для чего бог создал левиафана
Для чего бог создал левиафана
Левиафан является крупным водным существом. Библия описывает его как грозного зверя, обладающего чудовищной свирепостью и великой силой. Корень еврейского слова “левиафан” имеет значение “свитый” или “скученный”. Текст в Исаии 27:1 упоминает левиафана как “ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея… морское чудовище” (тут и далее – перевод Российского Библейского общества). Кем бы ни был этот морской монстр, его сила и дикая природа были хорошо известны.
В Ветхом Завете содержится несколько упоминаний о левиафане. Большинство текстов описывают его как реальное существо, известное людям (которые, конечно, держались на расстоянии) по репутации, если не по реальным столкновениям. В Псалме 104:25-26 Бог прославляется как Тот, кто создал среду обитания для левиафана: “Вот огромное, необъятное море, и без числа в нем тварей морских. Там животные большие и маленькие. Там плавают корабли. Левиафан, Твое творение, резвится там”. Только великий Бог мог создать левиафана, а затем дать достаточно пространства, чтобы позволить ему безопасно “резвиться”.
В Исаии 27:1 левиафан используется как символ нечестивых земных царей, противостоящих Божьему народу. Великая сила, которой обладали нечестивые народы, могла наводить ужас, но Бог заверяет Своих детей, что зло, каким бы чудовищным оно ни казалось, будет побеждено: “В тот день Господь мечом Своим грозным, великим и крепким, покарает Левиафана, ускользающего змея, Левиафана, извивающегося змея, – убьет Он морское чудовище!”. Псалом 73:14 содержит аналогичное упоминание о победе Бога над левиафаном. В этом месте, скорее всего, имеется в виду египетский фараон.
Главы 40 и 41 книги Иова дают наиболее подробную информацию о левиафане как реальном морском существе. Тут Бог описывает левиафана, подчеркивая размер, силу и злобу животного. Левиафан не может быть привязан или приручен (Иова 40:20-24); на него страшно смотреть (41:1); его лучше оставить в покое (41:2-3). Левиафан имеет изящный вид (41:4), но невероятно хорошо защищен чешуей (41:5). Его спину невозможно пронзить (41:7). Он имеет устрашающую пасть (41:6). Даже храбрецы боятся левиафана (41:17). Ни один меч, копье, дротик или стрела не могут победить его (41:18). Он не может быть скован, потому что разрушает железо, как солому (41:19). Он боронит землю своим брюхом, воду он заставляет бурлить и оставляет светящийся след (41:23-24). Божье описание левиафана заключается утверждением, что он является истинным царем зверей: “Нет на земле подобного ему – создания, которому страх неведом” (41:25).
Смысл текста из книги Иова заключается в том, что левиафан находится под Божьим контролем. Иов сомневался в Господе (Иова 26-31), но Он обращает вопрос к нему, используя мощь левиафана, чтобы подчеркнуть слабость и хрупкость Иова. Если Бог создал левиафана (животного, перед которым Иов не мог устоять), то насколько же велик Бог? Почему Иов даже пытается препираться со Всевышним?
Левиафан был опасным существом, которое обращало опытных воинов в бегство. Он не является мифом, а реальным морским существом, которое подчинялось лишь своему Творцу. Как говорит Бог в Своем описании левиафана: “Кто выйдет мне навстречу – поплатится. Все, что есть под небесами, – Мое!” (Иова 41:3).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Левиафан
История персонажа
История происхождения
Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом.
Баал
Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.
Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.
Левиафан
Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».
Легенды и мифы
В текстах толкователей Торы также встречаются упоминания о левиафане. Считается, что у морского чудовища левиафана нет пары. Бог создал левиафана, как и прочих животных, и вначале существовали самцы и самки. Однако затем Бог решил, что это его создание станет опасным для остальных, если расплодится, и самок уничтожил. Так левиафаны потеряли возможность размножаться.
Архангел Гавриил
В одном трактате говорится, что левиафана убьет архангел Гавриил. Мясо чудовища будет приготовлено для пира, который устроит Господь для праведников. А проходить этот пир будет внутри шатра, который сделают из кожи убитого морского монстра.
Левиафан в культуре
Левиафан часто «всплывает» в культуре. Борис Акунин назвал так детективный роман, где одноименный пассажирский корабль следует из Великобритании в Индию. Главный герой Эраст Фандорин на борту «Левиафана» оказывается втянутым в расследование убийства английского лорда в Париже.
Писатель Борис Акунин
Название «Левиафан» дал книге и другой писатель – американский фантаст Скотт Вестерфельд. Это роман для подростков в жанре стимпанка. «Левиафан» здесь – живой летающий корабль, который отправляется из Британии в Стамбул с некой загадочной дипломатической миссией.
Российский фантаст Ник Перумов опубликовал цикл книг «Семь зверей Райлега», где Левиафан присутствует как один из Зверей.
Образ левиафана появляется также и в кинематографе. В 1989 году итальянский режиссер Джордж Косматос снял фильм ужасов «Левиафан». Именем морского чудовища там назван советский военный корабль, на борту которого проводились некие секретные эксперименты с опасным вирусом, из-за которых экипаж погиб, а корабль затопили.
Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»
В 2014 году, российский режиссер Андрей Звягинцев снял фильм, который тоже носит название «Левиафан». Это социальная драма, где образ морского чудовища из Библии используется как метафора государственной власти. Сам фильм представляет собой современную кинематографическую интерпретацию библейской истории об Иове.
В сериале «Сверхъестественное» левиафанов много. Это монстры, главные противники братьев Винчестеров в седьмом сезоне. Левиафанов «притащил» в мир людей ангел Кастиэль, который посетил Чистилище, где левиафаны обитали раньше, и поглотил все обитавшие там души.
«Левиафан» в сериале «Сверхъестественное»
Кастиэль сделал это, чтобы обрести силу, равную божественной, однако «не справился с управлением». В конце концов, левиафаны разорвали ангела и выбрались наружу, распространившись по свету через воду, как и полагается морским монстрам. Вместе с водой левиафаны «просочились» в тела людей, в оболочках которых стали расхаживать по земле.
Главным среди левиафанов стал некто Дик Роман, который тут же принялся вынашивать злобные планы касательно будущего человечества. Персонажа сыграл актер Джеймс Патрик Стюарт.
В фантастическом сериале «На краю вселенной» левиафаны – живые биомеханические космические корабли, некогда созданные искусственно, но со временем «прокачавшие» интеллект и самосознание. Получив свободу, этот «народ» принялся бороздить просторы вселенной и сам по себе, и с экипажами на борту.
Левиафан в сериале «На краю вселенной»
В вымышленной вселенной комиксов «Марвел» «Левиафан» – название советской террористической организации, которая создана как ответ германской «Гидре».
В американском телесериале «Агент Картер» на организацию «Левиафан» работает ряд второстепенных персонажей – советские шпионы, гипнотизеры и киллеры. По сюжету, группу организовали по личному приказу Сталина после завершения Второй мировой войны. Члены группы должны похитить военные разработки Говарда Старка, отца Тони Старка — Железного человека.
Живое Предание
Кто такой Левиафан?
Директор Школы библейской филологии, преподаватель СПбДА.
Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Рассказчик — иерей Алексий Волчков. Смотрите ролик или читайте его расшифровку:
Дорогие друзья, у нас сегодня беседа в жанре «Библейские слова в обыденной жизни» и сегодня мы поговорим о Левиафане. Известное слово, которое вошло в плоть культуры европейцев. Есть сочинение Гоббса «Левиафан», есть и понятие о Левиафане как о чем-то могучем, неподконтрольном власти человека, чья сила выше всех наших сил и усилий. Недавно вышел фильм нашего режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», и поэтому это слово нам всем знакомо. Впрочем, вот что еще называли Левиафаном люди в разные времена: газовые месторождения, разные виды вооружения — военные корабли, танки. Так назывался роман Бориса Акунина. У всех этих предметов есть нечто общее — это нечто громадное, мощное, вызывающее ужас.
Немногие люди знают, что Левиафан «родом» из Библии. В Библии несколько раз упоминаются Левиафаны, по-еврейски Ливъятан, и есть множество статей и книг, в которых описываются эти существа. Упоминаются в Библии и такие первобытные чудища, как Бегемот, Море-Ям, Рахав, Змей.
Этимология слова «Ливъятан» определяет его изначальное значение как «скрученный, свитый». Такие слова, как «венец», «петля», являются однокоренными с ним. Нечто живет в море, извивается, вьется и является воплощением чего-то первобытного и могучего.
Многие считают, что у Бегемота и Ливъятана были взаимоотношения. Бегемот жил на суше, Левиафан — в море, и между ними были своеобразные отношения, как у Чужого и Хищника. В Талмуде же сказано, что ни у одного, ни у другого существа пары не было, так как Всевышний уничтожил их пары, чтобы эти чудища не могли размножиться, потому что их сила почти сопоставима с силой Бога.
Как интерпретируется образ Левиафана и Бегемота в Библии? Есть две тенденции, и одна из них более древняя. Левиафан считался древним соперником Бога, который был почти равен по силе с Богом, и боролся с ним. Жители Месопотамии считали, что Бог создал мир из трупа побежденного змееобразного чудища. Конечно, в Библии не рассказано об этом явно, но отголоски предания о том, что была некая первобытная битва Бога с неким древним гадом, которого Бог одолел, остались. Например, смотрим псалом 73, стих 14: «Бог сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям». Или пророк Исайя, глава 27, стих 1, пишет: «В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, большим и крепким Левиафана, змея прямобегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». То есть Бог уже победил это чудовище, но во времена Апокалипсиса он победит его окончательно. Как отмечает Талмуд, из кожи Левиафана Господь сделает палатки, в которых будут жить праведные израильтяне. А мясо Левиафана будет подано на пире, в котором будут участвовать Авраам и все праведники.
Есть и другая традиция интерпретации образа Левиафана, более экологичная по отношению к древним чудищам. Псалом 103, читаемый каждый день на вечерне в каждом православном храме, говорит: «Это — море, великое, пространное. Там — пресмыкающиеся, которым нет числа, животные и малые, и большие. Там плавают корабли, там этот Левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс 103:25-26). Здесь Левиафан предстает как часть экосистемы, которую сотворил Бог, чтобы он играл в океане и радовал этим Бога.
Книга Иова также уделяет много внимания первобытным существам. Главы 41 и 42 целиком посвящены описанию Бегемота и Левиафана. Там есть слова: «Нет на Земле подобного ему, он сотворен быть бесстрашным, на все высокое смотрит смело, как царь» (Иов 41:25). Левиафан описывается как царственное существо, на которое невозможно возложить ярмо, которому невозможно вдеть кольцо в нос, которое нельзя обуздать. Бог говорит Иову: я создал Левиафана, и Бегемота можешь ли ты сотворить подобное? Я — Бог, а ты — Иов.
В апокрифических и новозаветных текстах торжествует негативное отношение к этим тварям. В Откровении Апостола Иоанна описывается «зверь, выходящий из моря с семью головами», — это Левиафан. «Большой дракон с семью головами» — тоже. В Откровении так же описывается последняя победа Бога над всеми его врагами, и будет низвержен древний дракон, древний змей, и Сатана. То есть Левиафан отождествляется с Сатаной.
Однако все же отношение к Левиафану в корпусе библейских текстов дает большую надежду на то, что и люди, и звери, и даже древние чудища — Левиафаны и Бегемоты — однажды будут жить мирно.
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания
Таинственное библейское животное.
Таинственное библейское животное.
В Библии мы встречаемся с разными животными. Практически все они нам известны… Эти Божии создания живут своей жизнью, прославляют Творца и совсем не пугают человека.
Но есть одно живое существо, которое вызывает у жителя библейских времен страх. Оно названо таинственным именем Левиафан.
Что это за зверь, бороздящий моря и реки, несокрушимый и огромный? Древний динозавр (были предположения, что, раз это чудовище живет в воде, можно говорить о том, что это водоплавающий динозавр – например, плезиозавр). А может быть, это какое-то из известных науке существ. Читатели Библии спрашивают об этом очень часто.
Об этом – наша небольшая статья.
. Несмотря на то, что древние художники изображали как Левиафана некое чудовище, есть все основания думать, что Библия, говоря об этом легендарном животном, имеет в виду…крокодила.
Само древнееврейское слово ливьятан (отсюда наше левиафан) точно переводится как свернувшийся. Оно или оставлялось без перевода (отсюда некий таинственный Левиафан в нашей Библии), либо переводилось древнееврейским танин – змей, дракон.
В Палестине крокодилы не водятся. Но некогда евреи жили в Египте, где встречались с нильским чудовищем – крокодилом, достигавшим 7 метров в длину. Существом быстрым, сильным и страшно опасным. Кроме этих личных встреч, существовали рассказы, которые передавались из уст в уста, обрастали подробностями.
Особенно выразительное описание Левиафана, сопровожденное сказочными чертами, мы находим в книге Иова.
Мы помним, что Иов – это страдающий безвинно праведник. Показывая, что человек не может понять замыслы Божии, Господь говорит, что человек не может понять даже то, что находится рядом, даже природные явления, даже природный мир.
«…Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих. Можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов, гл. 40-41).
Как легко увидеть, здесь сплетены воедино реальные данные и мифологические, легендарные черты. Левиафан предстает животным, с которым не может сразиться никто из живущих на земле. Как говорит пророк Иезекииль, Левиафан, «лежа среди рек своих», говорит: «»моя река, и я создал ее для себя»» (Иез. 29, 3).
Но, каким бы великим и несокрушимым это животное ни было, оно подвластно Богу. Оно – Его творение. В 103-м псалме рассказывается, как плещет море свои воды: «…Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс. 103, 25-26). Выражение «играть в нем» показывает, что Бог играет с этим морским чудовищем, как с рыбкой.
Для человека – Левиафан ужасен, но для Бога, великого Творца, это просто одно из Его созданий.
Размышляя о тайне мироздания, древний человек, наделив Левиафана сказочными чертами, идет еще дальше. Левиафан становится символом противящихся Богу злых сил. В реальности, это животное не может, да и никогда не будет противиться Богу, как уже было сказано, это – одно из творений Божиих. Но, в силу своей ужасности и таинственности, Левиафан наделяется сатанинскими чертами. Он, как говорит древний автор, – предводитель мятежа против Бога, начальник темных бесовских сил.
Все море – пугает. Вся водная стихия своей зыбкостью, таинственностью ужасает. Особенно страшен Левиафан – царь водной пучины.
Если для нас сегодня сатана – это один из духов, невидимо пребывающий рядом с нами и враждующий против Божьих замыслов, против человека, то для библейского автора – сатана действует не непосредственно, но через Левиафана.
Изображая конец света, древний автор говорит, что Бог убьет Левиафана и в его лице покончит с сатаною: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27, 1). «Я вложу крюк в челюсти твои и к чешуе твоей прилеплю рыб из рек твоих, и вытащу тебя из рек твоих со всею рыбою рек твоих, прилипшею к чешуе твоей; и брошу тебя в пустыне, тебя и всю рыбу из рек твоих, ты упадешь на открытое поле, не уберут и не подберут тебя; отдам тебя на съедение зверям земным и птицам небесным» (Иез 29, 4-5).
Конечно, понимать буквально эти слова нельзя, как нельзя буквально воспринимать и утверждение книги Апокалипсис, что Бог уничтожит все море (Апок. 21, 1). Это лишь способ выразить идею об окончательном уничтожении зла и о торжестве добра. Не будем забывать, что Библия – это и документ своего времени, в котором о вещах духовных говорилось простым и понятным современникам языком.
Вот кто такой этот мифический, пугающий читателя таинственный зверь из пучины, библейский Левиафан.
Фотографий левиафана я вам не предоставлю. Но зато, благо мы говорим о животных, подарю вам несколько фотографий, сделанных мною в зоопарке.
Вот и вчера гуляли с дочерью 2 часа по зоопарку и знакомились со зверюшками. Иногда, если фотоаппарат при себе, можно сделать фотографию на память.
Для меня это особенно важно, потому что наша Иустина любит рассматривать фотографии животных. Собственно, для нее я и сделал большую подборку фотографий животных, с которыми она знакома по посещению зоопарка.
Поделюсь несколькими фотографиями и с вами.
Уже входя в ворота зоопарка, понимаешь, что здесь животные и люди равны.
Ленинградский (он и сегодня так называется) зоопарк считается неплохим, но многое не просто из дня вчерашнего, а из дня позавчерашнего.
Вот как эти клетки для. кроликов. Кроликов, конечно, за такими решетками не видно, но зато безопасно, на людей не нападут
Любимые для детворы звери – белые медведи. Они ведут себя забавно. Катаются в застекленном вольере по снегу, плавают в воде.
Раз в несколько лет у супружеской пары белых медведей рождаются малыши. Вот тогда у клетки можно стоять часами.
Мама играет с малышами, чему-то их учит или просто следит, чтобы кто не обидел.
Как-то стоим с дочерью и смотрим за мишками. Медведица дремлет, медвежата играют. Вдруг где-то затарахтел отбойный молоток (в зоопарке идут работы). Мама тут же встала, рыкнула, и медвежата подбежали к ней. Мама увела детей с улицы в помещение.
Через какое-то время отбойный молоток перестал работать. Медведица высунула морду, посмотрела, понюхала воздух и опять вышла. И за ней – белые комочки.
Хитрые вороны все время пытаются утащить у медвежат еду. Но те птиц гоняют.
Отдельная тема – птицы Ленинградского зоопарка. Здесь очень сильное собрание редких пернатых.
Грустный волк. Похоже, он, живя в зоопарке, уже стал ручным. Поманишь его, он подбегает и начинает.
. лизать стекло перегородки.
Наступает время обеда. Догоняю служителя зоопарка и заглядываю в миски.
Да, звери питаются не хуже, чем мы с вами.