для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам

Кто такой финансовый уполномоченный в страховании

Финансовый уполномоченный (финансовый омбудсмен, финомбудсмен) в качестве должностного лица помогает решать споры между потребителями и финансовыми учреждениями до того, как конфликт перешёл в судебную плоскость. Он не зависит от федеральной и муниципальной власти, Центробанка и иных организаций.

С 1 июня 2019 года, чтобы разрешить спор со страховщиком до суда, в некоторых случаях недовольные клиенты должны обратиться к финансовому омбудсмену в обязательном порядке. Такие правила устанавливает закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».

Кто может обратиться к финансовому уполномоченному

Воспользоваться его услугами имеет право каждый человек, если страховая компания нарушила условия контракта. Например, не выплатила положенную компенсацию, самовольно урезала выплату, затягивает предусмотренные сроки или отказалась компенсировать ущерб.

Но есть определённые условия, которым должна соответствовать сама ситуация и причина спора:

Спор должен касаться имущества или денег. Если речь о ситуации, которая не подходит к этим критериям, решить её можно через суд. Проверить, подходит ли ваш спор для обращения, можно на официальном сайте.

✅ Пример 1: Виталий оформил страхование от несчастных случаев, но страховщик отказал в выплате, когда Виталий сломал ногу. Если претензия страховщику ничего не дала и речь о выплате менее 500 тыс. рублей, нужно обращаться к финансовому омбудсмену.

❌ Пример 2: Виталий оформил титульное страхование при покупке квартиры. Суд лишил его права собственности, но страховщик отказал в выплате 5 млн рублей, которые Виталий отдавал при покупке квартиры, сославшись на то, что разбирательства с продавцом ещё не закончены. Можно ли тут обратиться к финансовому омбудсмену? Нет, нужно решать вопрос в суде, поскольку речь о сумме более 500 тыс. рублей.

Что важно учитывать при обращении

До обращения к финомбудсмену обязательно должна быть подана претензия страховщику, на которую последовал или отказ, или молчаливый нейтралитет.

Если претензия отправлена в электронной форме в соответствии со стандартной формой обращения, то ответ от страховщика нужно ждать 15 дней, если в другой форме, то 30 дней. Если речь об обычной письменной претензии, то её можно подать лично в офисе страховщика, получив отметку о принятии, можно отправить курьером или заказным письмом с уведомлением, главное — иметь доказательства, что претензия была отправлена.

После, получив отказ или не дождавшись ответа, можно пытать счастья у финансового омбудсмена. Обратиться к нему можно на сайте самого финансового уполномоченного, через специальную форму в личном кабинете.

К заявлению нужно приложить сканы документов: контракта со страховой, предварительно поданной претензии и всего, что имеет отношение к самому спору. Обращение подаётся, если человек ещё не направил иск в суд.

Также важно обратить внимание на сроки: длительность нарушения прав клиента со стороны страховой компании не должна превышать 180 суток. Кроме того, не должен истечь период исковой давности, который составляет 3 года.

Если у вас возник спор не со страховщиком, а с другой финансовой организацией, обратиться к омбудсмену можно по той же схеме: написать претензию, получить отказ и обратиться за защитой.

В чём плюсы для клиента страховой компании

✅ Страховые компании обязаны сотрудничать с финансовым уполномоченным и соглашаться с его решением.

✅ Для клиента это удобно, хотя бы потому, что обратиться за помощью к омбудсмену — это быстро, бесплатно и не так хлопотно, как судебные тяжбы. На рассмотрение обращения отводится 15 рабочих дней.

✅ Присутствие самого потребителя при рассмотрении его заявления не требуется. Своё решение финансовый уполномоченный доводит до страховщика самостоятельно, и оно обязательно для исполнения.

Источник

К финуполномоченному нужно будет обращаться по всем спорам со страховщиками

3 Время прочтения: 2 минуты

С 28 ноября споры по всем видам страхования, кроме обязательного медицинского страхования, будут урегулироваться по-новому. Теперь если у потребителя есть претензии к страховой компании, то, прежде чем подавать судебный иск, он должен обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному, разъясняет главный финомбудсмен Юрий Воронин.

Новый порядок урегулирования споров со страховыми компаниями предусмотрен федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Первыми на досудебный механизм были переведены сегменты ОСАГО, каско и ДСАГО — обращения по этим видам страхования финансовый уполномоченный рассматривает с 1 июня 2019 года. К его компетенции относится рассмотрение обращений потребителей в отношении финансовых организаций, если размер требований не превышает 500 тыс. рублей, за исключением споров по ОСАГО, где размер таких требований не ограничен.

«Мы прогнозируем, что на споры по иным видам страхования будет приходиться 5—6% от всего количества обращений», — сообщил Воронин.

В структуре обращений по иным видам страхования, по прогнозам финуполномоченного, наибольшее количество может прийтись на споры по имущественному страхованию, а также по добровольному страхованию жилья от чрезвычайных ситуаций. По данным отчета о работе судов общей юрисдикции о рассмотрении гражданских, административных дел первой инстанции, в 2018 году в суды поступило около 12 тыс. исков потребителей по спорам, связанным с имущественным страхованием.

«Существенного количества обращений мы ожидаем также по таким популярным добровольным видам страхования, как страхование от несчастных случаев и болезней, страхование выезжающих за рубеж, страхование жизни, — говорит Воронин. — Это могут быть случаи отказа в выплате страхового возмещения, несогласия потребителя с размером выплаты, нарушения срока выплаты страхового возмещения, отказ в возврате части страховой премии».

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t

Источник

Финансовый уполномоченный: досудебное урегулирование споров потребителей со страховыми организациями

Страховая компания отказала вам в страховом возмещении? Вас не устраивает размер страховой выплаты, произведенной страховой компанией? Вы намереваетесь обратиться в суд с иском о взыскании страховой выплаты?
С 1 июня 2019 года для урегулирования спора со страховой организацией по договорам ОСАГО, каско и ДСАГО до обращения в суд вы должны обратиться к финансовому уполномоченному!

для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть картинку для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Картинка про для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам

Новый порядок досудебного урегулирования споров установлен Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон № 123-ФЗ).

С 1 июня 2019 года у потребителей услуг страховых организаций по договорам ОСАГО, каско и ДСАГО появилась возможность урегулировать спор со страховой компанией, обратившись к финансовому уполномоченному. По другим видам страхования (кроме ОМС) такая возможность появится с 28 ноября 2019 года.

Новый порядок может применяться и ранее указанных дат, если страховая организация, к которой вы имеете претензии, добровольно взаимодействует с финансовым уполномоченным. Перечень таких организаций размещен на сайте финансового уполномоченного и сайте Банка России.

Презентация о досудебном порядке урегулирования споров потребителей со страховыми организациями

Чем хорош новый порядок для потребителя?

Во-вторых, принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно. Вы не несете никаких расходов, связанных с рассмотрением вашего обращения, и в том случае, если ваши требования не будут удовлетворены.

В-пятых, решение финансового уполномоченного в течение одного рабочего дня доводится финансовым уполномоченным до страховой компании, которая обязана исполнить его в срок, указанный в решении. В случае неисполнения страховой организацией решения вам будет выдано удостоверение, являющееся исполнительным документом.

для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть картинку для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Картинка про для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам

Финансовый уполномоченный рассматривает любые споры?

В соответствии с Законом № 123-ФЗ финансовый уполномоченный рассматривает только те споры, которые соответствуют следующим критериям.

1. Спор о защите прав потребителя.

Это означает, что обратиться к финансовому уполномоченному может физическое лицо, заключившее договор для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Следует отметить, что в случае перехода к иному лицу права требования потребителя к страховой организации такое лицо также подает обращение финансовому уполномоченному.

2. Ограниченный размер имущественных требований потребителя.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение, если размер имущественных требований потребителя не превышает 500 000 рублей. Это ограничение не распространяется только на требования, вытекающие из нарушения страховой компанией своих обязательств по договору ОСАГО.

3. Спор с определенной страховой организацией.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей только в отношении тех страховых компаний, которые обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным или взаимодействуют с ним на добровольной основе.

Например, страховые компании, осуществляющие деятельность по ОСАГО, каско и ДСАГО, по данным видам услуг обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным начиная с 1 июня 2019 года. Реестр таких компаний ведет Банк России. С реестром можно ознакомиться на сайте Банка России и сайте финансового уполномоченного.

Для страховых компаний, осуществляющих деятельность по иным видам страхования, взаимодействие с финансовым уполномоченным по таким видам услуг в обязательном порядке начнется с 28 ноября 2019 года.

То есть, если вы застраховали свой дом и при наступлении страхового случая не удовлетворены страховой выплатой, то до 28 ноября 2019 года за защитой своих прав вы должны обратиться в суд. После наступления указанной даты вместо обращения в суд вы должны обратиться к финансовому уполномоченному. Исключения составляют случаи, когда ваша страховая компания по данному виду услуг взаимодействует с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Перечень таких страховых организаций ведет Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного. С перечнем можно ознакомиться на сайте финансового уполномоченного и сайте Банка России

Финансовый уполномоченный не рассматривает обращения потребителей по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды, а также по некоторым иным вопросам, прямо указанным в статье 19 Закона № 123-ФЗ

Является ли новый порядок обязательным для потребителя?

Да, новый порядок досудебного урегулирования споров финансовым уполномоченным является обязательным для потребителя. Если ваши разногласия со страховой компанией подпадают под все перечисленные выше критерии, то за защитой своих прав вы должны обратиться именно к финансовому уполномоченному.

Впоследствии, если вы не согласитесь с решением финансового уполномоченного, вы можете обратиться в суд, представив документы, подтверждающие ваше обращение к финансовому уполномоченному.

Если же возникший спор со страховой компанией не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, то обращаться к финансовому уполномоченному не нужно – для защиты своих прав вам необходимо обратиться в суд.

для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть картинку для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Картинка про для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам

В каком порядке необходимо направлять обращение финансовому уполномоченному?

Шаг 1

До обращения к финансовому уполномоченному вам в обязательном порядке необходимо направить заявление (претензию) в оказавшую вам услугу страховую компанию.

Вы можете направить такое заявление (претензию) в письменной или электронной форме, в заявлении (претензии) следует изложить суть ваших требований.

Если вы не согласитесь с полученным ответом страховой компании или не получите его в указанный срок, переходите ко второму шагу.

Шаг 2

Направьте обращение финансовому уполномоченному. Направление обращения не потребует от вас составления сложных юридических документов и уплаты каких-либо пошлин.

Для подачи обращения вам необходимо заполнить стандартную форму обращения в личном кабинете потребителя на сайте финансового уполномоченного. К обращению необходимо приложить отсканированные копии:

– договора со страховой компанией;

– заявления (претензии), направленного в страховую организацию на предыдущем шаге, и, при наличии, ее ответа;

– иных документов по существу спора.

Подать обращение также можно в письменной форме, направив его финансовому уполномоченному по адресу Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного. В этом случае к обращению также необходимо приложить копии указанных выше документов.

После подачи обращения финансовому уполномоченному отслеживайте процесс его рассмотрения.

В течение 3-х рабочих дней со дня поступления вашего обращения в ваш адрес будет направлено уведомление о принятии его к рассмотрению или об отказе в принятии. В случае принятия обращения к рассмотрению вы можете следить за всеми этапами его рассмотрения в вашем личном кабинете на сайте финансового уполномоченного, а также получать уведомления на мобильный телефон или почту.

Финансовый уполномоченный рассматривает обращение заочно в течение 15 рабочих дней. В случае проведения независимой экспертизы рассмотрение обращения может быть приостановлено, но не более чем на 10 рабочих дней.

По требованию сторон спора или по своей инициативе финансовый уполномоченный вправе назначить очное рассмотрение, однако происходит это лишь в особо сложных, исключительных случаях.

В ходе рассмотрения обращения финансовый уполномоченный может направить страховой компании предложение об урегулировании спора путем заключения соглашения с вами. Если вас удовлетворят условия соглашения и вы заключите его со страховой организацией, процедура рассмотрения вашего обращения завершится.

Шаг 3

Получите решение финансового уполномоченного по вашему обращению.

Если страховая компания не урегулировала с вами спор путем заключения соглашения, то по результатам рассмотрения вашего обращения выносится решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в удовлетворении.

Решение финансового уполномоченного будет направлено в ваш адрес в течение одного рабочего дня.

В течение одного рабочего дня решение также будет направлено в адрес страховой организации, которая должна исполнить его в срок, указанный в решении. Такой срок не может быть менее десяти рабочих и более тридцати календарных дней после дня вступления его в силу.

Решение финансового уполномоченного вступает в силу по истечении 10 рабочих дней после его подписания финансовым уполномоченным.

Что делать, если страховая компания не исполняет решение финансового уполномоченного или условия заключенного соглашения?

Если страховая компания не исполнила решение в установленный срок, вы можете обратиться к финансовому уполномоченному за выдачей удостоверения, являющегося исполнительным документом. Для этого вам необходимо направить финансовому уполномоченному по адресу Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного соответствующее заявление. Удостоверение также выдается в том случае, если страховая организация не исполняет условия заключенного с вами соглашения.

После получения удостоверения вы можете предъявить его судебному приставу-исполнителю в целях приведения решения финансового уполномоченного или соглашения в исполнение в принудительном порядке.

Кроме того, при неисполнении страховой организацией решения или соглашения в добровольном порядке вы можете взыскать с нее штраф в размере 50% суммы удовлетворенного требования. Для этого вам необходимо обратиться в суд.

Что делать, если потребитель не согласен с решением финансового уполномоченного?

В том случае, если вы не согласны с решением финансового уполномоченного, вам необходимо в течение 30 дней после дня вступления в силу решения обратиться в суд с иском к страховой организации. При этом вам не нужно оспаривать решение финансового уполномоченного.

При обращении в суд необходимо представить документы, подтверждающие соблюдение вами процедуры обращения к финансовому уполномоченному.

Копию вашего обращения в суд вы должны направить финансовому уполномоченному.

Источник

Финомбудсмен пояснил, обязательно ли обращаться к нему по спорам в рамках «старых» договоров страхования

для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Смотреть картинку для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Картинка про для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам. Фото для чего нужен финансовый уполномоченный в делах по страховым спорам
racorn / Depositphotos.com

С 1 июня 2019 года страховые организации, осуществляющие деятельность по ОСАГО, ДСАГО и каско, обязаны организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Начиная с этой же даты потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств в размере, не превышающем 500 тыс. руб., либо иска, вытекающего из ненадлежащего исполнения страховщиком обязательств по договору ОСАГО (независимо от размера требований), должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон № 123-ФЗ), которым введен указанный порядок урегулирования споров, вступил в силу 3 сентября 2018 г. В соответствии с ч. 8 ст. 32 этого закона потребители финансовых услуг вправе направить обращения финансовому уполномоченному в отношении договоров, которые были заключены до дня его вступления в силу (услуг, которые были оказаны или должны были быть оказаны до этой даты).

В связи с этим финансовый уполномоченный поясняет, что в отношении договоров, заключенных до 3 сентября 2018 года, соблюдение порядка урегулирования споров, предусмотренного Законом № 123-ФЗ, является правом потребителей. Последние вправе предъявить свои требования в судебном порядке без предварительного обращения к финансовому уполномоченному.

Памятка «Рассмотрение споров уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг». Получить полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Отметим, что судебная практика в ряде случаев приходит к аналогичным выводам (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 31 июля 2019 г. по делу № 33-5430/2019). Однако эта точка зрения не является общепринятой. Нередко суды исходят из того, что Закон № 123-ФЗ определяет не договорные отношения сторон, а процедуру разрешения споров. Следовательно, эта процедура должна применяться в отношении всех предусмотренных данным законом требований, заявленных начиная с 1 июня 2019 года, независимо от даты заключения договора страхования (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 12 августа 2019 г. по делу № 33-4519/2019, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 8 августа 2019 г. по делу № 33-9166/2019, апелляционное определение Владимирского областного суда от 24 июля 2019 г. по делу № 33-2965/2019).

Кроме того, встречается точка зрения, в соответствии с которой Закон № 123-ФЗ не распространяется на договоры страхования, заключенные до 1 июня 2019 года (даты, с которой, как было отмечено, взаимодействие с финансовым уполномоченным стало обязательным для страховщиков и потребителей) (апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 июля 2019 г. по делу № 33-8261/2019, решение Арбитражного суда Приморского края от 16 августа 2019 г. по делу № А51-14356/2019, решение АС Волгоградской области от 16 августа 2019 г. по делу № А12-18829/2019).

Источник

Спор со страховой через финансового омбудсмена: как это работает и что с этим пока не так?

С 1 июня споры между автовладельцами и страховыми компаниями, работающими на рынке полисов ОСАГО, будут решаться только с участием службы финансового уполномоченного. Таковы требования федерального закона (№ 123-ФЗ), которые завтра вступают в силу. Рассказываем, зачем государство вводит институт финансового омбудсмена и какие опасения по этому поводу есть у практикующих юристов.

Что это за новая служба?

Принятый год назад закон полностью называется «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Из него следует, что финансовый омбудсмен должен защищать права граждан в сфере кредитования и на страховом рынке. Причем делать это на безвозмездной основе, то есть обращение в службу должно быть бесплатным. Закон предполагает создание системы досудебного урегулирования споров со страховыми и финансовыми организациями.

Закон вступает в силу поэтапно, начиная с 3 сентября 2018 года. С 1 июня к системе урегулирования споров посредством финансового омбудсмена обязаны присоединиться операторы рынка всех видов автострахования, а с 28 ноября — страховые компании в целом (кроме тех, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование). С начала 2020 года финансовому омбудсмену можно будет жаловаться на микрофинансовые организации, а еще через год служба начнет разбирать конфликты с банками, кредитными потребительскими кооперативами, негосударственными пенсионными фондами и ломбардами.

Как это работает?

Пока можем рассказать, как это должно работать. Финуполномоченный должен рассматривать обращения, если цена вопроса в споре со страховой (а позже и с финансовой организацией) не превышает 500 тыс. рублей. В спорах о возмещении по полису ОСАГО размер требований значения не имеет: финансовый уполномоченный обязан принять жалобу, даже если на кону сумма больше 500 тысяч. С учетом реалий авторынка это, без сомнения, станет вполне обычной ситуацией.

Обращаться к омбудсмену имеет смысл, если на руках есть письменный отказ из страховой на вашу письменную претензию. Электронная форма переписки подойдет тоже.

Без ответа второй стороны обращение к финансовому уполномоченному бесполезно. Его просто оставят без рассмотрения, за исключением случаев, если вы не получили ответа из страховой, выждав установленные законом сроки.

Сенаторы одобрили закон о новом порядке автотехосмотра

Стоит обратить внимание: по закону об обязательном автостраховании (№ 40-ФЗ) срок ответа составлял 10 календарных дней с момента поступления претензии, не считая выходные и праздники. Но с 1 июня вступает в силу норма, которая увеличит время ожидания до 15 рабочих дней. А если со дня нарушения ваших прав прошло более 180 дней, то рассмотрение заявления страховая может затянуть до 30 календарных дней.

Есть и еще один нюанс — направить претензию можно будет по форме, которую утвердил совет службы финансового уполномоченного. Она есть на официальном сайте службы. Если вы не простой гражданин, а, скажем, индивидуальный предприниматель или представляете юридическое лицо, имейте в виду: заявление подается по другим формам.

Закон довольно жестко ограничивает и самого финансового уполномоченного в сроках рассмотрения жалоб — 15 дней с момента поступления обращения. Возможно продление еще на 10 дней, если спорная ситуация требует технической экспертизы. Решение финансового омбудсмена обязательно к исполнению и должно вступать в силу через 10 рабочих дней.

Для обращения к уполномоченному жителям регионов надо будет ехать в Москву?

Нет, заявить на организацию-обидчика можно в электронной форме через личный кабинет на сайте уполномоченного. Или обычным (конечно, лучше заказным) письмом по почтовому адресу, который тоже есть на сайте. Первый путь удобней еще и потому, что перед отправкой обычной почтой вам придется изучить требования к содержанию обращения (они установлены статьей 17 федерального закона 123-ФЗ). А в личном кабинете заявление пишется уже по установленной форме.

К тому же личный кабинет пригодится для того, чтобы следить за движением по вашему обращению, как это сейчас позволяют делать многие другие сервисы, связанные с получением госуслуг.

ГИБДД не согласилась с предложением Минтранса поделить водителей на любителей и профи

На сайте уполномоченного сказано, что если обращение не соответствует требованиям к его оформлению или направлено с другими нарушениями порядка, работники службы обеспечения деятельности финобмудсмена обязаны разъяснить, что не так. И даже оказать содействие в оформлении, как нужно. По всей видимости, это будет дистанционное консультирование, но не исключено, что заявителей начнут приглашать в региональные офисы службы. Такие уже создаются, правда, пока не в каждом регионе, а по «принципу разумной достаточности». В конце мая один из таких офисов заработал в Саратове, однако ни он, ни другие еще не несут никакой представительской функции. То есть обратиться туда еще нельзя.

Кстати, закон предусматривает возможность заявителя или второй стороны спора ходатайствовать об очном рассмотрении дела. По своей инициативе такое решение может принять и сам финомбудсмен. Но жителям регионов все равно вряд ли придется ехать в Москву, потому что для рассмотрения может быть задействована видеоконференцсвязь.

Можно ли оспорить решение омбудсмена в суде?

Да. Если потребитель услуг или финансовая (в случае с ОСАГО — страховая) организация не согласны с решением, которое вынес уполномоченный, они вправе обратиться за судебной защитой своих прав. Пока трудно сказать, станет ли это распространенной практикой, ведь институт финансового омбудсмена появился как раз с целью сделать судебные споры по автострахованию скорее исключением, чем правилом.

Предполагается, что в суды не надо будет обращаться и в случае, если проигравшая спор сторона не спешит выполнить решение уполномоченного.

Срок исполнения указывается в самом решении, и, если оно не исполнено, потребителю дается три месяца на то, чтобы повторно обратиться к финансовому омбудсмену — уже за выдачей удостоверения, которое будет иметь силу исполнительного документа, разъясняет Кирилл Куватов, адвокат из адвокатского бюро LOYS. С этой бумагой можно будет идти напрямую к судебным приставам. В законе также сказано, что если финансовая организация не исполнила в добровольном порядке решение уполномоченного, можно обратиться еще и в суд. Тогда вы получите дополнительные 50% суммы своего требования.

Что не так с этим законом?

Возможно, даже не с самим законом, а с его реализацией на нынешнем этапе. В самом деле, задумка вроде бы неплохая. По статистике 2017 года, только по ОСАГО в российские суды поступило более 390 тыс. исков. Так что одна из первоочередных задач принятого в прошлом году закона — банально разгрузить суды, передав полномочия по разбирательству этих споров новой службе, отмечает Кирилл Куватов из LOYS. Несомненный плюс также в том, что проблемами автовладельцев, которые спорят со страховыми компаниями, финансовый омбудсмен должен заниматься бесплатно. Как минимум не придется тратиться на представительство в суде, добавляет Андрей Гонта, руководитель судебной практики в «ВМ-Право и Консалтинг».

С другой стороны, изменения усложняют для потребителя досудебный порядок, считает Кирилл Куватов. Ранее потребитель мог обратиться в суд сразу после получения отказа в ответ на свою претензию, направленную в страховую компанию. Сейчас же вводится финансовый уполномоченный — промежуточная инстанция, без прохождения которой просто нельзя будет обратиться за судебной защитой своих прав.

«Если анализировать закон, то это как минимум дополнительное время, которое может быть растянуто на два-три месяца», — говорит эксперт.

Автоюрист Максим Едрышов считает, что проблемой станет отсутствие у граждан информации о том, кто такой финомбудсмен, что он может и как должно происходить взаимодействие с его службой. Хотя Центробанк в соответствии с прописанным в законе порядком назначил главного финансового уполномоченного России еще в прошлом году (им стал один из советников Эльвиры Набиуллиной — Юрий Воронин).

В Госдуме раскритиковали инициативу ГИБДД по повышению штрафов за повторное нарушение ПДД

«Возможно, кто-то и слышал об этом новом чиновнике, а о том, что у него есть какая-то служба, — ничего. В глазах простых автомобилистов все выглядит так, что всеми спорами со страховыми (и не только со страховыми) теперь будет заниматься один-единственный человек где-то в Москве. И как это поможет системе, которая и сейчас не особенно справляется с объемом разбирательств?» — недоумевает Едрышов.

Он опасается, что это не добавит желающих покупать полисы ОСАГО, зато приведет к появлению в регионах множества «решал», которые будут зарабатывать на некоем «посредничестве» между доверчивыми автолюбителями и финансовым уполномоченным.

Отсутствие понимания в реализации закона показывает либо его неготовность к работе, либо отсутствие взаимодействия между властными структурами, соглашается Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис». Отсутствие своевременной подготовки — это вообще наиболее частая проблема российского правоприменения законодательных новшеств. По мнению эксперта, службе финомбудсмена стоило бы сделать краткие рекомендации-разъяснения в виде брошюр — по примеру, как это делает ГИБДД на случай ДТП. Пока же, похоже, гражданам придется по-прежнему обращаться за помощью автоюристов и приготовиться к тому, что их путь за справедливостью в испортившихся отношениях со страховыми компаниями окажется более долгим, чем раньше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *