для чего необходимы спасателю знания по основам психологии
Психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России
Специалисты МЧС России – спасатели, пожарные, водолазы, летчики, врачи, горноспасатели, ежедневно работающие в экстремальных условиях, испытывают большие физические и эмоциональные нагрузки. Именно поэтому вся система психологического сопровождения в МЧС России направлена на минимизацию негативных последствий профессиональной деятельности.
В работу психологов с личным составом МЧС России входят три направления: психологическая диагностика, психологическая подготовка, психологическая профилактика и коррекция.
Психологическая диагностика направлена на своевременное выявление психологического неблагополучия. Психологи определяют наличие этих характеристик у новых сотрудников и абитуриентов ВУЗов МЧС России и в дальнейшем осуществляют наблюдение за психологическим состоянием специалистов в процессе прохождения службы. Мероприятия по психологической диагностике включают: профессиональный психологический отбор, плановые мониторинговые обследования, постэкспедиционные обследования специалистов после участия в ликвидации последствий ЧС.
Психологическая подготовка – это набор знаний и умений, который позволяет спасателю сохранить свое профессиональное здоровье и долголетие, стремление выполнять профессиональные задачи и грамотно взаимодействовать с пострадавшими людьми.
Еще одним из важных направлений деятельности психологов является проведение социологических и социально-прикладных исследований с целью изучения психологического климата в коллективах МЧС России для выявления приоритетных направлений, нуждающихся в особом внимании со стороны руководства.
Ко всем специалистам МЧС России предъявляются высокие требования физического и психического состояния здоровья. Для того, чтобы помочь спасателям как можно быстрее вернуться к обычному состоянию и повседневным обязанностям, психологами проводится медико-психологическая реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление физического здоровья и психологического равновесия.
Психологическая подготовка
Вопрос: что такое психика?
Ответ:это системное свойство высокоорганизованой материи отражать объективную действительность (реальность) в субъективной форме.
Вопрос: для чего необходимо спасателю знания по основам психологии?
Ответ:хорошо разбираться в психике и психических явлениях.
Вопрос: что представляют собой психические явления?
Ответ:психические процессы, психические свойства, психические состояни.
Вопрос: основная роль психических процессов.
Ответ:являются первичным регулятором поведения человека.
Вопрос: назовите основные группы психических процессов.
Ответ:1) познавательные; 2) эмоциональные; 3) волевые.
Психические процессы:
Вопрос: что такое психологическая подготовка спасателей?
Ответ:это системное обучение специалистов поисково-спасательных формирований (ПСФ), направленное на активацию их способностей.
Вопрос: назовите что относится к психическим состояниям личности.
Ответ:подъём, угнетённость, страх, унылие, бодрость.
Вопрос: что такое адаптация человека?
Ответ:это процессприспособления к условиям внешней среды.
Вопрос:что такое страх?
Ответ:это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся в результате возможной угрозы или при получении информации о возможной угрозе.
Вопрос: что такое стресс?
Ответ:неспецифический ответ организма, как реакция на внешнее воздействие.
Вопрос:что такое паника?
Ответ:неуправляемый процесс, когда люди не могут разумно вести себя и оценивать свои действия.
Вопрос: факторы пораждающие панику.
Ответ:внезапное ограничение пространства, чувство бессилия перед внезапной опастностью, неясность ситуации.
Вопрос: как оценивается уровень психологической подготовки спасателя?
Ответ:по трёхбальной системе, индивидуально.
Вопрос: что такое психологическая поддержка?
Ответ:поддержка рабочего настроя во время дежурства на поисково-спасательной станции (ПСС (на воде, подчиняется МГСЧС)) или в пожарно-спасательном отряде (ПСО).
Вопрос: назовите источники профессионального стресса.
Ответ:профессиональная деятельность в экстримальных условиях.
Вопрос: как называется стресс, вызывающий положительные эмоциональные реакции?
Ответ:эустресс. (дистресс – отрицательные эмоции)
Вопрос: как можно самому быстро снять стресс?
Ответ:во время коротковременного отдыха выполнить элементы аутогенной тренировки, сделать дыхательные упражнения и провести релаксационные мероприятия.
Вопрос: что такое аутогенная тренировка?
Ответ:это воздействие на самого себя методом самовнушения для восстановления работоспособности.
Вопрос: кто может быть спасателем в РФ?
Ответ:гражданин, аттестованый и подготовленный к проведению поисково-спасательных работ (ПСР).
Вопрос:каким законодательным документом определяются права и обязанности спасателей?
Ответ:ФЗ(федеральный закон)№151, 22.08.1995г.
Для чего необходимы спасателю знания по основам психологии
1. Что такое психика?
2. Для чего необходимы спасателю знания по основам психологии?
3. Что представляют собой психические явления?
4. Основная роль психических процессов?
5. Назовите основные группы психических процессов
6. Что такое психологическая подготовка спасателя?
7. Назовите, что относится к психическим состояниям личности?
8. Что такое адаптация человека?
9. Что относится к познавательным психическим процессам?
10. Что такое страх?
11. Как мы можем бороться со страхом в экстремальных ситуациях?
12. Как организуется психологическая подготовка со спасателями?
13. Назовите, что относится к психическим свойствам личности?
14. Что такое паника?
15. Факторы порождающие панику
16. Как оценивается уровень психологической подготовки спасателей
17. Что относится к волевым психическим процессам?
18. Что такое психологическая поддержка?
19. Что такое стресс?
20. Что такое аутогенная тренировка?
21. Назовите, что относится к психическим свойствам?
22. Как называется стресс, вызывающий положительные эмоциональные реакции?
23. Как можно самому быстро снять стресс?
24. Кто может быть спасателем в Российской Федерации?
25. Когда в России отмечается «День спасателя»
26. Каким законодательным документом определяется права и обязанности спасателей?
27. Назовите источники профессионального стресса
3. Психологическая подготовка спасателей к профессиональным действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления:
— общая психологическая подготовка;
— специальная психологическая подготовка;
— целевая психологическая подготовка;
— методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Общая психологическая подготовка
Психологическая подготовка личного состава формирования ГОЧС является важнейшей задачей стоящей перед подразделениями МЧС.
Психологическая готовность к действиям в ЧС это способность личного состава профессионально выполнить аварийно-спасательные работы на высоком морально-психологическом уровне в любых условиях.
Основой психологической подготовки сотрудника МЧС, является сознательное отношение личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется при проведении аварийно-спасательных работ, понимание важности и необходимости проведения этих мероприятий, знания поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций, обладания навыками их нейтрализации, подавления в целях спасения пострадавших людей и материальных ценностей объектов экономики.
Психологическая подготовка представляет собой комплекс специальных мероприятий, включенных в систему служебной и специальной подготовки и всей службы.
Под психологической подготовкой понимается определенная совокупность целей, задач и способов их решения в сложившихся условиях. Различают:
— общую психологическую подготовку;
— другие мероприятия психологического обеспечения.
— формируется активное коллективное мнение;
— рабочее (боевое) настроение;
— укрепляется структура коллектива.
В ходе аварийно-спасательных работ в очаге поражения и комплексных учений в мирное время также проводится специальная работа по психологическому обеспечению, нацеленная на поддержание высокой психической активности личного состава, на ликвидацию излишнего напряжения, рациональное использование кратковременного отдыха, устранение отрицательных психологических последствий неудачных действий в ходе проведения аварийно-спасательных мероприятий.
После выполнения спасательных работ принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия, недопущения потери самоконтроля при успехе и снятию угнетающего действия неудачи.
Таким образом, содержанием психологической подготовки во всех ее видах является выработка активной реакции каждого члена формирования ГОЧС на реальную обстановку. Она осуществляется на базе морально-психологического воспитания и тактико-специального обучения.
Методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Задачи психологической подготовки решаются с помощью определенных средств и методов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения обстановки занятий и учений к условиям ЧС природного и техногенного характера. Нужны методы, которые
могли бы привести члена формирования ГОЧС в такое психическое состояние, которое по своим параметрам не отличалось бы от состояния возникающего в очаге поражения. Такими методами являются:
t Создание и использование моделей ЧС. Большое значение имеет умелая имитация поражающих факторов и различных чрезвычайных ситуаций со всеми характерными особенностями и последствиями. Однако простым копированием внешней картины ЧС основные задачи психологической закалки не решаются. В ЧС, особенно в очаге поражения, люди испытывают высокую психическую напряженность. Значит дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.
t Такая напряженность достигается внедрением в обстановку учений и тактико-специальных занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, по механизму безусловного или условного рефлекса. Следует осуществлять тренировки в экстремальных ситуациях погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия различных факторов: огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ. Этим создается напряжение и имитация условий ЧС, но при непременном условии, что личный состав находится в очаге поражения, а не наблюдает эту картину издалека. При этом участники занятий в обязательном порядке работают в средствах защиты, используют имеющиеся технические средства для ведения аварийно-спасательных работ. В очаге поражения, должны, активно применятся различные манекены людей, животных и т.п., которые должны быть помещены в различные завалы и труднодоступные места с использованием задымления и заграждения. Необходимо отрабатывать на манекенах тушение загорания людей, оказания до врачебной первой помощи. Преодоление опасных участков и водных преград следует осуществлять с использованием имеющегося специального снаряжения.
t Необходимо использовать в учебных целях и такие стрессовые факторы, как:
— неопределенность в складывающейся обстановке путем ограничения в передаваемой информации;
— заведомый дефицит времени на выполнение учебных задач;
— неожиданные и внезапные изменения обстановки.
Для достижения большей систематичности и цельности в психологической закалке, полосы, участки и поля объединяются в городки психологической закалки. Такой городок может включать участок начального обучения, участок одиночной комплексной психологической подготовки, учебное поле для психологической закалки личного состава формирования ГОЧС, участки психологической закалки спасателей различных специальностей и служб радиационной и химической разведки, связи, медицинской, противопожарной и др. На каждом участке образуются учебные места, устанавливаются отдельные тренажеры.
В ходе этих и других упражнений с использованием моделей очагов поражения наряду с навыками борьбы с поражающими факторами ЧС вырабатываются также важные качества личности: смелость, самообладание, выдержка, точный расчет, глазомер, которые могут быть эффективно использованы в ходе реальных аварийно-спасательных работ в очаге поражения.
В очагах поражения, как известно, могут находиться и пострадавшие, погибшие, раненные, контуженные и другие потерпевшие. Поэтому личный состав формирований ГОЧС должен обладать определенной психической закалкой и к подобным ситуациям. В этих целях, необходимо, в ходе служебной подготовки, организовать обязательное посещение каждым членом спасательного формирования: морга и анатомического театра медицинского института, а также просмотры учебных фильмов по подготовке врачей травматологов, чтобы у личного состава вырабатывался иммунитет и условные рефлексы по спокойному восприятию людей, получивших те или иные поражения в зоне чрезвычайной ситуации.
Вопросы для самопроверки.
1. Расскажите о видах психологической подготовки спасателей: общей, специальной и целевой.
2. Психологическая готовность к действиям в ЧС. Что это такое?
3. Какие типы экстремальных условий (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) воздействуют на спасателя при ЧС?
4. Каковы требования к психологической подготовленности спасателей при ведении спасательных работ в очаге поражения?
5. Каково основное содержание и этапы психологической подготовки спасателей?
6. Расскажите о путях воспитания у спасателей психологической готовности и устойчивости при встрече с опасностью для жизни.
7. Расскажите о методах психологической подготовки спасателей к действиям в ЧС.
1. Особенности психологической подготовки спасателей к ведению спасательных работ в очаге поражения:
— рекомендации спасателям по учету психологических особенностей населения оказавшегося в зоне катастрофы и поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших;
— индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном отборе и подготовке спасателей;
— профессионально важные качества спасателя и средства их достижения.
Рекомендации спасателям по учету психологических особенностей населения оказавшегося в зоне катастрофы и поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших
Прибывая в район катастрофы для оказания помощи, спасатели должны учитывать, что не всегда население будет способно в силу психологических причин оказывать эффективную помощь в проведении тех работ, которые планировались без учета психологического состояния потерпевших.
Если спасатели прибывают на место катастрофы в срок от нескольких минут до нескольких десятков минут, они встречают потерпевших в оглушенном, заторможенном состоянии. Такое состояние напоминает шоковое, однако, оно вызвано не травмой, а психогенным (в частности устрашающим) воздействием ЧС.
Помощь может обеспечить почти любой, способный ощущать и проявлять сочувствие, понимающий переживания тех, кого коснулись, травмирующие события, и видящий мир их глазами. Не обязательно спасатель или миротворец, хотя именно им первыми приходится вступать в бой с посттравматическим синдромом. Сопереживание требует от собеседника внимательного и уважительного отношения к человеку, с тем, чтобы создать для него обстановку, позволяющую ему говорить и реагировать на бедствие.
Важно, чтобы пострадавшие осознали, что реакции, которые они испытывают в критической ситуации, не являются исключительными и что они представляют собой
обычный ответ на чрезвычайные события.
Если население, пострадавшее в ЧС, к моменту прибытия спасателей находится на второй или третьей стадии реакции на психотравму, то спасатели столкнутся с трудностями при взаимодействии с потерпевшим населением. Эти трудности обусловлены определенными психологическими изменениями у пострадавших, происходящими с течением времени. Для снятия психической напряженности у населения рекомендуется, прежде всего, наладить, возможно, более полное информирование о событиях, происходящих в зоне ЧС, о действиях спасателей, о планах и результатах спасательных работ.
Для пострадавших в ЧС важно заполнить »информационный вакуум». Поэтому желательно давать не только регулярные сведения о положении дел в зоне ЧС, о фамилиях спасенных, фамилиях и адресах эвакуированных, но и просто расширить поток внешних сообщений для того, чтобы отвлечь людей от трагических переживаний. Район проживания населения в зоне катастрофы должен быть радиофицирован, в каждой больничной палате, где находятся пострадавшие, надо установить радиоточку и телевизор. Существенному снижению психической напряженности среди пострадавших способствует такая организация спасательных работ, при которой ведется точный учет эвакуированных, а также мест, куда производится эвакуация, т.к. отсутствие информации о близких может полностью дезорганизовать психику вполне здоровых людей и выключить их из процесса восстановительных работ. Население должно быть немедленно информировано о медицинских требованиях к извлечению и транспортировке пострадавших, о месторасположении пунктов оказания медицинской помощи и сортировки.
Четкая организация спасательных работ благоприятствует снижению психической напряженности. Спасателям следует учитывать, что часть функций медицинских работников им придется брать на себя. Для этого они должны выполнить следующие требования:
тяжело пострадавших оградить от дополнительных раздражающих воздействий, а также, по возможности, от посторонних, т.к. наблюдение за страданиями других оказывает дополнительное психотравмирующее действие на население в зоне катастрофы;
оказывать обезболивание лекарственными препаратами, а также чуткость и внимание к тем, кто испытывает тяжелые страдания, находясь в сознании, добрые слова, ободрение, просто прикосновение облегчают страдания, особенно тех, кто ожидает своей гибели или тяжелой инва-лидизации.
Следует отметить, что вероятность психических расстройств существенно увеличивается, если пострадавший имеет травму (в том числе закрытую) головного мозга. При передаче пострадавших медицинскому персоналу желательно указывать на наличие такой травмы, если она неочевидна, но известна спасателям.
Спасателям придется столкнуться, с необходимостью оказывать психотерапевтическую помощь родственникам потерпевших, у которых помимо уже указанных психических нарушений, могут быть истерические реакции, истерические параличи, потеря речи и т.п., которые требуют только психотерапевтического лечения. Коррекция психического состояния населения и потерпевших с помощью медикаментозных средств осуществляется по решению врачей.
Опыт спасательных операций показывает, что расчет потребности подготовленных пси-хиаторов, психотерапевтов и психологов составляет 1 специалист на 20 пострадавших и 1 специалист на 20 родственников пострадавших. Это количество специалистов способно охватить психиатрической помощью всех нуждающихся.
В связи с тем, что при катастрофах, охватывающих значительные территории, существенно нарушается система здравоохранения, необходима как подготовка всех врачей к оказанию психотерапевтической помощи, так и обучение спасателей приемам оказания помощи людям, имеющим психическую травму.
Умение владеть настроениями толпы, влиять на эмоциональный настрой уже несущейся подобно лавине обезумевшей волны высвобожденного бессознательного, способность повести за собой людей в нужном или наименее пагубном направлении необходимо вырабатывать заранее, путем систематически проводимого психологического тренинга. Здесь идет речь о разработанных психотехнических приемах, применение которых позволит увести потерявших над собой контроль людей в безопасную как для них, так и для других территорию. В некоторых случаях инструментом снятия напряженности и разрядки аффекта могут служить умело вызванные эмоции противоположного плана, внушающие спокойствие, уверенность, стремление помочь окружающим и т.д. Владеют этими приемами психологи с большим опытом и широким запасом знаний в этой сфере. Такое умение можно выработать у спасателей, организаторов, которые в первую очередь нуждаются в специальной психологической подготовке.
Помимо населения, поражающему воздействию ЧС подвергнутся специалисты местных аварийно-спасательных формирований, работники МВД, которые будут сразу же включаться в проведение спасательных работ. Однако не все из них, в силу объективных и субъективных причин, смогут это сделать. Примерно у 90% неподготовленных спасателей, работников МВД будут отмечаться различные психические расстройства, приводящие к потере трудоспособности на срок от десятков минут до нескольких месяцев. Характер психических нарушений незначительно зависит от индивидуальных особенностей, главным образом он связан с тяжестью потерь, понесенных человеком.
Среди тех, кто потерял в катастрофе жилье и имущество (но не близких), расстройства депрессивного круга более выражены, чем у первой группы, отмечается чрезмерная раздражительность, возможна агрессивная реакция на попытки «раскачать», «растормошить» человека. Этой группе свойственна также высокая психическая и физическая утомляемость, постоянное чувство напряженности и одновременно усталости, ухудшения внимания и памяти, чувство страха перед неопределенным будущим. Из-за высокого эмоционального напряжения засыпание затруднено, сон поверхностный, короткий с кошмарами.
Вегетативные нарушения психогенного характера проявляются в виде нестабильности параметров работы сердечно-сосудистой системы, отека, озноба, головной боли, головокружений, желудочно-кишечных расстройств. На этом фоне возможно обострение хронических психических или телесных заболеваний.
Существенное улучшение состояния связано с разрешением социальных проблем населения. Собственно медицинские и психотерапевтические мероприятия в этих случаях носят, в известной мере, вспомогательный характер. Длительность расстройств может колебаться от нескольких суток до нескольких месяцев, а также переходить в хроническую форму. Работоспособность у этой группы невысокая.
Среди граждан, потерявших родственников, жилье, имущество, психические отклонения наиболее выражены. Картина соответствует картине психических отклонений среди пострадавших, потерявших имущество и родственников, но не получивших серьезных травм в катастрофе. Работоспособность крайне низкая, активность ограничивается поиском и захоронением своих родственников, затем резко падает.
В работе ведущим мотивом является стремление «отвлечься от тяжелых мыслей». Эти люди в работе медлительны, пассивны, с трудом принимают решения и ориентируются в ситуации выбора, плохо сосредотачиваются, забывчивы. Все психические и психосоматические расстройства, свойственные предыдущей категории работников, выражены значительно ярче, нередки серьезные психические расстройства, требующие длительного лечения.
Подавляющее большинство людей после внезапно возникшей жизненоопасной ситуации даже при отсутствии физического повреждения, только в последствии психогенных расстройств в первый период развития ситуации является практически нетрудоспособным. Поэтому важно при обучении формировать психологическую готовность специалиста АСФ к немедленному включению в проведение спасательных работ. Надо также учитывать, что первым стремлением каждого человека после выхода из ступорозного состояния (через 5-15 минут после катастрофы) является спасание своих близких. Вполне естественно, что это же стремление может оказаться доминирующим и у членов спасательных формирований. При подготовке спасателей местных формирований к действиям при возникновении ЧС, следует обращать внимание ни формирование психологической устойчивости к влиянию этого психотравмирующего фактора.
Индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном
отборе и подготовке спасателей
Подготовленность специалистов и населения к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери. Даже само по себе информирование населения, работников предприятий о психогенном воздействии ЧС и об особенностях поведения людей при катастрофе существенно снижает силу психотравмирующего воздействия различного рода катастрофических явлений.
Однако, кроме информирования, о возможных ЧС и сценариях их развития, важным фактором повышения психической устойчивости работников различного рода предприятий, населения в ЧС, является учет индивидуальных психологических особенностей. Так, различного рода руководители и, что немаловажно лидеры коллективов и групп, обладающие психологическим складом, проявляющимся в манерности, артистизме, желании привлекать к себе внимание, чрезмерно демонстрировать реальные или мнимые достоинства или страдания, находиться в центре всеобщего внимания, часто в ЧС становятся генераторами паники. Поэтому от их поведения в критических условиях может зависеть поведение всех остальных.
Мерами профилактики таких »провокаций» может служить специальный тренинг, в результате которого личности демонстративного типа обучаются правильным действиям в ЧС (в этом случае они могут стать образцом поведения), а члены коллектива обучаются в экстремальной обстановке не реагировать на истерические реакции. Вообще же, людей с явно выраженными признаками демонстративного типа характера следует крайне осторожно назначать на должности, связанные с возможностью действий в экстремальных условиях.
Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях, близких к экстремальным. Это закаляет их психику, и в критических условиях психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.
При организации подбора и подготовки кадров следует учитывать явления как называемого синдрома посттравматического дистресса, которые не обходят стороной не только пострадавших, но и самих спасателей, действующих в зоне ЧС.
Примерно в течение месяца после катастрофы у некоторых спасателей в той или иной степени проявляются душевные нарушения, типичные для острой стадии психического заболевания, известного как синдром посттравматического стресса. Это различные вегетативные неврозы, проявляющиеся в нарушении работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, функциональной недостаточности гормональной и иммунной систем, нарушениях сна, неотвязных мыслях, переживаниях. Могут возникнуть проявления так называемой »раздражительной слабости», когда вспыльчивость сочетается с психической истощаемостью, тревожностью.
Через некоторое время, как правило, не более чем через 30 суток, нормальное состояние восстанавливается и дает о себе знать редкими и, как правило, очень незначительными проявлениями.
Однако картины человеческих страданий полностью не изглаживается из сознания спасателей. В случае жизненных неурядиц, возникновения болезней, угрожающих жизни и здоровью человека, существенного ухудшения социального статуса болезнь переходит из скрытой (ничем не проявляющейся) в открытую, острую форму, симптомы которой приведены выше. Обострения могут наступить через несколько лет и даже десятилетий. Спровоцировать обострение может вид разрушений и человеческих жертв, напоминающий образы пережитой катастрофы, групповые воспоминания на встречах ветеранов, социальное осуждение тех или иных действий, совершенных в зоне ЧС, участником которых был пострадавший. Организатором профессионального отбора и подготовки специалистов аварийно-спасательных формирований (АСФ), самим спасателям следует учитывать этот фактор в своей работе.
В «группе риска» могут оказаться спасатели с низкой эмоционально-волевой устойчивостью, не прошедшие специальной психологической тренировки, а также те, кто ранее перенес глубокую психотравму (связанную, например, с участием в боевых действиях, с неправильным, неудовлетворительным поведением в той или иной ситуации и т.п.). Поэтому процедура профессионального отбора спасателей должна включать тестирование глубинных психических свойств и особенностей личности для того, чтобы предупреждать нежелательные явления и своевременно корректировать психическое состояние спасателя.
Существует также большое количество иных индиви-дуальных особенностей, учитываемых при профотборе, профориентации и подготовке спасателей, однако это вопрос, относящийся к компетенции специалистов-психологов.
Професси он ал ь н о важные качества спасателя и средства их достижения
Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место катастрофы, также не застрахованы от различных психических отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество спасательных работ.
Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются профессиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки.
Для профессионального психологического отбора применяются специальные тесты, которые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности.
К психологическим профессионально важным качествам (ПВК) спасателей предъявляются следующие базовые требования:
[ высокая нервно-психическая устойчивость;
[ высокий уровень самоконтроля;
[ хороший интеллект; невысокий уровень тревожности.
Для руководителей всех уровней важно обладать хорошими организаторскими способностями.
Высокие требования предъявляются к следующей группе психологических ПВК спасателей:
уровень демонстративности, стремления к позерству, эгоцентризм, желание привлечь к себе внимание не должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации совместной деятельности спасателей в экстремальных условиях;
уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном случае спасатель не сможет эффективно действовать в обстановке, угрожающей опасностью;
уровень социальной ориентации личности, приоритетность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими.
Существует также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых, не всегда интересно для неспециалиста.
Психологические качества личности спасателя не являются чем-то застывшим. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздействия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Кроме того, владение спасателями навыками саморегуляции позволит в экстремальных условиях быстро преодолевать утомление, в значительной степени восстанавливать работоспособность.
Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к таким психотравмирующим Факторам ЧС, как вид обезображенных живых и погибших людей, крики и стоны позволяют тренировки на полигонах, где применяются специальные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточно дорогими и »жесткими» способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям.
К положительным мобилизующим изменениям относятся:
— снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Сотрудник проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;
— понижение утомляемости, исчезновение или притупления чувства усталости. У сотрудника повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
— повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;
— активизация деловых мотивов, чувства долга. У сотрудника возникает деловое возбуждение, в структуре мотивов поведения приоритет принадлежит социально значимым профессиональным мотивам, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
— доминирование положительного эмоционального фонда профессиональной деятельности. Решение профессиональной задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;
— активизация познавательной деятельности. Сотрудник проявляет остроту восприятия, активно включается резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуитивное познание;
— проявление интереса, энтузиазма. В решении профессиональных задач сотрудником мобилизуются его психологические возможности и специальные способности.
Психотравмирующие факторы высокой интенсивности приводят к отрицательным последствиям в личностной сфере и в поведении:
— появления чувства слабости, усталости, крайней изнуренности. Удлиняется время реакции, ослабляется чувствительность нервной системы, ухудшается восприятие;
— обострение чувства самосохранения. У сотрудника гипертрофируется чувство страха, боязнь за дело и за себя, сто приводит к возникновению неуверенности в возможности успешного решения профессиональных задач;
— возникновение острой борьбы мотивов гражданского и служебного долга и личной безопасности;
— дезорганизация познавательной деятельности, проявляющаяся в непонимании происходящего, неадекватной оценке ситуации и принятии неправильных решений;
— появление ошибок в исполнительной системе вплоть до разрушения выработанных навыков и умений;
— утрата волевого контроля за поведением, проявляющаяся в беспокойстве, неуверенности, тревожности, истерических реакциях, панических действий, крайней заторможенности психики;
— крайне напряженные ситуации способны вызвать острые психозы;
Задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:
повысить психологическую устойчивость сотрудников МЧС к действию экстремальных факторов и их сочетаний в чрезвычайных ситуациях;
развивать у сотрудников психологические качества, сформировать у них особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях.