для чего нужен испаритель кондиционера в автомобиле
Для чего нужен испаритель кондиционера в автомобиле
Как работает автокондиционер
Не каждый знает, но автокондиционер работает так же, как бытовой холодильник. Только конструкция немного отличается. Рассмотрим принцип работы автомобильного кондиционера, это поможет вам обеспечить более длительную работу устройства без замен и ремонтов.
Из чего состоит автомобильный кондиционер?
Главный принцип действия любого автомобильного кондиционера основан на возможности веществ забирать и отдавать тепло со сменой агрегатного состояния. Поэтому подобные аппараты конструктивно схожи и состоят из похожих компонентов.
Узлы автомобильного кондиционера:
Названные элементы взаимосвязаны, устройство автомобильного кондиционера получается зацикленным и герметичным. Теперь для понимания принципа действия агрегата познакомимся с каждым из компонентов подробнее.
Компрессор.
Компрессор нагнетает хладагент – агрегат создает давление, из-за которого фреон начинает двигаться по каналам. В автотехнике используют разные по конфигурации компрессоры. Шире остальных распространены устройства роторно-лопастного и поршневого типа, но попадаются и комбинированные модели – приспособления, которые функционируют по принципу Ванкеля (роторно-поршневые).
Контур вокруг кондиционера разбит на 2 части:
Виды привода компрессора
Конденсатор
В конденсаторе фреон меняет газообразное агрегатное состояние на жидкое, что сопровождается интенсивным выделением тепла. Конструктивно элемент выглядит, как стандартный радиатор из сплава алюминия, соединенный с вентиляторами.
Чтобы процесс конденсации хладагента стал возможен, предусмотрено отведение тепла. С этой целью конденсатор устанавливают под радиатором системы охлаждения двигателя. Воздушный поток забирает лишнее тепло от конденсатора либо естественным путем из-за движения машины, либо принудительно – под воздействием вентиляторов.
Испаритель
По конструкции испаритель кондиционера представляет собой радиатор, прибор размещают в салоне под торпедо. Фреон испаряется и поглощает тепло из внутрисалонного воздуха.
Чтобы охлаждение салона автомобиля шло продуктивнее, на испарителе стоит электрический кулер. Когда включается вентилятор, созданный принудительно поток воздуха необходимой интенсивности.
Влага, которая присутствует в атмосфере салона, собирается на поверхности испарителя и через специальные дренажи выводится наружу со стороны днища автомобиля.
Осушитель
Из-за постоянных температурных изменений влага после попадания в систему превращается в ледяные кусочки. Кристаллы способны повредить многие узлы кондиционера – например, компрессор или его шкив.
Инженеры добавили в конструкцию осушитель. Это емкость, наполненная специальным составом, которое улавливает и собирает лишнюю влагу.
Дроссель или ТРВ
С помощью терморегулирующего вентиля (ТРВ) контролируется давление в оборудовании для охлаждения. Кроме того, здесь запускается этап испарения фреона.
ТРВ присутствует не на каждой модели машины. Если в ТС предусмотрен климат-контроль, вероятно, производитель установил дроссель вместе с аккумулятором. Первый прибор работает как регулирующий давление клапан, второй собирает излишки фреона.
Электрооборудование
Электрическое оснащение в системе кондиционирования воздуха предназначено для:
В оборудовании расположены температурные датчики – для охлаждающей жидкости, на испарителе. Также термодатчик обеспечивает автоматическое включение и выключение радиатора. На разных моделях ТС схема подключения и число устройств меняется.
На передней приборной панели располагается управляющая панель, при помощи которой человек легко настраивает режим функционирования автомобильного кондиционера путем нажатия пары кнопок.
Магистрали
Все магистрали разбиты на 2 группы – с высоким и низким давлением.
Когда компрессор нагнетает фреон, его давление достигает существенных значений – 250-270 кПа. А в результате сжатия образуется повышенная температура – до 150 градусов.
Магистрали высокого давления проходят усиленную проверку перед установкой. Они должны стабильно работать – выдерживать воздействие повышенных температур и значительных нагрузок.
Для прокладки магистралей низкого давления достаточно использовать обычные трубки. По ним хладагент протекает уже без нагрузок, его давление примерно равно атмосферному. Высоких температур также нет.
Принцип работы автомобильного кондиционера
Работа автомобильного кондиционера основана на цикличности:
Очевидно, процесс зацикливается и запускается заново.
Работа кондиционера в составе климат-контроля
Автокондиционеры работают как отдельные устройства, либо в качестве компонента климат-контроля. При втором варианте в машине установлен блок управления. Через ЭБУ системы кондиционирования воздуха, обогрева и вентиляции объединены в единую схему.
При работе климат-контроля для поддержания комфортной температуры в салоне авто воздух подогревается вслед за охлаждением. Т. е. микроклимат регулируется за счет попадания части воздуха из испарителя в радиатор печки. Воздух смешивается с основным и приходит в нужное человеку состояние.
Панель управления системой климат-контроля
Независимо от того, действует ли система кондиционирования самостоятельно или входит в климат-контроль, ее конструкция остается неизменной. Она требует одинакового подхода к использованию.
Эксплуатация и обслуживание автомобильного кондиционера
Автомобильным кондиционером надо правильно пользоваться и своевременно ухаживать. Тогда оборудование проработает долго.
Подобные устройства управляются и настраиваются либо вручную через панель, либо в автоматическом режиме, если это климат-контроль.
При мануальном управлении пользователь сам настраивает:
Климат-контроль сам выполняет основные операции без участия человека.
По правилам необходимо проветрить салон автомобиля, прежде чем включать кондиционер. Это нужно, чтобы температуры в салоне и на улице уравновесились. Резкие температурные скачки вредны для здоровья.
Кроме того, холодный воздух в нагретом салоне авто способен спровоцировать образование микротрещин на стеклах. Они не будут видны сразу, но постепенно характеристики остекления ухудшатся.
Не стоит включать кондиционер на полную мощность. Это влечет резкий перепад температуры. Важно воздерживаться от такого шага, если в салоне сидит ребенок – при детях порой лучше не пользоваться кондиционером.
Каждый автокондиционер способен работать в 2 режимах:
Постепенно фильтры засоряются. С увеличением количества пыли и грязи в них ухудшается и качество воздуха в автомобиле. Соответственно, полезно чистить радиатор кондиционера и по мере загрязнения менять фильтры, чтобы в воздухе не появилось лишней грязи, бактерий и неприятного запаха.
Засорившийся радиатор автокондиционера
Пространство под капотом лучше держать в чистоте для продления срока службы как всего автомобиля, так и кондиционера в частности. Рекомендуется уделять конденсатору, в котором по весне накапливаются соли. Это распространенная причина слабой работы оборудования.
При обслуживании подкапотного пространства также стоит осматривать крепления трубок с фреоном. Они не должны болтаться и вибрировать, иначе вещество может протечь.
Поддержание подкапотного пространства в чистоте
Перед приходом лета тщательная подготовка автомобильного кондиционера не нужна. Оправданы некоторые меры предосторожности. Рекомендуется заранее проверить работу оснащения. Если есть подозрения, выполняют указанные выше процедуры. Также для диагностики или заправки кондиционера всегда можно воспользоваться услугами автосервиса.
Распространенные поломки автомобильного кондиционера
При отсутствии должного ухода наиболее частые поломки свойственны конденсатору. Этот теплообменник постоянно подвергается высокому давлению, кроме того в силу расположения рядом с радиатором охлаждения автомобиля он испытывает механические нагрузки. В радиатор летит грязь, пыль, соль и реагенты с дороги. Кроме того, из-за вибрации со временем появляются микротрещины и, как итог, утечка хладагента.
Периодически ломаются механические узлы. Например, подшипники. Признаки – шум кондиционера при включении, во время работы.
Хуже, когда кондиционер шумит при запуске и затихает при отключении. Это говорит о люфте у компрессора.
Автокондиционер – полезное, но сложное оборудование. Соблюдайте перечисленные в статье правила эксплуатации автомобильного кондиционера, чтобы техника годами радовала комфортом в салоне.
Испаритель кондиционера: назначение, устройство и характерные неисправности
Без кондиционера сложно представить себе современный автомобиль. Системы регулирования температуры и влажности воздуха в автомобильном салоне появились достаточно давно, однако за последние пятнадцать-двадцать лет они сильно ушли вперед. Так, например, сегодня транспорт все чаще оснащают двухзонным климат-контролем. Однако как бы подобные системы не менялись с течением времени, они всегда включают в себя несколько ключевых элементов. Одним из них является испаритель. В материале Avto.pro мы попытаемся разобраться с тем, как работает система кондиционирования, какое место в ней занимает испаритель кондиционера, какие неисправности являются для него наиболее характерными, а также ответим на важный вопрос: испаритель какой фирмы стоит брать в качестве замены изношенного оригинала.
Как работает кондиционер в автомобиле
По факту, автомобильный кондиционер является чем-то вроде доработанного холодильника. Разница лишь в том, что холодильник выдувает холодный воздух внутрь себя и эффективно аккумулирует тепло, выбрасывая теплоту наружу. Кондиционер автомобиля делает практически тоже самое, однако охлажденный воздух он направляет в салон транспортного средства. К основным узлам кондиционера относят:
Однако это лишь основные компоненты системы – в действительности деталей в кондиционере намного больше. Сейчас попробуем разобраться. Вот что происходит при включении кондиционера: после нажатия на соответствующую кнопку в работу включается электромагнитная муфта; прижимной диск примагничивается к шкиву; шкив начинает вращаться; в работу включается компрессор; компрессор сжимает газообразный фреон и направляет его в специальный радиатор; фреон, охладившись в радиаторе, продолжает движение по системе; попадает в ресивер-осушитель; проходит через терморегулирующий вентиль; попадает в испаритель ; вентилятор сдувает холод от испарителя в салон. Такая система кажется несколько мудреной если не понимать, для чего здесь вообще нужен хладагент.
Как можно понять из представленной выше информации, суть работы холодильной системы сводится к изменению давления фреона в системе, его циркуляции и дальнейшему охлаждению. По факту, сначала система работает на производство теплоты, а потом на снижение давления хладагента, вследствие чего его температура резко снижается и производится холод. Довольно легко проследить всем известную логику – если где-то убыло, то где-то прибыло. В данном случае система выбрасывает ненужное тепло в атмосферу, производя при этом холод.
Подробнее о назначении испарителей
Конструкция испарителей
Запчасти на Mazda 2
Запчасти на Proton saloon
Пластинчатые теплообменники чаще всего встречаются в мощных системах кондиционирования, тем временем как в более компактный системах испаритель является кожухотрубным. Он представляет собой пучок или спиральную ленту, состоящую из трубок внутри специального кожуха, камеры или патрубков. При выборе материала трубок руководствуются его теплопроводностью. В случае автомобильных испарителей это медь. Кожухотрубные испарители делятся на множество подтипов. Предлагаем ознакомиться со следующим изображением чтобы понять, какие варианты возможны:
Неисправности испарителя кондиционера
Распознать неисправности испарителя зачастую не так уж сложно. Автолюбителям стоит обращать внимание на несколько вещей. Во-первых, на появившийся запах сырости в салоне. Во-вторых, на запотевание стекол внутри салона и на общее повышение влажности воздуха. В-третьих, на то, что что кондиционер перестал охлаждать воздух до низких температур – при максимальной нагрузке он может охладить салонный воздух до 8-12°С. В случае последнего автолюбитель может и не узнать, что испаритель работает ненормально, т.к. кондиционер обычно не включают в режим максимального охлаждения. Причин, по которым испаритель может выйти из строя, много:
Практика успела показать, что испаритель перестает нормально справляться со своими задачами при сильном загрязнении поверхности. Этот вопрос мы еще рассмотрим. Но как быть, если испаритель чист? Здесь есть один верный вариант: обратиться за диагностикой на СТО. Специалисты убедятся в том, что система герметична и работает на охлаждение воздуха до нормальной температуры. Кроме того, они проведут тщательный визуальный осмотр, а также проверят, не засорен ли контур системы кондиционирования воздуха. В случае сильном загрязненности внутренних узлов и трубопроводов система будет очищена и в нее зальют новый хладагент.
Очистка испарителя
К проведению очистных работ нужно хорошо подготовиться. Окна автомобиля должны быть опущены, вентиляция включена, а сам испаритель должен быть сухим. Также автолюбителю понадобится специальная химия, инструменты и средства индивидуальной защиты – очки, перчатки, опционально даже респиратор. Методов чистки довольно много. Обычно их делят на две категории:
Мы советуем начинать именно с химической чистки. Для нее вам понадобятся антибактериальные и антигрибковые средства, а также пенные очистители и шланг. Существует и альтернативная химия для очистных работ. Чаще всего автолюбители берут одно или несколько средств из такого перечня : пена для чистки кондиционеров, Liqui Moly Klima-Anlagen-Reiniger, Лизоформин 3000, CRC Airco Cleaner, Хлогенсидин, Хлорамин Б. Также используют мыльный раствор, хотя специализированная химия подходит лучше. Вот один из вариантов чистки испарителя:
Предварительно испаритель и смежные с ним элементы можно очистить при помощи пылесоса с узкой насадкой, после чего обработать антибактериальным средством. Стоит отметить, что на очистных средствах не стоит экономить – обрабатывайте ими испаритель до тех пор, пока с него не начнет капать. Остатки средств можно снять с поверхности испарителя, но предельно аккуратно – ламели довольно хрупкие и легко деформируются.
Выбор нового испарителя кондиционера
Подобрать новый испаритель не так уж сложно. Во многом благодаря независимым интернет-магазинам у автолюбителей появилась возможность вести поиск нужных запчастей в сети, не выходя из дома и даже не сверяясь с оригинальными каталогами – магазины используют продвинутые кросс-базы и гарантируют, что запчасть подойдет к вашему авто. Но это касается только крупных интернет-магазинов с хорошей репутацией. Вести поиск можно по:
Мы рекомендуем искать испаритель по параметрам автомобиля, так как в большинстве случаев у автолюбителей нет кода искомой запчасти, а поиск по VIN-коду поддерживает все меньшее число интернет-магазинов. Поиск по параметрам авто дает надежный результат, если автолюбитель не ошибся при указании этих параметров и, на всякий случай, проверил коды найденных запчастей в других магазинах или даже тематических порталах. Но как быть, если автолюбитель ищет неоригинальный испаритель? Ему нужно не только уточнить совместимость запчасти со своим авто, но и разбираться в фирмах-производителях. Практика успела показать, что наиболее качественные неоригинальные испарители могут быть найдены под именами таких брендов:
Вывод
Испаритель – важный элемент системы кондиционирования воздуха автомобиля. Вопреки популярному мнению, испаритель нуждается в обслуживании. Его желательно чистить раз в год, а в отдельных случаях и чаще – если водитель часто включает кондиционер. Испарители служат довольно долго, однако и они периодически выходят из строя. Новая запчасть от известных производителей стоит немало, однако ее цена полностью оправдана. Покупая пусть и недешевый, но качественный аналог, автолюбитель избавит себя от проблем с автомобильным кондиционером на долгое время.
Как обслужить автомобильный кондиционер
Чтобы не сломался и не подвел в жару
В июне и июле даже в средней полосе России может стоять жаркая погода, а датчик температуры автомобиля — показывать до +38 °С.
Возможно, он врет, но не сильно: видимо, дело в нагретом капоте, под которым действительно немного теплее. От жары в машине может спасти только кондиционер. В этой статье мы разберемся, как он работает и что делать, чтобы не ломался.
Как работает автомобильный кондиционер
Кондиционер автомобиля — это одна большая герметичная трубка, которая начинается и заканчивается в компрессоре. По замкнутой системе перемещается смесь хладагента и компрессорного масла. Фреон периодически превращается то в пар, то в жидкость в зависимости от того, в какой части системы он находится, а в процессе отдает и поглощает тепло.
Вот что происходит, когда кто-то нажимает на кнопку A/C или запускает климат-контроль.
Вентилятор салона пропускает воздух через салонный фильтр, потом через холодный испаритель, воздух в салоне становится прохладным и сухим.
Холодная поверхность испарителя задерживает влагу, поэтому если стекла запотели, при исправном кондиционере они очень быстро станут прозрачными.
Классические неисправности автомобильного кондиционера и что с ними делать
Кондиционер вроде бы работает, но в салоне все равно жарко. Так бывает, когда кондиционер долго не обслуживали. Система состоит из компонентов, о которых мы написали выше, и алюминиевых трубок: все соединено в единую замкнутую систему, а в местах соединения — резиновые прокладки. Пока все это относительно новое, фреон почти не уходит, в систему почти не попадает воздух. Существенные для температуры в салоне утечки происходят на шестой-седьмой год эксплуатации автомобиля. Примерно в это время стоит впервые заехать к специалисту и обслужить кондиционер. Дальше эту процедуру важно повторять раз в два года.
Кондиционер выключается спустя несколько секунд после включения: лампочка около кнопки A/C загорается и быстро гаснет, в салоне жарко. Так бывает, когда по каким-то причинам компрессор не запускается.
Первым делом стоит заехать к специалисту и обслужить кондиционер. В системе могут найти утечки хладагента через поврежденный конденсор или ненадежное соединение трубки и какого-нибудь из компонентов системы. Конденсор меняют, соединение восстанавливают и делают герметичным, систему кондиционирования обязательно промывают и заправляют заново.
Если утечек нет, но проблема осталась, нужно ехать к автодиагносту, который специализируется на автомобилях конкретной марки или концерна — у него точно есть специальное программное обеспечение и оборудование. Вполне возможно, дело в датчике давления хладагента, который прикручивают к радиатору. И чтобы все заработало, достаточно откачать все из системы, заменить датчик и заправить кондиционер заново.
Универсальный сканер ошибок редко находит ошибки по датчикам системы охлаждения. Потом слесари разбирают полмашины, ничего не находят, а платить за это все равно придется.
Как победить выгорание
Работа кондиционера сопровождается странным шумом из-под капота. К сожалению, компрессор может износиться. Можно отремонтировать старый, поставить новый или купить б/у. В любом случае перед установкой отремонтированного или нового компрессора систему очень важно хорошо промыть. Без этого новый компрессор может сломаться.
Когда кондиционер работает, в салоне пахнет гнилыми тряпками. Скорее всего, дело в испарителе — небольшом радиаторе, который расположен сразу за торпедо. Во время работы он почти всегда покрыт конденсатом — влагой из салона. Если в машине слишком старый и грязный салонный фильтр, грязь оседает на испарителе — буквально прилипает к его поверхности. Через какое-то время все это начинает гнить и неприятно пахнуть.
Чтобы этого не произошло, важно менять салонный фильтр раз в год или раз в 20 000 км — в зависимости от того, что наступит раньше. Если запах уже есть, придется обратиться к специалисту, который почистит испаритель специальной химией и уже после этого заменит салонный фильтр.
Также система может перестать быть герметичной — тогда весь хладагент очень быстро уйдет из контура кондиционера. Так бывает, когда в конденсор попадает камень и пробивает в нем дыру. Особенно сильно страдают дешевые тайваньские или китайские радиаторы.
Также это нормально для возрастных машин старше 12 лет: уплотнительные резинки дубеют и начинают пропускать хладагент наружу. Внутрь системы в этот момент попадает воздух и водяной пар.
Промывка системы — очень важная, но дорогая процедура. В 2021 году за такую работу просят 13 000—17 000 Р в зависимости от модели автомобиля. Если этого не сделать, грязное компрессорное масло, металлическая стружка и продукты разрушения старых компонентов кондиционера могут засорить конденсор, фильтр-осушитель или стать причиной поломки компрессора. Систему промывают при замене трубок, конденсора и даже уплотнительных резинок.
Как обслуживают автомобильные кондиционеры
Мы не рекомендуем выполнять какие-то работы самостоятельно. В лучшем случае вы потратите время и деньги, в худшем — серьезно навредите кондиционеру.
Пока работает компрессор, по замкнутому контуру циркулирует смесь хладагента и компрессорного масла, но не все так просто.
В системе не должно быть воздуха. Он попадает в контур, когда резиновые уплотнительные кольца в местах соединения компонентов системы начинают пропускать хладагент наружу. В воздухе есть какое-то количество воды, которая обязательно свяжется компрессорным маслом, — и компрессор и уплотнительные резинки будут хуже смазываться.
Нужен правильный хладагент. Обычно это фреон R 134A. В автомобилях не старше пяти лет может быть фреон R 1234yf.
Необходимо правильное компрессорное масло. Для большинства автомобилей это PAG 46, но еще есть PAG 100 и PAG 150. Число в маркировке — это вязкость. Важно смотреть рекомендации производителя автомобиля и заливать то, что требуется по инструкции. В кондиционерах гибридных автомобилей вроде Тойоты Приус или Шевроле Вольт применяют принципиально другое масло — POE. Если заправить такую систему маслом PAG, компрессор очень быстро выйдет из строя: эти масла ни в коем случае нельзя смешивать.
Испаритель и конденсор должны быть чистыми и хорошо продуваться.
Обслуживание проходит в несколько этапов:
Запомним требования и этапы и поговорим про инструмент.
Какое оборудование для заправки кондиционера лучше
Автоматическая станция — лучший и самый выгодный вариант. Такая способна забрать из системы фреон и часть масла. Фреон очищается и попадает в специальный резервуар, для того чтобы потом при заправке попасть обратно в систему. Отсюда первый плюс: вам не придется платить за полный объем заправки — только за часть, которой не хватало.
Часть компрессорного масла попадает в отстойник, но потом никуда не идет: вместо него при заправке система автоматически добавит ровно столько свежего масла, сколько убрала из системы старого. Частичная замена масла — очень важный этап: оно гигроскопично, то есть хорошо впитывает влагу, а еще в нем скапливается грязь. И влаги, и грязи в системе должно быть как можно меньше.
Станция работает исключительно с контуром кондиционера: не нужно запускать двигатель и включать кондиционер. Можно диагностировать систему на неисправной машине.
Я стараюсь обслуживать кондиционер у официального дилера: здесь я уверен, что в систему зальют оригинальный фреон и оригинальное масло. Для моей машины это PAG 46. Более того, заправка может обойтись дешевле: некоторые дилеры дают скидку. Например, если машина старше пяти лет.
Очевидный минус для многих: с такими станциями никто не выезжает, они всегда стоят на стационарных СТО.
«Комплект для заправки кондиционеров»: манометрический коллектор, компрессор для вакуумизации, масляный инжектор, весы и шланги с быстросъемными муфтами и вентилями. Так тоже можно, но такой набор сильно проигрывает автоматической станции:
Хорошо, что систему по-прежнему вакуумируют. Судя по количеству предложений на «Авито», в «2ГИС» и выдаче Яндекса, так заправляют кондиционер большинство владельцев автомобилей Санкт-Петербурга. Ребята на той стороне готовы выехать в течение часа, какого-то адреса и мастерской у большинства из них никогда не было.
Такая технология оправданна для спецтехники: не нужно бросать объект, человек приезжает и делает все на месте за 40 минут. Легковую машину все-таки лучше так не заправлять. Если это уже случилось, поищите мастерскую с автоматической станцией. Это поможет отодвинуть срок серьезной поломки кондиционера.
Набор для самостоятельной заправки кондиционера — самый опасный и ненадежный вариант. В интернете продают наборы из баллона и специального шланга с манометром. Необходимо подключить все это к системе, включить кондиционер и подождать, пока стрелка манометра покажет нужное давление: обычно это 280—290 кПа.
В систему при такой заправке нельзя добавить компрессорное масло. Если его будет недостаточно, компрессор очень быстро выйдет из строя. Всем, кто недавно пользовался таким набором, рекомендуем обратиться к специалисту и перезаправить кондиционер с соблюдением технологии.