динамометрия что это у детей
Проведение измерений при помощи медицинских динамометров: кистевого и станового.
Измерение силы и момента силы у людей проводят при помощи динамометров. Но не обычных, которые используются в промышленности, а специальных – медицинских. К медицинским динамометрам относят кистевой, также называемый ручным, динамометр и становой динамометр. В данной статье мы расскажем, как же проводят измерения при помощи данных приборов.
Итак, начнем с кистевого динамометра. Данный прибор предназначается для определения сжимающей силы мышц сгибающих пальцы обоих рук человека, а также для диагностики состояния и функции рук, как здоровых людей, так и восстанавливающихся после травм. Динамометр кистевой используется врачами, которые занимаются физиотерапией, кроме того, динамометр применяется в правоохранительных органах, вооруженных силах и МЧС. Приборы для измерения силы незаменимы для подготовки профессиональных спортсменов. В качестве примера кистевого динамометра можно привести такие приборы, как: механический ДК и электронный ДМЭР.
Динамометр кистевой ДК.
Для проведения измерений изометрической силы с использованием динамометра не требуется много времени, к тому же процесс замера не утомляет испытуемого. Для получения точных абсолютных результатов необходимо, чтобы пациент соблюдал определенное положение тела и угол отдельных суставов. Пусть обследуемый человек вытянет руку с кистевым динамометром и отведет её в сторону перпендикулярно туловищу. Свободная рука, при этом, должна быть расслаблена и опущена вниз. После чего, по команде, он должен будет сжать динамометр кистевой так сильно, как только сможет. Динамометрическое измерение может проходить поочередно обеими руками несколько раз, при этом, выбирается лучший результат для каждой руки.
Делать выводы на основании абсолютных результатов проведенных измерений можно только в динамике, когда предыдущие результаты были занесены в специальный дневник. В противном случае, поскольку на результаты измерений, проведенных с использованием динамометра, оказывают влияние такие факторы, как возраст, пол испытуемого, а также рост и вес, следует использовать более объективные показатели. Самым объективным показателем силы будет являться так называемая, относительная величина мышечной силы. Это связано, помимо перечисленных факторов, с тем, что в ходе тренировок, рост абсолютных показателей силы тесно связан с ростом мышечной массы человека, и как следствие с его весом.
Чтобы определить величину относительной силы кисти, нужно абсолютные показания в килограммах, полученные измерением ручным динамометром, умножить на 100 и разделить на вес тела спортсмена. Для мужчин, не занимающихся спортом, этот показатель должен составлять 60-70, а для женщин 45-50.
Становая динамометрия, проводимая с использованием станового динамометра, это, можно сказать, комплексное измерение силовых качеств спортсмена, поскольку в таком исследовании участвуют практически все основные мышцы. Упражнение становой тяги с использованием динамометра должно применяться во всех учреждения диспансерного типа спортивно-оздоровительного профиля. В качестве примера станового динамометра можно привести ДС-200 и ДС-500.
Динамометр Становой ДС-200
Становая динамометрия подразумевает использование станового динамометра – прибора, который по виду напоминает обычный ножной эспандер, который состоит из рукояти, подножки, подкладываемой под ноги, троса и измерительного прибора с датчиком и отсчитывающим устройством. Испытуемый должен потянуть рукоять на себя и вверх так сильно, как только сможет, при этом, ноги должны быть прямыми в коленях.
Относительная величина становой силы рассчитывается точно так же, как и в ручной динамометрии, однако, здесь показатели индекса должны быть в разы больше. Например:
Если индекс менее 170 – то индекс относительной величины становой силы низкий.
Увеличение относительных показателей силы, как ручной, так и становой, как правило, говорит о повышении мышечной силы, а, следовательно, об увеличении мышечной массы в процентном соотношении.
Показания таких измерений используются в неврологии при обследовании заболеваний, которые могут сопровождаться мышечной слабостью, например, миастения, рассеянный склероз со слабостью конечностей, а также, различные последствия инсульта.
Отдельно следует выделить такой вид исследования, как динамография, при котором показатели силы и скорости сокращения мышц записываются на графике. Как видно из названия, суть этого метода состоит в том, что показания записываются в графическом виде в динамике (во времени). Часто, динамография связана с какими либо упражнениями или обстоятельствами, эффективность которых необходимо измерить.
У детей, также существуют усредненные показатели динамометрии, которые принято считать нормой. Усредненные величины различаются в зависимости от пола, роста, возрастной категории испытуемого. Измерения силы кисти правой руки и становой силы, обычно, проводят для детей в возрасте от восьми до 18 лет в два этапа, с небольшим перерывом для отдыха. Так, нормы показателей силы кисти правой руки для мальчиков составляют:
Для девочек, норма колеблется в пределах:
Завершая статью, скажем только что динамометрия – это важный элемент антропометрии, который нашел свое применение в физиологии, спортивной медицине, гигиене спорта. Благодаря показателям абсолютной и относительной величины силы производится оценка степени физического развития человека.
Динамометрия что это у детей
МЕДИКО-
БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
AGE DYNAMICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT, PHYSICAL PREPAREDNESS AND PSYCHICAL PROCESSES DOMINANT MARKS OF 6-10 YEARS OLD CHILDREN
Balandin V.A., Ph.D, lecturer
Kuban state academy of physical culture, Krasnodar
Key words: dominant marks, physical development, physical preparedness, cognitive processes, emotional and volitional characteristics, growth paces, reliability of varieties, 6-10 years old children.
This article is devoted to scientific searching of reliable marks of young children’s physical development. The problem wes analyzed in context of children’s preparing to primary school. Growth paces of child’s personal mental and physical features, analysis of professionals perquisition became the main ways of the dominant marks choosing. The searching and scientific substantiation of young children’s physical and mental development characteristics optimize the children’s adaptation to primary school education.
Возрастная динамика доминантных признаков физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Баландин
Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар
Ключевые слова: доминантные признаки, физическое развитие, физическая подготовленность, познавательные процессы, эмоционально-волевые свойства, темпы прироста, достоверность различий, дети 6-10 лет.
В научно-методической литературе имеются сведения [5, 6, 14, 15], свидетельствующие о том, что каждый вид деятельности человека характеризуется ведущими или доминантными признаками. В частности, существует мнение, что в спортивной подготовке определяющими являются факторы, обладающие наибольшими темпами прироста в определенном возрастном периоде [14]. В других исследованиях предлагается уточнение ведущих характеристик на основе опроса или анкетирования высококвалифицированных специалистов-экспертов [6]. Некоторые авторы считают, что наиболее значимы показатели, изменение которых в годичном цикле происходит на высоком достоверном уровне [15].
Прогноз успешности адаптации детей к учебной деятельности в начальной школе, по мнению многих авторов, должен в первую очередь предусматривать анализ уровня их физического развития, физической подготовленности и психических процессов [2, 5, 9, 13, 16].
Определение признаков, в наибольшей степени влияющих на подготовку и адаптацию детей к обучению в общеобразовательной школе, должно осуществляться в комплексе, так как данные процессы обусловлены множеством взаимосвязанных характери стик. В связи с этим нами анализировались темпы прироста показателей физических и психических свойств личности детей 6-10 лет, а также результаты корреляционного анализа и анкетирования специалистов, свидетельствующие об уровне влияния познавательных процессов и эмоционально-волевых проявлений на успешность обучения. Взаимосвязь характеристик физического развития и физической подготовленности с показателями успешности обучения не рассматривались в связи с опосредованным их влиянием на освоение знаний детьми и выявленным низким уровнем данной зависимости (р>0,05).
Доминантные признаки физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет
Примечание. Знаком « + » отмечены доминантные признаки.
Выбор контрольных упражнений для оценки уровня физической подготовленности осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [1, 4, 17], анализа программ обучения и воспитания детей ДОУ и ОШ [7, 12] и собственного педагогического опыта. В результате были подобраны по три контрольных упражнения, адекватно оценивающих различные физические качества, широко апробированные на практике [1, 11, 17] и соответствующие требованиям математической теории тестирования [15, 18, 19].
В связи с тем что результаты контрольных упражнений выражены в различных единицах измерения (секунды, сантиметры, градусы и т.д.), что не позволяет рассчитать значения интегральных показателей (ИП) отдельных физических качеств, возникла необходимость в разработке шкал относительных оценок результатов тестирования. Интегральные показатели силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, анализируемые в данных исследованиях, определялись как сумма баллов, набранная в контрольных упражнениях [15, 17].
Выявление уровня познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы испытуемых осуществлялось на основе психологического тестирования [3, 10, 13, 16]. При этом изучались виды:
— памяти (слуховая, моторно-слуховая, зрительная);
— воображения (творческое и воссоздающее);
— мышления (наглядно-образное и логическое);
— воображения (оригинальность решения задач);
— мышления (способность к анализу, сравнению и обобщению);
— внимания (устойчивость, способность к переключению и распределению).
С целью психологической диагностики эмоционально-волевой сферы детей выбраны рисуночные тесты «дом, дерево, человек», «моя семья» и «несуществующее животное», поскольку они признаны наиболее адекватными в образовательной практике [16]. Эти пробы являются удобными диагностическими средствами по нескольким причинам:
— они достаточно информативны;
— при повторении они способны отразить динамику психического состояния ребенка;
При этом изучались следующие эмоционально-во левые свойства личности: незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, агрессивность, конфликтность, трудности общения, депрессивность, замкнутость, саморегуляция и самоконтроль.
Критериями отбора доминантных признаков физического развития и физической подготовленности служили характеристики:
— темпов прироста среднегрупповых показателей в возрастном аспекте от 6 до 10 лет;
— темпов прироста среднегрупповых показателей в годичном цикле в одной возрастной группе;
— оценивающие достоверность отличий темпов прироста показателей в годичном цикле от аналогичных признаков у детей старших смежных возрастов, а также изменений среднегрупповых показателей в годичном цикле.
Выбор доминантных признаков познавательных процессов основывался на анализе:
— темпов прироста среднегрупповых показателей в возрастном аспекте от 6 до 10 лет;
— темпов прироста среднегрупповых показателей в одной возрастной группе;
— характеристик достоверности отличий темпов прироста показателей в годичном цикле от аналогичных признаков у детей старших смежных возрастов, а также изменений среднегрупповых показателей в годичном цикле;
— характеристик взаимосвязи изучаемых признаков с показателями успешности обучения;
— стабильности показателей 1 ;
Доминантными признаками эмоционально-волевых свойств личности детей 6-10 лет считались показатели, которые отвечали следующим требовани ям:
— имели наибольший коэффициент весомости, рассчитанный по ранговым номерам, выставленным квалифицированными экспертами, и характеризующий влияние эмоционально-волевых проявлений детей на успешность обучения;
— изменились на достоверном уровне в годичном цикле;
— достоверно отличались от аналогичных признаков в группах детей старших смежных возрастов;
— были взаимосвязаны с успешностью обучения детей дошкольного и младшего школьного воз
раста;
— проявили стабильность в годичном цикле;
— обладали прогностической значимостью ювенильных значений.
Изучаемые показатели физического развития, физической подготовленности и психических процессов считались доминантными, если они отвечали всем вышеперечисленным требованиям.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования по определению доминантных признаков физического развития, физической подготовленности, познавательных процессов и эмоционально-волевых свойств личности детей представлены в таблице.
Поиск и обоснование ведущих характеристик физического развития, физической подготовленности, познавательных процессов и эмоционально-волевых свойств личности, обуславливающих успешность обучения, а следовательно, и успешную адаптацию детей к системному обучению в начальной школе, позволили сгруппировать их по возрастным и половым признакам:
— слуховая память, наглядно-образное мышление, устойчивость внимания и саморегуляция (девочки);
Из 38 изучаемых показателей наибольшее количество доминантных признаков выявлено как у мальчиков, так и у девочек в 6-летнем возрасте. С переходом детей в общеобразовательную школу количество ведущих факторов уменьшается в два раза.
Необходимо отметить, что проявление детьми тревожности является доминантным для девочек и мальчиков во всех возрастных группах, на что педагогам следует обратить особое внимание.
Выявлено ведущее значение параметров слуховой памяти у девочек в возрастном диапазоне от 6 до 10 лет.
Не определены в качестве доминантных признаков во всех возрастных группах следующие показатели:
Показатели недоверия к себе, агрессивности, депрессивности, замкнутости и самоконтроля в обеих половых группах детей 6-10 лет не отвечают критериям, по которым отбирались доминантные признаки.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о гетерохронности распределения доминантных признаков в возрастном и половом аспектах.
Выявленные закономерности возрастной динамики доминантных признаков были использованы для экспериментальной проверки эффективности применения средств и методов физического воспитания с целью подготовки и адаптации детей к обучению в начальной школе.
1 Стабильными считались психологические показатели, которые на достоверном уровне проявили взаимосвязь с результатами успешности обучения детей одной возрастной группы в начале и в конце учебного года.
2 Прогностичными считались ювенильные признаки стабильных показателей, которые проявили достоверную статистическую взаимосвязь с успешностью обучения в конце учебного года.
При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Динамометрия
Динамометрия – методика измерения силы отдельной мышцы или группы мышц при помощи специальных приборов – динамометров.
Кистевая динамометрия
Кистевая динамометрия – измерение силы мышц-сгибателей пальцев. Динамометрия кисти выглядит как одномоментное максимальное воздействие на прибор мышечных волокон. При разогнутом предплечье исследуемый сжимает ручной динамометр одной кистью. Исследование проводится для обеих конечностей, после чего производится сравнение полученных данных. При помощи реверсивного прибора проводят исследование также для разгибателей предплечья, сгибателей бедра и голени.
Становая динамометрия и динамография
Становая динамометрия – измерение силы мышечных групп, выпрямляющих туловище. Нижняя планка станового динамометра должна быть зафиксирована под ступнями испытуемого. Исследуемый обхватывает верхнюю планку кистями рук и тянет вверх. При этом он пытается выпрямиться при разогнутых в коленях нижних конечностях.
Помимо становых, реверсивных и ручных пружинных динамометров существуют ртутные приборы, в которых мышечная сила определяется как уровнем давления на датчик при помощи ртутного манометра.
Динамография – вид исследования, который позволяет регистрировать мышечные сокращения в виде серии кривых на графике. Этот метод показывает длительное мышечное усилие мышцы или группы мышц в динамике. Динамография используется в курортологии, неврологии.
Выражаются показатели динамометрии абсолютными величинами или относительными (по отношению к чему-либо, к массе, например). Данные измерения учитываются антропометрией, в физиологии, в гигиене спорта и спортивной медицине. Также полученные результаты используют для оценки степени физического развития человека.
Оценка результатов
Разработаны различные шкалы оценки показателей динамометрии. Существуют усредненные величины результатов динамометрии, которые принимаются за норму. Они различаются в зависимости от роста, пола и возрастной категории испытуемого. Однако следует учитывать и другие индивидуальные особенности пациента.
Одними из основных показателей физического развития у детей, начиная с возраста восьми лет и до восемнадцати, являются становая сила и сила правой кисти, выраженные в килограммах. В неврологии могут использоваться и измерения других групп мышц при необходимости таковых. Чаще всего исследования выполняются при неврологических заболеваниях, сопровождающихся мышечной слабостью (миастении, парезы после инсульта, оценка эффективности лечения рассеянного склероза со слабостью конечностей и т.д.).
Динамометрия у детей различного пола и возраста дает разные результаты, несмотря на одинаковую методику проведения. Измерение проводится два раза, через небольшую паузу для отдыха.
Возрастные показатели и норма динамометрии
Так, нормы показателей силы правой кисти у мальчиков:
— от 8 до 11 лет варьируются от 13,0 до 18, 5 кг;
— от 12 до 15 лет – от 21, 6 до 37,6 кг;
— от 16 до 19 лет – от 45,9 до 51,0 кг.
Для девочек эти нормы имеют гораздо меньшие значения:
— от 8 до 11 лет соответственно норма от 9,8 до 17,1 кг;
— от 12 до 15 лет норма равна от 19,9 до 28, 3;
— от 16 до 19 лет – от 31, 3 до 33,8 кг.
Динамометрия что это у детей
Исследования жевательной эффективности у детей с дистальным прикусом показали снижение ее на 15— 20%, при мезиальном прикусе степень понижения жевательной функции в результате уменьшения артикулирующих площадок зубных рядов также понижена от 15 до 20%.
Все вышеизложенное свидетельствует о значительных нарушениях функции жевания у детей с деформациями зубочелюстной системы. Понижение жевательной эффективности с детского возраста может остаться и надалее; если не устранить деформацию, оно приведет к более значительным расстройствам акта жевания с последующим ухудшением усвояемости, а, возможно, и к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Об особенностях функции жевания у детей с различным состоянием зубочелюстной системы можно судить не только по данным, полученным путем проведения функциональной жевательной пробы или динамометрии. И. С. Рубинов предлагает для изучения характера жевательных движений нижней челюсти и усилий, затраченных при жевании пищевых веществ, пользоваться методами мастикациографии и мастикациодинамометрии. Этот метод позволяет на основе графической записи судить (путем сравнения с графическими записями, полученными у лиц с интактным жевательным аппаратом) о степени нарушения функции жевания у исследуемого больного.
Для определения степени твердости пищевых веществ, например ореха, применяемых при проведении исследований, предлагается фагодинамометр. Больным, которые по тем или другим причинам не в состоянии раздробить ядро ореха, нужно применять для пробы сухари или мягкий хлеб, что дает представление о более низкой жевательной эффективности.
Для графической регистрации характера движений нижней челюсти и функции отдельных жевательных мышц И. С. Рубинов рекомендует применять различные конструкции аппаратов: кимографы, электрокимографы и специальные пищущие аппараты.
Для мастикациографии рекомендуется укреплять регистрирующие приборы к нижней челюсти в области подбородка. Для того, чтобы кривые записи движения нижней челюсти были идентичны, скорость движения барабана-кимографа должна быть одинакова, продолжительность отдельной жевательной волны равна примерно одной секунде, а длина пера мареевской капсулы устанавливается с таким расчетом, чтобы размахи волны равнялись 3—4 см.
Запись можно проводить писчиком по закопченной бумаге или же чернилами на белой ленте.
По деталям графической картины кривых, полученных при мастикациографии, можно судить объективно о многих изменениях в жевательном аппарате.
Е. М. Тер-Погосян изучала особенности функции жевания у детей в периоде молочного прикуса путем проведения физиологических проб и мастикациографии. Физиологические жевательные пробы были поставлены двух серий; в одной группе для жевания детям давали 800 мг ореха и разжевывание длилось 14 секунд, в другой группе детям давали такое же количество ореха с жеванием до момента глотания. Автор пыталась выяснить, какова степень измельчения ядра ореха детьми за 14 сек. жевания, по сравнению со взрослым человеком, который за это время полностью разжевывает ядро ореха.
Данные исследования показали, что показатели физиологических жевательных проб — степени измельчения ореха до момента глотания подвержены различным индивидуальным колебаниям. На показатели проб оказывают влияние возраст ребенка и его индивидуальные способности ориентироваться в условиях обстановки опыта. В ряде случаев при одной и той же длительности жевания у отдельных детей остаток на сите разный. Однако автор на основе своих наблюдений выводит средние арифметические показатели времени жевания до момента глотания:
для детей 3-летнего возраста время жевания равно примерно 27 сек. при остатке на сите в 180 мг;
для детей 4-летнего возраста — 26 сек., при остатке на сите в 110 мг;
для детей 5-летнего возраста — 23 сек. при остатке на сите в 150 мг;
для 6-летнего возраста соответственно 21 сек. при остатке на сите в 120 мг.
Динамометрия что это у детей
По данным научно-методической литературы в последние десятилетия отмечается угрожающее увеличение числа детей и подростков с той или иной степенью нарушения осанки. Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей.
Известно, что сколиоз является одним из самых распространенных заболеваний школьников Севера и выявляется у 2–8 % детей [3]. Прогрессирование деформации позвоночника приводит к изменению формы грудной клетки и таза, а также функциональным нарушениям в кардио-респираторной, нервно-мышечной, вегетативной, пищеварительной, мочевыводящей и других системах [1].
В периоды физиологических колебаний интенсивности роста деформация позвоночника прогрессирует значительно быстрее. Предотвращение прогрессирования сколиоза у детей в период незавершенного роста представляет особую сложность. Значительное количество научных и научно-методических разработок по вопросам профилактики и коррекции сколиотической деформации до настоящего времени не позволяют эффективно справляться с неуклонно растущей численностью детей с различными нарушениями осанки сколиозом и сохраняют научно-практическую актуальность данной проблемы. Таким образом, тема проведенного нами исследования является актуальной.
Цель исследования: оценить особенности физических качеств детей в возрасте 12–13 лет со сколиозом I-II степени.
Для достижения поставленной цели последовательно решались следующие задачи:
1. Оценить уровень и гармоничность физического развития детей.
2. Проанализировать показатели физического развития детей в динамике реабилитации.
3. Исследовать функциональное состояние дыхательной системы в исследуемой группе в динамике реабилитации.
4. Оценить функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в процессе реабилитации.
5. Объектом исследования является процесс коррекции позвоночника у детей со сколиозом.
Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на процесс коррекции позвоночника детей 12–13 лет со сколиозом I-II степени.
Гипотеза – мы предположили, что занятия физическими упражнениями у детей подросткового возраста имеет различную эффективность в группах мальчиков и девочек.
Материалы исследования. Исследование проводилось на базе «Архангельской санаторной школы-интерната №1» в период учебного года с сентября 206 по май 2017 года. В исследовании приняли участие 26 детей (12–13 лет) с диагнозом сколиотическая болезнь, из них 14 девочек и 12 мальчиков.
I. Антропометрическое исследование (длина тела сидя и стоя, масса тела, окружность грудной клетки).
1. Измерение длины тела проводилось с помощью ростомера в см. Для измерения роста в положении «стоя» обследуемый встаёт по стойке смирно», касаясь вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая угол глаза и козелок уха была на линии, горизонтальной полу. Для измерения длины в положении «сидя» обследуемый садится на скамейку, касаясь вертикальной планки ростомера копчиком, лопатками, затылком.
2. Измерение массы тела проводилось на медицинских электронных весах, в кг.
3. Измерение окружности грудной клетки проводилось сантиметровой лентой, которую накладывали сзади под нижние углы лопаток, спереди – на уровне прикрепления 4 ребер к грудине. При наложении сантиметровой лентой, обследуемый отводит руки в сторону. Измерение проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе, во время паузы.
Оценка физического развития проводилась в соответствии с центильными таблицами физического развития детей. Оценку физического развития определяли по градациям – низкое, ниже среднего, среднее, выше среднего, высокое, гармоничность развития оценивали по градациям – гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное.
II. Исследование функционального состояния дыхательной системы
1. Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) производилось спирометром. Обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз, глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа. Точность измерения в пределах 100 мл.
2. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). Обследуемый делает полный вдох и выдох и затем снова вдох (80–90 % от максимального), закрывает нос и рот. Определяется время, в течение которого исследуемый может задержать дыхание.
3. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Исследуемый после полного выдоха и вдоха снова выдыхает и задерживает дыхание.
Оценка дыхательных проб представлена в табл. 1.
Показатели пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) в с
III. Исследование функционального состояния опорно-двигательного аппарата (динамометрия, силовая выносливость мышц спины и брюшного пресса)
1. Динамометрия – измерение силы мышц, сгибающих ладонь и пальцы – проводится ручным динамометром. Обследуемый в положении «стоя» захватывает рукой динамометр циферблатом к ладони. Затем без напряжения в плече вытягивают руку в сторону и сжимают динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе). Исследования повторяют 2 – 3 раза, фиксируется лучший результат. Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей представлены в табл. 2 [2].
Средние возрастно-половые стандарты мышечной силы детей (кг)
2. Для оценки состояния разгибателей туловища использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Испытуемый удерживал верхнюю часть туловища на весу, руки держа на поясе. Время удержания фиксировалось секундомером.
3. Для оценки состояния мышц брюшной стенки использовали пробу на силу и выносливость к статическим нагрузкам. Исследуемый ложился на пол на спину, при этом руки фиксировались за головой, поднимал и удерживал ноги под углом 45 градусов. Время так же оценивалось с помощью секундомера. Силовая выносливость мышц менее 1 мин считается неудовлетворительной, от 1 до 2 мин – удовлетворительной, более 2 минут – хорошей [4].
Статистическую обработку материалов исследования проводили при помощи ПК с использованием электронных таблиц EXCEL XP. Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента. Различия считали достоверными при уровне значимости 95 % (р 0,05.
Показатель ЖЕЛ в группе мальчиков увеличился на 12 %, в группе девочек также наблюдается тенденция к увеличению.
Показатели дыхательных проб в группе мальчиков и девочек в динамике реабилитации улучшились. Таким образом, программа физической реабилитации способствовала улучшению функционального состояния дыхательной системы в обеих группах, но в группе мальчиков рост показателей статистически достоверен, а группе девочек наметилась лишь тенденция к улучшению, а по индивидуальным показателям результаты спирометрии у половины девочек не изменились и даже ухудшились.
Для функционального состояния мышечной системы мы исследовали кистевую силу правой и левой кисти с помощью динамометра дважды – в начале и в конце учебного года, силовую выносливость мышц спины по результатам пробы «рыбка» и мышц брюшного пресса трижды – в начале (обследование №1), в середине (№2) и в конце учебного года (№3). Среднегрупповые показатели по группе мальчиков представлены в табл. 5, по группе девочек – в табл. 6.
Показатели мышечной силы и выносливости в группе мальчиков в динамике реабилитации (n=12)
Кистевая сила справа (кг)
Кистевая сила, слева (кг)
СВМ брюшного пресса (с)
Примечание. СМВ – силовая выносливость мышц.
Показатели мышечной силы и выносливости в группе девочек в динамике реабилитации (n=14)
Кистевая сила справа (кг)
Кистевая сила, слева (кг)
СВМ брюшного пресса (с)
Примечание. СМВ – силовая выносливость мышц.
Таким образом, функциональные показатели мышечной силы и силовой выносливости мышц в динамике физической реабилитации в течение одного учебного года оказались различными в группах мальчиков и девочек.
Тренировочная программа способствовала незначительному повышению кистевой силы в группе мальчиков. Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц спины был удовлетворительным, а стал хорошим, как и индивидуальные показатели у всех исследуемых. Прирост на конец учебного года составил 27,3 % (при р>0,05). По индивидуальным показателям постепенно увеличивалось количество мальчиков с хорошим уровнем силовой выносливости мышц спины с 6 до 9.
Среднегрупповой результат силовой выносливости мышц брюшного пресса расценивается как удовлетворительный. Прирост на конец учебного года составил 26 % (при р>0,01). По индивидуальным показателям у большинства мальчиков установлены хороший – у 4 и удовлетворительный – у 4 – результат тестирования. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 2 мальчиков, не было динамики – у 5 мальчиков, а у 2 произошло даже снижение первоначального результата.
В группе девочек среднегрупповой показатель кистевой силы правой кисти увеличился на 4,6 %; левой кисти – на 9,35 %. По индивидуальным показателям на первом обследовании у 7 девочек кистевая сила была сниженной, у 5 – нормальной, у 2 – выше нормы. На втором – у 5, 4 и 3 соответственно.
Силовая выносливость мышц спины увеличилась на 3,7 %. Среднегрупповой результат был и остался хорошим. По индивидуальным показателям низкий уровень не зарегистрирован, на первом обследовании было 8 девочек с удовлетворительным, 6 с хорошим результатом, на втором – 9 и 5, на третьем – 5 и 9 соответственно, т.е. к концу учебного года наблюдается увеличение количества девочек с силовой выносливостью мышц спины более 2 мин. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 8 девочек, а у 6 результат снизился. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц спины в группе девочек.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса увеличилась на 2,6 %, Среднегрупповой результат расценивается как удовлетворительный. По индивидуальным показателям на первом и втором обследовании было по 1 девочке с низким уровнем, на третьем – уже 3. Удовлетворительный уровень на первом обследовании был у 6 девочек, на втором – у 11, на третьем – у 5. Хороший результат зарегистрировали у 8 девочек на первом, и по 2 на втором и третьем, т.е. наблюдаем отрицательную динамику. Повышение начального результата в конце учебного года произошло лишь у 7 девочек, у 5 результат практически не изменился, а у 2 результат даже снизился. Но, несмотря на то, что наблюдалось повышение результата, уровень силовой выносливости мышц брюшного пресса остался лишь удовлетворительным. Это указывает на недостаточную эффективность тренировки мышц брюшного пресса в группе девочек.
Таким образом, гипотеза нашей работы подтвердилась. Эффективность тренировочной программы в группе девочек ниже, чем в группе мальчиков. Это, по-видимому, связано с возрастной особенностью детей исследуемой группы – девочки 12–13 лет с дефектом осанки стесняются выполнять физические упражнения перед мальчиками, а мальчики наоборот, стремятся показать себя с хорошей стороны, стараются и тщательнее тренируются. Поэтому, начиная с подросткового возраста, следует проводить лечебную гимнастику отдельно в группах мальчиков и девочек. Кроме того, наше исследование показало неравномерность увеличения силовой выносливости мышц – мышцы спины укрепляются сильнее, чем мышцы брюшного пресса. Это может способствовать дисбалансу связочно-мышечного аппарата и деформации осанки в сагиттальной плоскости.