дилижанс что это за транспорт

Значение слова «дилижанс»

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ДИЛИЖА’НС, а, м. [фр. diligence] (истор.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

дилижа́нс

1. истор. многоместная карета, запряжённая лошадьми и служащая для регулярной перевозки пассажиров и почты ◆ В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах. И. C. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г. ◆ Ехал я в так называемых дилижансах компании «Общая польза», которые, как известно, таким образом устроены, чтобы едущие в них, вследствие взаимных толчков и невольных телесных оскорблений, к концу путешествия непременно делались заклятыми врагами. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863—1864 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспортПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прохворать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Дилижанс

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Содержание

Дилижансы в России

В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров.

Интересные факты

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

В некоторых странах почтовые перевозки до сих пор осуществляются совместно с междугородными пассажирскими автобусными перевозками. Например, швейцарская почта эксплуатирует сеть междугородных линий «почтовых автобусов». Как и почтовые дилижансы в старину, эти автобусы перевозят пассажиров и почту.

В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на самом деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо — на откидных сидениях на дверцах. Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу.

См. также

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Дилижанс» в других словарях:

дилижанс — а, м. diligence f. 1. Карета для перевозки пассажиров и почты. Сл. 18. Первые платные общественные экипажи, уезжавшие в определенное время по постоянному маршруту, появились в Париже в последней четверти 17 века. Они назывались carosse à sing… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ДИЛИЖАНС — (франц. diligence поспешность, от лат. diligens прилежный). Общественный экипаж, имеющий всегда определенное направление между двумя известными пунктами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИЛИЖАНС… … Словарь иностранных слов русского языка

ДИЛИЖАНС — (Stagecoach), США, 1939, 96 мин. Вестерн по новелле Эрнста Хейкокса. 1870 е годы. По безлюдной прерии на самой границе цивилизованного мира движется дилижанс. Среди его пассажиров самые разные люди: беременная женщина, едущая к мужу военному… … Энциклопедия кино

ДИЛИЖАНС — (франц. diligence) (устар.) большой крытый экипаж, запряженный лошадьми, использовавшийся для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа. Появился в Англии в 16 в … Большой Энциклопедический словарь

ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, дилижанса, муж. (франц. diligence) (ист.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова

ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, а, муж. Многоместная карета для перевозки пассажиров, почты и багажа. | прил. дилижансный, ая, ое и дилижансовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДИЛИЖАНС — муж., франц. переиначен в належанец и в лежанку; общественная почтовая или частной промышлености карета, или иного рода повозка. Дилижансовый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Дилижанс — (см. Омнибус). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)

дилижанс — сущ., кол во синонимов: 1 • карета (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дилижанс — ■ Сожалеть о временах дилижанса … Лексикон прописных истин

ДИЛИЖАНС — многомест. кон. экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети Д. совершали регулярные рейсы по определ. маршрутам между населенными пунктами … Справочник по коневодству

Источник

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

В России первое дилижансное общество было организовано в 1820 году: маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы преодолевался за 4–4,5 суток. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села, в 1841-м дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой, с 1852-го открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва – Харьков.

В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо – на откидных сиденьях на дверцах. Нередко из-за ненадежности замков дверцы открывались – и пассажиры выпадали на ходу.

При таком весьма относительном комфорте стоимость проезда в рейсовом дилижансе доступной назвать было никак нельзя… На первороссийском маршруте от Санкт-Петербурга до Москвы (напомню, время в пути – 4–4,5 суток) цена билета составляла 20 целковых серебром за одного пассажира – на современные российские это порядка 40 000 рубликов.

Поезда несколько исправили положение – в начале 1850-х годов пассажирский поезд преодолевал расстояние от Петербурга до Москвы за 22 часа, причем цена проезда сократилась: в вагоне I класса – 19 рублей серебром, во II классе – 13 рублей, в III – 7 рублей (впрочем, совсем простой народ ездил в товарных вагонах и на открытых платформах за 3 рублика). Тоже, конечно, недёшево – поскольку, например, в 1853 году в Российской империи средняя зарплата составляла 23 рубля и 5 копеек серебром, и на эти деньги тогда можно было купить 1152 кг картошки.

Любопытно, что первые железнодорожные вагоны по внешности и устройству были фактически дилижансами, поставленными на рельсы. Сами посмотрите на английский пассажирский вагон I класса на линии Ливерпуль – Манчестер:

*All Right, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*

*Going Shooting; a Postillion and Pair with a Game Cart*
дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

*London to Bristol and Bath stage coach*

*The Olden Time, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*

*Changing Horses, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by John Harris*

James Pollard *The Liverpool and London Royal Mail Coach (1812)*

James Pollard *Coaching scene*

James Pollard *Kidd’s Omnibus to Turnham Green at the Angel Inn*

James Pollard *Hyde Park Corner *

James Pollard *A Royal Mail Coach on a flooded road*

James Pollard *The Approach to Christmas (1849)*

James Pollard *Quicksilver Royal Mail passing the Star and Garter at Kew Bridge (1835)*

James Pollard *The London-to-Brighton Coach at Cheapside, 18th July 1831*

James Pollard *A Barouche drawn by Four Greys passing a Jacobean Mansion (1830)*

James Pollard *The Elephant and Castle on the Brighton Road (1826)*

James Pollard *The Exeter Royal Mail on a country road*

James Pollard*The Mail Coach in a Thunderstorm, engraved by R.G. Reeve (1827)*

Henry Thomas Alken *Coaching Scene*

Jan Brueghel, the Elder *River Landscape*

Hyde Park Corner, after James Pollard, published by Ackermann (1836)

David of York Dalby *Horse and Carriage*

Herbert Jones *A Four-in-Hand Race at the Five Bells Tavern, New Cross*

John Frederick Herring, Sr *The Edinburgh to London Royal Mail Coach*

John Frederick Herring, Sr *Roundheads at an Arundel Church*

John Frederick Herring, Sr *Barnet Fair*

John Frederick Herring, Sr *’Confidence’, drawing a gig driven by a groom (1842)*

Henry Thomas Alken *The Dover to London Coach: In Winter*

Thomas Musgrave Joy *Travelling Past 1760, ‘Your Money or Your Life’ (1861)*

J.C. Maggs *Changing Horses outside the Plough Inn, Cheltenham*

Frederic Sorrieu *View of ‘La Belle Jardiniere’ department store and the Pont Neuf*

Joseph Highmore *Pamela leaves Mr B’s house in Bedfordshire, from `Pamela: or Virtue Rewarded’ by Samuel Richardson*

James Tissot *The Bridesmaid *

John Ritchie *Summer Day in Hyde Park*

Antoine Charles Horace Vernet *Hunt meeting, engraved by Philibert Louis Debucourt*

Antoine Charles Horace Vernet *Napoleon on a hunt in the Compiegne Forest (1811)*

Abraham Solomon *The Departure of a Diligence from Biarritz (1862)*

Thomas Hosmer Shepherd *Lower Regent Street, pub. by Ackermann*

William Powell Frith *A Stagecoach Adventure, Bagshot Heath (1848)*

Pierre-Denis Martin *The Inauguration of the Church of the Invalides by Louis XIV*

Maurice Delondre *On the Omnibus (1880)*

Albert Adam *English Horses (1874)*

Jean-Baptiste Edouard Detaille *London Street (1869)*

Adam Frans van der Meulen *The Entry of Louis XIV*

Источник

Дилижансы в России

Вскоре зарубежный опыт перемещения нашел применение и в родном отечестве.

В 1820 г., почти одновременно с началом строительства нового Московского шоссе, князь М.С. Воронцов возглавил акционерную компанию для устройства регулярного движения дилижансов между двумя столицами. Между прочим имелось в виду и показать, что Россия не уступает Европе по части удобства передвижения.

Дилижансы представляли собой длинные обтянутые кожей возки, с двумя оконцами, спереди и сзади, потому что пассажиры сидели посередине двумя рядами, спинами друг к другу; их разделяла перегородка.

Зимой дилижансы брали четырех пассажиров, летом — шестерых, да еще двое могли поместиться рядом с кучером. Поездка в дилижансе обходилась дорого, одно место внутри экипажа стоило 100 рублей (в два раза больше месячного жалованья мелкого чиновника), на открытом воздухе – 75 рублей, вследствие чего этим видом транспорта пользовалась только «чистая публика». Отправлялись дилижансы по расписанию, два раза в неделю, по пути делали остановки на ночь в придорожных городах и станциях. Из письма П.А.Вяземского (июль 1830) узнаем, что дорога занимала обыкновенно около четырех суток, во время которых путешественники успевали сделать еще массу других дел: « 10-го выехали мы из Петербурга с Пушкиным в дилижансе. Обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкой. 14-го числа утром приехали мы в Москву ».

По тем временам это было очень неплохо, хотя А. С. Пушкин в одном письме к жене и ворчал: « Дилижанс поспешал как черепаха, а иногда даже как рак ».

Впрочем, порой скорость перемещения еще более возрастала, свидетельством чему являются следующие строки из повести А.Погорельского «Двойник или Вечера в Малороссии»: « Главное же преимущество наших дилижансов пред иностранными состоит в скорой езде. Если дорога изрядная, то путешествие из Москвы до Петербурга не продлится более трое суток; и вы согласитесь со мною, что такая скорость в чужих краях, особливо в Германии, показалась бы невероятною «. Надо полагать, речь идет о зимнем накатанном пути.

Вот как описывает Ф.Ф.Вигель свои дорожные впечатления от путешествия на дилижансе: « …Я взял место и 4 декабря поехал по столь знакомой мне дороге. Сидел я в экипаже, который казался тогда затейливым. Это была низкая кибитка, немного подлиннее обыкновенной; но она была прочно сделана, хорошо обтянута кожей и разгорожена надвое. Лежать было невозможно: четыре человека, разделенные перегородкой, сидели друг к другу спиной и смотрели двое вперед, двое назад по дороге. Как дотоле зимняя кибитка значила лежанье, то наши мужички, глядя на новое изобретение, дилижансы прозвали нележанцами. Спутников было у меня всего только двое: старый немец-ремесленник с женою; они сидели в одной из двух отправленных кибиток, и я один в другой, и оттого мне было раздолье. Виделся я с ними только на станциях и даже обедал вместе с ними ».

Для пассажиров победнее существовали так называемые «сидейки» — нечто вроде омнибуса или линейки. Проезд на них обходился в шесть раз дешевле, чем в дилижансе. Зато и тащились они из столицы в столицу почти неделю.

За 30 лет работы дилижансы перевезли больше 80 тысяч пассажиров. Но в ноябре 1851 г. открылась железнодорожная ветка Петербург–Москва. Время, которое пассажиры проводили в дороге, сократилось до 22 часов. Эпоха дилижансов отходила в прошлое. В 1880-х гг. Глеб Успенский уже с ностальгической грустью писал: « Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном. и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист» .

Впрочем, в провинциальных городах дилижансы можно было увидеть еще и в начале ХХ века.

Источник

Чем отличались кочи от дилижансов, а кэбы от фиакров: Общественный транспорт прошлого

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Голландия, XVII век: коча

В самом начале семнадцатого века голландцы устроили огромное строительство: между всеми крупными городами были прорыты прямые каналы, набережные которых отделывали камнем. Через каналы ставили раздвижные деревянные мосты, а проблему с перепадом уровня воды (поскольку каналы сообщались с реками) решили с помощью системы шлюзов. Всё для того, чтобы увеличить объём грузоперевозок по стране, ускорив перемещение гружёных кораблей, но побочным эффектом стало и появление очень своеобразного общественного транспорта — коч.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Кочи представляли собой плоские судна с большой общей каютой для пассажиров, которые тянули туда и сюда по каналам лошади. Внутри каюты были закреплены скамьи и даже стояли комоды для багажа. Хотя «извозчики» коч славились своей грубостью, в пассажирской каюте всё обязательно блистало чистотой и ехать было довольно уютно, благо, голландцы довольно равнодушно относились к ситуациям, когда представители разных сословий и разной степени уважаемости занятий смешивались в одном помещении.

Чтобы было веселее путешествовать, выпускались сборники песен для пассажиров кочей: по ним пели хором, как сейчас принято в российских автобусах с детьми. Кроме того, немало полезных знакомств и пылких романов завязалось из-за беседы пассажиров, оказавшихся волею случая на одной скамейке. Чтобы понять, как примерно были одеты пассажиры, вспомните фильмы о трёх мушкетёрах — но сделайте костюмы более сдержанными, с обязательными белоснежными манжетами и воротниками.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Кочи ходили по расписанию — оно вывешивалось в местах постоянных остановок — с удивительной точностью. Пассажиров сзывали на посадку сигналами колокола, похожими на корабельные. Стоимость билета высчитывалась по длине маршрута, который намерен одолеть на коче пассажир, и очень скоро кочи стали посещать не только крупные города, но и мелкие.

Дилижанс: международный автобус на парусах и колёсах

В шестнадцатом веке в Европе распространились дилижансы: вместительные кареты, которые по расписанию ездили из города в город. Везли их, понятное дело, лошади, но при попутном ветре извозчик раскрывал на дилижансе специальные кожаные паруса, и тогда карета ускорялась, подгоняемая теперь не только усилиями животных, но и силой ветра. Правда, поскольку в дилижансах долгое время не было рессор, это оборачивалось для пассажиров серьёзной тряской. Скомпенсировать тряску должны были очень мягкие, плотно набитые подушки сидений.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

По пути, естественно, делали остановки, чтобы поменять лошадей и дать пассажирам оправиться и подкрепиться. Проходил дилижанс в среднем 80-100 километров в день — по тем временам очень неплохо. Правда, дилижансы обожали поджидать разбойники — они давали куда больший куш, чем большинство обычных карет, в которых пассажиров и ценного багажа было меньше. Разбойников постоянно отлавливали и вешали прямо вдоль дороги, в назидание другим любителям нажиться неправедным путём, так что не всем пассажирам нравилось любоваться видами в дороге.

Кроме полностью закрытых дилижансов, использовались и дилижансы с дополнительными открытыми местами на крыше. Если ехали с прислугой, места лакеям покупали именно наверху. В Англии на боках дилижансов обязательно крупно писали пункты отбытия и назначения — то есть, указывали постоянный маршрут. Со временем стали популярны почтовые кареты или почтовые дилижансы — они, кроме пассажиров, отвозили в другие города и почту. В России дилижансы появились только в девятнадцатом веке: слишком плохи были дороги для того, чтобы организовывать постоянные перевозки. Ведь большая часть Европы активно использовала дороги, оставшиеся от древних римлян, каменные и гладкие; у России такого наследия не было.

Когда дилижансы стали использоваться для перемещения внутри городов, они утратили паруса и стали называться омнибусами. Входили в омнибус сзади, по специальной лестничке.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Кабриолеты, кэбы и пролётки: такси девятнадцатого века

Хотя возможность нанять экипаж на улице появилась куда раньше, расцвет «такси» на колёсах пришёлся на девятнадцатый век. Во Франции их звали кабриолетами, в Англии — кэбами, а у нас — пролётками. Были и региональные особенности.

Так, например, пролётки в России были разных цветов, в зависимости от качества предоставляемых услуг и опытности извозчика. Самые лучшие экипажи были красного цвета, похуже — синего, а совсем простые — любого другого. Кроме того, полицейские проверяли безопасность и чистоту пролёток, состояние лошадей, состояние извозчика (слишком пьяным не давали ездить по улицам). Во второй половине девятнадцатого века наёмные извозчики носили общую форму, а пролёткам присваивались номера.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

У пролётки иногда не было верха вовсе, а иногда был откидывающийся. Им закрывали пассажиров в дурную погоду. Одна пролётка не подразумевала более двух, очень редко — трёх небольших по размеру пассажиров.

В Европе были популярны четырёхместные фиакры, также с откидными крышами. А кэб отличался от кабриолета и пролётки тем, что кучер сидел позади пассажиров, так что они могли наслаждаться видами улиц (хотя с оживлённым движением, которым славился, например, Лондон, это было затруднительно). Кабинка пассажиров в кэбе всегда была закрытой. Деньги кучеру перед выходом передавали через специальный лючок в задней части крыши кэба.

дилижанс что это за транспорт. Смотреть фото дилижанс что это за транспорт. Смотреть картинку дилижанс что это за транспорт. Картинка про дилижанс что это за транспорт. Фото дилижанс что это за транспорт

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *