для чего бог создал мужчину
Cоздание мужчины и женщины по Библии
К созданию мужчины и женщины по Библии Бог приступил на шестой день к венцу своего творения, говоря: “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Библия, Бытие 1.26).
Множественное число » Мы » указывает на то, что Бог существует во множестве лиц, Отца, Сына и Святого Духа. Так человек в своем духовном аспекте сотворен по образу Святой Троицы. В Книге Бытия 2 мы читаем, что в то время как тело человека состоит из земли и воды (слово “Адам” означает “земля”), его душа вдыхается в него самим Духом Божьим. Поэтому по своей природе он и материален, и духовен.
Версии Богословов
Святой игумен (конец VI/начало VII века) Анастасий Синаит указывает, что до упоминания о сотворении человека в Книге Бытия Бог упоминается только одним словом — “Бог”, тогда как после этого он имеет двойное имя — “Господь Бог”.
Это тонкое пророчество, что Бог приобретет вторую природу, когда он станет человеком в Иисусе Христе! Поэтому уже с самого начала Бог знал, что ради спасения своего величайшего творения он примет человеческую природу, став, как говорили святые апостолы Фома в день Воскресения, “Господом моим” (в своей человечности) и “Богом Моим” (в своей божественности) (Иоанн 20.28).
Образ Божий в человеке был по-разному истолкован святыми отцами, но общее согласие состоит в том, что он относится к тому, что отличает человека от животных – его свободной воле, его рациональности и его вечности.
По словам святого христианского богослова Григория Нисского, человек создан по образу Божию, потому что он создан по образу Господа Иисуса Христа, Второго Лица Святой Троицы и Богочеловека. Подобно художнику и его модели, Бог взял воплощенного Христа в качестве своего образца в творении человека.
Василий Великий
Про создание мужчины и женщины, святитель Василий Великий (ок. 330—379) пишет: “Мы обладаем одним творением, мы приобретаем другое свободной волей. Другими словами, мы используем нашу свободную волю, чтобы направить нашу сотворенную природу, которая имеет возможность приобрести подобие Бога, к фактическому обладанию этим подобием.
Подобие Божие в человеке есть обожение, святость, полное обитание Святого Духа. Адам был свят и подобен Богу в начале, но он потерял эту святость в падении.
Владимир Лосский
Современный французский богослов Парижской школы Владимир Лосский (1903-1958) пишет: «образ нельзя объективировать, можно сказать, «натурализовать», приписав его той или иной части человеческого существа.
Быть по образу Божию, утверждают отцы, в конечном счете означает быть личностным существом, то есть свободным, ответственным существом. Почему, спрашивается, Бог сделал человека свободным и ответственным? Именно потому, что он хотел призвать его к высшему призванию: обожению, то есть стать по благодати, в движении столь же безграничном, как Бог, тем, чем Бог является по природе. И этот призыв требует свободного ответа; Бог желает, чтобы это движение было движением любви…
Григорий Нисский
«Личное существо способно любить кого-то больше, чем его собственная природа, больше, чем его собственная жизнь. Человек, то есть образ Божий в человеке, есть тогда свобода человека по отношению к своей природе, «факт освобождения от необходимости и не подчинения господству природы, но способность свободно определять себя» (Св.Григорий Нисский).
Сотворение мужчины
Ева также приняла участие в Богоподобии Адама; и единство, и различие полов заключены в словах: “по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину” (Бытие 1.27).
Но в самом начале был только самец рода, Адам, чье тело было создано из праха, смешанного с водой, и его душа из “вдыхания” Духа Божьего (Бытие 2.7).
В некоторых текстах говорится, что человек состоит из духа, души и тела. “Дух” — это высшая часть души, с которой человек вступает в молитвенное общение с Богом. Кроме того, как указывает преподобный Серафим Саровский, можно сказать, что Дух был частью первоначального состава человека – до того, как он потерял его после грехопадения.
Сотворение женщины
Однако, рассудив, что Адам не должен быть одинок и нуждается в “подобном ему помощнике” (Бытие 2.18, 20). Господь Бог навел на человека глубокий сон [“экстаз” в греческом тексте Септуагинты], и пока он спал, взял одно из его ребер и закрыл его место плотью; и ребро, которое Господь Бог взял у человека, которого он превратил в женщину, и привел ее к мужчине.» Еврейское слово, переводимое здесь как “глубокий сон”, тардема, на самом деле означает “визионерский транс”, что близко к “экстазу” Септуагинты.
Современные Богословы пишут: “описание женщины, сделанное из мужского ребра», привело к ошибочному выводу, что женщины уступают мужчинам, потому что они происходят из одной небольшой части мужской анатомии.
Тем не менее, Бог сказал Моисею сделать четыре золотых кольца для Ковчега Завета: “два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его”. Точно так же, когда Бог берет от мужчины, чтобы сделать женщину, Ева исходит из всей стороны тела Адама, а не из одного ребра.
«Собственные слова Адама проясняют, что Ева исходит от одной из его сторон, когда он заявляет о своей жене: «наконец, это кость от моей кости и плоть от моей плоти!(Бытие 2: 23). Если бы Ева была сотворена только из ребра этого человека, Адам мог бы только сказать, что она была «костью от его кости». «Как кость и плоть Адама, женщина — это вторая половина мужчины». «Когда мужчина и женщина прилепляются друг к другу и возвращаются к тому, чтобы быть «одной плотью», две равные половины человечества объединяются.
Создание мужчины и женщины как изначальная пара в Книге Бытия представляет Божье видение равенства и взаимодополняемости между полами.
Невеста Христа, из крови и воды, которые текли с его стороны во сне смерти на кресте. ”Не без значения, — пишет святой Амвросий, — что женщина была сделана из ребра Адама. Она не была сделана из той же земли, что и он, чтобы показать, что создание мужчины и женщины и физическая природа идентичны и что вместе они были одним источником для размножения человеческого рода.
Таким образом, ни мужчина не был создан с женщиной, ни двое мужчин, ни две женщины не были созданы в начале, но сначала мужчина, а затем женщина.
Бог желает, чтобы человеческая природа была установлена как единое целое. Поэтому с самого начала нашей расы он исключил возможность возникновения различных натур.
Различия мужчин и женщин
И все же есть различия мужчин и женщин. Эти различия ради полового размножения – но не только для этого…
Таким образом » Адам сказал: ”Это теперь кость от моей кости и плоть от моей плоти; она будет называться женщиной, потому что она была взята из мужчины. Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут они в одной плоти”.
Таким образом, Адам, — пишет святой Ефрем, — был, один в том, что он был человеком, два в том, что он был сотворен мужчиной и женщиной”. Опять же: “он почитал [Еву]», пишет св. Иоанн Златоуст, “и сделал их едиными, еще до своего сотворения». Но «мудрый совет Божий вначале разделил одно на два; и желая показать, что даже после разделения оно все еще остается одним, он не допустил, чтобы продолжение рода было возможно только через одного человека….»Итак, — заключает Святой Отец, — можно видеть, что они едины, ибо она сотворена с его стороны, а они как бы две половинки.”
Духовная интерпретация полов
Более духовная интерпретация дифференциации полов состоит в том, что через нее Бог привил природе каждого из нас интуитивное понимание отношений между Богом и его творением, причем Бог занимает мужскую, активную роль спасителя и защитника, в то время как человек по отношению к Богу принимает женскую, пассивную роль. Многие библейские отрывки изображают Бога как жениха человеческой души…
Современные сторонники идеологии утверждают, что половые различия не важны и поэтому могут быть “пересмотрены”, что мужчины могут стать женщинами, а женщины — мужчинами. Однако, согласно Священному Писанию, различие — и притяжение между мужчиной и женщиной существовало с самого начала, еще до грехопадения. Когда Ева была сотворена из стороны Адама, он сказал о ней: “это теперь кость от кости моей и плоть от плоти моей; и она будет называться женщиной [Иша по-еврейски], потому что она была взята из человека [Иша]”.
Адам признает, что они одной плоти – другими словами, что они женаты – физически женаты.
Эти слова, как пишет епископ Николай Велимирович, являются «основанием и причиной таинственного притяжения и союза между мужчиной и женщиной”. Они ”стали, — пишет святой Астерий Амасейский, — общим признанием, обращенным от имени всех мужчин ко всем женщинам, ко всему женскому полу. Эти слова связывают все остальное. Ибо то, что происходило в начале в этих первозданных, перешло в природу их потомков”.
”Таково происхождение, — пишет протоиерей Лев Лебедев, — непреодолимого влечения мужчины к своей «жене» (женщине) как к самому необходимому дополнению его собственной природы. Союз в любви с женщиной может быть заменен только Союзом в любви с Богом, который неизмеримо глубже. Именно на таком единении с Богом основано монашество, поэтому оно не приводит к психологическим комплексам. Но монашество не для всех, это удел особых людей, «которые могут вместить» это состояние. Но для большинства женщина остается одним из самых необходимых условий нормального существования.
Половой акт в духовном аспекте
Христианский богослов Григорий Нисский (около 335—394) утверждает, что весь аппарат половых анатомических различий и полового размножения, будучи аспектами “одежд из кожи”, данных Адаму и Еве после их грехопадения, возник только после грехопадения.
Если это так, то половой акт имел место, как указывает Святой Иоанн Лествичник, только после падения.
Но факт остается фактом, что Адам был мужчиной, а Ева женщиной уже в раю, до грехопадения, что они были женаты и одной плоти уже в Раю. У них было физическое влечение и они были привлечены друг к другу естественным, но безгрешным, непогрешимым образом.
Так, святой Кирилл Александрийский пишет о теле Адама до грехопадения, что оно “не было полностью свободно от вожделения плоти”. Ибо хотя она и была вне порчи, у нее действительно были врожденные аппетиты, аппетиты к пище и размножению. Но самым поразительным было то, что его ум был свежим. Ибо он свободно делал то, что хотел, видя, что его плоть еще не была подвержена страстям, вытекающим из тления.
Для чего Бог создал мужчину?
Почему Бог создал Адама? В чем его предназначение? Если вы понимаете, для чего что-либо создано, значит, вы знаете его предназначение. Охотничья собака любит воду, лев любит охоту, ястреб любит высоту. Они созданы для этого. Желания живого существа говорят нам о его предназначении, а предназначение, в свою очередь, о его судьбе. Если говорить о людях, то их желания тоже говорят об их предназначении. Давайте рассмотрим с этой точки зрения приключения. Адаму и всем его сыновьям выпала потрясающая миссия: управлять и покорять, плодиться и умножаться. «Перед тобой вся земля, Адам. Исследуй ее, возделывай ее, заботься о ней — это твоя вотчина». Ух ты!… Речь идет не просто о приглашении к действию. Это разрешение совершить нечто более значительное, чем переход улицы. Это разрешение на поиски экватора, это доверенность на строительство Камелота. Ведь на тот момент лишь Эдем был садом, остальная земля, насколько мы знаем, была дикой, неокультуренной. Ни одна река еще не была нанесена на карту, ни один океан не был пересечен, ни одна горная вершина не была покорена. Еще не была открыта молекула, не был изобретен двигатель внутреннего сгорания, не была написана великая «Пятая» бетховенская симфония. Перед человеком лежал чистый лист, нетронутый холст, ждущий прикосновения кисти художника.
Большинство мужчин думает, что они появились на этой земле для того, чтобы убивать время, — и они его убивают. На самом деле они заблуждаются. В вашем сердце есть какое-то тайное желание: построить лодку и плавать на ней, написать симфонию и исполнить ее, засадить поле и возделывать его — вот для чего вы созданы. Вот зачем вы пришли на эту землю. Исследовать, строить, завоевывать — вам не надо уговаривать мальчика делать это по той простой причине, что это его призвание. Но эти занятия заставляют идти на риск, подвергаться опасности, в этом-то и состоит трудность. Готовы ли мы жить, рискуя, как предлагает нам Бог? В этом мы не уверены.
Наконец, почему Адам стремится спасти красавицу? Потому что существует Ева. Она будет нужна ему, а он — ей. По сути, первая и самая великая битва Адама, которая должна вот-вот начаться, — это битва за Еву. Позвольте мне остановиться на этом моменте подробнее. До того как Ева была создана из ребра Адама и возникла та боль, которая не прекращается, пока они в разлуке, Господь дал Адаму несколько наставлений, касающихся того, как заботиться о творении, и рассказал ему о его роли в истории. Это были наставления общего плана, данные щедрым Отцом. «…От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него…» (Быт. 2:16–17). Многие из нас слышали об этой заповеди. Но обратите внимание на то, о чем Бог не сказал Адаму.
Бог не предупредил Адама (и не оставил ему никаких инструкций) о том, что должно было вот-вот случиться: об обольщении Евы. Это просто поразительно. Совершенно ясно, что в диалоге Бога и Адама не хватает примерно такой реплики: «Да, Адам, еще кое-что. Через неделю, около четырех часов дня, когда вы с Евой будете в саду, вам будет угрожать опасность. Адам, слушай внимательно. От этого момента будет зависеть судьба всего человечества. Итак, Я хочу, чтобы ты поступил следующим образом…» Но Бог не сказал этого. Насколько мы знаем, Он даже не упомянул об этом. Какое несчастье! Почему же так произошло? Потому что Бог верил в Адама. Ведь Адам был создан для этого — для того, чтобы находить выход из трудных ситуаций. Ему не нужны были подробные инструкции, потому что он сам должен был найти выход. В его природе, в его сердце было заложено все необходимое.
Не мне вам говорить, что у этой истории печальный конец. Адам совершил ошибку, Ева тоже ошиблась, а с ними и все человечество. Позвольте мне задать вам вопрос: где был Адам, когда змей обольщал Еву? Он стоял рядом: «…и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Адам был рядом с Евой, а не в другой части сада; у него нет алиби. Он видел, как разворачивались события, и что же он предпринял? Ничего. Совершенно ничего. Он не сказал ни слова, не пошевелил и пальцем. [Эту мысль я позаимствовал из книги Крабба, Хадсона и Эндрюса «Молчание Адама». — Примеч. Авт.]
Он не стал рисковать, не стал сражаться, он не спас Еву. Наш прародитель оказался беспомощным. Он поступил вопреки своей природе и не проявил активности. После него каждый мужчина, каждый потомок Адама несет в своем сердце воспоминание об этом провале. Каждый мужчина каждый день повторяет ошибку Адама, совершает тот же грех. Мы не рискуем, мы не сражаемся, мы не спасаем Еву. Мы — щепки, отколотые от одного старого полена.
Что касается Евы, то я должен подчеркнуть, что она тоже не исполнила своего предназначения. Она была дана Адаму как его ezer kenegdo — или, как мы привыкли читать в переводе, «помощник». Не очень значительная роль, не так ли? Мне сразу вспоминается сеть закусочных, где подаются запеканки «Hamburger Helper» («Помощник гамбургера»). Однако, как сказал Роберт Альтер, это «невероятно сложное для перевода словосочетание». Оно означает нечто большее, чем «помощник», оно означает «спаситель жизни». С этими словами мы обращаемся лишь к Богу, когда отчаянно нуждаемся в Нем. «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках» (Втор. 33:26). Ева дает жизнь, она — союзник Адама. Им обоим дано разрешение на участие в приключениях. Они оба должны думать о продолжении рода. И они оба должны сражаться бок о бок.
Ева была обманута… и достаточно легко, как заметила моя подруга Джен Мейерс. В своей книге «Очарование надежды» Джен написала: «Ева была убеждена, что Бог что-то скрывает от нее». Даже роскошная красота Эдема не убедила ее в том, что у Бога доброе сердце. «Когда Ева была [обманута], ее женская суть изменилась, и она оказалась в бесплодных местах одиночества и контроля». С этого момента каждая дочь Евы стремится «контролировать свое окружение, свои отношения с людьми, даже Бога». Она перестала быть ранимой и стала цепкой. Она уже не хочет просто участвовать в приключениях, она хочет контролировать их. Та же метаморфоза произошла и с ее красотой: она либо прячет ее в страхе и злобе, либо использует ее, чтобы обеспечить себе место под солнцем. «В страхе, что никто за нас не заступится, что никто не защитит нас, мы начинаем заново творить себя и свою роль в истории. Мы манипулируем своим окружением, чтобы не чувствовать себя такими беззащитными». Падшая Ева становится либо жесткой и суровой, либо прилипчивой. Говоря проще, Ева перестала быть просто привлекательной. Она либо прячется за маской деловой женщины, либо требует, чтобы Адам занимался ее делами; обычно мы встречаем странное сочетание того и другого.
Позёры
Теперь Адам знает, что он упустил свой шанс, что с ним что-то не в порядке, что он уже не является тем, кем ему предназначено было быть. Адам не просто принял неправильное решение, он утратил что-то свойственное его природе. Он потерпел поражение, он потерял свою силу, и он знает это. И что же происходит дальше? Адам прячется. «…[Я] убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3:10). Не надо быть специалистом по психологии, чтобы понять мужчину. Поймите этот библейский стих, вникните в его смысл, и поступки окружающих вас мужчин станут вам понятны. Мы все пытаемся спрятаться, каждый из нас. Прекрасно сознавая, что мы, в свою очередь, тоже не те, кем нам предназначено быть, отчаянно боясь разоблачения, трепеща от ужаса, что все увидят, кто мы есть на самом деле и кем мы не являемся, мы прячемся в кусты. Мы прячемся в своих офисах, в спортзалах, прикрываемся газетами, но по большей части мы прячемся за своей маской. Когда вы знакомитесь с мужчиной, чаше всего вы видите лишь фасад, фиговый листок тонкой работы, искусно сделанную маску.
Однажды вечером мы с другом возвращались на машине с ужина, обмениваясь незначительными репликами о жизни, браке и работе. Однако вскоре разговор стал более серьезным, и мой друг сознался, что находится в состоянии какой-то бесконечной борьбы. Затем последовало что-то типа признания: «На самом деле, Джон, я чувствую, что вся моя жизнь — сплошной блеф… и что однажды меня выведут на чистую воду». Я был поражен. Этому парню сопутствовал успех и признание, он нравился людям с первого взгляда. Это был привлекательный, атлетического телосложения мужчина, интересный собеседник, умеющий ясно и четко выражать свои мысли. У него была красавица жена, хорошая работа, шикарный автомобиль и большой дом. Все эти внешние признаки явно указывали на то, что он достоин называться «настоящим мужчиной». Но внутренняя жизнь — это совсем другая история. Она всегда отличается от той, что видна окружающим.
Прежде чем я рассказал друзьям о своем сне, в котором я видел себя на сцене не знающим своей роли, еще один мой друг рассказал мне о кошмарном сне, который преследовал его. Сон был про убийство и про ФБР. В этом сне мой друг, по-видимому, кого-то убивал и закапывал тело на заднем дворе своего дома. Но власти каким-то образом узнавали об этом, и он понимал, что его преступление вот-вот раскроется, и его схватят. Каждый раз сон обрывался за мгновение до роковой развязки. Мой друг просыпался в холодном поту. «Теперь меня могут поймать в любой момент», — этот страх знаком многим мужчинам. Если говорить начистоту, то большинство из нас ведет жизнь притворщиков. Мы вступаем только в те битвы, в которых сможем одержать победу; мы соглашаемся только на те приключения, которые нам по плечу; мы выбираем лишь тех красавиц, которых сможем спасти.
Я хочу спросить тех парней, кто не очень-то разбирается в машинах: как вы разговариваете со своим механиком? Сам я кое-что знаю об устройстве и ремонте машин, но не слишком много, поэтому рядом со своим механиком я ощущаю себя беспомощным младенцем. И как же я себя веду? Я начинаю притворяться, принимаю позу. Я пытаюсь выглядеть спокойным и немного рассеянным — по моим представлениям, именно с таким видом настоящие парни прохаживаются рядом со своими грузовиками, — и жду, что он скажет. «Похоже, у вас проблема с подачей бензина», — говорит он. «Да, мне тоже так кажется». «Когда вы последний раз перебирали карбюратор?» «Да-а-а, давненько это было». (Я пытаюсь вспомнить, что такое карбюратор, и понимаю, что не имею ни малейшего представления о том, перебирали ли его когда-нибудь или нет.) «Ну, тогда будет лучше, если я сейчас этим займусь, иначе кончится тем, что где-нибудь на заброшенной сельской дороге вам придется делать это самостоятельно». «Ну да», — говорю я спокойным тоном, как будто мне действительно не хочется перебирать эту штуковину, хотя на самом деле я понятия не имею, как это делается. Помните, с чем я оказался в лесу, где в любой момент мог появиться медведь гризли? Со свистком. Я сказал механику, чтобы он принимался за ремонт карбюратора, а он протянул мне свою руку, большую, испачканную машинным маслом руку, знающую, как держать инструмент. И что мне оставалось делать? Мне, одетому в пиджак и галстук по случаю предстоящего выступления перед женской аудиторией, было неудобно сказать: «Слушай, мне не хочется пачкать руки». Поэтому я решительно ответил на его рукопожатие.
А теперь, парни, я хочу спросить вас, работающих в мире больших корпораций: как вы ведете себя в зале заседаний совета директоров, когда обстановка становится напряженной? Что вы говорите, когда вас начинает распекать большой начальник? «Джонс, что происходит у тебя в отделе? Вы, ребята, уже на три недели задерживаете сдачу проекта!» Пытаетесь ли вы переложить ответственность на другого? «На самом деле, сэр, мы еще несколько недель назад передали план работ в отдел Маккормика, чтобы там определили стоимость проекта». Или вы напускаете на себя равнодушный вид? «Что вы говорите? А я и не знал. Сейчас же этим займусь». А может быть, вы просто стремитесь замять этот разговор: «Сэр, эта работенка не из легких… Но на этой неделе постараемся закончить». Когда-то давно я проходил стажировку в одной из таких корпораций. Наш начальник наводил ужас на всех подчиненных, в его кабинете слетела не одна голова. Обычно я любыми путями старался избежать встречи с ним; когда я случайно сталкивался с ним в коридоре, даже если он обращался ко мне «по-дружески», я всегда чувствовал себя мальчишкой лет десяти.
А что вы скажете о спорте? Несколько лет назад я добровольно взялся тренировать бейсбольную команду своего сына. Перед началом нового спортивного сезона обычно проходит обязательная встреча, на которой должны присутствовать все тренеры, чтобы получить спортивное снаряжение и прослушать «инструктаж». Нашу встречу вел бывший профессиональный питчер, парень, живший неподалеку, который должен был поднять наш дух и пробудить в нас волю к победе. Вся встреча вылилась в настоящее представление. Надо было видеть эту компанию лысеющих папаш с отвисшими животами, которые прохаживались вокруг с важным видом, рассказывая о собственных подвигах на бейсбольной площадке, обсуждая профессиональных бейсболистов, как будто были лично с ними знакомы, и сплевывая направо и налево (я вас не разыгрываю). Их «достижения» были настолько значительны, что мне не помешали бы болотные сапоги. Такого количества позеров я больше нигде не встречал… разве что в церкви.
Ту же картину можно наблюдать воскресным утром, просто список правил несколько иной. Дейв сталкивается с Бобом в церковном холле. Оба изображают на лицах счастье, хотя они вовсе не счастливы. «Эй, Боб, как поживаешь?» Боб, который в этот момент чрезвычайно зол на свою жену и готов расстаться с ней, отвечает: «Прекрасно, просто прекрасно, Дейв. Господь благ!» Дейв, со своей стороны, уже многие годы, с тех пор как умерла его дочь, не верит в благость Божью, но все же отвечает: «Это точно, Господь благ, я постоянно чувствую это. Я так рад, что могу быть здесь и славить Его». «Я тоже. Ну что ж, я буду молиться за тебя!» Мне всегда было интересно, как часто люди выполняют обещание помолиться за кого-то. Наверное, произносится одна молитва на тысячу обещаний. «Я тоже помолюсь за тебя. Ну ладно, мне пора. Береги себя». «Береги себя» — это фраза, за которой скрывается следующее: «Я хочу закончить этот разговор и пойти по своим делам, но не хочу выглядеть грубым, поэтому я говорю нечто многозначительное и показывающее мое участливое отношение». В действительности же Дейву нет никакого дела до Боба.