для чего необходим правовой эксперимент

#DigitalLaw.Обзор Федерального закона о проведении в Москве эксперимента в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта. Часть 1

24 апреля 2020 года был принят Федеральный закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» (далее — Федеральный закон № 123-ФЗ, Закон).

Данным законом вносятся изменения в законодательство о персональных данных, предусматриваются новые основания для обработки обезличенных персональных данных без согласия лица, которому такие персональные данные принадлежат. Кроме того, закон содержит положения, касающиеся проведения на территории Москвы правового эксперимента, связанного с развитием технологий искусственного интеллекта (далее – ИИ).

Мы подготовили обзор нововведений и разделили его на две части. Первая часть посвящена разбору основных положений закона. Вторая часть посвящена обзору дополнительных вопросов, связанных с его принятием.

Какие изменения вносятся в регулирование персональных данных в связи с принятием закона?

Теперь обезличенные персональные данные смогут обрабатываться без согласия субъекта персональных данных (идентифицируемого гражданина) в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления. При этом, пояснения о том, что может пониматься под повышением такой эффективности, не приводятся ни в законе, ни в пояснительной записке к проекту данного закона. Мы не исключаем, что на практике под соответствующим основанием будут пониматься любые случаи обработки персональных данных государственными органами и органами местного самоуправления.

Дополнительно допускается обработка обезличенных персональных данных участниками экспериментального правового режима на основании соглашения с уполномоченным органом (будет определен Правительством Москвы).

Важно заметить, что оба вышеназванных основания будут применяться и к обработке обезличенных персональных данных о состоянии здоровья (сведения о наличии или отсутствии инвалидности, медицинском диагнозе и т. д.). Ранее Федеральный закон 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» не содержал положений о том, что соответствующие сведения могут обрабатываться в обезличенном виде без согласия субъекта персональных данных.

Кто будет обезличивать персональные данные, используемые участниками правового эксперимента?

Исходя из буквального толкования закона, установить, кто именно будет заниматься обезличиванием персональных данных, представляется затруднительным.

Федеральный закон № 123-ФЗ упоминает лишь то, что участники эксперимента будут обрабатывать обезличенные персональные данные на основании соглашения с уполномоченным органом. Тем не менее, положения о том, что уполномоченный орган будет передавать соответствующие данные какому-либо другому субъекту, Закон не содержит.

Таким образом, возможен один из следующих сценариев:

Кто сможет стать участником правового эксперимента?

Правовой эксперимент будет проходить в течение пяти лет, начиная с 1 июля 2020 года, а его участниками могут стать юридические лица и ИП, зарегистрированные на территории Москвы, осуществляющие или планирующие осуществлять один из следующих видов деятельности:

Соответствующие лица будут приобретать статус участника эксперимента с момента включения в специальный реестр. Реестр будет доступен в сети «Интернет» на сайте уполномоченного органа.

Какие полномочия предоставляются Правительству Москвы в связи с проведением правового эксперимента?

Правительство Москвы будет определять:

Федеральным законом № 123-ФЗ предусмотрено, что принятые Правительством Москвы в соответствии с вышеуказанным законом нормативные правовые акты будут обязательны только для участников эксперимента, не могут противоречить федеральному законодательству и по общему правилу утрачивают силу после завершения эксперимента.

В случае нарушения требований нормативных правовых актов участник эксперимента может быть лишен этого статуса и должен будет прекратить обработку обезличенных персональных данных.

Тем не менее, нормативные правовые акты, принятые в рамках полномочий, описанных выше в пунктах 3, 5 и 6, с большой долей вероятности, будут рассчитаны для соблюдения и иными субъектами:

Алексей Зайцев, юрист Deloitte Legal, Ляйсан Мингазова, младший юрист Deloitte Legal.

Обращаем внимание, что настоящая публикация содержит исключительно информацию общего характера. Ни компания «Делойт Туш Томацу Лимитед», ни входящие в нее юридические лица, ни их аффилированные лица не предоставляют посредством данного сообщения каких-либо консультаций или услуг профессионального характера. Прежде чем принять какое-либо решение или предпринять какие-либо действия, которые могут отразиться на вашем финансовом положении или состоянии дел, проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом. Ни одно из юридических лиц, входящих в международную сеть «Делойт», не несет ответственности за какие-либо убытки, понесенные любым лицом, использующим настоящую публикацию.

Источник

Экспериментальные правовые режимы: перспективы введения в России

для чего необходим правовой эксперимент. Смотреть фото для чего необходим правовой эксперимент. Смотреть картинку для чего необходим правовой эксперимент. Картинка про для чего необходим правовой эксперимент. Фото для чего необходим правовой эксперимент
Jesussanz / Depositphotos.com

Необходимость законодательного регулирования вопросов создания и функционирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики – так называемых регуляторных (регулятивных) песочниц – обозначена в паспорте федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика». В прошлом году Минэкономразвития России подготовило проект соответствующего закона, а точнее, два проекта – после общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы первого, при проведении которых поступило большое количество замечаний экспертов, министерство не стало вносить в него изменения, а разработало новый законопроект (оба проекта размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID первого проекта: 04/13/04-19/00090706, ID нового проекта: 04/13/07-19/00093066).

В своем послании Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что механизм экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий должен быть запущен уже в этом году, а значит, можно прогнозировать довольно оперативное рассмотрение соответствующего законопроекта. А поскольку основные замечания и предложения экспертного сообщества были учтены при подготовке второго проекта Минэкономразвития России, представляется целесообразным изучить его основные положения.

Суть экспериментального правового режима

Под экспериментальным правовым режимом согласно законопроекту «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) понимается применение специального регулирования в сфере цифровых инноваций в течение определенного периода времени в отношении определенного круга лиц. Такое специальное регулирование предполагает, например, неприменение некоторых нормативных правовых актов или их отдельных норм общего – действующего на момент установления экспериментального режима – регулирования, которыми установлены, в частности, обязательные требования по лицензированию, аккредитации, сертификации, обязательному подтверждению соответствия, получению допусков и разрешений, направлению и получению юридически значимых сообщений, способам проведения идентификации сторон правоотношений в сфере цифровых инноваций.

Однако неприменение определенных законодательных требований в период действия экспериментального режима, конечно, не означает, что разработка и применение новых технологий будут происходить в условиях полного беззакония. При введении специального регулирования нужно будет, во-первых, обеспечить его соответствие Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам с участием РФ и федеральным конституционным законам, а во-вторых, минимизировать отступления от общего регулирования.

Кроме того, предполагается, что к правоотношениям, возникающим в рамках реализации экспериментального режима, будут применяться нормы гражданского законодательства, в том числе об ответственности – из договорных отношений и в части возмещения вреда, причиненного государственными органами и органами местного самоуправления, а также законодательства о защите прав потребителей. Также не исключается возможность введения федеральными законами обязательного страхования гражданской ответственности субъектов экспериментального режима (юридических лиц, ИП, органов власти и местного самоуправления, которые осуществляют деятельность в соответствии с программой экспериментального режима) за причиненный при его реализации вред.

Перечень направлений, по которым в соответствии с законопроектом допускается установление экспериментальных правовых режимов, довольно обширен и включает в себя применение или эксплуатацию (в том числе разработку и тестирование):

В связи с этим положение о том, что особенности правового регулирования в конкретной сфере в рамках экспериментального правового режима устанавливаются законом об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций, планируется закрепить в отраслевом законодательстве: Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», Градостроительном кодексе и др.

В то же время не исключается возможность введения специального регулирования и по иным направлениям, но только в прямо предусмотренных законом случаях.

Важно, что установление экспериментального правового режима, как предусматривается законопроектом, будет возможным не только если общее регулирование отношений в соответствующей сфере содержит требования, ограничение либо запреты, значительно затрудняющие внедрение цифровых инноваций, но и в случаях, когда такое общее регулирование в принципе отсутствует. При этом применение специального регулирования должно гарантировать возникновение новых видов экономической деятельности, либо повышение качества и доступности товаров, работ и услуг, либо снижение издержек и увеличение прибыли от предпринимательской деятельности, либо повышение эффективности государственного или муниципального управления, в том числе предоставления государственных или муниципальных услуг.

Полномочиями по установлению экспериментального режима предлагается наделить Правительство РФ, которое при принятии соответствующего решения будет учитывать заключения уполномоченного на осуществление функций по регулированию экспериментальных режимов федерального органа исполнительной власти и организации, представляющей предпринимательское сообщество по вопросам экспериментальных режимов (далее – организация предпринимательского сообщества). Предполагается, что инициативное предложение об установлении экспериментального режима изначально будет вноситься в уполномоченный орган или организацию предпринимательского сообщества. Получивший его субъект, например уполномоченный орган, должен будет направить данное предложение организации предпринимательского сообщества (если предложение поступило в адрес организации, то она, соответственно, направляет его в уполномоченный орган), а также в регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере общественных отношений, в которой устанавливается экспериментальный режим, за исключением случаев, когда он сам является инициатором введения специального регулирования, и высший исполнительный орган власти того субъекта РФ, на территории которого предполагается установить экспериментальный режим.

С учетом позиций регулирующего органа и регионального органа власти о возможности, в том числе при внесении необходимых корректировок, или невозможности установления экспериментального режима уполномоченный орган и организация предпринимательского сообщества будут готовить свои заключения. И если хотя бы одно из них будет содержать вывод о невозможности введения специального регулирования, в установлении экспериментального режима будет отказано. Если же оба заключения в целом положительные, то инициативное предложение и эти заключения будут передаваться в правительство для принятия окончательного решения.

Максимальный срок действия экспериментального правового режима, как предполагается, будет составлять три года. Не позднее чем за два месяца (за месяц – если срок экспериментального режима не превышает один год) до его истечения субъекты экспериментального режима и регулирующий орган должны будут представить отчеты об итогах деятельности при реализации экспериментального режима, на основе которых уполномоченному органу и организации предпринимательского сообщества предстоит формировать сводный аналитический отчет по установленным в программе экспериментального режима показателям для оценки достижения его целей по итогам реализации. Именно в этом отчете будут изложены выводы о допустимости придания специальному регулированию свойств общего регулирования – в таком случае уполномоченный орган вносит в Правительство РФ предложение о внесении изменений в общее регулирование – или недопустимости такой корректировки регулирования. После чего правительство должно будет принять решение либо о необходимости внесения соответствующих изменений в общее регулирование, либо о продлении на год срока эксперимента для выполнившего программу экспериментального режима субъекта (с его согласия).

Нужно обратить внимание, что для реализации экспериментального правового режима в финансовой сфере законопроект предусматривает особый порядок. Так, предполагается, что уполномоченным на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и других полномочий, связанных с введением экспериментальных режимов для применения новых технологий на финансовом рынке, органом может быть исключительно Банк России. Кроме того, только выбранная регулятором организация будет вправе представлять предпринимательское сообщество по вопросам экспериментальных режимов. И наконец, предлагается наделить Банк России правом устанавливать своими нормативными актами определенные ограничения, касающиеся размера отдельных финансовых операций и общего объема операций, осуществляемых при реализации экспериментального режима по внедрению новых технологий на финансовом рынке, числа лиц, в отношении которых могут осуществляться эти финансовые операции, и др.

Стоит отметить, что Банк России уже использует для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг так называемую регулятивную песочницу – соответствующая площадка была запущена регулятором в 2018 году. Сколько проектов рассматриваются сейчас в рамках «песочницы», неизвестно, но информация об успешном запуске как минимум двух в соответствующем разделе 1 сайта Банка России представлена. Сообщается, в частности, что в августе 2019 года было завершено тестирование сервиса для оценки кредитоспособности представителей малого и среднего бизнеса без использования их официальной отчетности – на основе данных об объеме выручки по онлайн-кассам и иной информации, полученной банком с согласия клиента.

Что еще необходимо учесть в законе об экспериментальных правовых режимах: позиция экспертов

Несмотря на то что при подготовке второго варианта законопроекта Минэкономразвития России проанализировало и учло поступившие от экспертного сообщества замечания и предложения (так, например, один только Центр технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС (далее – Центр технологий госуправления) представил более 40 замечаний к первому проекту), есть несколько важных моментов, которые, по мнению юристов, должны быть тщательно проанализированы при доработке и обсуждении итоговой версии законопроекта.

Необходимым представляется, в частности, обозначение различий между экспериментальным правовым режимом и правовым экспериментом и оснований выбора того или иного механизма в определенных условиях. Установление экспериментального режима, как полагает ведущий научный сотрудник Центра технологий госуправления Алексей Ефремов, целесообразно в случае, когда проведение правового эксперимента не сможет обеспечить внедрение цифровых инноваций в кратчайшие сроки. Правовых эксперименты в России, в цифровой сфере в том числе, реализуются, напомним, на основании как федеральных законов, так и актов правительства. Так, например, с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года проводится эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах (Постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 710, с 30 августа 2019 года по 30 декабря 2020 года – эксперимент по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу (постановление Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1114). С 1 апреля по 31 декабря текущего года планируется провести эксперимент по ведению отдельными работодателями электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками (соответствующий законопроект 2 внесен в Госдуму 12 декабря 2019 года).

Также важным юристы считают определение правил соотношения национальных экспериментальных правовых режимов и регуляторных «песочниц», формируемых на наднациональном уровне. Стоит отметить, что создание системы регулятивных «песочниц» закреплено в качестве одного из приоритетного направления проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года (Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12). В связи с этим Евразийская экономическая комиссия совместно с правительствами государств – членов ЕАЭС должна разработать концепцию применения специальных режимов (как взаимозаменяемое понятие используется термин «регулятивные песочницы»; п. 1 Распоряжения Евразийского межправительственного совета от 27 ноября 2018 г. № 17). В настоящее время, по словам помощника председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Гриднева, как раз идет обсуждение проекта концепции с членами ЕАЭС.

Законопроект же никаких конкретных положений о том, как будет оцениваться эффективность специального регулирования, не содержит, предусматривая лишь, что порядок мониторинга и оценки результативности экспериментального режима предстоит определить Правительству РФ.

Как видно, главной целью введения экспериментального правового режима будет являться апробация цифровых инноваций для их ускоренного внедрения. Сокращение срока между этапами разработки и внедрения новой технологии (сервиса, продукта) позволит, надо полагать, с одной стороны, сократить издержки разработчиков, а также протестировать все бизнес-процессы, связанные с ее эксплуатацией, а с другой – оперативно отказаться от нерабочей модели. Кроме того, возможность совершенствования по итогам реализации экспериментального режима общего регулирования позволит без каких-либо проблем тиражировать апробированные новые решения.

В то же время нужно обратить внимание – и это подтверждается, по словам директора Департамента правовых основ цифровой экономики Минэкономразвития России Антона Лебедева, поступившими в министерство предложениями о форматах создания регуляторных песочниц, – что для реализации некоторых инновационных проектов не нужно устанавливать специальное регулирование. Достаточно исключить из действующих нормативных актов препятствующие их внедрению барьеры, что, надо полагать, отчасти будет сделано при реализации «регуляторной гильотины».

Источник

Цифровизация: время правовых экспериментов

Дмитрий Казаков делится своим видением возможных последствий проводимого в настоящее время масштабного эксперимента по всеобщей цифровизации, в рамках которого происходит трансформация всех опорных точек бытия: человека, общества, государства. Законы, принимаемые в последнее время с целью регулирования данного эксперимента, все больше напоминают автору «технические инструкции по эксплуатации человека», нежели нормы права. Это наводит его на мысль о том, что, став своего рода социальным регулятором, цифровизация может существенно потеснить право.

Законы в области цифровизации начали активно внедряться в правовую систему Российской Федерации с 2019 г. Их количество прирастает рекордными темпами, обогащая отечественное правовое поле новыми экзотическими всходами ( таблица).

Цифровые новеллы

Как можно заметить из таблицы, в 2020 г. кодовым для законодателя стало слово « эксперимент», которое в переводе с латинского означает « опыт». Невольно возникает вопрос: к чему могут привести подобные правовые опыты, и есть ли у законодателя общая идея цифрового права? Пока ответ на него остается открытым…

В сложном взаимодействии человека и государства появился цифровой посредник. Для того, чтобы было возможно сориентироваться в лабиринтах законодательства, человеку предлагается помощь технологий: от внедрения цифровых шаблонов его поведения до следования правильным алгоритмам. Так, уже имеются проекты по интеграции человеческого и искусственного интеллекта. Например, по заявлениям создателей проекта « НейроНет», технологии могут кардинально повысить производительность человеческого мозга путем его соединения с вычислительными машинами; общение людей друг с другом с помощью нейротехнологий позволит
воспринимать информацию быстрее и эффективнее [1] ; а программа Neuro Angel способна считывать сигналы головного мозга, определять психоэмоциональное состояние человека и на основе данной информации давать ему рекомендации по совершению тех или иных действий с учетом приоритетности стоящих перед ним задач. Фактически программа определяет, что человеку делать, чтобы быть эффективным. Это наводит на размышления о том, сохранится ли при дальнейшем развитии технологий потребность в праве как регуляторе отношений между человеком и государством. Ведь уже в недалеком будущем может быть сформирована « человеческая модель», которая, взаимодействуя с прототипом, будет определять должные поведенческие реакции. В конечном итоге, поведение человека будет в непрерывном режиме биологически обусловлено внешним управляющим сигналом, что сделает правовое регулирование его деятельности излишним.

№ 34-ФЗ ФЗ от 18.03.2019
« О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»
Цифровая новелла
Ст. 141.1 ГК РФ — понятие « цифровых прав» Ч. 2 ст. 309 ГК РФ — возможность заключения смарт-контракта
№ 439-ФЗ ФЗ от 16.12.2019
« О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде и Федеральный закон № 436-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»»
Цифровая новелла
Оформление сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде
№ 259-ФЗ ФЗ от 31.07.2020
« О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цифровая новелла
Понятие цифровых финансовых активов, порядок их выпуска, оборота, а также регулирование деятельности по использованию
№ 123-ФЗ ФЗ от 24.04.2020
« О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона « О персональных данных»»
Цифровая новелла
Введение экспериментального правового режима на территории г. Москвы
№ 259-ФЗ ФЗ от 02.08.2019
« О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цифровая новелла
Ст. 8 — возможность приобретать, отчуждать и осуществлять цифровые права при помощи инвестиционных цифровых платформ
№ 480-ФЗ ФЗ от 27.12.2019
« О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Цифровая новелла
Получение нотариальных услуг в электронной форме, при помощи биометрической идентификации получателя данных услуг
№ 122-ФЗ ФЗ от 24.04.2020
« О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой»
Цифровая новелла
Эксперимент по ведению документооборота организаций в электронном виде
№ 258-ФЗ ФЗ от 31.07.2020
« Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»
Цифровая новелла
« Эксперимент» по внедрению специального правового режима для более удобного внедрения цифровых технологий по всей стране

Цифровая власть

Глава китайской компании Alibaba Group Джек Ма назвал большие данные « нефтью нашего времени» — владеющий ими может предопределять поведение общества и человека в своих интересах.

Технологии позволяют выстроить систему слежения за «объектом» ( человеком), корректируя его поведение в случае отклонения от заданной траектории законопослушного поведения.

Сегодня любое техническое устройство считается « умным», так как способно, с одной стороны, упростить жизнь человека ( например, некоторые смарт-часы могут передавать информацию о состоянии здоровья пациента напрямую лечащему врачу), а с другой — предоставить возможность получения подробной информации о человеке злоумышленнику. Причем это могут быть сведения разного характера: от местонахождения и истории передвижений до указания времени, когда человек заснул либо вышел из фазы активного сна, но еще не проснулся окончательно.

Собранная с помощью « умных устройств» информация может представлять особую ценность. Так, исследование, проводимое разработчиком приложения Strava, привело к обнаружению секретных военных баз США. Данное приложение осуществляет сбор информации с фитнес-трекера с целью анализа активности владельца. Его разработчик решил составить карту « самых спортивных» мест на планете среди пользователей приложения и опубликовать ее в открытом доступе. В результате в сети появилась информация о местонахождении секретных военных баз США в Сирии, Афганистане и иных странах. Оказалось, что спортом ( в том числе бегом) чаще всего занимаются военные, а на секретных военных базах бегать, кроме как по территории, больше негде. На составленной карте четко очерчен периметр военных баз, а также указаны их координаты.

Таким образом, цифровая реальность представляет собой вышедший из-под контроля эксперимент, в котором трансформируются все опорные точки бытия: человек, общество, государство. А законы, принимаемые с целью регулирования проведения данного эксперимента, все больше напоминают « технические инструкции по эксплуатации человека», нежели нормы права.

Цифровая гиперопека

Активно вмешиваясь в частную жизнь человека, государство обосновывает это соображениями безопасности. Так, появившиеся в прошлом году в московском метро биометрические идентификаторы отслеживают информацию о перемещении конкретных людей в рамках метрополитена. Прогнозируется распространение цифровых двойников ( цифровых представителей объектов реального мира) — компьютерных моделей экосистем, городов, устройств, людей. Платформа данных будет включать системы видеонаблюдения и оповещения.

Оправданием вмешательства в частную жизнь стала и борьба с пандемией. Уже опубликован проект регламента для системы отслеживания граждан, находящихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией. По номеру телефона можно установить круглосуточный геолокационный контроль над соблюдением карантина абонентом, в отношении которого вынесено решение об обязательной изоляции. Это порождает очередной вопрос: есть ли различие между мероприятиями профилактики коронавируса с использованием платформ данных непрерывного видеонаблюдения и киберсталкингом.

Аналогичная повестка предусмотрена Указом № 97 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». В связи с этим следует напомнить: еще в Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 г. говорилось о том, что внедрение нанотехнологий призвано еще больше углубить ее проникновение в повседневную жизнь населения. Должна быть обеспечена постоянная связь каждого индивидуума с глобальными информационно-управляющими сетями типа Internet. Наноэлектроника будет интегрироваться с биообъектами и обеспечивать непрерывный контроль над поддержанием их жизнедеятельности, улучшением качества жизни и таким образом сокращать социальные расходы государства.

Запрограммированная свобода воли

Декларативный характер свободы воли очевиден и при даче так называемого сознательного согласия на обработку персональных данных. При получении госуслуг, взаимодействии с банками, медучреждениями и прочими заведениями клиент лишен альтернативы — он вынужден предоставить свои данные и присоединиться к формулярным договорам. Фикцией является и отзыв согласия на обработку персональных данных, поскольку это никак не гарантирует уничтожения информации и прекращения ее обработки.

Остается надеяться, что « благие намерения» цифровизации будут нивелированы эксцессом исполнения, усугубленным традиционным непрофильным освоением выделенных инвестиций, тем более что в отношении искусственного интеллекта это, похоже, становится мировым трендом.

[5] Проект Федерального закона « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения ветеринарной безопасности» ( подготовлен Минсельхозом России) ( не внесен в Государственную Думу России).

[6] Решение Бабушкинского районного суда г. Москвы по делу № 2−3237/19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *