диффузия что это в биологии

ДИФФУЗИЯ

ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio распространение, растекание) — процесс самопроизвольного взаимного проникновения соприкасающихся веществ друг в друга за счет теплового движения частиц вещества. Диффузия происходит в направлении падения концентрации вещества и ведет к равномерному распределению веществ по всему занимаемому ими объему. В биологических объектах Диффузия является основным процессом, обеспечивающим направленный поток вещества во время жизнедеятельности организма (поступление газов, воды, минеральных солей и т. д.). У человека в основном за счет Диффузии происходит газообмен в легких и тканях (см. Газообмен), водно-солевой обмен (см.), всасывание продуктов пищеварения в кишечнике (см. Всасывание), генерирование потенциала действия в нервных и мышечных клетках (см. Биоэлектрические потенциалы) и другие процессы жизнедеятельности. Диффузия играет важную роль в химической кинетике и технологических процессах (адсорбции, цементации, диффузионной сварке, диффузионной металлизации и др.).

Диффузия происходит в газах, жидкостях и твердых телах; диффундировать могут как находящиеся в них посторонние частицы (гетеродиффузия), так и собственные частицы (самодиффузия). Скорость Д. зависит от многих факторов: плотности и вязкости среды, температуры, природы диффундирующих частиц, воздействия разного рода внешних сил и т. д. Наиболее быстро Д. происходит в газах, медленнее в жидкостях и еще медленнее в твердых телах, что определяется характером теплового движения частиц в этих средах.

Dt и является коэффициентом Д. Соотношение было выведено Эйнштейном (A. Einstein) и справедливо для Д. в любых средах. Коэффициент Д. обратно пропорционален давлению газа и увеличивается с возрастанием температуры. С увеличением молекулярной массы диффундирующего вещества Д. уменьшается.

Диффузия в газах. Каждая частица газа движется по ломаной траектории, т. к. при столкновении частицы меняют направление и скорость движения. В силу этого скорость поступательного движения гораздо меньше скорости свободного движения молекул (так, скорость распространения запахов намного меньше скорости движения молекул пахучих веществ).

Диффузия в жидкостях рассматривается как движение с трением; для анализа применяют второе соотношение Эйнштейна: D

Диффузия в твердых телах осуществляется за счет обмена местами атомов с незанятыми узлами кристаллической решетки (вакансиями), прямого обмена двух соседних атомов, одновременного циклического перемещения нескольких атомов, движения атомов и ионов через междоузлия кристаллической решетки и т. д. Коэффициент Д. в твердых телах в большой степени зависит от дефектов кристаллической структуры, возникающих при нагреве, деформациях, напряжениях и других воздействиях. Так, коэффициент Д. цинка в медь при повышении температуры с 20 до 300° возрастает в 1014 раз.

В полимерах Д. происходит за счет теплового движения молекул полимера или их отдельных участков. На этом свойстве основано явление адгезии (слипание) полимеров. Диффундировать в полимерных материалах могут и частицы посторонних веществ. Так, газопроницаемость полимерных пленок является результатом последовательно протекающих процессов: растворение газа в пограничном слое пленки, Д. растворенного вещества через полимер и выделение молекул газа с другой стороны пленки. Газопроницаемость полимерных материалов зависит от гибкости цепных макромолекул, от физ. состояния полимера, от природы диффундирующих частиц. При кристаллизации, поперечном «сшивании» молекул (вулканизации) с ростом межмолекулярных сил и плотности упаковки газопроницаемость уменьшается.

Д. низкомолекулярных веществ через полимерную пленку осуществляется аналогично. Коллоидные вещества слабо диффундируют, а коллоидные р-ры почти не обнаруживают способности к Д. В то же время Д. низкомолекулярных веществ в коллоидных р-рах низкой концентрации почти не отличается от Д. в чистом растворителе. С увеличением концентрации коллоидного р-ра скорость Д. в нем низкомолекулярных веществ снижается. Д. в гелях зависит от концентрации и природы структурообразующего вещества и от природы и строения частичек диффундирующего вещества.

Единица коэффициента Д. в Международной системе единиц (СИ) — м 2 /сек, единица потока Д. — 1/м 2 •сек или кг/м 2 •сек.

Диффузионный поток. На практике существенное значение имеет не Д. отдельных частиц, а поток вещества, движущийся в сторону меньшей концентрации (диффузионный поток). Диффузионный поток (J) выражается через разность частиц, пересекающих единицу площади в прямом и обратном направлении за единицу времени (закон Фика): j = dm = —DS((C1-C2)/(X1-X2))dt = — DS(dC/dx)dt, где dm — количество частиц вещества, диффундирующих за время dt при градиенте концентрации dC/dx, D — коэффициент диффузии; знак минус указывает, что перемещение происходит в направлении убыли концентрации частиц. Для биол, систем коэффициент Д. заменяют коэффициентом проницаемости P

Диффузия в биологических системах

Д. играет важную роль в биологич. системах, обеспечивая поступление газов, воды, минеральных веществ в ткани растений и животных. За счет Д. происходят процессы газообмена в легких и тканях, обмена воды и солей в почках, всасывание продуктов пищеварения из кишечника, генерирование потенциала действия в нервных и мышечных клетках, перенос молекул медиатора в синапсах, перемещение веществ внутри клетки и т. д. Расчет диффузионных потоков растворенных веществ через мембраны клеток проводят по уравнению Фика, в к-ром коэффициент Д. заменен на коэффициент проницаемости; по уравнению Фика расчитывают Д. газов и воды, заменяя при этом разность концентраций значениями разности давления газов или осмотического давления по обе стороны мембраны клетки. В большинстве случаев скорость Д. через мембраны меньше скорости свободной Д., что свойственно большинству молекул, имеющих средний размер или заряд, взаимодействующий с заряженной мембраной (большинство анионов)— ограниченная Д. В том случае, когда молекулы и ионы самостоятельно не могут проникать или слабо проникают через биол, мембраны, а при взаимодействии с нек-рыми веществами («переносчиками») их проницаемость увеличивается, говорят об облегченной Д. Такая Д. характерна для ряда сахаров, аминокислот и других органических соединений.

Конечная концентрация молекул или ионов в клетке и окружающей среде мало зависит от скорости их Д. через мембраны. Распределение ионов и молекул между клеткой и средой зависит от их хим. сродства к веществам цитоплазмы, сорбционных процессов, физ. растворения и других процессов, протекающих неодинаково в цитоплазме и окружающей клетку жидкости (см. Клетка). Кроме того, перераспределение ионов зависит от процессов, направленных против концентрационного (электрохимического) градиента и происходящих с затратой энергии — так наз. активный транспорт (см. Транспорт ионов). Поступление биополимеров (белков, нуклеиновых к-т) может происходить за счет механизмов пиноцитоза (см.) и фагоцитоза (см.).

Гиршфельдер Д., Кертисс Ч. и Берд Р. Молекулярная теория газов и жидкостей, пер. с англ., М., 1961; Пост X. Физиология клетки, пер. с англ., М., 1975; Никольский H. Н. и Трошин А. С. Транспорт сахаров через клеточные мембраны, Л., 1973, библиогр.; Франк-Каменецкий Д. А. Диффузия и теплопередача в химической кинетике, М., 1967; Ходоров Б. И. Проблема возбудимости, JI., 1969, библиогр.; Шьюмон П. Диффузия в твердых телах, пер. с англ., М., 1966.

Источник

Диффузия что это в биологии

Исследовательские работы и проекты

Диффузия в жизнедеятельности живых организмов

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

При проведении исследовательской работы по биологии на тему «Диффузия в жизнедеятельности живых организмов» автором была поставлена цель, доказать общую значимость диффузии для жизнедеятельности человека, животных и растений. Рассмотреть проявление диффузии в луке.

Подробнее о работе:

В исследовательском проекте по биологии «Диффузия в жизнедеятельности живых организмов» учащаяся 9 класса школы проводит практическое исследование, в рамках которого изучает особенности проявления диффузии в растениях. Опыты проводились на луке, и рассматривалось протекание диффузии в чешуе репчатого лука, а также в самой луковице. Все этапы исследование представлены в виде фотографий через микроскоп.

Оглавление

Введение
1 Аналитический разбор литературы.
1.1 Явление «диффузия».
1.2 Формы проявления диффузии.
1.3 Влияние диффузии на жизнедеятельность живых организмов.
1.4 Влияние диффузии на жизнь человека.
2. Практическая часть.
2.1 Диффузия в растениях.
2.2 Социологический опрос.
Заключение
Список литературы

Введение

Она очень важна для жизнедеятельности живых организмов. Однако не у всех людей есть достаточное представление о протекании диффузии.

Актуальность работы заключается в том, что изучение влияния диффузии на жизнедеятельность растений, животный и человека, расширит спектр знаний о живой природе, а также продемонстрирует тесную связь физики, биологии и экологии.

доказать общую значимость диффузии для жизнедеятельности человека, животных и растений.

Предмет исследования: влияние диффузии на процессы, протекающие в природе и в жизни человека.

Аналитический разбор литературы Явление «диффузия»

Правильно броуновское движение было объяснено полвека спустя. Молекулы воды постоянно хаотично движутся. Поэтому броуновское движение служит наблюдаемым доказательством невидимого даже под микроскопом движения молекул.

Скорость протекания диффузии в жидкостях и газах велика, именно поэтому наблюдать ее в этих агрегатных состояниях достаточно просто. Диффузионные процессы могут протекать и в твердых телах, но там они происходят настолько медленно, что становятся незаметными при комнатной температуре.

Однако с ростом температуры движение молекул становится более интенсивным. Поэтому при долгом выдерживании твердых тел при высоких температурах можно убедиться, что диффузия протекает и в них.

Формы проявления диффузии

В мире живых организмов диффузия проявляется всего в двух формах – диализе и осмосе. Диализ – это разделение с помощью мембраны растворенных веществ, различающихся массами. Процесс основан на разных скоростях диффузии этих веществ через мембрану. Осмос – это движение воды через биологическую мембрану, пропускающую воду и не пропускающую растворенные в ней вещества.

Такую мембрану называют полупроницаемой. Оболочки всех живых клеток обладают способностью пропускать молекулы воды и задерживать молекулы растворенных в ней веществ — именно благодаря этому клетка может утолять жажду.

Влияние диффузии на жизнедеятельность живых организмов

Большую роль диффузионные процессы играют в снабжении кислородом природных водоёмов и аквариумов. Кислород попадает в более глубокие слои воды за счёт диффузии через их свободную поверхность. Именно по этой причине нельзя перекрывать ее. Так, например, листья, покрывающие эту самую поверхность, могут совсем перекрыть доступ кислорода к воде и привести к гибели её обитателей.

Так же диффузия играет не менее важную роль в растительном мире. Например, большое развитие листовой кроны деревьев объясняется так: диффузионный обмен сквозь поверхность листьев выполняет не только функцию дыхания, но частично и питания. Сейчас довольно широко практикуется внекорневая подкормка плодовых деревьев путем опрыскивания их кроны. Благодаря диффузии растение получает минеральные вещества и воду из почвы.

Также этот процесс показывает один из механизмов второго закона термодинамики, который объясняет стремление всего живого в более устойчивое состояние. Этот процесс сыграл важную работу в возникновении и дальнейшем развитии планеты.

Естественно без данного явления не было бы и животного мира. Диффузия влияет не только на физиологические процессы. Акулы, например, чувствуют запах крови на расстоянии нескольких километров. Бабочки всегда находят дорогу к красивому цветку, а пчелы, обнаружив сладкий объект, штурмуют его своим роем.

Стоит ли говорить, что диффузия играет огромную роль в поглощении неорганических веществ из воздуха и почвы растениями, которые участвуют в фотосинтезе для образования органических веществ. А из этого следует, что диффузия лежит в основе обмена веществ между растениями и окружающей средой.

К сожалению, развитие человеческой цивилизации оказывает негативное влияние на природу и процессы, которые протекают в ней. Диффузия играет большую роль в загрязнении водоемов. Загрязнение рек, морей и океанов приводит к тому, что в них исчезает жизнь. Температура воды повышается и при этом снижается содержание кислорода, что плохо сказывается на водных организмах.

Вследствие явления диффузии воздух загрязняется отходами разных фабрик, выхлопными газами, и из-за этого вредные отходы жизнедеятельности человека проникают в почву, воду, а затем оказывают вредное влияние на жизнь животных и растений.

Влияние диффузии на жизнь человека

Он прижал друг к другу золотой диск и свинцовый цилиндр, а после поместил их на 10 дней в печь, где поддерживалась температура 200°С. После того как печь открыли, разъединить диск и цилиндр было невозможно. За счет диффузии свинец и золото приросли друг к другу. Сегодня такая технология соединения деталей носит название диффузионной сварки.

Таким образом, мы видим, что скорость протекания этого процесса также зависит не только от агрегатного состояния вещества, его плотности, но и от температуры. Протекание диффузии от температуры обусловлено увеличением скорости движения молекул. Человек теперь может использовать свойства диффузии даже в целях обеспечения собственной безопасности. Природный газ, который мы используем дома, не имеет запаха. При утечке заметить его невозможно, поэтому на распределительных станциях газ смешивают с особым веществом, обладающим резким, неприятным запахом, который легко ощущается человеком.

Интересные факты о диффузии

Около 27 тонн космической пыли падает на Землю каждый день. За год более 10 000 тонн пыли попадает на Землю. В древнем мире, конечно, не могли наблюдать молекулы, но могли наблюдать диффузию! В сказках диффузия помогает героям. Отрывок из ассирийской сказки «Царь Зимаз»: «Был у царя умный советник Аяз, которого он очень уважал. Как обычно бывает в таких случаях, у Аяза были враги, которые его оклеветали перед царем, и тот, послушав их, заключил его в тюрьму.

Когда к Аязу пришла жена, он велел ей поймать большого муравья, привязать к его лапке крепкую нитку длиной сорок метров, к свободному концу её привязать верёвку такой же длину и пустить муравья по наружной стене тюрьмы в указанном месте. Как сказал Аяз, так жена и сделала. Сам же Аяз накрошил на окно камеры сахара и муравей по запаху сахара добрался до камеры, где сидел Аяз». А пословицы – это сплошная диффузия. Вот к примеру: Ложка дёгтя в бочке мёда или Волка нюх кормит.

Диффузия в растениях

Добавление к воде молекул растворенного вещества приводит к возникновению связи между молекулами воды и растворенного вещества, что уменьшает ее активность и ее химический потенциал. Когда диффундирующие вещества встречают на своем пути мембрану, их движение замедляется или полностью прекращается. Направленная же в противоположную сторону диффузия воды по направлению от своего большего к меньшему потенциалу через мембрану носит название осмоса. Другими словами, осмос в растениях — это диффузия воды через полупроницаемую клеточную мембрану, вызванная разностью концентраций веществ снаружи и внутри клетки.

Диффузия в чешуе лука

Для изучения диффузии в растениях были использованы препараты сухой и живой чешуи лука и цифровой микроскоп с увеличением 50 раз. Как диффундирующее вещество использовался краситель «Метиленовый синий».

Приготовленные препараты сухой и живой чешуи лука размещались на предметном стекле в капле воды, на один край препарата наносилась капля красителя, и препарат при помощи цифрового микроскопа фотографировался через определенные промежутки времени. Затем фотографировалась стандартная микрометровая линейка, идущая в комплекте с микроскопом, и расстояние, пройденное красителем в ходе диффузии, определялось на экране при помощи линейки и сравнивалось с микрофотографией линейки.

Источник

диффузия

Смотреть что такое «диффузия» в других словарях:

ДИФФУЗИЯ — [лат. diffusio распространение, растекание] физ., хим. проникновение молекул одного вещества (газа, жидкости, твердого тела) в другое при их непосредственном соприкосновении или через пористую перегородку. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.,… … Словарь иностранных слов русского языка

Диффузия — – проникновение в среду частиц одного вещества частиц другого вещества, происхо дящее вследствие теплового движения в направлении уменьшения концентрации другого вещества. [Блюм Э. Э. Словарь основных металловедческих терминов. Екатеринбург … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ДИФФУЗИЯ — (от латинского diffusio распространение, растекание, рассеивание), движение частиц среды, приводящее к переносу вещества и выравниванию концентраций или установлению их равновесного распределения. Обычно диффузия определяется тепловым движением… … Современная энциклопедия

ДИФФУЗИЯ — (от лат. diffusio распространение растекание, рассеивание), движение частиц среды, приводящее к переносу вещества и выравниванию концентраций или к установлению равновесного распределения концентраций частиц данного сорта в среде. В отсутствие… … Большой Энциклопедический словарь

ДИФФУЗИЯ — ДИФФУЗИЯ, перемещение вещества в смеси из область с высокой концентрацией в области с низкой концентрацией, вызванное случайным перемещением отдельных атомов или молекул. Диффузия прекращается, когда исчезает градиент концентрации. Скорость… … Научно-технический энциклопедический словарь

диффузия — и, ж. diffusion f., нем. Diffusion <лат. diffusio растекание, распространение. Взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения молекул и атомов. Диффузия газов, жидкостей. БАС 2. || перен. Они… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Диффузия — (от латинского diffusio распространение, растекание, рассеивание), движение частиц среды, приводящее к переносу вещества и выравниванию концентраций или установлению их равновесного распределения. Обычно диффузия определяется тепловым движением… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Диффузия — [diffusio растекание, распространение] перемещение частиц в направлении убывания их концентрации, обусловленное тепловым движением. Д. приводит к выравниванию концентраций диффундирующего вещества и равномерному заполнению частицами объема.… … Геологическая энциклопедия

ДИФФУЗИЯ — (от лат. diffusio распространение, растекание), взаимное проникновение соприкасающихся в в друг в друга вследствие теплового движения ч ц в ва. Д. происходит в направлении уменьшения концентрации в ва и ведёт к его равномерному распределению по… … Физическая энциклопедия

диффузия — растекание, проникновение, рассеивание, распространение Словарь русских синонимов. диффузия сущ., кол во синонимов: 9 • бародиффузия (1) • … Словарь синонимов

ДИФФУЗИЯ — ДИФФУЗИЯ, и, жен. (спец.). Взаимное проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Д. газов. | прил. диффузионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

Урок по общей биологии

Тема занятия: Диффузия – основа жизни

Тип учебного занятия: интегрированный урок (по классификации Т.И.Шамовой)

Задачи учебного занятия:

1. Образовательный аспект – формирование знаний о строении, свойствах и функциях внутреннего слоя клеточной оболочки – плазматической мембраны (а на ее примере и других мембран клетки), развитие понятия о соответствии строения выполняемым функциям.

2. Развивающий аспект – активизировать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать, умение самостоятельно формулировать выводы, способствовать развитию логического мышления, познавательной активности обучающихся.

3. Воспитательный аспект – повышение мотивации изучения биологии, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, показать, что познание свойств живого организма возможно только при интеграции знаний, полученных различными науками.

1. Организационный момент

Подготовка студентов к работе на уроке: приветствие, положительный психологический настрой на работу, организация внимания у всех студентов.

2. Мотивация студентов

Эпиграфом к нашему занятию я выбрала слова венгерского радиохимика Д. Хевеши: (1-ый слайд презентации)

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»

Вопрос: Как Вы понимаете эти слова?

Организация работы студентов над новой темой

2. Приём «Корзина идей»

Предлагает обучающимся почистить мандарин.

Вопрос: «Что изменилось в аудитории?»

Вопрос: «А почему это произошло?»

Ответы обучающихся преподаватель складывает (образно) в «корзину идей»

Вопрос: «А как Вы думаете, какое явление лежит в основе этих процессов?»

Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Преподаватель: Почему это происходит, что является доказательством непрерывного движения молекул в живой и неживой природе? Какие процессы лежат в основе этих движений? Об этом мы сегодня с Вами поговорим.

Преподаватель: Предлагает студентам сформулировать тему урока.

Корректирует тему занятия: « Диффузия – основа жизни ».

Помогает обучающимся с формулировкой цели занятия. Цель нашего занятия: доказать, что диффузия – это основа жизни.

Преподаватель: задачи занятия: расширить знания о строении, свойствах и функциях цитоплазматической мембраны, показать взаимосвязь таких дисциплин, как «Физика» и «Биология» на данном уроке, и доказать, что диффузия – это основа жизни.

3. Актуализация знаний.

Преподаватель: Материал темы сегодняшнего занятия базируется на знаниях, полученных Вами ранее при изучении биологии. Некоторые моменты мы сейчас с Вами вспомним.

Кроссворд «Основные клеточные структуры»

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

Преподаватель: Последнее слово в кроссворде «оболочка».

Вопрос: «А какая клеточная структура расположена под оболочкой?»

4. И зучение нового материала

1. Задаёт вопрос: « Вспомните, какие вещества входят в состав плазматической мембраны?»

2. Рассказ о строении плазматической мембраны (схема строения мембраны показана на слайде)

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

Студенты: Белки и липиды. Они расположены в два слоя.

полуинтегральные белки – погружены в бислой на различную глубину, поддерживают структуру мембраны,

трансмембранные белки – пронизывают мембрану насквозь, контактируя при этом с наружной и внутренней средой клетки, катализируют реакции обмена веществ обеспечивают транспорт катионов и анионов, образуют поры.

Но прежде, чем перейти к свойствам мембран, вспомним, что Вы знаете из курса физики.

Вопрос: «Чем объясняется, с точки зрения физики, одно из свойств жидкости – текучесть?»

Вопрос: «В каком случае наблюдается это явление?»

Ответы: Оно объясняется взаимным притяжением молекул жидкости. Это явление наблюдается в том случае, если расстояние между молекулами жидкости сравнимо с размером молекулы.

Предлагает обучающимся заполнить схему по ходу объяснения материала

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

Преподавтель: Свойства мембраны мы будем объяснять на опытах с мыльным пузырём.

Проблемный вопрос: « Почему мы взяли мыльный пузырь?»

Демонстрация схемы строения мыльного пузыря.

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

Преподавтель: Ответ: А дело в том, что молекулы мыла и фосфолипидов, входящих в состав мембран, имеют аналогичное строение.

Опыт: Студент демонстрирует перетекание жидкости в стенке мыльного пузыря, висящего на пластмассовой трубочке

Первое свойство мембран – это подвижность.

Липидный бислой по существу – жидкое образование, в пределах плоскости которого молекулы могут свободно передвигаться – “течь” без потери контактов в силу взаимного притяжения. Гидрофобные хвосты могут свободно скользить друг относительно друга.

Опыт: Студент демонстрирует, как при протыкании мыльного пузыря и последующего извлечения иглы целостность его стенки сразу же восстанавливается .

Благодаря этой способности клетки могут сливаться путем слияния их плазматических мембран (например, при развитии мышечной ткани). Этот же эффект наблюдается при разрезании клетки на две части микроножом, после чего каждая часть оказывается окруженной замкнутой плазматической мембраной.

Вопрос: «В каком случае, с точки зрения физики, наблюдается взаимное притяжение между молекулами?»

Ответ: взаимное притяжение наблюдается в том случае, если расстояние между молекулами сравнимо с размером молекулы, если же расстояние становится много больше, то взаимное притяжение не проявляется.

Видеофрагмент «Облегчённая диффузия»

Преподавтель: Назовите свойства мембраны:

Студенты отвечают: 1. Подвижность. 2. Самозамыкание. 3. Избирательная проницаемость. (6-ой слайд презентации)

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

Преподавтель: Теперь немного отдохнём.

Демонстрация опыта “Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки” (видеофрагмент)

Что такое плазмолиз?

Какое явление называют деплазмолизом?

Делает выводы вместе с обучающимися.

Мы убедились в том, что плазматическая мембрана обладает избирательной проницаемостью

Преподавтель: Опарин Александр Иванович сказал, что после того как появились мембраны…из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?

Студенты: Мембрана отграничивает клеточное содержимое от внешней среды.

Преподавтель: Давайте с Вами вспомним, какие основные функции мембрана клетки?

Видеофрагмент «Функции мембраны»

Преподавтель: На транспортной функции мембраны остановимся более подробно.

Преподавтель: Задание 1. Представьте, что вы подошли к стене, к забору, к преграде, которую вам необходимо преодолеть. Каким способом вы будете пытаться попасть внутрь?

Студенты делятся на две группы, каждой группе выдается лист бумаги, который поделен вертикальной чертой на две колонки. Группе дается 2 минуты на размышление. Студенты должны предложить как можно больше способов проникновения и записать их в левый столбик листка.

Афиширование групповых работ, в результате которого список каждой группы дополняется наиболее удачными предложениями.

Задание 2. Представьте, что преодолеть преграду необходимо не человеку, подошедшему к забору или стене, а веществу, находящемуся рядом с живой клеткой. Ему необходимо попасть внутрь клетки. Попытайтесь найти аналогии к каждому из способов, предложенных вами для преодоления препятствий. Запишите их в правой части листа бумаги.

Социализация в группах. Студенты зачитывают вслух способы проникновения в клетку и фиксируют наиболее удачные аналогии других групп.

Преподавтель: (подводит итоги работы групп и объясняет виды транспорта через мембрану).

Видеофрагмент «Диффузия в мембране»

Осмос – это движения растворителя из области высокой концентрации в область более низкой концентрации.

Преподаватель: Мы говорим в опытах о диффузии. Я вас опять возвращаю в неживую природу и прошу вспомнить, а что же такое диффузия с точки зрения физики?

Преподаватель: Каковы особенности протекания диффузии в живой и неживой природе? От чего зависит скорость протекания диффузии?

Обсуждение студентов, выдвижение гипотез

Преподаватель: Итак, Вы считаете, что скорость протекания диффузии зависит от температуры и от агрегатного состояния вещества? Почему?

Предполагаемые ответы студентов

Преподаватель: А теперь на опыте проверим Вашу гипотезу.

Оборудование: 2 стакана с водой разной температуры, стёкла, пипетка, кофе

В два одинаковых стеклянных сосуда налейте одинаковое количество воды, но различной температуры.

Капните на стёкла по 2-3 капли горячей и холодной воды (на разные стёкла)

С вверху поместите несколько крупинок растворимого кофе.

Пронаблюдаете, что происходит. (1 – 2 мин)

Измерьте время, через которое окрасится вся вода в стакане.

Имеет ли место явление диффузии в этом опыте? Почему?

Результаты оформить в таблицу.

Что вы можете сказать о скорости протекания диффузии в первом и втором сосудах?

Сейчас в обоих сосудах в диффузии участвуют одни и те же вещества, находящиеся в одних и тех же агрегатных состояниях. Значит, скорость протекания диффузии должна быть одинакова? Но результат опыта свидетельствует об обратном. Почему?

Скорость диффузии увеличивается с ростом температуры, так как молекулы взаимодействующих тел начинают двигаться быстрее. Это утверждение справедливо для веществ находящихся в любом агрегатном состоянии.

Вывод: Диффузия наблюдается в жидкостях и ускоряется с повышением температуры.

5. Первичная проверка понимания изученного материала.

Вопрос: «Какое физическое явление лежит в основе механизма транспорта веществ в клетку через цитоплазматическую мембрану?»

Предлагает обучающимся выполнить тестовое задание (используя мультимедийную презентацию) на закрепление изученного материала.

1. Выберите основные функции плазматической мембраны

а) транспортная, барьерная, рецепторная

б) транспортная, энергетическая, барьерная

в) транспортная, энергетическая, каталитическая

2. К акие вещества входят в состав плазматической мембраны?

а) углеводы и белки

в) белки и нуклеиновые кислоты

3. Какой процесс изображён на данном рисунке? диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

4. Какой процесс изображен на данном рисунке?

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

5. Обратимся к бобам фасоли, которые лежат у вас на столах. Одну фасоль мы заранее замочили в горячей воде, другая оставалась сухой. Думаю, что разница в размерах фасоли видна. Какой процесс Вы здесь наблюдаете?

диффузия что это в биологии. Смотреть фото диффузия что это в биологии. Смотреть картинку диффузия что это в биологии. Картинка про диффузия что это в биологии. Фото диффузия что это в биологии

Взаимопроверка тестового задания

Преподаватель: Обратимся к эпиграфу нашего занятия

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»

Вопрос: Как Вы думаете, правильно ли я подобрала эпиграф к нашему занятию? Объясните, почему?

Студенты рассуждают и отвечают на поставленный вопрос.

Преподаватель: Так почему же диффузия – это основа жизни?

Студенты: Диффузия имеет огромное значение в процессах жизнедеятельности живых объектов. Диффузия играет важную роль в питании растений, переносе питательных веществ, кислорода в организме человека и животных.

Преподаватель: «Как вы думаете, где (в жизни, в профессии) вам пригодятся знания о диффузии?»

Преподаватель: Какое явление связывает дисциплины «Физика» и «Биология» при изучении свойств и функций плазматической мембраны?

8. Домашнее задание

Сообщает обучающимся домашнее задание, объясняет выполнение.

1. Разгадать филворд «Буквенная неразбериха».

Проникновение молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого

Агрегатное состояние вещества, в котором диффузия проходит с наибольшей скоростью

Протекание диффузии в одном направлении через полупроницаемые мембраны

Результат выбросов в атмосферу и реки вредных отходов производства

Беспорядочное ……. молекул приводит к диффузии веществ.

Физическая величина, ускоряющая процесс диффузии

Введение лекарственных препаратов через кожу, с помощью электрического тока.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *