для чего нужен датчик солнечной радиации в машине
Зачем нужна небольшая темная полусфера в передней части торпедо
Многие автомобилисты интересуются, что за полукруглый выступ находится на панели торпедо в некоторых авто. Нужно сразу отметить, что, как правило, этот «шарик» — прибор довольно функциональный и нужный, так как внутри находится датчик. В данной статье рассмотрены основные вопросы, связанные с этой деталью.
Какой датчик скрывается в полусфере
Этот прибор в технической терминологии носит название «датчик интенсивности солнечного света». Также его называют «датчик света», «датчик солнечного излучения» и так далее.
В некоторых автомобилях в полусфере может находиться датчик включения сигнализации, цель которого – световым сигналом оповещать окружающих, что в автомобиле включена сигнализация.
Как работает датчик
На основании показаний этого датчика система понимает степень освещенности. Алгоритмы системы зависят от того, какое время суток и какая погода за бортом.
Зачем нужен датчик интенсивности солнечного света
Датчик интенсивности солнечного света встроен в автомобили с климат-контролем. Необходим он для того, чтобы климат-контроль понимал, какое время суток и какая погода за бортом. На основании этого настраиваются климатические системы автомобиля. Соответственно, если палит солнце, воздух в салоне необходимо охладить; если на улице ночь и темень, климат-контроль сделает в машине теплее; если за бортом пасмурно, система подберет среднюю температуру.
Работать эта система будет, только если вы включите режим «Auto».
Существует также датчик интенсивности солнечного света, который отвечает за автоматическое включение-выключение фар ближнего света, но, как правило, это отдельный прибор, и устанавливается он чаще всего на зеркало заднего вида.
Тем не менее, в некоторых автомобилях датчик света – общий для обеих систем, и на основании его показаний работают и климат-контроль, и система автоматического включения фар. Чаще всего такое объединение функций можно встретить на машинах эконом-класса или недорогих внедорожниках нулевых годов.
Почему не стоит закрывать полусферу
На тех автомобилях, в которые встроен единый датчик света для климат-контроля и автоматического включения фар, некоторые автомобилисты прикрывают непрозрачной материей полусферу. Делают они это, чтобы рычажок, регулирующий свет фар, всегда находился в значении «Auto», так как в России действует закон, обязывающий водителей включать ближний свет и в дневное время тоже. Ожидать каких-то поломок в связи с этим не стоит, но климат-контроль, например, будет настраивать температуру некорректно, что может вызвать дискомфорт.
Всегда ли в полусфере находится датчик
В некоторых автомобилях, для которых наличие климат-контроля зависит от комплектации, полусфера устанавливается по умолчанию. Но датчик внутри нее есть только в автомобилях с климат-контролем в комплектации. Если климат-контроля в автомобиле нет, а полусфера присутствует, то это, скорее всего, просто декоративная пустышка.
Установка датчика солнца в Granta FL
После замены ММС2192 устанавливается центральная консоль 21925532518000. В ней есть место для установки датчика солнечной радиации 21920812130000.
Датчик солнечной радиации устанавливали на Калину 2 до какого-то года (2015 или 2016), пока Автоваз не поменял поставщика климатической системы. Тогда же стали ставить один вентилятор системы охлаждения.
Раз в консоли есть место, то нельзя не поставить этот датчик.
Из донорской панели взял датчик и жгут проводов. Из жгута проводов извлек провода к датчику с разъемом и клеммами.
От датчика идет два провода: желтый — к контакту 25 разъема блока климата; розово-белый — общий провод системы климата.
Обматываем провода изолентой, формируем доп. жгут и подключаем к штатному жгуту. Для этого разматываем жгут к блоку климата:
Восстанавливаем жгут климата:
Жгут датчика прокладываем наверх по штатному жгуту:
Жгут датчика выходит за монитором, закреплен штатным держателем:
Теперь надо проверить работает ли датчик солнца, и влияет ли как-то на климат.
С помощью адаптера ELM и программы OpenDiag подключился к блоку климата.
На фотодатчике появилось напряжение:
Проверяем влияние датчика на работу климата:
Датчик солнечной радиации Авенсис
Продолжу информацию про сенсоры салона Авенсиса:
Первая часть: «Точка контроля температуры салона в Авенсис»
У самого стекла, в ложбинке для обдува лобового стекла, есть неприметная «пупелька» — полукруглый чёрный купол.
Это и есть датчик солнечной радиации.
Другие названия:
Датчик солнечной активности
Датчик интенсивности солнечного света
Датчик солнечного излучения
Датчик инсоляции
Попробуйте при ярком солнце закрыть этот датчик чем-нибудь плотным, и летом в салоне вам станет жарко, а зимой — тоже жарко :-))
Зачем он нужен?
Известно, что основную часть энергии от Солнца мы получаем в виде излучения. Именно поэтому весной на снегу можно кататься в купальниках, если Солнце палит по-полной. Но стОит Солнцу зайти — и на купальники приходится надевать шубу :-).
Причём, Солнце неплохо жарит и через неплотные тучи. Т.е. если солнце не виднО — это ещё не значит, что от него нет жара.
Физически это означает, что нагрев от Солнца идёт через инфракрасное излучение. Тонкий слой туч его не сильно задерживает.
Т.о. датчик солнца — это инфракрасный датчик.
Датчик солнца измеряет — насколько салон машины (и сидящие в нём) нагреваются солнцем через стёкла. И кондиционер соответственно корректирует температуру подаваемого в салон воздуха (при неизменном установленном значении по дисплею).
Причём наш датчик солнца является ещё и двухсторонним (из него выходит 3 провода):
внутри располагаются два отдельных датчика, разделённых вертикальной перегородкой. Т.е. для водителя и пассажира может вырабатываться разное значение подаваемой температуры. Даже если режим «Дуал» не включён.
По моим наблюдениям, датчик солнца также учитывается мозгами машины при включении автосвета: известно, что простого закрывания датчика света в ножке зеркала недостаточно для включения автосвета.
Установка датчика солнечной активности
Теперь о том, что понадобиться для для его установки:
VAG — 5J0 907 539 — Датчик интенсивности солнечного излучения
Vag — 8E0971832 — Корпус плоского разъёма
Vag — N 90764701 — Пин (клемма) 0.63 под провод
Провод 2-ух жильный — 1 метр
Первый этап — этап подготовки
Берём провод, зачищаем и обжимаем контакты со стороны датчика. Для надёжности можно пропаять.
Далее вставляем их в фишку и собираем её(защелкиваем сбоку вторую часть)
Так же обжимаем концы на другой стороне провода. Концы оставляем по длиньше.
Этап второй — установка.
Идём в авто и снимаем блок управления климатом
Далее, при помощи медиатора, вынимаем заглушку из козырька
Снимаем с блока два черных разъёма и разбираем их(снимаем кожухи)
Теперь, согласно схеме, вставляем пины в разъёмы и собираем их
Протягиваем провод под торпедой и подключаем датчик
Для проверки работоспособности нужно выйти в сервисное меню климатроника, нажав одновременно три кнопки
Проверяем закрытием датчика рукой
Вот в принципе и всё.
Ставим датчик на место и собираем всё как было.
Посмотрим как будет вести себя климат с ним летом.
Всем добра и удачи.
Датчик солнечной активности
Возвращались недавно с семьёй из Крыма и ощутили на себе неправильную (не комфортную) работу климат-контроля. Суть вот в чём: солнечный день, 20 градусов за окном, климат выставлен на 23 в режиме авто (авто потоки воздуха, авто вентилятор). Так вот, дует он холодным воздухом, сильно дует, что я аж замерз. Про жену вообще молчу, она ещё та мерзлячка. Регулировки климата в диапазоне 20-25 градусов не дают никакого эффекта. На 26-28 через 10 минут в салоне духота. В итоге выставили поток воздуха вверх и минимальную скорость — прохладно, но терпимо.
Далее: как солнце зашло стало уходить в закат — при тех же 23 градусах климат начал работать нормально. Вернули климат в полный режим авто. На лицо была явная взаимосвязь с солнцем, но как это работает я не знал. Были предположения, что это совпадение.
Но, через несколько дней после возвращения в Москву и сюда пришла настоящая жаркая и солнечная весна и… ситуация с климатом повторилась. Симптомы были такие же: при солнечной активности климат сильно дул холодным воздухом, как только солнце уходило — климат начинал работать корректно.
Ехал как-то с другом, он это тоже заметил и тогда я понял, что это были не случайности. В итоге он закрыл датчик и через пару минут климат заработал адекватно. Датчик открываешь — начинает сильно дуть холодом. Вот так и обнаружилась проблема и способ её устранения.
Вопрос вот в чём: замечает ли ещё кто-то что-либо подобное? И если это неисправность, то как её можно устранить?
По логике климат контроль в своей работе должен опираться не только на показания этого датчика, но и на все остальные датчики температуры салона (не знаю правда сколько их и где они).