для чего индейцы снимали скальпы с людей
Зачем индейцы снимали скальпы
«Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.
Сложно утверждать, когда именно появилось скальпирование — до или после появления колонистов, поскольку обычай снимать кожу с головы человека в качестве трофея и символа победы над ним широко использовался в древности на Евроазиатском континенте. Массовое распространение скальпирования на территории Америки связано с тем, что колонисты предлагали щедрое вознаграждение за скальпы врагов — как индейцев, так и своих соплеменников.
скальпированием на территории Северной Америки занимались не только индейцы, но и европейцы! Причем иногда индейцы содрогались от жестокости завоевателей.
Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов.
1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов
могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений. 3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
3. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать «ку» — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку». В этом исследователи видят причину распространения заблуждения о значимости скальпирования для индейцев».
Скальпы снимали с индейцев, а не наоборот
Во многих исторических произведениях о диком западе индейцы представлены дикарями, снимающими скальпы с беззащитных американских поселенцев. Абсурд этого утверждения заключается в том, что в основном скальпы снимали не индейцы, а с индейцев. И снимали их как раз те самые беззащитные американские поселенцы, организованные в мародёрские банды.
Сейчас кто- то выпучит глаза и воскликнет «бред». Нет, это не бред. До появления на континенте белых людей скальпирование у индейцев проводилось только в религиозных целях и только у небольшой части племен. У индейцев не существовало обычая снимать скальпы с врагов, пока этому не научили их бледнокожие люди.
Начали этот процесс Голландцы в XVI веке и продолжили Англичане в XVII. Именно они первыми стали снимать скальпы врагов в период колониальных войн на континенте.
Скальпирование было выгодным бизнесом. Причина в том, что за каждый скальп Французского колониста хорошо платили. Скальп являлся подтверждением убийства врага. Голландцы и Англичане занимались скальпированием самостоятельно и подстрекали союзные племена индейцев к нападению на французских колонистов, а также к ведению межплеменных войн, расплачиваясь при этом не деньгами, а «огненной водой». Они скупали скальпы как белых людей так индейцев и обменивали на деньги своих правительств.
В дальнейшем охоту объявили уже на самих индейцев, так как завоевателям понадобились индейские земли. При этом количество убитых из-за скальпа индейцев было в сотни и тысячи раз больше чем белых людей. Кровавая охота приносила хорошую прибыль. Так в Пенсильвании в 1703 г. скальп индейца-мужчины стоил 124 доллара, а женщины – 50 долларов. Это были огромные по тем временам деньги и индейцев убивали целыми племенами. Белые люди собирали большие карательные бригады и отправлялись на охоту, не жалея ни женщин ни детей. В исторических заметках можно найти упоминание о Кровавом Билле, который за один день смог снять 60 скальпов, при чем среди его жертв были как индейцы, так и белые люди.
До начала 20 века было уничтожено более 100 миллионов коренных жителей Америки, при этом население Европы в период начала колонизации Америки составляло всего 120 миллионов. Эта трагедия является самым массовым геноцидом за всю историю человечества, растянувшемся на несколько столетий. Некогда свободолюбивые индейские племена полностью деградировали и сейчас вынуждены жить в резервациях, куда загнал их белый человек. Основной целью этого действия было полное уничтожение коренных народов Америки. С юридической точки зрения, этот процесс до сих пор не закончен. В Канадской провинции Новая Шотландия до сих пор не отменен закон от 1756 года, согласно которому белым поселенцам полагалась награда за каждого убитого краснокожего.
Материалы по теме
А вот ещё:
Как на самом деле жили дворяне?
Завтрак, занятия французским, пышный обед, верховая езда, а вечером бал — казалось бы, это типичный день дворянина. Но такую жизнь могли себе позволить далеко не все представители дворянского сообщества. Как же они жили на самом деле? Откуда брали деньги и на что тратили? Как женщины управляли финансами и почему они делали это лучше своих мужей?
Поговорили об этом с кандидатом исторических наук Еленой Корчминой.
Существует стереотип, что дворяне вели праздную жизнь, целыми днями кутили. Так ли это было на самом деле?
В этом вопросе есть небольшой подвох. Мы не можем сказать, как было на самом деле, но мы попытаемся приблизиться к пониманию того, как дворяне жили. И для этого нам нужно определиться с понятием «дворянин». Формально это человек, который должен был иметь грамоту о дворянстве. Основное отличие дворянина от любого другого сословия состояло в том, что он имел право владеть землей, населенной крестьянами. То есть фактически он мог использовать условно бесплатный труд крестьян для извлечения прибыли.
Когда мы говорим о том, как жили дворяне, нужно определиться, на что они жили и откуда брались их доходы. Первый, основной источник дохода — это поместье. Дворянин дворянину рознь. Были и крупные магнаты, которые владели тысячами душ, и бедные дворяне — в их распоряжении находились десять, двадцать крестьян. Не все могли позволить себе вести роскошную жизнь. Если исходить из того, сколько дворяне могли получить, вряд ли можно подумать о том, что все были так богаты. Ведь речь идет об экстремальном сельском хозяйстве, о неурожаях. Дворянин обязан по закону содержать крестьян, в случае если они голодают. И дворяне не отказывались от своих обязательств. Поэтому на свои средства кутить сложно, у большинства просто не было таких финансовых возможностей.
Дворянин, помимо дворянской грамоты, обладал еще социальным статусом, который давал ему право и доступ к легким кредитным деньгам, появившимся в России во второй половине XVIII века. Дворяне действительно занимали кучу денег под собственные имения. Историки не считают, что они использовали это в качестве инвестиции в собственное имение, а скорее тратили их на поездки за границу, на балы и так далее.
Дворянская историография была достаточно категорична, утверждая, что дворяне вели себя нерационально, тратя деньги на сиюминутные удовольствия
Я буду опираться в данном случае на приходо-расходные книги. В них отражено, как дворяне управляли своими деньгами. Это одна из немногих возможностей понять, как дворяне относились к финансам. Мы приходим к удивительному выводу: они честно пытались понять, что происходит с их финансами, но это было очень сложно. В начале XVIII века экономических знаний не было, никто никого не учил тому, как управлять финансами. Дворяне должны были самостоятельно дойти до тех основ, которые нам сейчас кажутся очевидными. Например, если ты берешь кредит, ты должен платить процент.
Дворяне были закредитованы. Значит ли это, что они вели себя неразумно? Мне кажется, это сомнительно, именно потому что они учились и могли научиться только в живой жизни, совершая ошибки.
Отсюда и возникает проблема, когда долги родителей платят их дети. Это могло тянуться очень долго. Поэтому если мы не предполагаем, что дворяне исключительно хотели нажиться на бедных крепостных крестьянах, то картинка по управлению финансами достаточно сложная. Исходя из документов, можно сказать, дворяне апеллировали к понятию чести. Они хотели быть честными и стремились к этому. Не всегда получалось, но это отдельная история. У них было представление о том, что уплата налогов — это важно. Пытаться свести расходы и доходы — это тоже важно.
Вы сказали о чести. Что значило для дворян это понятие?
Это как раз то, над чем я сейчас бьюсь в своих исследованиях. Когда мы говорим о чести в экономическом аспекте, это подразумевает, что, например, карточные долги должны быть уплачены. Но когда мы смотрим на финансовые бумаги, то часто замечаем, что дворяне оплачивали долги своих родителей. Обязательно нужно было платить налоги.
Я относительно недавно нашла в одном архивном деле в Питере, в архиве РГИА, замечательный документ, в котором дворянин был обвинен в том, что он не платит налоги в должном объеме (это подоходный налог 1812 года). И он говорит: «Я никого никогда не обманывал, и я честно заявляю, что в этом году я заплатил, у меня эти деньги были, а в следующем году урожай был плох, я почти разорился». В таких случаях назначалась инспекция, комиссия выясняла, действительно ли это был неурожайный год, у дворянина не было доходов.
Мне кажется, что категория чести формировалась в ключе того, что дворянин был освобожден от военной службы, но он считал, что выполнение финансовых обязательств является вариантом чести, службой государю императору. А в личных финансовых отношениях выплата долга была важна для будущего. Если человек не выплачивает долги, то репутация страдает, как следствие, возникают проблемы с тем, как хорошо выдать замуж дочь, взять кредит в купеческой лавке и так далее. Возникало много отрицательных последствий при незакрытии долгов.
А перед кем преимущественно были долги? Какими они бывали?
У каждого была своя долговая история. Первый тип долгов — это те, которые надо было уплатить государству. В основном в России все банки были государственные, поэтому я бы отнесла их к категории государственных долгов. Соответственно, в случае невыплаты имение могло оказаться в опеке — это значит, что дворянин лишался права управления собственным имением и местное дворянство уже решало, сколько денег с доходов имения он получит, а сколько пойдет в счет долга. Такая же ситуация с налогами: если дворянин не выплачивал их, имение могло попасть в опеку и, соответственно, дворянин терял право управления.
Второй тип долгов — это частные долги. Они могли быть перед людьми того же статуса, что и он. Кроме того, ими часто являлись родственники, например сыновья, дочери, племянники, в этом случае дворянин писал, что он, например, должен своей жене «такую-то сумму». Эти долги уплачивались в последнюю очередь. Дворянское сословие было очень узким, поэтому определить степень близости сложно. Тем не менее все равно кто-то был относительно далек, в этом случае эти долги старались выплачивать быстрее.
Возникали долги перед людьми, которые ниже по статусу, чем дворяне, например перед купцами. Дворянин набирал продукты в лавке и потом уплачивал одним платежом. Это возникало потому, что дворяне получали доходы с имения только два раза в год в лучшем случае. Также они получали жалованье, которое выдавалось три раза в год, поэтому часто жили в кредит, но не потому, что они хотели быть в долгах, а потому, что физически не хватало налички. Вексельные расчеты появились чуть позже.
Долги нужно было выплачивать и собственным крестьянам, потому что в имении могло быть, условно говоря, «две кассы» — господские деньги и крестьянские. Если по какой-то причине у владельца заканчивались наличные, он брал деньги из кассы крестьянской и тут же записывал. Потом возвращал эти деньги.
Круг лиц, которым дворянин мог быть потенциально должен, бесконечен
Долги распределялись и по степени значимости: сначала выплачиваем государству; далее — дворянам, но не из ближнего круга; потом — купцам и так далее.
Фактически о долгах дворян можно было узнать только по случаю смерти. Поскольку часто он сам не знал, кто кому должен, в случае смерти дворянина появлялись объявления в газетах: «Такой-то дворянин умер, всем, у кого есть финансовые претензии, просьба обратиться в течение шести месяцев». Если денег после дворянина осталось достаточно, тогда выплачивали один к одному. Если же их было недостаточно, их пересчитывали. Например, уплачивали только 30 копеек на рубль. То есть проблема в том, что учет долгов был очень сложный и дворяне не знали, сколько они должны, до момента какого-то действительно серьезного события.
Кто занимался этими выплатами?
За разрешение неблагополучной финансовой ситуации дворян иногда брался Гавриил Романович Державин. Он был очень хорош в разрешении конфликтов, связанных с долгами, и тем самым спас несколько дворянских фамилий. Решить вопрос с долгами мог приказчик дворянина, очень часто с долгами мужей разбирались их жены. Это была классическая ситуация. Важно подчеркнуть, что дворянки были финансово грамотны.
Почему возникала ситуация, в которой дворяне не знали о своих же долгах?
Представьте, что у вас несколько источников дохода, деньги вы получаете несколько раз в год, а жить вам нужно каждый день. Вы приблизительно представляете, каким будет доход имения, но никогда наверняка не знаете, потому что Россия — страна экстремального сельского хозяйства.
Также вы рассчитываете, что, например, за первую треть вы получите жалованье, а потом его по каким-то причинам не дают. Ситуация складывается следующая: непонятно, когда и в каком объеме поступят деньги. Для того чтобы наладить финансовый учет, нужно понимать, сколько у тебя долгов. У тебя должны быть соответствующие финансовые инструменты, хоть какие-то книги, в которые нужно записывать долги и сроки их возвращения.
Но это технически сложная процедура. Большинство дворян не могли этим заниматься, потому что не получали нужных для этого знаний. То есть основная причина — отсутствие финансовой грамотности.
Вы сказали, что женщины были финансово грамотными. Они могли потратить деньги без согласования, например, с мужем?
Да. Российские дворянки обладали беспрецедентной степенью финансовой свободы. Они были полноценными собственниками своего имущества. Поэтому они могли тратить так, как считали нужным, брали кредиты на свое имя. Важно подчеркнуть: я говорю о времени начиная со второй половины XVIII века и где-то до 30-х годов XIX века. Потом ситуация немножко меняется.
Если женщина не выполняла денежные обязательства, у нее точно могли отнять имение. Поэтому в финансовом отношении это было достаточно равноправное общество.
Стоит учитывать и то, что мужчины часто отвлекались на военную, гражданскую службу. У них просто не хватало времени на ведение хозяйства, и этим занимались женщины. Я смотрела бумаги Воронцовых, мужа и жены. Женщина тратила немножко больше на благотворительность, подарки семье по сравнению с мужем. Важно понимать, что в какой-то момент происходит разделение личных бюджетов и бюджетов дома. Например, покупка продуктов, оплата труда слуг — это домовые деньги. Были еще собственные деньги и те, что мы можем назвать представительскими расходами: их тратили на балы, одежду, убранство дома.
Какие основные пункты расходов дворян можно выделить?
Самое затратное — это строительство. Иметь собственное жилье было показателем престижа. Причем крепостные крестьяне не могли что-то построить. Во-первых, потому что строили тогда же, когда и сеяли, во-вторых, крестьяне не были искусны в строительстве, нужно было нанимать специальные бригады. То есть плотники, кирпичники и другие — это были вольнонаемные. И им нужно было платить живыми деньгами.
Следующий крупный пункт расходов — это поддержание статусного потребления. То есть это расходы на еду, кормление кучи родственников, покупка одежды. Есть специфические категории расходов. Например, молодые дворяне обязательно должны были совершить гранд-тур, то есть поехать по Европе и приобрести знания. Все остальное — это уже изысканные штуки, например книги, украшение домов и так далее.
Расскажите чуть подробнее об этих так называемых образовательных путешествиях. Как они проходили?
Молодые дворяне, отпрыски аристократических семей, должны были ехать со слугами (как минимум 1–2 слуги на каждого) по Европе. Они останавливались в разных городах, брали уроки у знаменитых специалистов. Например, учились верховой езде, музыке, занимались философией, политической экономией, практиковали языки. Молодые дворяне старались стать частью местного общества, и тем самым они учились устанавливать связи.
Карамзин Николай Михайлович во время своего путешествия написал «Письма русского путешественника» и тем самым популяризировал этот вид обучения. Он рассказывал о других странах, большая его писем посвящена деньгам: что он покупал, где. В каждой стране была своя валюта. Пересекая границу, человек сталкивался не только с другим языком, культурой, но и с необычными деньгами.
Что общего между жизнью дворянина и современного жителя города?
Это вопрос очень сложный. Могу предположить, что если рассматривать дворянина средней руки и современного жителя мегаполиса, то общее — это стремление к комфорту и покою. Большое значение для дворян имела семья, для них было важно обустроить благоприятное пространство. Дворянин проживал жизнь, основой которой были его финансовые возможности. Они не были связаны с бесконечными поездками за границу, балами или кутежами.
Также, когда мы говорим о золотом веке дворянства, мне кажется, важно понимать, что роль женщины была высока так же, как и сейчас. И в этом похожи способы существования, в котором ответственность за собственную жизнь женщина берет в свои руки. А дальше уже как повезет.
Что вы подразумеваете под высокой ролью женщины?
В XVIII–XIX веках было замечательное слово — «продавица». Это женщина, которая продавала имение. Тогда женщины на регулярной основе выступали контрагентами в сделках и вообще были полноправными членами общества. Они вполне могли за себя постоять. А вот в XIX веке уже как раз была попытка задвинуть женщину обратно на кухню. И многие ошибочно накладывают на золотой век образы совсем другого времени. Поэтому возникает представление, что женщина в России всегда была под властью мужа. Но это не так.
В том самом золотом веке у дворянки была возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины получили право пассивного голоса в выборах в 1831 году в России. Был введен новый избирательный закон, согласно которому в дворянских депутатских собраниях мужчины могли принимать участие, только если у них было 100 душ крепостных крестьян. И, соответственно, женщины, у кого свыше 100 душ крестьян, могли писать, кому они перепоручали свое право голоса. Это прогрессивная норма. И почему она возникла? Ровно по той причине, что женщина была финансово независима. Она была свободна в принятии решений. В русской литературе вы не найдете образов забитых русских женщин-дворянок.
Мне кажется, если мы по-новому начнем думать о золотом веке дворянства и обращать больше внимания на дворянок, то у нас сложится картинка, как стремительно развивалась Россия в силу того, что женщины вносили свою интеллектуальную, эмоциональную и финансовую энергию в происходящее.
Как индейцы сняли скальп с англичанина Уильяма Томпсона — а он выжил и пытался на этом заработать
Жарким и душным августовским вечером 1867 года англичанин Уильям Томпсон работал на железной дороге в Небраске, когда его позвал начальник бригады. Тот сообщил, что расположенная за холмом станция Плам Крик перестала отвечать на телеграфные звонки. Уильям Томпсон, бригадир и трое телеграфистов сели на дрезину и что есть сил покатили под палящим солнцем в сторону станции. Доехать им было не суждено. Телеграфистов и бригадира убили, а англичанин выжил — но навсегда остался без скальпа.
Свернув на крутом повороте, железнодорожные рабочие обнаружили, что за ним железная дорога кончается. Шпалы и рельсы были вырваны из земли и сложены в угрожающих размеров кучу на путях. Это была засада. Стоило мужчинам остановиться, как отовсюду повалили индейцы-шайены. 25 воинов набросились на незадачливых работяг и перебили их. Уильям Томпсон при этом был ранен в плечо и потерял сознание.
По поводу того, что было дальше, есть разные версии. Сам Томпсон утверждает, что очнулся от дикой боли, но мужественно терпел, притворяясь мертвым, пока молодой шайен снимал с него скальп. Приехавшая позже на подмогу вторая группа рабочих рассказывает, что нашла Уильяма без сознания, но крепко сжимавшим свой отрезанный скальп в руках. Почему индейцы не стали забирать эту добычу, и что на самом деле произошло с Томпсоном — неясно. Впрочем, на англичанина всем долгое время было наплевать, поскольку вскоре после расправы над экипажем дрезины произошел куда более громкий случай.
В этот день из города Омаха отправился большой пассажирский поезд. Он столкнулся с той же кучей шпал, что и дрезина, и сошел с рельсов. 17 вагонов оказались в канаве; инженер, пожарный и кондуктор погибли. Это был первый случай, когда индейцам удалось устроить крушение поезда. Так что Небраске было не до покалеченного иностранца. Диверсия стала ответом на рейд, который американские военные устроили на поселения шайенов.
Уильям Томпсон до последнего надеялся на то, что скальп удастся вернуть на место.
Местный доктор Ричард Мур самым честным образом пытался пришить кусок кожи, но тот не приживался. Стало только хуже — началось заражение тканей, и англичанин едва не погиб во второй раз.
Штаты ему совершенно не понравились. Плюнув на американскую мечту, Томпсон вернулся на родину. Там он пытался заработать, показывая праздной публике свой отрезанный скальп и рассказывая историю о злосчастном августовском вечере в Небраске. Однако по какой-то причине у англичан она не вызвала ажиотажа, и Уильям подарил свой скальп доктору Муру — кажется, единственному человеку, которому было не наплевать на бедного иностранца.
Времена тогда были простые, и Уильям отправил клочок кожи по почте. Доктор Мур, конечно, был признателен за столь сентиментальный жест, но предпочел не хранить скальп у себя. Вместо этого он пожертвовал его библиотеке Омахи, где он хранится по сей день под стеклянным колпаком в темной комнате.
Уильям Томпсон — не единственный человек, переживший скальпирование заживо. За три года до этого, в 1864, индейцы, напавшие на караван, везущий провиант, скальпировали 14-летнего сироту по имени Роберт Макги, которого взяли в путешествие в качестве помощника. Впоследствии его случай стал намного известнее, он даже обрел своеобразную популярность — американцы оказались до таких историй гораздо жаднее, чем англичане.
Зачем индейцы снимали скальпы?
Благодаря художественным фильмам и приключенческим книгам скальп в представлении современного человека прочно ассоциируется с индейцами. Однако скальпирование использовалось не только североамериканскими аборигенами. Более того, до прихода европейцев многие племена не знали о подобном обычае. Снятие скальпов практиковали мускоги и ирокезы, и то лишь некоторая их часть.
Если же говорить именно об индейцах доколониального периода, на сегодняшний день есть несколько версий о том, почему они снимали скальпы с врагов.
1. Скальп как доказательство смерти врага. Кроме того, в качестве ценных доказательств своих воинских подвигов могли выступать части рук, ног или голова целиком.
2. Скальп как обладание силой убитого врага. Всеобщая магическая жизненная сила, по поверью, находилась именно в волосах. Данная версия находит меньше всего подтверждений.
3. Скальп как трофей, как признание и уважение племени. Чаще всего им украшали одежду.
4. Скальп как ритуально-мифологический элемент: считалось, что во время специальной церемонии и танца душа оскальпированного становится слугой победителя.
На самом деле гораздо более почетным, чем скальпирование, у большинства индейских племен было считать «ку» — прикосновение к врагу. Особенно почетно было прикоснуться к живому врагу в бою. Видя, как к упавшему воину устремляются индейцы, европейцы предполагали, что это связано с их желанием снять скальп, хотя на самом деле речь шла о собирании «ку». В этом исследователи видят причину распространения заблуждения о значимости скальпирования для индейцев.