дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей

Дислексия у детей: виды, симптомы, диагностика и лечение

Что такое дислексия

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

Источник

Дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей

Думая о дислексии, большинство людей сразу представляют трудности с чтением. Но дислексия также может влиять на речь, правописание и прочие навыки, связанные с развитием речи.

Многие дети узнают, что у них дислексия к 3-5 классам, но некоторые узнают раньше или значительно позже, когда уже вырастают.

Эта статья может помочь Вам проверить, проявляются ли у Вашего ребенка симптомы дислексии, но помните, что не у каждого ребенка, который испытывает проблемы с чтением или у которого проявляются некоторые из этих симптомов, дислексия.

Если Вы переживаете, что у Вашего ребенка может быть дислексия, можно распечатать этот список и поговорить с доктором Вашего ребенка о том, что Вы заметили.

Если Вы не уверены в том, проявляются ли у Вашего ребенка какие-то из этих симптомов, понаблюдайте некоторое время за навыками чтения и речи Вашего ребенка и снова вернитесь к этому списку.

Симптомы дислексии у дошкольников

Ребенок часто путает фонемы в словах, например вместо “манная каша” говорит “канная маша”;

Доктор заметил, что ребенок поздно заговорил (говорит мало слов на втором году жизни) или ребенку сложно правильно произносить слова (“детский лепет”);

Часто не может назвать знакомые ему вещи, вместо этого говорит “вещь” или “штука”;

Ребенку трудно выучить слово, хотя Вы много раз пытались его научить;

Ребенку сложно учить стихотворения и песенки, плохо понимает рифмы и не может их сочинить;

Не может запомнить последовательность, например порядок алфавита или порядок дней недели;

Трудно запоминает и следует комплексным инструкциям;

Не может прочитать/написать свое имя.

Симптомы дислексии у учеников 1-2 классов

Сложно запоминать, как называются буквы и как читаются звуки;

Путает буквы, которые визуально похожи (г, т / ж, х) и буквы, которые похоже звучат (б/п, г/к, з/с);

Сложно читать знакомые слова (дом, кот), особенно если к ним не прилагаются картинки или какие-либо контекстные подсказки; часто пропускает или путает союзы вроде “а”, “и”, когда читает вслух;

При чтении вслух часто заменяет слова, например, может сказать “слушать”, когда в истории написано “слышать”;

Не знает, как подступиться к незнакомым словам, либо фокусируется на звуке первых букв, либо пытается произнести гласные звуки;

Запинается на гласных звуках, не понимает, что они звучат по-разному в зависимости от того, с какими буквами их сочетают;

Не может разложить слова на отдельные звуки и собрать слово из звуков;

Сложно запомнить, как пишутся слова; проблемы с орфографией;

Проглатывает окончания слов, когда читает вслух;

Сложно составлять списки слов (например, если его попросили назвать 10 цветов или 10 фруктов).

Симптомы дислексии у учеников 3-5 классов

Часто путает или пропускает короткие слова (вроде предлогов), когда читает вслух;

Часто запинается при прочтении слова или читает его неправильно, даже если только что правильно прочитал это же слово в этом же тексте;

Сложно читать новые слова; если при чтении натыкается на новое слово, частично его проглатывает или вовсе пропускает;

Часто не может различить простые слова, взглянув на них (например, “слушать” и “слышать”), ему требуется внимательно прочитать их, чтобы понять отличие;

Сложности в понимании прочитанного — не может объяснить, что произошло в истории или ответить на вопросы о ключевых деталях текста;

Легче отвечает на вопросы по тексту, если его прочитали ему вслух;

Часто делает одни и те же ошибки, например, пишет буквы не в ту сторону или путает порядок букв в слове;

Испытывает трудности с правописанием слов, быстро забывает, как правильно пишутся слова, которые он учит, или пишет слово правильно, а потом делает в нем ошибку в том же задании;

Избегает чтения, злится и расстраивается, когда ему приходится это делать;

Очень долго выполняет домашнее задание по литературе;

Читает хуже, чем ему положено по возрасту, но не испытывает подобных проблем с устной речью; владеет меньшим словарным запасом, чем его сверстники, потому что не любит читать.

Симптомы дислексии у подростков

Часто читает медленно, проглатывает короткие слова и окончания длинных слов, когда читает вслух;

Делает много орфографических ошибок при письме, иногда опечатывается так, что даже компьютер не знает, как его поправить;

Часто не может запомнить аббревиатуры, даже которые обычно используют при переписке в соцсетях, вроде “ЛОЛ” или “ИМХО”;

Ему трудно стройно выражать свои мысли и описывать свою точку зрения в письменных заданиях;

Часто как будто пытается подобрать правильные слова, но в итоге использует слова вроде “вещь” или “штука” или пытается подобрать более простые синонимы или похожие по смыслу слова;

Часто не понимает шутки, идиомы и каламбуры;

Легче отвечает на вопросы по тексту, если его прочитали ему вслух;

Избегает чтения, злится и расстраивается, когда ему приходится это делать;

Очень долго выполняет домашнее задание по литературе;

Читает хуже, чем ему положено по возрасту, но не испытывает подобных проблем с устной речью; владеет меньшим словарным запасом, чем его сверстники, потому что не любит читать.

Возможные причины возникновения дислексии

Исследователи предполагают, что основную роль в возникновении дислексии играют гены и работа мозга. Узнайте, что может вызывать дислексию.

Гены и наследственность

Изучив роль генетики в дислексии, исследователи пришли к выводу, что она может передаваться по наследству. Если у Вашего ребенка есть дислексия, есть вероятность, что она есть у Вас или у кого-то из Ваших родственников (даже если формально никому из вас не ставили этот диагноз). Около 40% братьев или сестер ребенка с дислексией имеют похожие проблемы с чтением. Также ученые обнаружили несколько генов связанных с проблемами обработки речи и чтения.

Анатомия мозга

У всех людей головной мозг имеет свои различия. Мозг людей с дислексией также отличается. Устройство того, как разные части их мозга соединяются и взаимодействуют друг с другом, может быть неэффективно. Многие эксперты утверждают, что проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией, происходят не из-за структуры их мозга, а из-за того, как он настроен и функционирует.

Работа мозга

Когда мы читаем, наш мозг переводит символы, которые мы видим на странице книги, в звуки. Затем он соединяет звуки в слова, которые несут некий смысл. Обычно области нашего мозга, отвечающие за речевые навыки, работают слаженно. Если у вашего ребенка дислексия, эти области не работают вместе одинаково. В итоге, дети с проблемами с чтением используют разные области мозга для компенсации.

Источник

Дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Смотреть фото дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Смотреть картинку дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Картинка про дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Фото дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей

Аннотация: Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками.

Статья:

Наверняка вы встречались с детьми, испытывающими сложности с чтением или произношением звуков, букв, слов. В раннем детском возрасте о проблеме говорить рано, но есть определенные сигналы, которые должны настораживать. Незамеченные вовремя патологии у детей дошкольного возраста могут приводить к негативным последствиям и становиться причиной трудностей в школьном обучении и даже во взаимоотношениях со сверстниками. В некоторых случаях можно говорить о дислексии. Предлагаем разобраться в вопросе детальнее.

Дислексия: что это такое

Так называют нарушения процессов чтения, а также звукопроизношения. Выражается в неправильном распознавании различных знаков, символов, букв, сложностях с восприятием прочитанного. Часто дислексии подвержены именно дети.

Формы дислексии

Есть разные типы патологии, отличающиеся по симптомам и особенностям нарушений:

Признаки дислексии

Проявления патологии весьма разнообразны. В общем виде симптомы дислексии следующие:

Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим классификацию симптомов дислексии в зависимости от возраста.

Дети дошкольного возраста

Характерны речевое отставание, затруднения в освоении слов и их произношении, а также базовых навыков письма, ухудшенная словесная память. Наблюдается путаница в расположении букв и слов.

Младшие школьники

Ребятам затруднительно распознавать слова, наблюдается замена слов схожими по смыслу и звучанию. Частое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируются нарушенная координация движений, медленное освоение навыков, проблемы с запоминанием фактов.

Средний школьный возраст

Ребята очень медленно читают либо вообще отказываются от выполнения устных и письменных заданий. У дислексиков часто неразборчивый почерк, проблемы с памятью, им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.

Признаки дислексии у старших школьников

Навык письма сформирован плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им трудно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Возникают проблемы с сочинениями и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптируются к изменениям.

В более взрослом возрасте дислексия проявляется медленным или ошибочным чтением, невнимательностью, рассеянностью, трудностями с самоорганизацией и самообучением.

Причины дислексии

Основной фактор — нарушения в работе мозговых структур. Это явление может быть вызвано различными состояниями, заболеваниями, ситуациями. Определим ключевые причины дислексии:

Чтобы достоверно определить природу детской дислексии, необходимо пройти комплексное обследование.

Диагностика и коррекция детской дислексии

Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.

По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

Упражнения при дислексии

Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:

Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.

Меры профилактики

Предупредить патологию легче, чем корректировать. Развивайте зрительно-пространственное и речевое восприятие, мелкую моторику с раннего возраста. Активно используйте двигательные и развивающие игры.

Демонстрируйте картинки с животными, предметами, а позже — словами, буквами. Дети лучше воспринимают информацию именно визуально. Увиденное откладывается в памяти сразу вместе с лексической составляющей.

Профилактику важно начинать задолго до школы. Все задания начинайте от самых простых, усложняя только по мере полного освоения предыдущего этапа.

Прогноз на выздоровление

При комплексном подходе — устранении сопутствующих речевых и психических нарушений и в случае, если соблюдается разумный баланс, эффективность коррекции и профилактики высокая. Важно соблюдать меру — проводить занятия регулярно, но не переусердствовать.

Люди-дислексики нередко — талантливые и неординарные личности. Подчеркивайте уникальность, но делайте акцент на социальное, физическое и психологическое здоровье вашего чада. Успехов!

Источник

Дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Смотреть фото дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Смотреть картинку дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Картинка про дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей. Фото дислексия что это за болезнь симптомы и причины у детей

Статья:

Причины дислексии у ребёнка и методы её коррекции. Примеры и советы нейропсихолога

В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.

Когда появляются видимые проблемы при написании слов и чтении у ребенка, родители начинают задумываться о причинах и подозревать у ребенка дислексию и, разумеется, озадачиваются вопросом: «Дислексия: что это такое?».
Итак, дислексией у ребёнка называют специфическое расстройство, выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь, характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения гуманитарным дисциплинам.

— изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;

— трудности в освоении правописания и принципов чтения;

— замена слов, схожих по смыслу и звучанию;

— «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;

— трудности с распознаванием слов;

— частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;

— затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;

— низкая скорость чтения и письма;

— игнорирование знаков препинания и т.п.

Причины возникновения дислексии:

Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников:

1) Нейробиологические

При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.

2) Генетические

Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка, является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.

Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.

3) Социальные факторы

непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в силах справиться в столь юном возрасте. Так, например, родитель старается уже в 3-4 года сделать из малыша вундеркинда, обучая его чтению и письму в кратчайшие сроки, не осознавая, что главной функцией мозга в этом возрасте является физиологическое развитие. Позже – школа, адаптация, большой объем информации, Д/З, кружки, секции… В таком ритме будет сложно даже взрослому, что уж говорить про ребенка.

социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.

Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.

неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.

Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.

Виды дислексии с примерами:

Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:

1) Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.

Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.

2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.

3) Семантическая дислексия. При таком расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее» чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем предложения и текста.

4) Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.

5) Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.

6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.

Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.

Методы коррекции дислексии

Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.

Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.

Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка, которые будут полезны при любом виде нарушения:

1. Составление рассказа по серии картинок.

2. Упражнения на развитие всех видов памяти.

3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.

4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.

5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.

6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.

7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.

Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.

Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.

Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.

Как помочь. Советы нейропсихолога

Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.

Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.

Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.

От родителя зависит многое, но в одиночку справиться с дислексией невозможно. Поэтому важно всегда обращаться к специалистам: нейропсихологам, логопедам-дефектологам, которые проведут диагностику, составят индивидуальный план коррекции и подберут эффективные методы по борьбе с конкретным видом нарушения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *