для чего изначально были придуманы хлопья на завтрак
Сейчас сложно представить себе утро без аппетитных хлопьев, залитых молоком. Мало кому известно, что вкусные и чрезвычайно полезные кукурузные хлопья были изобретены совершенно случайно. Со времени появления первой порции продукт претерпел многочисленные изменения. Сейчас в сочетании с сахаром, арахисовым маслом, медом или зефиром он служит основой для изысканных десертов, а также любимым детским завтраком во всем мире.
Как рассеянность может сделать вас миллионером
Если бы не рассеянность Уилла Кита Келлогга, который приходился братом начальнику санатория Батл-Крик, неизвестно, были ли бы изобретены хлопья. Именно он забыл про оставленную вареную пшеницу. Чтобы она не пропала, ее решили пропустить через ролики. Экономные братья надеялись получить длинные листы теста, но масса стала неожиданно распадаться на хлопья. Поджарив их, изобретатели нашли вкус отличным и сразу же ввели новый продукт в рацион своих пациентов. Они не знали еще, что эта случайность принесет им миллионы. Стоит отметить, что жители санатория совершенно не употребляли мяса, алкоголя и, конечно же, не курили. Случилось это в 1894 году.
Заинтересованность братьев в новом растительном продукте дополнительно объяснялась и тем, что оба они являлись адвентистами седьмого дня и пропагандировали вегетарианскую диету. Доктор Джон Харви Келлог и его брат находились в постоянном поиске новый еды для больных, которые не получали животной пищи. Пшеничные хлопья имели большой успех у пациентов санатория, и вскоре был запатентованы под названием Granose.
Успешное продолжение эксперимента
Уилл и Джон не остановились на достигнутом результате, и начали экспериментировать с другими зерновыми, среди которых была и кукуруза. Уже в 1906 году Уилл Кит Келлогг создал компанию, производящую кукурузные хлопья. Польза для здоровья производимого Kellogg продукта была несколько снижена из-за добавления в продукт сахара.
Помимо хлопьев, доктор изобрел и такие полезные продукты, как мюсли и арахисовое масло. Многочисленные эксперименты с поджариванием сухих пшеничных, кукурузных и рисовых хлопьев объяснялись собственной теорией доктора Келлога.
Он считал, что разрушение зубов напрямую связано с тем, что люди недостаточно жуют. В то же время, жевать, по его мнению, нужно было исключительно полезную пищу, которая не способна повредить зубную эмаль. Это и привело к идее смешивать хлопья с молоком. На сегодняшний день среди многочисленных брендов, производящих продукт, компания Kellogg занимает одно из лидирующих мест. Она и далее производит многочисленные виды хлопьев из разных видов зерновых.
Еще один случайный миллионер от хлопьев
Открытие доктора Келлога помогло разбогатеть и одному из его пациентов. Изобретатель К. В. Поуст страдал расстройством желудка, он был приятно удивлен вкусом хлопьев с кофейным заменителем. После выписки из санатория Поуст предложил доктору запатентовать новый напиток, но тот отказался. Бывший пациент санатория не остановился, и создал свой проект, сделавший его впоследствии мультимиллионером. На сегодняшний день компания «Поуст» ничуть не уступает в популярности «Келлогге».
Изобретение хлопьев отлично сочеталось с американской любовью к фастфуду, поэтому продукты стали быстро пользоваться бешеной популярностью.
Отечественное производство хлопьев
На территории бывшего Советского Союза кукурузные хлопья начали производить с 1930-го года. Первый выпуск нового для страны продукта наладил Московский пищевой комбинат. Далее эстафету принял Днепропетровский. Спрос заставлял увеличивать предложение, и сегодня на территории современной России сухие хлопья на завтрак выпускает большое количество предприятий. Для разнообразия потребителям предлагаются не только хлопья, но и колечки, палочки и даже звездочки разных цветов из кукурузы. Особенно такие фигурки нравятся детям, для которых завтрак из хлопьев чрезвычайно полезен.
История создания сухих завтраков
Нет никаких сомнений в том, что сухие хлопья произвели революцию в американских завтраках
Маме больше не нужно стоять у плиты, готовя горячую кашу, яичницу или мясо, а дети могут самостоятельно приготовить себе завтрак, прежде чем отправиться в школу.
Сухие завтраки (в частности, кукурузные хлопья) появились на рубеже двадцатого века в основном благодаря двум братьям
В конце 1890-х годов человек по имени Джон Харви Келлог, управляя своим санаторием в Батл-Крике, штат Мичиган, создал мягкую, безвкусную пищу для пациентов с проблемами пищеварения.
Несколько лет спустя, его брат Уилл решил массово продавать эту еду в своей новой компании, Battle Creek Toasted Corn Flake Company, добавив в хлопья немного сахара, что сделало их более подходящими для большинства людей.
Примерно в это же время Чарльз Уильям Пост, который был пациентом в санатории Келлога, придумал альтернативу кофе — напиток ‘Postum’, а затем сухие завтраки Grape-Nuts (которые не имеют ничего общего ни с виноградом, ни с орехами), назвав их Post Toasties.
С тех пор завтраки в Америке больше никогда не были прежними
Основу этим преобразованиям положил человек по имени Сильвестр Грэхем, который экспериментировал с блюдами из цельнозерновой муки, продавая их как диетические блюда, чтобы помочь решить проблемы с пищеварением.
Так он создал сухие завтраки, высушенные так сильно, что их нужно было замачивать в молоке на ночь
Воспользовавшись этой оригинальной идеей, в 1898 году Национальная компания по производству бисквитов (Nabisco) начала производство крекеров на основе рецептов Сильвестра Грэхема (крекеры Грэхема).
Через некоторое время и другие компании выпустили свои новинки. Компания Quaker Oats разработала метод, при котором рисовые зерна ‘взрывались’ и начала продавать ‘воздушный рис’ и ‘воздушные зерна пшеницы’, назвав их чудом науки о пищевых продуктах.
С 1920-х годов сухие завтраки на основе пшеницы стали производиться для спортсменов, и были объявлены как ‘Завтраки чемпионов’
А в 1930-е годы компания Ralston Purina представила раннюю версию традиционных теперь хлопьев.
Кукурузные хлопья. Не все знают, как и для чего их придумал один не очень хороший доктор
Наверное, нет людей, которые бы хоть раз в жизни не пробовали кукурузные хлопья, а у многих они входят чуть ли не в ежедневный рацион.
Однако мало кто знает кто, как и для чего эти хлопья изначально предназначались. История эта не так проста, как кажется!
Началось все в конце XIX века. Жили-были два человека, Джон Харви Келлог и его братец Уилл Кит Келлог. И был у них небольшой санаторий «Батл-Крик» в городе с таким же названием где-то в штате Мичиган. Не знаю, настолько ли все было плохо в этом санатории (походу, там даже поваров не было), но по легенде, готовили братцы самостоятельно какое-то блюдо из кукурузной муки да забили на это дело и куда-то отлучились.
Когда же они вернулись — кукурузная мука испортилась. Не знаю, сколько же надо было гулять, чтобы такое случилось, неделю бегали где-то, что ли?! Наверное, решали какие-то сложные богословские вопросы.
Ну да ладно, испортилась мука и испортилась, можно было бы ее выбросить и сделать что-то другое.
Но беда была в том, что у них не только повара не было, а еще и денег, совести и хоть чего-то, из чего можно было бы приготовить другое блюдо. Тогда братья пошли на преступление (а как еще это назвать?!) и решили все равно приготовить из муки тесто и скормить его своим грустным постояльцам (вряд ли они были веселыми в тот момент).
Тесто из испорченной муки ожидаемо свернулось, и из него получились какие-то хлопья и комки. Продолжая упорствовать в своих преступных намерениях накормить отдыхающих просрочкой, братья взяли и пожарили эти хлопья.
Те приобрели воздушно-хрустящую консистенцию, и аферисты выдали это за новое суперполезное натуральное блюдо. А так как есть испорченную пережаренную кукурузную муку в сухом виде было бы совершенно невыносимо, к ней подали то, что было под рукой, — молоко и кефир.
Несчастных уверили, что это уникальный рецепт, разработанный специально для постояльцев санатория, и те вынуждены были грызть эти хлопья несколько дней подряд, ибо ничего другого, судя по истории, на кухне санатория не было.
Но Джон Харви Келлог был не просто владельцем санатория, а еще и врачом. Причем врачом он был, судя по всему, не очень хорошим, т.к. основная идея его лечения заключалась в том, что все болезни происходят от интимных отношений, с чем он и пытался бороться по мере сил.
Но даже своим средневековым умишком Келлог понимал, что отучить людей от интима вряд ли получится. Тогда он решил бороться хотя бы с начальной его стадией, считая, что корни этой беды закладываются именно в подростковом возрасте, когда дети, ощущая смутное влечение к другим людям, начинают самостоятельно тренировать себя для входа в большую жизнь. Ну, вы поняли, о чем я.
В те времена было особенно модно запугивать детей тем, что от сих занятий растут волосы на ладонях, разжижается мозг, растут бородавки, и нести всякую прочую антинаучную ахинею.
Так вот, Келлог пошел дальше и убеждал своих пациентов, что если отказаться от мяса и есть целый день (ну или хотя бы на завтрак) его новоизобретенные кукурузные хлопья, то сил на богопротивные развлечения уже не будет и они отдадут все оставшиеся (если таковые будут, конечно) силы на более полезные и менее порицаемые занятия.
Братец Уилл, в свою очередь, пытался убедить Келлога-старшего, что в хлопья нужно добавить хотя бы сахар, иначе эту гадость никто добровольно жрать не будет! Но Джон Харви упорно считал, что ему виднее, и как истинный католик, привыкший терзать и всячески унижать свою плоть, категорически отказывался от придания кукурузе хоть какого-то приемлемого вкуса.
Ибо человек должен страдать даже во время еды, иначе никак нельзя! А если его еще и стошнит после принятия пищи, то польза будет вообще неземная!
Когда братец Уилл устал собачиться со своим родственником, он плюнул на убогие взгляды старшего товарища и основал собственную компанию по производству сладких кукурузных хлопьев. Так образовалась компания Kellogg’s, которая и в наши дни остается лидером в производстве кукурузных хлопьев и разных сухих завтраков.
Джон, если ты там где-то на небесах следишь за ситуацией, то наверное, очень горько ощущать, что твоя теория никуда не годится и полностью провалилась!
Люди по сей день жрут именно вредные сладкие хлопья братца Уилла (не желая употреблять твои безвкусные), а сразу после этого (или даже во время этого) занимаются такими непотребностями, что набожные люди вроде тебя крутятся в своих гробах со скоростью турбинной бормашины.
Откуда взялся культ завтрака
Вы наверняка много раз слышали, как важно завтракать. Но вы точно не в курсе, откуда взялся культ завтрака в современном мире. А начался он с маркетинговой кампании, запущенной в 1944 году американской фирмой General Foods, производителем готовых завтраков Grape Nuts.
В ходе этой кампании под слоганом «Хорошо поел с утра — вся работа на ура» в продуктовых магазинах распространялись брошюрки, подчеркивающие важность завтрака, а по радио реклама трубила, что «диетологи считают завтрак важнейшим приемом пищи на протяжении дня».
До появления хлопьев, в середине 80-х годов XIX века, американский завтрак не слишком отличался от остальных приемов пищи. И средний класс, и элита ели яйца, выпечку, блинчики, а также устриц, вареную курицу и стейки.
Взрыв популярности сухих завтраков наделил утренний прием пищи особым набором блюд и задал критерий: утренняя еда должна продаваться уже готовой к употреблению. Правило работает до сих пор, и производители полуфабрикатов делают деньги, опираясь на рекламу, которая убеждает нас, что завтрак – это важно.
Занимательная история завтрака
До изобретения хлопьев завтрак не был общепринятой привычкой. «Римляне верили, что полезнее всего есть один раз в день», — говорит историк еды Кэролайн Илдхам. Ее коллега Эбигейл Кэрол в статье «Изобретение американской еды» пишет, что американские индейцы ели понемногу в течение всего дня, не отводя трапезе специальных промежутков времени. Что же касается средневековой Европы, то чаще всего утренний прием пищи просто пропускали. Необходимость в нем испытывали только люди, занимавшиеся тяжелым физическим трудом, но и для них первый перекус был занятием поспешным, которому находилось время только в перерыве после утренней работы.
В целом, историки соглашаются, что завтрак превратился в ежедневный утренний ритуал тогда, когда крестьяне переехали в города и превратились в промышленных рабочих, день которых был расписан по часам. В Европе этот процесс начался в XVII веке, а к эпохе индустриальной революции завтрак стал повсеместной привычкой. Люди тяжело работали на производстве по 10-12 часов, иногда больше, и завтракать стало физически необходимо.
Уже тогда существовала традиционная утренняя еда — хлеб, эль, сыр, каша или вчерашние объедки. Однако из-за недостаточного внимания историков к описанию завтрака сложно выделить излюбленные утренние блюда наших предков.
Как яйца стали частью нашего утра? Поиск ответа на этот вопрос отсылает к совсем древней истории; теолог Джон А. Райс упоминает, что Мария готовила яйца Иисусу на завтрак. А блины? Палеонтологи предполагают, что человек питался простейшими блинами еще более 5 тыс. лет назад; документально засвидетельствовано, что с блинчиков-крепов начинал день Томас Джефферсон.
Наряду с повсеместным распространением завтрака как явления, в Америке его объем стал расти до размеров обеда. «Американцам хотелось мяса, мяса и еще раз мяса. И картошки. А еще пирогов да тортов», — так в XIX веке Лоуэлл Дайсон описывает гастрономические предпочтения в Штатах. Одержимость едой раздувала завтрак, и мало-помалу к кукурузным лепешкам и оладьям с маслом прибавились стейки и жареная курица.
Все это совсем не походило на здоровую пищу. Американцы постоянно жаловались на проблемы с пищеварением, которые тогдашние врачи называли общим термином«несварение желудка». Эбигейл Кэррол отмечает, что журналы и газеты «кишели рассуждениями на тему, что это за штука это несварение и как от него избавиться». Шумиха напоминала ту, которая сейчас не утихает вокруг ожирения.
Америка нуждалась в более легком начале дня. И тогда появились готовые завтраки.
Изобретение сухих завтраков
Пока коробки с подушечками и колечками не стали олицетворением нашего увлечения слишком сладкой, прошедшей множество этапов обработки едой, американцам казалось: хлопья — это полезно.
Ноги у этой истории растут из увлечения американцев курортами, которыми в середине-конце XIX века заправляли такие люди, как доктор Джон Харви Келлогг. Это было время реформ, но тем не менее, многие считали врачей-современников шарлатанами: Герм советовал набрать вес, а любимой терапией Келлогга были ванны. Лечение болезней больше походило на спа-процедуры.
Келлогг и его единомышленники верили, что изменение рациона американцев благотворно повлияет на их здоровье. Они замечали, что злоупотребление мясом и специями не шло на пользу желудку, и предпочитали белому хлебу зерновой. Диетолог Сильвестр Грэм в 1827 году разработал крекер имени себя. Джеймс Калеб Джексон, который ввел в своем санатории запрет на красное мясо, изобрел завтрак под названием «гранулы» в 1863 году. А в 1890-х Джеймс Келлогг разработал гранолу, или кукурузные хлопья.
Плоды первых опытов были весьма спартанскими — ни грамма сахара, джексоновские гранулы размачивали в молоке, чтобы сделать хоть чуточку съедобней. Критики прозвали гранулы «пшеничными камнями», да и хлопья Келлогга были не лучше.
Однако люди в них нуждались. «В первый год производства было произведено и продано, по самым скромным подсчетам, более 50 тонн продукта», — пишет биограф Келлогга о кукурузных хлопьях. «Вскоре компании-производители сухих завтраков расширили свою сеть сбыта на всю страну».
Это было повсеместное помешательство. Как утверждает Эбигейл Кэррол, в хлопьях видели панацею от общенациональной проблемы — несварения желудка, а то, что они выпускались готовыми к употреблению, оказалось как нельзя кстати в условиях, когда занятые люди больше не могли себе позволить тратить утренние часы на приготовление и употребление традиционной домашней еды.
Самые успешные гастрономические тренды совмещают в себе и науку, и мораль, и изобретение готовых завтраков — не исключение.
Келлогг сформулировал идеальный образ жизни — больше физических упражнений, ванн, а также легкая, умеренная диета — «био-жизнь», и стал читать лекции и писать памфлеты на эту тему. Он описывал тогдашний рацион как неестественный и слишком разнообразный. Питаться биологически, писал он, значит питаться так, как завещает наука, питаться нормально. Совсем как сторонники палеодиеты, он обещал, что человек вернется к своему природному рациону. Вот только ключом к нему были готовые магазинные завтраки.
При этом доктор Келлогг верил, что здоровое питание не просто решит проблемы с желудком. Как и доктор Грэм с его крекерами, Келлогг считал, что американское меню, основанное на мясе, ведет ко греху. «Щедро приправленное мясо, насыщенные соусы и бесконечное разнообразие изысканных деликатесов, — писал вегетарианец Келлогг, — «раздражает нервную систему и влияет на половые органы».
Тем не менее, как случается и с любым гастрономическим бумом, то, до чего додумались пуритане, маркетологи взяли на вооружение. Доктор Келлогг, скорее всего, ненавидел прогресс: двумя самыми успешными производителями сухих завтраков были его брат, Уилл Кит Келлогг, и один из его бывших пациентов, С. В. Пост, которого доктор обвинил в краже рецепта кукурузных хлопьев из его сейфа.
Каждый из них основал по компании по производству сухих завтраков, Kellogg Company (которой заправлял доктор с братом) и Postum Cereal Company (сегодня известная как Post Cereals). Оба бренда обрели бешеную популярность благодаря двум элементам: сахару и рекламе.
К 40-м годам XX века сухие завтраки Post Cereals уже целиком глазировались сахаром, в то время как братья продолжали спорить на этот счет — доктор Келлогг считал сахар пороком в чистом виде, а Уилл настаивал на необходимости подсластить их «лошадиный корм». В конечном итоге Kellogg Company, вслед за Post, также начала покрывать сахаром свои кукурузные хлопья. Тем не менее, сухие завтраки все еще считались здоровой пищей благодаря постоянному давлению рекламы.
Компании-производители провозглашали хлопья панацеей, способной вылечить даже малярию и аппендицит. Фразы на упаковках современных сухих завтраков вроде «Отличный источник витамина D!» отсылают прямиком к одержимости Америки витаминами в 20-х годах прошлого века.
Чтобы подобраться к детям, производители хлопьев первыми стали использовать мультяшных персонажей в маркетинге. Тигренок Тони с упаковки Frosted Flakes, а также Снэп, Крэкл и Поп с Rice Krispies впервые появились в 30-х годах. Реклама была ключом к успеху в этом бизнесе. «Реклама — луч солнца, под которым распускается цветок бизнеса», – сказал С. В. Поуст на заре своей карьеры, которая принесла ему 800 миллионов долларов в современном эквиваленте.
«Главная еда дня»
Сегодня у производителей сухих завтраков и других утренних продуктов нет монополии на мультяшные талисманы или бесстыжие обещания. Но по ряду причин их соперничество за право продукта появиться на вашем утреннем столе не менее жестко, чем в эпоху зарождения индустрии.
Во-первых, каждая компания-производитель, убеждающая вас выбрать их хлопья, мюсли или бейглы, надолго завладевает вашим завтраком, потому что большинство людей с утра едят изо дня в день одно и то же. Исследования показывают, что у потребителей существуют устойчивые предпочтения относительно сухих завтраков. Да, рекламные плакаты возле лотка с курицей могут убедить людей есть больше курятины. А лавина рекламы с Тигренком Тони может заставить десятки тысяч детей годами есть Frosted Flakes каждое утро.
Во-вторых, готовые завтраки очень просто производить — факт, досаждавший доктору Келлоггу, который запатентовал свое изобретение, но так и не смог предотвратить его плагиат. При этом сегодня лидеров рынка можно пересчитать по пальцам. Конкурировать с гигантами отрасли сложно, поскольку они разрабатывают сразу множество брендов готовых завтраков, продвигают эти торговые марки с помощью массированных рекламных кампаний и тем самым мешают новичкам войти в этот бизнес.
И, наконец, последняя причина того, почему конкуренция за рынок «утренних» продуктов столь жестока — корпорации десятилетиями видели в них лучший способ выжать из потребителей как можно больше денег.
Почему производители фаст-фуда делают ставку на рекламу МакМаффинов с яйцом, бельгийских вафель Уайт-Касл и утренних буррито Тако Белл? Как объясняют представители компаний, в индустрии фаст-фуда продажи продуктов для обедов и ужинов не менялись годами, а продажи завтраков постоянно росли.«Завтрак — самый верный источник дохода продуктового бренда», — поясняет один из маркетологов. Обед и ужин в семьях остаются более традиционными, когда в приготовлении блюд важен рецепт и мастерство повара, а не марка использованных продуктов.
По утрам вам не хочется есть? Не ешьте. Завтрак – не самая важная еда дня, просто самая разрекламированная.
Когда изобрели кукурузные хлопья к завтраку?
На полках супермаркетов модно найти множество видов сухих завтраков. Это мюсли с сушеными экзотическими фруктами, хлопья из различных видов злаков, это шарики и другие экзотические изделия. Эти завтраки удобны тем, что их стоит лишь залить молоком, и завтрак готов!
Конечно, у людей различные предпочтения в пище. Многие люди завтракают только чашечкой кофе или чая, или сигаретой. Многие не завтракают вообще, а многие завтракают плотно, можно подумать, что они обедают. Но все больше распространяются именно сухие завтраки из жареных хлопьев.
История изобретения хлопьев весьма курьезна. Американец Джон Х. Келлог, специалист в области пищевой промышленности, придумал кукурузные жареные хлопья и не придавал своему изобретению должного значения. Для него это был лишь эксперимент, не более. Он не видел в этих жареных хлопьях практической пользы для людей. Но патент он все же оформил.
Младший брат Джона Келлога, Уильям, напротив, обладал практической сметкой. Он рассмотрел потенциал изобретения брата и решил запустить жареные кукурузные хлопья в массовое производство.
Он выкупил у брата патент за символическую плату и основал фабрику по производству жареных хлопьев для завтрака. Доктор по профессии, оставил обширную частную практику и занялся организацией нового производства. Фирма «Келлог» выпустила первую продукцию в 1906 г.
С этого времени, с первой опытной партии, началась история так любимых детворой и взрослыми кукурузных хлопьев. Со временем, благодаря широкой рекламной компании, сухие завтраки «Келлог» приобрели своих постоянных почитателей. Да чего греха таить, среди нас, скорее всего, не найдется человека, который бы не едал кукурузных хлопьев.
И пусть многие не считают хлопья важными в их жизни. Всегда найдутся оппоненты, которые без хлопьев по утрам чувствуют себя обделенными.