для чего маркируют товары
Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться
Вся важная информация по маркировке в одной статье.
Михаил Кратов
В России ввели обязательную маркировку товаров — к 2024 году она распространится на большую часть потребительской продукции. Это значит, что те, кто работает с товарами из этого списка, будут обязаны купить оборудование и пробивать товары в специальной системе.
В этой статье разбираемся, что такое маркировка, какие товары уже есть в перечне и какие скоро туда попадут. А еще — кто должен этим заниматься и как бизнесу подготовиться.
Что такое маркировка товаров
Если товар подлежит маркировке, на каждую единицу товара производитель или импортер должен прикрепить марку с уникальным кодом или напечатать код на этикетке товара. Код позволяет отследить, кто и когда его произвел или ввез в страну и на каком этапе реализации он сейчас находится.
Например, вы производите кроссовки в России. Теперь ваша обязанность — получить на каждую пару кроссовок уникальный код и прикрепить марку с кодом на все коробки, которые выходят из вашего производства.
Ставить марку на товар обязан производитель или импортер при ввозе товара в Россию. Товар без маркировки считается контрафактным. Дальше каждый участник системы торговли должен считывать марку специальным сканером, который отправляет данные о нем в систему.
Откройте счет в Тинькофф Бизнесе за один день
На какие товары распространяется
Вид товара | Срок, с которого надо маркировать |
---|---|
Сигареты и папиросы | с 1 июля 2019 года |
Остальная табачная продукция | с 1 июля 2020 года |
Обувь и лекарства | с 1 июля 2020 года |
Парфюмерные товары и фотооборудование | с 1 октября 2020 года |
Шины | с 1 ноября 2020 года |
Одежда и текстиль для дома | с 1 января 2021 года |
Молочная продукция | с 1 июня 2021 года |
Велосипеды | С 1 сентября 2021 |
Как работает система маркировки
Производитель или импортер крепит марку на каждую коробку и отправляет партию оптовику → оптовик считывает код сканером и подтверждает, что получил этот товар.
Дальше он продает товар мелким розничным магазинам → розничные магазины тоже считывают код каждого товара и обновляют данные в системе. В розничном магазине товар продают конечному покупателю — продавец пробивает код через онлайн-кассу, и та передает данные в систему. Теперь товар продан, и система снимает его с учета.
Система маркировки позволяет отследить и проверить каждую единицу товара во всем товарообороте страны — узнать, откуда конкретно этот товар появился и на каком этапе продажи сейчас находится.
Закон о маркировке. Система маркировки товаров основывается на законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Но это не единственный документ, где можно прочитать все про маркировку, — их много, для каждой категории товара свои нормативные документы.
Оператор системы маркировки. Разработкой и поддержкой этой системы занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Они запустили единую систему «Честный знак», в которой учитывают оборот всех товаров.
ЦРПТ генерирует коды — их производитель или импортер должен заказать и оплатить. Стоимость одного кода — 60 копеек с учетом НДС. Исключение — жизненно необходимые лекарственные средства стоимостью до 20 рублей. Для них коды бесплатные.
Национальный каталог товаров. Все маркированные экземпляры система добавляет в национальный каталог товаров. Это часть платформы «Честный знак», куда любой человек может зайти, ввести код с марки и узнать все про товар, который держит в руках.
Зачем в России внедряется маркировка. Система маркировки помогает государству бороться с контрафактными товарами и выявлять подделки, а обычным покупателям дает возможность избежать покупки некачественного товара.
Что такое код маркировки и как он выглядит
Товар маркируют двумерным кодом Data Matrix — его можно нанести на упаковку, ярлык или товар. Код содержит информацию о продукте и состоит из двух частей:
По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи.
Как подключиться к системе маркировки
Для розницы и дистрибьюторов. Бизнесу, который работает с товарами из перечня маркировки, надо встать на учет и подготовиться к тому, чтобы сканировать коды. План действий такой:
Для производителей и импортеров. Надо зарегистрироваться в системе маркировки, чтобы вы могли заказывать коды и вводить их в оборот, и подготовить оборудование для нанесения кодов на товар.
Что будет, если не маркировать товар
За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода должностному лицу и бизнесу грозит штраф и конфискация товара.
Производство без маркировки:
Компании — от 50 000 до 100 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Продажа без маркировки:
Компании — от 50 000 до 300 000 ₽
Должностному лицу или ИП — от 5000 до 10 000 ₽
Если на товаре есть маркировка, а в чеке нет:
Должностному лицу или ИП — от 1500 до 3000 ₽
Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
В России вводится обязательная маркировка товаров. Производство и розница уже работают с ЕГАИС и маркировкой меховых изделий, в экспериментальном режиме — с лекарствами, табачной продукцией, обувью и драгоценностями. А к 2020 году маркироваться будут обязаны более десятка категорий товаров.
Разберёмся, что такое маркировка, зачем она нужна, а главное — кому, когда и как к ней готовиться.
Подробнее о маркировке:
Что такое маркировка
Сама маркировка — это специальный штрих-код, который наносится на товар. Такой код можно увидеть на бутылке шампанского:
В системе маркировки товару присваивается уникальный идентификационный код. По нему отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему.
Зачем нужна маркировка
В России очень много подделок. Например, лекарства — их подделывают, ввозят незаконно. Так в аптеки попадает очень много контрафакта. Те, кто подделывает товар, не покупают лицензию и не платят налоги. Соответственно, они не проходят проверки и не контролируются ни в производстве, ни в качестве сырья. Это значит, что государство не знает ничего про производителей этого контрафакта и не может контролировать качество лекарств. В итоге покупатель тратит деньги на поддельный и некачественный товар.
Государство сделало первый шаг в борьбе с контрафактом в 2005 году: тогда в России запустилась первая волна ЕГАИСа, и для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Каждой произведенной бутылке присваивался код PDF417, марку с кодом приклеивали на бутылку, а сам код отсылался на сервер в ведомство Росалкогольрегулирования — ФСРАР.
Так государство имело контроль над производимой спиртной продукцией и знало, сколько производится и ввозится легального алкоголя в год. Но потом власти увидели, что алкоголя продаётся больше, чем производится — значит, в стране всё равно остаётся контрафакт.
Поэтому в 2015 году был подписан 182-ФЗ, который регламентировал, что каждый магазин должен считывать марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, кассиры и продавцы считывают штрих-код PDF417, когда принимают и продают товар. Все данные отправляются в ФСРАР, и ведомство видит, что конкретный магазин принимает и продаёт конкретные бутылки. Эти нововведения помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Подробнее о ЕГАИС в блоге Дримкас:
Сервис маркировки табака, обуви и других товаров
Помогаем принимать маркированные товары по электронным накладным, автоматически заносить в базу, списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах и не нарушать закон.
Чтобы торговать алкоголем в России, нужно получить алкогольную лицензию. Но продавцам обуви, одежды или фототехники лицензия не нужна — поэтому нужно было придумать другой способ борьбы с контрафактом. Так появилась маркировка.
Какие товары будут маркироваться
Уже сейчас маркировка обязательна для алкоголя, меховых изделий и некоторых лекарств. Другие товары маркируются добровольно и в экспериментальном режиме, но маркировка для них станет обязательной уже в 2019 году. Пока неясно, когда будут маркироваться все лекарства и как будет маркироваться одежда из секонд-хенда и б/у техника.
Список товаров, подлежащих маркировке, будет увеличиваться. В систему маркировки товары будут вводиться с 2019 по 2024 год.
Товар | Маркировка в режиме эксперимента | Обязательная маркировка |
Меховые изделия | с 12 августа 2016 года | |
Алкоголь | с 1 января 2016 года | |
Лекарства | с 2017 года | неизвестно |
Изделия из золота и серебра, драгоценные камни | с 1 июня до 1 ноября 2018 года | неизвестно |
Табачная продукция | с 1 января до 31 декабря 2018 года | с 1 марта 2019 года |
Обувь | с 1 июня до 31 декабря 2018 года | с 1 июля 2019 года |
Духи и туалетная вода | с 1 декабря 2019 года | |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые | с 1 декабря 2019 года | |
Предметы одежды из натуральной или композиционной кожи | с 1 декабря 2019 года | |
Женские трикотажные блузки, блузы и блузоны машинного или ручного вязания | с 1 декабря 2019 года | |
Верхняя одежда: пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия | с 1 декабря 2019 года | |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное | с 1 декабря 2019 года | |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки | с 1 декабря 2019 года |
Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей
Простой в производстве штрих-код. Алкоголь по ЕГАИС маркируется штрих-кодом PDF417, меховые изделия — кодом RFID. Но первый код не всегда считывается сканером, а второй — сложный и дорогой в производстве. Чтобы минимизировать нагрузку на бизнес и покупателей, для всех остальных товаров ЦРПТ выбрал двухмерный код Data Matrix — самый дешевый и быстрый в производстве. Для работы с ним нужен только 2D-сканер. Благодаря этому сильно минимизированы затраты на работу с новой системой маркировки.
Передача данных в систему маркировки через ОФД. Вся розница, у которой есть касса, должна передавать данные в ОФД. И это самый простой способ для передачи данных о маркированном товаре. Так ЦРПТ решил добавлять к товару дополнительный штрих-код, который сканируется при продаже и затем добавляется в чек. Принцип как у ЕГАИС, только его упростили: убрали дорогие марки, программный модуль, накладные расходы.
Кому и как готовиться к маркировке
Маркировка действительно мало повлияет на бизнес. Но она несёт изменения в бизнес-процессах: в приёмке, хранении товаров и продаже. К тому же каждое предприятие будет обязано работать только с маркированным товаром, если маркировка для этой категории товаров — обязательна. Ответственность за приёмку и продажу контрафакта будет лежать только на магазине.
Когда ЕГАИС вводился в экспериментальном режиме, крупный ритейл готовился к системе заранее: покупал оборудование, адаптировал под нововведения бизнес-процессы, обучал персонал. В итоге, когда ЕГАИС стал обязательным, эти предприятия уже были готовы к нововведениям.
Что нужно для работы с маркировкой:
Что изменится в бизнес-процессах
Приёмка. Участникам эксперимента нужно узнать, как в системе маркировки работать с накладными УПД, как принимать товар полностью и с расхождением, как отказаться от приёмки немаркированного товара, настроить системы и обучить персонал работе с маркировкой. При работе с маркированным товаром все действия, связанные с приёмкой, перемещением, продажей и учётом товара, нужно выполнять и в системе маркировки. Всё это можно будет сделать в Кабинете Дримкас.
Продажа. На кассе нужно будет сканировать два штрих-кода: товарный и штрих-код маркировки. Для этого нужно приобрести 2D-сканер и подписать дополнительное соглашение с ОФД.
Например, так работают с табачной продукцией в системе маркировки ИС МОТП:
Какое оборудование работает с маркировкой
Все кассовые решения Дримкас уже умеют работать с маркировкой. Дримкас участвует в эксперименте по маркировке и сотрудничает со всеми службами, которые работают с этой системой: начали работу с ЦРПТ, который отвечает за системы отслеживания товаров по маркировке.
С маркировкой не смогут работать автономки. Эти кассы не идентифицируют товар и работают по сумме, не списывают товар по базе данных. К такой кассе не подключается сканер — а идентифицировать товар можно только 2D-сканером, подключенном к кассе. Автономок на рынке много, но с маркировкой они работать не смогут. Например, если товара нет на кассе, владелец магазина не сможет гарантировать, что их продал кассир.
Некоторые производители предлагают автономные кассы как готовые решения для ЕГАИС и работы с алкоголем. Но такие кассы не подразумевают подключение 2D-сканера, идентификацию товара и установку УТМ — а всё это обязательно для ЕГАИС. Когда пользователи понимают, что касса не может работать с ЕГАИС, производители предлагают купить к автономке дополнительный компьютер. Уже с ним возможны подключение сканера, отсылка, сравнение и учёт данных для ЕГАИС. Такая покупка стоит времени и денег.
Если вы приобретаете автономную кассу, вам нужно будет докупить компьютер для учета товаров и подключения сканера. Это сложнее и дороже, чем купить онлайн-кассу, которая готова ко всем изменениям в законе.
Если магазин будет продавать контрафакт и не учитывать товары с обязательной маркировкой, будут санкции и штрафы.
Все для маркировки — от приемки до списания
В Кабинете Дримкас магазин принимает маркированные товары по электронным накладным — система автоматически заносит их в базу. Потом товары можно списывать, повторно выставлять на продажу при возвратах.
Все, что нужно знать об обязательной маркировке товаров
С 2019 года в России действует обязательная маркировка товаров. Расскажем, зачем она нужна, как именно работает, кто в ней участвует и какое оборудование нужно бизнесу для маркировки.
Что такое маркировка
Маркировка — это система прослеживания товаров от производителя до конечного потребителя. Благодаря ей в любой момент можно узнать, кто сделал товар и кто сейчас им владеет.
Для прослеживания на производстве на товар наносят QR или DataMatrix, в котором «зашит» код товара. После считывания кода в приложении «Честный ЗНАК» можно получить полную информацию об этом товаре и его уникальный номер. Этот код называют кодом маркировки. Если товар произведен нелегально или с нарушениями, в обход законов, кода маркировки у него не будет — и можно будет сразу понять, что это подделка. Либо код будет, но поддельный, и это тоже легко проверить, если его просканировать.
Например, в России маркируют меховые изделия. Покупая шубу, вы можете просканировать код и убедиться, что она сделана заявленным производителем из конкретного меха. Если кода нет, это подозрительно — возможно, шуба сделана из другого меха, например овчины вместо каракуля.
Как работает система маркировки
Когда товар меняет владельца, например, переходит от производителя к дистрибьютору, информацию об этом передают в единую систему маркировки — «Честный ЗНАК». В этой системе хранится информация обо всех кодах маркировки и их статусе: нанесен ли код на товар, кому этот товар сейчас принадлежит, продан ли товар конечному клиенту. Благодаря этому можно в любой момент проверить подлинность товара и узнать, кому он принадлежит и был ли уже продан.
Зачем нужна маркировка товаров
Государству. Помогает отслеживать полный цикл движения товара и знать, кто именно произвел продукцию. Быстрее находить виновных, если продукция некачественная.
Помогает бороться с контрафактом. Например, если кто-то производит товары без лицензии или регистрации бизнеса, он не сможет получить для них коды маркировки — а значит, дистрибьюторы и розничные продавцы их не примут. Если действует система маркировки продукции, продавать «подпольные» товары труднее.
Предпринимателям. Подпольному бизнесу, который занижает цены на товар, теперь труднее удержаться на рынке. Поэтому предприниматели, которые платят налоги и получают лицензии, могут не бояться нечестной конкуренции из-за заниженных цен. А бренды меньше несут репутационные риски из-за некачественных подделок своих товаров.
Покупателям. У любого товара можно проверить код маркировки и убедиться, что это не подделка. Можно смело покупать брендовые товары и не бояться наткнуться на контрафакт.
Законодательство о маркировке продукции
Обязательная маркировка товаров в России регулируется несколькими законами, постановлениями и распоряжениями правительства:
Как происходит движение маркированного товара
В любой момент код маркировки можно найти в системе «Честный ЗНАК» и узнать, кому товар принадлежит сейчас и находится ли еще в обороте.
Какие товары подлежат маркировке в 2021 году
В 2021 году маркируют 10 товарных групп:
Полный и точный список товаров с кодами ТН ВЭД и ОКВЭД можно посмотреть на сайте «Честного ЗНАКа».
Какие товары будут подлежать маркировке в будущем
В 2022 стартует маркировка двух групп товаров:
Также в 2022 проводится три эксперимента: по маркировке БАДов, пива и слабоалкогольных напитков и антисептиков. После экспериментов эти товары, скорее всего, тоже будут подлежать маркировке.
Система развивается, и постепенно в нее добавляются новые группы товаров. Следите за изменения в законодательстве об обязательной маркировке, чтобы не пропустить нововведения в маркировке. Это можно делать в нашем нашем телеграм-канале.
Как выглядит код маркировки продукции и из чего он состоит
Коды маркировки могут быть нанесены на товар в двух видах:
QR-код и RFID-метка. Используются для маркировки шуб и меховых изделий. В коде зашифрована ссылка, перейдя по которой можно узнать информацию о производителе, в том числе индивидуальный код маркировки изделия. А встроенная RFID защищает код от подделки.
DataMatrix-код. Используется для маркировки остальных товаров. Немного похож на QR-код, но отличается от него внешне. В нем зашифрована комбинация из цифр, символов и букв, которая и является кодом маркировки товара. Его решили использовать вместо QR-кодов, так как он более емкий и вмещает в себя больше информации. А еще может быть очень маленьким, чтобы помещаться где угодно, например, на упаковке с лекарством.
Получается, что в QR-коде зашифрована ссылка, которая ведет на страницу с кодом маркировки. А в DataMatrix — сам код маркировки.
Чтобы проверить подлинность шубы, потребитель может считать QR-код обычной камерой смартфона. С DataMatrix сложнее — для его считывания нужно установить приложение «Честный ЗНАК». Это инструмент «народного контроля» — он позволяет потребителям проверять коды маркировки и сообщать о нарушениях.
Сам код маркировки состоит из четырех частей:
Индивидуальный код товара и уникальный серийный номер вместе содержат полную информацию о товаре: страна производства, фирма-производитель, наименование товара, бренд, данные продавца, состав и прочее.
Проверочный ключ и проверочный код — защитные данные. Их формирует «Честный ЗНАК».
Штрафы и ответственность за неправильную работу с маркировкой
Штрафы для производителей и импортеров за отсутствие маркировки или неправильное нанесение кода маркировки:
Для должностных лиц и ИП | 5–10 тыс. ₽ + конфискация товара |
---|---|
Для юрлиц | 50–100 тыс. ₽ + конфискация товара |
Штрафы для оптовых и розничных продавцов за неправильную приемку, хранение и продажу маркированных товаров:
Для физлиц | 2–4 тыс. ₽ + конфискация товара |
---|---|
Для должностных лиц и ИП | 5–10 тыс. ₽ + конфискация товара |
Для юрлиц | 50–300 тыс. ₽ + конфискация товара |
Новые штрафы с 1 декабря 2021 года. Теперь участник оборота будет оштрафован, если он не передает в «Честный ЗНАК» сведения о товарах и их движении, нарушает сроки подачи сведений, вносит в систему неверную или неполную информацию.
Дополнительные штрафы с 1 декабря 2021 года:
Для должностных лиц и ИП | от 1 тыс. ₽ до 10 тыс. ₽ |
---|---|
Для юрлиц | от 50 тыс. ₽ до 100 тыс. ₽ |
За неправильную работу с маркировкой есть и уголовная ответственность по статье 171.1 УК РФ. Она наступает, если преступление совершено в крупном и особо крупном размере — произведено или продано товара на сумму от 400 тыс. ₽. Либо если в нарушении работы с маркировкой виновата группа лиц. Наказания разные: начиная от штрафа в 100 тыс. ₽ и заканчивая лишением свободы на срок до 6 лет.
Что нужно магазину для продажи маркированных товаров
УКЭП и ЭДО. Чтобы передавать данные о движении кодов маркировки, нужно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО) — там дистрибьюторы и их клиенты обмениваются документами с кодами маркировки. Эти документы нужно подписывать с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Получить ее можно в специальных удостоверяющих центрах. Подпись нужна еще и для регистрации в системе «Честный ЗНАК».
Приложение к договору с ОФД о передаче данных в «Честный ЗНАК». Если вы уже пользуетесь онлайн-кассой, то скорее всего имеете договор с ОФД о передаче в налоговую ваших фискальных данных. Теперь вам может понадобиться заключить еще один договор с ОФД или внести дополнение в старый о предоставлении вам услуги по передаче кодов маркировки в «Честный ЗНАК».
Софт для работы с маркированными товарами. Кассовая программа и товароучетная система, которые умеют работать с маркировкой. Может понадобиться обновить ваш старый софт либо купить новый. У АТОЛ выбытие маркированных товаров поддерживает кассовый софт Frontol и Artix.
Онлайн-касса, поддерживающая работу с маркировкой. Как минимум это означает, что касса должна фиксировать выбытие продукции и передавать ее код в «Честный ЗНАК». Иногда для бизнеса удобнее, чтобы касса позволяла также принимать маркированный товар, например, если негде обустроить отдельное рабочее место для приемки. Это может смарт-терминал SIGMA, если подключить к нему дополнительный модуль «Маркировка».
2D-сканер штрихкодов на кассе. Нужен для фиксации выбытия. Некоторые сканеры умеют считывать только одномерные штрихкоды, например EAN 13 — такие не подойдут. Нужно, чтобы сканер был именно 2D, то есть умел считывать коды DataMatrix.
Терминал сбора данных. Это карманные компьютеры со встроенным сканером. Они позволяют создать мобильное рабочее место сотрудника склада и принимать маркированные товары в любом месте, без привязки к стационарному компьютеру и 2D-сканеру. А еще помогают быстрее проводить переоценку товаров, инвентаризацию, вести учет алкогольной продукции по ЕГАИС при необходимости.