависимости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта.

Более сложный, но и более показательный вариант того же упражнения осуществляется на четырехцветной 100-клеточной таблице (10х10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последовательностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящейся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется большинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью.

Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при сохранении высокого уровня бодрствования. Это та начальная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ.

После того, как КВ и дКВ отработаны в раздельных упражнениях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От КВ дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний КВ и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления «сгущениями» семантической энергии.

Количество показов: 3557
Рейтинг: 3.3

Источник

— Что такое Деконцентрация?

— Что такое Деконцентрация?
— Базовые состояния сознания
— Техника Деконцентрации

Деконцентрация – приемы расфокусировки (в противоположность фокусировки) внимания. Деконцентрации основана на работах Олега Бахтиярова в области психонетики.

Деконцентрацией внимания (ДКВ) называется Состояние Созерцания, определенное состояние человеческого сознания, при котором внимание равномерно распределяется по всем органам чувств. Сознание при этом не притупляется, сохраняя возможность адекватно реагировать на любую возникающую ситуацию.

деконцентрация внимания что это. Смотреть фото деконцентрация внимания что это. Смотреть картинку деконцентрация внимания что это. Картинка про деконцентрация внимания что это. Фото деконцентрация внимания что это

Во время концентрации внимания мы полностью погружаемся в процесс. В Состоянии Созерцания же мы не сосредотачивается целиком на процессе. Что бы ни происходило вовне, мы понимаем, где и что сейчас реально происходит, локализуя ситуацию. Другими словами, мы остаемся психологически устойчивыми в любой среде.

Если Концентрация — это фокусировка (сосредоточение внимания) на чем-то одном. То при деконцентрации происходит равномерное распределение внимания на множество объектов. Как говорят, “я вижу все”. Причем человек может сразу обращать внимание и на то, что видит, и на то, что слышит, и на то, чего касается. Внимание как бы распределяется между всеми органами чувств, и человек становится полностью открытым ко всему, что происходит внутри его и рядом с ним. И в то же время внимание не направлено на что-то конкретное. Т.е. возникает состояние созерцания.

В принципе, это состояние очень близко к тому, что имел в виду Ошо, говоря об истинной медитации. Именно в таком состоянии достигается целостное восприятие мира.,

Когда сознание постоянно нацелено лишь на выделение отдельных объектов, то восприятие мира получается фрагментарным, Ошо называет такую жизнь “мертвым фотоальбомом”. При деконцентрации происходит слияние сознания с окружающим миром и восприятии себя и мира как единого целого.

— Базовые состояния сознания

Деконцентрация (ДКВ) — это специфическое состояние сознания — Состояние Созерцания, когда наше внимание равномерно распределено по всем органам чувств, при этом мы всё осознаем и адекватно реагируем на любую ситуацию.
При концентрации внимания процесс захватывает нас полностью. В Состоянии Созерцания процесс не захватывает нас полностью, и любой внешний процесс воспринимается локализованным в том месте, где он реально происходит. Таким образом, мы приобретаем психологическую устойчивость в любой среде. Оставаться в таком состоянии всегда помогает позитивное мышление.

Рабочая поза: сидя, спина прямая, тело расслабленно, ноги желательно скрестить, голову не запрокидываем, подбородок чуть-чуть к себе, взгляд прямо перед собой.

Упражнение 1. «Успокоение Сознания» (5 минут).
Рабочая поза. Вдохнули, потянули руки вверх, выдохнули, руки опустили на колени. Сидим 5 минут с открытыми глазами. Ни на чём не фиксируемся, просто расслабляем тело и сознание. Привыкаем держать спину прямо в рабочей позе.

Упражнение 2. Состояние «Я — Есть!» (10 минут).
Экспериментально было обнаружено, что сосредоточение на разных точках внутреннего пространства приводит к разным процессам в сознании. Так, сосредоточение внимания на точке в центре груди приводит к контролю эмоционального состояния. Это упражнение формирует уверенную внутреннюю позицию. Мы как бы заявляем своё присутствие во внешнем мире.

Рабочая поза. Сидим ровно, спокойно с закрытыми глазами. Сосредотачиваемся в центре груди, но без напряжения. Заявляем вслух несколько раз: «Я — Есть!» Физически ощущаем своё присутствие здесь и сейчас. Внимание собрано в центре груди. Затем заявляем несколько раз про себя: «Я — Есть!» Помещаем это утверждение себе в грудь. Сохраняем это пробуждённое пассивное состояние восприятия до конца упражнения.

деконцентрация внимания что это. Смотреть фото деконцентрация внимания что это. Смотреть картинку деконцентрация внимания что это. Картинка про деконцентрация внимания что это. Фото деконцентрация внимания что это

Упражнение 3. Состояние «Я — Воля!» (10 минут).
Состояние собранности и самоконтроля соответствует хорошо выстроенному внутреннему образу «центрального энергетического канала», который начинается от промежности, идёт прямо вверх вдоль позвоночника (на 2-3 см от него внутрь тела) и выходит из макушки вертикально вверх на расстояние вытянутой руки от головы. Если не получается ощутить канал, просто вообразите, что у вас получается. Рабочая поза. Сидим ровно, спина прямая ноги перекрещены.

Формируем и просматриваем «канал» снизу вверх. Заявляем вслух несколько раз: «Я — Воля!» Сохраняем ощущение «контакта» там, где должен быть канал. Повторяем несколько раз про себя: «Я — Воля!» и помещаем это утверждение в центральный канал. Сохраняем и запоминаем это пробуждённое активное состояние восприятия.

— Техника Деконцентрации

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях.

Самое главное в этой технике – научиться уходить от “зацепки внимания на одном” и переходить к свободному восприятию всей картины мира. Итак, начинаем.

1) Принимаем удобное положение. Лучше всего свободно сесть в кресле в положении полулежа. Ощутите внутри состояние благостной лени. Делаем несколько спокойных вдохов\выдохов и настраиваемся.

2) Выбираем перед собой какой-то предмет, фиксируем на нем взгляд и тут же отпускаем его, пусть свободно двигается по всей комнате. Не управляйте глазами, пусть они движутся спонтанно. Отпустите ваше внимание в полет, пусть оно обволакивает все вокруг, типа “я тебя вижу, ну и что…”.

3) Как только глаза почувствуют усталость, закрываем их на пару секунд, чтобы отдохнули.

4) Затем открываем глаза и упираем свой взгляд в пустоту перед собой на расстоянии 2-3 метров. Ваши глаза неподвижны, не моргайте и всматривайтесь в пространство перед собой.

5) Через некоторое время эта пустота начинает наполняться цветными пятнами или неким туманом. Даже может возникнуть ощущение “иной реальности”. Но ваша цель – не эти эффекты, помните, что ваша задача — научиться “просто смотреть”. Так что сильно не акцентируйте на них свое внимание.

6) Для того, чтобы развить технику деконцентрации в полной мере, надо заниматься таким образом каждый день по 15-20 мин.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Источник

Т р е н и н г о в ы й ц е н т р О л ь г и Л е в и н о й

Олег Бахтияров. Деконцентрация

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий (1) и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

Первые разработки методики деконцентрации были осуществлены нами в Институте психологии АПН УССР (Киев). Приемы отрабатывались на базе экспериментальных групп при содействии секции биоэлектроники УкрНТО РЭС им. А.С.Попова. Первая апробация методики и экспериментальное изучение порождаемых ею феноменов впервые были проведены на базе ОКБ «Ритм» Таганрогского радиотехнического института и Института нейрокибернетики при Ростовском университете.

Разработки носили прикладной характер и отражены в основном в соответствующих отчетах. Публикации ограничивались краткими тезисами в сборниках различных конференций. В популярном виде элементы методики изложены в брошюре В.Загнибеды «Техника управления вниманием». Достаточно подробно техника деконцентрации описана в нашей монографии «Постинформационные технологии: введение в психонетику».

Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий. Были уточнены ее соотношения с другими психотехниками и выявлены аналоги в психотехнологиях, порожденных другими культурами. Изучение спонтанных психических феноменов, сопровождающих организованные действия в экстремальных условиях, показало, что деконцентрация имеет и универсальные измерения.

Мы рассматриваем организованный массив психотехник как своего рода язык, позволяющий формулировать не столько описания психических реальностей, сколько предписания по их изменению. В этом смысле психотехнические «высказывания» могут быть выражены и в языке восприятия, и в языке мышления, и в языке целеполагания, и в языке воли. Независимо от того, в каком «языке» формулируются эти «высказывания» их структура и принцип воздействия на производящего психотехническую процедуру оператора остаются инвариантными.

В предлагаемой работе деконцентрация рассматривается как базовая психотехника, порождающая различные психотехнологические линии. Ряд методик, разработанных до появления техники дКВ, могут быть истолкованы именно как деконцентративные, некоторые деконцентративные психотехнологии подробно разработаны и практически используются как в операторской работе, так и в психотерапевтических целях, многие направления дальнейших разработок только намечены и не выходят за рамки лабораторных экспериментов.

Глава 1. Деконцентрация как психотехнический прием.

1.0. Предварительные замечания.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выделять следующие роли:

Термин состояние достаточно многозначен и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

В психотехнической процедуре выделяются:

Существует множество различных классификаций психотехник. Выбор классификационной схемы определяется конкретной задачей, стоящей перед методистом, и спецификой выбранного им базового процесса. Как это делается в отношении деконцентрации мы рассмотрим в п. 2.1.

Техника деконцентрации разрабатывалась в рамках более общей задачи построения психотехники целенаправленного управления вниманием как начального звена психотехнологии управления психическим состоянием. Для этой цели из всего массива экспериментальных данных в качестве строительного материала будущих методик были выделены следующие хорошо известные закономерности:

1.2.Концентрация и деконцентрация.

Как показывает опыт, несмотря на то, что концентрация внимания требует больших усилий, произвести полноценную КВ все же значительно легче, чем дКВ. Более того, ряд авторов указывает на почти непреодолимые трудности перехода от предметного восприятия к непредметному (т.е., видению мира так, как он представлен на сетчатке), а такой переход и является первой фазой плоскостной дКВ. Утверждается, что произвольно перейти от предметного к непредметному видению практически невозможно (2), хотя некоторые авторы указывают, что при определенной тренировке (например, фиксируя взор в одной точке пространства и сосредоточивая внимание на контрастах и цветовых плоскостях (4)) или при целенаправленном искажении поля зрения (3) с использованием аппаратурных методик такой результат достижим в лабораторных условиях.

Вторая причина более фундаментальна и, в какой-то степени, является основой первой. Дело в том, что развитие и преобразование любой организмической (т.е., целостной, индивидуализированной и самодостаточной) системы подчиняется вполне определенным законам, определяющим естественную траекторию ее эволюции. Развитие системы происходит в сторону все большей дифференциации и специализации ее подсистем и их элементов. Эта однонаправленная эволюция системы любой природы рассматривается как фундаментальный закон в информационно-энтропийной системной концепции В.А.Шевченко (5), а в рамках психонетики называется основным организмическим процессом (6).

Динамика поля восприятия, рассматриваемого как система, подчиняется тем же закономерностям и прогрессирующее выделение из фона и фиксация отдельных фрагментов поля восприятия (т.е., КВ) соответствует логике спонтанного развития поля восприятия как системы. ДКВ же означает движение против сил, определяющих спонтанное движение систем, т.е., своего рода контрпроцесс.

1.3. Техника деконцентрации внимания.

Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам КВ, изучение техник деконцентрации начинается с изучения техник концентрации внимания, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники КВ могут преследовать различные цели и они модифицируются в зависимости от них. Цель упражнений по КВ, соотнесенных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е., деконцентративного, значения, а с другой, должны быть введены критерии эффективности и силы КВ, по отношению к которым будут строиться подобные же критерии в отношении дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания (КВ) становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле восприятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии легко построить серии упражнений, позволяющие развить способность КВ и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания используются либо альтернативные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера (рис.1.3.1.), либо дается задание целенаправленно выделить заданные фигуры из визуальной среды, составленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений (рис.1.3.2.).

Деконцентрация внимания (дКВ) обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле невыделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.

Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем КВ, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эффективности выполнения заданий, требующих высоких характеристик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной.

В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновременно развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двухцветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разработанной в свое время для нужд авиакосмической медицины.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона.

Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ. Работа по поиску чисел (а шире, и вообще по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение скорости просчета в среднем на 38% (средние данные по массиву ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2,4 раза (рис.1.3.5.).

Следует отметить, что результаты весьма вариативны в зависимости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта.

Более сложный, но и более показательный вариант того же упражнения осуществляется на четырехцветной 100-клеточной таблице (10х10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последовательностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящейся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется большинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью.

Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при сохранении высокого уровня бодрствования. Это та начальная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ.

После того, как КВ и дКВ отработаны в раздельных упражнениях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От КВ дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний КВ и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления «сгущениями» семантической энергии.

Эти различия хорошо иллюстрируются на примере дКВ по визуальному полю. Базовые упражнения, описанные в 1.2., дают только начальное ознакомление с техникой дКВ в лабораторных условиях. Перенос дКВ на реальные объекты, находящиеся в окружающем пространстве, возможен двумя способами.

В первом случае оператор наблюдает фрагмент реальной окружающей среды так, как если бы он проецировал все визуальные восприятия на плоский прозрачный экран перед собой и был сосредоточен только на поверхности этого экрана. Ключевой инструкцией в формировании плоскостной дКВ является указание оператору сосредоточить внимание не на каком-либо объекте в поле зрения, а на участке поля зрения безотносительно тому, какой объект или фрагмент внешнего мира попадает в этот участок. Роль «плоского экрана» выполняет все поле зрения или его фрагменты, лишенные наполняющих их визуальных элементов. В этом случае фиксируются все элементы, попадающие в поле зрения или его фрагмент независимо от их принадлежности различным предметам и расстояния, на котором они находятся по отношению к оператору.

Внешний мир предстает перед оператором в виде хаотичного набора цветных пятен различной формы и интенсивности. В каком-то смысле внешний мир перестает восприниматься как набор эффективных стимулов, поскольку его предметная организация разрушена. Но если все стимулы становятся равнозначными, то все поле зрения становится единым нерасчлененным стимулом. Амплитуда спонтанных движений глазных яблок при этом резко уменьшается. Внимание и взор привязываются не к отдельным элементам, а к фрагментам поля зрения, и можно наблюдать характерный феномен плоскостной дКВ, который служит внешним признаком правильности выполнения приема оператором: при поворотах головы глаза не «цепляются» за отдельные предметы и сохраняют свое неподвижное положение относительно головы.

Иначе производится объемная дКВ. Оператор после первичной дКВ должен ввести в качестве параметров, подлежащих дКВ, расстояние между собой и каждым из попавших в поле зрения объектов и свое положение в окружающем пространстве по отношению к ним. Этот прием заставляет оператора перейти от сосредоточения внимания на фрагменте поля зрения к сосредоточению на совокупности наблюдаемых предметов. Как правило, наблюдается скачкообразное повышение тонуса и возникает переживание интенсивного включения в окружающую среду. В этом состоянии сохраняется возможность перемещения в пространстве без разрушения дКВ.

Эти два вида дКВ очевидным образом различаются и по результатам и по прагматическому использованию. Плоскостная дКВ может рассматриваться как начальное звено в формировании состояний сознания медитативного типа. Возможно также использование ее как замены аутогенного погружения в реабилитационной практике. Объемная дКВ предполагает оперативное использование в условиях реальной деятельности, когда оператор сталкивается с необходимостью обработки массивов информации, превышающих по своему объему его возможности, а также при необходимости ориентации в среде, содержащей скрытые значимые параметры. Кроме того, этот прием может служить эффективным средством мобилизации при состояниях монотонии и утомления.

Аналогичным образом различаются плоскостная и объемная дКВ различных модальностей.

Объемная аудиодеконцентрация начинается с сосредоточения внимания на двух (слева и справа) или четырех (спереди, сзади, слева и справа) источников звука с фиксацией расстояния до них и положения оператора по отношению к ним. Затем внимание распространяется на все поле слуховых восприятий с сохранением всего звукового объема. Эффект и использование ее аналогичны таковым при визуальной дКВ.

1.5. Методы усиления дКВ.

Среди приемов, помогающих усилить КВ и дКВ, большую роль играют различные телесные жесты – позы, движения глаз и т.д. Каждый жест тела обладает определенным глубинным значением, позволяющим использовать его в качестве усилителя или нейтрализации того или иного состояния. Среди этих жестов наиболее сильными являются движения глаз, которые, как показано классическими работами по нейролингвистическому программированию, обладают глубинным семантическим потенциалом в огромной степени. Особенно сильны в плане навязывания определенной глубинной семантической установки произвольные движения глазных яблок, не связанные с их обычным функционированием. Произвольное сведение (конвергенция) и разведение (дивергенция) глазных яблок вызывает легко различимый (и потому используемый в различных психотехниках) сдвиг общего психического состояния. Так, в йоге мудры, связанные с конвергенцией глазных яблок (шамбхави мудра, аго-чари мудра и др.) являются мощными модификаторами психического состояния (при условии правильной предварительной подготовки).

При помощи конвергенции концентрация внимания может быть усилена простым приемом. Пусть оператор производит КВ на однородно окрашенном круге. Если рядом с этим кругом по горизонтальной линии поместить идентичную фигуру и скосить глаза, обеспечивая конвергенцию глазных яблок, то их изображения раздвоятся и крайние изображения сольются в одну фигуру. Эта фигура будет приковывать к себе внимание в большей степени, нежели фигуры, наблюдаемые при обычном, соответствующем нормальным визуальным условиям, положении глаз. Это связано во многом с субъективным восприятием такой совмещенной фигуры как более приближенной к наблюдателю, чем та же фигура при обычном восприятии. Кроме того, другие фигуры в поле зрения теряют свой статус безоговорочной перцептивной реальности, поскольку их изображения, в отличие от совмещенной фигуры, проецируются на сетчатку только одного глаза. Другие фигуры кажутся менее реальными и по контрасту совмещенная фигура представляется более, единственной в этом смысле в поле зрения.

Противоположное явление мы наблюдаем при совмещении идентичных изображений при дивергенции глазных яблок. В этом случае совмещенная фигура субъективно находится дальше фона и тем самым сама приобретает характеристики фона, что легко заметить в том случае, когда фигура обладает достаточно сложным строением. Распределить внимание по такой совмещенной фигуре проще, чем по исходным, жест дивергенции усиливает дКВ.

1.6. Феноменология отдельных видов деконцентрации и их дальнейшее использование

Каждый из видов дКВ порождает собственную феноменологию, связан со специфическими нюансами формируемых состояний и является потенциальным родоначальником своей психотехнической линии.

После полного выполнения приема дКВ любого вида испытуемые отмечают появление специфического состояния, которое трудно описать в привычных терминах, но которое характеризуется подавлением спонтанного потока мыслей и образов и выраженным отличием от обычных состояний сознания. Это состояние может рассматриваться как начальное звено формирования измененных состояний сознания (ИСС). В отличие от ИСС это состояние нестабильно и прекращается после прекращения выполнения приема. ДКВ как прием волевым и силовым образом навязывает сознанию определенную конфигурацию (7). Однако длительное применение дКВ или его сочетание с другими приемами может спровоцировать и стабильные ИСС, причем каждому виду дКВ соответствует свой вид ИСС (8).

Визуальная дКВ дает возможность ознакомиться с феноменом разделения поля зрения на организованную и дифференцированную совокупность фигур и фон. При этом фон выступает в качестве отчетливо выделяемого компонента поля восприятия, что не столь очевидно при использовании дКВ других видов.

Превращение в результате акта дКВ всего поля зрения в фон и исчезновение в нем организованных фигур способствует формированию предмедитативного состояния. Разрушение гештальтов в поле восприятия приводит к освобождению семантической энергии, заключенной в организованных формах. Семантическая энергия насыщает фон и подобно тому, как любая фигура обладает своей собственной отчетливой или смутной семантикой, определенная семантика начинает связываться с тем или иным состоянием фона. При этом состояния фона различаются оператором без опоры на различимые дискретные составляющие, поскольку выделение таких составляющих означало бы их выделение из фона в качестве фигуры и уничтожало бы специфику работы с дКВ. Это означает, что различия между разными состояниями фона не могут быть выражены средствами линейно-дискретных языков и требуют для фиксации различий разработки специальных знаковых сред.

Подобно тому, как слабые и латентные сигналы, отражающие внутреннее психическое состояние влияют на цветовые предпочтения, слабые и латентные признаки влияют на восприятие и оценку фона.

Таковы уроки визуальной дКВ. Иные виды дКВ дают другие уроки.

Аудиодеконцентрация дает возможность работать не столько со статичной звуковой картинкой, сколько с процессами, разворачивающимися во времени. Звуковое поле не создает выраженной двумерной плоскости или трехмерного объема, но благодаря этому позволяет значительно резче, чем при зрительном восприятии сместить акцент на процессуальные характеристики поля восприятия. Абстрактные картины развернуты в двумерном пространстве и статичны, а попытки создать самостоятельные, без звукового сопровождения абстрактные цветовые симфонии не привели к ценным результатам. Музыка же процессуальна и самодостаточна, но трудно себе представить обладающую глубокой смысловой наполненностью статичное сочетание звуков.

Главным приемом аудио-дКВ является помещение звуков из различных источников в один временной срез. Здесь фон совмещается с чистой длительностью, что порождает парадоксальные переживания качественно окрашенных промежутков времени.

Соматическая дКВ способствует выделению энергетических характеристик фона. Фоном при соматической дКВ становится интегральное самочувствие оператора, субъективно трактуемое как психофизиологический тонус. Тем самым возникает ключевое звено управления энергетическими характеристиками и психическая энергия из метафоры превращается в ощутимую и управляемую реальность.

Соматический фон выступает как недифференцированное единое целое, при этом различаются разные «состояния» фона, позволяющие выявлять фоновые характеристики тела. Опыт переживания соматического фона может быть перенесен вовне и при успешности такого переноса на окружающую среду и отдельные объекты появляется возможность непосредственного восприятия их целостных характеристик. Соматический фон оказывается чрезвычайно чувствительным к малейшим изменениям составляющих его элементов, в том числе и стимулов, находящихся ниже порога восприятия. По всей вероятности в основе явления биолокации лежат феномены такого рода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *