диджитал комьюнити что это

Что такое комьюнити бренда, как и где его создавать

Рассказываем, зачем строить свой домик для лояльных пользователей и где это лучше делать. Теорию взяли из статьи диджитал-маркетолога Хлои Уэст, а практику — из личного опыта.

Комьюнити бренда — это место, где собираются лояльные клиенты и общаются друг с другом и с брендом: соцсети, форум, клуб. Сообщество демонстрирует лояльность к бренду в лучшем виде, потому что пользователи заинтересованы продуктом: они готовы его покупать, рассказывать о продукте друзьям и родственникам, следить за ним в соцсетях. Их можно спрашивать, как улучшить продукт, делиться постами в блоге и регулярно собирать обратную связь.

Создавать с нуля сообщество не надо — ваша аудитория уже разбросана по соцсетям, осталось собрать её воедино, выстроить связи и создать такую атмосферу, чтобы пользователи могли общаться друг с другом. Нужно только построить большой новый дом и собрать их всех вместе.

Плохая новость: единой стратегии для создания сообществ не существует.

Хорошая новость: есть несколько основных этапов, общих для всех. Расскажем о них.

Что он пытается сделать, какие ценности несет? Как он выглядит в глазах аудитории? Какой у него голос? Чем больше рассказывает ваш бренд, тем больше целевой аудитории он привлечет.

Возьмём LEGO: миссия — «вдохновлять и развивать строителей будущего посредством игры и обучения». Компания постоянно предлагает что-то новое, оставаясь узнаваемой среди пользователей. Помимо игрушек, в своих соцсетях LEGO регулярно проводят интерактивы, постят фото «самоделок» от разных умельцев и активно общаются с пользователями.

Бренд-сообщества — это метод продвижения, ориентированный на потребителя. Какова цель создания сообщества? Что вы будете делать, чтобы его участники оставались вовлечёнными? Какие показатели вы будете отслеживать? Генерация лидов, конверсии? Как сообщество поможет маркетингу, техподдержке, отделу продаж? С ответами на эти вопросы дальше станет проще.

Например, у нас компания, которая продает семейные корабли для космических полётов. Зачем мы создаем сообщество? — чтобы люди узнали о нас.

В сообществе мы будем постить фотографии из межпланетных путешествий, рассказывать, как слетать на Луну на выходные и отвечать на вопросы пользователей. Цель — повысить узнаваемость нашего бренда и чтобы при мысли о космических полётах люди вспоминали именно о нашей компании, заходили на сайт и оставляли заявку на тест-драйв кораблей.

Форум, сообщество в соцсети, партнерские программы, бонусные системы, сторонние платформы.

Отвечайте на вопросы, создавайте новые темы и подкидывайте дров в уже существующие. Общайтесь со своей аудиторией так, чтобы они чувствовали, что важны для бренда.

Если в вашей группе ВКонтакте последние новости публиковались год назад, а в теме «Отзывы и предложения» давно никто не отвечает, то это не домик для тусовок комьюнити, а заброшенная, затянутая паутиной избушка.

Там, где вам удобно и где есть лояльная аудитория. Вот несколько вариантов.

Социальные сети. Всё очевидно: создаете группу, посвященную бренду, кидаете темы, общаетесь с подписчиками.

Звучит просто, но на самом деле это большая работа. Вы должны не просто публиковать что-то, но и общаться с аудиторией и слушать её. Например, посмотрите на сообщество «Кода» в ВКонтакте.

Мы с самого начала решили, что хотим именно дружное сообщество, а не просто трансляцию информации с сухими ответами администрации стиле «Мы вас услышали». Наш девиз — «Программирование без снобизма». Паблик Кода — полноценный участник общения, можно спросить что угодно. Это хорошо передает ценности бренда «Яндекс.Практикум»: не надо бояться учиться новому, спрашивай — и тебе обязательно ответят и помогут. Со временем этот стиль стал нашей фишкой.

Конечно, задача стояла сложная: люди охотно включаются в беседу, когда в сообществе уже есть активное общение. И лишь немногие будут писать первыми комментарии под постами. Поэтому мы взяли инициативу на себя: первыми шутили под своими же постами, задавали вопросы и активно включались в беседу. Постепенно люди привыкли, что наш паблик — комфортная площадка для комментариев и теперь 90% постов у нас содержат обсуждения, в которых мы тоже обязательно участвуем.

ВКонтакте — удобная площадка для отслеживания комментариев, а еще тут большая IT-тусовка: сильное и развитое профессиональные комьюнити, где иногда сложно бывает пробиться новичкам — и мы успешно заняли нишу сообщества, где могут высказаться все.

Постепенно мы пришли и в другие соцсети: сейчас у нас активно развивается Инстаграм и там тоже формируется активное ядро аудитории.

главарь соцсетей КБ «Палиндром»

Форумы. Свой форум, а не ветка где-нибудь на Реддите — отличная площадка для больших сообществ, объединённых общими интересами. Например, Spotify forum community, где любой пользователь может задать вопрос о платформе и пообщаться с единомышленниками. И неважно, что они обсуждают, любимых исполнителей или свежие подкасты — все темы крутятся вокруг Spotify.

Программы лояльности и партнёрские программы. Каждый раз, когда вы пользуетесь продуктом бренда, вы получаете бонусные баллы и более высокий рейтинг в программе лояльности. Больше баллов — больше плюшек и скидок. Сюда же можно отнести клубы лояльных клиентов: например, у ювелирного бренда Avgvst есть Avgvst club, куда попадают все, кто подписался на рассылку. Они первыми получают информацию о новинках, акциях и закрытых распродажах.

Другие платформы. Например, Slack, Mobilize. Очевидный пример платформы для создания сообществ в русскоязычном интернете — это чаты в телеграме, которые есть у многих крупных каналов. Вы сами в таких сидите.

Когда я делаю какой-то проект, то создаю к нему чат, для того чтобы слышать людей, которые тебя читают и задавать им вопросы. Но надо понимать, что у чата не должно быть цели. Вам не нужно собрать как можно больше участников, вам нужно, чтобы в чате было несколько активных пользователей, которые будут общаться, даже если в чате 500 человек, а общается пять — это отлично. Не обращайте внимание на количество людей в чате, обращайте на количество людей, которые в нем общаются.

Первое время нужно самому направлять движуху. Например, в Телеграме посты из привязанного канала сразу уходят в чат и становятся темой для обсуждения. Если ваш чат не привязан к каналу или в каком-то другом месте — создавайте темы для обсуждения самостоятельно. Пример такого комьюнити — мой чат «Медленная редактура», которые не привязан к основному каналу. В нем две фишки: можно отправить не больше одного сообщения раз в пять минут и каждый участник создает тему, на которую общается весь чат.

Нужны модераторы, особенно если чат открытый — тогда его рано или поздно заметят спамеры и будут кидать ссылки. Раздача прав модераторам — способ показать свое расположение постоянным участникам чата. Я раздаю очень много админок, почти всем, кого я знаю. С одной стороны, это польза для меня, с другой — люди воспринимают это как ответственность.

Насчет модерации и банов. Представьте, что у вас красивый сад, в котором растут разные цветы. И тут приходит какой-то чувак и посреди этого сада насрал. Вы его сразу выгоните или подождёте и послушаете, что он скажет? Если кто-то пришел и начал всем хамить и кидать спам — баньте его без раздумий, иначе токсичные люди убьют ваше сладкое комьюнити. Не бойтесь модерировать и удалять некомфортных людей, потому что это ваше пространство — что хотите, то и делаете.

Резюмируем: общение со своей аудиторией — это круто и полезно и для бренда, и для пользователей. Но чтобы построить дом, где вы будете встречаться со своим сообществом, сначала определитесь, зачем и где вы будете это делать.

Источник

Как и зачем создавать комьюнити для брендов

Что такое комьюнити бренда, как его построить, а главное — зачем. Мы подробно изучили вопрос, приплюсовали свой опыт и делимся с вами.

Объединение пользователей вокруг продукта может стать для бизнеса самой выигрышной концепцией продвижения — это не требует большого бюджета и формирует постоянно расширяющийся круг лояльных покупателей.

Если вы правильно донесёте свои идеалы и цели до аудитории, то благодарные пользователи сделают для продвижения вашего дела едва ли не больше, чем вся реклама, которая стоит гораздо дороже создания «клуба по интересам».

Главная идея комьюнити — общение людей, обмен полезной информацией, чувство сопричастности к чему-то большему, создание общего стиля жизни. Для бренда создание такого сообщества — это возможность донести свои ценности и идеи до потребителя и получить лояльную аудиторию.

Отдельные покупатели впоследствии могут превратиться в адвокатов бренда — они будут советовать вашу продукцию друзьям и отмечать вас в социальных сетях. В 21 веке эффект «сарафанного радио» работает так же отлично, как и 100 лет назад.

Современные комьюнити брендов существуют как в офлайне, так и в онлайне. Например, супермаркет «Город-Сад» не только общается с клиентами через социальные сети, формируя сообщество любителей здорового образа жизни, но и проводит каждую неделю бесплатные встречи с экспертами ЗОЖ в лектории магазина.

Комьюнити укрепляет лояльность покупателя к бренду. Среди единомышленников человек может найти новых знакомых, друзей и компанию для совместного досуга — происходит интеграция бренда в жизнь клиента.

Представьте историю пары, которая познакомилась, придя на тренировку Fitmost Only, организованную сервисом специально для своих подписчиков, — бренд и комьюнити вокруг него стали началом новой главы в жизни этих людей.

Сообщество помогает донести цели бренда до лояльной аудитории и найти новых клиентов, которым принципы проекта окажутся близки. Например, бренд украшений The Giving Keys, продающий изделия в виде ключей с мотивирующими надписями, борется с бездомностью и привлекает бездомных к производству украшений, помогая встать на ноги.

Бренд рассказывает о своей миссии в соцсетях, а по тегу #thegivingkeys единомышленники делятся информацией по теме. Многим пользователям соцсетей хотелось бы участвовать в благотворительных проектах, но они уверены, что это требует больших вложений средств и времени.

Увидев посты бренда The Giving Keys, потенциальный клиент сразу считывает главную идею — помогать другим легко. Он понимает, что купив украшение, реализует свою давнюю идею сделать добро другому.

Мы выделили несколько важных составляющих комьюнити, без которых у бренда вряд ли получится создать сообщество.

Прежде всего нужно понять, какие социальные сети популярны среди целевой аудитории, а затем определить цели — для чего нужно сообщество, чем оно заинтересует вашу целевую аудиторию.

Например, вы хотите поделиться идеей осознанного подхода к природе, а клиенты будут рады видеть в социальных сетях посты про способы сделать мир лучше и получать скидки или подарки за использование многоразовых термочашек вместо одноразовых стаканчиков, как это делает «Город-сад».

Информация в аккаунте должна быть максимально полезной, клиент в идеале должен захотеть поделиться ей со своими друзьями.

Далее необходимо сформировать неповторимый и узнаваемый TOV бренда, который будет близок клиентам, и понять, какая информация поможет представить его концепцию в социальных сетях. Все изображения и тексты в ваших аккаунтах должны ассоциироваться у пользователя с настроением и посылом бренда.

Ваше комьюнити со временем будет расширяться, в нем будут появляться пользователи, которые сочувствуют бренду, но еще не совершили ни одной покупки.

Нужно понять, какая именно информация побудит аудиторию купить товар или воспользоваться услугой бренда, ведь по статистике Vision Critical, «около 40% пользователей социальных сетей хотя бы раз совершали покупку после прочтения публикации о продукте или услуге в ленте новостей».

Для удержания внимания членов комьюнити важно грамотное взаимодействие с аудиторией в социальных сетях. Можно публиковать в официальном аккаунте бренда отзывы, фотографии клиентов, чтобы аудитория чувствовала обратную связь, и её доверие к продуктам марки росло.

Источник

Forbes Council

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Target Girl — это школа digital-маркетинга. Мы учим работать с соцсетями и контекстной рекламой, скоро запустим университетский курс по психологии рекламы и копирайтинга. Расскажу, зачем строю комьюнити, как я это делаю, и что это дает бизнесу.

Сообщество как фундамент для бизнеса

Мой бизнес начался с увлечения интернет-маркетингом. Когда я работала в SMM-отделе рекламного агентства, завела канал в Telegram и делилась своими кейсами. Рассказывала, как настраиваю рекламные кампании и какой результат это приносит клиентам.

Чтобы лучше разбираться в профессии, я посещала курсы, смотрела вебинары и читала книги по маркетингу, но у всего этого была одна большая проблема. Ни один курс не давал полного понимания профессии и всех необходимых навыков. В своем Telegram-канале я старалась исправить эту ситуацию и делилась тем, что действительно нужно каждому digital-маркетологу. Подписчики задавали вопросы — а я отвечала, так и получался полезный контент.

Спустя какое-то время в моем Telegram-сообществе появлялись вопросы, а нет ли у меня полноценного обучения профессии. Когда я убедилась, что на обучение есть спрос, запустила первый курс — это было в мае 2017-го. Так подписчики канала сами подкинули мне идею. В итоге моя школа существует уже три года.

Зачем строить сообщество

С момента запуска первого курса я ни на секунду не забрасывала развитие комьюнити, и на это есть несколько веских причин:

1. Лояльность. Сообщество — это мощнейший инструмент прокачки LTV, потому что повышает лояльность клиентов. Когда студент знает, что в любой момент может задать вопрос, на который ответят, ему приятно находиться в таком сообществе. Ведь каждый хочет быть услышанным. Лояльные клиенты запоминают комьюнити в положительном ключе и советуют его друзьям, которые тоже интересуются интернет-маркетингом.

2. Сарафанное радио. Наши комьюнити-чаты – это уже что-то самостоятельное и живое. Его участники сами обмениваются полезными материалами, отвечают на вопросы, делятся вакансиями или наоборот, ищут сотрудников. Конечно, на фоне этого спамить рекламой неправильно. Интересное комьюнити, которое приносит пользу, быстро набирает популярность. Участники сообщества рассказывают о нем своим друзьям, и в результате около 30% учеников школы Target Girl — это ребята, которые пришли по сарафанному радио.

3. Развитие. От участников комьюнити я и наша команда часто получаем полезные идеи по развитию школы и улучшению курсов. Мы уделяем одинаковое внимание и позитивным, и острым комментариям, потому что в обоих случаях узнаем, куда расти и над чем работать. Бизнесу важно понимать, чего на самом деле хочет клиент, а сообщество — бесплатный и сравнительно простой способ получить искренние мнения.

4. Единомышленники. Крепкое сообщество превращает бизнес в живую экосистему, где есть обмен мнениями, советы, инсайты, кейсы, рекомендации. Любой участник, приходя к нам, может поделиться своими наработками или посмотреть, как работают более опытные маркетологи. В сообщество часто приходят работодатели, которые приглашают участников на проекты. Даже если у участника вообще нет опыта в маркетинге, его могут забрать на стажировку, где он прокачает навыки. Комьюнити выгодно работодателям: найти толкового специалиста не всегда просто, причем в любой сфере деятельности.

Павел Новожилов, выпускник курса «Social Media Маркетолог», 1 поток, участник комьюнити

«Я закончил первый поток онлайн-школы TargetGirl. Долго сомневался, нужно ли мне это и получу ли необходимые знания. Тем более, это был первый поток и доверия было мало. Подкупило интересное ведение канала в Telegram и общение с Олегом, которое развеяло все сомнения.

Обучение было на уровне. До сих пор, натыкаясь на онлайн-школы в интернете (а их рекламируют мне множество) я удостоверяюсь, что выбор, сделанный более трех лет назад, был верным.

После выпуска я продолжил самообучение и решил, что нужно свои знания монетизировать. Олег порекомендовал меня в агентство, где и работаю до сих пор.

Что дало мне сообщество, а точнее — чат с учениками, окончившими школу?

Я получил огромный круг общения по своей специальности, поддержку и связи с некоторыми учениками, которые ведут нужных мне блогеров и сообщества.

Я вырос как профессионал и могу помочь начинающим. Почти каждый день даю советы в чате онлайн-школы, постоянно мелькаю в мессенджере. Со временем ученики TargetGirl стали писать в личные сообщения с различными небольшими проблемами. Обычно просят помочь с рекламой, общением, спрашивают, как оценить стоимость своих услуг и т. д. Я всегда помогаю, если знаю решение.

Бывало, что просили вести проекты «от и до». Я соглашался помочь советами, но не погружался в проект. На моей памяти было 4 человека, которые выросли из обычных начинающих фрилансеров в опытных smm-щиков, у многих появились свои дизайнеры, копирайтеры и так далее.

Прекращу ли я помогать? Скорее всего, нет! Если только Telegram не заблокируют. Ведь мои советы приносят пользу, и эта помощь оборачивается хорошим настроением от того, что помог кому-то, а человек вышел из неудобного положения с настройкой рекламы или в общении с клиентом».

Как мы создаем комьюнити

Комьюнити – это сообщество, в котором люди объединены какой-то общей идеей, обмениваются какими-то ресурсами (в нашем случае это знания, вакансии, навыки). В таком сообществе действуют свои гласные и негласные правила вроде не скидывать откровенную рекламу или не разговаривать на совсем отвлеченные темы.

Появляется особый стиль общения, культура, традиции. И это совсем не просто сообщество в ВК/Instagram, где ты что-то постишь, а остальные общаются в комментариях. Нет, эти люди вместе что-то создают, и не за деньги, а ради интереса.

Мы развиваем комьюнити в онлайне и офлайне параллельно.

Онлайн. Когда студент записывается на обучение, мы приглашаем его в чат для обсуждения занятий и связи с преподавателем. Там он постоянно получает новые знания, общается с другими студентами и преподавателями, может попасть на стажировку или фултайм-работу.

Есть и общий чат между всеми студентами и выпускниками школы — для общения обо всем на свете. Часть выпускников, конечно, забывает о чатах сразу после окончания курса, а некоторые присоединяются к обсуждениям, задают вопросы, делятся опытом работы и подкидывают идеи по улучшению курсов. Некоторые студенты, которые занимались у меня два—три года назад, до сих пор активно общаются в чате и помогают новичкам освоиться.

Фактически ребята берут на себя некоторые функции комьюнити-менеджеров и даже кураторов обучения — но если кураторам нужно платить зарплату, то участники чата общаются с новенькими просто потому, что им это нравится.

Офлайн. Мы регулярно проводим выпускные и вместе встречаем праздники. Для тех, кто прошел обучение довольно давно, организуем различные мероприятия: можем пойти поиграть в боулинг или посидеть за настольной игрой в антикафе. На мероприятия всегда приходят партнеры проекта, поэтому любые посиделки — это еще и возможность познакомиться с будущим работодателем. У нас много кейсов, когда нам удавалось помочь ребятам найти работу или сделать скачок в карьере. Не так давно к нам пришел парень, которому пришлось закрыть свой бизнес. Он прошел курс по маркетингу, мы помогли ему устроиться на работу в рекламное агентство и сейчас до сих пор общаемся и поддерживаем.

Антон Якушев, выпускник курса «Social Media Маркетолог», 12 поток, участник комьюнити

«Комьюнити – это польза. Нетворкинг сегодня играет огромную роль для начинающего специалиста в любой сфере. Думаю, не надо объяснять, как сложно найти проекты, когда портфолио либо совсем сырое, либо вообще отсутствует.

В моем случае помимо SMM я начал осваивать графический дизайн. И нашел первых реальных клиентов именно в чате сообщества TargetGirl. Сейчас мы успешно взаимодействуем по различным задачам: от создания простых рекламных баннеров до разработки логотипа и айдентики. А я, в свою очередь, стараюсь делиться своим опытом работы в SMM и графическом дизайне со всеми участниками чата.

Уверен, что быть частью такого профессионального сообщества позволяет развиваться и расти как специалисту в разы быстрее, чем изучать все новости и тренды в одиночку. Всегда можно спросить совет у более опытных коллег или поделиться своим опытом по тому или иному вопросу. Это круто!»

Комьюнити для продвижения сложного бизнеса

На мой взгляд, сообщество — это идеальный метод продвижение для бизнеса, которому по определению непросто продвигаться. Курсы по интернет-маркетингу — это сложный продукт, в котором нужно ответить на миллион вопросов, например:

• Правильно ли я общаюсь с аудиторией?

• Все ли ученики понимают материал и если нет, то почему?

• Какие темы раскрываются не так хорошо, а какие — слишком подробно?

• Каких результатов добиваются выпускники, и как улучшить их результаты?

• Что нужно добавить в программу курса, а что — убрать?

Сообщества также хорошо работают в сравнительно простом для продвижения бизнесе, где есть единомышленники. Например, в продуктовый магазин ходят все подряд, а в фитнес-клуб — те, кто заботятся о здоровье и красоте. Поэтому сообщество в фитнес-клубах работает на ура: посетители делятся своими успехами, соревнуются или помогают друг другу советами по правильному питанию или выполнению упражнений. Комьюнити уместно строить в любом бизнесе, в котором можно найти единомышленников: магазин вегетарианской еды, школа барабанщиков, организация событий, бар крафтового пива.

С чего начать развитие комьюнити в своем бизнесе

Развивать комьюнити может каждый предприниматель, но нужно быть готовым, что это требует довольно много времени. Основное желание участников сообщества — общение именно с владельцем комьюнити. Поэтому, если вы решили объединять вокруг себя единомышленников, приготовьтесь к регулярному общению с аудиторией.

Начать развивать сообщество можно прямо сейчас — просто напишите личное сообщение одному из клиентов и поинтересуйтесь, все ли ему нравится, и как он видит дальнейшее сотрудничество. Клиент будет приятно удивлен личному подходу, а вы получите правдивый отзыв о своей работе и узнаете, чего не хватает вашей аудитории для полного счастья.

Наталья Мальцева , выпускница курса «Social Media Маркетолог», 14 поток, участница комьюнити

«Благодаря сообществу я поняла, что SMM — это серьезная работа. Ушла с основной работы в офисе и стала развиваться как эксперт в SMM. По спорным вопросам обращаюсь к участникам сообщества, коллективный разум помогает взглянуть иначе на свои задачи и проекты. Приятно, что у участников высокая квалификация и реальный опыт, а не каша из слухов. Работая вне офиса важно не застрять на одном уровне, а продолжать развитие. Успехи коллег в сообществе мотивируют и обучают. Также можно найти надежных квалифицированных помощников на крупные или комплексные проекты. А еще с ними классно отдыхать и приятно общаться, этого часто не хватает при удаленной работе».

Мне кажется, это здорово, когда вокруг бизнеса формируется профессиональное сообщество, где любой может найти помощь и поддержку. Это сильно мотивирует развивать школу дальше и не просто делиться знаниями, а дружить, поддерживать друг друга и давать возможность заниматься любимым делом.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Источник

В чём отличие ИТ- и диджитал-профессий: цифровая трансформация и мнения экспертов

Согласно исследованию KPMG, в 2019 году 52% респондентов — крупных российских компаний — увеличили штат ИТ. Среди основных причин такого роста компании назвали цифровизацию бизнеса, а под общим определением ИТ-персонала подразумеваются и диджитал-специалисты.

При этом существует путаница, что считать диджитал-, а что ИТ-профессиями. Давайте разбираться: с погружением в историю, сравнением специалистов и комментариями практиков. Осторожно: лонгрид.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Матчасть: информационные технологии

Согласно Оксфордскому словарю, впервые термин «информационные технологии» появился в 1958 году в статье Harvard Business Review, в которой авторы Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л. Уислер отметили: «У новой технологии пока нет общепринятого названия. Будем называть её информационной технологией». В определение входило три области: способы быстрой обработки больших объёмов информации, применение статистических и математических методов для принятия решений и моделирование мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ.

Информационные технологии (ИТ) — общий термин для всего спектра технологий обработки информации, включая программное обеспечение (software), «железо» (hardware), коммуникационные технологии и смежные услуги.

Кратко пробежимся по вехам развития ИТ.

Пионер компьютеростроения — немецкий инженер Конрад Цузе. Известен как создатель первого в мире функционального программно-управляемого компьютера Z3 (1941) и первого языка программирования высокого уровня Планкалкюль (1943–1945). Создание первого коммерческого компьютера Z4 доктор Цузе закончил в 1950 году — продал его Швейцарской высшей технической школе.

Программирование в 1945–1955 годах осуществлялось исключительно на машинном языке. Операционных систем не было, задачи решались вручную со специального пульта управления. Первая операционная система для компьютеров — GM-NAA I/O ( General Motors & North American Aviation Input/ Output system) — была разработана в 1955 году Робертом Патриком из General Motors и Оуэном Моком из North American Aviation. ОС работала исключительно на больших машинах и её основная функция заключалась в автоматическом выполнении новой программы, когда старая завершилась.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Эра персональных компьютеров, доступных каждому, началась в 1980 году. Так, первый в мире лэптоп — IBM 5140, или IBM PC Convertible — корпорация IBM выпустила в 1986 году.

Далее последовала череда важных ИТ-внедрений от компаний Apple, Compaq, IBM, Intel, Hewlett-Packard, Microsoft, Motorola, NeXT, Tandy, U.S. Robotics. Были созданы операционные системы UNIX, Linux, OS/2, Windows, MacOS.

Но немногие разработки в области информационных технологий имели такой же революционный эффект, как создание интернета. Его «отцами» называют американских учёных Роберта Эллиота Кана и Винтона Серфа — изобретателей протоколов TCP/IP для хранения и передачи информации. Работы Кана и Серфа 1970-х годов создали техническую основу современного интернета.

В 2011 году была принята резолюция ООН, признающая доступ в интернет базовым правом человека. Отключение тех или иных регионов от интернета является нарушением этого права.

Отечественные ИТ

В СССР программирование возникло в 1950 году, когда появился макет первой советской ЭВМ МЭСМ (и первой ЭВМ в континентальной Европе).

Лидером отечественного программирования экспертное сообщество считает академика Андрея Ершова — одного из пионеров теоретического и системного программирования, создателя новосибирской школы программирования, основоположника курса школьной информатики.

Кстати, до начала 1950-х годов в СССР не существовало специальности «программист». Андрей Ершов принадлежал к первому в СССР выпуску дипломированных специалистов по программированию (1954).

Ученый разработал программирующую программу для БЭСМ — одного из первых отечественных трансляторов, а также написал первую в мире монографию по трансляции, которая широко разошлась по миру. Русское издание вышло в 1958 году, следом — английское (1959) и китайское (1960).

Работы Ершова помогли в формировании и развитии вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире. Его ценило международное сообщество программистов, приглашали в качестве спикера в Европу, Японию и США. Коллеги называли Ершова «полпредом советского программирования за рубежом».

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Ученый разрабатывал и прототипы современных операционных систем. Но, несмотря на интересные идеи, работа была прервана — СССР принял архитектуру IBM.

Ряд фундаментальных терминов русского программистского языка — «информатика», «программное обеспечение», «технология программирования» — ввёл именно Андрей Ершов. Также академик первым (во всяком случае, среди отечественных программистов) распознал производственную сущность программирования как основу новой, софтверной промышленности.

1987–1994 гг. стали ключевыми для зарождения русскоязычного интернета — рунета. 28 августа 1990 года профессиональная научная сеть Института атомной энергии им. И.В. Курчатова и ИПК Минавтопрома соединилась с мировой сетью, положив начало современным российским сетям.

У истоков рунета стояла группа людей, среди них:

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

В 1998 году было отмечено около 1 миллиона виртуальных россиян, в 2019 году — 95,8 миллионов (78% населения России).

Бум информационных технологий произошёл в 1990-х годах, но и сегодня ИТ продолжает оставаться бессменным двигателем мировой экономики.

Матчасть: диджитал

Оказывается, слово digital существует уже 600 лет. Неожиданно, правда? Помимо долголетия соль ещё и в том, что его значение видоизменялось на протяжении веков.

Исходное значение слова digital — палец (от лат. digitālis). Вначале, в XV веке, под digital подразумевали «обозначение целого числа менее десяти». В XVII–XIX вв. слово употреблялось в значении «имеющее отношение к пальцу, пальцам или числам».

Современное значение диджитал приобрёл в начале 1940-х годов, благодаря появлению нового типа вычислительных машин. Данные в них представлялись в виде серии дискретных цифр (digits) — такую информацию и любое устройство, которое её использует, стали называть цифровыми. Для представления данных в виде последовательности дискретных значений используется цифровой сигнал.

Диджитал — представление физической информации посредством двоичного кода. В качестве прилагательного означает «цифровой», то есть созданный с помощью цифровых технологий.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Многие виды информации получили цифровой эквивалент. Лазерный диск хранил фильм в виде цифрового видео и цифрового звука. Цифровую запись можно было приобрести на компакт-диске, а бесплёночные фотоаппараты — использовать для создания цифровых фотографий. Это слово также стало применяться в СМИ — цифровое радио и цифровое телевидение.

Вполне вероятно, что скоро мы перестанем использовать digital в привычном значении — когда используются только цифровые технологии, необходимость в пояснении отпадает. Например, это уже произошло с цифровым компьютером: все современные компьютеры — цифровые и мы просто говорим «компьютер». Чего не скажешь об аналоговом предшественнике, в разговоре о котором нужно использовать уточняющее определение.

Цифровой мир как среда обитания

Офлайн и онлайн — грань между ними уже достаточно условна. Одним словом, фиджитал (физический + диджитал) — соединение обеих реальностей. Более того, по мнению футурологов, через 20 лет виртуальный мир будет неотделим от реального с ежедневным присутствием в нашей жизни.

Цифровые технологии изменили многие сферы: маркетинг и продажи, обслуживание, финансы, телеком, производство, образование, рынок труда, медиа, ритейл, музыку, искусство, кино и даже спорт. Появились (и продолжают появляться) новые термины, среди которых интернет-маркетинг, digital-агентство, необанк, киберспорт, цифровой след, цифровой портрет (соискателя), цифровой двойник, смарт-пространство.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Цифровая эра продолжает реформировать экономику и образ жизни в целом. Создаются новые бизнес-модели, меняется деловая среда и то, как люди работают, отдыхают или просто общаются.

Крупные финансовые, торговые и ИТ-компании во всем мире модифицируют основной бизнес в универсальные платформы — экосистему — для предоставления клиентам дополнительных услуг. Согласно исследованию Bloomchain, крупными российскими преобразователями можно назвать Сбербанк, Яндекс, Тинькофф Банк, Mail.Ru Group. Например, Сбербанк проинвестировал в цифровую трансформацию более 390 миллиардов рублей за 2015–2018 гг., а его аудитория нефинансовых сервисов в начале 2019 года составляла 67 миллионов человек (70% активных частных клиентов). Среди сервисов экосистемы Сбербанка: стиль жизни, телекоммуникации, электронная коммерция, здоровье, трудоустройство, недвижимость, транспорт, образование.

Экосистемность позволяет не только повысить лояльность существующих клиентов, но и привлекать новых. И всё это стало возможным благодаря цифровым технологиям. При этом не стоит считать их волшебной таблеткой для процветания: трансформация без чётких целей, стратегии и тщательной подготовки не принесет ожидаемых результатов. Но, похоже, с готовностью к преобразованию хорошо обстоит дело не только у мировых, но и у российских компаний, исходя из исследования KPMG:

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

При этом среди основных препятствий на пути к цифровизации российские компании назвали недостаточную зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников. Дефицит кадров отметили 54% респондентов. Самые востребованные позиции — бизнес-аналитики по оптимизации процессов и специалисты по анализу данных.

Наибольшие угрозы, которые несёт цифровизация, лежат в области информационной безопасности. Этим обеспокоены 56% российских руководителей vs 68% по миру.

Базовые диджитал-термины: не путаемся

— перевод аналоговой формы данных в цифровую.

Например, преобразование рукописного или печатного текста, музыки с пластинки или аналогового формата видеозаписи в цифровой вид.

— использование цифровых технологий для изменения бизнес-моделей и создания новых источников доходов, а также для создания ценности; процесс перехода к цифровому бизнесу.

Цифровизация также про изменение образа жизни людей, создание цифровой среды. Технологии помогают нам сделать онлайн-покупки, оперативно найти ресторан, вызвать такси или воспользоваться каршерингом.

внедрение цифровых технологий для оптимизации бизнес-процессов, повышения ценности для клиентов, разработки инноваций и улучшения организационных результатов.

Цифровая трансформация — это больше, чем просто технологии.

Ключевые факторы — фундаментальное изменение корпоративной культуры, мышления, методов работы и управления компанией, а также социальная деятельность.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Digital-осознанность: о зависимости и детоксе

На фоне тотальной цифровизации невозможно не упомянуть и о цифровой зависимости. Согласно исследованию Forbes, трое из пяти человек тратят больше времени на свои смартфоны, чем на своих партнёров. Помимо проблем с социальными навыками ухудшается качество сна, повышается уровень стресса и вырабатывается нездоровое пищевое поведение.

Терапией выступает цифровой детокс — осознанный отказ человека от использования гаджетов на какое-то время. Человек переключает внимание на близких и окружающий мир, что помогает ему вернуть контакт с собой, потерянный в виртуальном мире.

Бизнес и наука тоже вносят свой вклад в детоксикацию.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Однако не стоит забывать, что соблюдение баланса зависит в первую очередь от нас самих. Согласно исследованию Digital Society Index, 21% пользователей уже ограничивает время использования интернета или смартфона, а 14% респондентов ушли из какой-либо соцсети.

Среди других находит своих адептов и подход JOMO (от англ. Joy Of Missing Out) — радость упущения. Концепцию осознанной жизни в противовес страху упустить что-то (FOMO) предложил датский профессор психологии Свенд Бринкманн. Вместо того, чтобы зависать в сети или стремиться быть всюду и со всеми, боясь выпасть из часто показушной инстаграм-жизни, психолог предлагает уделять время близким или реализовывать свои проекты.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Осознанное использование технологий позволит получать выгоду, а не вред от щедрого источника информации, которым является интернет и соцсети.

ИТ-профессии

Рассказываем про востребованные ИТ-специальности, по версии hh.ru. Указанные навыки — те, которые работодатели считают главными.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Спрос на фронтендеров продолжает расти. За два года он увеличился на 20% (2016 vs 2018).

Работодатели довольно охотно берут новичков.

Системный администратор. Отвечает за работу сетевой структуры организации, включая планирование. Устанавливает и настраивает оборудование, ПО, создаёт и администрирует учётные записи, автоматизирует рутинные процессы. Может отвечать за информационную безопасность.

Довольно низкий порог входа — новичкам рады.

С++-разработчик. Занимается высоконагруженными серверными системами, играми на С++ — языке широкого применения.

iOS-разработчик. Реализовывает приложения для всего, что работает на платформе iOS. Также требуют язык Objective-C или Swift.

Android-разработчик. Создаёт ПО для устройств на платформе Android. Должен хорошо знать саму платформу, уметь писать на Java и работать с Android SDK — набором инструментов для написания и тестирования кода.

Python-разработчик. Обычно связан с работой над бэкендом сайтов или приложений, для чего должен знать фреймворк Django. Из-за универсальности язык Python используется как для аналитики, так и для разработки.

Для России профессия достаточно новая и становится всё актуальнее: востребованность за два года выросла на 70% (2016 vs 2018). О самой профессии мы написали детальнее в статье «Кто такой DevOps-инженер, что он делает, сколько зарабатывает и как им стать».

Аналитик данных (data-аналитик). Н аходит ответы на текущие вопросы развития бизнеса и помогает автоматизировать рутинные процессы сбора данных с помощью языков анализа данных, таких как Python и R.

Начинающих специалистов охотнее всего берут в Data Science — анализ данных или машинное обучение. Доля вакансий для кандидатов с опытом работы меньше года здесь на четверть выше, чем в целом по рынку.

Фулстек-разработчик. Может в одиночку создать работающий сайт или приложение. Требуется знание логики обработки запросов, серверной части, хранения данных, как взаимодействуют фронтенд и бэкенд.

Доля вакансий для фулстек-разработчиков выросла в два раза (2016 vs 2018).

Интересно. По прогнозам Международной корпорации данных, к 2024 году новый класс профессиональных разработчиков, создающих код без использования собственных скриптов, на 30% увеличит мировое сообщество программистов. Такой подход к разработке приложений на основе готовых модулей ускорит цифровую трансформацию компаний.

ИТ-специальности, связанные с промышленным внедрением ПО

Согласно отчёту KPMG, для реализации трансформационных программ наибольшим спросом пользуются специалисты по управлению проектами в области ИТ, бизнес-аналитики, консультанты по внедрению ERP-систем.

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Диджитал-профессии

Эволюция цифровизации постепенно стирает границу между ИТ и диджитал. Их можно сравнить с сиамскими близнецами: одно без другого не функционирует. Возможно, скоро эксперты введут единый термин, а пока этого не произошло, наблюдается некоторая неразбериха с тем, что считают digital-профессиями, или интернет-профессиями.

Благодаря постоянному диджитал-развитию рынок не живёт по жёстким гайдлайнам. Согласно анализу экспертных материалов в поисковой выдаче, прорисовываются три блока digital-профессий:

Аналитика данных (Data Science) находится на стыке ИТ и диджитала: с одной стороны, требуются навыки математика-программиста, с другой — выявленные инсайты помогают улучшать клиентский опыт и оптимизировать процессы, влияя на стратегию компании.

Компания использует тот или иной блок, исходя из целей и задач бизнеса.

Самая распространённая диджитал-история — интернет-маркетинг.

Если говорить о специфике digital-агентств, то в основном это касается руководящих позиций. К вышеуказанным специалистам добавляются креативный директор, стратегический директор, арт-директор, медиадиректор.

А если агентство занимается и продакшном, то плюсуем технического директора, руководителя R&D, AR/VR-специалиста, продюсера, 3D-визуализатора, разработчика чатботов, оператора дронов.

Гибкость цифровой сферы позволяет компании создавать индивидуальную цифровую бизнес-модель и соответственно предъявлять специфичные требования к диджитал-персоналу. Так, например, в digital-команду нефтехимической компании «Сибур» входят разработчики, UX/UI-дизайнеры, AR/VR-специалисты, специалисты по Data science, Machine Learning, IoT, Big Data, архитекторы решений, аналитики, тестировщики, владелец продукта и даже Scrum-мастера. Без грамма маркетинга.

10 наиболее прибыльных диджитал-профессий (по версии hh.ru)

диджитал комьюнити что это. Смотреть фото диджитал комьюнити что это. Смотреть картинку диджитал комьюнити что это. Картинка про диджитал комьюнити что это. Фото диджитал комьюнити что это

Веб-разработчик. Собирает сайт или интернет-магазин на основе CMS. Должен владеть Java или С++, PHP, Python и GO.

Геймдизайнер. Полностью разрабатывает игры. Среди требований: широкий кругозор, знание игровой индустрии, опыт построения внутриигровых систем, 3D-редакторы. Преимуществом будет знание английского языка и техническое образование.

Веб-аналитик. Работает с большими массивами данных и является Excel-профи.

Среди строгих требований: профильное образование, аналитический склад ума, опыт работы с Яндекс.Директом, Яндекс.Метрикой, Google Adwords и Google Analytics.

Email-маркетолог. Разрабатывает стратегию, пишет и верстает письма, работает с базами подписчиков и клиентов, анализирует и оптимизирует метрики рассылок.

Среди требований: умение работать на платформах для рассылок типа Mailchimp, Sendsay или Ofsys.

В рекомендуемых навыках работодатели указывают копирайтинг, основы программирования и HTML, аналитический склад ума и структурное мышление.

Тестировщик ПО. Моделирует разные ситуации для выявления дефектов в программных системах, прогнозирует вероятные сбои, анализирует проведённые тесты.

Среди требований: основы программирования, навыки работы со средствами автоматического тестирования и Bug-трекерами, опыт документирования тестов.

Варианты названий профессий: инженер по тестированию, специалист по тестированию ПО, специалист по контролю качества ПО, специалист Quality Assurance, QA Tester, QA Manager, QA Engineer.

Интернет-маркетолог. Полностью отвечает за продвижение компании, продукта, услуг в сети. Контролирует и проверяет работу копирайтеров, верстальщиков и дизайнеров. Выбирает оптимальные каналы продвижения — SEO, контекстная реклама, PR на внешних площадках.

Среди частых требований: понимание принципов юзабилити сайта и групп в соцсетях, умение пользоваться аналитическими сервисами.

Среди требований может встречаться умение работать с графическими и текстовыми редакторами.

Веб-дизайнер. Создаёт внешний вид будущего сайта. Определяет элементы, которые будут находиться на странице, их оформление и механику взаимодействия пользователя с сайтом. Должен делать удобные и интуитивно понятные для всех интерфейсы, поэтому часто работает в связке с UX/UI-дизайнерами.

Среди требований: умение работать с различными графическими редакторами, проектировать интерфейс, создавать прототипы и понимать, какой дизайн можно реализовать технически.

SEO-специалист. Занимается улучшением веб-сайта для повышения его позиций в поисковой выдаче и сохранения высоких результатов. Может быть вовлечён в устранение технических ошибок сайта, совершенствование навигации и увеличение скорости открытия страниц.

Среди требований: понимание функционирования поисковых систем, создание аналитических и статистических отчетных материалов, умение использовать программы веб-аналитики, опыт работы с Key Collector и отличное знание Microsoft Excel.

Среди пожеланий указывают умение работать с CMS и базовые знания HTML.

SMM-специалист. Отвечает за продвижение компании, бренда или продукта в соцсетях. Разрабатывает стратегию, составляет бюджет, отвечает за создание сообществ (если нет комьюнити-менеджера) и регулярный контент. Привлекает подписчиков, создаёт площадку для общения людей, проводит акции и опросы, работает с рекламой, грамотно отвечает на негатив.

Работодатели хотят видеть в команде проактивного сотрудника с креативным подходом и грамотной речью, обладающего навыками копирайтинга.

Среди требований: высшее образование в области маркетинга или PR, знание английского языка, умение работать с графическими и видеоредакторами, реже — навыки фотосъёмки.

Коротко раскроем остальные диджитал-профессии.

Копирайтер, автор. Создаёт качественный контент, который решает задачи бизнеса: повышает уровень знания о бренде, формирует лояльность, обеспечивает охват, приносит трафик, продаёт.

Редактор, коммерческий редактор. Перед редактором/коммерческим редактором стоит задача превратить читателя в клиента. Пишет тексты самостоятельно и редактирует чужие, управляет командой авторов, следит за сроками выхода публикаций и бюджетом, если привлекаются внешние копирайтеры. Коммерческий редактор отвечает за информационный продукт: за отдельный материал, рассылку, посадочную страницу, сайт или другой контент или проект. Объём задач различается в зависимости от компании.

Главный редактор. Управляет редакцией диджитал-издания, позиция на стыке творчества и менеджмента. Отвечает за стратегию развития издания, информационное наполнение и выпуск материалов.

Комьюнити-менеджер. Строит живое сообщество, решающее бизнес-задачи. Оценивает эффективность работы через величину, рост, активность и настроение сообщества.

Data-журналист (журналист-исследователь). В идит нерассказанные истории, скрытые в массивах данных. Находит взаимосвязи для доказательства своих выводов с помощью языков программирования и инструментов визуализации. Создаёт понятные и увлекающие читателя интерактивные истории для медиа.

Дизайнер UX (User eXperience). Делает исследования, анализирует пользовательские сценарии, отрисовывает пользовательскую часть сайта. Отвечает за то, чтобы всё было логично придумано, красиво нарисовано и потом правильно реализовано.

Дизайнер UI (User Interface). Создаёт адаптивные дизайн-макеты веб- и мобильных интерфейсов. Разрабатывает интерактивные прототипы. Отвечает за то, чтобы сайт был удобный.

Project manager / Руководитель проекта. Управляет процессом — планирует и контролирует сроки, бюджет, ресурсы — и командой. Выстраивает отношения с внешними силами.

Product manager / Менеджер по продукту. Отвечает за создание продукта и его развитие. Понимает клиента, определяет, каким будет продукт и как его масштабировать. Управляет бюджетом. Выстраивает коммуникацию внутри команды и с внешним миром.

Продуктовый дизайнер. Разрабатывает дизайн продукта и интерфейсы, которые решают задачи бизнеса. Улучшает взаимодействие пользователя с продуктом. Проводит UX-аналитику.

Продуктовый аналитик (product-аналитик). И щет точки роста продукта, несовершенства или возможности улучшения опыта использования продукта или сервиса — с помощью SQL и языков анализа данных.

Маркетинговый аналитик (data-маркетолог). О бъединяет потоки различных маркетинговых данных с помощью языков программирования и специального ПО для получения единого источника правды по всем кампаниям.

Если не знаете, в каком digital-направлении вам будет комфортно развиваться,
приглашаем на бесплатный курс Нетологии «Digital-старт: первый шаг к востребованной профессии». Вы погрузитесь в сферу digital, попробуете себя в роли интернет-специалиста и составите свою карьерную карту.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *