дивинация что это такое
Дивинация
Смотреть что такое «Дивинация» в других словарях:
дивинация — и, ж. divination f. Гадание, прорицание. На вопрос о том, как отношусь к дивинации, отвечаю, что считаю уместным для работающих у меня. проверять в жизни данные френологического, физиогномического характера. 28. 4. 1926. Показания мартиниста Г. О … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИВИНАЦИЯ — • Divinatio, 1. искусство и дар гадания, μαντική, т. е. τέχνη. Вера в способность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во… … Реальный словарь классических древностей
Дивинация — основана на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесен. в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон). Уже в антич. времена Д … Древний мир. Энциклопедический словарь
Дивинация — (лат. предсказание). Д. основаны на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесенных в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон) … Словарь античности
МАГИЯ — • Magia, magica ars, чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек… … Реальный словарь классических древностей
Детство и молодость Цицерона — Детство и молодость Цицерона первая из цикла статей о жизни и деятельности Марка Туллия Цицерона. Содержание 1 Цицерон в Арпине 1.1 Малая родина 1.2 Семья Цицерона … Википедия
ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей
ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей
ГАДАНИЕ — [лат. divinatio; греч. μαντεία, ἡ μαντηκὴ τέχνη], искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа), о причинах возникновения к. л. жизненной ситуации (болезнь, кража… … Православная энциклопедия
Оккультизм — А. Сущность и метод. О. (от лат. слова occultus тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дивинация
Смотреть что такое «Дивинация» в других словарях:
дивинация — и, ж. divination f. Гадание, прорицание. На вопрос о том, как отношусь к дивинации, отвечаю, что считаю уместным для работающих у меня. проверять в жизни данные френологического, физиогномического характера. 28. 4. 1926. Показания мартиниста Г. О … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИВИНАЦИЯ — • Divinatio, 1. искусство и дар гадания, μαντική, т. е. τέχνη. Вера в способность людей предсказывать будущее посредством возбужденной божественной силы и узнавать волю богов, не пользуясь обыкновенными средствами ума, встречается во… … Реальный словарь классических древностей
Дивинация — (от лат. divinatio предсказываю, предчувствую) предсказание будущего на основании интуиции или наблюдений за поведением птиц и расположением внутренних органов животных, принесенных в жертву. Известно сочинение Цицерона «О дивинации». (И.А … Античный мир. Словарь-справочник.
Дивинация — (лат. предсказание). Д. основаны на представлении, что будущее можно предсказать на основе индукции (наблюдения за полетом птиц, признаками погоды, положением внутренностей у принесенных в жертву животных и пр.) или интуиции (экстаз, сон) … Словарь античности
МАГИЯ — • Magia, magica ars, чародейство. M. и религия имеют одну почву; и та и другая прежде всего основываются на той зависимости, в которой находится человек от окружающей его природы, наполненной неосязательными духами. Если человек… … Реальный словарь классических древностей
Детство и молодость Цицерона — Детство и молодость Цицерона первая из цикла статей о жизни и деятельности Марка Туллия Цицерона. Содержание 1 Цицерон в Арпине 1.1 Малая родина 1.2 Семья Цицерона … Википедия
ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей
ГАРУСПИКИ — I. • Aruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17. II. • Haruspĭces, см. Divinatio, Дивинация, 16. 17 … Реальный словарь классических древностей
ГАДАНИЕ — [лат. divinatio; греч. μαντεία, ἡ μαντηκὴ τέχνη], искусство или практика получения знаний о прошлом или будущем (судьбе) отдельного человека или целой общности (в т. ч. народа), о причинах возникновения к. л. жизненной ситуации (болезнь, кража… … Православная энциклопедия
Оккультизм — А. Сущность и метод. О. (от лат. слова occultus тайный, сокровенный) обыкновенно называют совокупность воззрений, верований и знаний по предмету таинственных сил природы и человека, или совершенно игнорируемых современной официальной наукой и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дивинация что это такое
ДИВИНА ́ ЦИЯ
[3] 1) Экстаз, восхищение (Cic. div. 1, 31) — временное состояние необыкновенного возбуждения, при котором действует пророческая сила, когда душа, отвлеченная от тела, вступает в более тесное общение с божеством. Душа, по мнению древних, от природы лишь в несовершенной степени владеет этой пророческой силой; чтобы разрешить ее и возбудить к деятельности, для этого требуется некоторое внешнее, обыкновенно, не духовное влияние. Стихийные силы воды, земли, огня могут своим влиянием на тело освободить эту силу, проявляющуюся в особенности при болезненных состояниях тела и преимущественно в час смерти. Plat. Apol. 39 C. Cic. div. 1, 30, 38. И у Гомера встречается этот последний род предсказания. Od. 18, 153. Il. 6, 447. 22, 358. 16, 843 слл. Женщин считали особенно способными приходить в состояние такого пророчественного экстаза (Кассандра, Сивиллы, Пифия);
[9] Происхождение оракулов скрывается в глубокой древности. Уже Гомер упоминает о додонском оракуле как о вполне установившемся учреждении (Od. 14, 327. Il. 16, 235), а говоря о пифийском оракуле, превозносит его богатство. Il. 9, 104. Этот последний оракул, по-видимому, имел уже тогда политическое влияние. Od. 8, 80. Впрочем, гораздо большее значение оракулы получили со времени владычества дорян; именно с этого времени возвысился дельфийский оракул, так что затемнил все другие, не исключая и додонского. Действию оракулов в это время на образование нравов и политическому влиянию их следует придавать весьма большое значение. Пока образованные жрецы, поддерживаемые лучшими и мудрейшими представителями народа, без всяких корыстных целей действовали в пользу отечества, религии и нравственности, влияние их было прочно и они пользовались большим почетом; но когда вместе с упадком народного духа и оракулы сделались орудием партий и жрецы, при возраставшем неверии и суеверии стали искать своей выгоды и обогащения, нередко даже при помощи хитрости и обмана, то они постепенно лишались и значения, и почета.
У римлян и вообще у италийских народов хотя и существовали оракулы, подобные греческим, но они совершенно вытеснены были искусственными способами гадания.
[13] b) Римляне. У римлян искусственное гадание было гораздо важнее и более развито, чем у греков. Названия относящихся сюда знаменательных явлений были: ostentum, portentum, monstrum, prodigium, omen. Portentum или ostentum означают обыкновенно чрезвычайные явления неодушевленной природы, monstrum и prodigium — необыкновенные явления в царстве животных и людей, причем monstrum по большей части обозначает противоестественное явление. В противоположность этим видимым знамениям, omen относится, преимущественно, к слуху; впрочем, это различие не всегда строго соблюдается. Говоря о видимых знамениях, мы будем называть их prodigia, а словом omina обозначать воспринимаемые слухом. И те и другие являются нечаянно. Prodigia замечались римлянами весьма часто и в весьма разнообразных видах, так как дух этого народа был устремлен на подобного рода вещи с особой суеверной наблюдательностью. В исторических книгах Т. Ливия упоминается большое число продигий. Всякий раз, когда случалось prodigium, и в особенности, если оно предвещало несчастие, считалось необходимым устроить procuratio. Принимая надлежащие меры, если не иначе, то посредством молитв и очистительных обрядов при содействии жрецов, можно было отвратить угрожающее бедствие и вновь заручиться милостью богов. Обыкновенными средствами умилостивления, которые употреблялись частными лицами и государством, были мольбы, молебные процессии, празднества с жертвоприношениями, угощения богов и т. п. Liv. 1, 20. 31. 4, 21. 5. 13. 21, 1. Во многих случаях зависело от произвола частного лица, принять и отнести к себе знамение, или же отклонить его от себя, пользуясь быстрым и спокойным соображением в ту минуту, когда оно навязывалось, и, придумывая подходящее счастливое значение, сделать для себя благоприятным то, что казалось неблагоприятным. Таким же образом поступали по отношению к omen, под которым в тесном смысле понималось всякое простое, сказанное кем-либо слово, если только в нем усматривали предзнаменование. Omen имело значение только для того, кто принимал его на свой счет (accipio omen, placet omen, или non ad me pertinet [1] ). Обращалось при этом внимание не на смысл, в котором сказано было слово, а лишь на то, как понималось оно лицом, принимавшим это omen на свой счет. От его произвола во многих случаях вполне зависело, какой придать смысл слову, желал ли он видеть в нем bonum или malum omen [2] ; но при словах, которые уже сами по себе выражали что-нибудь благоприятное или неблагоприятное, личному произволу положены были пределы. Римляне, несмотря на эту свободу принимать или отклонять omina и prodigia, оказывались в высшей степени боязливыми и предусмотрительными по отношению к ним. При совершении торжественных действий с крайней осторожностью старались предупредить всякое такое случайное явление: приносивший жертву закрывал голову, чтобы не видеть никакого несоответствующего случаю явления; жертвоприношение сопровождалось музыкой, чтобы не слышать никаких дурных omina. При наборе войск и при производстве ценза прежде всего вызывались такие лица, имена которых имели счастливое значение, напр. Salvius, Valerius и т. п.
[14] Второй род гадания, при котором не пользовались случайно представлявшимися явлениями, а намеренно искали откровения, добывал предсказания из строго определенных явлений и, в виде настоящего искусства, исполнялся особо учрежденными корпорациями, на основании передававшегося из рода в род учения. Подобные учреждения были утверждены правительством и имели постоянное и сильное влияние на государственные дела. Они у римлян пользовались таким же положением и значением, какое выпало на долю оракулов у греков. В этом гадании, производившемся публичными учреждениями, различаются четыре способа: sortes, libri sibyllini, haruspicia и auguria, из которых последние считались важнейшими и по достоинству и по общественному значению.
1) Sortes, гадание посредством жребия. Важнейшие учреждения этого рода находились в городах Præneste и Cære. О происхождении пренестинского оракула и о способе совещаний с ним сообщаются сведения Цицероном (div. 2, 41). Дубовые палочки с вырезанными на них древними буквами хранились в храме Фортуны, были вынимаемы рукой мальчика и по ним давались ответы. Macrob. Sat. 1, 23. Hor. od. 1, 35, 1. Suet. Cal. 57. Domit. 15. Sortes в Цере состояли из подобных же палочек; высыхая, они делались потоньше и иногда какая-нибудь из них случайно выпадала из связки; в таком случае находившаяся на ней надпись принималась за предсказание. Liv. 21, 62. 22, 1. (Sua sponte sortes attenuatæ).
[15] 2) Libri sibyllini. Тарквиний Приск или же Тарквиний Гордый приобрел от кумской сивиллы (прорицалище которой описывает Вергилий. Aen. 3, 441 слл.) три (или девять) книги предсказаний, в которых, по сделанному исследованию, думали найти предсказания касательно важных событий в жизни римского государства. Lactant. 1, 6, 7. Gell. 1, 19. Plin. 13, 13. К ним прибавились прорицания тибурской сивиллы, которые, по преданию, приплыли в Рим по Аниену (Anio) и Тибру, и так называемые книги братьев Марциев. Эти carmina Marciana были написаны на латинском языке (Liv. 25, 12), тогда как сивиллины книги составлены были по-гречески. Они хранились в каменном ящике под сводом храма Юпитера в Капитолии. В 84 г. до Р. Х. они были истреблены пожаром; тогда из изречений их, повсюду распространенных, сделано было новое собрание сивиллиных предсказаний, вновь пересмотренное Августом и Тиберием. Эти новые книги со времен Августа находились в двух золотых ларях под постаментом статуи Аполлона в храме Палатинского Аполлона. Suet. Oct. 31. Хранение сивиллиных книг и производство по ним предсказаний поручены были коллегии так называемых interpretes или sacerdotes Sibyllini. Коллегия эта сначала, вероятно уже в период царей (Liv. 3, 10. 5, 13), состояла из двух жрецов, а с 367 г. до Р. Х. из 10 (5 патрициев и 5 плебеев, ср. Liv. 6, 37. 42) и во времена Суллы и Августа из 15 лиц, duumviri, decemviri, quindecimviri sacrorum, sacris faciundis. Они были освобождены от всех других государственных должностей и повинностей и имели обязанность по приказанию сената и в присутствии правительственных лиц раскрывать священные книги (adire, consulere, inspicere libros), узнавать, чего можно было ожидать от какого-нибудь важного предприятия, какого умилостивления требовали боги по случаю случившихся продигий и т. п. Liv. 3, 10. 5, 13. 6, 37. 7, 27. 10, 8. Сивиллины предсказания весьма долго сохраняли свое значение и даже в позднейшие времена со стороны христиан пользовались известным вниманием.
[18] 4) augures, птицегадатели, называвшиеся в древнейшие времена также auspices. Кроме наблюдения за другими явлениями, главным занятием авгуров было гадание по птицам. Они составляли почетную коллегию жрецов, учрежденную, по преданию, Ромулом и утвержденную Нумой. Ромул избрал двух (или трех) авгуров, по одному из каждой трибы, а Нума присоединил к ним еще двоих. (Liv. 10, 6. Cic. div. 1, 15. r. p. 2, 14, 26). Впрочем, вернее, может быть, предположить, что первоначальное число трех авгуров было удвоено Тарквинием Приском. Когда в 300 г. до Р. Х. в силу lex Ogulnia к этой первоначально патрицианской должности допущены были и плебеи, то число авгуров возросло до 9 (4 патриция и 5 плебеев). Сулла установил 15 авгуров (Liv. ep. 89), и это число оставалось нормальным, а Юлий Цезарь — 16 (Dio Cass. 42, 51). Коллегия эта, в которой должно было царствовать величайшее согласие, имела право сама дополнять число своих членов выбором новых, а в 154 г. до Р. Х., по предложению народного трибуна Гнея Домиция Агенобарба (lex Domitia de sacerdotibus), выбор из числа намеченных коллегией на эту должность трех кандидатов (denominati) был представлен народу или, скорее, меньшинству народа, составленному выбранными по жребию 17 трибами. Авгуры вступали в должность не иначе как после предварительно произведенного авгурия (inaugurari); за этим непременно следовал богатый пир (cena aditialis), на котором должны были присутствовать все авгуры. Должность их прекращалась только с их смертью. Внешним знаком отличия была богатая одежда, trabea, испещренная пурпуровыми полосами, и lituus, изогнутый жезл без суков, вроде посоха. Они также владели землей в вейентской области. Наука авгуров называлась ius augurum или augurium и была изложена в известных книгах (Cic. legg. 2, 13. n. d. 2, 4). Решения их на предложенные вопросы (referre ad augures) назывались decreta или responsa augurum. Cic. div. 1, 17. 2, 28. 36. Между тем как всякий мог замечать и разузнавать случайные знаменательные явления, на обязанности авгуров лежало исследовать волю божества по правилам и указывать на условия, при которых должны были являться знамения и предвещать благоприятный или неблагоприятный исход дела. Эти знамения были пяти родов: signa ex caelo, ex avibus, ex tripudiis, ex quadrupedibus и ex diris. [19] a) signa ex caelo. Важнейшие из них: fulmina, молнии, fulgura, зарницы, tonitrua, громы назывались на языке авгуров manubiae Iovis. Cic. div. 2, 18— 21. Fest. p. 129 M; b) signa ex avibus. Птицы разделялись на oscines, т. е. такие, у которых знаменателен был голос (вороны, совы, дятлы, петухи) и alites, которых полет имел значение (орлы, коршуны). Авгур к ним обращался с вопросами (consulebat) или наблюдал за ними (servabat, observabat). Если они благоприятствовали начатому предприятию (addicere, admittere, secundare), то они назывались addictivae, admissivae, praepetes, secundae, а в противном случае, если они abdicebant, arcebant, monebant, refragabantur, то назывались adversae или евфимистическим выражением alterae; c) signa ex tripudiis или auguria pullaria, гадания по едению кур. К ним обращались во время комиций и преимущественно перед началом войны и битвы; для этой цели полководца на войне всегда сопровождал pullarius, содержатель кур. Он держал цыплят (pulli) в клетке, и если они, выпущенные оттуда, быстро устремлялись на брошенную им пищу и хватали ее с такой жадностью, что она падала на землю из клювов, то это считалось благоприятным знамением и называлось tripudium solistimum. (Cic. div. 1, 15. 2, 34). Если же куры, напротив, ничего не ели, неохотно или медленно выходили из клеток или улетали, то в этом видели предзнаменование несчастья. Иногда добивались благоприятного знамения, моря голодом кур, или же прибегали к обману (Liv. 10, 40); d) auguria ex quadrupedibus или pedestria, т. е., гадания по четвероногим животным, если, напр., перед кем-нибудь перебежала через дорогу лисица, собака и т. п., считались, скорее, частными авгуриями и, будучи нечаянными знамениями, только потому могут быть причислены к авгуриям, что и они толковались авгурами по известным правилам; [20] e) то же самое следует сказать и о знамениях ex diris. Под названием dira (dirus = malus, ominosus, gravia mala portendens) разумели всякий случайный дурной знак, который не относился ни к какому из четырех разрядов предыдущих явлений, напр. спотыкание ногой, разрыв ремня на сапоге, чиханье и т. п.
Signa ex cælo и ex avibus должны были наблюдаться с определенного места. Для этой цели всегда избирали возвышенность со свободным кругозором. В городе auspicia urbana совершались на auguraculum, находившемся на Капитолии. Временем авспиций обыкновенно была полночь при ясном небе; принесши жертву и помолившись, авгур очерчивал жезлом (lituus) пространство (templum) на небе и на земле, среди которого он хотел делать свои наблюдения (templum capere, facere), и освящал его. На этом пространстве он опять отделял меньшее место (templum) для своей палатки (capere tabernaculum), огражденной кольями, копьями, досками и холстом (locus saeptus, templum linteatum) и имевшей лишь один выход. Потом он садился, покрыв голову, и ожидал знамение. По учению етрусков, авгур обращался лицом на юг, так что восток, страна света и счастья, был от него налево, а запад, страна тьмы и бедствия — направо. Таким образом, счастливые знамения назывались sinistra, а несчастные — dextra. Verg. A. 2, 693. 9, 631. Ovid. fast. 4, 833. У греческих предсказателей дело происходило наоборот: они обращались лицом на север, а потому у них правая сторона знаменовала счастье, левая — бедствие, и в таком смысле выражения dextra и sinistra часто употребляются и у римских поэтов. Hor. od. 3, 27, 15. При авспициях важно было silentium; все должно было происходить в тишине и без малейшей помехи. Кроме наблюдения (spectio) к занятиям авгура принадлежала также nuntiatio, извещение о том, что было им замечено; если виденное им означало неудачу или препятствие, то извещение это называлось obnuntiatio.
II) Divinatio в юридическом смысле называлось судебное исследование о том, кому из нескольких обвинителей поручить обвинение подсудимого. Остальные, также желающие обвинять подсудимого в том же преступлении, получали или отказ от верховного судьи, или же позволение присоединиться к обвинению в качестве так называемых superscriptores (см. Superscriptio ). Речь, которую произносил желающий быть обвинителем, чтобы доказать на это свое право, также называлась divinatio. Такова была речь Цицерона против Цецилия, заявившего также желание выступить обвинителем Верреса.
Некоторые соображения относительно дивинации
Искусство дивинации является весьма сложным и многогранным искусством и, к сожалению, часто бывает, что нам не хватает понимания сути законов, по которым оно работает. В этой статье я хотел бы коснуться некоторых аспектов дивинационной работы с таро, что поможет отчасти прояснить вопрос и дать энтузиасту кратчайший путь овладения этой практикой.
Прежде всего, я хотел бы изложить некоторые соображения о салонной магии и гадании для других. Знание некоторых магических законов доказало мне, что подобная операция должна осуществляться крайне осторожно и только в исключительных случаях. И уж не в коем случае не становиться источником заработка.
Этот вопрос, как и вся магия, не имеет никакого отношения к морали, речь идет исключительно о целесообразности или нецелесообразности действий с точки зрения продвижения по пути великого делания.
Что происходит в процессе дивинации между оператором и квирентом? Почему-то ни в одной из известных мне книг по таро этот вопрос не был так или иначе затронут, хотя имеет первостепенное значение. Каждый знает, что дивинация является процессом взаимодействия с отдаленными архетипами коллективного бессознательного, но давайте задумаемся, что из этого следует.
В «психологии переноса» Юнг анализирует глубинные механизмы взаимодействия аналитика и анализанда в процессе прохождения архетипических областей. Этот анализ осуществляется на примере десяти стадий-иллюстраций алхимического «Розариума философов», в которых Юнг усмотрел лучший пример для иллюстрации тончайших психических механизмов. Я не вижу смысла вдаваться в этот вопрос подробно, поскольку это было бы темой отдельной статьи, но упомяну, что, согласно открытиям Юнга, в процессе взаимодействия аналитика и анализанда происходит процесс слияния бессознательных, и бессознательное анализируемого становится одновременно бессознательным аналитика. Именно здесь и находится ответ на вопрос о сущности психологической проекции – аналитик становится чем-то вроде шамана, который должен изнутри, через себя проникнуть в мир анализируемого, чтобы привести к излечению. Но при этом всегда существует опасность «психического заражения», вот почему психиатры инстинктивно стремятся отгородиться от своих пациентов, порой даже стеной враждебности.
Разумеется, этот процесс становится актуален на глубоких уровнях, когда в процессе активируются архетипы коллективного бессознательного. Так вот, я берусь утверждать, что тот же самый механизм лежит в основе взаимодействия при дивинации, поскольку активируются те же самые архетипы, при чем без предварительной подготовки и логического каркаса со стороны оператора.
Именно отсюда проистекает суеверный страх «нацеплять чужую карму». Вам может повезти, и процесс, который проходит квирент, имеет вполне позитивные архетипы, но может и не повезти. Самое худшее в том, что эти закономерности коллективного бессознательного, как правило, не осознаются и приходят в качестве «непонятных сюрпризов».
Любопытно, что в среде профессиональных гадалок существует запрет на магическую работу для себя, об этом я узнал из романа Макса Фриша «Жалобная книга». Но в этом случае гадатель должен быть «человеком без судьбы», абсолютно прозрачным проводником, на что едва ли способны многие.
Так же следует рассмотреть те случаи, когда дивинация может осуществляться для квирента. Хорошие результаты дает дивинация между аналитиком и анализандом, поскольку они уже изначально находятся в одном архетипическом потоке, и сам характер их взаимодействия располагает к осознанию этих закономерностей. По той же причине отношения учителя и ученика предполагают, чтобы ученик мог попросить наставника провести дивинацию. Допустимо, когда эта практика осуществляется между друзьями, поскольку они опять же изначально находятся в информационном пространстве друг друга и имеют возможность интегрировать открывшееся в результате дивинации.
Основой к пониманию законов, по которым работает дивинация, является фраза изумрудной скрижали «Что внутри – то и снаружи, что верху – то и внизу». Если бы человечество обладало способностью понимать хотя бы один процент этой простой, на первый взгляд, истины, мы жили бы в совершенно ином мире. Эта фраза открывает нам королевскую тайну психологических процессов
Именно на этом принципе построена дивинация – обращаясь к дивинационной системе, мы как бы прощупываем поле дальних и пока неосознанных архетипов и комплексов нашей психики, заставляя их проявиться на материальном плане еще до того, как они войдут в свою фазу.
Из этого следует, что результат дивинации – это не приговор. Более того, как это ни парадоксально прозвучит, искусство дивинации позволяет нам менять свою судьбу, вмешиваясь в процесс еще до того, как он начнет разворачиваться на арене нашей жизни. Мы как бы под микроскопом смотрим, что сейчас прорастает в нашей душе. Если это благая сила, мы всячески содействуем ей, если же прорываются энергии деструкции, потери, разрыва, мы имеем возможность отыграть их на уровне активного воображения, выкорчевываем их, словно сорняки, не давая прорости в нашей жизни.
Я позволю себе привести подобный пример из своей дивинационной работы, наглядно иллюстрирующий вышесказанное. Утром, когда мы с моей любимой женщиной собирались на первую в нашей практике официальную гностическую мессу в Ордене, она сделала расклад, и выпала десятка мечей. Я обратился к своей колоде, но и она не предсказывала ничего хорошего.
Ситуация достаточно очевидна, ибо десятка мечей, в отличие от больших арканов, не подразумевает двойных истолкований и не дает возможность какого-либо утешения – погибель, катастрофа, она и есть катастрофа.
И действительно, десятка не заставила себя ждать уже в электричке, когда я по некоторым причинам чувствовал волны ревности, смешанные с яростью. На какой-то момент мне показалось, что образ любимой стал смешиваться с другим, ненавистным мне образом матери, и я был в шаге от того, чтобы взорваться, как баллон с газом. Но и моя спутница была в состоянии, близком к десятке по своему эмоциональному фону. Что заставляло меня сдерживаться изо всех сил – это осознание значения выпавшей карты, которая со всей наглядностью говорила – ошибка сейчас будет фатальной. Благодаря предсказанию я получил дополнительный и весьма сильный аргумент в пользу отказа от потворства своим бессознательным неврозам и проекциям.
Следующий эпизод не заставил себя долго ждать: вскоре я оказался в весьма унизительной для себя ситуации, когда не смог оплатить диск, который стоил в три раза дороже, чем обычно. Не зная о цене, я попросил показать этот диск, и когда оказалось, что у меня на данный момент не хватает денег, я был готов взорваться от отчаяния.
Комплекс, связанный с деньгами и всем, что имеет к ним отношение, является для меня одним из самых мучительных и непроработанных, посему можно представить мои чувства. В другой ситуации я наверняка оказался бы одержим своим отчаянием, сорвался бы на свою спутницу, вошел бы в какую-нибудь из деструктивных ролей. Но именно четкая память об утреннем предсказании хранила мой разум. Ясное понимание, что сейчас нашим отношениям грозит погибель, позволило мне дважды пройти по краю пропасти, не упав в неё. Утренняя дивинация стала своего рода интеллектуальным буфером, который успешно тормозил мои реакции и блокировал наиболее вероятный исход.
Прежде чем продолжить, я хотел бы сделать несколько общих замечаний. При работе с таро существуют две противоположные опасности. Первая опасность выражается в том, что, получив неблагоприятный прогноз, мы спешно «перегадываем», требуя у колоды что-нибудь более приятное. Конечно, если сто раз тянуть карту, по крайней мере одна из них будет позитивна. Здесь мы имеем дело с желанием смазать прогноз, как бы обесценить его в своих глазах или, на худой конец (что совсем не годится), сказать что-то вроде «ну это всего лишь карты» и постараться прогнать неприятные мысли. Это очевидное неуважение к системе, с которой работаете, рано или поздно будет наказано.
Другая опасность – воспринимать предсказание как приговор, который не подлежит обжалованию. На самом деле точная дивинация – отнюдь не приговор, а выяснение, какие силы в нашем бессознательном наиболее активны и скоро отыграются вовне. Конечно, превратить «Луну» или «Башню» в «Звезду» едва бы удалось даже самому Кроули, (впрочем, Кроули, наверное, нашел бы свою прелесть и в болотах «Луны»), но вот пройти Луну с минимальными потерями, предвидя, что на пути болото и заранее соорудив хороший посох – явно не повредит.
Читатель может обеспокоиться по поводу: не нейтрализуются ли подобным образом и позитивные события нашей жизни? Но это абсурд: неужели, узнав о готовящемся проявлении в нашей жизни дружественного нам архетипа, мы встанем у него на пути? Пожалуй, на это способны только крайние невротики. Напротив – узнав, в какой области ждать приятных сюрпризов, мы в соответствии с Дао станем более открыты и начнем идти навстречу тому, что нас ожидает, усиливая это своим желанием и Волей.
Таким образом, дивинация становится своего рода духовной практикой следования потоку Дао. Если на пути потока неизбежны камни, эта практика поможет подготовиться к прохождению тягостной фазы. Скажу больше, в некоторых случаях таро способно показать единственный выход и направить нас к нему, даже в весьма безнадежных ситуациях.
Приведу следующий пример. Некогда, оказавшись в кризисе из-за разрыва личных отношений, которые на тот момент мне были особенно дороги, я решил обратиться к картам Таро. Расклад ошеломил меня точностью предсказаний.
Первая карта называлась «то, что прошло», и в ней был Иерофант. Дело в том, что я действительно в свое время был учителем и наставником женщины, о которой шла речь, но сложившиеся обстоятельства сделали невозможными ни духовные, ни личные отношения. Иерофант в разделе «то, что прошло» был мне чем-то вроде удара под дых, и я поспешил открыть другую карту.
Вторая карта обозначала «то, что сейчас», и была Колесничий. Это очень сложная карта, которая, с одной стороны, связана с волевым усилием к кристаллизации психики, а с другой – с сильнейшим эмоциональным аффектом: воды великого моря Бина как бы «выплескиваются» в Гебуру. Колесничий предельно точно отразил тяжесть того состояния, в котором я пребывал.
Следующая карта была ответом на вопрос «Что будет, если цепляться и упорствовать на прошедшем». Ответ был явно неутешителен и весьма конкретен – тройка мечей, то есть вся тяжесть и скорбь великого моря. Действительно, в той ситуации, в какой я находился, любой активное действие было обречено усугублять невыгодность моего положения.
На четвертую карту возлагались особые надежды, поскольку она должна была показать альтернативный путь, выбор, другой вариант, нежели на который я рассчитывал. Результат озадачил – Королева чаш.
Мы знаем: если выпадают большие арканы, речь идет о глобальном архетипическом влиянии, если малые – то обычно это личные комплексы. Но карты двора представляют влияние других людей, которое по какой-то причине стало определяющим.
Вот это да, думал я, да где же в моей жизни может появиться женщина, да еще Королева чаш? С Королевой чаш у меня была ассоциация весьма конкретных качеств и свойств, и тогда я ошибочно думал, что они несовместимы с высоким интеллектуальным уровнем. Как оказалось, это было обычное мужское предубеждение.
Покопавшись в памяти, я решил, что больше всего на Королеву чаш похоже одна женщина из моего далекого прошлого, которая в свое время стала причиной пробуждения во мне кундалини. Тогда я был слишком молод, слаб и наивен, но с тех пор приобрел уровень и знания, которыми не обладал никто, по крайней мере в губернии, где мне выпало родиться и жить. Я продумывал налаживание контакта с тщательностью шпиона, но мой план был провален намертво в связи с такими истерично-шаблонными установками последней, что останавливаться на этом подробнее я не вижу необходимости.
Но не может же быть, что карты что-то напутали в таком раскладе, думал я. Королева чаш должна быть обнаружена, я внимательно просматривал «по характеристикам» женщин, с которыми так или иначе пересекался, пока наконец не получил озарение.
Карты оказались полностью правы, и та, что на самом деле явилась, как Королева чаш, оказалась для меня истинным спасением и идеалом, который я искал все это время.
На этих двух примерах я продемонстрировал некоторые тонкости работы с таро, которые могут быть непонятны в самом начале практики, но которые важно осознавать.
Пожалуй, на этом я закончу эту статью и каждый вправе делать свои выводы.