для чего используют отчеты
Основные сведения об отчетах в Access
С помощью отчетов можно просматривать, форматировать и группировать информацию в базе данных Microsoft Access. Например, можно создать простой отчет в виде списка номеров телефонов всех контактов или сводный отчет по итогам продаж компании в разных регионах за разные периоды.
В этой статье вы найдете общие сведения об отчетах в Access. Вы также узнаете об основах создания отчета и использовании таких функций, как сортировка, группировка и обобщение данных, а также о том, как предварительно просмотреть и распечатать отчет.
Примечание: Сведения в этой статье относятся только к классическим базам данных Access. Веб-приложения Access не поддерживают отчеты.
В этой статье
Общие сведения об отчетах в Access
Возможности использования отчета
Отчет — это объект базы данных, удобный для представления ее информации с одной из следующих целей:
отображение или распространение сводки данных;
архивирование моментальных снимков данных;
предоставление сведений об отдельных записях;
Составные части отчета
Можно создавать «несвязанные» отчеты, в которых данные не отображаются, но в этой статье мы рассмотрим отчет, связанный с источником данных (таблицей или запросом). Макет отчета разбит на разделы, которые можно просмотреть в режиме конструктора. Понимание принципов работы каждого раздела поможет создать лучшие отчеты. Например, от выбора раздела для размещения вычисляемого элемента управления зависит способ вычисления результата. Ниже перечислены типы разделов и указано назначение каждого из них:
Отображение раздела при печати
В заголовок включается информация, обычно помещаемая на обложке, например эмблема компании, название отчета или дата. Если в заголовке отчета помещен вычисляемый элемент управления, использующий статистическую функцию Sum, сумма рассчитывается для всего отчета. Заголовок отчета печатается перед верхним колонтитулом.
Вверху каждой страницы.
Верхний колонтитул используется в тех случаях, когда нужно, чтобы название отчета повторялось на каждой странице.
В начале каждой новой группы записей.
Используется для печати названия группы. Например, если отчет сгруппирован по изделиям, в заголовках групп можно указать их названия. Если поместить в заголовок группы вычисляемый элемент управления, использующий статистическую функцию Sum, сумма будет рассчитываться для текущей группы. Заголовок группы может состоять из нескольких разделов в зависимости от добавленных уровней группирования. Дополнительные сведения о создании верхних и нижних колонтитулов группы см. раздел «Добавление группирования, сортировки или итоговых данных».
Отображается один раз для каждой строки в источнике записей.
В нем размещаются элементы управления, составляющие основное содержание отчета.
В конце каждой группы записей.
Примечание группы можно использовать для печати сводной информации по группе. Нижний колонтитул группы может состоять из нескольких разделов в зависимости от добавленных уровней группирования.
Внизу каждой страницы.
Используется для нумерации страниц и для печати постраничной информации.
Примечание: В режиме конструктора примечание отчета отображается под нижним колонтитулом. Однако во всех остальных режимах (например, в режиме макета, при печати или предварительном просмотре) этот раздел помещается над нижним колонтитулом, сразу после примечания последней группы или строки области данных на последней странице.
Примечание отчета можно использовать для печати итогов и другой сводной информации по всему отчету.
Создать значимый отчет гораздо проще, если таблицы в базе данных имеют хорошо разработанные структуру и связи. Начальные сведения по планированию и разработке базы данных см. в статье Основные сведения о создании баз данных.
Создание отчета в Access
Чтобы создать отчет для базы данных Access на компьютере, выполните следующие действия.
Действие 1. Выбор источника записей
Источником записей для отчета может быть таблица, именованный или внедренный запрос. Источник записей должен содержать все строки и столбцы данных, которые требуется отобразить в отчете.
Если нужные данные содержатся в существующей таблице или запросе, выделите эту таблицу или запрос в области навигации и перейдите к действию 2.
Если источник записей еще не создан, выполните одно из указанных ниже действий.
Перейдите к действию 2 и воспользуйтесь инструментом Пустой отчет;
Создайте таблицы или запросы, которые содержат необходимые данные. Выберите запрос или таблицу в области навигации и перейти к шагу 2.
Действие 2. Выбор инструмента отчета
Инструменты отчета расположены на вкладке Создать в группе Отчеты. В следующей таблице описаны такие параметры:
Позволяет создать простой табличный отчет, содержащий все поля из источника записей, который выбран в области навигации.
Открывает в режиме конструктора пустой отчет, в который можно добавить необходимые поля и элементы управления.
Позволяет открыть пустой отчет в режиме макета и отобразить область задач «Список полей», из которой можно добавить поля в отчет.
Служит для вызова пошагового мастера, с помощью которого можно задать поля, уровни группировки и сортировки и параметры макета.
Вызывает мастер, в котором можно выбрать стандартный или настраиваемый размер подписей, набор отображаемых полей и порядок их сортировки.
Действие 3. Создание отчета
Для выбора требуемого инструмента нажмите соответствующую кнопку панели инструментов. После появления мастера следуйте всем его командам и на последней странице нажмите кнопку Готово.
Access отображает отчет в режиме макета.
Отформатируйте отчет, чтобы добиться желаемого внешнего вида.
Измените размер полей и подписей, выделяя их и перетаскивая края.
Расположите поля в нужном порядке, выделяя их (и соответствующие подписи, если они есть) и перетаскивая в нужное место.
Также можно, щелкая поля правой кнопкой мыши, с помощью команд контекстного меню объединять или разбивать ячейки, удалять и выделять поля и выполнять другие задачи форматирования.
Кроме того, отчет можно сделать более привлекательным и удобным с помощью функций, описанных в разделах ниже.
Добавление группировки, сортировки и итогов
Чтобы быстро добавить в отчет группировку, сортировку или итоги, щелкните правой кнопкой мыши поле, к которому необходимо применить соответствующую функцию, и выберите нужную команду в контекстном меню.
Кроме того, когда отчет открыт в режиме макета или конструктора, можно добавить эти функции с помощью области «Группировка, сортировка и итоги».
Если область «Группировка, сортировка и итоги» не открыта, на вкладке Конструктор в группе Группировка и итоги выберите команду Группировка.
Нажмите кнопку Добавить группировку или Добавить сортировку и выберите поле, по которому требуется сгруппировать или отсортировать данные.
Чтобы задать дополнительные параметры или добавить итоги, в строке группировки или сортировки выберите команду Больше.
Более подробные сведения о группировке, сортировке и итогах см. в статье Создание отчета с группировкой или сводного отчета.
Выделение данных с помощью условного форматирования
В приложении Access есть инструменты выделения данных в отчетах. Вы можете добавить правила условного форматирования для каждого из элементов управления или их группы, а в клиентских отчетах можно также для сравнения данных.
Добавление условного форматирования для элементов управления:
Щелкните отчет в области навигации правой кнопкой мыши и выберите пункт Режим макета.
Выберите нужные элементы управления, а затем на вкладке Формат в группе Форматирование элемента управления выберите команду Условное форматирование.
Совет: Чтобы выбрать несколько элементов управления, щелкайте их, удерживая клавишу CTRL.
В диалоговом окне Диспетчер правил условного форматирования выберите команду Создать правило.
В диалоговом окне Новое правило форматирования выберите значение в поле Выберите тип правила.
Чтобы создать правило, которое будет проверяться отдельно для каждой записи, выберите вариант Проверьте значения в текущей записи или используйте выражение.
Чтобы создать правило для сравнения записей друг с другом с помощью гистограмм, выберите вариант Сравнить с другими записями.
В поле Изменение описания правила укажите правило, которое будет применяться при форматировании, и тип форматирования, а затем нажмите кнопку ОК.
Если нужно создать еще одно правило для этого элемента управления или группы элементов, повторите процедуру, начиная с действия 4.
Настройка цвета и шрифтов
Для настройки цвета и шрифтов попробуйте параметр Тема приложения.
Откройте отчет в режиме макета. Для этого щелкните отчет в области навигации правой кнопкой мыши и выберите пункт Режим макета.
В пункте Работа с макетами отчетов на вкладке Конструктор выберите параметр Темы и наводите курсор на различные темы в галерее, чтобы предварительно просмотреть эффекты. Чтобы выбрать тему, щелкните ее и сохраните отчет.
С помощью коллекций Цвета и Шрифты можно задать цвета и шрифты независимо друг от друга.
Добавление логотипа или фонового рисунка
В отчет также можно добавить логотип или фоновый рисунок. При обновлении рисунка он автоматически обновляется в любом месте базы данных.
Добавление или удаление рисунка
В области навигации щелкните отчет правой кнопкой мыши и выберите команду Макет.
В отчете щелкните место, куда необходимо добавить рисунок, и на вкладке Конструктор в группе Колонтитулы выберите пункт Логотип.
Перейдите к рисунку и нажмите кнопку Открыть. Access добавит рисунок в отчет.
Чтобы удалить рисунок, щелкните его правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню пункт «Удалить».
Добавление фонового изображения
В области навигации щелкните отчет правой кнопкой мыши и выберите команду Макет.
На вкладке Формат в группе Фон нажмите кнопку Фоновый рисунок.
Выберите рисунок из списка Коллекция изображений или нажмите кнопку Обзор, выберите рисунок и нажмите кнопку ОК.
Предварительный просмотр и печать отчета
Предварительный просмотр отчета
Щелкните правой кнопкой мыши имя отчета в области навигации и выберите команду Предварительный просмотр. Команды на вкладке Предварительный просмотр можно использовать, чтобы:
изменить размер или макет страницы;
изменить масштаб или просмотреть сразу несколько страниц;
обновить данные в отчете;
экспортировать отчет в другой формат файла.
Нажмите кнопку Закрыть режим предварительного просмотра
Печать отчета
Печать отчета без предварительного просмотра
Щелкните правой кнопкой мыши имя отчета в области навигации и выберите команду Печать. Отчет будет отправлен на принтер, используемый по умолчанию.
Примечание: При выборе отчета в области навигации и выборе команды Печать на вкладке Файл можно установить дополнительные параметры печати (количество страниц и копий) и указать принтер.
Чтобы открыть диалоговое окно, в котором можно выбрать принтер, указать число копий и задать другие параметры, выберите команду Печать.
Как делать красивые и понятные клиентам отчеты
Валентина Евтюхина, специалист по digital-коммуникациям City Life и автор Телеграм-канала Digital Eva, написала для блога Нетологии колонку о том, как правильно оформить отчет, чтобы тот был без проблем понятен клиенту.
С регулярными отчетами для клиентов знакомы специалисты на фрилансе и в агентствах — если вы работаете над проектом клиента или занимаетесь маркетингом внутри компании, отчеты — неотъемлемая часть операционных дел.
Зачем нужны отчеты
Отчет формирует общую картину за период работы. Некоторые специалисты ограничиваются письмами с повесткой дня или итогами месяца, но этого недостаточно. Например, прошел месяц, вы занимались продвижением в социальных сетях или работой с сайтом, и вам кажется, что работы проделано много, и она выполнена хорошо. Но люди со стороны, например, клиенты или директор, видят это совсем иначе. Для них эффективность измеряется показателями, которые лежат на поверхности — клики, показы, переходы.
Данные, которые доступны вам, часто остаются недосягаемыми для остальных участников проекта.
И тут на помощь приходят отчеты, которые не только собирают воедино результат работы, но и показывают, как происходил процесс решения поставленных задач и какие маркетинговые инструменты были задействованы.
Почему отчеты — это сложно
Составление показательных отчетов — сложный процесс, потому что нет единого сервиса для работы с аналитикой: для каждой задачи приходится выгружать данные из разных систем, будь то рекламный кабинет Яндекс.Директа, отчеты в Яндекс.Метрике или Google Analytics. При этом в каждой системе перед выгрузкой данных надо задействовать правильные фильтры, сделать скриншоты, проработать таблицы в Excel и адаптировать их таким образом, чтобы было клиенту с первого взгляда было понятно, где искать нужные показатели и на какие столбцы обращать особое внимание.
Подобная работа требует от нескольких часов до нескольких дней. Если мы говорим о масштабных проектах, то ручной сбор информации может занимать львиную долю рабочего времени, которое лучше потратить на сам проект.
С другой стороны, современные технологии, например, BI, позволяют внедрять автоматизированные системы веб-аналитики в работу любого отдела или целого проекта. Проблема в том, что на их написание, тестирование и релиз уходит большое количество времени и человекоресурсов. Например, в этой статье можно почитать, как целая команда за 5 месяцев (!) создала BI-продукт для Netpeak. В его возможности входила аналитика исключительно контекстной рекламы, когда на деле клиенту чаще всего требуется отчетность по всем источникам и рекламным кампаниям, и контекстная реклама является лишь сотой долей от общего объема работ.
Можно, конечно, ограничиться автоматизированной выгрузкой из общедоступных систем аналитики и отправить ее клиенту, но для него это будет как послание на иностранном языке, который плохо знаешь — что-то будет понятно, но многое потребует дополнительных объяснений.
Как оформлять и отправлять отчет клиентам и руководству
Хуже неструктурированного отчета может быть только красивый отчет без пояснительных блоков.
Часто у клиентов нет возможности вникать в подробности или нет времени посмотреть отчет именно сейчас, а это может сказаться на оплате счета и дальнейшем сотрудничестве. Поэтому рекомендую добавлять к отчету текстовые блоки с пояснением графиков и цифр, которые помогут клиенту быстро сориентироваться в ситуации.
В пояснения обычно входят описания метрик или иных показателей, а также краткие комментарии по каждому или нескольким блокам.
Пример разбора метрик в отчете
Также не поленитесь составить сопроводительное письмо к отчету, в котором кратко изложите методы, инструменты, цели и результаты за период. Тогда клиент еще до детального знакомства с отчетом поймет, что все в порядке — команда работает и результаты есть.
За основу для сопроводительного письма можно взять выводы из отчета и самые важные комментарии к блокам. Но заменять отчет письмом все же не стоит, даже если ваши отчеты не читают, их все равно хранят: например, маркетолог может отчитываться перед руководством на основании ваших отчетов.
Пять полезных рекомендаций для создания отчетов
1. Используйте специальные программы для презентаций
Самая популярная программа — PowerPoint. Она позволяет создавать серии слайдов с текстовыми и визуальными блоками, добавлять логотип компании, использовать различные шрифты и цветовые решения.
Google Презентации — самый популярный из облачных сервисов, доступен на любом устройстве, прост и удобен в использовании. Есть возможность совместной работы над презентацией в онлайн-режиме; большой выбор шаблонов и фирменные шрифты.
Для пользователей iOS-устройств есть Keynote — приложение для создания презентаций в заранее выбранном шаблоне. Можно выбрать фон, нестандартное расположение объектов, использовать собственные шаблоны, сохранять презентации в формате PDF или pptx.
2. Работайте с шаблонами
Красивый, приятный глазу отчет можно создать без помощи дизайнера, просто выбрав подходящий шаблон для презентации. Например, на сайте slidescarnival.com есть бесплатные шаблоны по самым разным темам — коммерческие, технологические и креативные команды найдут для своих презентаций подходящий вариант. Эти шаблоны можно использовать как в Google Презентациях, так и в Power Point.
В Keynote есть масса встроенных шаблонов: для магазинов, дизайнеров, выставок, редакций, музыкантов и технологичных компаний.
3. Внимательно проверяйте тексты на ошибки
Готовя отчет для клиента, убедитесь, что не допустили ошибок не только в расчетах, но и в тексте. Грамотная письменная речь — показатель профессионализма и серьезного отношения к делу. Будет неприятно, если клиент заметит элементарные ошибки в словах: это покажет ваше халатное отношение к составлению отчета и работе в целом. В случае если нет возможности нанять корректора, пользуйтесь сервисами, которые могут его заменить.
Орфограммка — веб-сервис проверки правописания. Достаточно вставить фрагмент текста в специальное окно и нажать кнопку «Проверить», и все стилистические и грамматические ошибки подсветятся соответствующим цветом. Вам останется только переписать текст на основе рекомендаций сервиса.
Главред помогает сделать текст максимально информативным и понятным.
4. Используйте все возможности Excel
Если отчет требует добавления выгрузки в Excel, постарайтесь максимально снизить уровень ручной обработки данных в таблицах, доверив это формулам. Используйте функцию автоматического выделения цветом большого объема цифр, чтобы клиенту визуально было удобно ориентироваться в данных. Вот тут подробно описано, как создать диаграмму Ганта в Google Таблицах, которая позволит визуализировать количество затраченных ресурсов на проект или отдельный процесс в рамках проекта. А вот в этом видео подробно показано создание круговых диаграмм на основе данных из таблицы.
5. Собирайте данные с помощью сервисов
Маркетологи используют множество сервисов для анализа и прогнозирования, поэтому во время составления отчета им приходится собирать данные вручную из каждой рекламной системы и форматировать их под единый стиль презентации. Чтобы ускорить этот процесс, рекомендуем пользоваться сервисами, собирающими аналитику из разных систем — рекламных кабинетов в социальных сетях, Google Analytics и Яндекс.Метрики. Подключив системы к одному сайту, вы получаете единый отчет нажатием одной кнопки.
reportkey — сервис для маркетологов, smm-менеджеров и seo-специалистов, который собирает данные из рекламных кабинетов социальных сетей, счетчиков аналитики и сторонних систем в удобные отчеты. Доступна интеграция с Яндекс.Метрикой и Google Analytics, выгрузка данных из рекламных кабинетов ВКонтакте и Facebook, а также из Instagram (если реклама запущена через кабинет Facebook), SEOlib, Allpositions и Топвизора.
Improvado — сервис для сбора данных из пятидесяти различных аналитических платформ и социальных сетей, с визуализацией и возможностью адаптировать сервис под себя.
ReportGarden — сервис для составления отчетов с интеграцией самых разных платформ, включая почтовый сервис MailChimp, данные Google Analytics и выгрузки статистики из социальных сетей.
Google data studio — простой инструмент для работы со сквозной аналитикой, который позволяет решать простейшие задачи по анализу и визуализации данных.
Работает только с шестью источниками информации: AdWords API, Attribution 360, BigQuery, Google Analytics, Google Sheets, YouTube Analytics.
Помните, что основная задача отчета — не запутать клиента, а понятно донести суть работы, обозначить контрольные точки и предложить новые решения на основе данных.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Основные финансовые отчеты и для чего они нужны
Основные финансовые отчеты
Как только речь заходит о финансах руководители и собственники вспоминают про три базовых финансовых отчета, которые являются must have для любого бизнеса. Но к сожалению в своем большинстве они не умеют их толком анализировать и составлять и порой выдумывают свои формы этих отчетов, которые считают единственно верными.
Этими тремя видами отчетов являются:
Каждый из этих отчетов составляется по определенной методике и отображает в себе какую то полезную информацию для пользователей этих отчетов.
Баланс отображает финансовое положение компании на определенную дату, отчет о финансовом результате отображает результаты деятельности компании за определенный период, а отчет о движении денежных средств отображает направления и потоки движения денежных средств предприятия.
Кассовый метод и метод начисления
Перед тем как начать рассматривать каждый отчет отдельно, я хотел бы напомнить, что существует два способа учета доходов и расходов : начисления и кассовый.
Почему я об этом вспоминаю? Да потому, что многие предприниматели считают свой финансовый результат кассовым методом, что в корне неверно.
Давайте рассмотрим каждый способ отдельно.
Разница между этими способами состоит в методе отражения доходов и расходов на выбранный учетный период. Т.е. в том, какие хозяйственные операции за период считать расходом, а какие доходом. Понятно, что за всё время существования предприятия, все поступления денег являются доходом, а все выплаты являются расходом. Но нас интересует не всё время работы, а каждый конкретный период. Квартал, месяц, неделя или даже день. Когда мы разбиваем нашу временную прямую на отрезки, и возникает разница.
При кассовом методе доходом считается любое поступление денежных средств в кассу или на расчетный счет, а расходом – любая оплата или выплата, совершенные в учетном периоде. При этом связь между доходами и расходами за один и тот же период не имеет значения. Купили водку, продали час караоке, – все равно это доход и расход.
При методе начислений доходом за период считается продажная стоимость реализованных товаров и услуг, оказанных в этом периоде, в не зависимости от их оплаты. А расходом считается себестоимость реализованных товаров и услуг, а также потребление предприятием товаров и услуг, и тоже вне зависимости от их оплаты поставщику. Т.е. если доходом является Борщ, то расходом считается все, что связано с этим борщом – продукты, зарплата повара, аренда зала, электричество, и т.д. Т.е. все, что привело к возможности реализовать именно этот Борщ.
Какой метод лучше?
Это зависит от ситуации.
Кассовый метод проще в исполнении, т.к. основывается на данных платежных систем, которые очень легко собрать – они отражаются в кассовой или банковской системе и всегда подтверждены первичными документами. Кроме того, результат этого метода – прибыль – совпадает с кассовым остатком, т.е. может быть легко проверена (пересчетом наличности).
Метод начислений сложнее, и его прибыль не совпадает с остатком в кассе, но он точнее в том смысле, что если по полученной прибыли считать рентабельность или эффективность деятельности предприятия, то в ней больше смысла, т.к. доход, расход и прибыль взаимосвязаны.
Разницу между ними можно проиллюстрировать на примере расхода бензина в автомобиле. Расход бензина – это некий показатель, которым мы используем для измерения «эффективности» автомобиля (и стиля вождения). Чем ниже расход бензина, тем лучше.
«Метод начисления» – это если мы сравниваем пройденное за период расстояние с объемом бензина,потраченным за этот же период. Для этого мы используем бортовой компьютер. Мы можем за одну неделю проехать 100 км и потратить 7 литров (7 л/100км), а за другую проехать 1000 км и потратить 60 л (6 л/100км). Очевидно, что за вторую неделю мы ездили экономичнее или «эффективнее».
«Кассовый метод» – это если мы сравниваем пройденное за период расстояние с объемом бензина, купленным (залитым в бак) за этот же период. Мы можем за одну неделю залить 50 л и проехать 1 км (5000 л/100км), а на следующей неделе долить еще 1 л и проехать 100 км (1 л/100км). Очевидно, что результаты не сравнимы, в них нет смысла.
Отсюда следует очень простой вывод:
Прибыль не равна деньгам в кассе. Для анализа показателя “деньги” используется отчет о движении денежных средств, для анализа показателя “прибыль” – отчет о прибылях и убытках.
Баланс
Баланс является фотографией вашего бизнеса на определенную дату. И показывает финансовое состояние компании.
Для чего вы можете использовать баланс?
Если говорит кратко, то вам нужно помнить:
Хороший баланс это когда:
Сам баланс имеет следующую структуру:
В левой части мы видим информацию, про активы имеющиеся у компании, в правой же части расшифровывается источники происхождения этих активов. Эти источники могут быть как собственные, так и заемные.
Равенство баланса обеспечивается тем, что каждая операция в учете отображается на двух счетах бухгалтерского учета, причем на одном счете по дебету, а на другом – по кредиту.
Все операции, которые отображаются в учете можно разделить на 4 типа:
При этом баланс очень тесно связан с другими финансовыми отчетами и аккумулирует в себе итоги других отчетов.
Эта связь кроется в нашем бухгалтерском тождестве:
Активы = Собственный капитал – Изъятия собственного капитала + Доходы – Расходы
Финансовый результат сидит в статье Баланса – “Нераспределенная прибыль”, которая включается в состав собственного капитала.
А движение денежных средств это ничто иное, как разница между статьей Баланса “Денежные средства” между началом и концом периода.
Отчет о финансовом результате (P&L)
Этот отчет имеет множество названий, но суть у него одна – отображение финансового результата деятельности за определенный период и расшифровка составляющих доходов и расходов.
Какие цели использования данного отчета?
Кратко схему построения данного отчета можно представить так:
Статьи доходов и расходов в управленческом отчете о финансовых результатах можно детализировать до необходимого уровня, но структура будет оставаться такой.
Этот отчет составляется по методу начисления, а не по приходу или расходу денежных средств. Если вы его составляете по деньгам, то это уже не P&L.
Возьмем например выручку от продаж. Она считается по выполненным обязательствам, по факту отгрузки товара, по факту оказания услуг. Подтверждают выручку акты подписанных услуг или расходные накладные. Выручка отображатеся без учета косвенных налогов (например – НДС).
Что нужно знать руководителю про этот отчет:
Связь отчета о прибылях и убытках с балансом
Отчет о прибылях и убытках и баланс ни в коем случае не заменяют друг друга, поскольку выполняют разные функции. Баланс, как уже говорилось, показывает финансовое положение компании на тот или иной момент, это «моментальный снимок» принадлежащих компании активов. А отчет о прибылях и убытках показывает поток прибылей за период. Между двумя формами отчетности существует прямая связь.
Отчет о прибылях и убытках связывает балансы на начало периода и на конец отчетного периода. Так, в начале нового отчетного периода баланс показывает исходное финансовое положение компании. Через некоторое время составляются отчет о прибылях и убытках, показывающий, какую прибыль компания получила за период, и баланс, отражающий новое финансовое положение компании на конец периода. Этот баланс показывает изменения, которые произошли с даты предыдущего баланса.
Отчет о движении денежных средств (ОДДС, CF )
Многие руководители не понимают, что прибыль компании не обязательно связана с деньгами которые она получает. Да, в конечном итоге компания должна получить прибыль в денежном выражении и если взять достаточно длительный промежуток времени то отчет о финансовом результате и отчет о движении денежных средств будет показывать одинаковые цифры.
Для развития компании нужны деньги и если компания активно развивается их может не хватать и она начинает активно их искать на стороне. Для того чтобы потенциальный инвестор понимал, откуда у компании берутся деньги и был придуман ОДДС. Он показывает, сколько денег компания имела в начале отчетного периода, сколько – в конце и почему начальное и конечное значение различно.
Сам отчет составляется кассовым методом. И это первый отчет, который составляет руководитель, еще даже до того как задумывается о системе отчетности.
Для чего составляют данный отчет?
Сам отчет имеет три стандартных раздела:
Эти разделы можно интерпретировать следующим образом:
Классический финансовый ОДДС может составляться двумя методами: прямым и косвенным.
В прямом методе отдельно перечисляются все главные статьи движения денежных средств. Затем из поступлений денежных средств вычитают суммы сделанных платежей.
В косвенном методе записывается чистая прибыль, и затем она корректируется в соответствии с данными, необходимыми для определения на его основе объема чистого потока денежных средств полученного или израсходованного от основной деятельности.
Пример ОДДС составленного косвенным методом
Денежные потоки от операционной деятельности | |
---|---|
Чистая прибыль | 3 000 000 |
Корректировки: | |
Износ и амортизация | 125 000 |
Резерв на потери по дебиторской задолженности | 20 000 |
Прибыль от продажи объекта | (65 000) |
80 000 | |
Увеличение торговой дебиторской задолженности | (250 000) |
Уменьшение запасов | 325 000 |
Снижение кредиторской задолженности | (50 000) |
25 000 | |
Денежные средства, полученные от операций | 3 105 000 |
Денежные потоки от инвестиционной деятельности | |
Приобретение основных средств | (500 000) |
Поступления от продажи оборудования | 35 000 |
Чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности | (465 000) |
Денежные потоки от финансовой деятельности | |
Поступления от выпуска обыкновенных акций | 150 000 |
Поступления от выпуска долгосрочных долговых обязательств | 175 000 |
Выплаченные дивиденды | (45 000) |
Чистые денежные средства, использованные в финансовой деятельности | 280 000 |
Чистое увеличение денежных средств и их эквивалентов | 2 920 000 |
Денежные средства и их эквиваленты на начало периода | 2 080 000 |
Денежные средства и их эквиваленты на конец периода | 5 000 000 |
Каким бы методом вы не пользовались результат будет один и тот же. Косвенный метод дает лучше понять, чем денежный поток от операционной деятельности отличается от прибыли. Кроме того, он проще в составлении, поэтому многие компании используют именно его.
В чем полезность отчета?
Если у компании возникает отрицательный денежный поток, то это не значит, что она убыточная. Просто у компании возникает необходимость искать дополнительное финансирование для своего бизнеса.
Что нужно помнить руководителю про этот отчет:
Итоги
Мы с вами рассмотрели три базовых финансовых отчета, которые есть практически у любой компании. Все эти отчеты взаимосвязаны и являются лишь отчетами верхнего уровня и по сути являются вишенькой на торте вашей финансовой системы отчетности, которая включает в себя также операционные и аналитические отчеты.
При составлении отчетности помните, что она должна быть: