для чего используется на уроке коммуникативная атака

Техника педагогического общения. Коммуникативная атака

У каждого учителя в практике встречались такие уроки, которые проходили не так, как планировались. Казалось, все, что зависело от учителя, было сделано. Составлен подробный план урока, продуманы разнообразный опрос, любопытные находки по изучению нового материала. Столько сил потрачено, а урок не получился. Учитель недоволен. Не было должной отдачи. Класс плохо работал, не проявил ожидаемого интереса к уроку. Почему?.

Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения. К сожалению, в научно-методической литературе больше описываются общие принципы, но крайне мало конкретного описания приёмов данной техники.

КОММУНИКАТИВНАЯ АТАКА

Коммуникативная атака — завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Вспомним изречения великих мыслителей.

«Почти во всех делах самое трудное — начало»,- считал Ж.Ж. Руссо.

А Г. Мильор гениально заметил: «Второй возможности произвести первое впечатление не представляется».

Чаще всего урок не получается от того, что ученики так и не настроились на «нужную волну»…

Мы заходим в класс, а накануне был урок физкультуры. Стоят взъерошенные маль­чишки с раскрасневшимися щеками, несколько девочек не успели переодеться и опоздали… Все возбуждены.

Другая ситуация: перед вашим уроком ученики два урока писали контрольную по математике. Сидят усталые, с отрешенным видом. И так далее, и так далее…

Каждый раз перед нами стоит конкретная проблема, требующая эффективного разрешения. Необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.

Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего, и для слушающих. Педагог, конечно, волнуется. Очень плохо, если это чувство вовсе исчезло. Но с другой стороны, и дети еще не включились в работу, что вполне закономерно. Поэтому замечания в адрес учеников в этот момент неуместны. Замеча­ние целесообразно только тогда, когда учитель уверен, что его поддержит коллектив.

Нужны впечатляющие слова, действия, и класс не только сам настроится «на волну» преподавателя, но и заставит замолчать того, кто мешает слушать. Привычное начало урока или знакомство нового учителя с учащимися с помощью журнала навевает скуку, провоцирует ребят на нару­шение дисциплины.

Банальное начало создает впечатление, что не будет сказано ничего нового, и слушать перестают сразу. И, наоборот, увлекательное начало, интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес.

«Сейчас вы узнаете, что овладеть очень сложным мате­риалом на уроке будет невозможно, если…»

«А знаете ли вы, что …»

Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить.

Опытный учитель начинает урок с «коммуникативной атаки». Ему необходимо в кратчайшие сроки войти в контакт с классом, создать единое информаци­онное поле.

Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению подростков. Опытные преподаватели, как правило, имеют несколько заготовок. Они стараются быть готовыми к любым неожиданностям.

Источник

Статья «Роль коммуникативной атаки на уроках литературы в старших классах»

Роль коммуникативной атаки на уроках литературы в старших классах

Общение – неотъемлемая часть жизни каждого человека. Взаимодействие учителя с учеником невозможно без взаимопонимания и интереса. Для того, чтобы заинтересовать своим материалом, учитель не один час готовит разработку урока, но, к сожалению, ученики не всегда готовы воспринимать предлагаемую им информацию из – за различных причин: предыдущий урок был сложен, данный урок является первым или последним и т.д. Каждая проблема требует эффективного решения. Одним из вариантов такого решения является яркое и неординарное начало урока- коммуникативная атака.

Цели коммуникативной атаки заключены в следуем:

— определить темп работы (мозговой штурм, дискуссия и т.д.);

— удивить, вовлечь в работу наибольшего количество учеников и максимальное удержать внимание (поразить, заставить самостоятельно мыслить);

— неожиданный эмоциональный нажим, направленный на погружение в урок.

Коммуникативная атака может воплощаться в различных проявлениях.

В начале изучения «Грозы» А.Н. Островского можно включать фрагменты экранизации 1977 года, обрывая на самом интересном месте, предложи вребятам вместе изучить произведение.

Перед изучением «Кому на Руси жить хорошо» можно задать следующие вопросы «А кого вы считаете счастливым? Почему?»

«Считаете ли вы себя счастливым? Почему? Что для этого необходимо?»

«Схоже ли ваше мнение с мнением Николая Алексеевича Некрасова? Изменилась жизнь за практически два столетия?»

«Смогла бы ваша семья взять на воспитание ребенка друзей после смерти родителя и полюбить его как родного?» именного с этого вопроса можно начать изучение романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Коммуникативная атака в форме провокационного вопроса способна пробудить интерес к произведению, а также формирует способности аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии. Именно в споре рождается истина, а задача учителя направить любую деятельность в рамки изучаемой темы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Для чего используется на уроке коммуникативная атака

Думаю, у каждого учителя в практике встречались такие уроки, которые проходили не так, как планировались. Казалось, все, что зависело от учителя, было сделано. Составлен подробный план урока, продуманы разнообразный опрос, любопытные находки по изучению нового материала. Столько сил потрачено, а урок не получился. Учитель недоволен. Не было должной отдачи. Класс плохо работал, не проявил ожидаемого интереса к уроку. Почему.

Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения. К сожалению, в научно-методической литературе больше описываются общие принципы, но крайне мало конкретного описания приёмов данной техники.

Чаще всего урок не получается от того, что ученики так и не настроились на «нужную волну»…

Мы заходим в класс, а накануне был урок физкультуры. Стоят взъерошенные мальчишки с раскрасневшимися щеками, несколько девочек не успели переодеться и опоздали… Все возбуждены.

Другая ситуация: перед вашим уроком ученики два урока писали контрольную по математике. Сидят усталые, с отрешенным видом. И так далее, и так далее…

Каждый раз перед нами стоит конкретная проблема, требующая эффективного разрешения. Необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.

Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего и для слушающих. Педагог, конечно, волнуется. Очень плохо, если это чувство вовсе исчезло. Но с другой стороны, и дети еще не включились в работу, что вполне закономерно. Поэтому замечания в адрес учеников в этот момент неуместны. Замечание целесообразно только тогда, когда учитель уверен, что его поддержит коллектив.

Нужны впечатляющие слова, действия, и класс не только сам настроится «на волну» преподавателя, но и заставит замолчать того, кто мешает слушать. Привычное начало урока или знакомство нового учителя с учащимися с помощью журнала навевает скуку, провоцирует ребят на нару­шение дисциплины.

Банальное начало создает впечатление, что не будет сказано ничего нового, и слушать перестают сразу. И, наоборот, увлекательное начало, интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес.

Опытный учитель начинает урок с «коммуникативной атаки». Ему необходимо в кратчайшие сроки войти в контакт с классом, создать единое информационное поле.

Коммуникативная атака – это завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Для чего нужна коммуникативная атака? Прежде всего, для того, чтобы:

— задать темп работы,

— опустить некоторые формальности в начале урока

— удивить, увлечь, поразить учеников

— неожиданный эмоциональный нажим

Существует множество вариантов коммуникативной атаки:

Источник

Для чего используется на уроке коммуникативная атака

«Тенденции самосохранения реализуются при помощи отрицательных эмоций, тенденции развития требуют участия положительных», − писал психофизиолог П.В. Симонов.

Любое эмоционально-заражающее взаимодействие основывается на неосознаваемой подверженности каждого человека влиянию психического состояния окружающих людей. Педагогическое искусство, как и любое другое искусство, основано на положительных эмоциях. Учителю важно уметь создавать эмоциональную доминанту урока, поэтому мажорные способности − умение создавать оптимистическое настроение у аудитории − являются важнейшим профессионально значимым качеством преподавателя. Радостным, доброжелательным и творческим настроением учитель должен заражать окружающих.

Но в большинстве случаев на уроке этого не происходит, прежде всего потому, что у учителя оказываются совершенно не развиты адаптационные умения, занимающие особое место в структуре педагогического мастерства, притом что все его составляющие (организационные, контролирующие, мотивационные, коммуникативные) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Что такое адаптация? Это явление, которое имеет место и на физиологическом, и на психологическом, и на социальном уровнях. Следовательно, адаптация как деятельность учителя, протекая на нескольких уровнях сразу (физиологическом, психологическом и социальном), предполагает выбор средств и условий для создания оптимально благоприятного эмоционально-психологического состояния для протекания физиологических процессов, обеспечивающих обучение, воспитание и, в конечном итоге, решение конкретных поставленных обществом социальных задач.

Таким образом, можно определить адаптационные умения как умения подобрать и использовать конкретные средства обучения, адекватные конкретным целям в конкретных условиях. Если проектировочные умения − это технология обучения в статике, то адаптационные умения − это технология в динамике, в действии. Продуктом проектировочных умений является план; продуктом адаптационных умений − его реализация, точнее, успешная реализация. В проекции рассматриваемой нами проблемы успешная реализация понимается как обеспечение эмоционально-насыщенного педагогического общения, позволяющего эффективно решать поставленные перед учителем задачи. В процессе их реализации имеют место видоизменения плана в зависимости от наличных условий, вплоть до их полной замены. Адаптационные умения, способствующие эмоциональной регуляции учебно-воспитательного процесса, настолько важны и сложны, что, если обучать им всерьез во всей их полноте, необходимо отдельное пособие, снабженное видеокассетой с записью уроков и их фрагментов. Поэтому осветим некоторые моменты, касающиеся лишь одного адаптационного умения, позволяющего осуществлять эмоциональную активацию познавательной деятельности учащихся, а именно − приема режиссуры начала урока, неслучайно заимствовав из учения К.С. Станиславского данное ему название − «коммуникативная атака».

Педагог должен осознавать важность эффективного изначального коммуникативного взаимодействия, и научиться навыкам проведения «коммуникативной атаки», подобно тому, как овладевают им, опираясь на постулаты системы К.С. Станиславского, студенты театральных вузов.

«Надо, чтобы с самого начала спектакля завязался роман у актёра со зрителями», − говорил студентам Станиславский. Если сцена не получалась, он советовал: «Ищите причин в начале, значит, вы неправильно начали!». То же самое происходит и в классе. Урок, традиционно начавшийся с сердитых замечаний учителя «почему с доски не стёрли», «почему класс не убран» можно, заранее считать проваленным, так как упущен важнейший мобилизующий и создающий эмоциональный настрой момент − его начало.

Для проведения «коммуникативной атаки» подбирается интересный эмоциогенный материал, который выразительно преподносится на первых минутах урока.

Урок истории. Тема «Война 1812года»

− Сегодня мы с вами откроем интереснейшую и волнующую страницу русской истории и попытаемся ответить на тот вопрос, который задал себе Наполеон, вошедший без боя в пылающую, покинутую жителями Москву: «Почему в России я всё время одерживаю победы и всё время отступаю?».

Урок химии. Тема «Таблица Менделеева»

− Скажите, пожалуйста, кому-нибудь из вас снились гениальные сны? Может быть, во сне вас посещало озарение, может быть, вы сочиняли стихи или музыку? Нет? А вот Менделееву однажды приснилось величайшее научное открытие, которое на много лет опередило своё время.

Урок иностранного языка. (Коммуникация происходит на иностранном языке) Тема «Еда»

− Известно ли вам, что Франция − единственная страна в мире, где существует академия гастрономии?! Французы часто сравнивают открытие нового блюда с открытием новой звезды. Скажите, пожалуйста, в честь какого из блюд, названия которых вы узнали на прошлом уроке, вы бы назвали новую звезду?

Урок иностранного языка. Тема «Портрет»

− Самый страшный на свете грех − это неблагодарность, утверждал герой Сервантеса Дон Кихот. А вы с этим согласны? Что, по-вашему, является самым страшным грехом, а что − самым ценным человеческим качеством?

Урок иностранного языка. Тема «Работа и профессии»

− Очень интересные статистические данные привёл недавно информационный центр ЮНЕСКО: среди профессий, связанных с наибольшим количеством стрессов, на первом месте находятся профессии учителя и авиадиспетчера. Какие ещё профессии вы бы добавили к этому списку?

Урок литературы. Вступительный урок по творчеству А.С. Пушкина.

Урок литературы. Вступительный урок по творчеству А. Блока.

«Добрый день ребята!» − говорит учитель, входя в класс и держа в руках томик стихов Блока. Учитель подходит к столу и секунд десять листает книгу (книгу, а не школьный журнал!) в задумчивости. Сыграйте это, это не так сложно. А потом, взглянув на класс и улыбнувшись, скажите, указывая на книгу: «Это Блок. Я вам почитаю его стихи, хорошо?» Ученики, конечно, согласятся. Тогда желательно закрыть книгу и прочитать наизусть (обязательно наизусть) два-три стихотворения. Прочитать необходимо артистично, выразительно, в противном случае предлагаемым приемом лучше не пользоваться вообще.

Вряд ли в этом случае ученики окажутся глухи к учителю, а значит, и к уроку, к его материалу, к процессу овладения им.

Приём использования поэзии в качестве коммуникативной атаки необязательно применять только на уроке литературы. Он вполне целесообразен, скажем, на уроке истории. Подобрав соответствующее теме произведение (например, урок, посвященный Бородинскому сражению), можно эффектно и неожиданно начать с выразительного прочтения произведения М.Ю. Лермонтова. «Бородино». Или, например, прекрасный эмоциональный эффект дает следующий вариант первого урока по иностранному языку.

Первое, что делает учитель, когда заходит в класс на первом уроке − выразительно читает красиво звучащее по мелодике и ритмике поэтическое произведение на иностранном языке. И далее следует вопрос: «А вы бы хотели так говорить по-французски?».

Источник

Техника педагогического общения: коммуникативная атака

У каждого учителя в практике встречались такие уроки, которые проходили не так, как планировались. Казалось, все, что зависело от учителя, было сделано. Составлен подробный план урока, продуманы разнообразный опрос, любопытные находки по изучению нового материала. Столько сил потрачено, а урок не получился. Учитель недоволен. Не было должной отдачи. Класс плохо работал, не проявил ожидаемого интереса к уроку. Почему?.

Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения. К сожалению, в научно-методической литературе больше описываются общие принципы, но крайне мало конкретного описания приёмов данной техники.

КОММУНИКАТИВНАЯ АТАКА

Коммуникативная атака — завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Вспомним изречения великих мыслителей.

«Почти во всех делах самое трудное — начало»,- считал Ж.Ж. Руссо.

А Г. Мильор гениально заметил: «Второй возможности произвести первое впечатление не представляется».

Чаще всего урок не получается от того, что ученики так и не настроились на «нужную волну»…

Мы заходим в класс, а накануне был урок физкультуры. Стоят взъерошенные маль­чишки с раскрасневшимися щеками, несколько девочек не успели переодеться и опоздали… Все возбуждены.

Другая ситуация: перед вашим уроком ученики два урока писали контрольную по математике. Сидят усталые, с отрешенным видом. И так далее, и так далее…

Каждый раз перед нами стоит конкретная проблема, требующая эффективного разрешения. Необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.

Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего, и для слушающих. Педагог, конечно, волнуется. Очень плохо, если это чувство вовсе исчезло. Но с другой стороны, и дети еще не включились в работу, что вполне закономерно. Поэтому замечания в адрес учеников в этот момент неуместны. Замеча­ние целесообразно только тогда, когда учитель уверен, что его поддержит коллектив.

Нужны впечатляющие слова, действия, и класс не только сам настроится «на волну» преподавателя, но и заставит замолчать того, кто мешает слушать. Привычное начало урока или знакомство нового учителя с учащимися с помощью журнала навевает скуку, провоцирует ребят на нару­шение дисциплины.

Банальное начало создает впечатление, что не будет сказано ничего нового, и слушать перестают сразу. И, наоборот, увлекательное начало, интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес.

«Сейчас вы узнаете, что овладеть очень сложным мате­риалом на уроке будет невозможно, если…»

«А знаете ли вы, что …»

Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить.

Опытный учитель начинает урок с «коммуникативной атаки». Ему необходимо в кратчайшие сроки войти в контакт с классом, создать единое информаци­онное поле.

Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению подростков. Опытные преподаватели, как правило, имеют несколько заготовок. Они стараются быть готовыми к любым неожиданностям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *