девятаев о чем говорят немцы в фильме
Фильм Девятаев. Почему не взлетал немецкий самолет
Такой уж получается парадокс не в пользу прогресса, что физических сил истощённых узников концлагеря хватило для решения аэродинамической проблемы, которая обнаружилась при отказе системы автоматического управления полета (MCAS) на Boeing.
Итак, фильм Девятаев приходит к своей кульминации. Мы видим, как отчаянно несколько человек жмут от себя изо всех сил штурвал, чтобы оторвать заднее шасси, третью точку опоры самолета от земли, чтобы затем, набрав ещё скорость, взлететь. Но самолет почему-то не взлетает. И так продолжается довольно долго, достаточно, чтобы и зрителя тоже охватил ужас. Однако, спокойствие, зритель! Немецкий самолет-бомбардировщик всё-таки в последний момент взмывает в небо. Это правда. Но это не конец испытаниям
иллюстрация
Heinkel He 111 на котором был совершен побег
тот же текст с иллюстрациями
https://olegdushin.livejournal.com/193258.html
иллюстрация
Кадр из трейлера фильма
Однако что же происходит с самолетом?
иллюстрация
Хвост Heinkel He 111 H-22
Не задирай слишком нос, а то сядешь в лужу.
В нашем фильме представлено дело так, что будто бы предатель Николай Ларин в немецкой школе переподготовки пилотов в Лодзи объяснил эту немецкую особенность, рассказал о положении этого штурвальчика своему корешу Девятаеву. И тот в критический момент вспомнил рассказ друга-предателя.
иллюстрация
Девятаев (Павел Прилучный) и Ларин (Павел Чинарёв)
Да, это кажется чудом, что узникам слабыми руками удалось совместно отжать от груди Девятаева штурвал, пока он ещё не нашел это самое колесико. Летчикам Боинга 737 Max 10 марта 2019г. не удалось вручную повернуть колесо управления, чтобы управиться с отклоняемым стабилизатором. Пилотам просто не хватило физических сил, когда автоматика (MCAS) стала упрямо переводить самолет в режим пикирования.
иллюстрация
Boeing 737 MAX
Число мелких отклонений от скрупулезного изложения в кинопроизведении велико. Девятаев успел написать 2 книги, при желании можно сверить факты с киноверсией. И первый побег Девятаева был другим, и не отстреливались наши узники концлагеря в полете-побеге из своего хейнкеля от немецкого истребителя. Фокке-Вульф сам от них отстал, когда попал под огонь советских зениток, так и не разобравшись, с кем имеет дело.
иллюстрация
Михаил Девятаев
подписывайтесь на мой дзен-канал Друг Истории
https://zen.yandex.ru/id/602a4ad11f00f8727510ae6b
Фильм Девятаев вышел в прокат после шумной рекламной кампании на ТВ, но нельзя сказать, что его ждал столь же шумный коммерческий успех, какой случился у того же «Т-34». Продюсерам пока остается надеяться, что «заграница нам поможет», на то, что англоязычной версии фильма удастся окупить кино, если, конечно, не произойдет чудо с переворотом сознания на родине. Как-никак Девятаев сделан по голливудским стандартам.
В изображении хорошо известного подвига и встретил свою основную проблему режиссер. Наш зритель ждет от фильма о подвиге яркого свидетельства грядущей неизбежной Победы над фашизмом. Фильм «Т-34» это свидетельство Победы дает. Наш танк лучше немецкого, наши танкисты более умелые, отважные. В поединке с немецким асом Клаусом Ягером выигрывает наш экипаж Николая Ивушкина.
Такой же ожесточенный поединок положительного и негативного героев мы наблюдаем в фильме Девятаев. Положительный герой Михаил Девятаев убедительно побеждает врага. Только вот в качестве его конкретного противника выступает не немец, а его приятель, предатель, летчик Николай Ларин. И этот Николай Ларин занимает очень много эфирного времени. Его драма и выбор запоминается даже лучше немецкого танкиста в «Т-34», у которого нет никакой драмы, его общественный выбор определен Гитлером.
илл.
кадр из фильма Т-34, 2 танкиста
Увы, летчики перебежчики были. 19 августа 1941 года вышел приказ НКО СССР «Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков», то есть речь идет о борьбе с перелетами в стан к немцам некоторых «сталинских» соколов. Этот приказ вышел через три дня после выхода приказа «Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия» — того самого приказа Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии за № 270, от 16 августа 1941 года.
Где Правда? Противники фильма «Девятаев» пытаются убедить читателя в том, что пресловутый приказ 270 к сбитым летчикам вовсе не относится и был отдан в другом историческом контексте, а поэтому «негодный» режиссер фильма преподносит антисоветскую клюкву. При этом критики почему-то не обращает внимание на то, что приказ №270 цитирует пленным летчикам не Левитан, а предатель Ларин, который действует в немецких интересах. Где Ларин и где современные правдорубы?
«Если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен — уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.»
Если сбитый над территорией противника летчик сбегал из плена (как тот же В.Д.Лавриненков) и добирался до своих, то его направляли обратно в лётную часть. А если не сбежал, то что с ним будет? Разве его не могут обвинить в недостойном поведении? Это был вопрос. О нелегкой судьбе лётчика, вернувшегося из плена, смотрите фильм Чухрая » Чистое небо», 1961г.. Лучше было иметь живые свидетельства достойного поведения в плену при проверке СМЕРШ.
Летчик Василий Меркушев попал в плен летом 1944г., в апреле 1945 освобожден американцами, служил на Дальнем Востоке. 22 февраля 1949 года его арестовали и осудили на 10 лет по обвинению в выдаче государственной тайны на допросах. Освобожден в 1954г., умер в 1974г., реабилитирован в 1991г. Обвинение в выдаче гостайны в виде информации о наших самолетах, составе частей, имен командиров это было вполне реальная угроза для офицеров-летчиков. Как работают органы внутренних дел, вы знаете, а еще больше об этом знали люди, жившие в ту эпоху. Летчика на войне могли направить и в штрафбат. Простите, но бывшие пленные составляли обильный контингент для такого рода частей с 1943 года, которым требовался, кстати, личный состав. Разумеется, не всех пленных направляли в штрафбаты. Так, товарищей Девятаева по легендарному побегу (из числа солдат) отправили в 1945г. в обычную пехотную часть, где они почти все погибли в наступлении, как и многие другие бойцы.
Выбор режиссера фильма и изображение им поединка Ларина и Девятаева вполне объясним и правдоподобен с точки зрения анализа той обстановки, в которой играл роль и приказ №270. Да, приказ прямо не указывал строгим пальцем на летчиков. Мастерство летчика требовало особого отношения к носителям крыльев. Другое дело, что правдоподобие режиссера, выраженное Бекбамбетовым в гиперболе Николая Ларина ещё не означает всю правду и задевает чувства людей, которые не готовы видеть неуклюжее художественное вольничание в отношении советской истории.
илл.Ларин в фильме оттягивает порой внимание от подвига Девятаева, а не играет на усиление
Правда в количественном отношении была даже хуже, чем рассказано в фильме, в «Девятаеве» предатель Ларин хотя бы один. 19 декабря 1944г. Геринг подписал приказ о создании военно-воздушных сил РОА. К апрелю 1945г. в армии Власова удалось сформировать авиационный полк из тех, кто выбрал путь Николая Ларина. Еще раньше в декабре 1943-январе 1944г. была сформирована «восточная» эскадрилья. Только этот прискорбный факт имеет боковое отношение к конкретной истории и подвигу Михаила Девятаева, а потому не совсем к месту.
Загадка летчика Девятаева. Как он сбежал с секретного полигона нацистов
Коллаж L!FE. Фото: © РИА Новости/ Владимир Акимов, German Federal Archive
8 февраля 1945 года группа советских военнопленных во главе с лётчиком Михаилом Девятаевым совершила побег из нацистского концлагеря. Этот побег хотя и не сразу стал легендарным, но попал в учебники истории. Бегство со сверхсекретного полигона на немецком самолёте, которым никто из беглецов не умел управлять, больше похоже на сюжет из кино, но это абсолютно реальная история. Как именно беглецам удалось осуществить столь невероятное предприятие?
Лётчик или разведчик?
Михаил Девятаев родился в 1917 году в Пензенской губернии. Окончил речной техникум, работал на судах. После призыва в армию был направлен на учёбу в лётное училище, которое окончил в 1940 году. В сентябре 1941 года истребитель Девятаева был подбит в воздушном бою, сам лётчик получил тяжёлое ранение. После выздоровления медкомиссия признала его непригодным для дальнейших полётов на истребителях. После этого в биографии Девятаева появляется первая загадка. Согласно общепринятой версии, следующие несколько лет он служил в санитарной авиации, пилотировал «тихоход» У-2 и благодаря случайной встрече со старым командиром смог вернуться в истребительную авиацию в 1944 году (командир замолвил словечко перед Покрышкиным). Всего на счету старшего лейтенанта Девятаева 9 сбитых самолётов.
Однако в справке полковника Мандральского (начальника отдела контрразведки СМЕРШ 61-й армии), который и допрашивал Девятаева после возвращения, указано, что после ранения в сентябре 1941 года он несколько месяцев обучался в Высшей разведывательной школе РККА, после чего перешёл в санитарную авиацию. Однако в тот период не существовало учебного заведения с таким названием (возможно, в документе указано разговорное название какого-то специализированного учебного заведения). К тому же такие неожиданные рокировки типа «лётчик — разведчик» выглядят весьма необычно. Сам Девятаев ни разу не упомянул этот факт в своих мемуарах.
Снимок стартового стола в Пенемюнде. Фото: © Википедия
13 июля 1944 года самолёт Девятаева был сбит под Бродами и лётчик попал в плен. Первоначально он находился в лагере Кляйн-Кенигсберг. Согласно популярной версии, оттуда он пытался бежать, но группу раскрыли. Всем грозила смертная казнь, но парикмахер в лагере подменил номер Девятаева, и под фамилией Никитенко пленный был переведён в лагерь Заксенхаузен, а оттуда попал в лагерь Карлсхаген 1.
Эта история вызывает сомнения, и дело не в том, что беглецов немцы обычно сразу расстреливали, и не в том, что нельзя было подменить личность в лагере. Просто сохранилась учётная карточка Девятаева из лагеря Карлсхаген. В ней заключённый фигурирует под своим именем — Mikhail Dewjatajew и под номером 11 024.
Концлагерь находился неподалёку от засекреченного полигона Пенемюнде, где проводились испытания новейших образцов техники — ракет ФАУ. Рядом находилось два лагеря с названием Карлсхаген и одноимённая авиабаза с аэродромом. В одном лагере работали отобранные по всем немецким концлагерям специалисты, занимавшиеся производством ФАУ. Другой лагерь находился в ведении люфтваффе. Его заключённые использовались для аэродромных работ. Девятаев находился во втором.
Стоит также отметить, что мемуары непрофессиональных авторов писались в СССР с участием литературных редакторов, что может объяснять ряд некоторых нестыковок в угоду идеологической выверенности. Например, в мемуарах указано, что Девятаев вступил в партию ещё до попадания в плен. Однако в протоколах СМЕРШа сообщается, что Девятаев только бывший комсомолец. Партийной принадлежности в то время уделяли приоритетное внимание и выясняли первым делом после имени, поэтому этот протокол вызывает больше доверия, чем идеологически обработанные и дополненные явно художественными вставками мемуары.
Всего в группе Девятаева было десять человек: он сам, Иван Кривоногов, Владимир Немченко, Иван Олейник, Фёдор Адамов, Трофим Сердюков, Владимир Соколов, Михаил Емец, Пётр Кутергин и Николай Урбанович. Семеро были пленными красноармейцами, трое — из числа угнанных немцами на работу. Двое — Кривоногов и Емец — состояли в партии. Соколов в 16 лет был судим за кражу.
Самой главной загадкой побега остаётся один вопрос: как беглецы смогли проникнуть в самолёт на охраняемом аэродроме и, самое главное, успешно поднять в воздух незнакомую немецкую машину. Мало того что техника была Девятаеву незнакома (он пилотировал истребители, а не бомбардировщики), так ещё и все надписи были на немецком, которого он не знал.
Согласно официальной версии, немецкие надписи Девятаев изучил сам, когда убирал сломанные приборные доски. Отламывал от них по кусочку и запоминал. А один из членов группы, готовившей побег, переводил ему, поскольку знал немецкий.
Правда, мало было изучить названия, нужно было понять принцип включения двигателей. Сделать это было ещё сложнее, поскольку узников к работающим самолётам не подпускали. По словам Девятаева, однажды ему всё-таки посчастливилось это увидеть. Он сгребал снег с крыла самолёта, а в это время немецкий пилот прогревал двигатель, и Девятаев через маленькое окошко сумел увидеть последовательность действий.
По другой версии, упоминаемой в некоторых немецких источниках, особенности работы двигателя ему продемонстрировал немецкий лётчик. Авиаторы в то время осознавали себя особой кастой, и пленные пилоты противника вызывали интерес. Они вполне могли общаться через переводчика как коллега с коллегой о каких-то мелочах (разумеется, не выдавая секретов), поэтому версия не выглядит такой уж невероятной, тем более что Девятаев был в аэродромной команде и мог встречаться там с немецкими пилотами. Те вполне могли показать любопытствующему пленному пилоту какие-то особенности техники, не чувствуя подвоха. Особенно учитывая тот факт, что бежать из лагеря было трудно. Мало того что он охранялся, так ещё и находился на полуострове, что осложняло задачу побега (к слову, первоначально Девятаев планировал бежать на лодке).
По третьей версии, изучить самолёт удалось благодаря невмешательству одного из охранников, который некогда был в русском плену, немного знал русский язык и симпатизировал узникам. Во время его дежурства Девятаев получал возможность исследовать самолёт, а охранник делал вид, что не замечает интереса советского военнопленного к машине.
Так или иначе, в общих чертах Девятаев получил представление о принципах управления немецким самолётом. Теперь оставалась не менее трудная задача — попасть в самолёт. Девятаев и четверо его напарников (остальные пять человек не были посвящены в план побега и узнали о нём в последний момент) работали в аэродромной маскировочной команде. Проникнуть на аэродром они могли, но как попасть в самолёт?
Несколько попыток перехватить самолёт с работающими двигателями не удались, мешали некстати появившиеся свидетели. Затем надолго установилась нелётная погода. И только 8 февраля 1945 года беглецам удалось осуществить свой план.
Их задачу несколько облегчало то, что в конце войны немцы испытывали страшную нехватку личного состава, все, кто умел держать ружьё, были отправлены на фронт, и охраной Карлсхагена занимались преимущественно части ландесшютцена. Это что-то вроде территориального ополчения, набранного из негодных для полноценной армейской службы мужчин.
Подготовка этих людей, конечно, была на куда более низком уровне, да и особого рвения они не проявляли. Вдобавок в начале февраля весь персонал полигона, аэродрома и лагерей готовился к эвакуации, части Красной армии были уже неподалёку. Неразбериха и «чемоданные настроения» также внесли свой вклад. В итоге в день побега десятерых беглецов охранял всего один конвоир.
Во время размаскировки самолёта He-111 Кривоногов ударил охранника железной палкой по голове. После этого беглецы разместились в самолёте. Поскольку всё происходило во время обеда, никто не заметил захвата самолёта и прогрева моторов. Выруливание на взлёт также не вызвало никаких подозрений.
Взлететь удалось не с первого раза, но беглецам всё же удалось уйти, не вызвав подозрений. Немцы спохватились, только обнаружив охранника. Они организовали погоню, которая не принесла и не могла принести успеха. Без знания маршрута беглецов обнаружить их было почти невозможно, и отправленный за ними истребитель вскоре вернулся.
К слову, популярная легенда, согласно которой самолёт был напичкан суперсекретной аппаратурой, является гораздо более поздним мифом. Во-первых, даже в мемуарах самого Девятаева нет ни слова о секретной аппаратуре в самолете. Во-вторых, протокол офицеров из СМЕРШа, осмотревших самолёт, подтверждает это: «В самолёте, кроме трёх бортовых пулемётов, никакого вооружения и посторонних предметов не обнаружено».
Единственное, что было на самолёте, — часть оборудования для подвески ФАУ-1. С лета 1944 года немцы пытались использовать Не-111 для воздушного запуска ФАУ, однако из-за огромных потерь и низкой эффективности от этих самолётов отказались. На момент угона немецкий бомбардировщик использовался в Карлсхагене для обучения лётного состава.
8 февраля около 15 часов угнанный самолёт приземлился в расположении 61-й армии. На подлёте он был обстрелян советскими зенитками и повреждён, из-за чего машину пришлось сажать на поле. В мемуарах Девятаева история заканчивается тем, что после возвращения все ликуют, обнимаются, а затем на руках несут беглецов в столовую. Однако в реальности всё было не так радужно.
Первым делом их отправили на допрос к СМЕРШевцам. Все аргументы изначально были против них: прилетели от немцев, на их самолёте, без документов, рассказывают невероятные истории про то, как угнали с охраняемого аэродрома самолёт, которым никто из них не умеет управлять. В СМЕРШе не скрывали, что подозревают в них немецких агентов. Полковник Мандральский, который вёл дело, так и написал в отчёте: «Допросы задержанных ведём в направлении изобличения их принадлежности к разведывательным органам противника».
Тем не менее никаких аргументов в пользу их связи с немецкой разведкой не было. Конечно, в условиях военного времени их история выглядела необычно. С другой стороны, именно её необычность и была аргументом против связи с немцами. Если бы тем потребовалось забросить своих агентов в расположение Советской армии, они явно сделали бы это менее заметным способом. Было очевидно, что перелёт на немецком самолёте переполошит всю армию и привлечёт к агентам ненужное внимание.
Поэтому рядовых достаточно скоро освободили и отправили на пополнение фронтовых частей. А вот Девятаев как офицер следствие заинтересовал и надолго задержался в фильтрационном лагере. В постсоветское время стала популярна легенда о том, что Девятаев после войны был репрессирован и долгие годы провёл к лагерях. Однако это не так.
Пребывание в фильтрационном лагере после возвращения из плена было стандартной проверкой. Для рядовых она, как правило, длилась несколько дней. Офицеров проверяли значительно строже. Девятаев задержался в фильтрационном лагере более чем на полгода, поскольку вызвал особый интерес у следователей. В советское время он эту проверку никогда публично не упоминал, но после распада СССР признался: «После побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной».
В сентябре 1945 года Девятаева ещё раз привезли на полигон, интересовавший советских специалистов. Поскольку он служил в аэродромной команде, а ракетный полигон находился в отдалении, ничего сверхсекретного он поведать не мог. Тем более что обычных пленных к полигону и близко не подпускали. Тем не менее он смог описать примерное расположение построек и объектов на острове.
Бывшие узники немецкого концлагеря Заксенхаузен Михаил Девятаев, Марк Тилевич и генерал Иван Щитов-Изотов (слева направо) на территории лагеря в Германии. Фото: © РИА Новости / Тилевич
В ноябре 1945 года лётчик был уволен в запас. Однако первые годы мирной жизни оказались весьма непростыми. Из-за того что Девятаев побывал в плену, у него возникли проблемы при устройстве на работу. В итоге несколько лет ему пришлось проработать простым докером в порту. Только в 1949 году ему удалось вернуться на речной флот и стать капитаном катера. В дальнейшем был капитаном «Метеора».
Никакой известности Девятаев не имел вплоть до конца 50-х. Невероятный побег пленников так и мог бы остаться никому не известным эпизодом войны. Но в 1956 году Хрущёв на съезде КПСС развенчал культ личности. Начался пересмотр сталинской политики. Эти процессы не обошли стороной и бывших военнопленных. Если раньше при трудоустройстве надо было обязательно указывать в анкете, был ли человек в плену или на оккупированных территориях (что могло стать серьёзным минусом для карьеры), то теперь отношение к этой категории людей стало гораздо более терпимым.
В рамках курса на гуманизацию Михаил Шолохов пишет «Судьбу человека», главный герой которой — бывший военнопленный. Провинциальным журналистам уходит директива — искать людей, которые не получили достойной награды в сталинское время из-за пребывания в плену. Во время поисков в военкоматах журналист Ян Винецкий узнал историю Девятаева и заинтересовался ею.
Герои Великой Отечественной войны Александр Кузнецов (слева) и Михаил Девятаев (справа) с внучкой А. Кузнецова. Фото: © РИА Новости / Эктов
Он приехал к лётчику, встретился с ним и написал большую статью о его подвиге. Статью прочитали в столице, и через несколько недель Девятаева самолётом доставили из Казани в Москву на приём к министру речного флота, который был в восторге от этой истории.
С этого момента для Девятаева началась новая жизнь. В 1957 году он получил звезду Героя Советского Союза, подружился с Симоновым, стал известной и узнаваемой личностью. С тех пор он регулярно ездил на своеобразные «гастроли» по всему Советскому Союзу и странам соцлагеря, рассказывая о своём необычайном побеге. История Девятаева попала в школьные учебники по истории, а сам он встал в ряд самых знаменитых героев ВОВ.
«Он чуть не зарезал меня, приняв за фашистского сыщика»: Михаил Девятаев в кино и автобиографии
Высокобюджетный киноблокбастер Тимура Бекмамбетова всколыхнул интерес к одному из героических, но полузабытых эпизодов Великой Отечественной войны, к тому же связанному с именем нашего земляка Михаила Девятаева. Остается лишь всем завсегдатаям кинотеатров, заинтересовавшимся данной историей, познакомиться и с реальным старшим лейтенантом Девятаевым, который давал немало интервью и написал автобиографию «Побег из ада».
Страна узнала своего героя
Фильм «Девятаев» Тимура Бекмамбетова не стал сенсацией в российском прокате. За первый уик-энд военный блокбастер собрал чуть больше 100 млн рублей, что при заявленном бюджете в 600 млн вряд ли можно назвать большим успехом. Напомним, чтобы не уйти в минус, кино должно заработать в прокате денег в два раза больше, чем собственный бюджет, потому что половину этих средств забирают кинотеатры. Впрочем, по итогам опытный голливудский продюсер Бекмамбетов вряд ли окажется внакладе, впереди выход вертикальной версии «Девятаева», зарубежный прокат, продажа прав телеканалам. Кроме того, часть денег на фильм дало государство.
Рекламы «Девятаева» так много, что в одном из эфиров московской радиостанции даже шутили, дескать, есть ощущение — знаменитый летчик по всему городу зовет тебя вакцинироваться.
В общем, к фильму можно относиться по-разному, хотя отечественное киносообщество приняло его в целом доброжелательно. Но за одну вещь режиссеру и продюсеру Бекмамбетову нужно сказать большое спасибо — за привлечение колоссального общественного внимания к подвигу казанского летчика Михаила Девятаева! Это в столице Татарстана и старшему поколению пилот известен не меньше Пушкина или Гагарина, а на самом деле даже авторы блокбастера признавались, что узнали о героическом побеге из фашистского плена на немецком бомбардировщике, только когда начали работу над картиной.
Да что там, сам Бекмамбетов честно признается, что к идее снять кино привела цепочка счастливых обстоятельств: «Об истории подвига Девятаева я узнал благодаря моей жене (Наталья Фишман-Бекмамбетова — помощник президента РТ — прим. ред.). Она работает в Казани, там же живет семья Девятаева. По стечению обстоятельств визажист моей жены оказалась внучкой Михаила Петровича — так мы познакомились с ее отцом Александром, сыном Михаила Девятаева. Он профессор, доктор наук, создатель уникальных кремов для лица, которыми пользуются во всем мире, невероятно интересный человек. Они рассказали нам эту невероятную историю, потом я прочитал книгу Девятаева „Побег из ада“ и понял, что об этом нужно снять кино».
И благодаря текущей пиар-кампании, как оказалось, огромное количество людей заинтересовалось историей Героя Советского Союза. И, наверняка, если сейчас вы посмотрите выложенное на YouTube-канале «БИЗНЕС Online» последнее интервью Девятаев, взятое за несколько месяцев до его смерти в 2002 году, то наверняка увидите, что число просмотров там перевалило за 1 миллион. Во всяком случае на 7 часов утра 9 мая данная цифра составляла более 966 тысяч. А еще 31 тыс. лайков и 3 тыс. комментариев, абсолютное большинство из которых — это преклонение перед подвигом советского летчика.
Конечно, Бекмамбетов всячески подчеркивает, что снимал художественный фильм, основанный на реальных событиях, при этом рассчитанный на максимально широкую аудиторию. И, к примеру, поэтому в конечную версию не вошли многие сцены будней в фашистском концлагере — режиссеру не хотелось делать тяжелое, мрачное, реалистичное кино. Так что, если вы всерьез заинтересовались историей побега советских узников концлагеря на острове Узедом прямо на вражеском бомбардировщике «Хейнкель», то к вашим услугам и свежий киноблокбастер, и интервью разных лет на просторах сети, и, собственно, автобиография Девятаева «Побег из ада». Все это в совокупности и дает картину одного из самых ярких подвигов в истории Великой Отечественной войны.
Между прочим, еще до плена в 1944 году у старшего лейтенанта Девятаева была большая военная биография, а первый воздушный бой он принял 22 июня 1941 года Фото: © Владимир Акимов, РИА «Новости»
Девятаев о Казани: «Этот город дал мне крылья»
Безусловно, книга «Побег из ада» рассказывает вам о Девятаева устами самого Девятаева гораздо больше, чем любой художественный фильм. Кстати, автобиографию летчика легко найти и бесплатно скачать в любом формате на просторах интернета. Конечно, в книге есть издержки, связанные со временем ее написания и выхода, вроде таких пассажей: «Если даже наш перелет можно назвать подвигом, то он принадлежит не мне одному и никому из его участников, а всему советскому народу, воспитанному Коммунистической партией в духе безграничной любви и преданности своей Родине». Или рассказа о том, как маленький Мишка, 13-й ребенок в семье, чей отец погиб от белогвардейской пули, в 1923 году в 6 лет пошел в местную сельскую школу, но вскоре был из нее исключен за постоянные драки со сверстниками, однако решил встать на путь истинный, увидев, как плачет мама, которая только что узнала о смерти Ленина.
По прочтении «Побега из ада» можно сформулировать и главную претензию к Бекмамбетову — режиссер настолько увлечен поединком Девятаева (Павел Прилучный) и его придуманным альтер-эго Николаем Лариным (Павел Чинарев), что почти не замечает никого вокруг Фото: «БИЗНЕС Online»
«Это вам, дорогие Андрей и Николай, от нас, датских и норвежских коммунистов…»
Что же до бекмамбетовского «Девятаева» то здесь мы знакомимся с главным героем в момент боя, после которого он попал в плен. Он отражен в «Побеге из ада», вплоть до переговоров пилотов, которые частично воспроизведены и в фильме: «„Миша! Приказываю: прыгай!“ — было последнее, что я услышал от командира и друга».
Дальше летчика ждали разведотдел абвера, Лодзинский лагерь военнопленных и лагерь смерти Заксенхаузен. От Девятаева требовали подробностей о работе соединения Покрышкина, но так и ничего не добились от старшего лейтенанта, после чего тот повторил судьбу миллионов советских военнопленных, оказавшись в тяжелейших лагерных условиях. А в лагерь смерти наш герой, действительно, попадает после участия в попытке побега. Впрочем она, в отличии от сюжета фильма, так и не была предпринята — руководство лагеря просто узнало о подкопе, который делали в своем бараке заключенные, причем посвященных в это дело было человек 50: «8 страшных суток провел я в каменном мешке. Только на 9-й день меня перевели в общий карцер… И вот мне, Ивану Пацуле и другим приказали собраться. Мы догадались, что из этого лагеря нас куда-то отправят. На руки мне надели металлические пластинки с острыми зубьями. При малейшем движении зубья впивались в тело. Комендант приказал снять с меня сапоги. Я стал возражать. „На том свете они тебе не потребуются“, — успокоил фашист, бросив на меня зловещий взгляд». Дальше был Заксенхаузен.
По прочтении «Побега из ада» можно сформулировать и главную претензию к Бекмамбетову — режиссер настолько увлечен поединком Девятаева (Павел Прилучный) и его придуманным альтер-эго Николаем Лариным (Павел Чинарев), что почти не замечает никого вокруг. Между тем в автобиографии летчик рассказывает о потрясающих людях, которые были с ним рядом и сохраняли стойкость и мужество в самых сложных ситуациях. В «Девятаеве» же узники любого из концлагерей кажутся одной серой массой худых и измученных людей, из которой чудом выделяются те, кто пытается что-то изменить в своей судьбе.
Но сам Девятаев, к примеру, пишет о смертниках — полковнике Николае Бушманове и политруке Андрее Рыбальченко, возглавлявших подполье в Заксенхаузене:
«Помню такой случай. Бушманов и Рыбальченко сидели за бараком в окружении группы заключенных, среди которых был и я. Они рассказывали нам о положении на фронтах согласно последней сводке Совинформбюро, принятой подпольным лагерным радиоприемником. Вдруг к ним подошли два человека: один, коренастый, широколицый, со светлыми волосами, был датчанином, другой — чернявый, круглолицый, — как я впоследствии узнал, советский лейтенант, член подпольной организации Яков Львович Крымский, который хорошо знал немецкий язык. Датчанин передал Андрею Дмитриевичу огромную коробку, наполненную продуктами, и что-то сказал ему по-немецки. Яков Львович перевел его слова:
— Это вам, дорогие Андрей и Николай, от нас, датских и норвежских коммунистов…
Андрей Дмитриевич поблагодарил датчанина и тут же в его присутствии раздал нашим товарищам все, что было в коробке, не оставив себе ничего. Этот его поступок взволновал меня до глубины души. Не решаясь есть полученные хлеб и сыр, я спросил у него:
— Почему же вы с Николаем Степановичем себе ничего не оставили?
— А зачем нам? Мы не сегодня-завтра попадем в крематорий. А вам надо сохранить силы для борьбы, — ответил Андрей Дмитриевич.
Николай Степанович добавил в шутку:
— О нас не беспокойтесь, если сами не дойдем до крематория, донесут…»
Более того, именно Рыбальченко и Бушманов предложили идею Девятаеву — угнать самолет! А для этого обещали ему помочь с переводом на работы на какой-нибудь аэродром!
Кстати, здесь же, в Заксенхаузене, случился и тот самый парикмахер (в фильме его сыграл Тимофей Трибунцев), который поменял старшему лейтенанту документы, потому что в его настоящих значилось «организация побега и саботаж», а значит, это прямая дорога в газовые печи.
«Руби их, гадов. Топчи сволочей. »
Что касается острова Узедом, то многое из происходившего там так или иначе описано Бекмамбетовым. Например, Девятаев дает достаточно подробный портрет двух из своих товарищей по побегу — Владимира Соколова (его сыграл Артем Серзин) и Коржа (Алексей Филимонов). Правда эффектной истории из кино с обезвреживанием попавшей в ангар с бомбардировщиком и грозившей его уничтожить бомбы не было, хотя в интервью на YouTube летчик и обмолвился: «Мы попали в смертную команду, которая раскапывала невзорванные бомбы».
Была и жестокость местной охраны. Причем дата побега была выбрана, по сути, не самим Девятаевым:
«1 февраля 1945 года произошло событие, которое чуть не стало для нас роковым. Один заключенный в бараке развязно заявил:
— Мне все равно, кому служить, были бы денежки, вино да все прочее…
У меня кровь закипела от слов этого мерзавца. Не сдержался, изо всей силы ударил его в подбородок так, что челюсть своротил набок. На крик в барак ворвались эсэсовцы, избили меня и приговорили к экзекуции „на 10 дней жизни“. Это означало, что в течение 10 дней меня будут убивать, больше этого срока я не проживу. Ежедневно меня стали избивать до потери сознания. Били чем попало от подъема до отбоя. Заставляли 10–20 раз брать матрац, наполненный стружками, переносить его на другую койку и быстро заправлять. Если не успел за минуту — нещадно били и заставляли снова и снова повторить эту процедуру. Потом нагружали на меня маскировочные материалы и заставляли нести на аэродром».
В итоге беглецы действительно воспользовались обеденным перерывом, не сразу нашли аккумулятор, не смогли взлететь с первого раза, из-за чего свои же готовы были «порешать» летчика. Впрочем, режиссера Бекмамбетова можно понять, когда он не включает в фильм реальные сцены: «Самолет, словно конь, ринулся вперед на максимальной скорости, врезался в толпу гитлеровцев, давя их колесами шасси. Иван Кривоногов (Корж — прим. ред.), как будто желая помочь самолету, кричал во весь голос: „Руби их, гадов. Топчи сволочей. “» А взлетели, как и в кино, только после того, как на руль надавили, помимо 38-килограммового Девятаева, еще и несколько его товарищей.
Кстати, если кого-то не убедила теплая встреча со своими после жесткой посадки «Хейнкеля», то вот что об этом пишет сам Девятаев: «Слыша родную речь, но все еще не доверяя, солдаты и офицеры остановились. Им, видимо, непонятно было, как это русские люди оказались на фашистском самолете. Мы наперебой объясняли им историю своего перелета. Они подошли к нам. И вот мы уже обнимаемся и целуемся с братьями по оружию. Видя, какие мы измученные, солдаты на руках понесли нас в расположение своей части, находившейся на отдыхе после жаркого боя. И не куда-нибудь, а прямо в столовую принесли нас и сразу угостили солдатским обедом, вкуснее которого ничего нет на свете».
О том, что Девятаев доставил важнейшие сведения о засекреченном ракетном центре на Узедоме, включая координаты стартовых установок «Фау-2», известно хорошо. Но что происходило на самом острове сразу после побега из концлагеря 10 советских смельчаков? Фото: Владимир Зотов
Геринг: «Вы сволочи! Вы дали украсть бомбардировщик каким-то вшивым русским военнопленным!»
О том, что летчик Девятаев доставил важнейшие сведения о засекреченном ракетном центре на Узедоме, включая координаты стартовых установок «Фау-2», известно хорошо. Но что происходило на самом острове сразу после побега из концлагеря 10 советских смельчаков?
Об этом в «Побеге из ада» рассказывает статья, перепечатанная из одного из номеров «Литературной газеты» от 1960 года. Она появилась благодаря технику Тартуского автобусного и таксомоторного парка Эдгару Меос, коллекционирующему материалы о подвигах воздушных асов, у которого завязалась переписка с немецким автором книги об асах Первой мировой войны Гейнцем Новаррой. В одном из писем Меос попросил Новарру посмотреть что-то в архивах о побеге Девятаева…
«…В пятый день после побега Девятаева и его товарищей на „Хе-111“ в Свинемюнде (город, расположенный на островах Узедом и Волин, — прим. ред.) неожиданно приехал сам рейхсмаршал Геринг. Ввиду серьезных разногласий по использованию ВВС, которые с 1943 году начали происходить у него с Гитлером, маршал все чаще разъезжал по аэродромам Германии, „чтобы смотреть в глаза этим молодчикам-летчикам“, а также „давать им перцу“, показывая, что он, Герман Геринг, еще „в полной силе“… А тут этот неслыханный случай кражи бомбардировщика со Свинемюндского аэродрома.
Приехал Геринг на черном лимузине Mercedes. На салют командира части он ответил небрежным жестом руки. Высший эсэсовский офицер группенфюрер генерал-лейтенант Булер, прибывший с маршалом, игнорировал салют командира части.
Схватив командира части за отвороты френча, Геринг тряс его изо всех сил, истерически крича:
— Вы дармоеды. Кто разрешил вам брать пленных русских летчиков в команду аэродромного обслуживания?!
— Вы сволочи! Вы дали украсть бомбардировщик каким-то вшивым русским военнопленным! За это вы поплатитесь…
Сопровождавшие Геринга генералы авиации были ошеломлены, но не промолвили ни слова.
Геринг бесновался как сумасшедший. Когда командир части попробовал что-то объяснить, маршал заорал на него:
— Придержите свой язык, вы, пособник беглецов! С этой минуты вы, майор, лишены своего поста и разжалованы в рядовые. Вы и ваши дерьмовые летчики еще почувствуете мою руку! Раньше, чем зайдет солнце, все вы будете расстреляны. Мною будет назначен военный суд ВВС…
Началось краткое следствие, которое произвел на месте эсэсовец Булер. Он сорвал с коменданта концлагеря погоны и орденские ленточки, объявил его арестованным и преданным военному суду. Та же участь постигла нескольких солдат из лагерной охраны и авиационной части. Арестованные были посажены в карцер, командир части — под домашний арест. Лишь пилот „Фокке-Вульфа“, преследовавший „Хе-111“, сумел оправдаться: он не имел боеприпасов, так как только что вернулся из боя.
Закончив следствие, Геринг, кряхтя, полез в Mercedes, крикнув своему водителю:
— Пошел! Увези меня прочь из этой навозной ямы.
На следующий день в Свинемюнде приехали эсэсовские военные судьи. Бывший комендант лагеря военнопленных, четыре эсэсовца из охраны и несколько солдат были приговорены к расстрелу. Их тут же посадили в грузовики и увезли в неизвестном направлении. Лишь командир авиачасти был освобожден из-под домашнего ареста по личному приказу Гитлера, когда тот узнал о „цирке“, устроенном Герингом в Свинемюнде».