дети рассказали что нарвали тех цветов которые любила мама
1. Определите вид связи придаточных предложений с главным:
а) последовательное подчинение;
б) однородное подчинение;
в) параллельное подчинение.
1. Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперед.
2. Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
3. Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
4. Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега.
5. Если бы каждый человек на куске земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.
6. Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, русский лес.
7. Мы хорошо знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы.
8. Сколько он ни напрягал глаза в ту сторону, откуда слышались крики, ничего не мог разглядеть в темноте.
9. Когда я вбежал в ворота, под которыми было очень темно, уже никого не было.
10. Когда склоняется день, розовая мгла одевает окрестные холмы, тогда только можно увидеть нашу древнюю столицу во всем ее блеске.
2. Укажите, нужно ли ставить запятую на месте вопроса (?) в сложноподчиненном предложении:
а) нужно; б) не нужно.
1. Яблони пропали, оттого (?) что мыши объели всю кору вокруг.
2. Солнце взошло, и (?) хотя на небе не было ни единого облачка, но цвет его был странный.
3. Недаром Салтыков-Щедрин говорил, что (?) если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа.
4. Давно заметил, что (?) когда ветерок, проникающий в лес, качает ветви деревьев, то в этом есть особенная глубокая прелесть.
5. Мне кажется, что (?) если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он все равно бы был неуловим.
6. Вместо того (?) чтобы разложить книги по полкам, Ваня сложил их стопкой на столе.
7. Так долго день пробуждается, что (?) когда солнце выйдет, у нас уже и обед.
8. Он предположил, что (?) если эта тропинка приведет к дому лесника, то они не сбились с маршрута.
9. Случилось так, что (?) когда мы ехали, не было ни малейшей зыби.
10. Лесник доложил, что (?) если всмотреться на вырубке, все пни покрыты мелкими опятами.
3. Определите, нужно ли поставить недостающие знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными:
а) запятую перед и; в) запятые перед и после и;
б) запятую после и; г) знаки расставлены верно.
1. Теперь, когда вблизи говорили люди и светилось окно, он прибавил шаг.
2. Это небо, по которому широкою полосою протянулся Млечный Путь и темный океан, в котором отражались небесные светила, одинаково казались беспредельно глубокими.
3. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
4. Хотя гром трещал по-прежнему и молния полосовала небо, ему уже не было страшно.
5. На том поле, где тогда цвела рожь и кричали перс пела, теперь бродили спутанные лошади.
6. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев, как неистовствовало море и лаяли в селении собаки.
7. Оставив солдат рассуждать о том, что татары ускакали, когда увидели гранату и зачем они туда ездили, я отошел, сел под дерево.
8. Нас просили узнать, в сохранности ли вещи и если будет возможность перевезти их в другое место.
9. Глеб не заметил, как наступило утро, как пробудились голуби и как затем мало-помалу все ожило вокруг.
10. Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса.
Конспект по русскому языку для 9 класса «СПП с несколькими придаточными»
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными
Цель урока: продолжить изучение сложных предложений с подчинительной связью;
дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными, об особенностях пунктуации в них;
развивать логическое и пространственное мышление школьников. Закрепление умения конструировать СПП и употреблять их в речи.
Воспитывать настойчивость в достижении цели, в частности, при выполнении различного вида заданий на уроке
Оборудование: Презентации «Тест. СПП» и «Структура СПП с несколькими придаточными», таблицы для заполнения, тексты на каждого ученика
Презентация «Тест. СПП»
Задание: определите и запишите виды придаточных предложений, которые вы видите на слайдах
Самопроверка и самооценка
2. Объяснение нового материала
1. Наблюдения в СПП с несколькими придаточными.
Учитель: посмотрите на предложения на следующем слай(№1)
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
Чем эти предложения отличаются от тех, с которыми вы работали ранее?
— у них не одно, а два придаточных
Следовательно, тема сегодняшнего урока….
(№2)Следующий слайд: СПП с несколькими придаточными.
Построим схемы этих предложений (по одному ученику выходят к доске и чертят схемы)
Одинаковы ли они по строению?
(№3)Слайд «Структура СПП с несколькими придаточными»
-придаточные присоединяются к главному по – разному (работа со схемами)
(№4)Следующий слайд: Последовательное подчинение
Попробуйте соотнести название и схемы
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
3. Однородное подчинение
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
(№6)Слайд «Анализ предложений» дать последовательность работы по определению типа связи в СПП с несколькими придаточными
Чтение параграфа 9. Что узнали нового.
Потренируемся. Работаем устно. Докажите, что правильно классифицировали данные предложения
Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой), на которую выходила его дверь.
Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.
Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах
Тренировочные упражнения с целью распознавания типов связи в СПП
Анализируем предложения упражнения 131
На слайде появляется схема. Назовите номер предложения, соответствующий этой схеме
Слайд14 «Составление из трех простых предложений СПП с несколькими придаточными Цель: Развитие речи (ГИА – отработка приема упрощения)
Работа по карточкам Цель: уметь различать типы предложений
Каждому ученику выдаю таблицы и тексты
Зд: заполните графы таблицы номерами предложений
Дополнительное задание: построить схему СПП с несколькими придаточными, определить его тип
Итог урока: подведите итог урока. Что узнали, чему научились?
страница 57, упражнение 135
Сложноподчинённые предложения с одним придаточным
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Таблица взята из интернета. Раздаю каждому ученику как памятку
Дети рассказали что нарвали тех цветов которые любила мама
Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.
По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.
Вид придаточного
Вопрос
Пример
Когда? С каких пор? Как долго?
Когда пришло время, отправили Иванушку на службу.
Мы устремились туда, откуда были слышны голоса.
Если будешь много читать, будешь много знать.
Почему? По какой причине?
Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнованиям серьезно.
Зачем? С какой целью?
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
Вследствие чего что произошло?
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
В какой мере? В какой степени?
Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Несмотря на что? Вопреки чему?
Хотя для него это была трудная работа, он справился с ней безупречно.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Запятая ставится
1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:
Мы тронулись, когда взошло солнце.
2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.
3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
Запятая не ставится
1)Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколько придаточных предложений
1.Последовательное подчинение
[ ], ( ), ( ).
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение
( ), [ ],( ).
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
[ ], ( ), ( ).
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
Обратим внимание!
• Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.
• Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.
Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:
Дети рассказали что нарвали тех цветов которые любила мама
Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.
По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.
Вид придаточного
Вопрос
Пример
Когда? С каких пор? Как долго?
Когда пришло время, отправили Иванушку на службу.
Мы устремились туда, откуда были слышны голоса.
Если будешь много читать, будешь много знать.
Почему? По какой причине?
Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнованиям серьезно.
Зачем? С какой целью?
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
Вследствие чего что произошло?
Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.
Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
В какой мере? В какой степени?
Речка так блестит и сверкает, что глазам больно.
Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?
Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.
Несмотря на что? Вопреки чему?
Хотя для него это была трудная работа, он справился с ней безупречно.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Запятая ставится
1)Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:
Мы тронулись, когда взошло солнце.
2)Между однородными придаточными предложениями, если они не соединены сочинительными союзами: Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.
3)При использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как:
Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.
Запятая не ставится
1)Отрицание + союз: Он стал выяснять не что произошло, а кто это? 2)Придаточное предложение = одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколько придаточных предложений
1.Последовательное подчинение
[ ], ( ), ( ).
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
2.Параллельное подчинение
( ), [ ],( ).
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
[ ], ( ), ( ).
Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
Обратим внимание!
• Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указанна запятая после этого слова.
• Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.
Дополнение к В 6. Сложносочиненные предложения.
Сложноподчинённое предложение — сложное предложение, имеющее в своем составе два и более простых предложения, соединенных сочинительными союзами и интонацией. Они вращались бы хоть час, хоть день, но мастер приставил к глине свои длинные пальцы. По характеру союза и значению сложносочиненные предложения делятся на:
Готовимся к ОГЭ. Задание 13. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Готовимся к ОГЭ. Задание 13. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Выделяется четыре типа СПП с несколькими придаточными.
1.Девочка писала, что ей очень нравится в деревне, что она научилась ездить верхом на лошади.
2.Если однородные придаточные соединяются сочинительными союзами, то запятая ставится по тем же правилам, что и при однородных членах:
Очевидно было, что Савельич был прав и что я напрасно оскорбил его подозрением.
3.При главном предложении имеются два однородных предложения (изъяснительные), связанные одиночным союзом и, перед которым запятая не ставится.
Во втором однородном придаточном союз (или союзное слово) может отсутствовать, но его легко можно восстановить по первому:
Неоднородное (параллельное) подчинение
Когда поднялось солнце, мы увидели картину, которая удивила всех.
Дети рассказали, что нарвали тех цветов, которые любила мама.
В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.
[ ], (как…) и (как…), (которого…).
Знаки препинания на стыке двух союзов
1) При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинит. союза, между которыми ставится запятая:
Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.
[ ], (что, (если ), … ). Из предложения можно убрать или переставить в конец предложения второе придаточное.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-411370
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителя Кубани смогут получить миллион рублей на взнос по ипотеке
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.