диджитал продвижение что это
Digital маркетинг: на пальцах о том, что это такое
Почему мы подняли эту тему?
Digital маркетинг: совершенно внезапно и случайно обнаружилось, что многие не знают определения этого понятия. Случилась очень забавная ситуация: к нам пришел клиент со словами:
«Нам нужен комплексный digital маркетинг, присылайте КП (коммерческое предложение), описания, презентации… после утвердим смету»
На что был простой ответ с нашей стороны:
«Ок. А вам прямо комплексный-комплексный или все-таки есть пул пожеланий?»
«Ну диджитал, вы же разбираетесь, вот и делайте»
Разумеется диалог продолжался еще какое-то время, и в итоге мы получили чистосердечное признание, что человек вообще не в курсе, что это слово означает. Мы, само собой, все объяснили и обсудили, но именно из-за этой ситуации хочется посвятить данному определению отдельную статью.
Итак, в первую очередь сформулируем общее понимание. В переводе с английского digital означает «цифровой». Digital маркетинг – это использование всего комплекса цифровых каналов, через которые продвигается бренд/компания/продукт или привлекается вниманию аудитории.
Диджитал-маркетинг (или цифровой маркетинг) не так давно начал осваиваться отечественными маркетологами, хотя существует довольно давно. Его называют также цифровым маркетингом. Это маркетинг товаров и услуг, ориентированный на применение цифровых технологий в целях привлечения и удержания клиентов (потребителей).
Термин «диджитал-маркетинг» начали широко использовать в 1990-х годах. При этом и в 1980-х на практике применяли приемы digital маркетинга, но термин этот не использовали. Например, компания ChannelNet (на тот момент она называлась SoftAd Group) разработала и реализовала рекламную кампанию для автопроизводителей: в журналах размещали вкладыши, которые читатели должны были вырезать и по почте выслать производителям. В ответ они получали бесплатный тест-драйв и дискету с рекламой разных марок автомобилей. По сути, это уже был диджитал маркетинг, ведь использовался цифровой носитель.
После этого абзаца можно подумать, что digital это просто «весь маркетинг», однако, это не так. В данном случае мы не используем каналы традиционного маркетинга. Мы используем только цифровые каналы. Вы спросите в чем фундаментальная разница? Она не всегда на поверхности.
Что же все-таки входит в digital?
Давайте еще раз, тезисно.
Инструменты диджитал-агентств
Диджитал-агентства занимаются продвижением брендов в цифровой среде.
В таких компаниях обычно есть маркетологи, SEO-специалисты, аналитики, менеджеры проекта, дизайнеры, верстальщики, программисты, контент-менеджеры и копирайтеры. Также иногда нанимают видеооператоров или фотографов.
К основным инструментам digital агентств относят социальные сети, контекстную и медийную рекламу, раскрутку сайтов, рекламу в мобильных приложениях, управление репутацией. Одним из важнейших инструментов агентства является SEO, то есть оптимизация сайтов под поисковые системы. Агентства, которые занимаются диджитал маркетингом, создают локальные сети и распространяют через них информацию. В сети несколько устройств, и пользователи могут получать полезную информацию, обмениваясь файлами и сообщениями. Также ведется работа по продвижению по каналам цифрового телевидения. Для владельцев интернет-ресурсов организуют участие в семинарах, форумах и других профессиональных мероприятиях.
Все множество инструментов можно разделить на три группы:
3 главных метода диджитал-продвижения
Чем хорош digital-маркетинг
Этот вид маркетинга дает охват не только онлайн-пользователей, но и людей, использующих планшеты и мобильные телефоны, загружающих приложения. За счет этого расширяется аудитория. Этот подход позволяет привлекать офлайн-аудиторию на онлайн-рынок, и наоборот. Например, когда с помощью рассылки по электронной почте вы приглашаете пользователя на офлайн-мероприятие, например, бизнес-завтрак.
Диджитал маркетинг позволяет собирать четкие статистические данные о пользователях, так как почти все действия онлайн учитываются специальными сервисами. В результате выводы об эффективности отдельных каналов и портрет потребителя точнее.
12 инструментов digital маркетинга, которые должен знать каждый стартап
На определенном этапе развития, каждая компания сталкивается с проблемой – как продвигать свой продукт. Для каждой компании набор инструментов может быть разным, одни компании могут использовать инструменты и успешно развиваться, другим компаниям эти же инструменты будут приносить только убытки или в лучшем случае быть малоэффективными. В идеале каждая компания, должна поработать со всеми каналами digital маркетинга и выбрать наиболее эффективный набор. Итак, мы рассмотри основные инструменты:
1.Создание контента
Определение: Создание контента – это процесс наполнения медийного пространства информацией (статьи, видео, инфографика, блоги, изображения и т.д.) о вашем продукте с целью привлечения внимания аудитории.
Как это работает: Создание контента является основой «входящего маркетинга» (inbound marketing) и его качество играет ключевую роль. Входящий маркетинг является доступной заменой навязчивой и дорогой рекламе. Создавая интересный и полезный контент, компании зарабатывают свое место на рынке, а не покупают его. Ярким примером входящего маркетинга является ведение корпоративного блога на Geektimes:)
2.SMM
Определение: Социальный маркетинг – это получение трафика/внимания аудитории через социальные сети.
Как это работает: Благодаря огромной активной аудитории социальные сети используют как для поддержания бренда, так и для расширения аудитории и даже для активных продаж. Несмотря на то, что социальный маркетинг становится достаточно дорогим инструментом для продвижения, у него широкие возможности. Вы также можете находить лояльную аудиторию, получать полезные фидбэки и увеличивать активность своих пользователей.
3.Landing страница (или стандартный веб-сайт)
Определение: веб-страница, которая описывает ваш продукт и все его преимущества, таким образом, что пользователь ознакомившись с содержанием сразу решит его купить/использовать.
Как это работает: Лендинг – это основа и лицо вашей компании. Для кого-то это визитная карточка, а для кого-то единственный инструмент получение пользователей (лидов). Конверсия – основной показатель эффективности вашего сайта. Лендинг должен обращаться и фокусироваться на ЛПР, кем бы он ни был домохозяйкой или директором компании, и ваша первостепенная задача – определение вашей целевой аудитории = ЛПР.
4. App store
Определение: В отличие от лендинга, магазин приложений это место где представлено ваше приложение/игра, но вы не имеете полного контроля над управлением данным ресурсом. Здесь вы должны играть по правилам, а при нарушении правил, ваш продукт могут удалить.
Как это работает: Магазины приложений имеют свои механизмы продвижения: рейтинги, отзывы, популярность, фичеринг. В первую очередь вам необходимо качественно и привлекательно оформить страницу вашего продукта. Рекламирующий текст, скриншоты, видео, работа с рейтингом и отзывами – это все влияет на успех вашего продукта. Не стесняйтесь писать менеджерам сторов о своем продукте и его уникальности, если ваше приложение/игра понравится, его могут поместить в категорию рекомендуемых, а это привлечет дополнительную аудиторию.
5.SEO
Определение: процесс получения трафика от «свободных», «органических», или «редакционных» результатов поиска в поисковых системах.
Как это работает: правильное SEO является медленным и долгосрочным инструментом, который дает естественные результаты. Вы должны работать как с технической частью: оптимизация архитектуры сайта, работа с HTML и ссылками, так и с контентом, который не только повышает ваш рейтинг в поисковой выдаче, но и создает доверие к вашему продукту и компании.
6. Работа с прессой (Пресс релизы)
Определение: Управление распространением информации через электронные и традиционные средства массовой информации.
Как это работает: Работа с прессой имеет много общего с созданием контента, но здесь вы не можете полностью контролировать информацию о вашем продукте. Про вашу компанию могут написать как хорошее, так и плохое. Вы должны относиться к журналистам с уважением и учитывать их интересы. Текст, который только расхваливает ваш продукт, мало кто захочет размещать у себя в колонке. Вы должны заинтересовать своим продуктом редактора и тогда про вас напишут.
7. Поддержка пользователей
Определение: Поддержка пользователей – предоставление сервисных услуг клиентам до, во время и после приобретения продукта.
Как это работает: Только один пользователь из десяти лояльных к продукту напишет хороший отзыв, но в случае с плохими отзывами, их напишут девять из десяти. Хорошая поддержка пользователей сможет сгладить недостатки продукта и снизить уровень негатива. Пользователь должен чувствовать вашу заботу и стремление улучшать свой продукт и за это они будут готовы терпеть неудобства.
8.UX
Определение: User expirience — любой аспект взаимодействия человека с продуктом, в том числе интерфейсом, графикой, дизайном, контентом, физическим взаимодействием.
Как это работает: Если ваше приложение является бесплатным, либо имеет бесплатную пробную версию, необходимо построить структуру UX так, чтобы достичь максимального вовлечения пользователя и совершение им целевого действия. Если ваше приложение/продукт не является уникальным на рынке, то UX будет одним из основных показателей, влияющих на выбор пользователя.
9. Стратегическое партнерство
Определение: Стратегическое партнерство – это взаимовыгодные отношения с другими компаниями, которые работают в той же области, но не конкурируют с вашим продуктом.
Как это работает: Вы можете повысить узнаваемость бренда, расширить аудиторию, повышать лояльность пользователей благодаря сотрудничеству с другими компаниями.
Обмен партнерскими ссылками, провидение совместных акций и маркетинговых компаний дают возможность уменьшить издержки на рекламе и увеличить охват аудитории. Залог успешного партнерства – надежный партнер и абсолютная взаимовыгода.
10. Маркетинговый канал
Определение: Это модель продвижения, когда ваш продукт продвигают другие компании: паблишеры, реселлеры, дистрибьютеры, маркетинговые компании.
Как это работает: За оказание таких услуг может быть как фиксированная плата, так и процентная ставка или модель по разделению дохода (revenue share). Этот инструмент часто помогает молодым стартапам, у которых нет опыта, крупного рекламного бюджета или человеческого ресурса. В данном случае, компания несет минимальные риски и платит за конкретный результат.
11. Emails
Определение: Отправка информации о продукте при помощи электронной почты конкретному человеку или группе адресатов.
Как это работает: Многие относятся к e-mail рассылке как к спаму, но если грамотно настроить и правильно определить адресатов рассылки, данный инструмент может стать достаточно эффективным способом продаж.
12. Аффилейты (рекламные сети, вэб-мастера)
Определение: Близкий к партнерскому маркетингу инструмент он-лайн продвижения бизнеса, суть которого – предоставление трафика/пользователей заказчику и получение оплаты за конкретное действие. Это один из самых точных и простых инструментов.
Как это работает: Вы платите источнику трафика непосредственно за пользователя или за какое-либо действие. Существует несколько моделей оплаты:
СPM (cost per mille) – вы платите за показы вашей рекламы (баннера). Единица исчисление — 1000 показов.
CPC (cost per click) – вы платите за клики по вашей ссылке. Единица исчисление – 1 клик.
CPI (cost per install) – вы платите за установки своего приложения/игры. Единица исчисление – 1 установка.
CPA (cost per action) – вы платите за конкретное действие, например установка + покупка в игре, прохождение до 3 уровня, покупка подписки и т.д.
Мы описали основные инструменты, которые наиболее популярные на сегодняшний день в IT-индустрии. Нельзя говорить, что какой-то инструмент лучше или хуже, у каждого есть свои плюсы и минусы. Самое главное – определить какой набор инструментов будет наиболее эффективным для вашей компании. Тестируйте и пробуйте, выбирайте наиболее оптимальные способы продвижения вашего продукта. Можем сказать однозначно, использование только одного инструмента не принесет вам серьезного результата. В следующих статьях мы детально расскажем про каждый инструмент отдельно и опишем все их плюсы и минусы.
Что такое диджитал-маркетинг и зачем он нужен
Определение digital-маркетинга
Диджитал маркетинг характеризуется применением многочисленных цифровых методов и способов коммуникаций с потребителями по наиболее популярным и удобным для них онлайн-каналам. Начиная с сайта и заканчивая интернет-рекламой, рассылками по электронной почте, сообществами в соцсетях и не только.
Существует широкий спектр направлений, имеющих отношение к сфере digital маркетинга.
Самые компетентные профессионалы чётко понимают механики, благодаря которым методы диджитал инструменты помогают бизнесу достигать поставленных целей. В рамках маркетинговых стратегий компаний специалисты имеют широкий спектр возможностей для продвижения по различным каналам, имеющимся в их арсенале.
Например, контент-менеджер создаёт серию публикаций в корпоративном блоге. Они помогают привлекать потенциальных клиентов при помощи подробной PDF-инструкции, составленной экспертом компании.
SMM-специалист может заняться продвижением публикаций блога с помощью рекламы и вирусных охватов в корпоративных аккаунтах в соцсетях.
Email-маркетолог может создать рассылку с дополнительной информацией о компании, которая будет отправляться всем скачавшим PDF-инструкцию.
Виды диджитал маркетинга
Кратко рассмотрим некоторые наиболее распространенные виды цифрового маркетинга и способы, которые в нём применяются:
SEO (search engine optimization) — это комплекс действий для повышения ранжирования сайта. С его помощью ссылки на страницы сайта выводятся на более высокие позиции в результатах поисковой выдачи Яндекс и Google, тем самым увеличивая органический, бесплатный, трафик, привлекаемый на сайт.
SEO успешно применяется в продвижении сайтов и блогов. Относительно недавно появилась возможность SE-оптимизации аккаунтов и сообществ в соцсетях.
Существует ряд способов использовать SEO для того, чтобы генерировать качественный трафик на сайт. Они включают в себя:
Этот тип продвижения фокусируется на всём контенте, который существует на странице сайта.
Тщательный подбор ключевых слов и фраз по уровню популярности запросов, по различным контекстам и намереням пользователей открывает возможности создания релевантного контента, отвечающего запросам аудитории и удерживающего её внимание.
Это позволяет занимать более высокие места на страницах результатов выдачи поисковых систем.
Этот тип SEO относится ко всему, что происходит вне сайта. К примеру, входящие ссылки, также известные как обратные ссылки. Количество ресурсов, которые ссылаются на ваш сайт, их относительная авторитетность, всё это влияет на продвижение сайта.
Благодаря взаимодействию с другими ресурсами, написанию гостевых статей с активными ссылками на ваш сайт, а также привлечению внешнего внимания, формируется ссылочная масса, необходимая для продвижения сайта.
Стоит заметить, что раньше внешнее продвижение играло более значительную роль, а сейчас является лишь одним из многих факторов, влияющих на ранжирование.
Этот тип SEO относится к тому, что находится «под капотом», то есть, в бэк-энде — программной основе сайта. При этом играет роль то, как кодируются страницы, способы сжатия изображений, структурирование данных, оптимизация CSS-файлов.
Другими словами — всё, что влияет на увеличение скорости загрузки сайта и формирование позитивного пользовательского опыта. Это очень важные факторы для поисковиков.
Контент-маркетинг
Под этим понятием подразумевается производство контента и комплекс мер по его продвижению. Это обеспечивает узнаваемость компании, привлекает внимание целевой аудитории, способствует лидгену и повышению объёмов продаж. При этом могут использоваться, как по отдельности, так и комплексно, следующие способы:
Написание и публикация статей в корпоративном блоге компании позволяет демонстрировать профессиональный отраслевой опыт и помогает генерировать органический поисковый трафик. В конечном итоге это конвертирует посетителей сайта в лидов, а затем и в клиентов.
Подобные материалы помогают посетителям сайта решать их проблемы. Что немаловажно, такие лид-магниты позволяют обменивать контент на контактную информацию пользователей и подписывать их на рассылки по Email и в мессенджерах.
Также контакты могут использоваться при ретаргетинге и для настройки рекламы на похожие аудитории look-alike.
Часто люди хотят, чтобы им показывали, а не рассказывали. Инфографика — это форма визуального контента, которая помогает посетителям сайта легко и быстро визуально воспринимать сложную или объёмную информацию.
Стоит заметить, что инфографикой люди охотно делятся в соцсетях. Следовательно, когда она оформлена в фирменном стиле и на ней указаны контакты, это увеличивает охваты, повышает узнаваемость бренда, формирует имидж экспертов и привлекает дополнительный бесплатный трафик.
Это направление способствует продвижению бренда в соцсетях, повышая его узнаваемость, увеличивая охват и трафик, улучшая показатели конверсии в воронке продаж и формируя условия для результативной лидогенерации. Продвижение, как правило, осуществляется на следующих платформах:
В целях экономии времени применяются агрегаторы и сервисы отложенного постинга. Это обеспечивает удобные процессы управления публикациями, позволяет легко и быстро планировать постинг контента в нескольких каналах одновременно, а также отслеживать аналитику с разных платформ.
Оплата за клик (PPC, Pay Per Click) — это метод привлечения трафика на сайт с оплатой за переходы. Каждый раз, когда на объявление кликает пользователь, с рекламного баланса списывается определённая сумма денег.
Пожалуй, самыми популярными видами данной модели оплаты являются Яндекс.Директ и Google Ads, которые позволяют показывать рекламу в результатах поисковых запросов и своих партнёрских сетях.
К другим каналам, где используется PPC, относятся:
Партнёрский маркетинг
Этот вид продвижения основан на фактической результативности действий партнёров, которые получают комиссионные от продаж продукции или услуг, размещая рекламные материалы на своих ресурсах. Процессы контроля и учёта при этом, как правило, автоматизируются.
Партнёрские каналы маркетинга включают в себя:
Нативная реклама
Под такой рекламой понимается информация, которая как бы напрямую ничего не продаёт. Внушение при этом идёт «между строк», скрытым образом.
Распространёнными примерами являются рекомендации лидеров общественного мнения, product placement — «случайная» демонстрация продукта в фильмах, популярных видеоролика.
Автоматизация маркетинга
В данном случае речь идёт о специальном программном обеспечении и SaaS-сервисах, которые служат для автоматизации рутинных операций. Многие отделы маркетинга автоматизируют повторяющиеся задачи, чтобы не выполнять их вручную. К примеру:
Автоматизация рассылок не только позволяет настроить отправку писем подписчикам. Она также предоставляет возможности сегментации аудитории, чтобы люди получали релевантную информацию. Также у них всегда есть возможность отписаться от получения нежелательных сообщений.
Для эффективного присутствия бизнеса в соцсетях необходимо регулярно и часто публиковать контент. Это достаточно трудоёмкий и утомительный процесс.
Инструменты планирования постов в соцсетях позволяют заранее приготовить материалы, указать нужное время размещения аккаунты, в которых необходимо опубликовать тот или иной контент.
Благодаря этому высвобождаются существенные ресурсы для производства качественного, полезного и интересного контента.
Сбор лидов и их конвертация в клиентов может быть длительным процессом. Его можно автоматизировать, отправляя потенциальным клиентам электронные письма и контент, когда они проходят определённые этапы продаж и соответствуют необходимым критериям.
Маркетинговые активности могут быть разнообразными. Email-рассылки, публикация контента, оптимизация сайтов, телефонные звонки и многое другое.
Автоматизация маркетинга помогает отфильтровать нужную информацию для анализа эффективности в различных срезах, а также сформировать отчёты с минимальными затратами времени.
Email-маркетинг
Многие компании используют электронную почту, как один из способов коммуникаций с клиентами. При помощи email-рассылки отправляется реклама, полезный контент, анонсируются акции, распродажи и события, предлагается посетить сайт компании, её аккаунты и сообщества.
К типам электронных писем, которые можно отправлять в рамках маркетинговой кампании, относятся:
Интернет-пиар
PR в онлайне — это практика обеспечения охвата в интернете при помощи публикаций и упоминаний в СМИ, крупных блогах и других каналах распространения контента.
Во многом это похоже на традиционный пиар, но в данном случае он переходит в онлайн. Каналы, которые можно использовать для максимизации охвата, включают в себя следующие:
Общение с сотрудниками СМИ в Facebook, ВКонтакте и Telegram является отличным способом наладить отношений с прессой, имеющей обширные медиа-возможности, которые можно использовать для продвижения бизнеса.
Когда люди размещают в интернете отзывы, это помогает взаимодействовать с аудиторией, защищать репутацию и продвигать бренд.
Аналогично работе с отзывами о компании на внешних платформах, необходимо оперативно отвечать на комментарии людей, которые пишут их на ваших ресурсах. Важно вести продуктивные диалоги и повышать лояльность своих потребителей.
Inbound-маркетинг
Входящий маркетинг — это подход для вовлечения клиентов и активного формирования их положительного пользовательского опыта путём снабжения контентом, соответствующим их интересам и предпочтениям.
Роль digital-маркетинга
Digital-маркетинг даёт возможность отслеживать эффективность любых цифровых активностей, чего нельзя сказать об оффлайн-рекламе. Размещая объявление в газете, фактически невозможно точно измерить, какое число читателей обратили внимание на баннер. И достаточно трудно узнать, повлияла ли эта реклама на какие-либо продажи.
При помощи digital-маркетинга почти всегда можно легко измерить рентабельность маркетинга. Например:
Посещаемость ресурса
С помощью сервисов аналитики всегда можно определить число пользователей, посещающих сайт. Наряду с другими данными можно определить, как именно они на него попали, сколько времени пробыли, с какого девайса заходили. Даже как именно просматривали страницы, где задерживали внимание, какие места прокручивали и что нажимали.
Подобная информация помогает определять приоритетность действий и оптимально распределять между ними ресурсы, исходя из числа пользователей и их действий на сайте. Например, если только 10% общего трафика приходит благодаря SEO, становится очевидной необходимость инвестиций в данный канал в целях повышения его результативности.
При использовании оффлайн-рекламы часто трудно понять, как точно выглядит процесс взаимодействия потребителей с брендом до того, как они пообщаются с кем-то из сотрудников лично или что-то приобретут.
При помощи digital-инструментов легко выявлять тенденции и закономерности в поведении людей ещё до того, как они достигнут конечной стадии customer journey. Это означает, что можно принимать более обоснованные решения о том, как эффективнее привлекать аудиторию в воронку продаж и управлять конверсией.
Эффективность контента и лидогенерация
Можно напечатать листовке о продукте и разложить их по почтовым ящикам. Это контент, пусть и оффлайн-вариант. Существует проблема: неизвестно число потенциальных клиентов, которые ознакомились с данным рекламным материалом, и сколько выбросили её.
Если разместить информацию в электронном виде, к примеру, в формате PDF-документа на сайте, появится возможность измерить число пользователей, интересующихся ей, и получить контакты тех, кто загрузил её, используя форму. Можно точно измерять, какое число пользователей привлекает подобная информация, и генерировать лиды, которые конвертируются в покупателей.