детская периодическая печать что это

Детская периодическая печать XX в. и начала XXI в.

Общая характеристика детской периодической печати, ее основных свойств и образовательно-воспитательных задач второй половины XX в. и начала XXI в.

На свете много разных стран,

Но есть средь них одна,

В которой можно побывать,

Открыв журнал, тогда —

Увидишь чудеса Земли

Так не откладывай — вперед!

Читай журнал скорей!

Добро пожаловать в мир детских журналов!

Презентация отдельных изданий.

Познайка Путешествия, приключения, народоведение, логические задания, большие настольные игры. Гармоничное сочетание литературного и познавательного материала, игровых и развивающих заданий. Наилучшая современная и классическая русская литература. В каждом номере проводится конкурс, где разыгрываются ценные призы и подарки! Материалы готовятся в соответствии с общеобразовательными программами для школ.

3/9 царство Детям нравится этот журнал, потому что помимо стандартного набора – комиксов, сказок и головоломок, в каждом номере есть игра-бродилка с неожиданными правилами. И еще, по признаниям детей, им нравятся повторяющиеся из номера в номер сказочные персонажи Лихо, Бабя-Яга, Иван, Кощей.

ПониМашка Журнал рассчитан в большей степени на нечитающих детей, то есть в идеале – на 4-5-летних. Он полностью состоит из головоломок, лабиринтов, простых заданий на логику, математику. Но его большим достоинством является хорошая подборка несложных, но интересных поделок. Например, как сделать игрушечного снеговика из пластиковой бутылки и махрового носка и съедобного – из риса, морковки, перца и пары зубочисток.

Смешарики Хорошо иллюстрированный журнал, как и все издательства «Эгмонт». Разумеется, главные герои – Смешарики. Каждый в соответствии с характером и интересами представляет свою рубрику: Нюша – моду, стиль, Лосяш – открытия, Пин – изобретения, Кар-Карыч – приключения. Правда, в нем совершенно нет хоть сколько-нибудь длинных текстов, только короткие фразы героев и задания. Но от этого не портится общее впечатление. Журнал получился очень цельный. Внутри горячо любимые детьми постеры.

Коллекция идей В журнале подобраны самые яркие, необычные материалы и оригинальные идеи для развития творческих навыков, усидчивости, трудолюбия и внимания ребенка. В «Коллекции идей», поделки представлены с подробным описанием работы, готовыми выкройками, трафаретами, схемами разного уровня сложности на любой вкус. Идеи журнала, детская фантазия и умелые ручки ребятишек смогут создать необыкновенное.

Играя с нашим журналом, Ваш малыш даже не заметит, что он обучается каллиграфии, математике, языку, в том числе и английскому. Обучение будет происходить в форме игры, ненавязчиво и увлекательно. В каждом номере журнала Вы найдете задания, способствующие: развитию логического мышления ребенка; развитию фантазии, правильного восприятие формы и цвета; освоению навыков счёта и письма; развитию мелкой моторики; воспитания справедливости, доброты, вежливости. Оформление журнала включает в себя не только яркие рисунки и фотографии, но также композиции из пластилина, бумаги и природных материалов, что способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления малыша.

Классный журнал Современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста издается с 1999 года и является одним из популярнейших детских еженедельников России. Каждый номер «Классного журнала» содержит самую актуальную информацию для детей: от мультиков, компьютерных игр и детских кино-новинок до научных открытий, спорта, техники. В журнале соблюдается баланс между познавательной и развивающей информацией. Уникальные рисованные герои Пантукль и Жукабра живут на страницах журнала, помогая читателям разобраться в интересующих их вопросах.

Журналистика для детей выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают:

Цель: создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории.

Специфика детской журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.

Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.

Специфика игры предполагает активное участие в ней аудитории, предоставляет возможность для выявления способностей в различных сферах деятельности, приобщает ко многим областям знания.

Источник

Обзор детских периодических журналов

детская периодическая печать что это. Смотреть фото детская периодическая печать что это. Смотреть картинку детская периодическая печать что это. Картинка про детская периодическая печать что это. Фото детская периодическая печать что этоВ далекие времена советского детства круг периодических изданий для детей был ограничен несколькими журналами: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Барвинок», «Трамвай», «Юный натуралист», а для тех, кто постарше, «Пионер», «Костер». Особо выбирать тогда было не из чего, дети с радостью читали приходившие раз в месяц по подписке журналы, которые почтальон приносил им в почтовые ящики.

Сейчас же круг издаваемой для детей прессы настолько широк, что родители порой оказываются в затруднении: а что же купить своему ребенку, как определиться и сделать выбор в пользу того или иного издания. В итоге часто обращаются к уже проверенным журналам из своего детства.

Веселые картинки
Это одно из наиболее популярных изданий времен СССР. Рассчитано на самых маленьких читателей, от 3 до 6 лет. Издается до сих пор. В нем много крупных иллюстраций, минимум текста. В журнале малыши найдут короткие стихи и небольшие истории, самоделки, загадки, ребусы, различные задания и комиксы. Отличие «Веселых картинок» от новых изданий заключается в не очень ярком оформлении. Однако некоторые психологи видят в этом свой плюс: буйство красок может вызывать лишнюю эмоциональность и возбудимость детей.

Пионер
Издание рассчитано на детей школьного возраста. Современный «Пионер» изменился до неузнаваемости. Кроме литературных произведений читатели найдут на его страницах статьи о путешествиях, исторические факты, первые пробы пера школьников, ответы на вопросы, волнующие подростков, читательские письма, обсуждения, конкурсы.

Костер
Журнал предназначен детям, учащимся в начальной и средней школе. Его цель – привить ребятам вкус к чтению литературы. Именно поэтому в каждом номере публикуется интересная повесть или рассказ. Найдутся на его страницах и произведения юных авторов. Пресс-клуб, общение по интересам, конкурсы и викторины, музыку, кино, юмор, интересные факты, экологические экспедиции «Живая вода» и многое другое смогут найти в «Костре» школьники и их родители.

детская периодическая печать что это. Смотреть фото детская периодическая печать что это. Смотреть картинку детская периодическая печать что это. Картинка про детская периодическая печать что это. Фото детская периодическая печать что этоТрамвай
Выходил в 1990-95 гг. и в то время являлся одним из популярнейших детских изданий. Его было довольно сложно достать. В нем публиковались интересные произведения авторов, запрещенных в то время в СССР, на страницах «Трамвая» поднимались актуальные и недетские вопросы, в нем впервые появились детские комиксы. В настоящее время планируется переиздание журнала, уже открыта подписка.

Юный натуралист
Издание рассчитано на школьников и посвящено природе. Выходит уже более 80 лет. «Страницы Красной книги», «Листая Брема», «Лесная газета», «Записки натуралиста», «Тайны морей и океанов» и многие другие рубрики рассказывают об окружающем мире флоры и фауны. Кроме того, в журнале есть «Советы Айболита» по уходу за домашними любимцами, интересные поделки в рубрике «Сделай сам», познавательные головоломки в «Поляне игр».

Помимо журналов, которые выходят уже многие годы, в настоящее время издается огромное множество новинок, которые можно разделить на две группы: развлекательные и познавательные.

детская периодическая печать что это. Смотреть фото детская периодическая печать что это. Смотреть картинку детская периодическая печать что это. Картинка про детская периодическая печать что это. Фото детская периодическая печать что этоКруг познавательных журналов очень широк. Среди них можно отметить следующие: «Тошка и компания», «Филя», «Свирелька» и «Свирель», «Винни-Пух», «Журнал сказок», «Спокойной ночи, малыши!», развивающие журналы от Издательского Дома «Карапуз», «GEOлёнок», «Простоквашино», «Клёпа», «Кукумбер», «Классный журнал», «Колобок», «Эскиз» и многие другие.

Эти журналы в доступной для детей форме рассказывают о природе и животных, об искусстве, истории и т.д. В них печатают рассказы и стихи современных авторов и классиков. Материалы объединяются в подборку по темам. Такие журналы включают в себя и развлекательную часть; в итоге юные читатели в игровой форме познают мир и одновременно приобщаются к миру чтения.

Издательский дом «Веселые картинки» выпускает еще два детских журнала: «Филя» и «Эскиз».

Филя
Журнал для детей от 6 до 12 лет, рассказывающий о природе. В нем читатели найдут репортажи из зоопарков, экологические игры, викторины о животных, рассказы о путешествиях. Кроме того, в каждом номере есть раскраски.

детская периодическая печать что это. Смотреть фото детская периодическая печать что это. Смотреть картинку детская периодическая печать что это. Картинка про детская периодическая печать что это. Фото детская периодическая печать что этоЭскиз
Журнал рассчитан на тот же возраст (6-12 лет) и рассказывает детям об искусстве, служит пособием для уроков рисования и эстетического воспитания. На его страницах публикуются рассказы об архитектуре, о крупнейших музеях планеты, о скульптуре и живописи, народных промыслах, о театре и кино.

В Издательстве «Лазурь» выходят журналы о природе «Свирель», «Свирелька» и «Лазурь».

Свирелька
Журнал рассказывает о природе малышам от 3 до 8 лет. Включает в себя рассказы и стихи о природе, картинки, ребусы, загадки, раскраски, «книжку-малышку» во вкладках, а также самоделки.

Свирель
Этот журнал является продолжением «Свирельки», однако рассчитан на детей постарше, возраст 7-12 лет. Соответственно, и тексты в нем в научно-популярном стиле, но адаптированы для школьников. Освещаются в журнале различные аспекты естествознания и экологии, публикуются рассказы и повести. В каждом номере читатели найдут информацию о заповеднике или национальном парке.

Лазурь
Журнал также рассчитан на школьников. В нем публикуются рассказы и повести (есть даже авторства самих читателей), новости, статьи об экспедициях и путешествиях, о жизни православных святых, анонсы новых книг, беседы с психологом, тесты и многое другое.

Также можно остановиться на следующих журналах для детей, выпускаемых российскими издательствами:

Спокойной ночи, малыши
Журнал издательской группы «КЛАСС». Адресован детям от 3 до 8 лет. Основные рубрики журнала: Малыши-крепыши (о здоровье), Послушалки (правила поведения), Свет мой, зеркальце, скажи (рубрика для девочек) и Умелые лапки (для мальчиков). Также в нем много стихов и историй, ребусов, загадок, конкурсов.

детская периодическая печать что это. Смотреть фото детская периодическая печать что это. Смотреть картинку детская периодическая печать что это. Картинка про детская периодическая печать что это. Фото детская периодическая печать что этоGEOленок
Издатель ООО «Грунер+Яр Магазинз». Ориентирован на детей от 6 до 16 лет. Обучение в игровой форме путем погружения в мир удивительных открытий. Рубрики журнала: «Великие имена», «До чего дошел прогресс!», «Вопрос на засыпку», «За тридевять земель», «Соседи по планете», «Картинка-загадка» и др.

Клепа
Издательство – «Клепа». Рассчитан на детей от 9 до 12 лет. Вместе с главной героиней, девочкой Клепой и ее друзьями, читатели путешествует по всему миру, по разным странам и временам. Главная задача – пробудить в детях любознательность и стремление к творчеству, помочь в учебе. У журнала есть свой сайт, ориентированный на подростков.

Кукумбер
Литературный журнал для детей от 9 до 13 лет. Добрый и свободный мир воображения, где нет слова «нельзя». Рубрики: «Бывает же!», «Вверх тормашками», «Зарядка для мозгов», «Истории из вашей жизни», «Клуб юных джентльменов», «Совершенно секретно», «Страноведение» и множество других.

Классный журнал
Рассчитан на младших подростков и детей от 5 до 12 лет. Основные направления – обучение, воспитание и развитие воображения и творческих способностей, мышления, памяти ребенка. Большое количество информационных и практических публикаций дополняется развлекательной частью (комиксы, головоломки, кроссворды).

Весёлый Колобок
Журнал ориентирован на дошкольников. Научит малышей чтению, письму, счету, рисованию. Кроме того, в нем много сказок, загадок, игр, историй о природе. Главные действующие лица – Колобок и другие герои народных русских сказок.

Перечисленные выше издания не являются окончательным списком детской периодики.
Кроме них на рынке печатной продукции выпускается большое количество других журналов. Ознакомиться с ними, при желании, можно в подписном каталоге. В любом случае Ваш ребенок только выиграет, когда Вы подберете ему журнал для чтения в соответствии с его возрастом и интересами. Кроме того, не стоит забывать, что на рынке присутствуют также издания, не совсем подходящие для детей. Посмотрите по киоскам сами и почувствуйте разницу. Лучше с раннего детства приучить ребенка к качественной периодике самим, нежели потом ужасаться его выбору.

Источник

ПЕРИОДИКА детская

в России, периодич. издания, адресованные детям и юношеству.

Журналы для детей и юношества возникли в Германии во 2-й пол. 18 в. и затем распространились в Великобритании, Франции, Голландии, США. В России они появились в 80-х гг. 18 в. Первый дет. журн. «Детское чтение для сердца и разума» (приложение к «Московским ведомостям») основал Н. И. Новиков в 1785. До 178Эрышло 20 книжек, неоднократно переиздававшихся в последующие годы. Журнал являлся для своего времени образцом организации и построения дет. издания. Его авторами и редакторами были А. А. Петров и H. M. Карамзин. Каждая книжка содержала цельное лит.-худож. произведение, науч.-популярные, занимательные и общепознават. статьи, переводные материалы. В публикациях на темы морали и нравственности Новикову удалось в основном избежать излишних назидательности и морализирования, свойственных многим его продолжателям. Материалы журнала были использованы при составлении рус. букварей и хрестоматий для учащихся. «Детское чтение» высоко оценивали В. Г. Белинский, С. Т. Аксаков, Н. И. Пирогов, Н. С. Лесков.

С 1789 по 1801 в России регулярные издания для детей не выходили. В нач. 19 в. в Москве возникло неск. изданий, повторявших в своей тематике и названиях варианты заруб. журналов (преим. немецких). Нек-рую известность получили журн. «Весёлый и забавный друг детей» (1804) С. Смирнова, «Журнал для детей» (1813—14), «Детский вестник» (1815). наиб. успехом пользовались журн. «Друг юности» (1807—15, с 1813 — «Друг юношества и всяких лет») М. И. Невзорова и «Друг детей» (1809) Н. И. Ильина. В 1813 вышел первый петербургский и первый рос. иллюстриров. «Журнал для детей»; затем создан «Детский музеум» (СПБ, 1815—19 и 1821- 1829) — иллюстриров. издание типа атласа и др.

Содержание дет. журналов нач. 19 в. отражало представления о назидат. характере воспитания. Большинство публикаций иллюстрировали то или иное и без того бесспорное житейское правило, морально-этич. предписание, превозносили добродетели и осуждали пороки. Мн. журналы выходили кратковременно и небольшим тиражом.

С 20-х гг. 19 в. начался творческий поиск нового типа дет. издания. Писатель и журналист, издатель «Русского вестника» С. Н. Глинка выпустил «Новое детское чтение» (М., 1821—24), ред.-издатели А. Н. Очкин, В. Львов и А. П. Башуцкий — «Детскую библиотеку» (СПБ, 1835—38; с участием писателей Н. В. Кукольника, В. Ф. Одоевского, В. И. Даля и др.), в к-рых попытались приобщать детей к рус. культуре.

Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч издавали «Детский собеседник» (СПБ, 1826- 1828) — журнал религ.-нравоучит. характера, к-рый не пользовался большим успехом. Первым офиц. изданием для учащихся стал «Журнал для чтения воспитанников военно-уч. заведений» (СПБ, 1836—63). На протяжении длительного периода были популярными журн. «Звёздочка» (СПБ, 1842—63, с 1845 — 2 выпуска для мл. и ст. возраста) и «Лучи» (СПБ, 1850—60), издаваемые первой рос. проф. дет. журналисткой и писательницей А. О. Ишимовой. Особый интерес представляла «Новая библиотека для воспитания» (М., 1847—49; продолжившая журн. «Библиотека для воспитания», 1843—46) П. Г. Редкина. Белинский оценил издание как единственный дет. журнал, заслуживающий внимания; в обзоре его 9 книжек высказал общие замечания о предмете дет. лит-ры и журналистики.

Первый серьёзный науч.-популярный «Журнал для детей» (СПБ, 1851—63) М. Б. Чистякова и А. Е. Разина отражал всеобщий интерес к науке и публиковал материалы по естествознанию, географии, физике, астрономии, этнографии.

Во 2-й пол. 19 в. от дидактич. и назидат. публикаций журналы стали переходить к освещению проблем реальной жизни, к ориентации на интересы самих детей. С сер. 50-х гг. выявилась содержат, и возрастная специализация дет. периодики. Возникли: «Художественный журнал для юношества» (СПБ, 1856—57), «Час досуга» (СПБ, 1858—61) С. П. Бурнашевой и «Подснежник» (СПБ, 1858—62) — наиб. удачное издание В. Н. Майкова, «Детский журнал» (М., 1859—60) Б. Залесско-го, «Собеседник» (СПБ, 1859—60) Н. А. Ушакова, «Рассвет» (СПБ, 1859—62) В. Кремпина (в нём начали публиковаться Д. И. Писарев и Н. К. Михайловский и др.). С 60-х гг. почти каждый год появлялись один или неск. дет. журналов. Изд-во М. О. Вольфа выпуском журн. «Забавы и рассказы» (СПБ, 1863- 1867) А. А. Цейдлера открыло целую серию изданий для юных читателей.

В 60-х гг. выделялись также журн. «Чтение для юношества» (СПБ, 1864- 1866) педагогов И. И. Паульсона и Ф. Ф. Резенера и «Росинки» (СПБ, 1868—70) Л. И. Гвоздиковой. Особой популярностью пользовались «Семейные вечера» (СПБ, 1864—91, выходили в 2 выпусках для мл. и ст. возраста, а с 1870 для детей и юношества) М. Ф. Ростовской, помогавшие духовному и интеллектуальному общению в семье (журнал переиздавался неск. десятилетий и расходился почти мгновенно).

Уникальным явлением в мировой газетно-журнальной практике был журнал, основанный А. Н. Острогорским, — «Детское чтение» (СПБ, 1869- 1893; М., 1894—1906, в 1906—18 переименован в «Юную Россию») — один из самых читаемых и массовых дет. журналов. С 1890 «Детское чтение» редактировал Д. И. Тихомиров, еще больше поднявший интерес к изданию. Журнал представлял собой тип иллюстриров. лит.-худож. и науч.-познават. сборника энци-клопедич. направленности. Его постоянные авторы: писатели, педагоги, публицисты — X. Д Алчевская, И. А. Бунин, Е. Н. Водовозова, А. Я. Герд, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. И. Свирский, К. М. Станюкович, А. П. Чехов и др.

В кон. 70-х — 80-е гг. были созданы пользовавшиеся большой популярностью дет. издания: «Задушевное слово» (СПБ, 1877—1918, выходил еженедельно, в 2 выпусках для мл. и ст возраста), под ред. С. М. Макаровой (изд-во Вольфа); «Родник» (СПБ, 1882—1917) — одно из самых совершенных в проф. плане дет. изданий писательницы Е. А. Сысое-вой, перешедшее затем к А. Н. Альме-дингену. Отчет редакции журнала к его 25-летию даёт представление о содержании: среди авторов 588 писателей, учёных и художников, было опубликовано 154 стихотворения, 766 повестей, рассказов и сказок, 540 науч.-популярных статей, св. 6 тыс. рисунков. Издавались также «Игрушечка» (СПБ, 1880—1912, в 1903, 1905—07 не выходил, с 1884 — в 2 выпусках для мл. и ст. возраста), «Детский отдых» (М., 1881—1907), «Мир Божий» (СПБ, 1892—1906).

В кон. 90-х гг. 19 в. почти одновременно появились 2 журнала, схожих по содержанию и по методам организации материала, — «Всходы» (СПБ, 1896- 1917), ред.-издатель Э. С. Монвиж-Монт-вид, и «Юный читатель» (СПБ, 1899- 1906), ред.-издатель Э. К. Пименова, затем А. Я. Острогорская-Малкина. Большим успехом пользовались приложения этих изданий, ежемесячно выходившие отд. книжки с лит.-худож. произведением. «Юный читатель» был практически единственным дет. журналом, закрытым цензурой до 1917. Монвиж-Монтвид являл собой образ подвижника, типичного для рус. дет. журналистики: обрекал себя и свою семью на нужду и лишения, спасая журнал от долгов.

Особую группу составляли религ. журналы, издаваемые при Троице-Сергиевой лавре (Моск. губ.), — «Божия нива» (с отделом для детей) и «Зернышки Божией нивы; чтение для детей» (1903—17) архимандрита Никона, а также «Незабудка» (СПБ, 1914—17) протоиерея А. Темно-мерова.

В нач. 20 в. были созданы дет. газ. «Что нового» (М., 1908), «Детская газета» (СПБ, 1908), «Детская газета» (М, 1910). наиб. длительный период выходила «Газетка для детей и юношества» (1910—15). Её создатели не определяли точно жанр издания, называя то газетой, то журналом, но еженедельная периодичность, хроникальный характер публикаций (рубрики: «Наша хроника», «Заграничная жизнь» и др.), оперативность подачи материалов позволяли отнести еженедельник к газетам.

Одновременно в нач. 20 в. издавалось св. 20 дет. журналов. В России до 1917 всего выходило ок. 300 дет. и юношеских журналов.

В истории сов. журналистики было принято всю дет. периодику распределять в соответствии с классовыми признаками на издания просветительского, охранительного, клерикального характера, социал-демокр. ориентации. Вопросы участия дет изданий в обществ. жизни, в газетно-журнальной полемике исследовались мало. Вместе с тем сохранилось много материалов, подтверждающих интерес рус. дорев. издателей и редакторов дет. П. именно к этим проблемам. В теоретич. спорах о назначении дет. журналистики мн. дет. писатели, критики, библиографы придерживались точки зрения, что дет. издания вообще не могут, да и не должны обеспечивать «преемственность идей». Журналы рассматривались как сборники полезных, но не связанных с актуальными событиями статей, и с этой позиции сама правомерность существования материалов полит. направленности ставилась под сомнение. Тем не менее все дет. издания в той или иной степени отражали взгляды, ориентации, пристрастия, порой заблуждения и предрассудки, свойственные их редакторам и издателям. Большинство рус. дет. и юношеских изданий решали общечеловеческие, гуманистич. задачи, стремились обогатить юных читателей знаниями, культурными ценностями, учили познавать и гордиться отеч. историей, воспитывали гражд. нравственность и т. п.

Вокруг дет. журналов собирались писатели и педагоги, посвятившие себя «на пользу детям и юношеству». Редакторы и издатели стремились публиковать для детей талантливые оригинальные лит. произведения дет. писателей: В. П. Авенариуса, К. С. Баранцевича, И. А. Белоусова, Н. П. Вагнера, В. П. Жели-ховской, П. В. Засодимского, К. В. Лукашевич, Вас. И. Немировича-Данченко, Е. Тур, Л. А. Чарской и др., творчество к-рых мало известно совр. читателям.

После 1917 было прекращено большинство дет. изданий. Непродолжит. время выходили «Задушевное слово», «Маяк», «Жаворонок», «Юная Россия». Все они сохраняли прежнюю аполитичность, что явилось осн. аргументом к их закрытию. Декрет о печати 1917 практически ликвидировал П. Последним был закрыт «Светлячок» (1920). Нек-рое время выходили небольшие по объему издания в регионах, контролируемых белыми, и скаутские журналы, закрытые с запрещением рус. скаутизма (напр., в 1917—18 в Ялте издавался «Листок скаута», в 1918 в Иркутске — «Юные друзья», «Под знаменем скаутизма», в Самаре — «Заря скаутизма» и др.).

Традиции рус. дет. П. сохранили эмигрантские издания, выходившие в Югославии, Франции, Германии, США. наиб. известны «Зеленая палочка» (Париж, 1920—21) князя Львова и «Ванька-Встанька» (20-е гг.).

Перед сов. дет. П. была поставлена социальная задача — создать новый тип дет. изданий и «оградить детей от тлетворного влияния старой дет. книги». Одним из рев. направлений стало формирование журналов «не для детей, но самих детей». В Москве, Петрограде, почти во всех губернских центрах появились издания, выпускаемые детьми. В этом процессе главенствовала не столько естественная дет. потребность в самовыражении (как это было свойственно выходящим до 1917 многочисл. ученич. журналам), сколько идеология пед. авангардизма: практически подбор материалов, их компоновка, финанс. проблемы находились в ведении взрослых, к-рые реализовывали в дет. изданиях свои идеи. Подобные журналы существовали короткое время (как правило, выходило 1—2 номера) и запоминались лишь бескомпромиссным патетич. стилем изложения материалов, но они предвосхитили мн. тенденции развития дет. сов. периодики наиб. показателен среди первых сов. изданий для детей журн. «Красные зори» (М., 1919), стремившийся воспитывать в детях начала социализма и пролетарской культуры и содержащий след, разделы и рубрики: «Беседы о революции», «Красные вехи» (календарь рус. революции), «Сторожевая вышка» (события за месяц), «Наши клубы и коммуны», «Карандаш и перо» и т. п.

Однако объективные требования дет. журналистики, несмотря на критику старых представлений о ней, вынуждали организаторов дет. П. строить работу в соответствии с ими же развенчанными постулатами. Доказательством этого положения явилась судьба первого сов. проф. дет. журн. «Северное сияние» (П., 1919—20), выходившего при поддержке М. Горького. Журнал предполагался как рев.-романтич. издание, воспитывающее в детях дух активности, интерес к силе разума и науке. Однако именно рев. идея получила в журнале самое слабое творческое воплощение. Высокая патетика облекалась в плоскую декларативную форму. наиб. удачными были публикации в духе прежней гуманитарной традиции (разделы «Клуб любознательных», «Венок книге», «Загадки и шарады»; публикации дет. дорев. писателей и др.). Из-за материальных трудностей журнал был закрыт.

Первые дет. газеты, возникшие после 1917 («Детский пролеткульт», Тула, 1918; «Детская правда», Саратов, 1919; «Муравей-чудодей», Пермь, 1920, и др.), носили в основном общеобразоват. характер. Большинство газет выходило кратковременно. На фоне подобных изданий в газетном жанре выделилась «Лесная газета» В. В. Бианки, регулярно публикуемая в журн. «Новый Робинзон» (в 1928 её выпуски вышли отд. книгой). Материал, свёрстанный по газетному принципу, содержал оперативные новости, репортажи, спец. рубрики («Происшествия», «Корреспонденции из города» и др.), а также элементы занимательности и игры.

С созданием в 1922 пионерской орг-ции началось формирование системы пионерских газет. В 1923—24 были основаны газеты для пионеров во Владивостоке, Вологде, Иркутске, Казани, Красноярске, Новосибирске, Орле, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Смоленске, Туле, Хабаровске, Чите. В 1925 вышла «Пионерская правда», к-рая, несмотря на идеологии, направленность, на протяжении всех лет своего существования публиковала самые актуальные материалы, лит. произведения дет. писателей и поэтов, проводила разл. конкурсы, игры и т. п., что делало газету подлинно массовым и популярным изданием.

Две противоположные и одновременно взаимодействующие тенденции дет. журналистики на долгие годы определили судьбу мн. изданий. Первая тенденция выражалась в необходимости дет. П. выполнять социальный заказ — адаптировать применительно к возрасту систему классовых ценностей, опираясь на сформулированные В. И. Лениным направления деятельности сов. прессы: пропагандистское, агитационное и организаторское. Воспитат. система, соответствующая организац. структуре дет. П., была создана с рождением пионерской орг-ции, ставшей взыскательным владельцем дет. журналов и газет. Пионерские органы вплоть до сер.

Др. тенденция отражала гуманистич. традиции рус. периодики, ориентацию на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самопознании и самовыражении и вызывала у теоретиков коммуни-стич. воспитания большие опасения. Были прекращены интереснейшие дет. издания в Ленинграде: сначала «Новый Робинзон» (с 1924; в 1923 выходил под назв. «Воробей»; в 1926 преобразован в журн. «Красный галстук»), затем «Ёж» (1928—35) и «Чиж» (1930—41).

Практически все дет. издания были вынуждены помещать материалы на актуальные идеологич. темы: парт, документы, информацию о юбилеях, пионерских и комсомольских акциях и т. п. В то же время подлинный интерес у детей вызывала познават., культурная, спорт, тематика, к-рая и определяла жизнеспособность изданий. Большое влияние на детей оказали публикации произв. дет. лит-ры (Б. С. Житкова, В. В. Бианки, А. Гайдара, К. Г. Паустовского, Л. И. Лагина, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Ю. К. Олеши, А. Н. Толстого, К. И. Чуковского и др.).

Несмотря на противоречия, к кон. 80-х гг. сложилась цельная система дет. и юношеской П., охватывающая все регионы страны. Наряду с журналами общего гуманитарного плана «Пионер», «Костёр», «Мы» (М., с 1990) и изданиями для маленьких читателей «Мурзилка» (с 1924), «Весёлые картинки» (с 1956), «Колобок», прил. к «Кругозору» (с 1968), «Трамвай» (с 1990), выходили журналы по интересам: «Юный натуралист» (1928—41 и с 1956), «Юный техник» (с 1956), «Юный художник» (1936—41 и с 1978), «Моделист-конструктор» (с 1966), «Квант» (с 1969) — всё в Москве. У подростков, юношества также пользовались популярностью молодёжные журналы: лит.-худож. — «Аврора» (Ленинград, с 1969); «Юность» (с 1955), «Молодая гвардия» (1922—41 и с 1956); науч.-популярные — «Вокруг света» (1927, ведёт историю с 1860), «Знание — сила» (1926—41 и с 1946), «Техника молодёжи» (с 1933), журнал для рабочей молодёжи «Смена» (с 1924), «Сельская молодёжь» (с 1925) — все в Москве. Для слепых детей был основан журн. «Сов. школьник», печатающийся рельефно-точечным шрифтом (М., с 1937). Пионерские газеты до 90-х гг. выходили почти во всех союзных и автономных республиках (к нач. 90-х гг. их было ок. 30, общий тираж св. 16 млн. экз.). Общий разовый тираж всех дет. периодич. изданий превышал 50 млн. экз., почти каждое из них носило массовый характер, что было уникальным явлением в мировой практике.

Среди периодич. изданий для детей выделяется группа газет и журналов, создаваемых самими детьми. В России само-деят. дет. и юношеские издания появились в кон. 19 в. в нек-рых гимназиях и уч-щах. После 1917 распространилась стенная печать. До кон. 80-х гг. стенгазеты выпускались практически во всех уч. заведениях и входили в арсенал воспитат. работы школы, пионерской и комсомольской орг-ции. В уч. заведениях, где сложился неформальный, творческий подход к стенгазетам, шк. печать сыграла положит. роль в сплочении коллектива и создании атмосферы сотрудничества учащихся и педагогов.

В 20-х гг. возникло массовое движение юнкоров (юных корреспондентов), приобщившее к творчеству неск. поколений школьников. Мн. учащиеся, живущие далеко от культурных центров, получили возможность через прессу участвовать в обществ. и культурной жизни страны.

В послевоен. годы сложилась система кружков и клубов юнкоров, связанных большей частью не с уч. заведениями, а с журналистскими орг-циями. В 60-х гг. созданы «юнкоровские отряды». наиб. известные — «Каравелла» (1961, Свердловск) и «Пламя» (1976, Пятигорск). Руководители отрядов разработали ориг. систему воспитания средствами журналистики, к-рую рассматривали как способ свободного личностного самовыражения детей и подростков и как инструмент познания учащимися мира.

В 1988—91 «Пламя» издавало самоде-ят. газ. «Весёлый ветер» (сначала на ксероксе, затем в полиграф, исполнении), ставшую Значит. явлением в дет. журналистике периода перестройки в стране. В кон. 80-х — нач. 90-х гг. появились многочисл. самодеят. издания. Напр., выходили: газеты — «Авось-ка» (Глазов, Удмуртия, с 1991, тираж 5 тыс. экз.); «Барабашка» (Воркута, с 1990, 10 тыс. экз.); вкладыш в газ. «Златоустовский рабочий» (с 1992, 12 тыс. экз.); «Честное слово» (Екатеринбург, с 1989, 30 тыс. экз.); «Юнкор Прибалтики» (Калининград, с 1988, в 1993 преобразована в областную газ. «Радуга», 2 тыс. экз.); «Юношеская газета» (Москва, с 1991, издание агентства ЮНПРЕСС, 20 тыс. экз.); журналы — «Недоросль» (издание этого же агентства, с 1992, 10 тыс. экз.) и др.

Опыт показал, что участие учащихся в дет. и юношеских периодич. изданиях имеет большое пед. значение. По данным социологов, юные журналисты отличаются грамотностью устной и письменной речи, высоким уровнем общеобразоват. знаний, широким кругом познават. интересов и т. п. Журналистика — сильное средство развития социальной активности личности, выработки нравств. убеждений и умения отстаивать свою позицию. Нек-рые юнкоры становятся проф. журналистами. В самодеят. журналистских коллективах складываются особые воспитат. условия для творческого развития школьников.

Проблема самодеят. дет. и юношеской прессы привлекла к себе внимание пед. и журналистской общественности. В Рос. Федерации созданы обществ. орг-ции, содействующие развитию дет. журналистики: Агентство ЮНПРЕСС (Москва, 1989; издаёт неск. печатных периодич. изданий), Ассоциация клубов начинающих журналистов (Чебоксары, 1988; объединяет ок. 40 клубов), Донская лига малой прессы (Ростов-на-Дону, 1991; 12 юнкоровских пресс-центров Ростовской обл.), Лига малой прессы (Москва, 1992; 50 клубов), Лига начинающих журналистов Башкирии (Уфа, нач. 90-х гг., ок. 20 клубов) и др.

Деятельность дет. журналистских клубов и орг-ций выявила необходимость подготовки спец. руководителей подобными дет. объединениями, к-рые должны обладать пед. и журналистским опытом. Обучение таких специалистов в вузах не осуществляется. Только в Екатеринбургском пед. колледже проводился эксперимент по обучению студентов дополнит, специальности «руководитель детского пресс-центра» по спец. программе, включающей курсы медиа-культуры, основ теории коммуникаций, журналистики, методики работы с юнкорами и др.

Проблемы истории развития периодич. изданий для детей и юношества, совр. вопросы самодеят. дет. прессы освещены в работах М. И. Алексеевой, Ю. Н. Богатырёвой, Л. Н. Колесовой, М. Ф. Поповой, Н. М. Потапова, М. И. Хол-мова и др.

Лит.: Кон Л., Сов. дет. лит-ра 1917- 1929, М., 1960; Шевелева В., Дет. журналы в СССР, М., 1967; Алексеева М. И., Сов. дет. журналы 20-х гг., М., 1982; Свиридова 3. И., Холмов М. И., Рус. журналы для детей (1785—1917). Библ. указатель и аннотации, Л., 1982; Холмов М. И., Становление сов. журналистики для детей, Л., 1983; Киперман С. А, Периодич. печать в школе и дома. Опыт воспитания школьников средствами периодич. печати, М., 1993. А. С. Мороз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *