для чего фотограф на мероприятии
Эксперт назвала 8 заблуждений о профессии фотографа, которые мешают разобраться в ней новичку
Кажется, в профессии фотограф нет ничего сложного. Достаточно купить хорошую камеру и активно снимать все вокруг. А клиенты и заказчики подтянутся, ведь настоящий талант сегодня продвигать несложно. Есть социальные сети, «сарафанное радио», да и фотографии всем нужны…
Но на практике все оказывается совсем иначе. Фотографов с мировым именем — единицы, а новички часто упираются в проблему бешеной конкуренции на рынке. Идеалы профессии, созданные ее неверным восприятием, быстро рушатся. Так что же в специальности фотограф происходит на самом деле? Как становятся мастерами фотокамеры? Где этому учатся? И сколько зарабатывает фотограф? На вопросы о тонкостях профессии журналисту ФАН ответила практикующий фотограф Анна Лебедева. И помогла нам развеять 8 популярных мифов об этой специальности.
Миф 1. Фотографом может стать каждый
Примерить на себя образ мастера фотокамеры, действительно, может каждый. Сегодня камерой оснащен любой смартфон, а делать селфи и снимать все вокруг модно. Так почему бы не делать это за деньги?
«Вокруг любой творческой профессии всегда создаются радужные представления, — комментирует Анна Лебедева. — Как правило, со стороны видятся только плюсы: ходишь, нажимаешь на кнопку и получаешь шедевр. Становишься знаменитым, общаешься с известными людьми, бываешь во всех уголках мира. Но, к сожалению, все не так просто».
Фотография — это, в первую очередь, творчество, но и творчеством можно заниматься на профессиональном уровне и оставаться «любителем». Любитель фотографирует для себя, для души. Профессионал зарабатывает фотографией на жизнь. Но его заработки, в первую очередь, зависят от практических навыков и опыта, а еще — от личностных качеств и «божьей искры», которая есть не у всех.
Навыки и опыт формируются годами: умение видеть кадр не возникает «из ниоткуда», а развивается постепенно, с увеличением «насмотренности». Важны технические знания, умение работать с оборудованием и графическими программами. Нужны креативность и чувство композиции. Наконец, важна быстрая реакция, чтобы запечатлеть тот самый момент, которого профессионал может ждать часами. Но, как и в любой профессии, обладание техническими навыками не гарантирует мастерство.
Миф 2. В работе фотографа — сплошные плюсы
Плюсов в этой специальности, и правда, много. Это возможность творческой самореализации, ведь мастер фотокамеры — все-таки больше художник. Профессия позволяет попробовать себя в различных жанрах и определиться с тем, какой нравится больше всего.
Многие мастера работают в свободном графике. В этой сфере много самозанятых и индивидуальных предпринимателей, учредителей ООО. Планировать графики съемок можно по своему усмотрению на следующий день, неделю, месяц.
Не нужно сидеть на одном месте и быть привязанным к офису или студии. Профессия позволяет посмотреть мир и открыть для себя много новых красивых мест. Travel-фотографы, пейзажисты, — мастера этих направлений ездят по разным странам, чтобы привести интересные кадры. Даже в семейной или портретной фотографии важен поиск лучшего места для съемки для реализации идеи. А потому скучать точно не придется.
С ростом востребованности можно проводить мастер-классы для начинающих фотографов, и для этого ездить по другим городам России или мира. Если вы знаете иностранные языки, работать можно где угодно.
Но есть в профессии фотографа и минусы, о которых не подозревают те, кто только пытается освоить специальность.
Высокая конкуренция. В каждом городе много практикующих фотографов, и чтобы выделиться, найти клиентов и заказчиков вам придется делать такие работы, которые позволят отличаться от других. Многое зависит от специализации, в которой вы предполагаете развиваться, от организаторских способностей. При этом вам придется конкурировать не только с профессионалами, но и с любителями.
«Когда я стала фотографом, только ленивый не сказал мне: «И ты туда же» и «Сколько вас развелось», — рассказывает Анна Лебедева. — Улучшение качества камер в телефонах многим дает ощущение ненужности профессиональной фотосъемки. Это в большей степени касается семейной и детской фотографии, фото для Instagram. Вывод — ваши работы должны быть на таком уровне, чтобы их было невозможно или очень сложно повторить любителю».
Работа без выходных и праздников. А еще ненормированный рабочий день. Когда вы работаете с клиентами, проводите семейные или свадебные фотосессии, съемки приходятся на выходные и праздничные дни. Длительность съемки может составлять один час, а может затянуться и до 12 часов. Добавьте к этому время на подготовку, отбор фотографий, их обработку… Времени на отдых или на близких остается совсем мало.
Сезонность. Главные «рабочие» месяцы свадебной фотографии — с марта по октябрь, а в зимнее время наступает спад. Семейные фотосессии актуальны в декабре, в преддверии Нового года, а в январе и феврале неизбежно затишье. Заработки фотографа нельзя назвать стабильными.
Совмещение профессий. Это только кажется, что фотограф лишь нажимает на кнопку, а потом радует клиентов отличными, красивыми снимками. До момента фотосъемки и после нее специалист выполняет десятки других, «рутинных» задач.
«Если вы только в начале пути, — продолжает Анна Лебедева, — вы должны понимать, сегодня фотограф — это ретушер, продюсер и стилист. Уже есть запросы, чтобы он был еще и визажистом. Плюс он должен быть психологом, маркетологом, менеджером по продажам и своему продвижению, SMM-щиком, PR-специалистом. Это стандартный минус для всех, кто работает на себя».
И нельзя забывать о профессиональных заболеваниях. Оборудование, используемое для съемок, совсем не легкое. Позы, чтобы запечатлеть кадр, часто приходится принимать не физиологичные. Сидячей работы за компьютером при обработке снимков куда больше, чем работы «на натуре». Все это бьет по здоровью позвоночника и глаз.
Миф 3. Чтобы работать, достаточно купить хороший фотоаппарат
Хорошая фотокамера — далеко не единственный вид техники, который использует профи. Мастерам своего дела нужно куда больше специализированного оборудования.
Сегодня базовый профкомплект — это фотокамера, минимум 1-2 объектива, фотовспышка. Стоимость набора профессиональный техники начинается примерно от 300 тысяч рублей.
Потребуется мощный компьютер с большим монитором и пакетом профессиональных графических редакторов (программы Photoshop, Lightroom, CameraRaw и другие). Нужны жесткие диски для хранения огромного количества снимков. Необходимо световое оборудование, дополнительные объективы, и этот список можно продолжать в зависимости от выбранной специализации.
Часть оборудования на первом этапе можно не покупать, а взять в аренду. А вот избежать затрат на обучение не получится.
«Помимо получения базовых знаний специалист постоянно совершенствует свои навыки, — уточняет Анна Лебедева. — Даже если вы решите изучать графические программы по урокам в YouTube, то съемке без практики научиться невозможно».
Добавьте к этому затраты на творческие некоммерческие съемки. Они необходимы как в начале творческого пути для создания портфолио и саморазвития, так и для совершенствования навыков, которые профессионал оттачивает постоянно.
Миф 4. Фотограф работает с фотографией, а не с людьми
Популярное заблуждение заключается в том, что настоящий фотограф незаметной тенью присутствует на мероприятиях или рядом с людьми и запечатлевает яркие кадры. При этом общение с «моделями» сведено к минимуму.
На самом деле, фотографы работают не только с техникой. Большую часть времени они посвящают общению с людьми. А потому одно из важнейших качеств мастера — коммуникабельность, умение и желание уделить внимание клиенту.
Особенно это важно при съемке не профессиональных моделей, а простых людей. Один из главных вопросов, которые задают новички, как расслабить модель? Для этого нужно общаться, найти с человеком общий язык, быть психологом, попытаться понять его страхи и трансформировать их в уверенность. Для этого мастер придумывает отвлекающие маневры, буквально на ходу предлагает способы, которые помогают клиенту почувствовать свою уникальность. Замкнутый и необщительный человек не справится с этой задачей.
«Чтобы стать хорошим фотографом, нужно быть так же организатором, — продолжает Анна Лебедева. — Если ваши клиенты — обычные люди, готовиться к съемке приходится задолго до ее начала. Нужно понять, что хочет получить клиент, разработать концепцию, подобрать локацию — будет ли это фотостудия, улица или лес. Нужно найти визажиста и стилиста для съемки, продумать образы и дать рекомендации по одежде, расписать тайминг и разослать всем координаты места съемки. И только после этого можно приступать к «непосредственной работе».
Миф 5. Настоящий мастер может сфотографировать все
В профессии фотографа есть специализации. Мастера со временем определяются с объектами фотосъемки. А потому профи в сфере фуд-фотографии, снимающий еду и продукты, вряд ли будет снимать свадьбы и детские дни рождения.
«Когда мне говорят, что «я снимаю все», лично для меня это означает: я не снимаю ничего хорошо, — отмечает Анна Лебедева. — Профессиональный фотограф, безусловно, может снять все лучше начинающего. Но некоторые направления съемок требуют определенных навыков, без которых фотограф будет либо долго снимать, параллельно продумывая, как это сделать, либо не сможет сделать снимки требуемого качества».
Специализаций в профессии множество. Фотограф может сконцентрироваться на съемке фотографий:
свадебных — с церемоний, lovestory, постановочные портреты;
репортажных — с вечеринок, конференций, мероприятий;
рекламных — для рекламных кампаний;
портретных — постановочная или «живая» фотосъемка людей;
детских и семейных;
newborn — фотосъемка младенцев с первого дня жизни и до двух недель;
предметных — съемка предметов в рекламных и художественных целях;
food — фотосъемка еды, блюд обычно для ресторанов и рекламных агентств;
социальных — поднимающих острые вопросы о жизни общества;
пейзажных, уличных, политических…
Некоторые появились только в последние годы. Это сфера визуализации бренда — создание фотографий, необходимых для формирования правильного образа бренда в социальных сетях. И аэрофотография — снимки с дронов, которые сохраняют моменты свадеб, используются для рекламных кампаний.
Профессионал не может позволить себе «распыляться» в разных, зачастую совершенно непохожих направлениях работы. И концентрируется на одном или на нескольких родственных, например, семейной и детской, портретной фотосъемке.
Миф 6. Обучение профессии фотограф не нужно, важна только практика
Считается, что фотограф — это профессия, в которую приходят из хобби, и никакого специального образования в этой сфере не нужно.
«Образование важно, — уверена Анна Лебедева. — Это позволяет получить базовые знания и навыки, необходимые для создания работ хорошего качества. Как его получить, решать вам: будет ли это вуз, переквалификация, курсы, индивидуальное или самостоятельное обучение… После нужны много часов практики и наработка портфолио. И в течение всей своей карьеры фотограф продолжает учиться».
Образование можно получить в вузе: навыкам фотосъемки обучают на факультетах журналистики и операторского мастерства. Если высшее образование уже есть, можно пройти переквалификацию по специальности «фотограф». В крупных городах есть школы фотографии и профильные курсы, которые дадут базовый пласт знаний. Конечно, можно попытаться освоить их самостоятельно, читая книги или просматривая обучающие уроки.
«Правда в том, — уточняет Анна Лебедева, — что пойдете ли вы учиться в школу фотографии или будете заниматься самообразованием, вы потратите примерно одинаковое время на обучение и практику. Во втором варианте, возможно, путь будет длиннее».
Миф 7. Любые курсы — старт к успешной работы фотографа
На самом деле, выбор курсов исключительно важен, занимались ли вы до этого фотографией или нет. Новичку нельзя верить, когда обещают научить фотографировать за 15 минут или вывести в ТОП-мастеров за один мастер-класс. Все это просто рекламные трюки. Настоящее мастерство придется оттачивать месяцами.
Если у вас уже базовые знания, продолжайте обучение у фотографов, чьи работы вам нравятся, опыт которых вы хотели бы перенять. Если базы нет, как и массы времени на обучение, внимательно изучайте преподавательский состав, программу курса и отзывы.
Преимущество курсов — в получении «концентрированных» знаний в течение небольшого отрезка времени. Недостаток — зависимость качества курсов от квалификации преподавателя и его желания передать свои знания и опыт. Далеко не все хорошие фотографы могут быть хорошими учителями. Из-за этого часто на курсах дают лишь поверхностные знания, которых для полноценной работы недостаточно.
«Сегодня активно набирает обороты дистанционный формат обучения, — комментирует Анна Лебедева. — Удаленно можно изучить теорию, но без практики она — пустой звук. Мастер-классы и покупка видеоуроков, на мой взгляд, подходят тем, у кого уже есть база. А дальше только путем многочасовой практики вы сможете понять, усвоили ли материал или нет».
Миф 8. Все фотографы получают большую зарплату
Профессионал с большим портфолио, конечно, может трудоустроиться официально. Фотографы нужны в информационных агентствах, печатных и интернет СМИ, рекламных агентствах. В этом случае уровень заработка будет ограничиваться зарплатой. В центральных СМИ он будет выше, чем в региональных.
Но чаще всего сколько зарабатывает фотограф, во многом зависит от его профессионализма и востребованности, связей и везения. А также вариантов заработка, который мастер определяет для себя сам. Основных будет несколько.
Коммерческая фотография. Фотограф получает гонорар за съемку.
Арт-фотография. Профессионал, как художник, создает работы и продает их через галереи. И здесь рассчитывается ценность каждого отпечатка: чем меньше копий, тем они дороже. Например, на известной фотоярмарке ParisPhoto в Париже работы в среднем продают за 5-15 тысяч евро и выше. Но прийти к такой стоимости может только профессионал с именем. Также непросто найти галерею, которая возьмется продавать ваши работы.
Продажа через фотостоки. Фотографии загружают в банк фотостока, и фотограф получает деньги, когда его работы покупают пользователи.
Основной вариант заработка, конечно, коммерческая фотография. И здесь разброс цен может быть очень большим. Начинающие фотографы готовы снимать за 500 рублей в час, профессионалы берут дороже. Например, в Москве стоимость семейной фотосессии начинается от 10 тысяч рублей. Свадебная фотосъемка оценивается в 7-10 тысяч рублей в час и выше.
«Новички выходят на рынок с заниженными ценами, — комментирует проблему Анна Лебедева, — тем самым демпингуя цены и срубая сук, на котором они еще даже не сидят. Клиенты же, видя разброс цен, часто не понимают, за что платить фотографу большие деньги, ведь он всего лишь нажимает на кнопку. Это рушит и без того шаткий рынок профессиональной фотографии».
Важно понимать, что качество работы фотографа всегда зависит от его опыта и профессионализма. А профессионал не будет работать себе в убыток. Чтобы подсчитать стоимость услуг, Анна Лебедева советует оценить себестоимость съемки, собственный опыт и портфолио. Как показывает практика, делают это далеко не все, из-за чего часто работают себе в минус.
Как выбрать фотографа для мероприятия
Вам нужен фотограф! А всё потому, что случился в вашей организаторской жизни event. Каким должен быть фотограф? Как его выбрать? На что обращать внимание? Чего ждать от фотоотчета?
Выбор
Сейчас, кажется, закрой глаза и ткни в любой аккаунт наугад — попадёшь на страницу «профессионального фотографа».
Поспрашивайте знакомых, посмотрите на фотоотчеты с event’ов, которые вам понравились, обретите своё ощущение того, какими должны быть фотографии вашего мероприятия. (это понадобится, чтобы включать внутреннего критика на этапе выбора исполнителя).
Цена вопроса
Жёсткого «ценника» нет. Цена сильно зависит от региона и профессионализма фотографа.
Кто-то ставит цену за час работы, кто-то за «смену» (8 или 12 часов мероприятия), кто-то — за день.
Единственное, что можно сказать наверняка — не ведитесь на бесплатный сыр в виде друзей-фотоаппаратоносителей. Не всякий с зеркалкой — фотограф. (Казалось бы, это очевидно – но нет… ) Кроме того, подумайте – сможете ли вы требовать ХХХ фото через N дней от своего приятеля, который «за так, по дружбе» согласился поснимать… И какие требования к качеству его работ вы сможете предъявить?
Смотрите портфолио
Список требований
Обсуждайте список требований: какие фотографии, сколько, в каком размере и качестве, вы ожидаете получить. Озвучивайте свои требования, а лучше – пропишите.
Зачем? Просто, чтобы не получить альбом с количеством фото, приводящим вас в уныние, фотографии затылков, 2\3 альбома позирующего обслуживающего персонала или приглянувшейся фотографу симпатичной гостьи, фотоотчет БЕЗ кульминации, фото в очень «авторской обработке» (да, он художник, он «так видит»), и т.п.
Да, это всё не байки от Бабайки. Это реальные примеры того, как организатор, не подумав головой ДО мероприятия, хватается за голову ПОСЛЕ – при получении фотоотчета.
Например, для однодневного семинара список может быть таким, как ниже. Не истина в последней инстанции, дополняйте и меняйте по своему усмотрению, в зависимости от целей и задач:
1. Минимальное количество кадров: 150 шт.
2. Среди них обязательно:
3. Автоцензура: не допускаются фотографии, где спикер что-то чешет, высунул язык, залез пальцем в нос или где-то что-то торчит.
4. Сроки, в которые вы должны получить материал.
5. Способ передачи материала.
Пример непостановочного фото
Фотограф тоже человек
Позаботьтесь о том, чтобы ему было комфортно выполнять свою работу.
План Б
Телефон, емейл, соцсети — запишите себе способы связи со Своим Фотографом. Накануне обязательно подтвердите договорённости, еще раз снабдите его ЦУ и инструкцией, как к вам добраться.
Контролируйте и имейте запасной вариант. Фотограф куда-то пропал?
Заболел. Да-да, внезапно, именно накануне мероприятия. Подозрительно. Но прогоним прочь скептицизм и подозрительность: а вдруг правда заболел или форс-мажор настиг его…. в виде другого, более «вкусного» заказа… (и такие работники бывают). Предусмотрите этот вариант, чтобы не оказаться вовсе без фотографа на свой event. Например, я при работе с организаторами беру эти риски на себя. То есть, у меня всегда есть запасной фотограф, и не один. Мало ли что случится – «шоу должно продолжаться». Фотограф должен быть.
И последнее: чтобы фотограф вас не подвел – не подводите его сами
Доброе слово и кошке приятно.
А фотографу – и подавно.
Приглашать ли фотографа на праздник
Решив пригласить профессионального фотографа на значимое мероприятие, будь то юбилей, свадьба, крестины или корпоратив, Вы будете приятно удивлены отличием полученных фотографий от тех, которые сделаны любителями. Снимки профессионала будут не только выполнены качественно с технической точки зрения, но и иметь художественную ценность.
Если условия съемки будут сложными, например невысокий уровень освещения, то получить высококачественные кадры, не имея опыта и соответствующего оборудования, очень сложно. Профессиональный фотограф – специалист, который побывал в различных ситуациях и готов справляться даже с самыми сложными условиями. Он учтет особенности восприятия фотографий и Ваши пожелания, поможет запечатлеть Вас и дорогих Вам людей. Эти фотографии будут дарить приятные воспоминания и останутся с Вами на долгие годы.
Нужен или не нужен на торжестве профессиональный фотограф – решает для себя каждый организатор индивидуально, однако профессионал, оказывающий услуги фотографа по фотосъемке торжеств, обладает рядом преимуществ перед гостем торжества с фотоаппаратом. Давайте разберемся в основных из них.
1. Фотограф на фотосъемке работает на торжестве, а не отдыхает, в отличие от гостей. А исходя из этого, он никогда не отвлечется на лицезрение программы торжества, потребление пищи или спиртного, а его фотографии наиболее полно и точно отобразят мероприятие. Более того, никто из участников праздника не будет отвлекаться на то, чтобы самостоятельно снять интересный момент, конкурс или портрет.
2. Профессиональный фотограф обладает достаточным опытом по фотосъемке корпоративных торжеств. Исходя из этого, фотограф умеет правильно выбирать позицию и всегда знает, когда именно нужно нажать на кнопку. А это значит, что он не пропустит ни одного важного момента.
3. Фототехника и осветительное оборудование у профессионального фотографа, как правило, гораздо серьезнее, чем у большинства гостей торжества. Что позволяет в итоге получить четкие, яркие и насыщенные кадры.
4. Фотограф в зависимости от поставленной задачи выполнит фотосъемку на высоком художественном уровне. Имея опыт съемки в различных условиях, он сможет увидеть и запечатлеть наиболее интересные и неповторимые моменты торжества.
5. Каждый гость обязательно попадет в кадр. Причем профессионал снимет всех настолько хорошо, что не понравиться себе на фотографии будет просто невозможно.
6. Фотограф, приглашенный для съемки мероприятия, ответственен за свою работу. Если гость торжества упустил момент на корпоративе или не отснял его качественно – что с него спросишь. А профессиональный фотограф несет полную ответственность за выполненную им работу, причем отвечает величиной своего гонорара и репутацией.
Фотографа не обязательно приглашать на все торжество, если у Вас нет интересной программы на весь вечер. Обычно последние несколько часов гости изрядно устают, и совсем уж впечатляющих снимков с этой части банкета ждать не стоит. Всего пары часов работы профессионала будет достаточно, чтобы получить достаточное количество ярких интересных кадров – как очаровательных репортажных, так и необычных постановочных.
Посему, если Вы – организатор торжества и Вас мучает вопрос: нужен ли Вам фотограф на мероприятии или же его присутствие необязательно, то стоит взвесить все за и против, учесть все достоинства профессионального фотографа и решить – готовы ли Вы платить за профессионально выполненные снимки, или же Вам будет достаточно фотографий, выполненных гостями торжества.
Приятного Вам мероприятия и ярких снимков на долгую память!
Как снимать репортаж на заказ? Интервью с Александром Светом
Репортаж для газеты и репортаж для конкретного заказчика — совершенно разные вещи. Мы все об этом догадываемся, но многие из нас не знают, чем именно они отличаются, и какие решения подходят для качественного выполнения частного заказа.
Сегодня у нас в гостях профессиональный фотограф Александр Свет — человек, который выполнял заказы Сбербанка, телеканала ТНТ, Rolling Stone, РЖД, Kaspersky Lab, «Renault», «Lancome», «L’Occitane», «Deutsche Bank», Газпрома и многих других известных брендов и организаций. Именно он нам расскажет об особенностях коммерческого репортажа.
Что отличает коммерческую репортажную фотографию от репортажной фотографии в целом?
Есть одно ключевое принципиальное отличие — вы работаете по заказу конкретного клиента и ваши фотографии должны прежде всего выполнять поставленную им задачу.
Любой заказчик хочет получить «красивые фотографии», но «красивые» кадры для банка или для клуба экстремального спорта — две совершенно разные вещи.
И от этой задачи уже зависит, какие моменты нужно ловить, как строить кадр.
Для правильной организации съемки, конечно, необходим бриф с подробным описанием задачи фотографа, но в любом случае, опытный коммерческий репортажник всегда чувствует, какие именно кадры нужно снять для определенного клиента.
Обычно как раз на этом моменте и «срезаются» хорошие фотожурналисты или стрит-фотографы: они могут сделать действительно интересные фотографии, которые будут совершенно не нужны заказчику.
Как это проявляется на практике?
Например, стандартная задача — снять логотипы компании на мероприятии (брендирование). Многие фотографы делают скучные технические кадры, забывая о том, что именно для красивых и интересных фотографий бренда — во многом и нанимается профессиональный фотограф.
Унылые технические кадры сейчас может сделать практически любой человек с камерой.
Клиенты очень ценят, когда логотип компании «художественно» вписан в кадр, когда на фотографию действительно приятно смотреть.
О чем должен обязательно помнить фотограф, когда идет снимать мероприятие?
Поставьте себя на место клиента, подумайте, какие фотографии хотели бы получить вы, выступая в роли заказчика. И это касается любой съемки: от корпоративных репортажей, до съемки спортивных мепрориятий или семейных праздников.
У вас должен быть четкий внутренний ценз по качеству. Хотели бы вы сами получить такой кадр со своей свадьбы? Выступая на конференции, вам хотелось бы увидеть именно такой портрет себя?
Профессионализм это не просто техническое мастерство — вы сами по-человечески должны быть довольны материалом, который отдаете клиенту.
Какую репортажную съемку вы считаете самой сложной?
У каждого направления репортажа есть свои сложности, например, съемка свадьбы не только физически, но и психологически очень не простое занятие. По сути весь свадебный день — от ЗАГСа до полета букета невесты — это череда событий, каждое из которых нужно снять качественно и интересно — у профессионала нет права на ошибку.
Аналогичная ситуация во время съемки бизнесменов или артистов. Иногда у вас есть буквально 10-20 секунд, чтобы сделать нужный кадр с известным бизнесменом или политиком. И если вы ошибетесь — больше съемку у вас просто не закажут.
Но с годами учишься не думать об этом — ты уверен в себе и своей технике, и все само собой получается как надо.
Лично я больше всего не люблю работать в толпе фотожурналистов, когда все пытаются «урвать» кадр. Видимо, это просто не мое 🙂
Со съемки каких мероприятий лучшие начинать карьеру коммерческого репортажного фотографа?
Отличный вариант — начать снимать светские мероприятия для интернет-изданий (или своего блога). Денег на этом особо не заработаешь, но и спрос с фотографа меньше. Главное — вы получаете возможность снимать интересные события и узнаваемых людей.
Из таких кадров можно сделать неплохое начальное портфолио и начать искать уже серьезных клиентов.
А где их вообще искать, этих клиентов?
До сих пор лучше всего работает «цыганская почта»: при всем обилии фотографов на рынке, действительно профессиональных и ответственных людей не так много. Их ценят и, конечно, рекомендуют.
Но в любом случае, вам обязательно нужен свой сайт или блог, где можно посмотреть ваше портфолио.
Для привлечения клиентов отлично работает контекстная реклама (при правильном размещении), активное общение и раскрутка в социальных сетях, а так же различные сайты-каталоги фрилансеров. Хотя последние больше подходят начинающим фотографам — гонорарная планка там довольно низка.
Есть ли разница в подходах к частному заказу и к заказу от организации, и в чем она состоит?
Конечно, если говорить очень упрощенно — частный клиент ищет фотографа для себя (и платит из своего кармана), менеджер выбирает исполнителя для компании и оплачивает съемку из бюджета.
Отсюда и все особенности работы: с частниками всегда больше переговоров, они зачастую не знают, что хотят получить, в то время как у компаний обычно есть четкое ТЗ.
Бюджеты у компаний, как правило, выше чем у частных клиентов (хотя бывают и исключения), но и сроки для обработки фотографий более сжатые. При этом частный клиент закажет у вас максимум 2-3 съемки, а с компанией можно работать годами.
Но, одновременно, с этим корпоративный клиент никогда не закажет вам съемку романтического ужина в красивом месте — заказы от компаний всегда предсказуемы: конференции, презентации, бизнес-выставки.
Мне комфортнее работать именно с корпоративными клиентами: я люблю сложные задачи, стабильность заказов и уважение к профессионализму. Ну и заграничные командировки чего уж там 🙂
Без какого оборудования, кроме фотоаппарата, на коммерческой репортажной съемке не обойтись?
Вспышка абсолютно необходима, так же нужен зум объектив и телевик. С этим уже можно работать.
Какие объективы вы чаще всего используете для съемки мероприятий и почему именно их?
С объективами вообще очень простая история: как я уже сказал, для старта вам нужен полупрофессиональный зум (например 18-70mm) или фикс эквивалентный 35mm, а также телевик. С этим комплектом вы сможете снять и общие планы — зумом, и красивые портреты — телевиком.
Затем, имеет смысл заменить бюджетный зум на хороший профессиональный 24-70mm f/2.8 — для репортажника это главная «рабочая лошадка» и он во много раз окупит себя.
После этого, если вы еще не взяли хороший светосильный телевик — не раздумывая, покупайте — красивые портреты с мероприятий отлично привлекают клиентов.
Так же к этому времени неплохо иметь и сверхширокоугольную оптику — 14-24mm или 14mm фикс.
Теперь у вас есть классический репортажный комплект объективов — вы покрываете фокусные расстояния от 14 до 200мм и можно задуматься о прекрасном.
На этом этапе покупают, например, «красивые» светосильные фиксы: 24mm f/1.4, 35mm f/1.4, 85mm f/1.4. Они дают действительно интересную картинку и выгодно отличают ваши фотографии от работ конкурентов. Единственный минус такой оптики — это цена. Но по своему опыту могу точно вам сказать — они того стоят.
Есть фотографы, которые на этом этапе начинают использовать ручнофокусную оптику на репортаже. У того же Карл Цейса потрясающе красивые объективы, их картинка сразу узнается. Хотя ручной фокус на репортаже — штука на любителя, перед покупкой обязательно возьмите такой объектив в прокат и опробуйте на съемке.
Кстати, прокат — отличная возможность использовать топовую оптику, пока нет возможности для ее покупки. Я и сам иногда беру технику в прокат, например, бывают съемки, где нужен дальнобойный 500mm объектив, но покупать его абсолютно не рентабельно.
В любом случае, ваша первичная задача — обзавестись комплектом оптики, которая покрывает фокусные расстояния 14-200mm, тогда вы сможете решать любые съемочные задачи.
Есть ли некий чеклист фотографий, которые нужно обязательно снять в ходе мероприятия?
Конечно, у вас в голове всегда должен быть список ключевых кадров, которые вы обязательно должны снять.
Например, снимая конференцию, важно четко представлять, какие кадры у вас уже есть, а какие еще нужно снять:
Это лишь небольшая часть чеклиста, подробнее про практику съемки мероприятий и многое другое, я расскажу на своем он-лайн мастер-классе по коммерческому репортажу 13 октября.
Чем, в целом, может технически усложнить себе жизнь неопытный коммерческий фотограф-репортажник?
Большинство технических проблем связано с неумением правильно работать со вспышкой — картинка получается или слишком плоской, или пережженой. Если на фотографии синеватый передний план и желтый задник — сразу понятно, что фотограф просто не умеет работать с цветными гелями для вспышки.
Масса людей не понимают связи между светом от вспышки и освещением на площадке, для них они как-бы существуют в разных вселенных. Поэтому свет от вспышки на их кадрах выглядит неестественно, он не вписывается в общую картинку.
Именно тому, как научиться сочетать свет от вспышки и естественное освещение я уделяю много времени на своих мастер-классах.
Вообще для многих начинающих фотографов вспышка — это такая непонятная коробка, которая пыхает светом, убивая всю «художественность» фотографии, а то и совсем портит ее.
На самом деле все, конечно, не так. Вспышка прекрасный инструмент дополнительного освещения кадра, надо лишь уметь с ней работать.
У меня есть статья “Основы работы со вспышкой на репортаже” — там я постарался рассказать о всех основных моментах работы со вспышкой. Но кроме теоретических знаний тут еще и очень важен опыт — поэтому обязательно начинайте экспериментировать и учиться использовать вспышку.
В каких случаях на мероприятии вы используете вспышку?
Около 90% моих кадров в помещении сняты со вспышкой. Но это не значит, что я хожу и всюду луплю вспышками в лоб. Нужно уметь отражать свет, менять направление света, контролировать его цветовую температуру. Иногда нужно снять вспышку с камеры и светить сбоку или сверху. Как только вы поймете, что вспышка это полностью подконтрольный вам источник света — все технические проблемы исчезнут.
Какие вспышки вы используете?
С собой на съемке у меня всегда две вспышки: SB-910 основная и SB-900, как дополнительная. В редких случаях использую старенькую SB-600, когда нужно третьей вспышкой дополнить освещение.
Есть мнение, что портативный свет ограничивает свободу фотографа-репортажника. В чем это ограничение, если оно есть?
Конечно, если вы не умеете работать со вспышкой — она очень сильно ограничит вашу свободу.
Опытным фотографам вспышка только добавляет новых возможностей — вы сами формируете свето-теневой рисунок или просто аккуратно подсвечиваете тени. В ваших руках полностью изменить атмосферу кадра или же подкорректировать освещение таким образом, чтобы картинка выглядела интереснее.
Когда вам приходится использовать несколько вспышек?
Обычно это съемка “статичных” мероприятий: конференций или бизнес-форумов. Когда место действия практически не меняется, и вы работаете целый день в нескольких залах, можно собственными вспышками подкорректировать огрехи освещения.
Проблема в том, что хороший свет, как правило, бывает только на очень публичных мероприятиях, куда приглашены телеканалы и фотографы от разных СМИ.
На более закрытых конференциях про качественную освещенность площадки думают в последнюю очередь и фотографам приходится использовать собственные дополнительные вспышки.
В чем состоит основная сложность работы с несколькими источниками портативного света?
Ключевой момент — синхронизация работы вспышек, и для этого существуют разные технологии, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы.
Например, когда вторая вспышка находится недалеко от меня (скажет съемка у пресс-волла) отлично работает система Nikon Creative Lighting System (или ее аналог у Canon). Без каких либо дополнительных устройств вы можете не только синхронно запускать вспышки, но и управлять мощностью всех вспышек с вашего фотоаппарта — это очень удобно.
Но для больших залов, где мощности инфракрасного сигнала недостаточно, необходимо использовать радио-синхронизацию. И тут тоже есть огромный выбор устройств, в зависимости от вашего бюджета и задач.
Какими программами вы пользуетесь для обработки репортажных фотографий?
Абсолютно всю обработку я делаю в программе Capture One.
На мой взгляд, Capture One показывает максимально правильные цвета, а ее инструменты позволяют очень просто, качественно и главное — быстро обработать фотографии, что очень важно для репортажного фотографа.
Интерфейс Capture One можно полностью изменить под себя — для обработки репортажа это особенно удобно. Я убираю все лишние инструменты, которые не нужны для репортажных кадров, а основные функции — наоборот располагаю максимально удобно.
Если вы никогда не работали в Capture One, рекомендую прочитать мою статью “Обработка RAW в Capture One” и обзор новых возможностей седьмой версии программы.
Если говорить о других программах, то в редких случаях я использую Photoshop для сложной ретуши, а отбор больших объемов фотографий (3000-5000 кадров) делаю в Photo Mechanic — тут с ним по скорости ни один RAW конвертер не сравнится.
Какой процесс обработки репортажных фотографий вы считаете наиболее удобным?
Для быстрой и качественной обработки репортажа необходимо три вещи:
1) Правильно настроенный интерфейс.
Все лишнее — убираем, ключевые инструменты группируем.
Все главные инструменты обработки репортажа должны быть всегда под рукой: Обработка экспозиции, Shadow/Highlights, Баланс Белого, Clarity, Levels, Curves.
При этом в других вкладках у вас должны быть собраны остальные важные инструменты, которые используются реже — для работы со слоями, исправления оптических дефектов, сложной обработки цвета.
2) Постоянно использовать хоткеи (горячие клавиши).
Движение мышки желательно свести к минимуму, а все возможные операции делать быстрыми клавишами на клавиатуре.
Сэкономленные доли секунды на каждом действии в итоге складывают в десятки часов освободившегося времени. Это я вам говорю, как человек, который в неделю обрабатывает несколько тысяч фотографий 🙂
3) Копировать настройки от одного файла к группе фотографий.
Обработка каждого кадра с нуля — бессмысленный и долгий процесс. Если вы хотите снимать 4-5 мероприятий в неделю и не проводить все остальное время за обработкой — учитесь работать с группами файлов.
Принцип очень простой — берем серию кадров, снятых в похожих условиях, обрабатываем один кадр, а затем копируем все ключевые настройки (Баланс Белого, Экспозиция, Шэдоу-Хайлайтс, Клэрити) на остальные фотографии из этой группы.
После этого вам остается только быстро пробежаться по этим кадрам, внося индивидуальные правки (кроп, горизонт, слои).
Если вы начнете мыслить группами файлов — обработка репортажа сразу пойдет быстрее.
Главное при этом не допускать ухудшения качества работы. Для этого нужно после обработки отвлечься минут на 15 — выпить чаю или прогуляться с собакой. Затем вернуться к фотографиям и свежим взглядом еще раз быстро просмотреть материал.
Сколько времени отнимает у вас обработка фотографий с одного мероприятия?
Тут все зависит от мероприятия, бывают съемки в очень сложных условиях, где приходится доводить практически каждый кадр индивидуально. А иногда снимаешь 5 часов в одном зале, тогда обработка материала идет очень быстро.
Но, если говорить очень условно, на стандартную 4-5 часовую съемку (300-500 кадров на выходе) обычно уходит 2-3 часа обработки.
В заключение хотелось бы задать вопрос для решительных. 🙂 В какой последовательности вы бы посоветовали начинающему фотографу изучать азы коммерческой репортажной съемки и готовиться к первой «вылазке»?
Прежде всего стоит просто начать — снимите несколько мероприятий, без каких-либо серьезных обязательств. Это могут быть небольшие, малозначимые эвенты, но этот опыт сразу покажет ваши слабые места. У кого-то проблемы в работе со вспышкой, кто-то не знает, как правильно обрабатывать, кому-то надо учиться совсем базовым вещам в фотографии.
И дальше, нужно уже работать в конкретных направлениях, посещать соответствующие мастер-классы, читать книги, статьи. Конечно, по максимуму общаться с уже опытными фотографами.
На своем он-лайн мастер-классе по репортажу 13 октября я расскажу все ключевые вещи, которые нужно знать начинающему репортажнику: от работы на мероприятии до обработки фотографий, от общения с клиентом до сложной работы со вспышками. Это те знания, которые я хотел бы сам получить, когда только начал снимать мероприятия.