Клиенты просят нас предоставить налоговую декларацию по НДС, мы отказываем, ссылаясь на коммерческую тайну. Какие у нас могут быть основания для непредоставления им декларации?
Контрагент (клиент) может запрашивать у вашей организации любые документы. Но ни налоговый, ни гражданский кодекс не обязывает предоставлять контрагенту декларацию по НДС. В качестве основания вы можете сослаться на положения локальных актов (Положение о коммерческой тайне).
В статье 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ перечислены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то есть хозяйствующий субъект не вправе ссылаться на режим коммерческой тайны, отказывая заинтересованным лицам в предоставлении им информации. Декларация по НДС к ним не относится, следовательно, она может составлять коммерческую тайну.
Для этого в компании разрабатывается и утверждается специальный локальный нормативный акт. Чаще всего его называют «Положением о коммерческой тайне», но встречаются и другие формулировки, например, «Положение о конфиденциальности информации» или «об информационной безопасности».
Вместе с тем, отмечаем, что контрагент может запрашивать указанный документ для соблюдения требования о должной осмотрительности и проверки добросовестности другой стороны. Для данных целей вы можете посоветовать вашим клиентам обратиться на сайт ФНС, где публикуются сведения о налоговой задолженности организации (https://www.nalog.ru), также клиент может получить последнюю бухотчетность. Годовой отчет по запросу бесплатно выдадут в Росстате.
В качестве основания для отказа в предоставлении документов вы можете сослаться на положения локальных актов (Положение о коммерческой тайне). Также вы можете указать на то, что ваша организация не обязана предоставлять указанную информацию, поскольку законодательно такое требование не установлено.
На вопрос отвечала:
Е. А. Карапетян, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
#Бухгалтер #Юрист #Специалист по кадрам #Бюджетник #Юрист
Для чего контрагенты запрашивают декларацию по ндс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация относится к субъектам МСП (малого предпринимательства), работает с НДС и только по безналичному расчету. В последнее время участились случаи запроса от клиентов отчетности в полном объеме: налоговых деклараций по НДС, по прибыли, бухгалтерской отчетности. Организация отчитывается в ИФНС в электронном виде. Обязана ли организация предоставлять своим клиентам бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Организация не обязана предоставлять своим потенциальным контрагентам бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. Для проявления должной осторожности и осмотрительности в выборе контрагента заинтересованные лица могут обратиться к сервису «Прозрачный бизнес» на сайте ФНС России.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор Монако Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
Как не терять вычеты по НДС и проявлять должную осмотрительность
Ксения Корчагина, юрист
10 лет назад мы всем офисом лежали на полу лицом вниз. Над нами ходили сотрудники ОБЭП в черных масках. Налоговая проверяла холдинг на применение «обнальных» схем. Потом были выемки, миллионные штрафы и суды. Что-то мы отбили, что-то пришлось заплатить.
В статье узнаете
За что наказывают и как штрафуют
Многие до сих пор считают, что если договор был реальным, оплата произведена, товар поставлен, то сделку можно учесть при налогообложении. Но это не всегда так.
Когда вы получаете вычет по НДС, учитываете расходы по налогу на прибыль, обращаетесь за зачетом или возвратом налогов, у вас возникает налоговая выгода.
Если инспекция посчитает налоговую выгоду необоснованной, то не признает расходы, право на пониженную ставку или льготу, откажет в вычете, не возместит НДС. Плюс оштрафует на 20%. Или на 40%, если усмотрит умысел на неуплату налога.
Инспектору может не понравиться, когда у перевозчика нет собственного автотранспорта, а у подрядчика членства в строительной СРО.
Чтобы этого избежать, проверяйте сделки и контрагентов так же, как это делает налоговый инспектор.
Что ищут и как оценивают
Налоговый орган оценивает хозяйственные операции по ст.54.1 НК РФ, учитывает рекомендации по применению статьи из письма ФНС ЕД-4-9/22123@ от 31.10.17 и критерии оценки рисков из п.12 Приказа ФНС от 30.05.07 №ММ-3-06/333@. А суды по-прежнему ссылаются на Постановление Пленума ВАС РФ 53 от 12.10.06, который впервые ввел термин «должная осмотрительность».
Как защитить налогооблагаемую базу и вычет
В вычете, конечно, не откажут только за адрес массовой регистрации. Налоговая оценивает в совокупности: реальность фирмы и сделки, способность партнера исполнить сделку и заплатить по ней налоги.
Чтобы избежать налоговых претензий, оценивайте контрагентов по критериям ненадежности, которые использует налоговый орган (смотри таблицу выше). А на случай судебного спора собирайте доказательства добросовестности партнера и наличия у него ресурсов для исполнения сделки. Это и называют «проявлять должную осмотрительность» при выборе партнера.
Досье на контрагента
Чтобы оспорить в суде налоговые претензии и доначисления, потребуется документально подтвердить:
Для заключения Договора просим Вас прислать нам заверенные копии следующих документов:
15 бесплатных сервисов для проверки контрагента
Чтобы снизить налоговые риски, оценивайте будущего партнера «глазами» налогового инспектора по реестрам госорганов. Убедитесь, что партнер действующий, нет признаков «однодневки», способен исполнить сделку и заплатить налоги.
Все о компаниях в 1 окне
Всю основную информацию из вышеперечисленных реестров, плюс еще 50 источников смотрите в одном сервисе СБИС «Все о компаниях».
На 1 странице СБИС покажет:
Там же распечатывайте Выписку из ЕГРЮЛ с подписью налоговой, Отчет о должной осмотрительности, данные бухгалтерского баланса партнера.
Какую информацию нужно собрать о контрагенте, чтобы не было претензий от ФНС
Налоговые органы очень подозрительные. А в некоторых ситуациях их подозрительность прямо доходит до мании. Они сами хотят все знать о каждом налогоплательщике, так еще и самих налогоплательщиков озадачивают тем, чтобы они тоже все знали о своих контрагентах. Дескать, будьте осмотрительны при выборе тех, с кем собираетесь сотрудничать, чтобы потом не было больно за перечисленные деньги, за неоказанные услуги, невыполненные работы и непоставленный товар.
Несомненно, осмотрительность нужно проявлять всегда: при выборе продукта на полке магазина — а не просрочен ли товар? При походе к парикмахеру, как правило, мы наводим справки через знакомых. Это нормально. Поэтому, когда вопрос встает о том, с кем заключать сделку по бизнесу, то тоже нужно навести справки о потенциальном партнере и побольше о нем узнать.
Налоговая выгода
Упоминание о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в случае заключения сделок с контрагентами, которые в реальности не могли осуществить взятые на себя обязательства, были озвучены еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Впоследствии налоговые органы выпустили довольно много разъяснений о том, что налогоплательщик при выборе контрагента обязан проявлять должную осмотрительность и осторожность, которая в общем случае подразумевает проверку
Позже в Налоговом Кодексе появилась статья 54.1, которая на законодательном уровне закрепила полномочия налоговых органов при рассмотрении ими вопросов о получении необоснованной налоговой выгоде налогоплательщиками. Рождению этой статьи предшествовала многолетняя судебная практика, особенно выводы указанного выше Пленума ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53.
Статья 54.1 НК РФ по сути ничего нового не привнесла. Но в этой статье нет термина «необоснованная налоговая выгода», а перечислены конкретные условия, при которых налогоплательщик вправе уменьшить свою налоговую базу или сумму налога, а именно:
С проверкой первого условия понятно — налогоплательщик должен в учете отразить свершившуюся операцию на основании первичных документов.
Под проверкой соблюдения второго условия будет рассматриваться с кем именно заключена сделка, например, присутствует ли взаимозависимость лиц в сделке.
И соблюдение третьего условия означает, что должна присутствовать реальность сделки.
Но несмотря на то, что в НК РФ так и внесено понятие «необоснованной налоговой выгоды», при проверке налоговые органы ищут именно ее.
Так что это такое, эта необоснованная налоговая выгода?
Например, если налогоплательщик заявляет вычет по НДС или учитывает расходы по налогу на прибыль, то он получает налоговую выгоду. При проверке налоговики будут выяснять, насколько данная выгода является обоснованной.
Если, допустим, будет установлено, что сделка, по которой сумма НДС принята к вычету, а стоимость приобретенного товара (работы, услуги) по этой сделке учтена в расходах по налогу на прибыль, не была исполнена контрагентом лично по причине того, что у него не было ни трудовых ресурсов, ни запасов, ни оборудования, то это значит, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду и ему будут доначислены налоги.
Поэтому при заключении договоров и совершении сделок, как и прежде, налогоплательщик обязан проверять своего контрагента и отражать все операции в учете только на основании корректных первичных бухгалтерских документов. Совершаемые сделки не должны иметь цель только уменьшения налогов.
Как избежать претензий со стороны ФНС и доказать отсутствие необоснованной налоговой выгоды?
Перечень мер, которые налогоплательщик обязан был предпринять в целях подтверждения добросовестности его контрагента и свидетельствующие об осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента, были озвучены в Письмах Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177, от 31.12.2008 N 03-02-07/2-231, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340.
Письма выпущены давно, но, несмотря на это, в настоящее время считается правилом хорошего тона при заключении договоров запросить у контрагента документы, которые, по мнению налоговиков, будут подтверждать добросовестность потенциального партнера по бизнесу.
Итак, при заключении договора рекомендуется запросить у контрагента следующие копии документов:
Это примерный перечень документов. Каждый налогоплательщик вправе разработать свой. И все же рекомендуется перечисленные выше документы обязательно запрашивать, а в свой перечень добавить иные, дополнительные.
На практике налогоплательщики переусердствуют и запрашивают копии паспортов учредителей, директоров организации и индивидуальных предпринимателей. Предоставлять их контрагенты не обязаны, но зачастую идут навстречу запросу.
Но это еще не все
Считается, что если налогоплательщик соберет о контрагенте указанную выше информацию, то это оградит его от налоговых рисков и от претензий со стороны налоговых органов. Как бы не так! Это всего лишь документы, некоторые из которых находятся в свободном доступе.
В подтверждение этому имеется Определение Верховного суда РФ от 05.08.2019 № 309-ЭС19-11950 по делу № А76-29510/2016. А уж если дело дошло до суда, то можно сделать вывод, что компания собрала нужный пакет документов, так сказать, проявила должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента и рассчитывала только этим доказать, что она права.
Тот факт, что контрагенты перечисляли НДС в бюджет, по мнению суда, означает, что ими создавалась видимость ведения деятельности. Вот так получается, не платишь — виноват, а если платишь — тоже виноват, просто вид делаешь честный.
Поведем итог
Кстати, так поступают часто при проведении электронных аукционов. Для участия необходимо не только предоставить стандартные сведения и документы, но и подтверждение фактического наличия транспорта, рабочей силы, технического оснащения. Для этого составляются письма, предоставляются копии договоров, документов на собственность, ПТС и т.д.
И вот тогда налоговые органы точно не смогут сказать о том, что ваша организация не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента и правомерно уменьшила свою налоговую базу и суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Будьте правильно осмотрительными и осторожными. И не забудьте, что кроме обязательной подачи декларации по НДС, в 2021 году и бухгалтерская отчетность сдается только в электронном виде.
— быстрый выпуск электронной подписи (без нее отчеты отправить нельзя);
— широкая линейка тарифов, есть специальный тариф для нулевок;
ИФНС запросила данные по контрагенту или сделке: когда это правомерно, и что будет, если не ответить на требование
В прошлой статье мы подробно обсудили вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок (см. «ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать»). Однако бухгалтерам приходится исполнять и те запросы, которые поступают вне рамок проверок их организаций. Речь идет о предоставлении сведений по контрагентам и в отношении конкретных сделок. Какие полномочия Налоговый кодекс дает налоговикам по истребованию документов и информации в таких ситуациях? Какие последствия грозят тем, кто проигнорирует подобные требования? Давайте разбираться.
Два основания для запроса документов
«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях.
Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).
Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.
Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.
Запросы при проверке контрагента
Порядок запроса у налогоплательщика информации о его контрагенте урегулирован статьей 93.1 НК РФ. В этой статье установлено, что можно требовать в такой ситуации, а также определена процедура направления запроса. Начнем с описания данной процедуры.
Направление требования
В подавляющем большинстве случаев инициатором запроса выступает не «родная» ИФНС, а тот налоговый орган, в котором контрагент состоит на учете. Однако само требование по правилам статьи 93.1 НК РФ направляет «своя» инспекция. К этому требованию должна прилагаться копия поручения от инспекции-инициатора запроса.
Без этой копии требование может быть направлено только в одном случае: когда проверяемый налогоплательщик и адресат запроса состоят на учете в одной ИФНС (т.е. инспекция-инициатор запроса совпадает с инспекцией, направившей требование). В такой ситуации ИФНС не дает себе никакого поручения и, соответственно, копия поручения к требованию не прикладывается (письмо ФНС от 16.12.14 № ЕД-4-2/26018, постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.08 по делу № А26-1964/2007).
ВНИМАНИЕ
Указанная ситуация возможна вне зависимости от основания, по которому адресат запроса состоит на учете в ИФНС, которая выставила требование. Это может быть учет по месту нахождения «обособки», недвижимости или учет в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему (постановление АС Дальневосточного округа от 15.05.18 № Ф03-1515/2018 по делу № А04-8106/2017).
Отметим, что копия поручения — весьма полезный для налогоплательщика документ. Из нее можно узнать, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля налоговикам потребовались документы или информация. Также данная копия позволяет проверить, соответствуют ли сведения, которые запрашивает «своя» ИФНС, поручению инспекции-инициатора запроса. Судебная практика исходит из того, что в подобной ситуации требование о предоставлении документов (информации) составляется на основании поручения и не может выходить за его рамки. А значит, если запрашиваются документы, не указанные в копии поручения, такое требования является незаконным (постановления ФАС Уральского округа от 27.01.12 № Ф09-8983/11 и ФАС Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2089-09).
В то же время следует учитывать, что отсутствие копии поручения не всегда признается грубым процедурным нарушением (постановление ФАС Уральского округа от 19.05.08 № Ф09-3423/08-С3). Поэтому мы не советуем игнорировать требование о предоставлении документов (информации) на том лишь основании, что к нему не приложена копия поручения. А вот обжаловать такое требование вполне возможно. Если УФНС или суд сочтут его незаконным, налогоплательщик сможет потребовать возмещения расходов на исполнение такого требования в порядке, предусмотренном статьей 35 НК РФ.
Содержание требования
Что касается содержания требования, связанного с проверкой контрагента, то тут практика исходит из фактически полной вседозволенности налоговиков. Дело в том, что Налоговый кодекс не установил для этого случая каких-либо ограничений по составу запрашиваемых документов (информации) или по кругу лиц, у которых можно их потребовать. Поэтому в большинстве случаев споры по поводу содержания требования заканчиваются победой налоговиков.
Так, Арбитражный суд Уральского округа указал, что в своих запросах ИФНС не ограничена документами, касающимися первого контрагента проверяемого налогоплательщика. Это значит, что подобные требования могут быть направлены также контрагентам второго, третьего и последующего звена (постановление от 02.08.18 № Ф09-4001/18).
А судьи Дальневосточного округа разъяснили, что статья 93.1 НК РФ не ограничивает перечень запрашиваемых документов (информации) только теми, которые являются основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. Поэтому ИФНС может затребовать абсолютно любые документы (любую информацию) по проверяемому налогоплательщику. В том числе и те, которые не связаны напрямую с подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25.07.18 № Ф03-2969/2018). Также нет ограничений и по форме истребуемых данных — ИФНС вправе потребовать информацию в форме пояснений (постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.06.14 № Ф03-1810/2014).
При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что запрошенные сведения действительно необходимы для проверки контрагента (постановление АС Северо-Западного округа от 21.05.18 № Ф07-4963/2018). Так, Арбитражный суд Московского округа признал правомерным запрос данных об IP-адресах контрагентов, указав, что эти данные могут использоваться для определения признаков взаимозависимости и согласованности действий налогоплательщиков. А значит, они связаны с проверкой и затребованы правомерно (постановление от 05.03.19 № Ф05-1297/2019).
Также нет ограничений и по периоду проверки контрагента, в связи с которой запрашиваются документы или информация. По мнению судов, вопрос о том, относятся ли конкретные документы к проверяемому налогоплательщику, а также круг устанавливаемых при помощи этих документов обстоятельств находится исключительно в компетенции ИФНС (постановление АС Московского округа от 13.09.18 № Ф05-14465/2018). При этом инспекция не обязана разъяснять адресату запроса связь этих документов с проверкой. Достаточно лишь указать на данное обстоятельство в требовании. Таким образом, тот факт, что запрашиваемые по контрагенту документы относятся к периоду, который не охвачен проверкой, не освобождает организацию от исполнения требования (постановление АС Поволжского округа от 16.01.19 № Ф06-41326/2018).
Также нужно учитывать, что налоговики вправе запрашивать документы, содержащие персональные данные третьих лиц (в т.ч. работников организации). Основание — положения подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных». Из этих норм случает, что обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти. (См. также п. 3 разъяснений Роскомнадзора от 14.12.12 «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве»). А налоговые органы как раз и являются одним из федеральных органов исполнительной власти (указ президента России от 21.01.20 № 21). Таким образом, ссылка на то, что запрошенные документы содержат персональные данные, не освободит от штрафа за непредставление этих бумаг (письмо Минфина от 09.10.12 № 03-02-07/1-246, см. « Налоговики вправе затребовать у организации штатное расписание и приказы о направлении работников в командировки к проверяемому налогоплательщику »).
Сведения по конкретной сделке
Теперь рассмотрим случай направления «внепроверочных» требований. Речь идет о запросе данных по конкретной сделке, которая вызвала интерес у налоговиков (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Налоговый кодекс не разъясняет термин «конкретная сделка». А значит, придется снова обратиться к судебной практике.
Как указал Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, пункт 2 статьи 93.1 НК РФ обязывает налогоплательщиков направлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами. При этом налогоплательщик, к которому поступил запрос, может и не являться стороной такого договора (постановление от 22.02.19 № Ф08-213/2019).
Данный подход означает, что налоговики не могут запросить сведения в отношении операций, которые совершаются вне рамок договоров (сделок). Примеры такой операций — получение бюджетных субсидий, выплата дивидендов, внесение вкладов в имущество организации или ее уставный капитал (см. письмо Минфина от 17.07.13 № 03-01-18/28094).
На этом запреты, пожалуй, заканчиваются. Как и в случае с запросом данных по контрагентам, никаких ограничений по составу документов или информации, которые можно затребовать в отношении конкретной сделки, Налоговый кодекс не содержит. Также не запрещено истребовать документы или информацию по нескольким сделкам (определение Верховного суда РФ от 26.10.17 № 302-КГ17-15714). При этом, как уже отмечалось, круг лиц, у которых можно запросить документы (информацию) на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ, фактически не ограничен: адресатом может быть как участник сделки, так и иные лица, располагающие нужными данными по сделке.
В то же время на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ нельзя истребовать документы (информацию), которые не относятся к конкретной сделке. Согласно форме требования о представлении документов (информации), в нем должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой запрашиваются данные (письмо Минфина от 15.10.18 № 03-02-07/1/73833, см. « Встречная» проверка: должны ли инспекторы указывать реквизиты истребуемых документов »).
Но при этом к вопросу идентификации сделки суды также относятся достаточно вольно: инспекция вовсе не обязана указывать в требовании реквизиты (дату, номер) договора. Достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование является обоснованным, если на основании перечня запрашиваемых документов налогоплательщик в состоянии сам определить всю информацию, идентифицирующую конкретную сделку (постановление АС Уральского округа от 27.09.18 № Ф09-5656/18).
ВНИМАНИЕ
К запросу «по сделке» никакие поручения от других ИФНС не прилагаются. Это правило действует, даже если контрагент по сделке и получатель запроса состоят на учете в разных инспекциях (постановление АС Западно-Сибирского округа от 17.03.21 № Ф04-421/2021 по делу № А45-17306/2020).
Штрафы за неисполнение требования
И в завершение разговора о «внепроверочных» требованиях коротко расскажем об ответственности за их неисполнение. Тут нужно учитывать два момента.
Первый. Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о направлении документов, даже если считает его незаконным. Судебная практика исходит из того, что у получателя такого требования есть всего три законных варианта действий: известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов, исполнить требование в установленный срок, либо обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов. Если налогоплательщик (организация или ИП) не совершит ни одного из этих действий, то ИФНС может оштрафовать его на 10 тыс. рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ (постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.06.18 № Ф04-1872/2018).
Также напомним, что положения статей 137 и 138 НК РФ не предусматривают приостановление срока на исполнение требования в случае его обжалования в УФНС по региону. А значит, если обжалование не приведет к отмене требования, которое не было исполнено в срок, то организация может быть оштрафована на вполне законных основаниях.
Второй момент, о котором нужно помнить при получении «внепроверочных» требований, связан с возможным увеличением штрафа за неисполнение запроса, содержащего одновременно требование о представлении документов и требование о направлении информации. Суды полагают, что в такой ситуации налогоплательщик может быть оштрафован за неисполнение каждой части такого запроса (п. 6 ст. 93.1 НК РФ). При этом штраф за непредставление документов налагается по пункту 2 статьи 126 НК РФ и составляет, как уже говорилось, 10 тыс. рублей. А штраф за непредоставление информации налагается по статье 129.1 НК РФ и составляет 5 тыс. рублей (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 12.11.18 № Ф02-5065/2018). Соответственно, подходить к исполнению такого запроса надо с особой тщательностью, не оставляя без внимания каждую из его частей.
ВНИМАНИЕ
Облегчить и ускорить процесс пересылки документов в инспекцию можно с помощью специальных сервисов. Такой сервис встроен, в частности, в систему для подготовки и отправки отчетности «Контур.Экстерн». Сервис дает возможность быстро загрузить и отправить отсканированные документы в инспекцию.