для чего нужен шлем мотоциклисту

Какой нужно выбрать мотошлем для комфортной и безопасной езды?

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Для обеспечения безопасности на дороге недостаточно обращать внимание на светофор и дорожные разметки – необходимо также использовать защитные средства. Для мотоциклистов обязательным предметом экипировки является шлем, который не только защитит от травм головы, но и спасет от ветра и дождя. При выборе мотошлема важно определить нужный тип и правильно подобрать размер.

Зачем нужен шлем мотоциклисту?

Согласно правилам дорожного движения, каждый мотоциклист и его пассажиры обязаны надевать шлем. За езду без шлема мотоциклист получает штраф, но это не самое плохое, что может его ожидать.

Многие пренебрегают использованием шлема из-за уверенности в своих способностях управлять транспортом. Но стоит учитывать, что аварии могут произойти и по вине других участников дорожного движения.

Шлем защищает от травм головы, многие мотоциклисты выжили в авариях именно благодаря данному предмету экипировки. Он позволяет избежать серьезных травм, царапин, ссадин, попадания в лицо осколков. Помимо этого, мотошлем защищает лицо от порывов ветра, дождя, града, пыли и насекомых.

Как устроены мотошлемы?

Защитная часть шлема состоит из таких элементов:

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Виды мотоциклетных шлемов

Выбирать шлем необходимо в зависимости от вида использования мотоцикла. Если мотоциклист участвует в гонках, то шлем должен быть более прочный и закрытый, чем у обычного мотоциклиста, который ездит только по городу.

Шлемы бывают следующих видов:

Подробный обзор всех типов мотошлемов, их преимуществ и недостатков представлен в этом видео:

Выбор размера

Чтобы подобрать правильный размер шлема, необходимо измерить окружность головы. Сделать это можно с помощью портного сантиметра. Если такового не оказалось под рукой, то можно измерить окружность веревкой, а затем определить ее длину с помощью линейки.

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Сделав измерения, необходимо посмотреть в таблицу размеров. Стоит учитывать, что разные производители классифицируют размеры по-разному. Следует сверить полученные параметры с таблицей нужного производителя:

Если по таблице кажется, что подойдет шлем двух размеров, то стоит выбирать тот, что меньше. По требованиям безопасности шлем должен плотно прилегать к голове, иначе он будет хуже выполнять свою защитную функцию и может спасть с головы во время падения.

Желательно покупать шлем в магазине с примеркой – только так можно подобрать подходящую модель. Перед примеркой следует снять серьги и другие украшения. Шлем нужно полностью надеть и застегнуть, проверив его удобство. Он не должен ни болтаться, ни давить.

После того как шлем будет полностью зафиксирован, необходимо сделать несколько резких махов головы в стороны. Не должно возникнуть скольжения – если же оно есть, значит, головной прибор сидит не достаточно плотно, необходим меньший размер.

Можно проверить, подходит ли размер, взявшись руками за шлем и подвигав его вперед-назад. Если он свободно перемещается, а верхняя часть головы с ним не соприкасается, то изделие велико.

Критерии выбора шлема на мотоцикл

При покупке мотошлема не стоит приобретать первый попавшийся, который подошел по размеру и понравился внешним дизайном. Шлем – это важная часть экипировки, к его выбору следует отнестись ответственно.

Состояние

Желательно приобретать новый шлем, а не б/у. Если такой возможности нет, тщательно оцените состояние изделия. Срок его эксплуатации должен составлять не больше двух лет, на нем не должно быть царапин.

Материал

Шлемы изготовляют из пластика и из карбона. Лучше выбирать карбон, он легче и устойчивее к физическим повреждениям.

Выбирая между несколькими моделями, отдайте предпочтение шлему с меньшим весом. Тяжелый мотошлем будет приносить дискомфорт при носке и может привести к травме шеи при аварии.

Визор

Визоры бывают прозрачные, зеркальные и тонированные. Модель с тонированным визором подходит для езды только в светлое время суток, поэтому такой вариант подходит только в том случае, если у вас есть запасной шлем или визор. Хорошим выбором будет модель с антифогом – это пленка, которая препятствует запотеванию стекла.

Вентиляция

Также имеет большое значение. Проверить ее во время примерки в магазине не получится, но следует убедиться в ее наличии. Вентиляционные каналы должны располагаться спереди шлема, вокруг визора, и вокруг головы.

Существуют такие понятия, как «холодный» и «теплый» шлем. Холодный шлем оснащен открытой вентиляцией, которую нельзя регулировать. В теплом шлеме есть возможность закрыть некоторые каналы, что позволит сохранить тепло. Таким образом, в теплом шлеме будет комфортно как в теплую погоду, так и в холодную.

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Шумоизоляция

Многим кажется неважным критерием при выборе, но на самом деле необходима, особенно если вы ездите на большие расстояния, когда рев мотора и шум ветра быстро надоедают. Это не значит, что шумоизоляция полностью заглушает звуки: мотоциклист слышит их извне, но они более приглушенные.

Обзор популярных производителей мотошлемов

При выборе шлема стоит обратить внимание на популярных производителей, которые уже заслужили доверие на рынке.

Лучшие производители мотошлемов:

Ценовые категории

Диапазон цен на мотошлемы достаточно велик, примерно от 5 000 до 50 000 рублей. Хороший шлем для езды по городу можно приобрести за 8-12 тысяч рублей.

Экономить и покупать самый дешевый шлем нежелательно, потому как бюджетные модели выполнены из некачественного пластика. Приобретать головной прибор за несколько десятков или сотен тысяч рублей стоит только профессионалам для участия в соревнованиях.

Выбор мотошлема – важная и ответственная задача. Данным элементом экипировки не стоит пренебрегать даже опытным и уверенным в себе мотоциклистам. Выбирать шлем следует тщательно, обращая внимание на производителя, материал, удобство. Перед покупкой следует измерить длину окружности головы, а также определится, какой тип шлема вам необходим.

Источник

Защитная экипировка: Мотоциклетный шлем

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Мотоциклетный шлем или мотошлем — средство пассивной защиты головы водителя при езде на мотоцикле или мотороллере. Обязателен к использованию мотоциклистами и водителями мопедов в большинстве стран мира. Помимо защиты головы в случае аварии, шлем предохраняет от встречного ветра, воды, камней, насекомых и пыли.

По статистике Министерства транспорта Великобритании, в 2005 году:

Содержание

История мотоциклетного шлема [ ]

В 1935 году легендарный Лоуренс Аравийский, полковник британской армии, прослуживший более 20 лет в разведке на Ближнем Востоке, в авиации и в танковых войсках, вышел в отставку и поселился на родине в графстве Дорсет. Лоуренс любил скорость и был опытным мотоциклистом, ему принадлежали (в разное время) восемь мотоциклов «Броу Супериор» (англ. Brough Superior). 13 мая 1935 года Лоуренс ехал по проселочной дороге поблизости от своего дома на мотоцикле «Броу Супериор» SS100 (англ. Brough Superior SS100). Шлема на нем не было. Внезапно на дороге появились двое детей на велосипедах. Пытаясь избежать столкновения с ними, Лоуренс совершил резкий маневр, потерял управление и упал, получив травму головы. Шесть дней спустя Томас Лоуренс умер не приходя в сознание. Трагедия произвела большое впечатление на одного из врачей, пытавшихся спасти жизнь Лоуренса — молодого нейрохирурга Хью Кэрнса (англ. Hugh Cairns). Кэрнс предпринял обширное многолетнее исследование, проанализировав 2279 случаев гибели мотоциклистов. Результаты научной работы Кэрнса, опубликованные в нескольких статьях в «Британском Медицинском Журнале» (англ. British Medical Journal) в период с 1941 по 1946 год сыграли важную роль в разработке и внедрении мотоциклетных шлемов.

Классификация мотошлемов [ ]

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Шлем типа «интеграл»

Мотошлема интегралы (интеграл; фулл фейс; full-face, integral ) – закрытый шлем, жесткая конструкция, защищает всю голову. Такой шлем подойдет для спорта и дорожного использованич, мотошлем интеграл, наделенный максимальными защитными характеристиками, комфортный и безопасный, подходит для каждодневного использования и для мотогонок. Наиболее рекомендуемый к использованию и покупке мотошлем.

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Мотошлем модульного типа (флип-фп, модулятор, flip-up) – закрытый шлем, жесткая конструкция, защищает всю голову. Этот тип мотошлемов может быть использована для каждодневной носки, но подойдет только для дорожного использования. Главное отличие такого шлема от шлема интеграла, наличие откидного подбородка, который поднимается вверх простым нажатием на кнопку.

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Шлема типа «джет» объединяет наличие защиты затылка и отсутствие защиты челюсти

Мотошлема открытого типа ( ¾; open-face; jet; опен фейс) – открытый шлем, жесткая конструкция затылочной/височной/лобной части.

Главный недостаток этого типа мотошлемов – отсутствие защиты подбородка, шлем закрывает затылочную, лобную и височную часть головы, для защиты глаз установлено ветровое стекло. Мото шлемы открытого типа – хорошо защищают все отделы головы, кроме подбородочной части, но за счет более открытой конструкции уступают интегралам по защитным характеристикам и уровню комфорта.

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Шлем типа «пол ореха»

Шлем “пол ореха” – закрывает только верхнюю часть головы, частично защищает височную область и затылок. Может комплектовать универсальным визором (стеклом) и/или козырьком.

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Внедорожные мотошлема имеют наиболее удлиненную областью подбородочной части (для обеспечения более большего пространства для простоты дыхания, т.е. более качественной вентиляции). Учитывая конструкцию таких мотошлемов для защиты глаз используются специальные мото-очки (кроссовые маски). По уровню безопасности соответствуют интегралам, наиболее дорогие кроссовые / внедорожные шлема более комфортны и вполне сравнимы по качеству отделки с мотошлемами класса интеграл. Мотошлемы внедорожные не пригодны для использования в «дорожных» условиях.

Мотошлем двойного назначения

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Шлем двойного назначения

Мотошлема дуал спорт (двойного назначения, dual sport helmet, enduro) – закрытый мотошлем, жесткая конструкция, защищает всю голову.

Такой тип мотошлемов отличается от предыдущего типа наличием опускающегося визора (стекла). Мотошлем эндуро обладает защитными свойствами внедорожногомото-шлема при этом мотошлем намного комфортнее чем кроссовый-мотошлем, благодаря наличию визора мото-шлем удобно использовать в любую погоду. Однако для мотокросса такой шлем не подходит, подбородочная часть этого шлема уменьшена, что несколько сокращает поток воздуха и при более активных нагрузках дышать в таком шлеме тяжелее.

Устройство и принцип работы мотошлема [ ]

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Мотошлем имеет несколько основных конструкционных особенностей, которые в принципе своем не изменяются уже довольно продолжительное время.

Однако сам материал, для отдельных составляющих мотошлема, постоянно меняется к более легкому и прочному.

Если раньше внешняя отделка мотошлема была изготовлена только из термопластика, то на сегодняшний день внешняя скорлупа из композита пластмасс со стекловолокном (фиберглас) уже в принципе вчерашний день, но об этом немного ниже.

Устройство современного мотошлема [ ]

Мотошлем состоит из двух оболочек, изготовленных из разных материалов и выполняющих разные функции. Объединённые в процессе изготовления, они должны распределять энергию удара на максимальную площадь и одновременно поглощать её.

Внешняя оболочка [ ]

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

По другому ее называют «скорлупой» или на англоязычный манер — шелл (shell — оболочка, каркас).

Времена когда для изготовления внешней оболочки мотошлема использовался только пластик, давно прошли, хотя низкокачественные шлема из китая, как правило подпольного производства, как раз и изготовлены из пластика.

Современный шелл мотошлема должен быть изготовлен, как минимум из композита пластмасс в тандеме со стекловолокном (фиберглас), так же используются материалы — карбон и волокна Dyneema. Встречаются так же мотошлемы с внешней оболочкой из карбона. Но лучшим вариантом считается сочетание различных материалов.

Ударопоглощающий слой [ ]

для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть фото для чего нужен шлем мотоциклисту. Смотреть картинку для чего нужен шлем мотоциклисту. Картинка про для чего нужен шлем мотоциклисту. Фото для чего нужен шлем мотоциклисту

Принцип поглощения удара мотошлемом

На первый взгляд представляет из себя пенопласт, однако если немного разобраться то пенопласт не простой а высокопористый способный поглощать энергию удара, этот материал одинаков и используется на всех сертифицированных мотошлемах.

Мягкий внутренний интерьер [ ]

От этой детали будет зависеть не только «тактильный» комфорт при носке мотошлема, но и так же свойства шумопоглощения шлема зависят от материалов использованных при изготовлении внутреннего интерьера шлема.

Все чаще производители пропитывают ткань внутреннего интерьера антибактериальными пропитками или вовсе используют материал Silver Cool, благодаря наличию серебряных нитей, бактерии погибают, внутренняя отделка мотошлема остается свежей с приятным запахом.

Еще одно новшество, использование материала HydraDry, такой материал отводит влагу от тела и быстро сохнет.

Внутренний интерьер бывает полноценно съемный, съемный частично (снимаются только щечки) или не съемный.

В зависимости от качества мотошлема, внутренний интерьер может иметь от пяти составляющих до многочисленных деталей.

Ремешок и застежка мотошлема [ ]

Важнейший элемент в конструкции, если ремешок будет не застегнут, мотошлем слетит с головы, шлем окажется бесполезен.

Вопреки практичности и удобству, предпочтение стоит отдать шлему не с застежкой быстрой фиксации, а с металлической застежкой в виде двух букв D ( D-RINGS). Для современных мотошлемов застежка с само-прижимной клипсой фактически не используется.

Визор мотошлема [ ]

Правильное название стекла для мотошлема – визор (visor), стекло, забрало, иногда на английском языке используется слово «shield» (щит, ограждение, нечто защищающее, пластина).

Визор мотошлема, при всей своей простоте, конструкции, на самом деле является одной из главных составляющих мотошлема. Визор защищает глаза мотоциклиста от встречного ветра, пыли, грязи и конечно от самого главного, от физических повреждений.

На сегодняшний день забрала (визоры) на мотошлемах имеют не только защитные свойства, но и свойства стойкости к запотеванию от выдыхаемого воздуха, свойства стойкости к царапинам. Тонированные визоры выполняют функцию солнцезащитных очков, прозрачные стекла так же не пропускают ультрафиолетовых лучшей, вредных для зрения человека при прямом воздействии. У некоторых фирм производителей, существуют даже визоры с диоптриями для мотоциклистов с близорукостью.

Связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты [ ]

Производство безопасных шлемов — сложный процесс, который вынуждает изготовителя нести значительные расходы на научные исследования, испытания и технологии. Поэтому в общем случае уровень безопасности шлема влияет на его себестоимость.

В то же время разработка и производство удобных, надежных и практичных шлемов также имеет свою цену. Поэтому стоимость шлема зависит также от его комфорта, веса, вентиляции, окраски, оформления, узнаваемости бренда, размеров партии, стоимости доставки, маркетинговой политики и так далее.

В результате, прямая связь между стоимостью мотошлема и уровнем защиты отсутствует.

Для определения степени защиты планируемого к приобретению мотошлема следует обращаться к результатам его сертификации и независимого тестирования

Сертификация и тестирование [ ]

В 1972 году National Highway Traffic Safety Administration («Национальная Администрация Безопасности Дорожного Движения на Хайвэях») объявила, что намерена разработать стандарт для сертификации мотоциклетных шлемов. На основе собранной за несколько лет информации и разработанных методик появился федеральный стандарт Federal Motor Vehicle Safety Standard 218, который сокращенно стали называть просто Стандартом Министерства Транспорта. Предполагалось, что проект стандарта будет откорректирован и принят в окончательной редакции в 1974 году, но никаких изменений так и не было внесено. Хотя ряд изменений был бы полезен для стандарта Министерства Транспорта, шлем, который сертифицирован этим стандартом, считается более безопасным в отличие от шлема, который не прошел сертификацию.

Мемориальный Фонд Snell (SMF) был учрежден в 1957 году, после аварии во время гонок и гибели в результате многочисленных травм головы автогонщика Уильяма «Пита» Снелла (William «Pete» Snell). Фонд был организован, как некоммерческая организация, изучающая травмы головы и способы их предотвращения с помощью защитных шлемов. На основании своих исследований Фонд разработал стандарт одобрения/сертификации шлемов, который постоянно улучшается и редактируется каждые пять лет.

Шлем, сертифицированный стандартами Snell, также маркируется стикером. Более того, так как стандарты Snell более требовательные, чем стандарты Министерства Транспорта, на данные шлемы одновременно наносится сертификационная марка «DOT». Если компания-производитель хочет получить сертификат Snell, она должна предоставить для проведения тестирования 5 шлемов. 4 шлема будут проходить собственно процедуру тестирования, а пятый экземпляр останется в Фонде в качестве образца. Если конструкция шлема проходит тесты, производитель заключает контракт с фондом Snell. По этому контракту SMF получает возможность закупать шлемы непосредственно у производителя и проводить постоянное тестирование, что обеспечивает контроль качества сертифицированной продукции. Сертификация DOT выдвигает меньшие требования. Производитель шлемов сам тестирует свою продукцию и определяет, соответствует ли конструкция шлема стандарту Министерства Транспорта. Хотя производитель даже не обязан сообщать в Министерство о результатах тестирования своей продукции, DOT иногда проводит свои собственные тесты, а также устраивает выборочные проверки. Как бы то ни было, так как производитель не обязан информировать Министерство о результатах тестирования, сертификация DOT целиком основана на принципе «доверия».

В 2001 году Министерство Транспорта провело выборочные проверочные тесты 40 шлемов. 20% шлемов не смогли пройти сертификационные тесты, среди них: AFX, Fulmer, HJC, M2R, NEXL, THH. Но даже после того, как данные Министерства Транспорта были опубликованы, никто не мог заставить производителей шлемов внести необходимые изменения в конструкцию шлемов, чтобы они действительно отвечали стандартам DOT.

Таким образом, когда вы покупаете шлем сертифицированный стандартом DOT, у вас нет никакой гарантии, проводилось ли тестирование этого шлема вообще, или нет. С другой стороны, шлем, сертифицированный стандартом Snell, гарантированно проходит тщательный анализ и постоянный контроль качества. Кроме того, шлем, получивший сертификат Snell, одновременно соответствует и превосходит требования стандартов Министерства Транспорта.

Тем не менее, стандарты DOT важны, потому что они устанавливают необходимый минимальный уровень требований, которому должен соответствовать мотоциклетный шлем. Данные стандарты спасли жизнь огромному количеству мотоциклистов. Однако если вы хотите быть уверены, что шлем, которым вы пользуйтесь, прошел тщательные и независимые тесты, тогда нужно выбирать шлем с сертификацией Snell.

Тем не менее, стандарты DOT важны, потому что они устанавливают необходимый минимальный уровень требований, которому должен соответствовать мотоциклетный шлем. Данные стандарты спасли жизнь огромному количеству мотоциклистов. Однако если вы хотите быть уверены, что шлем, которым вы пользуйтесь, прошел тщательные и независимые тесты, тогда нужно выбирать шлем с сертификацией Snell.

Третий стандарт подготовлен Экономическим Советом Европы (ECE), и, фактически, этот стандарт наиболее часто действует в различных странах – стандарт ECE 22.05 является обязательным в более чем 50 странах по всему миру. Тогда как все стандарты мотошлемов ставят своей целью контролировать характеристики мотошлема при защите головы мотоциклиста, некоторые технические требованиях стандартов существенно отличаются. Американские мотоциклисты пользуются преимуществом, так как стандарт ECE 22.05 не противоречит непосредственным образом стандарту DOT. Выборочные тесты показывают, что шлемы, сертифицированные стандартом ECE, также отвечают требованиям стандарта FMVSS 218. Конечно же, не все шлемы, сертифицированные стандартом DOT, будут отвечать требованиям стандарта ECE 22.05, потому что европейский стандарт требует, чтобы тестирование проводилось на более высоких скоростях по сравнению с DOT.

Другим преимуществом стандарта ECE 22.05 является обязательное требование проведения тестирования партии прежде, чем она поступает к мотоциклистам, ездящим по дорогам. Для потребителя это означает, что качество шлема отвечает стандарту ECE 22.05, который требует проведения обязательного выборочного тестирования каждой выпущенной партии шлемов прежде, чем она уходит с завода, вместо того, чтобы проводить выборочное тестирование продукции уже после того, как дилерам отправили тысячи единиц шлемов неизвестного качества.

Ни один из шлемов, разработанный по тому или иному стандарту, не может обеспечить максимальную защиту во всех типах аварий, и ни один из шлемов не может защитить мотоциклиста от всех возможных ударов. Шлемы могут разрабатывать так, чтобы они обеспечивали дополнительную защиту, например, полные шлемы в отличие от шлемов с открытым лицом, но дополнительная защита приводит к увеличению веса шлема.

Шлемы, сертифицированные стандартом ECE 22.05, разрешается использовать в соревнованиях AMA, CCS, FIM, Formula-USA и WERA, и ими пользуется почти каждый профессиональный мотогонщик, участвующий в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам, мотокроссу, а также в гонках по бездорожью, включая самые престижные мотогонки – Мото Гран-при. Мотошлемы, сертифицированные одновременно стандартами DOT и ECE 22.05, обеспечивают наивысший уровень защиты в реальных условиях, а также обладают невысоким весом, оказывающим влияние на комфортабельность во время использования на протяжении всего дня.

Сертификация мотошлемов SNELL [ ]

Данный стандарт разработан и поддерживается «Snell Memorial Foundation», компания расположена в Калифорнии (США), специалисты компании разрабатывают и тестируют мото-шлемы по нескольким критериям. Прототип модели шлема должен пройти ряд тестов для получения сертификата. Тесты – способность мото-шлема сохранять свою форму в процессе испытаний, позиционная устойчивость (насколько деформируется мотошлем после серии ударов и опасны ли эти деформации), тест на проникновение сторонних инородных тел, с разной силой под разными углами. Отдельное внимание уделяется подбородку мотоциклетного шлема и визору (тест на удар). Все тесты и требования схожи с сертификатом ECE. Вся продукция получившая сертификаты Snell должна проходить повторные испытания регулярно.

Рекомендательные стандарты Snell M2000/M2005 предполагают, что любой шлем должен главным образом защищать при ударах очень высокой силы. Эти стандарты были разработаны частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation (SMF), подготовившей также стандарты шлемов практически во всех возможных областях (конный спорт, велоспорт, скейтборд, лыжи, сноуборд и др.).

Шлем стандарта Snell выдерживает два сильных удара по одному и тому же месту, но это, к сожалению, достигается за счет снижения способности шлема поглощать энергию единичного удара. Действительно, при единичном ударе поглощающие свойства шлема, соответствующего стандарту Snell, используются не полностью, и голова подвергается излишним перегрузкам.

Кроме того, критикуются максимально допустимые по стандарту перегрузки в 300g. Известно, что уже 200-250g могут представлять серьезную опасность для здоровья, а перегрузки свыше 300g приводят к летальному исходу. Эксперты считают, что в идеале шлем должен передавать перегрузку не больше 200g, и время воздействия не должно превышать 2 мс.

Поэтому сертификация по стандарту Snell, как считают многие эксперты, является всего лишь маркетинговой уловкой. Платя 60 центов SMF за сертификацию шлема, производитель наклеивает на шлем соответствующий стикер и повышает цену на 30$ или 40$.

Сертификация мотошлемов DOT FMVSS-218 [ ]

В северной Америке наиболее распространен стандарт-сертификация для мотошлемов DOT FMVSS-218, при содействии правительства США. Более известна система сертификации мотошлемов под именем DOT. Стандарт DOT является обязательным для всех мотошлемов производимых и импортируемых на территорию США и Канады. Сертификация DOT подразумевает способность мото-шлема удерживать давление, удары и трение, проводятся тесты на способность мотоциклетного шлема сохранять свою форму в процессе испытаний (удар, давление, трение).

Максимальная перегрузка по стандарту DOT не должна превышать 250g.

В отличие от Snell, тесты стандарта DOT (как и европейских стандартов) изучают свойства шлемов при ударах умеренной, а не высокой силы, поскольку по данным статистики такие аварии составляют более 90% от общего количества.

Почему же так велик процент мотоциклетных аварий с умеренной энергией удара? В Европе и США проводятся специальные исследования, изучающие статистику аварийности. Эти исследования позволили сделать следующие выводы.

Во-первых, почти половина всех серьезных аварий с участием мотоциклов случается в городских условиях, при проезде оживленных перекрестков, скорость столкновения при таких авариях обычно не превышает 40 км/час. Также к серьезным последствиям приводит быстрая езда ночью, чаще всего в выходные, нередко в нетрезвом состоянии. В таких авариях зачастую нет других участников кроме самого мотоциклиста, не сумевшего, например, войти в поворот. Эти два типа аварий составляют 75% от общего числа серьезных аварий с участием мотоциклов.

Однако, несмотря на все вышесказанное, репутация американского стандарта DOT невысока, и тому есть объективные причины. Во-первых, DOT не менялся уже с 1985 г., в то время как, например, европейские стандарты постоянно развиваются, в них совершенствуются сами процедуры тестирования и добавляются новые требования к самым разным свойствам шлема. Во-вторых, DOT, в отличие от остальных стандартов, не требует внешней экспертизы. Производители проводят тестирование своей продукции на соответствие стандарту DOT самостоятельно, а покупатели вынуждены верить производителю на слово.

Сертификация мотошлемов ECE 22.05 [ ]

Для тестирования мотоциклетных шлемов на соответствие нормам ECE производитель отправляет продукцию в специальные центры, тестирование походит под контролем представителя Министерства транспорта.

Другое важное отличие стандартов Snell и ECE заключается в следующем. Утяжелители, используемые в испытаниях ECE, откалиброваны по размерам и весу (от 3,1 до 6,1 кг), и вес утяжелителя подбирается в зависимости от размера шлема. Действительно, энергия удара при падении зависит от массы головы, которая, в свою очередь, определяется ее размером. Путем использования в испытаниях утяжелителей разного веса стандарт ECE предписывает производителям конструировать шлемы так, чтобы головы любого размера были защищены одинаково.

Для испытаний по версии Snell тоже используются «головы» разных размеров, но одинакового веса. Такой подход плох не только тем, что во время тестирования при столкновении шлем размера XS подвергается воздействию точно такого же удара, как и шлем размера XXL, т.е. в итоге маленький шлем защищает лучше, чем большой той же модели. Использование в испытаниях утяжелителей одинакового веса часто требует распиливания зоны подбородка, что не может не сказаться на свойствах шлема. Это еще одна из причин, по которой многие инженеры считают американские тесты менее реалистичными по сравнению с европейскими.

Сертификация мотошлемов в России [ ]

Сторонние организации в России, могут произвести оценку и тесты(сертификацию) мотошлемов, но все испытания проходят по ГОСТУ 1984-1989 годов. Качество таких тестов можно оценить самостоятельно прочитав брошюру ГОСТа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *