дисциплинарные науки что это
Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает
Что такое дисциплинарно организованная наука и когда она возникает
Великие открытия и идеи, характеризующие поступательное развитие науки, принадлежат так сказать переднему краю науки. Существует определенная разница между передним краем науки и способами трансляции научного знания в культуру.
Передний край науки организован проблемно: множество разных исследовательских групп предлагают свои методы и методики решения научной проблемы, в научных спорах и дискуссиях рождается истина. В то время как передача полученного знания последующим поколениям осуществляется в рамках дисциплинарно организованной науки.
Научная дисциплина понимается как определенная форма систематизации научного знания, связанная с его институализацией, с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, специфического типа научной литературы (обзоров и учебников), с определенными формами коммуникации между учеными, с созданием функционально автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки оказывается тем каналом, который обеспечивает социализацию достигнутых результатов, превращая их в научные и культурные образцы, в соответствии с которыми строятся учебники, излагается и передается знание в системе образования.
Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям. Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучающего — как доктрина. И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин. Для дисциплинарного образа науки характерны: трактовка знания как объективно-мыслительной структуры, ориентация преподавания на унифицированное расчленение и упорядочивание всего знания и изложение его в различных компендиумах, энциклопедиях и учебниках.
Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: учебного заведения и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования. Университеты были созданы во всех европейских столицах и ряде крупных городов. В период Средневековья сложилась довольно-таки четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно взаимосвязанная с ней дисциплинарная организация учебного процесса.
Формами обучения в это время были лекции и диспуты. На лекциях читали вслух и комментировали какой-либо канонический текст. А основным средством закрепления знаний был диспут. Диспут — это ритуализированная форма общения, осуществляемая по строгим правилам и нормам. Так как в Средние века преподавание и научная работа были неразрывно связаны друг с другом, то диспут к XII в. становится ведущей формой организации не только учебного процесса, но и научной работы.
В Средние века существовали многообразные варианты дисциплинарного расчленения наук. В основе одной из них лежит христианский миф о сотворении мира. И все существовавшие в то время науки классифицировались по дням творений. Такой образ наук был наивно догматичен и представлял собой своего рода комментарий к Библии на основе существовавших в то время сведений по тем или иным вопросам.
Наряду с этим существовал и другой дисциплинарный образ науки: расчленение наук по уровню абстрактности и отдаленности от чувственного бытия, по целям, задачам, средствам различных наук и т.д. Одна из первых попыток такого рода — классификация Августина в «Христианской доктрине». Она строилась на основе восхождения от чувственного знания к абстрактному, что соответствовало задачам образования того времени. В основе этой классификации лежала история, от нее через географию осуществлялось восхождение к астрономии, а потом к арифметике, риторике и диалектике. Но наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная Марцианом Капеллой. В соответствии с этой системой, в качестве спутниц высшей мудрости — филологии выступают на начальном этапе познания грамматика, риторика, диалектика (тривиум), а на последующем — арифметика, геометрия, астрономия и музыка (квадривиум). Эти свободные искусства были положены в основу средневекового образования и рассматривались как канон обучения и совокупность всего «мирского» знания. А после реформы образования Карлом Великим эта система стала эталоном всего европейского образования. Но уже и в это время намечаются попытки расширить состав квадривиума, включив в него такие дисциплины, как астрология, медицина, механика и т.д.
На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) происходит существенный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе и вслед за этим и к природознанию, подрываются идеалы и нормы средневековой учености. Научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они перемещаются в кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Италии возникают такие новые формы организации интеллектуальной жизни, как академии. Гуманисты Возрождения выступают против принудительного характера преподавания, культивируемого в Средние века, требуют от воспитания не только умственного, но и физического развития, радикально меняют содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования. Они выдвигают новый идеал — образование как формирование и развитие личности в целостности ее способностей.
На первых порах гуманисты возродили идеал универсально энциклопедического знания. В противовес дисциплинарной иерархии Средневековья систему образования они видят как схему круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом.
Но этот способ организации знания в эпоху Возрождения все же не привился. И к середине XVI в. идея систематически энциклопедического изложения всего массива знаний начинает исчезать. Это связано как с бурным ростом знания, происходящим в это столетие, так и с новыми формами организации науки.
Ситуация, связанная с ростом объема научной информации, существенным образом трансформировала способы трансляции знания. Образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения. В конце XVIII — начале XIX в. дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки, — завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова.
В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин. Структура научной дисциплины может быть представлена следующим образом. Все те исследования, которые проводятся представителями данной научной дисциплины, можно назвать передним краем исследования. Для него характерна определенная последовательность научных публикаций: статьи, материалы конференций, симпозиумов, конгрессов, съездов, препринты и депоненты. Более высокий уровень составляют обзоры и рефераты, в которых подводятся определенные обобщения проводимых на переднем крае исследований. Завершающий уровень — создание обобщающей монографии. Устоявшиеся данные научной дисциплины излагаются в учебниках и транслируются последующим поколениям.
Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 95-98 (352с.)
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки
Наука как проф. деятельность начинает формироваться в странах Европы в период бурного подъёма естествознания. У её истоков стоит Фр. Бэкон(1561-1626), утверждавший, что текущие достижения науки ничтожны из-за отсутствия правильного индуктивно-экспериментального метода и разумного управления наукой (создание учёных сообществ, библиотек, выделение профессии учёного, обеспечение учёных необходимым инструментарием). Возникает идея коллективной организованной государственной науки, т.е, академий. Коллегии наук: 28 ноября 1660г. – меморандум о создании коллегии по развитию физико-математического экспериментального знания в Лондоне. Далее – «Лондонское королевское общество». 1666г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинская, 1724г. – Петербургская, и т.д. В XVII в. основной источник н. знаний – книга, где должны излагаться фундаментальные принципы и начала «природы вещей». Книга – базис обучения, фиксации и передачи нового знания. Учёному того времени не достаточно было получить частный результат, но требовалось соотносить результаты с существующей картиной мира и дополнять её. Так работали Галилей, Лейбниц, Ньютон. Уже была необходима коммуникация между учёными – переписка. Далее объём знаний стал таковым, что весь не мог быть усвоен одним человеком.С конца XVII в. началось углубление специализации н. деятельности, возникают сообщества исследователей-специалистов с коммуникациями на национальном языке, а не латыни. Начинают издаваться н. журналы для объединения исследователей, показывающие направления исследований, а также последние достижения в н. области. Объединение учёных происходило в рамках дисциплины и по н. интересам для решения текущей задачи.В конце XVIII – 1-ой половине XIX в., из-за роста объёма н. информации, наряду с академиями возникают общества исследователей, работающих в различных областях знания.Новые формы организации науки привели к возникновению новых форм учёных коммуникаций, а также необходимости воспроизводства субъекта науки – наука утвердилась как профессия, требующая специфического образования, со своей структурой и организацией.Дисциплина – форма систематизации научного знания. Знание трактуется как объективно-мыслительная структура. Оно должно быть упорядочено и доступно для передачи. Дисциплинарная организация следует из необходимости трансляции знания последующим поколениям. Дисциплина также предусматривает соц. институты, нормы н. исследований, связи учёных, н. сообщества, организации по подготовке н. кадров. Так в период Средневековья были созданы университеты, где сложилась четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно связанная с ней д. организация учебного процесса. Тогда существовали многообразные варианты д. разделения наук. Наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная М. Капеллой: тривиум основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум продвинутых: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) дисциплинарно организованные научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни: возникают кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д.
В XVIв. в связи с ростом объема научной информации, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения. В XVIв. в Италии возникают академии. Система образования представляется там в виде круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом. В конце XVIII — начале XIX в. сформировалась дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.
В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.
Наука как проф. деятельность начинает формироваться в странах Европы в период бурного подъёма естествознания. У её истоков стоит Фр. Бэкон(1561-1626), утверждавший, что текущие достижения науки ничтожны из-за отсутствия правильного индуктивно-экспериментального метода и разумного управления наукой (создание учёных сообществ, библиотек, выделение профессии учёного, обеспечение учёных необходимым инструментарием). Возникает идея коллективной организованной государственной науки, т.е, академий. Коллегии наук: 28 ноября 1660г. – меморандум о создании коллегии по развитию физико-математического экспериментального знания в Лондоне. Далее – «Лондонское королевское общество». 1666г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинская, 1724г. – Петербургская, и т.д. В XVII в. основной источник н. знаний – книга, где должны излагаться фундаментальные принципы и начала «природы вещей». Книга – базис обучения, фиксации и передачи нового знания. Учёному того времени не достаточно было получить частный результат, но требовалось соотносить результаты с существующей картиной мира и дополнять её. Так работали Галилей, Лейбниц, Ньютон. Уже была необходима коммуникация между учёными – переписка. Далее объём знаний стал таковым, что весь не мог быть усвоен одним человеком. С конца XVII в. началось углубление специализации н. деятельности, возникают сообщества исследователей-специалистов с коммуникациями на национальном языке, а не латыни. Начинают издаваться н. журналы для объединения исследователей, показывающие направления исследований, а также последние достижения в н. области. Объединение учёных происходило в рамках дисциплины и по н. интересам для решения текущей задачи.В конце XVIII – 1-ой половине XIX в., из-за роста объёма н. информации, наряду с академиями возникают общества исследователей, работающих в различных областях знания. Новые формы организации науки привели к возникновению новых форм учёных коммуникаций, а также необходимости воспроизводства субъекта науки – наука утвердилась как профессия, требующая специфического образования, со своей структурой и организацией. Дисциплина – форма систематизации научного знания. Знание трактуется как объективно-мыслительная структура. Оно должно быть упорядочено и доступно для передачи. Дисциплинарная организация следует из необходимости трансляции знания последующим поколениям. Дисциплина также предусматривает соц. институты, нормы н. исследований, связи учёных, н. сообщества, организации по подготовке н. кадров. Так в период Средневековья были созданы университеты, где сложилась четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно связанная с ней д. организация учебного процесса. Тогда существовали многообразные варианты д. разделения наук. Наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная М. Капеллой: тривиум основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум продвинутых: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) дисциплинарно организованные научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни: возникают кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д.
В XVIв. в связи с ростом объема научной информации, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения. В XVIв. в Италии возникают академии. Система образования представляется там в виде круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом. В конце XVIII — начале XIX в. сформировалась дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.
В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.
Возникновение дисциплинарно организованной науки
q увеличением объема и разнообразия научных знаний,
q углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности
q усложнением их взаимосвязей.
Все это приводило к изменениям институциональных форм научного познания. Складывалась ситуация, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований. Для конкретного человека достаточно отчетливо определились новые пределы “информационной вместимости”, связанные как с физиоло-гическими, так и с ментальными ограничениями человека.
Век энциклопедистов постепенно уходил в прошлое. Чтобы профессионально владеть научной информацией, необходимо было ограничить сферы исследования и организовать знания в соответствии с возможностями “ин-формационной вместимости” индивида. Все это с неизбежностью вело к спе-циализации знания. Исследователь постепенно становился специалистом в одной, порой достаточно узкой, области знания, становясь “сторонним наблюдателем” в других сферах исследования и не претендуя на всеобъемлющее знание. Нарастающая специализация способствовала оформлению предметных областей науки, каждая из которых стремилась вычленить свой предмет исследования.
Фрагментация мира сопровождалась своеобразным расщеплением ранее синкретической деятельности ученого-исследователя на множество различных деятельностей. То, что раньше осуществлял отдельный мыслитель, теперь предполагает усилия коллективного субъекта познания. Отсюда возникала необходимость в поиске новых форм трансляции знания в культуре, а также новом типе воспроизводства субъекта научной деятельности.
Ситуация, связанная с ростом объема научной информации и пределами “информационной вместимости” субъекта, не только существенно трансформировала формы трансляции знания, но и обострила проблему воспроизводства субъекта науки. Возникала необходимость в специальной подготовке ученых, когда на смену «любителям науки, вырастающим из подмастерьев», приходил новый тип ученого как тип университетского про-фессора. Не случайно в данный период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно развивается сеть новых научных и учебных учреждений, в том числе и университеты. Именно в этот исторический период большинство существу-ющих и возникающих университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины.
Растущий объем научной информации привел к изменению системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно-организованного обучения. В свою очередь это оказало обратное влияние на развитие науки, и в частности на ее дифференциацию и становление
конкретных научных дисциплин.
Процесс преподавания требовал не просто знакомства слушателей с совокупностью отдельных сведений о достижениях в естествознании, но систематического изложения и усвоения полученных знаний. Систематизация по содержательному компоненту и совокупности методов, с помощью которых были получены данные знания, стала рассматриваться как основа определенной научной дисциплины, отличающая одну совокупность знаний (научную дисциплину) от другой. Иначе говоря, систематизация знаний в процессе преподавания выступала как один из факторов формирования конкретных научных дисциплин.
Специальная подготовка научных кадров (воспроизводство субъекта науки) оформляла особую профессию научного работника. Наука постепенно утверждалась в своих правах как прочно установленная профессия, требующая специфического образования, имеющая свою структуру и организацию.
Дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными блоками научных дисциплин — математикой, естествознанием, техническими и социально-гуманитарными науками— завершила долгий путь формирования науки в собственном смысле слова. В науке сложились внутридисциплинарные и междисциплинарные механизмы порождения знаний, которые обеспечили ее систематические прорывы в новые предметные миры. В свою очередь эти прорывы открывали новые возможности для технико-технологических инноваций в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности.
Конец XVIII — нач. XIX века рассматривают как вторую глобальную научную революцию, определившую переход к новому состоянию естествознания — дисциплинарно организованной науке. В это время механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.
Одновременно происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования:
q Например, в биологии и геологии возникают идеалы эволюционного объяснения,
q Физика продолжает строить свои знания, абстрагируясь от идеи развития. Но и в ней, с разработкой теории поля, начинают постепенно размываться ранее доминировавшие нормы механического объяснения.
Все эти изменения затрагивали главным образом третий слой организации идеалов и норм исследования, выражающий специфику изучаемых объектов. Что же касается общих познавательных установок классической науки, то они еще сохраняются в данный исторический период.
Соответственно особенностям дисциплинарной организации науки видоизменяются ее философские основания. Они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются объекты (от сохранения в определенных пределах механицистской традиции до включения в понимание “вещи”, “состояния”, “процесса” и другие идеи развития). В эпистемологиицентральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.
Дисциплинарная организация науки
В настоящее время наука превратилась в весьма сложную, многоплановую и многоуровневую систему знаний. Главный способ ее организации — дисциплинарный.
Дисциплина — самостоятельная отрасль какой-либо науки или часть поля деятельности в науке.
Выделяются науки, такие как математика, логика, философия, кибернетика, синергетика и т.д., выполняющие интегрирующие (объединяющие) функции по отношению ко всем прочим разделам научного знания. Их предметная область предельно широка, как бы «сквозная» для всей системы научного знания, что позволяет им выступать в роли методологической основы научного познания вообще.
Все научные дисциплины делятся на три большие группы: естественные, общественные и технические, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между ними нет — ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение (напр., на стыке технических и общественных наук находится техническая эстетика, между естественными и техническими — бионика, между естественными и общественными — экономическая география, экология, биоэтика).
Объект естественныхнаук (физики, химии, биологии, геологии и др.) – это природа и природные процессы, протекающие объективно, то есть независимо от воли и сознания людей.
Объект гуманитарных наук (таких как философия, история, филология, культурология, правоведение, педагогика и др.) – человек и общество, а также связи и отношения между людьми.
В современной науке особое место занимают науки технические науки (электротехника, электроника, радиотехника, энергетика, материаловедение, металлургия, химические технологии и др.). Предмет их исследований — техника, технология, материалы. Цель этих наук – не познание природных процессах, а эффективное использование этих процессов в производственной и иной деятельности человека.
Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Понятие «культура» многозначно.
Культура — это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью этого понятия обычно подчеркивается надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура — это все, что создано человеком (проиллюстрируем этот тезис: если посадить в землю черенок оливы, то из него вырастет новая олива. А если закопать в землю скамейку из оливы, сделанную руками человека, то вырастет не скамейка, а опять же новая олива! То есть сохранится только природная основа этого предмета, а социальное оформление исчезло).
Во второй половине XIX в. впервые философы – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и Вильгельм Дильтей стали различать «науки о природе» и «науки о духе». Это деление носило чисто теоретический характер. Но во второй половине XX в. возникло противоборство и конфронтация естественнонаучной и гуманитарной культур. Это объясняется грандиозными успехами естествознания и практических его воплощений. Создание атомных реакторов, телевидения, компьютеров, выход человека в космос, расшифровка генетического кода — все эти достижения естественнонаучной культуры изменили стиль и образ жизни человека. Гуманитарная же культура предъявить что-нибудь равноценное, к сожалению, не смогла. Но и принять стандарты и образцы мышления естествоиспытателей она упорно отказывалась.
Возникновение двух типов культур (естественнонаучной и гуманитарной (от лат. humanitas — человеческая природа) основано на двойственность мира культуры, так как всякий предмет культуры имеет две составляющие — природную основу и его социальное содержание и оформление (парта или топор).
В область естественнонаучной культуры входят:
— естественные «точные» науки, изучающие природный мир, а также связи и отношения в нем (физика, химия, биология, астрономия, ….);
— технические изобретения (компьютер, машина, диктофон, …);
В область гуманитарной культуры входят:
— гуманитарные науки, изучающие человека, общество, а также связи и отношения между людьми (философия, психология, антропология, ….);
— мораль, нравственность, этика, эстетика, искусство, музыка, литература, теория государства и права, религия.
Многочисленные споры «физиков» и «лириков» о судьбах двух культур продолжаются до сих пор. Их современный облик и структуру определяют именно естественные и гуманитарные науки, поэтому проанализируем их отличия и взаимосвязь.