для чего фотографируют в банке при оформлении карты
О обязательном фотографировании клиента при повторном получении зарплатной карты
Никогда не думала, что буду писать отзыв плохой об отделении Банка.Этот отзыв возможно не принесёт мне результата, но все же..следующее место будет ЦБ РФ, куда я обязательно отправлю на Ваш банк жалобу.
29.10 в 19:10 я обратилась в Банк за получением дебетовой карты «Мультикарта» которая привязана к моему зарплатной проекту от моей организации.Менеджер сообщила, что карту они выдать мне не могут, так-как я отказываюсь фотографироваться, причём абсолютно обоснованно!
1.В согласии на обработку моих ПД нет ни слова о фотографии.
2.Я не за деньгами к Вам пришла.
3. На вопрос на основании какого распорядительного документа меня обязуют фотографироваться, мне не сказал ни менеджер, ни заместитель директора офиса.
5. Почему не проверяете паспорта через Дорс?Ответ директора:Дорсы на замене ламп.Офигеть.Я тут причём?
6.На горячей линии ответили, что на основании закона 115 ФЗ они обязаны меня сфотографировать.ЧТО ПРОСТИТЕ?
Какая операция проведённая мною попадает под 115 ФЗ?Вам моя организация предоставила все сведения обо мне, как о физ.лице и подтверждение,что я работаю в огромной федеральной сети.Прежде чем говорить о знании закона, прочтите его ещё раз и ознакомьте с ним Ваших сотрудников.Я не обязана. фотографироваться при отсутствии на то желания, а уж тем более без моего согласия на это в письменном виде.Летят потом заявки на кредиты по банкам, а ты ходи и догадывайся, кто и куда продал информацию.Как итог:карту я не получила и вышла с банка в 20:30.Потратила своё время и средства.Пластик который нужно было закрыть, не закрыла, в обслуживании мне было отказано, а зам.директора предложила отказаться от зарплатной проекта, т.к. закон не обязывает меня обслуживаться в определенном Банке.Вот это сервис, вот это я понимаю!Лояльность моя к данному Банку пропала абсолютно!О данной ситуации буду вынуждена написать в ЦБ, так-как банк на основании того, не зная чего, решил заниматься самодеятельностью.Если бы хоть Слово было в согласии на обработку ПД о фото, с пояснениями для каких целей банк берет эти сведения, вопросов бы не возникло или могли пояснить на основании чего именно я ОБЯЗАНА. Теперь я прошу дать официальный ответ на каком основании мне было отказано в обслуживании с ссылкой на закон обязующий меня верить словам менеджера, что это необходимо для их внутренней базы и сбора общей информации о клиенте.
Биометрия в банках: что это, зачем и к чему приведет
Что такое биометрические данные
Биометрические данные — это уникальные физические характеристики человека, которые используются для установления (идентификации) или проверки (аутентификации) личности. К ним относятся лицо, движение губ, сетчатка глаза, отпечаток пальца, рисунок вен и голос.
Зачем банки собирают биометрию
Российские банки собирают биометрические данные клиентов в двух направлениях: для собственных целей, чтобы повысить безопасность, удобство и скорость обслуживания клиентов, а также для Единой биометрической системы (ЕБС), которая была запущена Банком России и «Ростелекомом» летом 2018 года. Эта система позволяет гражданам становиться клиентами банков без посещения офиса за счет удаленной идентификации. В двух этих случаях сдача биометрии для клиентов является добровольной.
Собирать данные в ЕБС (изображение лица и цифровой слепок голоса) по закону должны все банки, однако услуги через ЕБС (открытие счета, выдача кредита и проведение платежей) пока оказывают только несколько кредитных организаций:
Скоро к этому списку должны добавится Росбанк, «Русский Стандарт» и РНКБ. Собственные биометрические проекты реализуют не все участники рынка: из крупнейших игроков это делают Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Почта Банк и «Хоум Кредит».
