для чего необходимы спасателю знания по основам психологии

Психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России

Специалисты МЧС России – спасатели, пожарные, водолазы, летчики, врачи, горноспасатели, ежедневно работающие в экстремальных условиях, испытывают большие физические и эмоциональные нагрузки. Именно поэтому вся система психологического сопровождения в МЧС России направлена на минимизацию негативных последствий профессиональной деятельности.

В работу психологов с личным составом МЧС России входят три направления: психологическая диагностика, психологическая подготовка, психологическая профилактика и коррекция.

Психологическая диагностика направлена на своевременное выявление психологического неблагополучия. Психологи определяют наличие этих характеристик у новых сотрудников и абитуриентов ВУЗов МЧС России и в дальнейшем осуществляют наблюдение за психологическим состоянием специалистов в процессе прохождения службы. Мероприятия по психологической диагностике включают: профессиональный психологический отбор, плановые мониторинговые обследования, постэкспедиционные обследования специалистов после участия в ликвидации последствий ЧС.

Психологическая подготовка – это набор знаний и умений, который позволяет спасателю сохранить свое профессиональное здоровье и долголетие, стремление выполнять профессиональные задачи и грамотно взаимодействовать с пострадавшими людьми.

Еще одним из важных направлений деятельности психологов является проведение социологических и социально-прикладных исследований с целью изучения психологического климата в коллективах МЧС России для выявления приоритетных направлений, нуждающихся в особом внимании со стороны руководства.

Ко всем специалистам МЧС России предъявляются высокие требования физического и психического состояния здоровья. Для того, чтобы помочь спасателям как можно быстрее вернуться к обычному состоянию и повседневным обязанностям, психологами проводится медико-психологическая реабилитация, которая включает в себя комплекс мероприятий, направленных на восстановление физического здоровья и психологического равновесия.

Источник

Психологическая подготовка

Вопрос: что такое психика?

Ответ:это системное свойство высокоорганизованой материи отражать объективную действительность (реальность) в субъективной форме.

Вопрос: для чего необходимо спасателю знания по основам психологии?

Ответ:хорошо разбираться в психике и психических явлениях.

Вопрос: что представляют собой психические явления?

Ответ:психические процессы, психические свойства, психические состояни.

Вопрос: основная роль психических процессов.

Ответ:являются первичным регулятором поведения человека.

Вопрос: назовите основные группы психических процессов.

Ответ:1) познавательные; 2) эмоциональные; 3) волевые.

для чего необходимы спасателю знания по основам психологии. Смотреть фото для чего необходимы спасателю знания по основам психологии. Смотреть картинку для чего необходимы спасателю знания по основам психологии. Картинка про для чего необходимы спасателю знания по основам психологии. Фото для чего необходимы спасателю знания по основам психологииПсихические процессы:

Вопрос: что такое психологическая подготовка спасателей?

Ответ:это системное обучение специалистов поисково-спасательных формирований (ПСФ), направленное на активацию их способностей.

Вопрос: назовите что относится к психическим состояниям личности.

Ответ:подъём, угнетённость, страх, унылие, бодрость.

Вопрос: что такое адаптация человека?

Ответ:это процессприспособления к условиям внешней среды.

Вопрос:что такое страх?

Ответ:это отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся в результате возможной угрозы или при получении информации о возможной угрозе.

Вопрос: что такое стресс?

Ответ:неспецифический ответ организма, как реакция на внешнее воздействие.

Вопрос:что такое паника?

Ответ:неуправляемый процесс, когда люди не могут разумно вести себя и оценивать свои действия.

Вопрос: факторы пораждающие панику.

Ответ:внезапное ограничение пространства, чувство бессилия перед внезапной опастностью, неясность ситуации.

Вопрос: как оценивается уровень психологической подготовки спасателя?

Ответ:по трёхбальной системе, индивидуально.

Вопрос: что такое психологическая поддержка?

Ответ:поддержка рабочего настроя во время дежурства на поисково-спасательной станции (ПСС (на воде, подчиняется МГСЧС)) или в пожарно-спасательном отряде (ПСО).

Вопрос: назовите источники профессионального стресса.

Ответ:профессиональная деятельность в экстримальных условиях.

Вопрос: как называется стресс, вызывающий положительные эмоциональные реакции?

Ответ:эустресс. (дистресс – отрицательные эмоции)

Вопрос: как можно самому быстро снять стресс?

Ответ:во время коротковременного отдыха выполнить элементы аутогенной тренировки, сделать дыхательные упражнения и провести релаксационные мероприятия.

Вопрос: что такое аутогенная тренировка?

Ответ:это воздействие на самого себя методом самовнушения для восстановления работоспособности.

Вопрос: кто может быть спасателем в РФ?

Ответ:гражданин, аттестованый и подготовленный к проведению поисково-спасательных работ (ПСР).

Вопрос:каким законодательным документом определяются права и обязанности спасателей?

Ответ:ФЗ(федеральный закон)№151, 22.08.1995г.

Источник

Для чего необходимы спасателю знания по основам психологии

1. Что такое психика?

2. Для чего необходимы спасателю знания по основам психологии?

3. Что представляют собой психические явления?

4. Основная роль психических процессов?

5. Назовите основные группы психических процессов

6. Что такое психологическая подготовка спасателя?

7. Назовите, что относится к психическим состояниям личности?

8. Что такое адаптация человека?

9. Что относится к познавательным психическим процессам?

10. Что такое страх?

11. Как мы можем бороться со страхом в экстремальных ситуациях?

12. Как организуется психологическая подготовка со спасателями?

13. Назовите, что относится к психическим свойствам личности?

14. Что такое паника?

15. Факторы порождающие панику

16. Как оценивается уровень психологической подготовки спасателей

17. Что относится к волевым психическим процессам?

18. Что такое психологическая поддержка?

19. Что такое стресс?

20. Что такое аутогенная тренировка?

21. Назовите, что относится к психическим свойствам?

22. Как называется стресс, вызывающий положительные эмоциональные реакции?

23. Как можно самому быстро снять стресс?

24. Кто может быть спасателем в Российской Федерации?

25. Когда в России отмечается «День спасателя»

26. Каким законодательным документом определяется права и обязанности спасателей?

27. Назовите источники профессионального стресса

Источник

3. Психологическая подготовка спасателей к профессиональным действиям при чрезвычайных ситуациях и методы её осуществления:

— общая психологическая подготовка;

— специальная психологическая подготовка;

— целевая психологическая подготовка;

— методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуа­циях.

Общая психологическая подготовка

Психологическая подготовка личного состава формирования ГОЧС является важнейшей задачей стоящей перед подразделениями МЧС.

Психологическая готовность к действиям в ЧС это способность личного состава профес­сионально выполнить аварийно-спасательные работы на высоком морально-психологическом уровне в любых условиях.

Основой психологической подготовки сотрудника МЧС, является сознательное отноше­ние личного состава к тем испытаниям, с которыми он столкнется при проведении аварийно-спасательных работ, понимание важности и необходимости проведения этих мероприятий, знания поражающих факторов различных чрезвычайных ситуаций, обладания навыками их нейтрализа­ции, подавления в целях спасения пострадавших людей и материальных ценностей объектов эко­номики.

Психологическая подготовка представляет собой комплекс специальных мероприятий, включенных в систему служебной и специальной подготовки и всей службы.

Под психологической подготовкой понимается определенная совокупность целей, задач и способов их решения в сложившихся условиях. Различают:

— общую психологическую подготовку;

— другие мероприятия психологического обеспечения.

— формируется активное коллективное мнение;

— рабочее (боевое) настроение;

— укрепляется структура коллектива.

В ходе аварийно-спасательных работ в очаге поражения и комплексных учений в мирное время также проводится специальная работа по психологическому обеспечению, нацеленная на поддержание высокой психической активности личного состава, на ликвидацию излишнего на­пряжения, рациональное использование кратковременного отдыха, устранение отрицательных психологических последствий неудачных действий в ходе проведения аварийно-спасательных ме­роприятий.

После выполнения спасательных работ принимаются меры к быстрейшему восстановле­нию психического равновесия, недопущения потери самоконтроля при успехе и снятию угнетаю­щего действия неудачи.

Таким образом, содержанием психологической подготовки во всех ее видах является вы­работка активной реакции каждого члена формирования ГОЧС на реальную обстановку. Она осу­ществляется на базе морально-психологического воспитания и тактико-специального обучения.

Методы психологической подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Задачи психологической подготовки решаются с помощью определенных средств и методов. Основой их поиска и разработки является идея максимального приближения обстановки занятий и учений к условиям ЧС природного и техногенного характера. Нужны методы, которые

могли бы привести члена формирования ГОЧС в такое психическое состояние, которое по своим параметрам не отличалось бы от состояния возникающего в очаге поражения. Такими методами являются:

t Создание и использование моделей ЧС. Большое значение имеет умелая имитация по­ражающих факторов и различных чрезвычайных ситуаций со всеми характерными особенностями и последствиями. Однако простым копированием внешней картины ЧС основные задачи психоло­гической закалки не решаются. В ЧС, особенно в очаге поражения, люди испытывают высокую психическую напряженность. Значит дело в том, чтобы создать именно такую же напряженность, но, конечно, другими средствами.

t Такая напряженность достигается внедрением в обстановку учений и тактико-специальных занятий элементов опасности, всего того, что вызывает страх, например, по меха­низму безусловного или условного рефлекса. Следует осуществлять тренировки в экстремальных ситуациях погодных и климатических условиях, на учебно-тренировочных базах с применением комбинированного воздействия различных факторов: огня, задымления, высоты, водных преград, химически опасных веществ. Этим создается напряжение и имитация условий ЧС, но при непре­менном условии, что личный состав находится в очаге поражения, а не наблюдает эту картину из­далека. При этом участники занятий в обязательном порядке работают в средствах защиты, ис­пользуют имеющиеся технические средства для ведения аварийно-спасательных работ. В очаге поражения, должны, активно применятся различные манекены людей, животных и т.п., которые должны быть помещены в различные завалы и труднодоступные места с использованием задым­ления и заграждения. Необходимо отрабатывать на манекенах тушение загорания людей, оказания до врачебной первой помощи. Преодоление опасных участков и водных преград следует осущест­влять с использованием имеющегося специального снаряжения.

t Необходимо использовать в учебных целях и такие стрессовые факторы, как:

— неопределенность в складывающейся обстановке путем ограничения в передаваемой информации;

— заведомый дефицит времени на выполнение учебных задач;

— неожиданные и внезапные изменения обстановки.

Для достижения большей систематичности и цельности в психологической закалке, поло­сы, участки и поля объединяются в городки психологической закалки. Такой городок может включать участок начального обучения, участок одиночной комплексной психологической подго­товки, учебное поле для психологической закалки личного состава формирования ГОЧС, участки психологической закалки спасателей различных специальностей и служб радиационной и химиче­ской разведки, связи, медицинской, противопожарной и др. На каждом участке образуются учеб­ные места, устанавливаются отдельные тренажеры.

В ходе этих и других упражнений с использованием моделей очагов поражения наряду с навыками борьбы с поражающими факторами ЧС вырабатываются также важные качества лично­сти: смелость, самообладание, выдержка, точный расчет, глазомер, которые могут быть эффектив­но использованы в ходе реальных аварийно-спасательных работ в очаге поражения.

В очагах поражения, как известно, могут находиться и пострадавшие, погибшие, ранен­ные, контуженные и другие потерпевшие. Поэтому личный состав формирований ГОЧС должен обладать определенной психической закалкой и к подобным ситуациям. В этих целях, необходи­мо, в ходе служебной подготовки, организовать обязательное посещение каждым членом спаса­тельного формирования: морга и анатомического театра медицинского института, а также про­смотры учебных фильмов по подготовке врачей травматологов, чтобы у личного состава выраба­тывался иммунитет и условные рефлексы по спокойному восприятию людей, получивших те или иные поражения в зоне чрезвычайной ситуации.

Вопросы для самопроверки.

1. Расскажите о видах психологической подготовки спасателей: общей, специальной и целевой.

2. Психологическая готовность к действиям в ЧС. Что это такое?

3. Какие типы экстремальных условий (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) воздейст­вуют на спасателя при ЧС?

4. Каковы требования к психологической подготовленности спасателей при ведении спасательных работ в очаге поражения?

5. Каково основное содержание и этапы психологической подготовки спасателей?

6. Расскажите о путях воспитания у спасателей психологической готовности и устойчи­вости при встрече с опасностью для жизни.

7. Расскажите о методах психологической подготовки спасателей к действиям в ЧС.

Источник

1. Особенности психологической подготовки спасателей к ведению спасательных работ в очаге поражения:

— рекомендации спасателям по учету психологических особенностей населения оказав­шегося в зоне катастрофы и поддержанию психологической устойчивости среди по­страдавших;

— индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональ­ном отборе и подготовке спасателей;

— профессионально важные качества спасателя и средства их достижения.

Рекомендации спасателям по учету психологических особенностей населения ока­завшегося в зоне катастрофы и поддержанию психологической устойчивости среди постра­давших

Прибывая в район катастрофы для оказания помощи, спасатели должны учитывать, что не всегда население будет способно в силу психологических причин оказывать эффективную помощь в проведении тех работ, которые планировались без учета психологического состояния потерпевших.

Если спасатели прибывают на место катастрофы в срок от нескольких минут до несколь­ких десятков минут, они встречают потерпевших в оглушенном, заторможенном состоянии. Такое состояние напоминает шоковое, однако, оно вызвано не травмой, а психогенным (в частности уст­рашающим) воздействием ЧС.

Помощь может обеспечить почти любой, способный ощущать и проявлять сочувствие, понимающий переживания тех, кого коснулись, травмирующие события, и видящий мир их глазами. Не обязательно спасатель или миротворец, хотя именно им первыми приходится вступать в бой с посттравматическим синдромом. Сопереживание требует от собеседника внимательного и уважительного отношения к человеку, с тем, чтобы создать для него обстановку, позволяющую ему говорить и реагировать на бедствие.

Важно, чтобы пострадавшие осознали, что реакции, которые они испытывают в критической ситуации, не являются исключительными и что они представляют собой

обычный ответ на чрезвычайные события.

Если население, пострадавшее в ЧС, к моменту прибытия спасателей находится на второй или третьей стадии реакции на психотравму, то спасатели столкнутся с трудностями при взаимо­действии с потерпевшим населением. Эти трудности обусловлены определенными психологиче­скими изменениями у пострадавших, происходящими с течением времени. Для снятия психиче­ской напряженности у населения рекомендуется, прежде всего, наладить, возможно, более полное информирование о событиях, происходящих в зоне ЧС, о действиях спасателей, о планах и ре­зультатах спасательных работ.

Для пострадавших в ЧС важно заполнить »информационный вакуум». Поэтому желатель­но давать не только регулярные сведения о положении дел в зоне ЧС, о фамилиях спасенных, фа­милиях и адресах эвакуированных, но и просто расширить поток внешних сообщений для того, чтобы отвлечь людей от трагических переживаний. Район проживания населения в зоне катастро­фы должен быть радиофицирован, в каждой больничной палате, где находятся пострадавшие, надо установить радиоточку и телевизор. Существенному снижению психической напряженности среди пострадавших способствует такая организация спасательных работ, при которой ведется точный учет эвакуированных, а также мест, куда производится эвакуация, т.к. отсутствие информации о близких может полностью дезорганизовать психику вполне здоровых людей и выключить их из процесса восстановительных работ. Население должно быть немедленно информировано о меди­цинских требованиях к извлечению и транспортировке пострадавших, о месторасположении пунк­тов оказания медицинской помощи и сортировки.

Четкая организация спасательных работ благоприятствует снижению психической напря­женности. Спасателям следует учитывать, что часть функций медицинских работников им при­дется брать на себя. Для этого они должны выполнить следующие требования:

тяжело пострадавших оградить от дополнительных раздражающих воздействий, а так­же, по возможности, от посторонних, т.к. наблюдение за страданиями других оказывает дополни­тельное психотравмирующее действие на население в зоне катастрофы;

оказывать обезболивание лекарственными препаратами, а также чуткость и внимание к тем, кто испытывает тяжелые страдания, находясь в сознании, добрые слова, ободрение, просто прикосновение облегчают страдания, особенно тех, кто ожидает своей гибели или тяжелой инва-лидизации.

Следует отметить, что вероятность психических расстройств существенно увеличивается, если пострадавший имеет травму (в том числе закрытую) головного мозга. При передаче постра­давших медицинскому персоналу желательно указывать на наличие такой травмы, если она неоче­видна, но известна спасателям.

Спасателям придется столкнуться, с необходимостью оказывать психотерапевтическую помощь родственникам потерпевших, у которых помимо уже указанных психических нарушений, могут быть истерические реакции, истерические параличи, потеря речи и т.п., которые требуют только психотерапевтического лечения. Коррекция психического состояния населения и потер­певших с помощью медикаментозных средств осуществляется по решению врачей.

Опыт спасательных операций показывает, что расчет потребности подготовленных пси-хиаторов, психотерапевтов и психологов составляет 1 специалист на 20 пострадавших и 1 специа­лист на 20 родственников пострадавших. Это количество специалистов способно охватить психи­атрической помощью всех нуждающихся.

В связи с тем, что при катастрофах, охватывающих значительные территории, существен­но нарушается система здравоохранения, необходима как подготовка всех врачей к оказанию пси­хотерапевтической помощи, так и обучение спасателей приемам оказания помощи людям, имею­щим психическую травму.

Умение владеть настроениями толпы, влиять на эмоциональный настрой уже несущейся подобно лавине обезумевшей волны высвобожденного бессознательного, способность повести за собой людей в нужном или наименее пагубном направлении необходимо вырабатывать заранее, путем систематически проводимого психологического тренинга. Здесь идет речь о разработанных психотехнических приемах, применение которых позволит увести потерявших над собой контроль людей в безопасную как для них, так и для других территорию. В некоторых случаях инструмен­том снятия напряженности и разрядки аффекта могут служить умело вызванные эмоции противо­положного плана, внушающие спокойствие, уверенность, стремление помочь окружающим и т.д. Владеют этими приемами психологи с большим опытом и широким запасом знаний в этой сфере. Такое умение можно выработать у спасателей, организаторов, которые в первую очередь нужда­ются в специальной психологической подготовке.

Помимо населения, поражающему воздействию ЧС подвергнутся специалисты местных аварийно-спасательных формирований, работники МВД, которые будут сразу же включаться в проведение спасательных работ. Однако не все из них, в силу объективных и субъективных при­чин, смогут это сделать. Примерно у 90% неподготовленных спасателей, работников МВД будут отмечаться различные психические расстройства, приводящие к потере трудоспособности на срок от десятков минут до нескольких месяцев. Характер психических нарушений незначительно зави­сит от индивидуальных особенностей, главным образом он связан с тяжестью потерь, понесенных человеком.

Среди тех, кто потерял в катастрофе жилье и имущество (но не близких), расстройства де­прессивного круга более выражены, чем у первой группы, отмечается чрезмерная раздражитель­ность, возможна агрессивная реакция на попытки «раскачать», «растормошить» человека. Этой группе свойственна также высокая психическая и физическая утомляемость, постоянное чувство напряженности и одновременно усталости, ухудшения внимания и памяти, чувство страха перед неопределенным будущим. Из-за высокого эмоционального напряжения засыпание затруднено, сон поверхностный, короткий с кошмарами.

Вегетативные нарушения психогенного характера проявляются в виде нестабильности па­раметров работы сердечно-сосудистой системы, отека, озноба, головной боли, головокружений, желудочно-кишечных расстройств. На этом фоне возможно обострение хронических психических или телесных заболеваний.

Существенное улучшение состояния связано с разрешением социальных проблем населе­ния. Собственно медицинские и психотерапевтические мероприятия в этих случаях носят, в из­вестной мере, вспомогательный характер. Длительность расстройств может колебаться от не­скольких суток до нескольких месяцев, а также переходить в хроническую форму. Работоспособ­ность у этой группы невысокая.

Среди граждан, потерявших родственников, жилье, имущество, психические отклонения наиболее выражены. Картина соответствует картине психических отклонений среди пострадав­ших, потерявших имущество и родственников, но не получивших серьезных травм в катастрофе. Работоспособность крайне низкая, активность ограничивается поиском и захоронением своих род­ственников, затем резко падает.

В работе ведущим мотивом является стремление «отвлечься от тяжелых мыслей». Эти лю­ди в работе медлительны, пассивны, с трудом принимают решения и ориентируются в ситуации выбора, плохо сосредотачиваются, забывчивы. Все психические и психосоматические расстрой­ства, свойственные предыдущей категории работников, выражены значительно ярче, нередки серьезные психические расстройства, требующие длительного лечения.

Подавляющее большинство людей после внезапно возникшей жизненоопасной ситуации даже при отсутствии физического повреждения, только в последствии психогенных расстройств в первый период развития ситуации является практически нетрудоспособным. Поэтому важно при обучении формировать психологическую готовность специалиста АСФ к немедленному включе­нию в проведение спасательных работ. Надо также учитывать, что первым стремлением каждого человека после выхода из ступорозного состояния (через 5-15 минут после катастрофы) является спасание своих близких. Вполне естественно, что это же стремление может оказаться домини­рующим и у членов спасательных формирований. При подготовке спасателей местных формиро­ваний к действиям при возникновении ЧС, следует обращать внимание ни формирование психо­логической устойчивости к влиянию этого психотравмирующего фактора.

Индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном

отборе и подготовке спасателей

Подготовленность специалистов и населения к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери. Даже само по себе информирование населения, работников предприятий о психогенном воздействии ЧС и об особенностях поведения людей при катастрофе существенно снижает силу психотравмирующего воздействия различного рода катастрофических явлений.

Однако, кроме информирования, о возможных ЧС и сценариях их развития, важным фак­тором повышения психической устойчивости работников различного рода предприятий, населе­ния в ЧС, является учет индивидуальных психологических особенностей. Так, различного рода руководители и, что немаловажно лидеры коллективов и групп, обладающие психологическим складом, проявляющимся в манерности, артистизме, желании привлекать к себе внимание, чрез­мерно демонстрировать реальные или мнимые достоинства или страдания, находиться в центре всеобщего внимания, часто в ЧС становятся генераторами паники. Поэтому от их поведения в критических условиях может зависеть поведение всех остальных.

Мерами профилактики таких »провокаций» может служить специальный тренинг, в ре­зультате которого личности демонстративного типа обучаются правильным действиям в ЧС (в этом случае они могут стать образцом поведения), а члены коллектива обучаются в экстремальной обстановке не реагировать на истерические реакции. Вообще же, людей с явно выраженными при­знаками демонстративного типа характера следует крайне осторожно назначать на должности, связанные с возможностью действий в экстремальных условиях.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях, близких к экстремальным. Это закаляет их психику, и в критических ус­ловиях психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями дей­ствуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

При организации подбора и подготовки кадров следует учитывать явления как называемо­го синдрома посттравматического дистресса, которые не обходят стороной не только пострадав­ших, но и самих спасателей, действующих в зоне ЧС.

Примерно в течение месяца после катастрофы у некоторых спасателей в той или иной степени проявляются душевные нарушения, типичные для острой стадии психического заболева­ния, известного как синдром посттравматического стресса. Это различные вегетативные неврозы, проявляющиеся в нарушении работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, функциональной недостаточности гормональной и иммунной систем, нарушениях сна, неотвязных мыслях, переживаниях. Могут возникнуть проявления так называемой »раздражительной слабости», когда вспыльчивость сочетается с психической истощаемостью, тревожностью.

Через некоторое время, как правило, не более чем через 30 суток, нормальное состояние восстанавливается и дает о себе знать редкими и, как правило, очень незначительными проявле­ниями.

Однако картины человеческих страданий полностью не изглаживается из сознания спаса­телей. В случае жизненных неурядиц, возникновения болезней, угрожающих жизни и здоровью человека, существенного ухудшения социального статуса болезнь переходит из скрытой (ничем не проявляющейся) в открытую, острую форму, симптомы которой приведены выше. Обострения могут наступить через несколько лет и даже десятилетий. Спровоцировать обострение может вид разрушений и человеческих жертв, напоминающий образы пережитой катастрофы, групповые воспоминания на встречах ветеранов, социальное осуждение тех или иных действий, совершенных в зоне ЧС, участником которых был пострадавший. Организатором профессионального отбора и подготовки специалистов аварийно-спасательных формирований (АСФ), самим спасателям следу­ет учитывать этот фактор в своей работе.

В «группе риска» могут оказаться спасатели с низкой эмоционально-волевой устойчиво­стью, не прошедшие специальной психологической тренировки, а также те, кто ранее перенес глу­бокую психотравму (связанную, например, с участием в боевых действиях, с неправильным, не­удовлетворительным поведением в той или иной ситуации и т.п.). Поэтому процедура профессио­нального отбора спасателей должна включать тестирование глубинных психических свойств и особенностей личности для того, чтобы предупреждать нежелательные явления и своевременно корректировать психическое состояние спасателя.

Существует также большое количество иных индиви-дуальных особенностей, учитывае­мых при профотборе, профориентации и подготовке спасателей, однако это вопрос, относящийся к компетенции специалистов-психологов.

Професси он ал ь н о важные качества спасателя и средства их достижения

Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место катастрофы, также не застрахованы от различных психических отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество спаса­тельных работ.

Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обста­новке, являются профессиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки.

Для профессионального психологического отбора применяются специальные тесты, кото­рые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности.

К психологическим профессионально важным качествам (ПВК) спасателей предъявляют­ся следующие базовые требования:

[ высокая нервно-психическая устойчивость;

[ высокий уровень самоконтроля;

[ хороший интеллект; невысокий уровень тревожности.

Для руководителей всех уровней важно обладать хорошими организаторскими способно­стями.

Высокие требования предъявляются к следующей группе психологических ПВК спасате­лей:

уровень демонстративности, стремления к позерству, эгоцентризм, желание привлечь к себе внимание не должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации совместной деятельно­сти спасателей в экстремальных условиях;

уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном случае спасатель не сможет эффективно действовать в обстановке, угрожающей опасностью;

уровень социальной ориентации личности, приоритетность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими.

Существует также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых, не всегда интересно для неспециалиста.

Психологические качества личности спасателя не являются чем-то застывшим. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздействия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Кроме того, владение спасателями навыками саморегу­ляции позволит в экстремальных условиях быстро преодолевать утомление, в значительной степе­ни восстанавливать работоспособность.

Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к таким психотравмирующим Факто­рам ЧС, как вид обезображенных живых и погибших людей, крики и стоны позволяют тренировки на полигонах, где применяются специальные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточ­но дорогими и »жесткими» способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстанов­ке обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстре­мальным условиям.

К положительным мобилизующим изменениям относятся:

— снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Сотрудник проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки;

— понижение утомляемости, исчезновение или притупления чувства усталости. У со­трудника повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотли­вость в дискомфортных ситуативных условиях;

— повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском;

— активизация деловых мотивов, чувства долга. У сотрудника возникает деловое возбу­ждение, в структуре мотивов поведения приоритет принадлежит социально значимым профессиональным мотивам, конечная и промежуточная цели деятельности определя­ются отчетливо и однозначно;

— доминирование положительного эмоционального фонда профессиональной деятельно­сти. Решение профессиональной задачи сопровождается возникновением и поддержа­нием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости;

— активизация познавательной деятельности. Сотрудник проявляет остроту восприятия, активно включается резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, ак­тивным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуи­тивное познание;

— проявление интереса, энтузиазма. В решении профессиональных задач сотрудником мобилизуются его психологические возможности и специальные способности.

Психотравмирующие факторы высокой интенсивности приводят к отрицательным по­следствиям в личностной сфере и в поведении:

— появления чувства слабости, усталости, крайней изнуренности. Удлиняется время ре­акции, ослабляется чувствительность нервной системы, ухудшается восприятие;

— обострение чувства самосохранения. У сотрудника гипертрофируется чувство страха, боязнь за дело и за себя, сто приводит к возникновению неуверенности в возможности успешного решения профессиональных задач;

— возникновение острой борьбы мотивов гражданского и служебного долга и личной безопасности;

— дезорганизация познавательной деятельности, проявляющаяся в непонимании проис­ходящего, неадекватной оценке ситуации и принятии неправильных решений;

— появление ошибок в исполнительной системе вплоть до разрушения выработанных навыков и умений;

— утрата волевого контроля за поведением, проявляющаяся в беспокойстве, неуверенно­сти, тревожности, истерических реакциях, панических действий, крайней заторможен­ности психики;

— крайне напряженные ситуации способны вызвать острые психозы;

Задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:

повысить психологическую устойчивость сотрудников МЧС к действию экстремальных факторов и их сочетаний в чрезвычайных ситуациях;

развивать у сотрудников психологические качества, сформировать у них особые харак­теристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профес­сиональных действий в любых сложных и опасных условиях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *