для чего мы употребляем в речи имена существительные
Роль имён существительных в речи
Имя существительное – это первая самостоятельная часть речи, с которой начинается изучение русского языка в школе. Знакомство с именами существительными происходит постепенно и упорядоченно, согласно грамматическим категориям рода, числа, падежа, одушевлённости или неодушевлённости, склонения.
В соответствии с этим, они разделяются на три рода, три склонения (учитывается сопоставление рода и определённого окончания), изменяются по числам (единственное и множественное), а также по шести падежам, которые можно отличить по окончанию и смысловой нагрузки текста.
Фундаментальный класс слов начинают изучать в начальной школе, составляя предложения с примерами, тренируя навыки постановки вопроса:
Основная функция самостоятельной части речи – номинативная или назывная. Имена существительные предназначены для обозначения всего, что окружает вокруг.
Многозначные существительные
В русском языке много слов, которые могут употребляться в разных значениях, но писаться и произноситься абсолютно одинаково:
Некоторые из них могут употребляться не в прямых, а переносных смыслах: «Не стой столбом», «Ну, и кашу ты заварил». Многозначные существительные вносят разнообразие в речь, придают ей выразительности, позволяют добиться определённой стилистической окраски (фразеологизмы, метафоры, эпитеты, сравнения).
Синтаксическая нагрузка
Роль существительного в конкретном предложении зависит от возложенной на него функции. Как правило, эта часть речи является подлежащим или дополнением. По мере усложнения тем вводятся примеры, в которых существительные используются для обозначения сказуемого, определения или обстоятельства.
Русская лексика включает огромное количество слов, которые обозначаются существительными. Помимо предметов, людей, животных, каких-либо веществ используются и отвлечённые понятия, например, личностные характеристики (честность, злость, ревность, сон, отдых и т.д.). Без существительного не обходится ни одно полное предложение.
Употребление имен существительных в речи
Тема урока: «Употребление имен существительных в речи»
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени существительном, формировать умение правильно употреблять их в речи .
Образовательная: закрепить умение находить в тексте и использовать в речи имена существительные в переносном значении, расширить представления учащихся о выразительной роли имен существительных в речи; совершенствовать навыки работы над текстом;
Развивающая : обогатить словарный запас учащихся, создать условия для развития устной и письменной речи, отрабатывать навыки выразительного чтения;
Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку, поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
осознавать важность изучаемой темы;
осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока.
Регулятивные: формировать умение ставить и формулировать цель деятельности, находить способы решения поставленной цели; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в рабочих материалах урока.
Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, создавать собственные тексты, анализировать поэтические произведения.
развивать умение правильно употреблять имена существительные в речи;
повторить изученный материал о художественно-выразительных средствах языка;
совершенствовать умение анализировать тексты художественного стиля.
Тип урока : комбинированный, интегрированный.
Используемая технология : информационные и коммуникационные технологии.
Формы работы обучающихся : работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.
Методы работы: словесный, наглядный, практический, игровой
Оборудование: проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.
I . Организация начала урока, мотивация учебной деятельности.
Добрый день, ребята!
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок нам начать пора.
II . Определение темы урока, постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
— О какой части речи говорится в загадке? (Об имени существительном).
— Какую роль играет имя существительное в нашей речи? (Называет предметы, помогает точно выразить мысль).
— Но не только точность и ясность достигаются употреблением существительных: умелое их использование придает речи выразительность и красоту. Так о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Как можно сформулировать тему? (Употребление имен существительных в речи)
— Для чего нужно изучать эту тему? (Ответы учащихся)
— Ребята, сегодняшняя тема очень важна. Мы должны научиться правильно употреблять существительные в речи, должны стараться, чтобы наша речь была богатой, образной и выразительной. Это вам пригодится и в будущем при написании сочинений, изложений и других творческих работ. Поэтому прошу быть очень внимательным и активным на уроке.
III. Проверка домашнего задания, повторение изученного.
Нормы оценок на доске:
( Учащиеся открывают виртуальную квест-игру «Приберись в комнате», выполняют 5 заданий по пройденной теме (после выполнения каждого задания узнают цифры кода) набирают полученный код – дверь открывается: задание выполнено). (6 мин)
IV. Актуализация знаний.
Стр.56, упр.137, выразительное чтение отрывка из романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», обсуждение, письменное выполнение заданий:
— установить, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными;
— определить общие морфологические признаки однородных членов предложения.
V. Изучение нового материала.
— Что общего между этими словами? Что их связывает? (Синоним, антоним, омоним, сравнение, олицетворение, метафора- это выразительно-изобразительные средства).
— Для чего они нужны? (Они придают речи выразительность и красоту).
— Объясните значение этих понятий.
Ученики:
Работа со словарями:
Антонимы – слова с противоположным значением: добрый – злой.
Задание 1. К существительному доброта подберите синонимы и антонимы (упр.141). Игра «Кто больше?»
Омонимы – одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова: лук (овощ) – лук (ручное оружие).
Задание 2. Выполните упр. 139, найдите омонимы, объясните их значение.
Вы, наверное, устали?
Ну тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
И работать продолжаем.
Олцетворение – художественный прием перенесения свойств и качеств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Ветер злится.
Сравнение – художественный прием, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому. Дорога, как змеиный хвост,…(А.Пушкин)
Метафора – образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем-либо двух предметов: подошва горы, костер рябины красной.
Задание 3. Выполните упр. 144.
— Спишите предложения, найдите сравнения и метафоры. Сделайте вывод о роли имен существительных в создании метафор и сравнений.
— Объясните лексическое значение слова чертополох.
VI. Закрепление изученного.
Работа с текстом. Комплексный анализ текста по плану.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения С.Есенина «Закружилась листва золотая». (Включается презентация с изображениями портрета С.Есенина и осенней природы)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
1) Устные ответы на вопросы:
— О чем это стихотворение? (Стихотворение об осени, но в нем рисуется не только осенний пейзаж, но и состояние души человека).
— В каком состоянии находится автор? (Автор восхищается красотой природы, он влюблен в этот вечер, душа его испытывает умиротворение, но в то же время и беспокойство, тоску).
— Что придает стихотворению легкость и красоту? (Автор создает необыкновенные образы, использует красочные обороты, художественно-выразительные средства: эпитеты, олицетворения, метафору и сравнения).
2. Основная мысль текста.
3. Незнакомые слова и их значения.
4. Количество имен существительных в тексте.
5. Роль имен существительных в тексте.
6. Художественно – выразительные средства:
А) Сравнение (примеры)
Б) Метафора (примеры)
7. Вывод (мое отношение к стихотворению)
VII . Домашнее задание.
Написать сочинение – описание на тему «Осенний лист», используя сравнение, метафору и другие художественные приемы.
VIII . Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Справились ли вы с задачей урока?
— Все ли у вас получилось? Какие трудности возникли?
— Довольны ли вы результатом? Какую оценку за урок вы бы себе поставили? Оформите Лист самооценки.
Учитель: Спасибо, мне было интересно с вами работать. До следующего урока.
Письменный анализ стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая»
Основная мысль текста_________________________________________________
Незнакомые слова и их значения_________________________________________
Количество имен существительных в тексте_______________________________
Роль имен существительных в тексте_____________________________________
6. Художественно – выразительные средства:_________________________________
А) Сравнение (примеры)_________________________________________________
Б) Метафора (примеры)_________________________________________________
7. Вывод (мое отношение к стихотворению)__________________________________
Конспект урока по русскому языку на тему «Имя существительное и его роль в речи»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
» Начальная общеобразовательная школа № 28 «
Имя существительное и его роль в речи
Максименковой Татьяны Михайловны,
учителя первой квалификационной категории
ТЕМА: Имя существительное и его роль в речи
Цель: развивать умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильно употреблять в речи.
познакомить с именем существительным, как частью речи
наблюдать за значением имён существительных,
уметь классифицировать имена существительные,
учить находить признаки имён существительных,
применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Извлекать необходимую информацию;
Делать выводы на основе сравнения и наблюдения;
Проводить самопроверку и самооценку
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
Осознавать личную ответственность за получение знаний, за правильный выбор.
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
Если хочешь строить мост
Наблюдать движенье звезд
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь
Хорошо работай в школе
Предлагаю улыбнуться друг другу
И подарите свои улыбки нашим гостям.
Все друг другу улыбнулись
И в работу окунуться.
Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.
Не кукушка и не дрозд.
Из металла крылья, хвост.
Не гнездо любимый дом,
А большой аэродром.
Вы догадались, что это?
Вы обратили внимание, какой вопрос я задала?
А что обозначает слово «самолет»?
(Предмет, а точнее – вид транспорта).
Если слово отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.
Докажите к какой части речи относится слово самолет?
( К имени существительному)
На доске Кластер имя существительное
I II . Самоопределение к деятельности
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.
О чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
(Об имени существительном.)
На доске Кластер имя существительное
Давайте поставим цели к нашему уроку.
1. Повторить, что такое имя существительное?
2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
3. Как отличить от других частей речи?
4.Какую роль играет в речи имя существительное?
Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие на самолете по стране «Имя существительное».
Сели правильно, пристегнули ремни, приготовились к полету!
(звук взлетающего самолета)
I V. Работа по теме урока
Цель: научить отличать имена существительные от других частей речи.
Ребята, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Это слово САМОЛЕТ.
Откройте бортовые журналы и запишите это слово. Обозначьте орфограммы.
Что вы можете сказать о составе слова самолет?
Из каких корней состоит это слово?
Запомните написание этого слова.
Подберите синонимы к слову самолет. (лайнер, аэробус)
На какой вопрос отвечают эти слова?
(Эти слова отвечают на вопрос что?)
Какие это существительные?
(Это неодушевленные имена существительные)
— Кто управляет самолетом? (пилот или летчик)
— На какой вопрос отвечает слово пилот?
Какие это существительные?
(Это одушевленные имена существительные)
А сейчас поработаем с предложением
(Читает один ученик)
Дайте характеристику предложению
(Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное)
Давайте поработаем с орфограммами в этом предложении
Укажите части речи.
Разберите по членам предложения
Каким членом предложения может быть имя существительное?
(Подлежащим или сказуемым)
Кластер главные и второстепенные члены
Самолет (какой?) пассажирский
Пошел (куда?) на посадку
Предлагаю написать синквейн «Самолет» (Работа в парах)
2 Быстрый, металлический
3. Взлетает, летит, перевозит
4. Я люблю летать на самолете.
5. Воздушный транспорт
А что обозначает имя существительное?
( Имя существительное обозначает предмет)
А что еще могу обозначать имена существительные?
Я буду называть слова, а вы постарайтесь эти слова назвать одним словом.
Карточка (сосна, сирень, ландыш) растения
Карточка (снег, дождь, гроза) явления природы
Карточка ( смелость, доброта, глупость) свойства, качества
Карточка (праздник, парад, день рождения ) события
Карточка ( Москва, Волга) географические названия
Давайте сделаем вывод.
Что же такое имя существительное?
Работа по кластеру.
А теперь давайте откроем учебник на странице 8 и прочитаем сведения о языке, которыми с нами поделилась Мудрая Сова
Один ученик читает правило.
Что еще можем добавить к нашей схеме?
Давайте с вами немного отдохнем. Игра называется «Части речи»
Я буду называть разные части речи, а вы будете совершать определенные действия.
Если я называю имя существительное, вы подпрыгиваете.
Если – глагол – хлопок в ладоши
А если – предлог, то закрываете глазки.
Аэропорт, за, красивый, работает, летает, облака, туман, воздушный, перед, танцует, на, небо.
Продолжаем свое путешествие.
VII. Закрепление изученного материала
Цель: закрепить знания и выработать умение находить и отличать имена существительные от других частей речи.
А теперь в учебнике на странице 9 выполним упражнение 9.
1. Работа по учебнику
— Прочитайте слова. Какой частью речи они являются? Докажите.
— Запишите эти слова в два столбика.
В первый запишите слова, которые отвечают на вопрос что? Какие это существительные? (неодушевленные)
2. Самостоятельная работа.
Цель: организовать дифференцированную работу с последующей самопроверкой.
( Дифференцированная работа по индивидуальным карточкам.)
Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.
Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.
Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.
Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.
-Давайте проверим вашу работу.
Цель: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности
А теперь предлагаю узнать, насколько плодотворно мы сегодня поработали на уроке.
Давайте выполним небольшой тест.
В) часть предложения.
2) Имя существительное обозначает: А)действие предмета;
В) признак предмета.
3) На какие вопросы отвечают имена существительные?
Б) Какая? Какое? Какие?
В) Что делать? Что сделать?
4) Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;
5) В какой строке все слова являются именем существительным?
А) рисовать, рисунок, рисование;
Б) море, моряк, приморье;
В) лес, лесник, лесной.
1) б 2) б 3) а 4) а 5) б (Взаимопроверка)
Проверьте и оцените работу своего товарища
Мне было интересно…
Все понял, могу помочь другим…
IX. Подведение итогов урок
Какую роль играет в речи имя существительное?
Прочитаете советы Мудрой Совы и выполните, в качестве закрепления
Поздравляю с благополучным приземлением в стране Части речи.
СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-433892
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.