Способы использования биометрии кредитными организациями
Как происходит сбор биометрии
Для регистрации в ЕБС необходимо один раз посетить отделение банка с паспортом и СНИЛС, а также иметь подтвержденный аккаунт на сайте госуслуг. Если человек еще не является клиентом банка, ему надо открыть счет. Для сдачи своих данных клиент подписывает согласие на их обработку, после чего сотрудники производят запись образца голоса и делают фотографию. Для записи необходимо прочитать три последовательности цифр. Процедура длится не больше десяти минут. В перспективе сдать данные для ЕБС можно будет в МФЦ или в специальном мобильном приложении, рассказал представитель «Ростелекома».
Процедура сдачи биометрии для собственных систем в каждой кредитной организации может отличаться. Например, ВТБ записывает образцы голоса при общении с оператором. Во время записи разговор может вестись на любую комфортную для пользователя тему, чтобы система могла зафиксировать и записать корректный слепок.
Какими законами регулируется сбор биометрии
В настоящее время работа Единой биометрической системы регулируется двумя законами: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно им, использование ЕБС в новых сферах может определяться только отдельными законодательными актами.
На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о расширении сферы деятельности ЕБС, его принятие позволит использовать систему без необходимости внесения изменений в отраслевое законодательство, а также приведет к появлению внебанковских сервисов, предоставляющих услуги через ЕБС.
Почему немногие хотят сдавать биометрию в банке
Россияне пока с настороженностью относятся к ЕБС: по последним данным «Ростелекома», на август 2020 года в ЕБС было зарегистрировано около 150 тыс. пользователей. Внутрибанковским проектам клиенты передают свои данные охотнее. Так, Сбербанк собрал около 1 млн данных клиентов (точную цифру банк не раскрывает, но всего у него насчитывается 94 млн клиентов), ВТБ — более 130 тыс. У Почта Банка внутреннюю биометрическую идентификацию по изображению лица прошли все клиенты. Несмотря на то, что сдача биометрии является добровольной, отказавшемуся фотографироваться клиенту будет доступен ограниченный перечень услуг, поскольку банк иначе не сможет гарантировать безопасность всех операций, объяснил 100%-ную сдачу биометрии представитель Почта Банка.
Небольшое число клиентов, готовых воспользоваться услугами ЕБС, связано с недостаточной информированностью граждан о такой возможности, считает представитель «Хоум Кредит». По мнению Емельянова из Почта Банка, чтобы применение биометрических шаблонов стало массовым, нужно, чтобы технология вышла широко за пределы банковской индустрии. Как пояснил представитель «Ростелекома», после принятия законопроекта о сферах применения биометрии появятся новые массовые сервисы: оплата по биометрии, дистанционная сдача экзаменов в образовательных учреждениях, сервисы для нотариусов, судопроизводства, а также другие продукты, которые сейчас находятся на стадии проработки — технической и нормативной.
Еще одна причина — сильно преувеличенные страхи, связанные с возможными утечками биометрических данных, добавляет Емельянов. С точки зрения безопасности ЕБС хорошо продумана, говорит руководитель проектов департамента технологического развития СКБ-банка Альберт Усенко. Записанные фото и голос хранятся в виде математической модели, поэтому ее попадание в руки злоумышленников ничего им не даст, объясняет он: «Ценность представляет связка биометрического контрольного шаблона и набор персональных данных пользователей. Поэтому биометрический контрольный шаблон хранится в ЕБС, а набор персональных данных храниться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Они обе расположены в разных местах и никак напрямую между собой не связаны».
Биометрические системы — это надежный и апробированный механизм повышения защищенности дистанционного взаимодействия клиентов с организациями, говорит начальник отдела по противодействию мошенничеству Центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов. Однако, по его мнению, биометрия должна быть дополнительным, а не единственным фактором проверки или подтверждения личности клиента, поскольку фото, видео и голос человека не являются «секретами», как пароли и кодовые слова, а значит, в теории могут быть собраны и использованы без ведома клиентов.
Партнер технологической практики KPMG в России и СНГ Оксана Борисова также видит эффективность применения биометрии в защите от мошенников и считает, что несмотря на риски, ее лучше сдавать для обеспечения безопасности операций и настраивать многофакторное подтверждение проведения операции.
«Наиболее частым сценарием хищения денежных средств является получение данных клиента, необходимых для идентификации и проведения операций в удаленных каналах обслуживания. На сегодняшний день клиент может выбрать различные способы идентификации: обычный PIN-код или пароль, отпечаток пальца, распознавание голоса, проверка с помощью видео и т.д. Ни один из способов не обеспечивает 100%-ную защиту от действий злоумышленников, биометрия — не исключение. Однако использование биометрии в качестве второго или третьего фактора аутентификации может значительно повысить безопасность данных и улучшить клиентский опыт, потому что клиенту не требуется запоминать сложные пароли», — считает Борисова.
Что касается ЕБС, то, по мнению руководителя группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора Deloitte Максима Налютина, сдача биометрии важна только в том случае, если клиент собирается активно открывать счета и новые продукты в банках, где он ранее не обслуживался, особенно в условиях эпидемиологических ограничений.
Влияние пандемии на будущее биометрии
Под влиянием пандемии COVID-19 технология начала развиваться быстрее. «За последние полгода по биометрии было предоставлено столько же услуг, сколько за предыдущие полтора года», — пояснил представитель «Ростелекома». Он объяснил это тем, что пандемия сформировала тренд на бесконтактные и дистанционные технологии.
«В сложном 2020 году, когда возникла необходимость перевода всех видов банковских и прочих услуг в дистанционный формат, биометрия стала особенно востребованной. Например, мы наблюдали спрос на использование удаленной идентификации, чтобы стать клиентами банка через мобильное приложение, воспользоваться рядом финансовых услуг, зарегистрироваться и подтвердить учетную запись на портале госуслуг с помощью биометрии», — рассказал директор по инновациям банка «Ак Барс» Дамир Галиев.
ВТБ с помощью голосовой биометрии в контакт-центре уже планирует предоставлять сервисы и услуги, которые ранее были доступны только в офисе, например, разблокировка карт, говорит старший вице-президент банка Чугунов.
Согласно Глобальному исследованию KPMG по банковскому мошенничеству за 2019 год, 67% банковских лидеров инвестируют в инструменты с использованием физической биометрии — голос, отпечатки пальцев, распознавание лиц. Наиболее передовые организации уже вкладываются в развитие более сложной поведенческой биометрии, которая представляет собой сбор уникальных для каждого пользователя набора характеристик, позволяющих составить профиль пользователя и отсеивать мошенников.
Если смотреть на мировой опыт применения биометрии, прежде всего она используется для услуг регистрации новых клиентов в банках и верификации существующих, рассказал руководитель аналитического отдела «Ассоциации ФинТех» Никита Ломов: «Несмотря на то, что пользователи с осторожностью соглашаются на предоставление биометрических данных, мировой опыт показывает, что их использование значительно упрощает процесс взаимодействия клиентов с банками».
Самые известные мировые примеры, по его словам, это:
По аналогии со странами Азии, в России могут начать развиваться сервисы мгновенной оплаты покупок или услуг по индивидуальным чертам лица, считает Ломов:
«Также в ряде европейских стран активно выпускаются биометрические банковские карты, позволяющие пользователям совершать безлимитные операции, для подтверждения которых нужно приложить палец к специальному чипу на карте. Правда, адаптацию данного решения российскими банками предсказать сложно в силу высокого проникновения в России более удобного способа бесконтактной оплаты смартфоном Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay и прочих».
Может ли банк тайком сделать фото для биометрии и как отказаться от снимка?
Не всем нравится, что банк хранит их снимок. Кто-то беспокоится, что попадёт в биометрическую базу данных и за ним начнут следить, кто-то боится утечки данных и череды подставных займов, а кто-то просто не хочет (я сегодня плохо выгляжу). «Я ж не в фотоателье пришла», — заявляют недовольные клиенты. Возникает вопрос, можно ли отказаться от фотографирования.
Для вашей же пользы
Телефончик в кредит? Фото: zen. yandex.ru
Видимо, наступил момент, когда банкам надоело разбираться с дефолтами, недовольными владельцами паспортов и полицией — в отделения банков и на торговые точки поставили камеры. С тех пор каждый кредит оформляется с фотографией. Это не защищает на 100% от мошенников, но облегчает поиски злоумышленника.
Сбор биометрии
Пару лет назад по стране прокатилась очередная череда скандалов — клиенты банков жаловались, что их фотографируют не только для оформления кредита, но и при открытии вклада или дебетовой карты.
Как раз в это время появился закон о биометрии. Люди забеспокоились, что сейчас без их согласия фотографию поместят в банк данных и будут использовать. Как — никто не знает, но неизвестность пугает.
Сдавайте биометрию. Фото: akm.ru
«Открытие» комментирует необходимость создания снимков так:
Во-первых, согласно требованиям законодательства в рамках 115-ФЗ (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), банки обязаны идентифицировать своих клиентов, при этом выбор необходимых для этого сведений и документов остается на усмотрение самих кредитных организаций. Таким образом, фотографирование клиентов необходимо для соблюдения регуляторных требований в части идентификации клиентов
Банк ссылается на регуляторные требования и говорит о том, что фото — один из методов идентификации клиента.
В Почта-банке объяснили необходимость фотографирования защитой от мошенников и сослались на Гражданский кодекс, согласно которому при заключении договора банковского обслуживания клиенту открывается счёт на условиях, согласованных сторонами.
Договором на открытие банковского счёта предусмотрена процедура аутентификации клиента по фотографии. Таким образом, принимая оферту банка о заключении договора банковского счёта, клиент соглашается и на фотографирование
Сейчас в большинстве банков подобная практика ушла в прошлое. При открытии вклада или дебетовой карты фото не требуется.
За последний год закон о биометрии был усовершенствован. Согласно последним поправкам, банк не может взять биометрические данные под видом других услуг. Например, кредитная организация не может вас сфотографировать во время оформления кредита и передать данные в единую биометрическую систему.
Давайте разграничим. Банк может делать фото для идентификации клиента — снимок будет храниться в информационных системах банка. Либо фото делается для единой биометрической системы — передаётся вместе с записью голоса в федеральное хранилище. Во втором случае клиент подписывает согласие, а сотрудник банка разъясняет суть процедуры.
Если вас до сих пор гложут сомнения и вы думаете, что банк в 2019 году поместил ваше фото в банк биометрических данных, то проверьте информацию о себе на сайте ЕБС. В случае чего сведения можно удалить.
Можно отказаться от фотографии?
Если снимок делается для оформления кредита, то надо понимать, что программа может быть настроена так, что заявка без фото не уйдёт. Клиентоориентированный менеджер в ответ на возмущения клиента вызовет для консультации руководителя отделения, начальника службы безопасности, юриста и прочих важных людей в костюмах. Но станут ли они под вас менять существующее программное обеспечение и внутренний регламент?
Кроме этого, нормы Гражданского кодекса говорят о том, что никто никого не может обязать заключать договор.
Юридический портал «Право» приводит слава партнёра юрфирмы «Рустам Курмаев и партнёры» Дмитрия Горбунова:
Принцип свободы заключения договора предполагает, что ни одна из сторон не может принуждать другую к его заключению, так что если клиент не хочет предоставлять свою фотографию, а банк несогласен заключать договор в отсутствие обязательных к предоставлению данных, то они могут просто этот договор не заключать
Одним словом, вы можете отказаться от фотографирования и долго объяснять свои права, цитируя наизусть ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ. Но банк вам откажет в обслуживании.
С биометрией иная история. Вы можете её не сдавать, и банк не вправе из-за этого отказывать в обслуживании. Однако законодательство меняется. Уже идут разговоры о внедрении услуг, которые без биометрии предоставляться не будут.
Что нужно для оформления банковской карты
Банковские карты используются для безналичного расчета. Оформить и получить карту можно в любом банке – в отделении или дистанционно с помощью курьерской доставки. При этом у человека могут быть разные карты нескольких банков – дебетовые, кредитные, зарплатные. Чтобы оформить карту, необходимо подать заявку на открытие на сайте или в отделении и предоставить несколько документов. Какие именно – зависит от вида карты и требований конкретного банка.
Какие документы нужны чтобы получить карту
В основном люди обращаются за получением дебетой или кредитной карты. Разница между картами заключается в том, кому принадлежат средства на счете. Для дебетовой — это ее владелец, для кредитной — банк.
Чтобы получить кредитную карту, заемщику нужно предъявить документы, которые подтвердят не только личность, но и платежеспособность:
Дополнительно можно предоставить документы о праве собственности на недвижимость, автомобиль, или информацию о прочих доходах, к которым относятся пенсионные начисления, стипендия, инвестиционная прибыль. Такая информация может быть учтена при установке кредитного лимита по карте.
Оформление банковской карты лицом без гражданства
Комплект документов, запрашиваемый банком, зависит от обстоятельств пребывания иностранного гражданина в нашей стране: вид на жительство, разрешение на временное проживание, статус беженца, трудовая миграция, учеба.
Что нужно помнить при оформлении банковских карт
Как оформляется карта
Многие банковские карты можно оформить самостоятельно через Интернет и получить по удобному адресу. Райффайзенбанк предлагает широкий перечень доступных к карт с кэшбеком, начислением процентов на остаток, страхованием, накоплением миль и другими бонусными программами.
Чтобы оформить карту лично в отделении банка, нужно:
обратиться в отделение, заполнить заявку, предоставить документы;
подписать договор на открытие счета, согласие на обработку персональных данных, рассылки и уведомления;
при необходимости, написать заявление на подключение мобильного банка и дополнительных сервисов;
получить карту, когда она будет готова.
В день обращения можно получить только неименную карту. Именные с эмбоссингом имени и фамилии держателя выдаются в срок от 10 до 30 дней. Срок зависит от типа продукта — дебетовая или кредитная карта, наличия офисов банка в регионе.
Почему банк может отказать в выдаче карты
В ряде случаев банк может отказать в выдаче пластиковой карты. Наиболее распространенные причины:
Когда срок действия карты заканчивается, банк автоматически перевыпускает ее без дополнительных документов. Владельцу остается приехать с паспортом и забрать карту или заказать ее доставку курьером.
Просят копию паспорта: 6 способов защититься
По копии чужого паспорта мошенник может взять кредит, оформить банковскую карту, арендовать квартиру и вывезти из нее мебель и технику. А получить копию просто — в интернете их продают по сто рублей за штуку.
Вот что сделать, чтобы защитить копию паспорта или хотя бы помешать мошенникам ей воспользоваться.
Как победить выгорание
Оценить контрагента
Одно дело, когда фото паспорта просит прислать солидное госучреждение, совсем другое — если это небольшой таксопарк. Компания может выглядеть благополучно, но при этом находиться на грани закрытия или существовать только в виде странички в «Инстаграме» или воображении мошенника.
Закажите выписку из реестра ФНС и посмотрите, чем на самом деле занимается компания, сколько в ней сотрудников, какой уставный капитал, нет ли информации о недостоверных сведениях.
Если вам предложили удаленную работу в ИТ-агентстве и попросили прислать фото паспорта, а по выписке компания занимается продажами, да еще и зарегистрирована по недостоверному адресу, это повод задуматься. Возможно, с таким контрагентом лучше вообще не иметь никаких дел — и тем более не отправлять ему копию паспорта.
Предложить обойтись без фото паспорта
Во многих ситуациях достаточно паспортных данных, без графического изображения страниц: например, при составлении договора купли-продажи или доверенности. Предложите другой стороне такой вариант: вместо фото паспорта вы присылаете распечатку данных в виде текста, а при подписании договора показываете документ, чтобы контрагент мог их проверить.
Такой вариант безопаснее: кредит или банковскую карту на текстовые данные оформить не получится.
Закрыть часть данных на фото
Банки принимают только копии паспортов без изменений, правок или пометок. А вот для небольших компаний можно эту копию немного изменить: если закрыть часть фото листом бумаги, для мошенника она станет менее полезной.
Хорошая идея — закрыть свою подпись, чтобы ее не скопировали. Даже если мошенник все-таки использует фото вашего паспорта, потом будет намного проще доказать подлог. Перед дальней поездкой распечатайте несколько таких копий, чтобы не искать принтер в дороге.
Написать на копии паспорта, когда и для кого ее сделали
Для банков копия паспорта с такой надписью не годится — у службы безопасности сразу возникнут вопросы к сотруднику, оформившему кредит. Но вариант сработает, если копию паспорта требуют в гостинице или при приеме на работу. Напишите, например, «Копия сделана для гостиницы „Ромашка“» или «Копия сделана для Иванова Петра, отдел кадров фирмы „Рога и копыта“» — и поставьте дату. А еще попросите сотрудника, которому отдаете копию, поставить на ней свою подпись.
Для копии в электронном виде отсканируйте версию с надписью или напечатайте текст поверх документа в графическом редакторе. Хорошо, если надпись перекроет часть вашего фото: так ее сложнее будет удалить.
Сделать копию низкого качества
Чем выше качество копии паспорта, тем проще с нее снять еще одну копию, поэтому цветная фотография в высоком разрешении на черном рынке ценится выше размытой черно-белой. Но отделу кадров или службе безопасности качество не важно — им нужно только проверить вашу личность. Поэтому идеальная копия — это черно-белое изображение, на котором с трудом можно разобрать текст, а фото владельца документа похоже на черный квадрат с разводами.
Нужные фильтры есть в большинстве графических редакторов. Можно даже инвертировать цвета — получится что-то вроде негатива.
Помнить о своем праве защищать персональные данные
Контрагент может отказаться принимать копию паспорта с пометками, и в случае с банками такой отказ обоснован. Но если отказ пришел из другой организации, скорее всего, это произвол. «Всегда так делаем» и «начальник распорядился» не считается законным основанием для отказа принять копию документа.
Постарайтесь объяснить, что закон разрешает вам защищать свои персональные данные так, как вы считаете нужным, и все действия с вашими персональными данными возможны только с вашего согласия. А проверить точность данных в копии паспорта никто не мешает — вот оригинал.
ст. 9 ФЗ «О персональных данных»: согласие на обработку персональных данных
И если все-таки отправили копию своего паспорта контрагенту, а потом передумали, у вас есть право отозвать согласие на обработку персональных данных. Компания будет обязана уничтожить все копии ваших документов.
Кредит взять можно а пиво по фотке паспорта не продают. Что за страна.
What, слышала, что только сейчас разрабатывают закон, позволяющий зафиксировать «отказ» в МоихДокументах на выдачу вам кредита. Как отказ на продажу квартиры без вашего ведома.
What, мошенники же, а кибе все честно
What, по фотке заграна иногда проканывает
Ната, мы с женой уже лет десять, когда пытаются сделать копию паспорта, просим дать нам эту копию сразу после копирования и пишем на ней ручкой, кому и когда дана копия. Очень редко, когда кто-то выступает против такого, но, как правило, в итоге всё решается в нашу пользу.