деятельность по изучению общественного мнения что это
Роль и методы изучения общественного мнения в маркетинговых исследованиях
Само по себе изучение общественного мнения – способ выяснения отношения больших групп людей к определённым, как правило, актуальным проблемам и вопросам среди населения в том или ином масштабе (город, регион, страна, мир).
Методы изучения общественного мнения чаще всего делятся по типу вмешательства в деятельность объектов исследования:
Важно отметить, что общественное мнение в маркетинговых исследованиях является одним из видов информации, которая используется для их проведения. И общественное мнение в данном случае может быть, как первичной, так и вторичной информацией. Всё зависит от масштабов того иди иного исследования.
Так, некоторые крупные компании, которые могут позволить себе содержать целый штат маркетологов или, в конце концов, имеют возможность заказать проведение исследования по изучению общественного мнения в той или иной интересующей их сфере. Разумеется, такие исследования как правило, крупномасштабны, и требуют значительной траты времени, трудовых и, разумеется, денежных ресурсов. Такие исследования продумываются заранее и имеют стратегически важное значение для компании.
При проведении большинства маркетинговых исследований общественное мнение используется как правило, в качестве вторичной информации. Специалисты изучают уже имеющуюся информацию на эту тему из открытых источников – статистику, данные опросов и т д.
Маркетологи, использующие в своих исследованиях общественное мнение, как правило, обращаются к данным ведущих социологических институтов, которые зарекомендовали себя как проверенные качественные источники, и на их данные можно уверенно полагаться.
К таковым сегодня относят:
Наиболее популярным сегодня является изучение общественного мнения посредством различных опросов. В ряде случаев они обходятся дешевле, чем, например, наблюдения, и обработка их данных занимает меньше времени и умственных усилий. К тому же, сейчас распространён вариант – интернет-опросов. При наличии у компании собственного работающего сайта, который имеет регулярную посещаемость, они могут создавать свои собственные интернет-опросы, которые, если разобраться, будут довольно далеки от общественного мнения, но, тем не менее, могут дать необходимый срез точек зрения потребителей их собственной продукции.
Несмотря на то, что общественное мнение – это в большей степени часть социологических исследований, нежели маркетинговых, оно занимает в последних важное, едва ли не главенствующее место. При определении роли компании на рынке тех или иных услуг, при выяснении отношения потребителей к той или иной категории товаров и т. д. общественное мнение – необходимая составляющая.
Деятельность по изучению общественного мнения что это
Направления деятельности
Основным направлением деятельности компании является изучение общественного мнения.
Помимо традиционного спектра проблем, которыми занималась организация, реализуются программы по исследованию проблем социально-экономического развития, рынка труда, миграции, преодоления бедности.
Оставаясь верным своему высокому научному предназначению, ВЦИОМ реализует собственные образовательную и издательскую программы.
ИCСЛЕДОВАНИЯ
ИCСЛЕДОВАНИЯ для клиентов
Универсальные решения для всех клиентов
Одним из приоритетных направлений для ВЦИОМ является научная деятельность. Ежегодно ВЦИОМ организует международную социологическую конференцию «Продолжая Грушина», круглые столы, на постоянной основе работает научный совет и т.д.
Подробнее >>
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оставаясь верным своему высокому научному предназначению, ВЦИОМ реализует собственную образовательную программу. Не первый год работают базовые кафедры Центра в ведущих московский вузах, проводятся лекции, зимняя школа. Все программы >>
Изучение общественного мнения признают политической деятельностью
Представители всех думских фракций внесли в Госдуму законопроект, уточняющий понятие политической деятельности для некоммерческих организаций (НКО), документ размещен на сайте нижней палаты парламента.
Законопроект разработан Минюстом, в конце января ведомство опубликовало его для общественного обсуждения. В Госдуму проект внесен без изменений. Минюст предложил считать сферами, где осуществляется такая деятельность, госстроительство и федеративное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, обороны страны, внешнюю политику, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие страны, функционирование и формирование органов государственной власти и местного самоуправления, регулирование прав и свобод человека и гражданина.
К формам, в которых НКО могут заниматься политикой, Минюст причислил участие в митингах и публичных выступлениях, любую деятельность, связанную с выборами, публичные обращения к госорганам с целью повлиять на их решения, публичную оценку их работы, влияние на общественное мнение (в том числе его изучение), привлечение граждан к политике, а также финансирование всего перечисленного.
Поправки раскритиковали в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина и в президентском Совете по правам человека. Его председатель Михаил Федотов говорил, что по проекту Минюста «любую деятельность можно признать политической». В то же время действующую формулировку Федотов неоднократно называл слишком широкой и предлагал ее уточнить.
Закон, обязывающий финансируемые из-за рубежа и ведущие политическую деятельность НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов, был принят в 2012 году. С тех пор политики и правозащитники спорят о его формулировках и корректности. С момента принятия этого закона СПЧ, Общественная палата, депутаты Госдумы, разные правозащитные и общественные организации многократно предлагали внести в него как смягчающие, так и ужесточающие поправки.
В начале сентября 2015 года президент своим распоряжением создал рабочую группу по выработке предложений о дополнительном регулировании НКО. Возглавил ее первый замруководителя президентской администрации Вячеслав Володин, а в состав вошли представители Минюста, Генпрокуратуры, Общественной палаты, Федерального собрания и другие.
С июня 2014 года Минюст получил право принудительно включать НКО в реестр иностранных агентов. В этом списке на момент публикации статьи числились 116 организаций, среди которых правозащитная ассоциация АГОРА, Информационно-просветительский центр «Мемориал», ассоциация «Голос», Сахаровский центр.
Методы изучения общественного мнения
Социологический опрос – метод получения первичной социологической информации включающий в себя устное или письменное обращение с вопросами к респонденту, последующую статистическую обработку полученной информации и ее теоретическую интерпретацию. Существует два вида опроса: анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование – метод, который предполагает прямой контакт между анкетой и респондентом (опрашиваемым). Например, почтовый опрос, онлайн-опрос или раздаточное анкетирование. Интервьюирование – метод, который предполагает наличие посредника (интервьюера) между анкетой и респондентом. Например, телефонный опрос или глубинное интервью. Интервьюер задает вопросы респонденту, а потом специальным образом фиксирует их. Как правило, для респондента анкетирование проходит письменно, интервью устно.
После составления программы исследования и окончания всех подготовительных работ социолог начинает пилотажное исследование, т. е. опрос по разработанной программе, но на малом объеме выборочной совокупности. Например, опрашивается не вся запланированная в исследовании выборочная совокупность населения Санкт-Петербурга в размере 2500 человек, а только 25 или 100 человек с целью проверки анкеты, ее валидности. Исследователь может посмотреть, как реагируют на те или иные вопросы респонденты. После этого вносятся изменения в измерительные инструменты и программу исследования. Затем начинается полевой этап исследования, когда опрашивается весь объем выборочной совокупности.
На следующем этапе производится визуальный и телефонный или любой другой вид контроля собранных данных, после чего анкеты передаются кодировщику, который вводит данные в специально созданные шаблоны компьютерных программ (в российской практике это чаще всего пакет SPSS). После ввода данных проходит статистическая проверка и обработка, подсчет различных типов распределений с использованием методов статистического анализа. По окончании этого этапа исследователь приступает к социологическому анализу и теоретической интерпретации полученных данных и написанию исследовательского отчета с комментариями, выводами и предложениями.
Даже такой краткий обзор этапов социологического исследования показывает его трудоемкость. Проведение репрезентативного опроса – это всегда значительные финансовые, временные и людские трудозатраты, поэтому исследователи в области международных отношений, как правило, используют вторичные данные социологических исследований. В России это – данные таких полстеровских компаний как ВЦИОМ, ФОМ (Фонд «Общественное мнение»), Левада-центр и др. Исследовательские компании, как правило, публикуют на своих сайтах данные проведенных ими опросов по значимым социально-экономическим и политическим вопросам, рейтинги политических партий и лидеров, индикаторы электорального поведения. Основной проблемой для специалиста в области международных отношений при использовании данных социологических исследований является проведение межстрановых сравнений, так как измерительный инструментарий, чувствительность шкал и проч. во многом определяет язык. В связи с этим удобнее использовать базы данных по различным международным исследованиям. Среди наиболее значимых и интересных можно выделить Европейскую комиссию, Европейское социальное исследование, Евразийский мониторинг и др.
Развитие общества способствует развитию коммуникационных технологий, ввиду этого изменяются и трансформируются методы, методики и процедуры социологических исследований. Если несколько лет назад «бумажные анкеты» были единственным инструментом массовых опросов, то сегодня постепенно набирают силу «безбумажные технологии», которые позволяют экономить время при кодировке и проверке данных. Также пользуются определенным успехом методы анализа социальных медиа, когда социолог не задает вопросы респондентам, а изучает их активность в социальных сетях. Интересный пример использования данного метода можно найти у Фонда содействия изучению общественного мнения «Vox populi», который таким образом предсказал победу Николасу Мадуро над Энрике Каприлесом в выборах президента Венесуэлы в 2013 г.
Говоря о противоречивости общественного мнения, с одной стороны, можно выделить устойчивые социальные группы, неизменно выступающие в поддержку тех или иных внешнеполитических действий (классическим примером здесь является афро-американское сообщество США, которое неизменно выступает в поддержку любых программ американского правительства, предусматривающих помощь странам Африки), с другой стороны, общественное мнение противоречиво (в качестве классического примера здесь можно опять-таки назвать общественное мнение в США, где на президентских выборах 2004 г. победил Джордж Буш-младший, начавший за полтора года до того войну в Ираке, а на президентских выборах 2008 г. победил Барак Обама, обещавший завершить войну в Ираке в кратчайшие сроки. За период между 2004 и 2008 гг. общественное мнение в США изменилось: если сначала большинство населения этой страны выступало за войну в Ираке, то в конце – против).
Соответственно, можно выделить два методологических подхода к изучению роли общественного мнения во внешней политике отдельных стран, а через него – и в международных отношениях в целом. Первый подход концентрируется на особенностях общественного мнения по вопросам внешней политики в отдельных группах населения. В качестве примера здесь можно назвать фундаментальное исследование Питера Фивера и Кристофера Гелпи об особенностях мнения американских «силовиков» по такому важному вопросу международных отношений как использование вооруженных сил США за рубежом. Эти исследователи обратили внимание на резкое увеличение числа бывших военных в американской политике во второй половине ХХ в. Также они обратили внимание на то, что мнение людей, относящихся к этой группе, по вопросу о зарубежных интервенциях существенно отличается от мнения большинства населения.
В другой книге Фивер, Гелпи и Джейсон Райфлер также исследовали причины изменения общественного мнения среди американского населения по вопросу о зарубежных интервенциях. Они попытались ответить на вопрос, почему большинство населения, поддерживающее зарубежную интервенцию на начальном этапе военной операции, перестают ее поддерживать в дальнейшем, и как это связано с получением новостей о жертвах среди американских военных в ходе интервенции. Выяснилось, что колебания общественного мнения в США по этому вопросу никак не связаны с количеством жертв среди американских военных на театре военных действий. Более того, рост числа жертв среди американских военных иногда вызывает у американского населения чувство мести, что приводит к временному росту поддержки интервенции среди населения.
Напротив, поддержка интервенции среди населения снижается, когда в обществе падает оптимизм относительно перспектив успешного завершения военной интервенции. Иными словами, когда большинство населения начинает думать, что эту войну невозможно выиграть, оно начинает требовать от правительства завершить ее как можно скорее. Опыт войны во Вьетнаме, где американские военные присутствовали на протяжении более десятилетия, однако так и не смогли переломить ход военных действий, до сих пор оказывает значительное влияние на общественное мнение в США. И если в середине 1960-х гг. большинство населения США оправдывало интервенцию во Вьетнам, то пять лет спустя большинство из них полагали, что, отправив войска во Вьетнам, США совершили ошибку. Аналогичным образом менялось общественное мнение в США по вопросам об интервенциях в Сомали 1993–1995 гг., об уже упомянутой Иракской войне, а также об интервенции в Афганистан 2001–2014 гг.
Важной теоретической работой по проблематике общественного мнения по вопросам внешней политики является монография Джона Цаллера, в которой собран также огромный объем эмпирических данных, позволяющих охарактеризовать общественное мнение в США. В ней он опровергает вывод, сделанный Уолтером Липпманом еще в 1922 г., что общественное мнение не может оказывать существенного влияния на внешнюю политику, поскольку большая часть общественности имеет весьма смутные представления о международной политике. Действительно, утверждает Цаллер, в силу низкой международной мобильности американцев на протяжении всего ХХ в. большинство из них имеют довольно ограниченные знания об актуальных тенденциях современной международной политики. Однако это не означает, что большинство из них во время опросов общественного мнения затрудняются с ответами на соответствующие вопросы. Напротив, как показывают данные опросов, у большинства из них имеется по этим вопросам собственное мнение.
Представляется, что подобные колебания общественного мнения по вопросам внешней политики из-за слабой информированности большинства населения об этих вопросах характерны не только для общественного мнения США, но и для общественного мнения других стран, где международная мобильность населения находится на низком уровне. Именно поэтому рекомендуется обращать внимание не на данные об общественном мнении в той или иной стране по тому или иному вопросу в конкретный момент времени, но на динамику общественного мнения в этой стране по данному вопросу. Если в течение длительного времени общественное мнение в этой стране по данному вопросу остается стабильным, можно говорить об устойчивом общественном мнении, способном оказать влияние на внешнюю политику этой страны. Если же общественное мнение по данному вопросу существенно колеблется от месяца к месяцу, то оно едва ли способно оказать существенное влияние на внешнюю политику страны; в этом случае соответствующее внешнеполитической решение будет принято представителями элиты без оглядки на общественное мнение.
Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами
Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.
Что такое общественное мнение
Начать стоит с определения понятия «общественность». Это группа лиц, оказавшихся в общей трудной ситуации. Ее участники осознают сложность, неопределенность ситуации, выражают общее отношение к ней. Оно отражается в поведении, поступках, реакциях каждого из участников группы.
До сих пор понятие «общественное мнение» не получило единого определения. Скажем так: это набор убеждений, суждений по какому-то вопросу, которые пропагандирует, принимает группа, большая часть общества. Это состояние массового сознания.
Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:
Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.
В социологии
В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.
В психологии
В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.
Как средство манипуляции
Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.
Популярные методы манипулирования общественным мнением:
Признаки
Какое мнение можно считать общественным:
Свойства
К свойствам относится:
Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:
Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).
Структура
В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.
Что еще входит в структуру:
Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.
Сущность и функции
Итак, в чем же суть общественного мнения:
Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.
Функции общественного мнения:
Как формируется общественное мнение
Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.
Механизм формирования
Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:
Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.
Этапы формирования
Общественное мнение формируется в три этапа:
Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.
Факторы, которые влияют
На формирование группового отношения влияют:
То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.
Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.
Общественное мнение и общественное сознание
Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.
Влияние общественного мнения на человека
Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.
Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.
Зависимость от общественного мнения
Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?
Как перестать зависеть от общественного мнения
Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.
Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.