для чего используется таксономия блума

Таксономия Блума как методика оценки успешности обучения

Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это — получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?

Таксономия Блума — что это такое

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.

Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.

Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.

Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Свои мысли по поводу педагогического процесса автор выразил в книге «Таксономия образовательных целей: сфера познания». Там он рассказал о том, в какой иерархии находятся образовательные цели. Если смотреть на пирамиду снизу вверх, цели идут в таком порядке:

На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:

Уровень пирамидыОпределениеДействия педагогаДействия ученикаГлаголы
ЗнаниеВыделение важной информацииРассказать, показать, при необходимости направитьПринять, запомнить, распознатьПеречислить, запомнить, назвать
ПониманиеПонимание полученной информации, объяснение своими словамиСравнить, противопоставить, продемонстрироватьОбъяснить, преобразовать, продемонстрироватьОбсудить, определить, рассказать
ПрименениеПрименение новых знаний в конкретных ситуацияхНаблюдать, помогать, критиковатьПоказать знания, решить поставленные задачиПрименить, вычислить, изменить, выбрать, классифицировать, завершить, инсценировать, провести эксперимент, соотнести, спланировать, решить, использовать
АнализРазделение информации на отдельные, связанные между собой частиНаправить, исследовать, проинформироватьРазделить, обсудить, раскрытьПроанализировать, сгруппировать, сравнить, связать, упорядочить, проверить
СинтезОбобщение информацииОбобщить, оценить, порассуждатьОбобщить, сформулировать, спланироватьСгруппировать, скомбинировать, разработать, предложить, перегруппировать, установить, заменить
ОценкаОценивание знания согласно определенным критериямУточнить, допустить, гармонизироватьПровести дискуссию, оценить, выбратьДоказать, сделать выводы, обосновать, порекомендовать, суммировать, проверить, оценить

Три области обучения

Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Когнитивная

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:

УровеньПримерыИнструменты
ЗнаниеЦитирование правил техники безопасности, котировки цен наизустьВыделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек
ПониманиеЗаписать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понялАналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете
ПрименениеВысчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистикиПрактические занятия, обучение в группе
АнализВыявить сделанные в рассуждениях логические ошибки
СинтезСоставить инструкциюПример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели
ОценкаВыбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение

Аффективная

Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:

ПроцессОписаниеПримерКлючевые слова
ВосприятиеГотовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросахУважительно выслушать другого человекаПризнание, внимательность, понимание
РеагированиеУчащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечатьУчастие в обсуждении, работа с презентациямиОтветить, помочь, исполнить, рассказать
Усвоение ценностейЧеловек придает ценность явлению или объектуПроявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократииЦенить, оберегать, инициировать, делиться, уважать
Организация ценностейУчащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликтыУченик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять балансСвязать, сравнить
Интернализация ценностейУ учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемоВ самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они естьДействовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать

Заключение

Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.

Источник

Как проверить знания сотрудников: создаём тест по таксономии Блума

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Таксономия Блума — это теория, которая поможет проверить глубину знаний сотрудников по учебным материалам из электронных курсов, вебинаров и тренингов.

Оценка по таксономии Блума показывает, какие темы даются ученику с трудом и готов ли он применить полученные знания на практике.

В статье разберём, как работает таксономия Блума и как её использовать при создании онлайн-теста, чтобы детально просканировать знания сотрудников, увидеть их сильные стороны и зоны роста.

В чём польза таксономии Блума

Бенджамин Блум разработал свою теорию в 1956 году. Основная идея заключается в том, что обучение — это последовательный процесс. Состоит он из 6 уровней: запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Каждый из них опирается на предыдущий: без знания невозможно понимание, без понимания — применение и далее. Например, если человек не знает, что такое молоток, то не поймет как с его помощью вбить гвоздь.

По Блуму, проверка знаний тоже охватывает каждый из этих уровней от простого к сложному: от знания к оценке навыков. Например, на старте важно проверить насколько хорошо продавец освоил теорию по технике продаж. Если он путается в основных терминах, проверять навыки бесполезно.

Как правильно формулировать вопросы для теста

Блум пришёл к выводу, что двоякие и неточные формулировки вопросов вводят в заблуждение: ответ не очевиден, даже если студент вдумчиво изучил материал. В итоге, он путается, отвечает неверно и не справляется с тестом. Чтобы этого не происходило, учёный предложил использовать конкретные глаголы действия в заданиях для каждого из уровней в аттестации. Они помогают преподавателю оценить глубину знаний студента, а ему — понять, что от него ожидает услышать преподаватель.

Определите, опишите, назовите, выберите и покажите, дайте определение, укажите правильный ответ, перечислите, повторите.

Показывает, кто запомнил новую информацию, а кто — нет. Находит слабые места в курсе, где не хватает информации и деталей.

Дайте определение термина «Таксономия Блума».

Повторите, найдите, определите, сравните, объясните, обощите, перефразируйте, приведите пример, выделите главное, расшифруйте.

Проверяет, кто зазубрил информацию, а кто погрузился и разобрался в новой теме. Подсказывает, если в курсе не хватает пояснений и деталей.

Объясните, за что отвечает когнитивная сфера в таксономии Б.Блума?

Примените, решите, рассчитайте, используйте, измените, преобразуйте, классифицируйте, расположите, составьте (например, отчёт), приготовьте, подскажите.

Тестирует, кто из сотрудников сумеет применить новые знания на практике. Выявляет, если в курсе не хватает практической пользы.

Придумайте вопрос на проверку знаний на уровне «применение».

Сравните, сопоставьте, различите, выделите, отсортируйте, найдите, выведите, резюмируйте, сгруппируйте, соберите, обобщите, установите.

Заставляет выйти за рамки инструкций и разобраться в ситуации самостоятельно.

Найдите различия между уровнями «запоминание» и «понимание».

Докажите, сделайте вывод, проанализируйте, обоснуйте, проверьте, оцените, порекомендуйте.

Проверяет, кто сумеет на основе полученных знаний придумать новое решение, дать оценку ситуации и действовать самостоятельно.

Дайте оценку эффективности теории Блума в проверке знаний сотрудников.

Глаголы действия из таксономии Блума помогут правильно формулировать вопросы в тесте. Скачать таблицу →

Как использовать таксономию Блума в тестах

Чтобы детально просканировать знания учеников, Блум предлагает разделить тест на шесть групп вопросов. Каждая группа соответствует конкретному уровню таксономии. Например, сперва мы проверяем, насколько хорошо ученик запомнил материал. Затем — что он понял. После — какие знания ученик может применять на практике и так далее.

Если студент не допускает ошибок по первой группе заданий, он получает доступ к вопросам следующего уровня. Если ошибается, идёт на повторное обучение, а потом проходит тест заново.

Дальше мы разберем, как использовать таксономию Блума при создании онлайн-теста в iSpring Suite и правильно формулировать вопросы.

I уровень таксономии Блума покажет, насколько хорошо сотрудники запомнили материал

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Вопрос сформулирован верно: он исключает вероятность «двойного дна». Структура вопроса не оставляет места для сомнений: есть только один верный ответ

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Студент дал верный ответ, но из-за некорректной формулировки вопроса, он оказался ошибочным. В такой ситуации опасно то, что обучающийся может потерять мотивацию продолжать обучение, потому что его старания не дали ожидаемого результата

II уровень таксономии найдёт, кто понял материал

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Правильная формулировка вопросов на «понимание» помогает проверить глубину знаний сотрудников. А глаголы из таксономии — объяснить студенту, что от него требуется

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

В вопросе непонятно, какая перед студентом стоит задача. Стоит сформулировать его иначе, например: «Найдите альтернативное название для “когнитивной сферы”»

III уровень таксономии проверит на практике

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

В данном примере глагол «расположите» обозначает конкретное действие, которое должен совершить сотрудник, чтобы набрать баллы

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Задание сформулировано неверно. Непонятно, что именно ожидает увидеть проверяющий в ответе: одно слово или целое предложение

IV и V уровни таксономии Блума покажут, кто сможет действовать не по сценарию

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Вопрос сформулирован верно: он подталкивает к совершению понятных действий. На уровнях «анализа» и «синтеза» на первое место выходить способность студента вычленять из обучающих материалов нужную информацию и самостоятельно строить логические цепочки

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Вопрос похож на предыдущий, но сотрудник с ним не справился. Возможная причина — некорректная формулировка. Она не объясняет, что именно нужно сделать, чтобы набрать баллы

VI уровень таксономии Блума покажет, кто умеет принимать решения

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Вопросы уровня «оценки», как правило, не имеют правильного или неправильного ответа. Однако по рассуждениям студентов легко понять, кому можно доверить крупный проект, а кому — нет. Задача вопросов на этом уровне — подтолкнуть человека к раскрытию своей точки зрения

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Этот вопрос не подталкивает к рассуждению. Сотрудник может дать верный ответ, но он сам в нём не раскроется, потому что формулировка вопроса изначально этого не требует. С таким же успехом он мог бы ответить 1-2 словами

Что учитывать при создании тестов по таксономии Блума

Если сотрудник не справляется с группой вопросов на одном из уровней, то не стоит продолжать тестирование.

Если он не запомнил новую информацию, то он не сможет её использовать в работе. Лучше перенаправить сотрудника на повтор материала и попросить пройти тест снова. Такую навигацию можно настроить с помощью ветвления слайдов.

Быстрый конструктор курсов и тестов

Поможет создать интерактивные курсы и тесты в рекордно короткие сроки. Без дизайнера и программиста.

Источник

Таксономия Блума

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Таксономия Блума, созданная более 60 лет назад, — это тоже схема, однако в отличие от большинства классификаций, направленных во времени назад, эта имеет прогностический потенциал. Другими словами, она говорит о том, “как стоит делать”, а не “как было сделано”. Совершенно несвойственный утилитаризм для модели середины прошлого века. Но, вероятно, именно ввиду своей практической ценности в нынешнюю эпоху микроповествования, микрообучения и всеобщей озабоченности “как сделать так, чтобы // как улучшить // как избавиться от” обращение к педагогическим целям одного чикагского профессора стало столь частотным.

О чём идёт речь

С конца 1950-ых годов, годов пика гонки вооружений, по обе стороны Атлантики сложилось понимание, что эту самую гонку (или даже войну) выйграет не тот, кто храбрее и наглее, а тот, кто будет умнее и рациональнее. В СССР занялись формированием научной элиты (кстати, не без успеха), а в США напряженно обсуждали повышение уровня образования для всех: “Как учить более эффективно?”

Именно в это время появилась книга Бенджамина Блума “Taxonomy of Educational Objectives” — настольная книга для преподавателя по научению, воспитанию и воплощению изученного. Классификация целей включала в себя когнитивные (отвечающие за научение) аффективные (воспитание) и психомоторные (воплощение или “мастерство”), но широкую известность создателю принесла именно субсистема когнитивных целей.

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума
Суть идеи в том, что цели обучения (и формулировка заданий) должна быть соположена иерархии мыслительных процессов. Более того, сам тезис о том, что мыслительные процессы, относящиеся к сознанию и являющиеся высшей нервной деятельностью, иерархизированы был достаточно нов для той аудитории, которой эта книга была адресована. Для нас во втором десятилетии XXI века очевидно, что в процессе обучения формирование собственного высказывания и системы аргументации — значительно более трудозатратная деятельность нежели запоминание и извлечение из памяти (предъявление) информации. Но для классических европейских и американских школ того времени, когда повторение за учителем хором и вслух было делом обыденным (вспомните знаменитый клип Pink Floyd “Another brick in the wall” ), необходимость триады синтез-анализ-оценка была революцией.

Первый уровень — это уровень знаний, включающий в себя как запоминание, так и предъявление запомненной информации. Знаниевый уровень мыслился как базисный, без которого построение дальнейших моделей затруднено. Сегодня при секундной доступности практически любой информации в сети важность этого уровня под сомнением.

Второй уровень — это уровень понимания. Лучшим примером здесь является пересказ. Термин “пересказ текста” для большинства имеющих опыт обучения скомпрометирован убийственными заданиями из школьных учебников английского (да и не только языка) с требованиями пересказать какую-то скучную и бессмысленную историю со словником неиспользуемой лексики. И это ужасно, потому как пересказ должен быть не воспроизведением запомненного, а демонстрацией понимания. Соответственно, нужна оценка этого понимания, а не только и не столько “близости к тексту” или верности использования конструкций.

Третий уровень — уровень применения. Применения на практике. Это работа по моделям или даже иногда т.н. трансфертные упражнения, где предлагается в реальности использовать изученный языковой материал (заказать отель на англоязычном сайте или позвонить/написать в службу поддержки на иностранном языке). Зачастую обучение иностранному языку на этом уровне и оканчивается, а трансфертные упражнения считаются просто методическим шиком. Оно и понятно — тотальный утилитаризм и неистовая любовь к микрообучению делают своё дело. Обратите внимание, кстати, что сейчас в любой рекламе любого кванта обучения, за которое вам предложено заплатить (деньгами или временем), есть раздел “Что вы получите?”. И иногда это, например, “одна конструкция, на объяснение которой в школе уходит полгода”. Без обещания мгновенного результата (пусть и микрорезультата) никакого интереса проявлено не будет.

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блумаhttp://mrchadburn.co.uk

А что на высших уровнях — уровнях “критического мышления”? Там требования видеть тренды и тенденции, разделять концепции на составляющие, модернизировать концепции и идеи, давать обоснованные прогнозы. Наконец, потребность судить о ценности материала. Это последнее довольно важно. Все мы знаем, что в конце занятий нужно проводить так называемый “sum up”, т.е. подводить итоги урока. Сколько ваших студентов обладают тем уровнем учебной рефлексии, который был бы достаточным для того, чтобы итоги урока мог подвести студент, а не вы? Учебной рефлексии не учат. В лучшем случае, студент может “включить потребителя” и рассказать о своих ощущениях. Тоже ценно, но это совсем не учебная рефлексия.

Возвращаясь к утилитарности и микрообучению: а как это может использовать сегодня преподаватель английского?

Самый простой и действенный способ — это использование глаголов, характерных для того или иного уровня мышления, в инструкциях, которые вы даёте к заданиям. Посмотрите на ваши инструкции с учетом этих “action verbs” и попробуйте их использовать.

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума
Более подробно о работе с инструкциями, кстати, можно узнать в новом курсе “ Effective lessons online: tips and tricks ”.

Существует конспирологическая версия о том, что расцвет всеобщего образования в США был насильственным образом отменен из-за протестов против Вьетнамской войны, хиппи и излишнего свободомыслия. “Свободные ответы” заменили тестами, сложные программы упростили, а долю заданий “второго уровня”, связанных с критическим мышлением, уменьшили до крайних пределов.Комментировать эту версию нет особенного желания, равно как и то, стали ли сегодня учить хуже, чем тогда. Но количество заданий высокого уровня (со звездочкой) в гуманитарных науках, кажется, действительно уменьшилось.

В обучении иностранным языкам есть и другая позиция: зачем заставлять ученика заниматься синтезом-анализом-оценкой, если его языковые цели лежат за пределами таких сложных категорий? Какое отношение имеет сформированное умение находить скрытые связи в двух философских концепциях или оценка Brexit для человека, который хочет поехать в Британию, не знаю, посмотреть Солсберецкий шпиль?) Да и вообще, мы — “дополнительное образование” с отношением к студенту как к клиенту, а хочет ли клиент этого? Риторический вопрос… Или не риторический, а как никогда острый? Комментарии приветствуются!

Источник

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

Таксономия Блума — классификация учебных целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году американским психологом Бенджамином Блумом.

В своей классификации Б. Блум разделил цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).

1. Когнитивная (познавательная) область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели – формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда попадают цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки; цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

Из вышесказанного становится ясно, что каждая из областей имеет свои категории учебных целей.

На каждом уровне осваиваются определенные алгоритмы операций мыслительной деятельности: операции сравнения, анализа, синтеза, конкретизации и абстрагирования, формирования понятий, построения суждений и умозаключений, классификации, обобщения, систематизации.

Освоение этих алгоритмов способствовало реализации познавательных целей, а так же формированию навыков: учебной деятельности, специфических лингвистических действий.

Анализ полученной информации определял направления коррекционной работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса. Использование алгоритмов операций мыслительной деятельности при изучении нескольких учебных дисциплин позволяло диагностировать уровень сформированности навыка и своевременно вносить в работу необходимые коррективы.

Таксономия Блума это не только классификация образовательных целей, уровней познания, но и благодаря иерархии вопросов позволяет оценивать результаты обучения.

Блум предположил, что наше мышление можно подразделить на шесть уровней возрастающей сложности: от простого воспроизведения фактов на нижнем уровне до оценки на высшем.

Например, чтобы учащийся мог применить знания (уровень 3), он должен иметь необходимую информацию (уровень 1) и обладать ее пониманием (уровень 2).

Таксономия Блума построена на следующих четырех принципах:

— практической направленности: таксономия должна отражать теорию целеполагания, а также быть эффективным инструментом для учителя- практика;

— психологическом: таксономия должна базироваться на современных достижения психологической науки;

— логическом: таксономия должна быть логически завершенной и обладать внутренней стройностью;

для чего используется таксономия блума. Смотреть фото для чего используется таксономия блума. Смотреть картинку для чего используется таксономия блума. Картинка про для чего используется таксономия блума. Фото для чего используется таксономия блума

— объективности: иерархия целей не означает иерархии их ценностей.

Таксономия Блума часто используется для написания результатов обучения, поскольку она обеспечивает готовую структуру и список глаголов (вопросов-действий), которые помогают определить те или иные цели обучения.

Вопросы разных типов выполняют разные задачи.

Искусство задавания вопросов является очень важным:

— Оно поощряет самостоятельный поиск ответов, а также побуждает школьников задавать свои собственные вопросы

— Школьники с большей вероятностью станут заниматься самостоятельно, потому что потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы

— Школьники видят взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром – это может изменить их взгляд на сам процесс обучения.

КАТЕГОРИИ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Когнитивной деятельностью считают деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. К когнитивным способностям (от лат. cogito — мыслю) относятся: логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др. Главным принципом развития познавательных способностей является первичность познания учеником реальности, а не изучение готовых “знаний” о ней. Самостоятельное изучение учениками одного и того же реального образовательного объекта приводит к получению индивидуальных образовательных продуктов — знаний об этом объекте, а также способов их получения.

Реализация операционального компонента предусматривала поэтапную реализацию уровней мыслительной деятельности согласно таксономии когнитивных целей Б. Блума.

Когнитивная (познавательная) деятельность включает в себя следующие категории: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание.

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных факто до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую – его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Б. Блум выделил три типа режима понимания:

— перевод – воспринимать изложенное и переносить в другую форму (другие слова, графики и т.д.);

— интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию;

— экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации.

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого.

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур.

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних(структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.

Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

Написание результатов обучения для когнитивной сферы.

Знание

Знание можно определить как способность воспроизвести или запомнить факты, не обязательно понимая их. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки знания: систематизировать, собирать, определить, описать, вопроизвести…

Понимание

Понимание может быть определено как способность понимать и интерпретировать освоенную информацию. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки понимания: связать, изменить, уточнить, классифицировать, построить…

Применение

Применение может быть определено как способность использовать изученный материал в новых ситуациях, например, применять идеи и концепции к решению проблем. Некоторые активные глаголы, используемые для оценки применения: применить, оценить, рассчитать, изменить, выбрать…

Анализ

Анализ может быть определен как способность разбивать информацию на составляющие, например, искать взаимосвязи и идеи (понимание организационной структуры). Примеры глаголов: анализировать, оценивать, систематизировать, разбить, рассчитать…

Синтез

Синтез можно определить как способность соединять части в целое.

Примерами результатов обучения, демонстрирующими синтез, являются: аргументировать, систематизировать, собирать, классифицировать, компоновать…

Оценка

Оценка может быть определена как способность судить о ценности материала для данной конкретной цели. Глаголы: произвести оценку, установить, аргументировать, оценить, придать значение…

Таким образом, Б. Блум описал весь ход процесса когнитивной деятельности в результате которой происходит получение и усвоение нового знания, умения, навыка.

КАТЕГОРИИ АФФЕКТИВНОЙ ОБЛАСТИ

Аффективная (эмоционально-ценностная) область таксономии, охватывающая цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная с простого восприятия, интереса, готовности реагировать, до усвоения ценностных ориентации и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств и т. п.

По Б. Блуму данная область состоит из восприятия, реагирования, организации ценностных ориентаций и распространение этих ориентаций на деятльность.

1. Восприятие

Эта категория обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.

Входящие сюда субкатегории:

2. Готовность или желание воспринимать;

3. Избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного отношения к содержанию обучения (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанно целенаправленного).

2. Реагирование (отклик)

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:

1. Подчинённый отклик;

2. Добровольный отклик;

3. Удовлетворение от реагирования.

3. Усвоение ценностной ориентации

В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

1. Принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»);

2. предпочтение ценностной ориентации;

3. Приверженность, убеждённость.

4. Организация ценностных ориентаций

Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.

Сюда входят две субкатегории:

1. Концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

2. Организация системы ценностей

5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.

Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:

1. Обобщённая установка;

2. Полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность

Сравним возможности достижения целей. Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе занятия (урока) или серии занятий. Аффективные цели, имеющие более глубокий, личностный характер, трудно представить себе как краткосрочные результаты.

Написание результатов обучения для эмоциональной сферы.

Хотя в таксономии Блума наиболее используемой является познавательная сфера, Блум и его коллеги также провели исследования по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере (Bloom et al., 1964). Этой сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: от базисного желания получать информацию до интеграции верований, идей и взглядов.

Для описания эмоционального компонента наших действий Блум и его коллеги предложили пять основных категорий:

1. Восприятие. Эта категория обозначает готовность получать информацию, например, человек признает необходимость отдачи в работе, внимательно слушает других, проявляет восприимчивость к социальным проблемам.

2. Реагирование. Эта категория обозначает активное участие индивидуума в собственном обучении, например, проявляет интерес к учебному предмету, готов сделать презентацию, участвует в обсуждениях в классе, добровольно помогает другим.

3. Ценностные ориентации. Эта категория простирается от простого принятия ценностной ориентации до приверженности ей, например, индивидуум демонстрирует веру в демократические процессы, высоко ценит роль науки в повседневной жизни, проявляет заботу о благополучии других, проявляеь уважение к индивидуальным и культурным различиям.

4. Организация. Это категория обозначает процесс, через который проходят индивидуумы при соединении различных ценностных ориентаций, разрешении противоречий между ними и усвоении этих ориентаций, например, признает необходимость обеспечения баланса между свободой и ответственностью в демократическом обществе, принимает на себя ответственность за свое поведение, принимает стандарты профессиональной этики, приспосабливается к системе ценностей.

5. Распространение. На этом уровне индивидуум обладает некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказказуемо определяют его поведением, например, демонстрирует уверенность при самостоятельной работе, демонстрирует приверженность профессиональной этике, проявляет хорошую личную, социальную и психологическую адаптируемость, ведет здоровый образ жизни.

Эмоциональная сфера и некоторые глаголы действия, используемые при написании результатов обучения для нее: поступать, придерживаться, ценить, осведомляться, признавать…

Таким образом, теория Блума описывает процесс эмоционального восприятия, раскладывая его на отдельные составляющие, которые в целом создают четкую иерархическую структуру. Таксономия Блума охватывает весь процесс этой области формирования знаний от первого эмоционального переживания (восприятия), до осознания и превращения выводов о впечатлении в действующие ценностные ориентации.

КАТЕГОРИИ ПСИХОМОТОРНОЙ ОБЛАСТИ

Психомоторная область таксономии, охватывающая цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной), манипулятивной, нервно-мышечной координации. К этой области относится сравнительно небольшая доля из общей совокупности целей обучения. Среди них навыки письма, речевые навыки, а также цели, выдвигаемые в рамках физического воспитания, трудового обучения.

Поскольку психомоторная область охватывает получение конкретных умений и навыков, которые имеют примерно одинаковый алгоритм отработки путем получения первичного знания, а затем закрепления многократным повторением, то Б. Блум не сосредотачивает своё внимание на механизме происходящих в данном случае процессов, отмечая их механическую природу, которая уже была многократно описана и перекликается с вышеперечисленными областями.

Однако, можно вывести определенный алгоритм написания результатов обучения для психомоторной сферы.

Психомоторная сфера охватывает, в основном, физические навыки, включающие в себя координацию мозговой и мышечной деятельности. Анализ литературы показывает, что данная сфера в области образования является менее разработанной, чем познавательная или эмоциональная.

Психомоторная сфера широко используется в таких областях, как естественные науки, медико-санитарные дисциплины, искусство, музыка, инженерные науки, драма и физическое воспитание. Блум и его исследовательская группа не завершила работу по психомоторной сфере из-за недостатка опыта в развитии этих навыков. Тем не менее целый ряд авторов предложили различные варианты таксономий для описания развития навыков и координации.

Таким образом данная сфера является самой малоизученной в работе Бенджамина Блума. Следует отметить, что ход получения навыков психомоторной области происходит по следующему алгоритму: получение первоначальной информации о навыке (пример, описание), осмысление, применение на практике, оценка результата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *