для чего необходимы социологические исследования
Для чего необходимы социологические исследования
Возникновение и развитие социологии неразрывно связано с эмпирическими исследованиями, которые являются источником новых знаний, необходимых для обогащения теории, регулирования социальных процессов.
Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя.
Конкретные социологические исследования позволяют:
— получить отражение реального состояния социальных явлений и процессов в обществе, снять «снимок состояния»;
— выявить имеющиеся противоречия и тенденции развития социальных отношений;
— дать прогноз социальных ситуаций;
— определить оптимальные пути воздействия на тенденции общественного развития и разрешения противоречий;
— осуществлять действенный контроль за состоянием дел в различных сферах общественной жизни, осуществлять обратную связь.
Одним из главных мотивов обращения к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но важны в практике управления, познания. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т. д.
Для проведения социологического исследования нужна теоретическая основа, определение проблемы, цели и задач; обязательным является организационное и материально-техническое обеспечение, его нацеленность на практику.
При планировании социологического исследования выделяют четыре основные стадии: подготовка; проведение; обработка и анализ данных; оформление результатов, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.
Проведение исследования иногда называют полевым периодом. В это время обеспечиваются сбор первичной информации и контроль над ходом исследования, а также ввод полученных данных в компьютер. На эту стадию затрачивается примерно 20% отведенного времени.
Обработка и анализ полученных данных занимает примерно 40% всего времени исследования. Эта стадия включает в себя не только счетно-вычислительные работы по принятой программе, связанные с обработкой массива информации, но и подготовку промежуточных отчетов. Анализ результатов предусматривает систематизацию, обобщение, интерпретацию полученных данных, что может носить в значительной мере творческий характер, так как выявляемые в ходе исследования закономерности не всегда очевидны. На этой стадии подготавливаются выводы и рекомендации.
На составление итогового отчета отводится примерно 10% времени. Результаты предоставляются заказчику, подписывается акт приемки. В некоторых случаях результатом могут быть научный отчет и публикации. В отчете, передаваемом заказчику, следует избегать избыточных таблиц и малозначимых деталей. Основное внимание необходимо уделить выводам и рекомендациям, их содержательным доказательствам.
Итак, под организацией социологического исследования понимается деятельность, обеспечивающая все необходимые условия для осуществления эффективного научного поиска.
Субъектом организации социологического исследования может выступать отдельный ученый или группа исследователей.
Объектом организации должны выступать идеи и люди.
В организации социологического исследования выделяют два аспекта: методологический и социальный.
Методологическая организация обеспечивает выработку и реализацию единого идейно-теоретического замысла исследования. Целью социальной организации является обеспечение эффективного взаимодействия исследователей в соответствии с единым идейно-теоретическим замыслом исследования и его программой.
Методологическая и социальная организация составляют единство, однако приоритет должен отдаваться методологической организации социологического исследования. Подбирать соответствующие кадры и формировать единый коллектив лучше всего тогда, когда сформулирован замысел исследования, определены научные задачи, когда ясно, куда и как направлять научный поиск.
Социологическое исследование включает в себя следующие основные компоненты.
1. Научная проблема, подлежащая изучению.
2. Объект исследования (для одной и той же научной проблемы могут быть выбраны различные объекты).
3. Предмет исследования (мыслительная конструкция, которую необходимо создать в ходе методологической организации исследования).
4. Познавательные задачи, решаемые в исследовании.
5. Гипотезы (основные и производные).
6. Методы исследования.
7. Этапы исследования.
8. Схема организации взаимодействия между участниками исследования.
9. Ожидаемые результаты исследования и формы их представления.
Необходимость социологического исследования
Виктория Леденёва
Что такое социологическое исследование и его роль в изучении социальных процессов и отношений.
Социологическое исследование – это исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. Прикладное социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении или процессе.
Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. В соответствии с ними, т.е. в зависимости от глубины требуемого анализа предмета, масштабности и сложности решаемых задач определяются процедуры проведения социологического исследования, на¬правленные на практическое решение очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло¬жить конкретные способы действий в определенные сроки. Социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надежной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии.
Специфика исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов, а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Таким образом, главное – это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны.
Вызовы для социологов
Российская социология оказалась в странном положении. С одной стороны, за последние годы серьезно вырос ее вес – и бизнес, и власть все чаще апеллируют к ее данным для обоснования своих решений, вплоть до присоединения новых территорий. С другой стороны, социологические исследования в восприятии публики превратились в упрощенно понимаемый и критикуемый инструмент с невысокой репутацией. Для массовой аудитории социологические исследования представлены в основном результатами опросов, регулярно публикуемыми в СМИ. Но это только публичная верхушка айсберга: рынок разнообразнее нескольких брендов, имеет большую линейку инструментов, не умирает с приходом эпохи больших данных, а интегрирует их в себя и специализируется.
Рынок покупателей: Кому и для чего нужны исследования
В 1980-е гг. запрос на социологические исследования первым предъявило государство – становилось очевидным, что за идеологическим фасадом общества течет какая-то совсем другая жизнь. Интересны были и качество жизни, и реальные хозяйственные практики, и новые тренды в культуре, кроющиеся за показателями официальной статистики. В 90-е с появлением конкурентной политики возникли политические структуры федерального и регионального уровня, которым нужен был политический маркетинг – поиск групп поддержки, тестирование материалов, измерение потенциала кандидатов, прогнозирование результатов выборов.
Социологические исследования в этот период довольно слабо влияли на государственную политику. Впоследствии то, что в процессе непрерывного реформирования страны фактически не учитывалось ни общественное мнение, ни реальная практика людей, было признано ошибкой (о дефиците взаимодействия с населением, в частности, говорил в своих интервью Анатолий Чубайс).
Социология в цифрах
Объем российского рынка социологических исследований оценивается в 20 млрд руб. в год.
Исследованиями в стране занимается около 350 компаний. Из них 35–50 регулярно работают на национальном уровне, проводя исследования в нескольких регионах, около 250 региональных компаний могут быть как агентствами полного цикла (работают от получения заказа до написания презентации и отчета по проекту), так и проводящими только полевые работы (отбирают данные по заказу других компаний), еще около 20–30 – это вузовские коллективы и академические институты, также работающие на рынке исследований. Оценить количество собственных исследовательских подразделений, созданных компаниями смежных профилей (PR- и рекламными агентствами, консалтинговыми компаниями и т. п.), невозможно.
В большей мере потенциал социологии был оценен в начале 2000-х, когда стал формироваться инженерный подход к управлению общественными процессами, для которого оказались крайне востребованны данные для понимания текущего состояния общества и прогноза последствий принимаемых решений. Кроме того, массовые опросы с момента своего появления фактически использовались как регулярные плебисциты для легитимации политики. Эта функция в российском публичном поле, где ярко выражен сюжет власти лидера, опирающегося на прямую народную поддержку, становится все более востребованной. Эту практику иногда называют «конструированием большинства».
Бизнес в качестве заказчика опросов в начальный период был представлен в основном иностранными компаниями, у которых уже была культура применения маркетинговых исследований и интерес к изучению российского потребителя – например, для адаптации рекламы. Российский крупный бизнес, в 1990-е деливший активы и создававший бизнес-империи, был больше сконцентрирован на лоббизме, а огромные бюджеты на маркетинг часто тратились впустую. Сегодня результаты исследований потребителя интегрированы в любой продукт.
Помимо маркетинговых исследований бизнесу важны и социальные – связанные с сотрудниками или с социальными эффектами своей работы в регионах, согласованием интересов с населением при запуске новых проектов и т. д. Еще одна важная ниша на этом рынке – изучение репутации компаний, которая возрастает по мере усиления идеологем устойчивого развития.
Владимир Звоновский, президент Фонда социальных исследований, Самара, Россия
Рынок в регионах сформировался под воздействием запроса из центра в эпоху традиционных методов. Так на рынке сложилось разделение функций: региональные компании чаще всего выступали полевыми подрядчиками федеральных. По мере развития региональных рынков компании выходили уже на полный цикл, появлялось больше местных игроков. В 2001 г. около 10 таких агентств создали Ассоциацию исследовательских компаний «Группа 7/89» (тогда в стране было 7 федеральных округов и 89 регионов).
С развитием инструментов исследований (телефонные опросы, онлайн-исследования) географические границы стираются и меняется конфигурация. Сегодня у региональных компаний нет даже той условной монополии на региональные исследования, которая была в период доминирования квартирных опросов. Но и у федеральных компаний нет монополии на исследования по России в целом. Пандемия усилила этот эффект – региональные различия социологических служб стали условными. Но остаются и отличия, главное из которых – это близость федеральной компании к крупному заказчику. Россия – очень централизованная страна даже на уровне бизнеса, не говоря уже о госуправлении. Например, если раньше сотовый оператор проводил исследования в регионе, решение об этом принималось в регионах; сейчас такое решение принимается на уровне федерального менеджмента. Лишь в немногих городах (Екатеринбург, Новосибирск, Ростов, Самара) располагаются офисы крупных компаний. Это очень не характерная для других стран организация рынка.
Тем не менее у региональных компаний остается лучшее знание местного социума, возможность более глубокого погружения в проблематику. Так, сегодня исследования рынка недвижимости проводят именно региональные компании. Мне представляется, что у региональных компаний будет расти инструментальная специализация исследований: кто-то будет использовать преимущественно телефонные опросы, кто-то – качественные методы, кто-то сохранит приверженность традиционным опросам face-to-face.
Кроме того, данные социологических исследований дают материал для диалога бизнеса с властью в условиях, когда принимаются влияющие на бизнес решения. Станислав Наумов, профессор департамента интегрированных коммуникаций ВШЭ, обращает внимание на эту функцию исследований: «Власть ориентирована на общественное мнение, и бизнес вправе обратить внимание как минимум на возможные негативные социальные последствия, на неоднородность восприятия разными социальными группами того или иного проекта решения, которое имеет потенциальные негативные последствия для бизнеса. Различия в отношении к проекту должны быть основанием для оценки рисков и поиска альтернативных вариантов. Чем меньше поддержка решения, тем выше должна быть страховая премия за ущерб той группе, чьим интересам принятое решение менее всего соответствует. Поэтому социологи – это аудиторы управленческой справедливости».
Особенность рынка во всем мире – его закрытость, большинство исследований не носят публичного характера, являясь собственностью заказчика. Это не позволяет оценивать качество работы компаний извне и строить рейтинги – даже опытные заказчики видят лишь тех, с чьей работой непосредственно сталкивались. Большинство потребителей не могут оценить качество профессионального продукта и в ряде случаев даже составить корректное техническое задание.
Все это – закрытость, отсутствие профессиональных стандартов и института внешней экспертизы, низкая компетентность заказчика – остро ставит проблему качества исследовательских работ. На рынке есть довольно большой поток исследований низкого качества, приводящий, с одной стороны, к потерям для заказчиков, с другой – портящий репутацию профессионального социологического сообщества и исследовательской отрасли в целом.
Рынок продавца: Как сегментированы социологические фирмы
Действующие на рынке компании различаются по предметно-тематической специализации: есть социальные исследования, политические и маркетинговые. Но граница условна – в конце концов есть общность объекта (человек) и предмета (социальные аспекты поведения), общий рынок кадров и их перетекание, общие методы и источники данных.
Специализация – один из показателей развитости рынка, его обеспеченности заказами. В целом рынок России мал и беден в сравнении с крупнейшими – США и Европы. Поэтому любая попытка его деления неизбежно наталкивается на размытость границ: все участники пытаются играть на всех рынках (при этом сегмент маркетинговых компаний обладает большей специализацией). Но компании – при всей мультипрофильности – все же имеют разное позиционирование.
За счет частоты и масштабности опросов, а также популярности тематики всегда на виду у публики ВЦИОМ, ФОМ, «Левада-центр», которые обеспечивают регулярный поток данных и могут наблюдать за динамикой наиболее значимых показателей общественной жизни. Компании такого типа чаще называют поллстерами (от англ. poll – опрос). Хотя они используют широкий арсенал инструментов и методик, в большей степени их воспринимают как производителей количественных данных по политической тематике.
Помимо большой тройки поллстеров есть и менее заметные для широкой публики гиганты, формирующие значительную долю рынка исследований потребителей, – это, в частности, Ipsos Comcon, Kantar TNS, GfK Rus. Эти агентства также делают полный цикл исследовательских работ, занимаются консалтингом, ведут волновые исследования, позволяющие наблюдать за человеком в его роли потребителя на длинных временных промежутках.
Исследование сегодня – это
решение разных задач – от простого измерения долей до построения сложных моделей социальных процессов;
охват различных аудиторий – от всего населения до крайне узких групп, поиск и работа с которыми требует особой квалификации (например, чиновники, топ-менеджеры крупных компаний или потребители на рынке теневого алкоголя);
широкая линейка методов сбора данных – количественных (связанных с измерением долей и изучением статистической связи) и качественных (дающих глубину, позволяющих понять восприятие субъектом разных ситуаций).
Итоговый продукт исследования может быть как набором диаграмм с описанием ответов респондентов, так и сложным комбинированным аналитическим отчетом, над которым работает междисциплинарная команда, интегрируя данные из разных источников. Отчет также может быть как закрытым (для внутреннего пользователя), так и платформой для широкого обсуждения и согласования интересов разных аудиторий.
Помимо крупных компаний стоит выделить и агентства «бутикового» типа. Они не проводят непрерывных и масштабных волновых замеров, как гиганты индустрии, но отличаются глубиной погружения в предмет и анализа ситуации, а также индивидуальным подходом, что и составляет основу репутации. Известные на рынке примеры таких агентств – «Циркон», «Платформа», «Ателье», Salt, «Валидата», «Божоле», исследовательские лаборатории на базе академических структур. Компании обычно имеют тематическую специализацию, хотя это необязательно.
Все агентства, в том числе крупнейшие, пользуются помимо собственных ресурсов подрядчиками – компаниями, специализирующимися на сборе данных, организации исследований. Сеть таких фирм общая для всех. На рынке также есть компании, специализирующиеся на определенных методах, например онлайн-опросах (OMI) или мониторинге социальных сетей (Brand Analytics).
Россия крайне централизованная страна, и рынок отражает эту централизацию в своей иерархичности: все лидеры рынка базируются в столице, и до последнего времени важнейшим источником проектов для региональных компаний остается заказ со стороны федеральных компаний на работы в регионе.
Тренды рынка
Дискуссия о том, какой должна быть сегодня социология и какое место для нее оптимально в XXI в., является постоянным атрибутом профессии. В частности, обращают внимание на следующие аспекты.
Технологии против социологии
На рынке регулярно звучат прогнозы о смерти социологических методов – им на смену приходят технологии, поднимающиеся вверх по кривой хайпа. Под влиянием огромного разнообразия данных и автоматизированных методов их анализа возникает гипотеза: человека больше не надо ни о чем специально спрашивать – он уже оставил о себе все следы, нужно только уметь их собрать и обработать. Что можно на это возразить? Во-первых, человек далеко не обо всем говорит и не все проявляется в его поведении – есть целый пласт проблем, которые нецелесообразно изучать с помощью социальных сетей или наблюдения. Не говоря о том, что анализ больших данных не всегда даст ответ на вопрос, почему человек ведет себя именно так, а не иначе. Во-вторых, саму модель сбора и обработки данных закладывают именно специалисты – психологи, социологи, этнографы, которые работают вместе с математиками и лингвистами.
Юлия Баскакова, International Projects Director, Langer Research Associates, Нью-Йорк, США
Рынок исследований в США – это другой масштаб [по сравнению с российским]: по данным ESOMAR, его оборот составляет чуть менее половины мирового рынка исследований. Здесь много заказчиков, много ресурсов, развитый рынок с множеством ниш для разного рода специализации. Помимо компаний полного цикла есть много фирм, которые делают что-то одно: аналитику, полевые исследования, выборки, качественные исследования, разнообразный софт. В каждой нише есть суперпрофессионалы, которые успешно выходят на глобальный рынок.
Круг заказчиков исследований широк, государство среди них не доминирует. Социальные исследования спонсируются бизнес-структурами, фондами, разного рода общественными организациями, международными структурами. Хотя большинство исследований проводятся не для публикации, много и других – нацеленных на формирование общественной дискуссии о насущных проблемах. Плюс разные группы интересов проводят исследования для продвижения своих позиций.
Внутри США нет географической вертикали «заказчик в столице, подрядчик в регионе». Крупные структуры имеют штаб-квартиры в разных штатах, фонд из Техаса легко может нанять исследователя из Нью-Йорка, Вашингтона или Сан-Франциско. В международных исследованиях американцы часто выступают заказчиками для компаний из других стран, а в процессе приносят методики и стандарты. Стандарты, кстати, хорошо разработаны. Американская ассоциация исследователей общественного мнения – мощная структура, в рамках которой регулярно выпускаются методические публикации и создана «Инициатива прозрачности», определяющая, какую информацию исследователи должны раскрывать.
В целом рынок сегодня движется к сочетанию методов и формированию междисциплинарных команд. В прикладные исследования интегрируется все, что полезно и дает нужную для принятия решений информацию. При этом появляются узкоспециализированные, в основном технологические, стартапы.
Технологии действительно ставят людей на рынке перед вызовом – исследовательские компании не имеют собственных возможностей анализировать данные из-за слабой технологической оснащенности. Как следствие, сегмент может переходить в ведение IT-компаний, которые создают исследовательские подразделения внутри.
Онлайн против офлайна
Не умирают и традиционные офлайн-методы. По мере развития онлайн-инструментов они комбинируются для решения разных задач. Ни одна онлайн-выборка пока не может претендовать на обоснованный надежный результат для всего населения. А качественные онлайн-методы имеют как свои преимущества перед традиционными (новые инструменты организации групповой работы, распределенные режимы, интерактив), так и недостатки, связанные с обеднением коммуникации.
Усталость от опросов
При этом крайне уязвимым звеном является технология массовых опросов в принципе. Готовность людей участвовать в них с каждым годом снижается по всему миру. А это означает все меньшую уверенность в результате. Переход к онлайн-опросам не является панацеей – здесь это падение также прогнозируется.
В целом значение опросных методов снижается. Опрос, считавшийся самым универсальным методом что-то узнать о потребителе, постепенно становится просто одной из ниш на рынке, где много других данных. Качественные методы в отличие от опросов достаточно устойчивы – им мало альтернатив при попытке ответить на вопрос «почему». По мере упрощения доступа к данным сам сбор информации становится менее ценным, растет интеллектуальная составляющая, интерпретация, «превращение продуктов в блюдо». Фокус исследователей смещается на анализ.
При этом растет запрос заказчика не только на исследования, но и на решения – и это тоже вызов для индустрии. Часть экспертов убеждена, что исследователь не может быть достаточно погружен в бизнес или госуправление, чтобы давать какие-то рекомендации. Возможные выходы – специализация агентства на одной отрасли (как, например, позиционировало себя НАФИ), специализированные отделы внутри компаний с большой компетенцией на конкретном рынке (например, Ipsos), междисциплинарные коллективы и формирование проектных команд с консультантами требуемого профиля («Платформа»).
Важность интеллектуальной составляющей заостряет и другую проблему: там, где сегодня интенсивно развиваются технологии, наблюдается кризис концептуальных подходов. Особенно очевидно это в социально-политических исследованиях, оперирующих линейкой понятий, уже плохо соотносящихся с действительностью сложно сегментированного общества и сетевых структур. Деления на группы по полу, возрасту, достатку и уровню образования могут быть совершенно не значимы на фоне солидарностей, рождающихся на основе событий, вкусов, отношения к проблеме. Люди внутри одной категории неоднородны: пенсионеры, бедные, молодежь – понятия, которые не столько существуют, сколько конструируются в самих опросах. Нуждаются в постоянном переосмыслении и традиционные категории социальных наук – например, такие как «доверие» и «одобрение».
Российский рынок социологических исследований пока относительно слабо развит с точки зрения стандартов работы, которые предполагают и применение обоснованных методик, и раскрытие информации об исследовании. А его продукт не является достаточно понятным внешним аудиториям. Это проблема и для профессионалов, и для заказчиков, и для широких потребителей, которым иногда предлагаются под видом исследований продукты в стиле «инфотейнмент» (развлекательные опросы для аудитории отдельных сайтов, групп в социальных сетях) или явно спроектированные для формирования мнений опросы, искаженные интерпретации. Один из вызовов для индустрии – это повышение прозрачности и доверия к себе.