диагноз резидуальная энцефалопатия у детей что это такое
Особенности детей с диагнозом «резидуальная энцефалопатия головного мозга»
Резидуальная энцефалопатия (далее РЭП) головного мозга – это патология развивающаяся из-за отмирания клеток в центральной нервной системе человека, по причине воздействия различных повреждающих факторов.
При РЭП дети страдают хронической энергетической недостаточностью. Рабочие циклы их мозга сокращаются до 5-15 минут, а релаксационные паузы увеличиваются до 3-5 минут и более. В периоды релаксации “внешняя” деятельность ребенка не прерывается, но совершается автоматически и не осознается. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим. Если в состоянии “релаксации” ребенок продолжает писать (как это обычно и происходит на уроках русского языка, то результат его работы квалифицируется как дисграфия, т. к. прочесть написанное оказывается невозможно.
Во время релаксационных пауз дети могут продолжать общаться и разговаривать, но оказываются не в состоянии вспомнить свои высказывания. Они могут сказать грубость и пребывать в полной уверенности, что ничего подобного не говорили. Ребенок может взять ручку со стола у соседа, положить к себе в карман и не знать, что она там лежит. Он может толкнуть или ударить кого-то и не помнить этого. Слушая обвинения в свой адрес, дети с РЭП вполне искренне клянутся, что не говорили, не брали, не толкали и это вызывает еще большее возмущение окружающих. Так как свидетелей их проступков много, их часто начинают считать наглыми врунами, хулиганами и воришками. Дети, напротив, приходят к убеждению, что окружающие несправедливы к ним, им начинает казаться, что весь мир ополчился против.
Проблемы самоуправления возникают у ребенка с РЭП не только в периоды релаксации мозга, но и при выполнении любой деятельности в рабочей фазе. Ребенок действует сразу, импульсивно и необдуманно. Поэтому и результаты его действий бывают совершенно неожиданными для него. Учащийся сначала действует и только потом понимает то, что он сделал. Он пытается исправиться, но не может сдержать своих обещаний.
В то время, когда мозг “отключается” и “отдыхает”, ребенок перестает понимать, осмысливать и осознанно перерабатывать по ступающую информацию. Она нигде не фиксируется и не задерживается, поэтому ребенок не помнит, что он в это время делал, не замечает, не осознает, что были какие-то перерывы в его работе.
В течение 40-минутного урока он может “отключиться” несколько раз и многое выпустить из рассказа учителя, не заметив этого. В итоге, он либо перестает понимать, о чем идет речь на уроке, либо у него в голове все эти отрывочные сведения случайно и своеобразно комбинируются, сплюсовываются, что он и выносит с урока. Часто учителя и родители бывают озадачены абсолютно непонятными, “дикими” ошибками детей и оказываются не в состоянии найти им какое-либо разумное объяснение.
Рекомендации для учителей обучающих детей с диагнозом РЭП головного мозга:
1. В процессе обучения необходимо освободить детей от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной, оформительской работы. Взрослые могут сами провести поля в тетради ребенка, отметить точкой место, откуда надо начинать писать. Бывает, ребенок старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить сверху и слева, и в этих поисках, многократно ошибаясь, так устает от напряжения, что найдя, наконец, то место, откуда н писать, работать уже вообще не может.
2. Исключительно эффективными оказываются как общие принципы, так и конкретные методы, предлагаемые Гленом Доманом. Его подход строится на четком структурировании информации, которую ребенку предстоит усвоить, разбиении ее на конкретные образные единицы, с последующей организацией их в целостные системы по законам, которые действуют в соответствующей области знаний. Единицей информации обязательно должен быть целостный самостоятельный “образ-факт”, который понятен ребенку, может быть им осмыслен и легко включен в систему его личного опыта.
3. Системность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Это значит, что существенно снижаются нагрузки на внимание и систематизацию материала при запоминании. Форма подачи информации также должна быть алгоритмичной, четкой. Должна соблюдаться лаконичность формулировок, оформления, иллюстраций, которые не должны содержать ничего лишнего, незначащего, отвлекающего.
4. Избегайте ситуаций вызывающих отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции, возникающие когда ребенок не в состоянии вспомнить то, что требуется, заставляют его избегать “учебных” ситуаций. Он уже не хочет ни слушать, ни смотреть, чтобы потом не пришлось мучаться при ответе на вопросы. Требуя в обязательном порядке точного воспроизведения всей информации, мы заранее ставим ребенка в ситуацию неуспеха и тем самым разрушаем учебную мотивацию. Естественно, что сильные отрицательные эмоции снижают способность к обучению у любого человека, тем более, у ребенка с РЭП головного мозга. Поэтому наивно ожидать, что он будет лучше что-либо воспринимать или понимать после того, как его хорошенько отругали.
5. Обстановка на уроках должна быть свободной и непринужденной. Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для ребенка с РЭП. Искренние попытки ребенка соблюдать дисциплину (правильно сидеть, не вертеться, не разговаривать и т. д.) и переживания по поводу того, что это никак не получается, еще быстрее приводят к переутомлению и потере работоспособности. Когда на дисциплине не заостряется внимание, а уроки проводятся в игровой форме, дети ведут себя спокойнее и более продуктивно работают. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
6. Если учитель видит, что ребенок “выключился”, сидит с отсутвующим взглядом,то в этот момент его не надо трогать: ребенок все равно будет не в состоянии разумно отреагировать.
7. При проведении игровых уроков нужно помнить, что сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность учащегося с диагнозом РЭП головного мозга. Яркие эмоции создают нечто вроде очагов возбуждения и могут нарушить как последующую деятельность, так и результаты предыдущей.
8. Для детей с РЭП головного мозга также не подходят традиционно используемые методы эмоционального включения в урок. Обычно для того, чтобы дети настроились, в самом начале урока предлагается сказать им нечто интересное, хотя и мало относящееся к его сути.
Одним из препятствий в обучении и интеллектуальном развитии детей с РЭП головного мозга является своеобразная защитная форма деятельности, довольно быстро у них формирующаяся. Она выражается в том, что дети стараются делать хоть что-нибудь (все равно что, даже если не понимают, что и как надо делать. Именно в результате подобной защитной деятельности в памяти учащегося застревают какие-то абсурдные сведения, операции, т. е. “информационный шум”, который еще больше дезорганизует их мышление и осложняет обучение.
Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей «Гимнастика мозга — ключ к развитию уникальности ребенка» «Гимнастика мозга – ключ к развитию уникальности ребенка» «Комплекс кинезиологических игр и упражнений для детей младшего возраста».
Беседа «Развитие мозга и его особенности» Добрый день, сегодня хотела бы поделиться с Вами интересной беседой, на тему «Развитие мозга и его особенности». Как известно, в начале.
Гимнастика для мозга Комплекс упражнений «Гимнастика для мозга» наряду с пробуждением организма предназначен для стимуляции когнитивных функций. Смысл гимнастики.
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ Комплекс «Гимнастика мозга» был разработан психологом Полом Деннисоном. Сегодня этот метод успешно используется в школах, детских садах,.
Конспект НОД с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР «День рождения Маркуса» Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР. Тема: «День рождения Маркуса».
Консультация для родителей «Гимнастика мозга — путь к развитию способностей ребёнка» Консультация для родителей «ГИМНАСТИКА МОЗГА – КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА» ОПРЕДЕЛЕНИЕ Гимнастика для мозга в педагогике.
Консультация для родителей «Витамины для мозга» Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии заставляет все чаще задумываться о методах и способах.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Кинезиология — гимнастика для мозга Статья для педагогов и родителей. Подготовила педагог ГБДОУ№32: Прокофьева И. Д. Санкт-Петербург 2019г. Методологическая.
Энцефалопатия
Энцефалопатия – это собирательное название, включающее однотипные поражения головного мозга, возникающие под действием различных причин. Патологический процесс сопровождается гибелью отдельных нейронов и разрушением связей между ними. При отсутствии медицинской помощи приводит к прогрессирующему ухудшению состояния вплоть до полной деградации личности.
Общие сведения
Энцефалопатия возникает на фоне нарушения метаболизма в клетках головного мозга. Вне зависимости от причины, патология протекает по единому сценарию. Сначала происходит снижение активности нейронов, затем – постепенная их гибель. Очаги дистрофии располагаются по всему головному мозгу, что вызывает разнообразную симптоматику.
Повреждения носят необратимый характер, но при своевременном обращении к специалисту и качественном лечении состояние пациента может улучшиться. Оставшиеся неповрежденными нейроны частично берут на себя функцию погибших клеток, и работа головного мозга значительно улучшается. Если заболевание было застигнуто на ранней стадии, пациент сохраняет полную ясность ума.
Причины
Поражение нервных клеток может возникнуть на фоне воздействия разнообразных патологических факторов.
Врачи выделяют врожденную и приобретенную энцефалопатию. Первая возникает на фоне неправильного течения беременности или родов и, зачастую, развивается еще во время пребывания плода в утробе матери. Ее признаки обнаруживаются сразу после родов или появляются в первые недели жизни. Диагностикой и лечением этого состояния занимаются неонатологи и педиатры.
Приобретенная энцефалопатия встречается уже во взрослом возрасте. Она подразделяется на несколько видов в зависимости от причины гибели нейронов:
В зависимости от скорости развития процесса выделяют энцефалопатию острую и хроническую. Первая может развиться в течение нескольких дней или часов, чаще возникает на фоне сильной интоксикации, травмы, инфекционного процесса. Хронический процесс может протекать годами и десятилетиями.
Степени
Границы между степенями тяжести энцефалопатии условны, но для удобства врачи пользуются следующей классификацией:
Симптомы
Признаки энцефалоптии зависят от локализации очага разрушения, а также степени развития заболевания. Наиболее часто пациенты и их родственники сталкиваются со следующими симптомами:
У одних пациентов преобладают расстройства поведения, другие перестают нормально владеть своим телом; у третьих страдают, в основном, органы чувств. В тяжелых случаях человек требует постоянного ухода и наблюдения окружающих.
Осложнения
Осложнения энцефалопатии связаны с сильным и необратимым поражением головного мозга и представляют собой предельную степень наблюдаемых симптомов:
Диагностика
Диагностикой и лечением энцефалопатии занимается врач невролог. Обследование пациента включает в себя:
При необходимости могут быть назначены другие анализы и обследования, а также консультации специалистов для точного определения причины энцефалопатии.
Лечение
Чем раньше будет начато лечение энцефалопатии, тем больше шансов остановить прогрессирование патологии и восстановить полноценную работу головного мозга.
В первую очередь, необходимо устранить причину поражения нейронов:
Лечение непосредственно энцефалопатии требует назначения препаратов, улучшающих кровоток в сосудах головного мозга и обмен веществ внутри клетки. В зависимости от причины и степени поражения, врачи могут назначить:
При энцефалопатии курсы лечения проводятся регулярно, минимум 2 раза в год. Это позволяет держать заболевание под контролем. Подбор конкретных препаратов и определение дозировки осуществляется только врачом. Единой схемы лечения для всех больных не существует.
Для усиления действия лекарственных препаратов используются немедикаментозные методы лечения:
В отдельных случаях (при сосудистой природе энцефалопатии) приходится прибегать к хирургическому лечению:
Профилактика
Энцефалопатия – сложное заболевание. Не существует четкой методики, позволяющей предупредить ее появление и устранить все факторы риска. Врачи рекомендуют придерживаться следующих правил:
Лечение в клинике «Энергия здоровья»
Врачи клиники «Энергия здоровья» всегда готовы принять пациента любого возраста. Мы проведем тщательное обследование, выявим возможные причины энцефалопатии и примем все меры по ее устранению:
Наши неврологи будут контролировать состояние пациента и корректировать лечение при необходимости. Лечение энцефалопатии – это длительный и сложный процесс, но мы готовы за него взяться.
Преимущества клиники
Если Вам требуется полноценное обследование и качественное лечение, добро пожаловать в клинику «Энергия здоровья». Здесь Вас ждут:
Если у Вас или Ваших родственников появились признаки энцефалопатии, не затягивайте с обращением к врачу. Чем будет начато лечение, тем лучше результат. Запишитесь в клинику «Энергия здоровья» и позвольте нашим врачам подобрать оптимальную терапию.
Резидуальная энцефалопатия: что это, симптомы и лечение у детей и взрослых
Резидуальная энцефалопатия — это хроническое неврологическое заболевание, которое сопровождается дефицитарными явлениями, но в разной мере, зависит от тяжести поражения, приведшего к таким последствиям.
Это не самостоятельный диагноз, его не удастся найти в классификаторе, код по МКБ-10 как таковой отсутствует, требуется утончения этиологии, речь об обобщающей категории.
Для резидуальной энцефалопатии головного мозга типично развитие в результате повреждений ЦНС. Это остаточная форма. Например, характерно появление таковой после инсульта, травмы, инфекции, прочих патологий.
Восстановление проводится по показаниям, под контролем врача-невролога. Прогнозы в основном благоприятны.
Механизм развития
В основе становления процесса лежит повреждение мозговой ткани. Термин «резидуальные» означает остаточные (полученные вследствии другого заболевания).
Всего можно выделить четыре основных патогенетических момента, которые и составляют ядро нарушения:
Гипоксический
Наиболее типичен именно для детей. Недоношенных в большей мере. Также тех пациентов, которые перенесли острые нарушения мозгового кровообращения.
В церебральных структурах начинаются общемозговые, выраженные ишемические процессы, препятствующие нормальному питанию нервных тканей, которые особенно требовательны к трофике.
У новорожденных же причиной могут стать сложные роды, тяжелое течение беременности с внутриутробной гипоксией. Достигнуть компенсации в таком случае вполне возможно, но зачастую имеет место выраженный неврологический дефицит.
Травматический
Как и следует из названия, резидуальная энцефалопатия (сокращенно РЭ) выступает результатом механического повреждения нервной системы. Речь идет не только о типичных ЧМТ, например, после удара, падения.
Такой же эффект создается и при росте опухолей, компрессии остальных мозговых тканей, образовании гематом.
Восстановление предполагает по необходимости оперативное лечение.
Инфекционный
В основе этого механизма лежит поражения церебральных структур бактериальными и вирусными агентами. Особенно опасны в подобном плане менингит и энцефалит.
Оба варианта несут колоссальную угрозу не только здоровью, но и жизни. Лечение вне стационара, как правило, не практикуется ввиду высоких рисков.
Диабетический
Проявляется при развитии одноименного заболевания. При нем падает выработка инсулина или же чувствительность тканей к этому веществу.
Причины практически всегда сосудистые, если обследовать пациента обнаруживается ярко выраженный атеросклероз и прочие расстройства со стороны системы.
Терапия срочная, под контролем эндокринолога и специалиста по нервным отклонениям.
Возможны и другие механизмы. Например, метаболический. При патологиях, не относящихся к диабету или биохимическим. При отравлении организма собственными веществами, например, билирубином и пр.
Названы основные патогенетические моменты. Происхождение заболевания уточняется в рамках работы с классификатором.
Сама по себе резидуальная энцефалопатия — обобщающий диагноз, его нужно конкретизировать. Производят членение как раз на основании этиологии.
Классификация
Подразделение процесса проводится по характеру заболевания. Всего можно выделить 5 типов изменений.
С такой проблемой сталкиваются новорожденные и плоды во внутриутробном периоде, также взрослые люди, например, после поражения угарным газом, попыток суицида через повешение, самоотравление, интоксикации некоторыми ядовитыми веществами, прочих процессов.
Восстановление возможно, но представляет трудности. Необходимо назначение препаратов для снижения потребности в кислороде, обеспечении нормального питания и клеточного дыхания.
Необходимо начинать терапию с первых же моментов обнаружения симптоматики. Задача диагностики ложится на эндокринолога.
Лечение этиотропное. Предполагает устранение основного провокатора. То есть первичного заболевания.
Терапия направлена на «выправление» концентрации того или иного вещества. А это зачастую вопрос, который требует лечения первичного заболевания. Так как рост уровня того же билирубина — не самостоятельное нарушение. А скорее результат расстройств со стороны органов: печени и пр.
Такая классификация считается наиболее практико-ориентированной.
Симптомы
Клиника зависит от тяжести поражения, возраста больного, его общего состояния здоровья и прочих факторов.
У детей
Резидуальные изменения заметны практически сразу после появления на свет, при условии, что нарушение присутствует.
В некоторых случаях картины нет вообще, даже несмотря, например, на перенесенную внутриутробную гипоксию, поскольку нервная система детей еще не сформирована.
Это риск, а с другой стороны, именно такая особенность наделяет ЦНС молодых пациентов колоссальной адаптивностью. Потому и резидуальных явлений может не быть на протяжении всей жизни.
Что касается возможных симптомов:
В этом же случае младенец старается не встречаться глазами, мало реагирует на прикосновения, слова, либо же такой ответ вообще отсутствует. Это не нормальное явление. Хотя и не всегда оно говорит о резидуальной энцефалопатии.
В подростковые годы
Симптомы неспецифичны. Нельзя однозначно сказать, что это резидуальное поражение головного мозга, возможен аутизм, многие другие заболевания.
Вопрос сложный, решение — прерогатива специалистов по неврологии и смежным специальностям.
У взрослых
Здесь все так же сложно, поскольку клиника нетипична именно для рассматриваемого состояния. Среди возможных клинических признаков:
В остальном же, клинику можно уложить в четыре основных синдрома:
Возможен вариант с рассеянной неврологической симптоматикой, это смешанный тип резидуальной энцефалопатии. Когда присутствует группа разнородных проявлений из названных синдромов. Вариант наиболее частый.
Помимо, в тяжелых случаях, возможны судороги.
Резидуальная энцефалопатия не имеет склонности к прогрессированию. Потому и клиника обычно стабильна.
Причины
Частично факторы-провокаторы уже были названы. Если говорить о них чуть подробнее:
Вариантов может быть несколько одновременно.
Диагностика
Обследование проводится под контролем специалиста по неврологии. В целом, выявление не представляет особых проблем ни у детей, ни у взрослых.
Базовые методики таковы:
Возможны и специфические методы. В том числе общий анализ крови, исследование на гормоны, оценка биохимических показателей и прочие, по ситуации.
Лечение
В основном терапия не имеет существенных отличий у пациентов разных возрастов.
У детей
Назначаются медикаменты нескольких фармацевтических групп:
При задержке в развитии применяются логопедические методики.
У взрослых
Здесь вариантов несколько больше. Возможно использование Актовегина, который восстанавливает скорость и качество питания, к тому же снижает потребность головного мозга в кислороде.
Кроме, возможно назначение ангиопротекторов. Они защищают сосуды от деструкции. Аскорутин, Анавенол и прочие.
Далее все зависит от того, каково состояние ЦНС и что стало причиной заболевания.
Вопрос заключается в качественном этиотропном лечении (устранении первопричины). Купирование же симптомов, как и превенция острых опасных нарушений — задача вторичная. Хотя обе решаются параллельно.
Прогноз
В основном благоприятный. Резидуальная энцефалопатия не имеет склонности прогрессировать. Поэтому симптомы держатся на стабильном уровне, не усугубляясь с течением времени практически никогда.
Кроме редких случаев, если основная болезнь все еще активна. Отсюда возможность для качественной терапии.
Многое зависит от своевременности лечения, возраста страдающего, общего состояния здоровья, прочих важных факторов, в том числе образа жизни, типичных привычек. Всего вплоть до питания.
Возможные последствия
У детей встречаются стойкие задержки в развитии. Умственном, в основном. Что касается пациентов взрослых — возможно снижение трудоспособности, инвалидность. Восстановление — главный способ предотвратить негативные явления.
Резидуальная энцефалопатия у детей и взрослых — это хроническое неврологическое заболевание. Оно сопровождается нарушениями функциональной активности ЦНС разной степени тяжести.
При своевременном подходе удается компенсировать расстройство, или, по крайней мере, сгладить его до почти полного отсутствия признаков.
А также добиться восстановления адекватной повседневной, трудовой, учебной активности. Важно не тянуть с диагностикой и лечением.
Резидуальная энцефалопатия
Энцефалопатия – это блок заболеваний, объединенных по главному общему признаку: отмиранию нейронов головного мозга из-за недостаточного снабжения кислородом и питательными веществами. Болезнь бывает разных подвидов, и развивается вследствие влияния различных факторов. Болеют и дети.
Резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей, школьников и взрослых проявляется речевыми, когнитивными нарушениями и другими симптомами, возникает по различным причинам, среди коих – гипертензионный синдром, лечение которого было прервано или не проводилось в принципе.
Такой вид патологии не отражается отдельно в МКБ 10, но неврологи термином пользуются. Обозначают им поражение мозговой ткани, возникшее в результате не до конца вылеченных или оставленных без внимания хронических заболеваний, органических поражений сосудистой системы мозга.
Причины
Диагноз резидуальная энцефалопатия головного мозга может быть поставлен как взрослому, так и ребенку 13 лет, при этом лечение проводится бесплатно по полису для всех категорий граждан.
Прежде всего нужно выяснить, что стало первопричиной развития поражения нейронов. Иногда это бывают проблемы с органами, удаленными от мозга. Например – с почками [1].
Энцефалопатия резидуального характера у ребенка или подростка, развивается из-за ряда факторов:
Органо-резидуальная энцефалопатия – грубое и серьезное расстройство, когда поражение мозга сочетается с повреждением внутренних органов [2]. Это бывают пороки сердца, сосудов, аномалии легких или пищеварительной системы. К счастью, встречается редко.
С учетом рисков, ребенка женщины с осложненной беременностью и тяжелыми родами, стоит пристально обследовать на предмет патологий. Среди которых может быть найдена и перинатальная энцефалопатия.
Вторичные провоцирующие факторы
Врожденный тип повреждений, как правило связан с аномалиями при формировании плода и осложненным процессом родов.
В свою очередь, приобретенная патология подразделяется на типы в зависимости от причины, ее вызвавшей:
Симптомы
Резид энцефалопатия у детей бывает, как врожденная, так и приобретенная, по степени выраженности симптомов она подразделяется на три степени.
При выявлении заболевания в 1 и 2 степени, стоит рассчитывать на стойкую ремиссию и восстановление поврежденных функций мозга.
По достижении 3 стадии, серое и белое вещество повреждены настолько, что восстановить их невозможно. Терапию адаптируют так, чтоб затормозить дальнейшую гибель нейронов и уменьшить выраженность симптомов.
Несмотря на разные провоцирующие факторы, симптоматика резидуально – органической или резистентной энцефалопатии у детей, в целом, схожая:
Каждый из симптомов сам по себе способен быть проявлением опасной патологии. Одновременное появление сразу 3 и более, достоверно говорит о проблемах со снабжением мозга кислородом.
Диагностика
Перед тем, как лечить диагноз резидуальная энцефалопатия головного мозга у детей, врачу нужно собрать анамнез беременности, родов и раннего послеродового периода. Так можно нащупать причину патологии. Параллельно, на осмотре, оценивают состояние мозга на момент обращения.
Процесс сложный и требует от врача опыта, чуткости. Ибо обследованию часто подвергаются совсем маленькие пациенты.
Без этой информации, подобрать адекватные методы, которые помогут убрать проявления мозговых нарушений, нереально.
Для установления точного диагноза проводят лабораторные анализы, аппаратные методы и процедуры:
После определения общего состояния пациента и проблем, приведших к деградационным процессам в мозгу, врачи могут приступать к лечению.
Лечение
Чтобы вылечить резидуальную энцефалопатию у детей, нужно следовать клиническим рекомендациям профильных врачей. Так как алгоритм для каждого пациента составляется свой, в зависимости от тяжести состояния и причин, его вызвавших.
Для достижения результата используется комбинированный, комплексный подход. В его рамках новорожденных, школьников и взрослых лечат, применяя несколько подходов: медикаментозный компонент, физиотерапию и изменение образа жизни.
Каждая из составляющих крайне важна. Применение препаратов соответствующей направленности стабилизирует кровоток, улучшает снабжение мозга кислородом и отводит от него вредные вещества.
Для улучшения кровообращения обращаются и к физиотерапии:
В некоторых случаях целесообразно оперативное вмешательство [4].
На распорядок жизни, заболевание также оставит свой отпечаток. Новорожденному или школьнику, страдающему резидуальной энцефалопатией с цефалгией, придется придерживаться правил:
При вовремя замеченной и успешно пролеченной болезни, человек с поражением мозга такого типа проживет полноценную и долгую жизнь. В случае соблюдения клинических рекомендаций – с приемлемым качеством и не будучи обузой для близких [5].