детский максимализм что это такое у взрослых

Детский максимализм что это такое у взрослых

Давайте разберемся, что же такое юношеский максимализм. Для этого я отвечу на основные вопросы, которые чаще всего задают сами молодые люди, а также их родители и педагоги.

Формируя и отстаивая собственную уникальность, стоит учиться:

детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть фото детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть картинку детский максимализм что это такое у взрослых. Картинка про детский максимализм что это такое у взрослых. Фото детский максимализм что это такое у взрослыхВажно помнить о том, что именно другие люди и отношения с ними стимулируют наш собственный личностный рост. Мы отражаемся в других людях как в зеркале. Так уж устроена психика человека, что понимать себя, изначально, мы учимся через других людей.

Ученые считают юношеский максимализм механизмом, который помогает двигаться вперед. Он основывается на желании молодого человека быть уникальным, выделяться из толпы, стать выше общества, добиться всего, чего можно и нельзя.

Именно благодаря юношескому максимализму человек имеет цель в жизни. Пускай заоблачную и недостижимую, но всё же цель, к которой он будет стремиться. Быть может, далеко не все планы осуществятся, но даже та малая часть из них, что окажутся вполне выполнимыми, могут послужить человеку отличную службу в его дальнейшей жизни.

Со стороны может показаться, да и сам молодой человек может так считать, что юношеский максимализм это вызов обществу или отдельным людям. На самом деле, это вызов самому себе, своим возможностям, желаниям, стремлениям. Двигаясь вперед и совершая ошибки, главное – найти баланс между желанием отстоять собственную индивидуальность и реальностью окружающего мира. Верить в себя, проявлять себя и одновременно принимать жизнь во все ее проявлениях.

Пользуйтесь привилегией своего возраста и взрослейте с умом!

Педагог – психолог колледжа
Базалей И. С.

Источник

Подростковый кризис

Содержание статьи

Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.

Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.

В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.

Физиологические причины

Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.

Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.

Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.

В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:

Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.

Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.

Психология подросткового кризиса

Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.

Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.

В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.

Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.

В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.

С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:

Фазы подросткового кризиса

Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:

Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.

Проявления кризиса в подростковом возрасте

Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:

По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:

Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.

У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:

У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:

Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса

Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.

Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:

В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:

Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.

Источник

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Твой сын или дочь наконец-то дорос до этого важного периода, ура! В то же самое время – ты растеряна и не знаешь, что с этим делать. Как не подойди к порастающему чаду – как будто натыкаешься на огромные колючки. Детище то злится и кричит, то закрывается в комнате и никого не хочет видеть. А главное – для него как будто бы мир окрашен в черно-белые цвета. Существует или «полный ужас» или «суперкласс», уродство или идеальная красота, любовь или ненависть…

Давай попробуем разобраться, что это за возраст такой – подростковый, какие его особенности и самое главное, как себя вести нам, родителям, со своими детьми, которые уже точно не дети, но еще и не взрослые.

КОГДА ЛЕС ПО ПОЯС И МОРЕ ПО КОЛЕНО

Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания. Подростковый возраст по своей сути – этап противоречий и борьбы разнонаправленных сил. И борются они, прежде всего, в голове самого подростка. Ну, например, хочется ему уж очень иметь все свободы взрослого человека, решать, что и как ему делать, куда поступать и сколько детей рожать.

детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть фото детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть картинку детский максимализм что это такое у взрослых. Картинка про детский максимализм что это такое у взрослых. Фото детский максимализм что это такое у взрослых

ТРУДНОСТИ САМООЦЕНКИ

детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть фото детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть картинку детский максимализм что это такое у взрослых. Картинка про детский максимализм что это такое у взрослых. Фото детский максимализм что это такое у взрослых

Подростковый возраст – это этап очень бурного роста и формирования тела, выработки большого количества гормонов, полового созревания. В этом возрасте организм, в отличие от психики, становится готовым к сексуальной жизни. Психологически же подросток может быть не полностью готовым к таким событиям. И тут также многое зависит от участия родителей.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ПОДРОСТКОМ?

Прежде всего, родителям следует понимать, что наступили перемены и необходимо менять свой способ поведения. Если раньше родитель был для ребенка авторитетом, и он его слушался, сейчас – времена другие. Подросток хочет, чтобы его признали и зауважали – как личность, у которой есть собственной мнение. Наверное, именно это родителям часто очень трудно сделать. Они так тревожатся за свое чадо, что бессознательно не дают ему стать отдельной личностью и набираться своего, отдельного опыта. Вот пример: 16-летняя Маша ненавидит свою маму за то, что та все время контролирует каждый ее шаг. Маша устала от этого и подумывает о суициде (такие мысли свойственны в подростковом возрасте), ведь иного способа справиться с давлением мамы она не видит. Или же другая ситуация: авторитарный отец не пускает свою 15-летнюю дочку вечером погулять со сверстниками. Он опасается, что его красивую дочь соблазнит «нехороший парень». Таким образом, он ограждает дочь от любого общения в кругу друзей. А это – ее главная потребность сейчас. Результат: Лера в глубокой депрессии, ни с кем не разговаривает, почти не ест.

Первое правило для родителей: Подросток нуждается в большей свободе, чем раньше. Предоставьте ему больше личного пространства.

Как быть, если ты заметила, что твой ребенок-подросток мыслит двухмерно, что у него или полный успех, или провал, или он влюблен до безумия – или же все, жизнь окончена и не будет больше счастья.

Второе правило для родителей: Позволь подростку побыть в состоянии «черно-белого мира», при этом принимая и поддерживая его, сочувствуйте его переживаниям.

Тут важно воздержаться от комментариев типа «Ты еще ничего не понимаешь, все совсем не так!» или «Ты ничего не знаешь о жизни». Даже если ты четко видишь решение душевной проблемы своего чада, не обесценивай его собственный путь: он такой, как есть и благодаря ему подросток становится взрослым.

В отношениях с подростком важно чувствовать баланс своего родительского участия и неучастия в его жизни. Если ты будешь слишком «лезть не в свое дело», то рискуешь потерять доверие сына или дочери. Если же ты совсем отгородишься и не будешь ни во что вникать, твой ребенок может почувствовать себя совсем одиноким и беспомощным и «наделать дел».

Третье правило для родителей: Постарайся быть в постоянном диалоге со своим ребенком-подростком. Регулярно спрашивай: «Тебе сейчас важен мой совет или ты сам справишься?», «Если что – я всегда готова прийти к тебе на помощь и поговорить о том, что тебя волнует».

Тут важно спрашивать об уместности каждого своего шага в сторону ребенка: нужен ли он сейчас или подросток и сам справляется.

В подростковом возрасте каждый человек начинает поиск себя и пытается ответить на вопросы: кто я?, какой я?, для чего я живу?. Подростки склонны корить себя за то, что они неидеальны.

Четвертое правило для родителей: Постарайся поменьше критиковать подростка. Побольше обращай внимание на его успехи и на то, что тебе в нем нравится. Это поддержит его шаткую самооценку.

КАК ОБОЙТИСЬ С ТРЕВОГОЙ ЗА РЕБЕНКА?

Давая подростку больше свободы, мы автоматически начинаем тревожиться и даже опасаться, чтобы наше любимое чадо от неопытности натворило каких-нибудь непоправимых бед. Это чувство тревоги и страха за ребенка – нормальное, ведь мы действительно отпускаем контроль, и с этим приходится как-то справляться. Важно говорить подростку про свои переживания, это будет для него еще одним маркером о том, что его любят, что он небезразличен.

Другое дело, если тревога зашкаливает и единственный способ с ней как-то справиться – это полностью контролировать все действия ребенка, «допрашивать», где он был и что и как делал, а еще хуже – ходить, например, везде вместе с ним, требовать, чтобы она или она проводили время дома, с родителями, а не с друзьями. Такое поведение родителя скорее будет обслуживать потребности самого родителя, но никак не потребности ребенка. В этом случае, подросток рискует остаться инфантильным и не способным принимать свои собственные решения и получать собственный опыт.

Если ты заметила, что твоя тревога зашкаливает, и ты не очень с ней справляешься (давая при этом свободу ребенку), обязательно обратись на прием к психотерапевту. Возможно, у тебя самой были трудности в сепарации (отделении) от родителей в подростковом возрасте и сейчас ты не очень знаешь, как помочь пройти этот этап своему ребенку.

ТЕСТ: ПОЗНАКОМЬСЯ БЛИЖЕ С ПОДРОСТКОМ

Не секрет, что подростки склонны дистанцироваться и многое скрывать от родителей. И это не плохо, ведь подрастающая личность нуждается в своем пространстве. Вместе с тем тебе непременно хочется узнать, что же на душе у твоего сына или дочери. Тогда ты сможешь более грамотно поддержать его или ее в тот или иной момент.

Предлагаю тебе сказочный тест. При случае попроси чадо дополнить эти предложения:

Cекрет этого теста очень прост. В сущности, он содержит похожие по смыслу предложения. Это сделано для того, чтобы подросток имел возможность сначала написать то, что понравится вам или то, что «нужно», чтобы не «светиться», а потом, расслабившись, заговорил уже более простым языком о том, чего ему действительно хочется или что его волнует.

Статья опубликована в женском журнале «Полина».

Автор Елена Митина https://elenamitina.com.ua

Использование материалов разрешено только с указанием авторства и активной ссылки на сайт.

Источник

Досье на максималиста

Суть максимализма можно уместить в одну фразу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион!».

Суть максимализма можно уместить в одну фразу «Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион!».

Максималист – сторонник крайностей, полутонов не признает. Он живет ярко: или пан, или пропал. Пусть другие перебиваются серединка на половинку, а максималисту нужно все и по полной программе. На пути к достижению цели нет места слабине и свободе действия (если, конечно, свобода не является его конечной целью).

Многие считают, что максимализм – это, в первую очередь, стремление к победе. Не зря у большинства из нас он ассоциируется с желанием сорвать банк, выиграть соревнования, сделать головокружительную карьеру. Однако есть у максимализма и другое, менее симпатичное лицо – маниакальное стремление судить других по себе и развешивать ярлыки. Причем максималист обычно считает свою оценку истиной в последней инстанции.

Виды максималистов

Юный максималист

Изначально практически все дети – максималисты. Такая установка нужна психике для того, чтобы у подростка сформировался собственный взгляд на мир.

Юношеский максимализм – это не хорошо и не плохо. Его лучше всего воспринимать как этап становления личности. Кроме того, для молодого человека он является дополнительным стимулом проложить свою дорогу в жизни, не спотыкаясь о боязнь совершать ошибки. Естественно, без них не обойдется, но молодость об этом еще не знает.

Юный максималист категоричен, порывист и иногда даже агрессивен. В идеале со временем он обрастает опытом и пониманием того, что цветов не два – черный и белый – а гораздо больше.

Максималист-хроник

Иногда юношеский максимализм переходит в хронический. Вот только взрослый человек с реакциями подростка вызывает у окружающих не понимание, а раздражение. «Именно максималисты свершали то великое, что осталось в веках», – так любят оправдывать свою позицию те, кто несет максимализм как знамя всей своей жизни. При этом выросший (но не повзрослевший) любитель крайностей не дает себе труда задуматься над тем, чем же он гордится: неумением находить общий язык с людьми, принимать хоть на минутку чужую точку зрения или осознавать множественность мира.

Максимализм, который проявляется в зрелом возрасте, зачастую превращается в ослиное упрямство, неуживчивость и нежелание прислушиваться к чужому мнению. Вряд ли кто-то назовет такого человека приятной личностью.

Кстати, благодатной почвой для максимализма такого рода является детство полное запретов или же, наоборот, чрезмерное потакание прихотям дитяти со стороны родителей.

Максималист высоких чувств

Обычно к такому виду максимализма склонны женщины. В любви им нужно все самое-самое: накал страстей, тонкий уровень понимания и точное соответствие объекта эталону. Одна беда – чем продуманней эталон, тем меньше шанс встретить того, кто подойдет под все его параметры. Итог закономерен: или максималист находит пару себе по принципу «абы кто», или становится завзятым холостяком. А что делать, если «нет больше рыцарей» и «вымерли настоящие женщины»?

В максимализме чувств обычно виноват недостаток жизненного опыта, поэтому не исключено, что со временем он сойдет на нет.

Перфекционист

Близкий родственник максимализма – перфекционизм. Отличительная черта: предъявление завышенных требований исключительно к себе. Чаще всего перфекционист – это поумневший максималист: он уже не стремиться переделать мир под себя, а пытается довести до блеска то, что связано лично с ним и его деятельностью. Жаль только, что ощутить удовлетворение от результата перфекционисту удается крайне редко. Ведь совершенству нет предела.

Хорошо это или плохо?

У максималиста свой собственный взгляд на мир – это хорошо. Его категоричность мешает трезво оценивать ситуацию, видеть нюансы, которыми изобилует жизнь, а иногда и понимать природу вещей – плохо.

Максималист стремится к идеалу – хорошо. Он навязывает свои идеалы окружающим – плохо. Полярно оценивая всех и вся, ультимативно навязывая свои представления другим, сложно не только выстроить гармоничные отношения, но и просто общаться с другими людьми.

Максималист стремится к поставленной цели – хорошо. В достижении цели зачастую он оправдывает любые средства – плохо.

Максималист умеет побеждать – хорошо. Но не умеет проигрывать – плохо. Если цель слишком далека и достичь ее на скоростях не получилось, максималист жестоко разочаровывается, теряет веру в себя, в особо тяжелых случаях еще и чувство вины появляется в виде ярлыков «недостоин», «не смог», «неудачник». Если же максимализм отягощен болезненным самолюбием, то крепнет соблазн обвинить мир в собственном разочаровании и сделать это жизненной позицией. Кстати, из таких максималистов получаются самые кондовые нытики, оправдывающие свое нежелание что-то делать, тем, что «все равно ничего не выйдет».

Максималист – яркая личность – хорошо. Рядом с ним невозможно находиться долго – плохо. Именно поэтому максималист редко счастлив в семье – разве что повезет найти того, кто на 100% разделит его убеждения или полностью подчинится его воле.

Лекарство от максимализма

К сожалению или к счастью, лекарством от максимализма является сама жизнь. Общаясь с разными людьми, решая проблемы и смиряясь с потерями, человек становится более терпимым. Но если время идет, а установка «есть черное, есть белое, а между ними ничего» никуда не девается и уже начинает мешать (причем понимают это все, кроме ее обладателя), окружающим не остается ничего другого, как не делать чужой максимализм своей проблемой

Учитывая, что с максималистами, неважно юными или не очень, приходится сталкиваться чуть ли не каждый день, ждать пока их жизнь чему-нибудь научит не слишком рационально. Поэтому предлагаем элементарные правила выживания рядом с данным индивидуумом.

Тем же максималистам, которые осознали свою проблему, можно только посоветовать вырабатывать в себе выдержку и терпение. Тогда, максимализм переродится в жизненную мудрость, которая стремится к свершениям, а это уже отличная стартовая площадка для любых начинаний.

Источник

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА. Проблемы переходного возраста у мальчиков и девочек, социальные отношения и поведение

детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть фото детский максимализм что это такое у взрослых. Смотреть картинку детский максимализм что это такое у взрослых. Картинка про детский максимализм что это такое у взрослых. Фото детский максимализм что это такое у взрослых

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний. Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *