для чего необходим педагогический контроль

« Педагогический контроль, его значение, содержание, виды контроля»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Реферат по дисциплине:

« Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности»

« Педагогический контроль, его значение, содержание, виды контроля»

Гафиуллина Гульсия Дамировна

1. Назначение и сущность педагогического контроля 5

2. Функции и цели контроля знаний 6

3. Принцип контроля знаний 9

4. Виды контроля 10

Список литературы 15

Перед тем как приступить к изучению темы педагогического контроля, какие цели, какие функции он выполняет, необходимо разобраться в том, что такое контроль в общем понятии. Необходимо понять, для чего он нужен.

Контроль присутствует везде. Он есть в любой организации, учреждении, ему подчиняются все. В общем смысле, контроль — одна из основных функций системы управления. Но контроль бывает разный, и может выполнять совершенно разные функции, в зависимости от поставленных задач. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней. На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений. Таким образом, становится яснее, что включает в себя контроль и на что направлен.

Педагогический контроль, имеет более узкую направленность. Педагогический контроль – это контроль знаний и умений учеников, который осуществляется педагогом. Педагогический контроль это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания, для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

Цель работы: усвоить назначение педагогического контроля.

Для того чтобы достичь цели, будет необходимо выполнить ряд задач:

— определить сущность педагогического контроля;

— сформировать общее понятие педагогического контроля, какое значение имеет педагогический контроль в преподавательской деятельности и какие цели, функции и принципы в себе заключает;

— изучить формы и методы педагогического контроля;

— изучить виды педагогического контроля;

— подвести итог и сделать заключение.

1. Назначение и сущность педагогического контроля к

Для начала необходимо определить сущность понятия «контроль». На сегодняшний день существует несколько определений контроля:

— управленческое действие, в рамках которого выявляются и оцениваются результаты деятельности организации, анализируются причины, обусловившие их достижение, и определяются последующие корректирующие действия.

Проверка знаний учеников, является приоритетной задачей педагога. В первую очередь важно проконтролировать, насколько хорошо усвоен пройденный материал, во вторую очередь, если выявлены пробелы в знаниях, то сделать работу над ошибками. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. Особенно важно осуществлять его после прохождения какого-либо раздела программы или завершения очередного класса.

2. Цели и функции контроля знаний

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Принято считать, что контроль является так называемой «обратной связью» междуучителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренной программой по предмету;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения. Эта цель заключается в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую, учебную деятельность;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

Теперь более подробно о каждой функции в отдельности:

1. Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.

2. Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Учащиеся не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

3. Диагностическая функция – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

4. Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы и т.д.). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

5. Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

6. Ориентирующая функция – получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

7. Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Умение применять все функции контроля является важным навыком преподавателя в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

3. Принципы контроля знаний

а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки.

От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

в) Всесторонний контроль охватывает большой по содержанию проверяемый материал. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

В педагогической литературе чаще всего выделяют следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный (периодический), итоговый (приложение 1).

1) Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале учебного года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

При организации текущего контроля необходимо добиваться сознательного, а не формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

3) Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль проводят обычно несколько раз за учебную четверть. Примером рубежного контроля могут служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки, зачеты по лабораторным работам.

Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроле обобщается и усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с другими разделами, другими предметами.

Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде устного опроса, небольших письменных, графических практических работ. Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах работы преподавателей.

4) Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

Таким образом, более подробно разобрав виды контроля, можно увидеть, насколько разнообразен контроль, насколько правильно педагог должен уметь применять эти виды контроля, для того, чтобы учебный процесс был более успешным и плодотворным.

В следующих разделах было подробно разобрано следующее: цели и функции педагогического контроля, формы и методы контроля, все виды педагогического контроля. Все эти разделы связаны между собой, так как они направлены на профессиональные навыки педагога, на то, как он должен работать с учащимися, какие цели должен преследовать и при помощи каких методов он должен осуществлять все виды контроля.

Очень важно для педагога уметь создать свою систему контроля, которая будет соответствовать общим стандартам, и которая будет эффективной. Эффективность зависит от четкого понимания педагога, принадлежности той или иной проверки знаний, на что она направлена, на повторение и закрепление или на результат. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять процессом обучения, помогает выделить пробелы в знаниях и разработать программы для их устранения.

Исходным моментом проверки и оценки являются постановка целей и задач обучения, конечных и промежуточных результатов, которых должны достигнутьучащиеся.

Источник

Эссе «Зачем нужен контроль в образовательной деятельности»

Эссе «Зачем нужен контроль в образовательной деятельности»

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Зачем нужен контроль в образовательной деятельности»»

Эссе «Зачем нужен контроль в образовательной деятельности»

В настоящее время развитие системы школьного воспитания, а также повышение его качества, является одной из важнейших задач в процессе управления общеобразовательным учреждением. Наибольшее значение имеет включение современных практических достижений в области управления.

В общем понимании контроль образовательной деятельности представляет собой такой этап управления, в основе которого лежит выявление отклонений величины фактических параметров образовательной системы от нормативов, которые представляют собой критерии оценивания результатов реализации программы. Бывают случаи, когда не происходит достижение поставленных целей, это происходит из-за того, что во внешней среде или системе управления существуют разного рода ограничения.

Особенность контроля в общеобразовательном учреждении является оценочная функция, которая главным образом направлена на личность учителя. Если учитель является молодым сотрудником, то контроль отражается на его профессиональном становлении; если же учитель имеет некоторый стаж работы, то контроль способствует укреплению или ослаблению его профессиональной позиции и авторитета в общеобразовательном учреждении.

Контроль в общеобразовательном учреждении представляет собой определенную систему наблюдений и выявления соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы. А также соответствие Уставу общеобразовательного учреждения общегосударственным установкам, планам, а также приказам высших органов народного образования.

Информация, которую получают в процессе контроля, считается основой для принятия дальнейших управленческих решений. Так как именно в процессе осуществления контроля осуществляется получение информации, которая содержит сведения об изменениях внешних и внутренних условий деятельности и развития дошкольного образовательного учреждения. Информация, полученная в результате контроля может как угрожать осуществлению спланированных действий, так и способствовать открытию новых возможностей для оценки деятельности общеобразовательного учреждения, а также для определения необходимости в осуществлении ее коррекции

Контроль является особым видом управленческой деятельности. Контроль в общеобразовательном учреждении представляет собой систему наблюдений и проверок, направленных на выявления соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам, которые включены в образовательную программу и Устав общеобразовательного учреждения.

Отличительной чертой контроля можно считать то, что его нельзя организовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. При осуществлении контроля обязательным является установление некоторого образца, с которым необходимо сравнивать то, что есть в наличии.

Значение функций, которые осуществляются в процессе контроля, в единой системе воспитательно-образовательной деятельности, можно определить следующими положениями:

— при помощи контроля возможно определение того, что все ли в общеобразовательном учреждении реализуется на основании нормативных документов, в результате решения педагогического совета или по распоряжению руководителя. С его помощью возможно выявление отклонений и их причин, а также определение путей и методов исправления выявленных недочетов;

— уклонение от контроля или его несистематическая организация, не позволяет руководителю дошкольного учреждения осуществлять оперативное вмешательство в процесс воспитательной деятельности, и управлять ею;

— если система контроля полностью отсутствует, то это провоцирует стихийность в реализации воспитательно-образовательной деятельности;

— контроль представляет собой один из важнейших факторов воспитания молодых специалистов, увеличение личной ответственности сотрудника за исполнение своих непосредственных обязанностей.

Необходимо уделять особое внимание функциональным обязанностям заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе, его деятельности по организации контроля. К основным составляющим деятельности заместителей директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе

— разработка и организация системы контроля за воспитательно-образовательной деятельностью с обучающимися, подбор диагностических материалов, рассмотрение вопросов по реализации тематического и фронтального контроля в различных возрастных категориях;

— осуществление наблюдения за работой учителя в процессе обучения и внеурочной деятельности, наблюдение за деятельностью и развивающимися взаимоотношениями обучающихся;

— осуществление четкой фиксации всех результатов наблюдений;

— подготовка анализа, осуществляемого контроля за результатами воспитательно-образовательной деятельности, детского творчества, планов и документации учителей и классных руководителей;

— формулировка выводов и заключения о реальном состоянии воспитательно-образовательной деятельности, с детьми;

— реализация диагностики, направленной на выявление уровня профессиональной компетентности педагогов, и на определение уровня развития обучающихся;

— подготовка и проведение мероприятий, обеспечивающих устранение выявленных недостатков в работе педагогов;

— обговаривание полученных результатов контроля с учителями, использование результатов проверки для подготовки решений педсовета, планирования дальнейшей деятельности коллектива.

Перед тем как осуществлять контроль в общеобразовательном учреждении необходимо убедиться в соответствии контроля некоторым требованиям:

— цели и задачи, поставленные в процессе организации контроля, должны брать свое начало в целях и задачах воспитательно-образовательного процесса;

— необходимо не только осуществлять проверку состояния дел, но и создавать единую систему контроля по различным направлениям воспитательно-образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении;

— перед проведением, контроля необходимо иметь четкое планирование;

— в ходе осуществления контроля необходимо осуществлять не только констатацию факта, но и выявлять причины, способные вызвать некоторые недостатки. А также вырабатывать наиболее эффективные меры по их ликвидации;

— контроль будет иметь эффект только, если он организовывается и проводится своевременно, и в случае, когда мероприятия, которые намечались по результатам проведения контроля, будут выполнены;

— необходимо организовывать проведение инструкции по особенностям контролируемых вопросов тех, у кого осуществляется проверка, оказывать помощь в процессе выполнения намеченных решений;

— доводить до сведения всех членов педагогического коллектива результаты проведенной проверки.

Любой контроль должен быть целесообразным, систематическим, объективным, открытым для всех, иметь диагностический, аналитический, обучающий и поддерживающий характер, только обладая всеми перечисленными свойствами, контроль может стать инструментом, обладающим мотивацией для деятельности работников дошкольного общеобразовательного учреждения.

В основу любого контроля входит система взаимосвязанных этапов, таких как:

— постановка цели, цель является идеальным или же реальным предметом сознательного или бессознательного желания субъекта получить конечный результат;

— выбор объекта контроля, объект контроля представляет собой предмет или явление, который изучается внутренним контролером или внутренним аудитором организации;

— определение субъекта, то есть того человека, который будет осуществлять контроль;

— сбор и обработка полученной, в ходе контроля информации;

— подведение итогов контроля, выработка рекомендаций и предложений;

— проверка исполнения рекомендаций.

Контроль над функционированием и развитием общеобразовательного учреждения, представляется как внешний и внутришкольный контроль.

Во внешний контроль входит маркетинговое исследование микрорайона, и социальная образовательная защита детей школьного возраста.

Реализация внешнего контроля дает возможность осуществлять коррекцию деятельности коллектива, основываясь на реальной ситуации, позволяет прогнозировать направление развития общеобразовательного учреждения.

К внутреннему контролю можно отнести большое количество аспектов, таких как:

— медицинский аспект и другие.

Но, несмотря на это, главным объектом контроля в общеобразовательном учреждении является педагогический процесс, а также его содержание и результаты деятельности.

Существуют разнообразные виды контроля. Например, В.П. Симонов считает, что по времени контроль делится на такие виды:

1) предварительный, такой вид контроля проводится еще до начала совершения основной части контроля. В него входит экспертиза прогнозируемых результатов, которые ожидаются от свершения таких операций, предупреждение возможных нарушений. Чаще всего предварительный контроль, основывается на диагностических задачах. Его организуют для того чтобы выявить необходимые знания, умения и навыки у детей дошкольного возраста. Осуществление предварительного контроля чаще всего приходится на начало учебного года. За счет организации предварительного контроля возможно определение наиболее эффективных методов и форм деятельности;

2) текущий контроль, чаще всего он проводиться в процессе деятельности, что дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также выявить их глубину и прочность. Такого рода контроль позволяет в необходимый срок выявить и найти решение возникших проблем. При организации контроля необходимо учитывать, что он реализуется при использовании деятельности воспитателей и их отношении к трудовой деятельности, устранение причин, затрудняющих процесс трудовой деятельности. В основе текущего контроля лежит следующее:

— сравнение уровня развития обучающихся и воспитанников в усвоении программы с нормативными критериями;

— влияние на изменение результатов и достижений школьников;

— определение проблем, которые оказывают влияние на усвоение учебной программы;

— эффективное знакомство педагогов с результатами контроля, формулировка управленческих решений, рекомендаций. Контроль над осуществлением педагогического процесса с измененными темпами и сроками прохождения программы.

В свою очередь текущий контроль делится на такие виды: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Организация тематического контроля осуществляется с целью определения уровня и системы деятельности общеобразовательного учреждения по задачам, которые намечены в годовом плане. Сюда можно отнести педагогическую деятельность с детьми по какому-либо разделу программы, реализация требований нормативно-правовых документов, результативность применения педагогами рекомендаций методических объединений, семинаров и так далее.

В процессе подготовки контроля по определенному вопросу изначально определяется план проверки, через который происходит отражение таких компонентов как: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля.

Знакомство с планом у педагогического коллектива осуществляется предварительно. Определяются вопросы, выносимые на самооценку, происходит подготовка схем, диагностических карт, конкретизируется вопрос о том, какие специалисты будут принимать участие в проверке, например, заместители директора, руководители МО, психолог и родители. В процессе тематического контроля происходит определение уровня знаний детей по выбранному разделу, соответствует ли их уровень государственному образовательному стандарту и программе, которая реализуется в школе. В результате осуществления тематического контроля составляется справка, полученный результат обсуждается на педсовете.

Так же можно выделить такие виды тематического контроля как:

— обзорный контроль, характеризует деятельность коллектива на каком-то определенном этапе, в определенный момент по конкретному вопросу;

— персональный контроль, организуют с целью знакомства с системой деятельности педагогов и распространения их передового педагогического опыта. А также такой вид контроля применяется для осуществления анализа состояния работы по определению недочетов и ошибок в воспитательно-образовательной деятельности;

-итоговый контроль позволяет осуществлять подведение итогов деятельности за некоторый промежуток времени. Итоговый контроль изучает весь комплекс основных факторов, которые оказывают влияние на конечные результаты деятельности педагогического коллектива.

3) отсроченный контроль, этот контроль реализуется с целью определения успешности деятельности, как сотрудников дошкольного учреждения, так и выпускников на перспективу. Являясь видом основного контроля, отсроченный контроль основывается на требовании давать анализ эффективности процесса по его конечному результату;

4) последующий или вторичный контроль, организуется, основываясь на полученных результатах предыдущего контроля. При таком виде контроля имеется возможность выявления допущенных нарушений и подбор мер необходимых для их устранения.

По содержанию выделяются такие виды контроля как:

— фронтальный контроль, в основе такого вида контроля лежит всесторонняя глубокая проверка деятельности, как каждого воспитателя в отдельности, так и системы работы общеобразовательного учреждения в целом.

— тематический контроль, в процессе такого контроля осуществляется более тщательное изучение системы педагогической деятельности с обучающимися в какой-либо образовательной области. Осуществляется оценивание работы с родителями по ознакомлению с процессом и содержанием образовательной деятельности, условиями для реализации основной общеобразовательной программы.

— оперативный контроль, имеет своим направлением определение состояния деятельности всего коллектива и отдельных сотрудников на каком-либо временном промежутке. При помощи оперативного контроля возможно исправление незначительных сбоев в деятельности, оказание определенной действенной помощи, осуществляя необходимый анализ ситуации. Осуществление такого вида контроля возможно ежедневно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *