для чего нужен сход развала
Зачем делать развал-схождение колёс?
При активной езде автолюбители меняют резину раз в 2-3 года, но неправильное положение колес по отношению к осям кузова и дороге сокращает период эксплуатации шин в разы. Новые колеса приходят в негодность, не проехав и 1000 километров. Своевременная регулировка углов установки сбережёт шины и ваши деньги.
Что такое развал-схождение?
На износ резины больше влияет схождение колёс — угол между плоскостью вращения колёса и линией направления движения. Схождение измеряют в градусах, определяя величину угла между плоскостями или в миллиметрах, высчитывая разницу между передними и задними точками колёс одной оси.
Первый признак неправильных углов схождения — визг резины при поворотах.
Развал колёс. Развал — это угол, показывающий положение колёс по отношению к поверхности дороги при взгляде на автомобиль спереди. Развал позволяет выяснить, как сильно отклонены колёса от своей вертикальной плоскости. При «нулевом» развале они не отклоняются ни внутрь, ни наружу. Износ шин в таком случае минимален.
Развал влияет на курсовую устойчивость и управляемость автомобиля, обеспечивая контакт шин с дорогой. Углы развала должны быть одинаковы с обеих сторон, иначе при движении машина будет отклоняться в сторону.
Непредсказуемость при вхождении в повороты, повышенный износ шин, «расхлябанная» подвеска, снижение манёвренности — все это повышает риск серьёзного ДТП. Развал и схождение колёс могут нарушиться после наезда на препятствие, повреждения диска, ремонта ходовой части. Отрегулированное положение колёс важны для устойчивости автомобиля на дороге — меньше склонность к опрокидыванию и заносу в экстремальных ситуациях, управление становится легче.
Как понять, что пора прибегнуть к регулировке колёс?
Регулировать углы установки колёс рекомендуют два раза в год, в качестве профилактики. Удобнее это делать при замене зимней и летней резины. В противном случае сигналом к регулировке углов будут следующие события:
Как регулируют углы?
Процедура проводится на 3D-стенде, с использованием оптических датчиков, что позволяет точно выставить правильные углы. Регулировка состоит из нескольких шагов:
Развал-схождение — процедура стоимостью около 1 700 рублей. Стоимость летней резины — от 8 000 рублей за комплект из 4 шин. Стоимость ремонта подвески стремится к десяткам тысяч рублей. Своевременное прохождение процедуры развал-схождения не только предотвратит опасные ДТП, но и сэкономит тысячи рублей на обслуживание автомобиля.
Сход-развал: что это такое, зачем нужен и в каких случаях делать? Стенды сход-развал
Характеристика
Итак, что это такое? Это параметр схождения и развала управляемых колес автомобиля относительно его кузова и дорожного полотна.
Схождение – это угол, который образуется между плоскостью колеса машины и осью рулевой тяги или симметрии. Положительный угол достигается, когда передние колеса сведены друг к другу по направлению движения. Также есть и отрицательное схождение. Здесь колеса направлены в разные друг от друга стороны.
Развал представляет собой угол, образующийся между плоскостью колеса авто и дорогой. Если верхняя часть колена наклоняется в сторону кузова, тогда настроен отрицательный развал. Если в сторону от кузова, тогда он положительный.
Когда на автомобиле данный параметр отрегулирован со значительными отклонениями, то автомобиль может уходить от прямолинейной траектории. Также может наблюдаться износ протектора с одной стороны. Правый и левый углы развала по их величине должны быть максимально близкими. Разница между двумя углами не должна быть более 30 минут.
Вот что это такое – сход-развал. Но есть еще один угол, который влияет на управляемость и устойчивость. Это кастор. Он образуется между осью, в которой колесо поворачивается, и вертикалью сбоку. Когда водитель полностью выкручивает руль, то диск должен наклониться в сторону поворота.
Кастор очень важен. Если будет разница в углах левого и правого колеса, то это приведет к тому, что машина будет уходить с прямолинейной траектории.
Зачем это нужно?
Для водителей, которые управляют автомобилем давно, ответ на данный вопрос хорошо известен. Кто хотя бы один раз двигался на машине, где развал-схождение колес не отрегулированы, тот затем значительно лучше будет чувствовать машину на дороге, и выработается реакция на даже незначительные отклонения этих важных углов от нормы.
При управлении автомобилем водитель должен получать удовольствие и отдыхать. Инженеры для этого и придумали данные углы, чтобы на дороге можно было чувствовать себя максимально комфортно и безопасно.
Преимущества настроенного параметра
Если на автомобиле правильно отрегулирован развал-схождение колес, то у него хорошая курсовая устойчивость и минимальные отклонения от прямолинейности движения. Машина отлично управляется, имеет маневренность. При движении водитель не устает. Хорошо выставленный параметр снижает риск заносов и опрокидывания авто в случае экстремальных ситуаций. Также машина имеет отличный накат, экономится топливо, а шины изнашиваются минимально.
Когда углы нарушены
Такое авто может подвести владельцы в любой момент. К примеру, если ехать по сухому асфальту еще можно, то при необходимости двигаться по мокрому или скользкому участку машина может ехать, куда ей захочется. Ее постоянно нужно удерживать, корректировать при движении. При этом автомобиль становится источником серьезного риска не только для водителя и пассажиров, но и для других авто и пешеходов.
Мало кто задумывался над строчками из сводок о ДТП, где пишут, что водитель не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Чаще всего это следствие неверных углов установки колес. В Европе проверка углов сход-развала – это обязательная процедура при прохождения технического осмотра.
Когда следует проверить?
Опытные автовладельцы точно знают, что после любых манипуляций, связанных с заменой деталей в подвеске и ходовой части авто, нужно как минимум проверить углы. Для начинающих рекомендуется проверять и посещать стенд сход-развала после следующих операций:
Проверить данный параметр стоит, если автомобиль изменил свое поведение. Так, часто признаками неверных углов является увод машины в сторону или изменение положения руля при движении прямо. Если машина плохо держит дорогу, появилась запоздалая реакция на поворот руля, тянет в сторону при торможении, то все это сигналы к тому, что необходимо срочно посетить СТО.
Нужно ли делать сход-развал после замены покрышек с летних на зимние и наоборот? Специалисты утверждают, что это не обязательно. Но это нужно, если шины изнашиваются очень быстро.
В целом, настройка углов необходима после вмешательства в рулевую систему и подвеску. Во всех других случаях посещать стенд сход-развала не обязательно.
Оборудование
Все необходимые регулировки можно выполнять в гараже с помощью подручных средств, если нужно быстро сделать сход-развал после замены шаровых. Для точной регулировки в гараже понадобится отвес, транспортир и линейка. Но лучше воспользоваться услугами СТО. Там более точное и современное оборудование для схода-развала.
Раньше у гаражных мастеров пользовалась популярностью специальная линейка для регулировки схождения. Она и сейчас кое-где применяется – это удобно и не требует особых навыков. Линейка эта пользовалась популярностью еще и потому, что ее можно было изготовить из всего, что есть под руками.
Оптический стенд
Но постоянно придумываются все новые и новые системы, позволяющие облегчить человеческий труд. Со временем линейка сменилась оптическим оборудованием. Несмотря на активную рекламу 3D-компьютерных стендов, агрегаты типа СКО-1 используются на некоторых станциях. Кстати, данный прибор выпускается и сегодня, хотя разработан он был в середине прошлого столетия.
Затем появился новый прибор – оптический СКО-1М. В базовой комплектации система позволяет замерять углы с колесами диаметром от 18’.
Лазерное оборудование
Затем стали появляться лазерные стенды – их и можно встретить в большинстве СТО, предоставляющих услугу сход-развал. Что это такое? Эти агрегаты значительно точнее, в отличие от оптических решений. Удобство в том, что данные в режиме реального времени выводятся на монитор. В памяти компьютера, который управляет системой, уже есть данные о необходимых углах установки колес для большинства автомобилей. Это профессиональное оборудование для сход-развала.
Компьютерные комплексы
Затем технологии пошли еще дальше, и доставка информации от колес авто к монитору стала беспроводной, в отличие от лазерных установок. Кабели доставляли в процессе работы массу неудобств. В случае с беспроводным оборудованием на каждое колесо устанавливается специальный прибор, который и показывает углы. При таких замерах каждое из колес вывешивается и прокручивается вместе с датчиками. Это делается, чтобы компенсировать биения. На эти процедуры нужно затратить небольшое время.
3D-стенды
Это поколение устройств значительно изменило привычную работу автосервисов. На колеса авто устанавливают специальные насадки. Информация с них после прокатывания машины вперед и назад считывается камерами. Далее результаты сравниваются с номинальными значениями.
Затем показатели выводятся на монитор компьютера с подсказками по тому, как выполнять ту или иную регулировку. Технология позволила увеличить не только скорость работы, но и качество настройки.
Преимущества 3D-стендов для автовладельца
Преимущества есть. Это высокое качество измерений, а значит, более точная настройка. Также в этом оборудовании есть новейшие базы от всех производителей автомобиля. Кроме того, услуга наглядная: на экране в режиме реального времени автовладелец может видеть, как меняются углы при регулировке мастером. Затем, по окончании процедуры, выдается распечатка с параметрами до и после настройки. Если руль установлен ровно, то все сделано правильно.
Правда и ложь о 3D-стендах
Считается, что старые лазерные стенды – это архаика. Но многие посещают их. Все потому, что такое оборудование долговечно, а эксплуатировать его очень просто. Стоимость комплекса более низкая, а значит, низкая цена за услугу. Но многие ссылаются на малую точность результатов. И нужно заметить, что цена за компьютерный сход-развал и лазерный практически одинаковая. Получается, что станции берут более высокую плату за то, что должно стоить дешевле.
Лазерные стенды на самом деле точнее, чем компьютерные. И с этим согласятся опытные специалисты. Все будет иначе, если стенд неверно откалиброван. Тогда действительно имеется погрешность. Но калибровать нужно и компьютерные системы. Если калибровка неверная, то и показатели будут с погрешностью.
Есть и другие факторы в пользу устаревшего лазерного оборудования – это отсутствие радиопомех.
Человеческий фактор
Важно помнить, что главенствующая роль в процессе настройки заключается не в стенде, а мастере, который оказывает услугу.
Что касается лазерных, то на них работают чаще всего люди, имеющие большой опыт. Чаще такие люди работают сами на себя. Они не могут приобрести дорогой современный компьютерный стенд, но сумеют на старой технике сделать регулировку точнее.
Да и большую часть времени в процессе занимает не сама настройка, а отворачивание закисшего крепежа.
Где сделать сход-развал, каждый волен выбирать самостоятельно, но ситуация на этом рынке сегодня именно такая. Поэтому лучше отдать предпочтение лазерному оборудованию.
Заключение
ЧТО ТАКОЕ СХОД-РАЗВАЛ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ
Развал-схождение (распространены также такие названия сервисной операции как сход-развал и регулировка углов установки колес или же сокращённо РУУК) – это процедура, направленная на регулировку колёс относительно кузова. Если сход-развал не выполнен или сделан неграмотно, это чревато для транспортного средства и его владельца рядом проблем:
Результат развал-схождения – обеспечение транспортному средству правильного положения колёс при разных углах поворота и на различных скоростях.
Прямое влияние оказывается на уровень безопасности движения. Если с развал-сходом всё в порядке при плотном трафике водитель в самый неожиданный момент обеспечит оперативное изменение траектории движения. При повороте не возникнет скольжения, а после прохождения поворота транспортное средство легко вернёт своё первоначальное положение.
Развал-схождение: геометрические показатели
Развал-схождение относится к регулируемым параметрам.
Главные геометрические показатели – это:
Угол схождения
Средние значения углов схождения:
Сумма углов для левого и правого колеса образует полное схождение.
Если схождение левого и правого колеса равны, это половинчатое схождение.
Допуск в отклонениях схождения на каждое колесо на автосервисах составляет ±5′.
Угол развала
Угол развала (или просто развал) — угол, образованный между вертикалью и плоскостью вращения колеса.
Средние значения угла развала:
Конструктивно транспортные средства разнятся и исходные углы развала разнятся. Бывает нулевой, отрицательный и положительный угол.
Теория:
Практика:
Угол наклона оси (кастер)
Существуют продольные углы наклона оси поворота. Они регулируемы. Могут менять значение под воздействием веса груза в багажнике транспортного средства. Допуск для левой и правой стороны не может превышать значение 0°15′-0°40′.
Также существуют поперечные углы наклона оси поворота. Они нерегулируемы.
Обычно, когда на шиномонтаже говорят про угол наклона оси, имеется в виду продольный угол оси поворота. Он расположен между перпендикулярной плоскостью к поверхности дорожного полотна и плоскостями симметрии колеса. Кастер показывает отклонение положения колеса относительно стойки амортизатора.
Расстановка осей и колёс
Под расстановкой осей подразумевают интервал между серединой передней оси и серединой задней оси.
Под расстановкой колёс подразумевают интервал между серединами колес конкретной оси.
Чем выше величина параметра расстановки осей, тем больше пространство салона. Чем меньше величина этого параметра, тем выше маневренность.
Нужно ли делать балансировку после сход-развала?
Как таковые сервисные операции, касающиеся развала схождения и балансировки, не взаимосвязаны. Поэтому нет чёткого правила: сделали РУУК – приступите к балансировке.
Важно понимать, что цели у этих процедур совершенно разные:
Но на практике при техническом обслуживании РУУК действительно делают часто в тандеме с балансировкой. И здесь есть две причины:
Обе процедуры для профилактики рекомендуется выполнять каждые 7 00 000 – 8 000 км пробега, для старых автомобилей при езде по плохим дорогам и каждые 15 000 – 20 000 км.
Но, если речь идёт не о плановой диагностике и техобслуживании, то показания, которые являются громким звоночком для проведения той и иной сервисной операции, – разнятся.
Так «показанием» к РУУК выступает смена покрышек, монтаж новых дисков, регулярная езда с пробуксовкой. Балансировку же делают, если покрышки повреждены с одной стороны, беспокоит работа подвески (чувствуются удары), выполнялся ремонт ходовой.
Правда, если выполняется ремонт ходовой, не нужно сразу «пороть горячку». Необходимость проведения РУУК зависит от того, что конкретно меняли, и диагностических мероприятий. Если была демонтирована рулевая рейка с целью регулировки прижима или замены пыльника, то высока вероятность, что диагностика покажет: параметры не сбиты.
Если же проводилась замена рулевых наконечников, обстоятельства несколько иные. РУУК показан в обязательном порядке. И диагностические мероприятия в этом случае целенаправленно ориентированы на решение такого вопроса, насколько отклонились геометрические параметры.
Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?
У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.
Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.
Порой возникает такая ситуация, что РУУК автомобилист выполняет регулярно, а с заменой сайлентблоков медлит. Это недопустимо. РУУК в том случае «адаптивен» не под норму, а под деформации, которые неизбежны из-за состарившихся сайлентблоков.
Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.
Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор?
РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.
При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.
Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?
А вот после замены амортизаторов РУУК – необязательная процедура, хотя автовладельцы как-раз часто воспринимают замену амортизаторов в качестве прямого стимула отправиться сделать сход-развал.
Дело в том, что хоть эти автозапчасти не оказывают прямого влияния на рулевое управление. У них нет «власти» над рулевыми тягами.
Как регулируется развал схождение?
Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
Работы всегда рекомендуется начинать с настройки развала, а не со схождения. Потому что при коррекции схождения на развал вы не повлияете, а если поступите наоборот, то в случае ошибок, допущенных на начальном этапе, все настройки «полетят».
Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.
Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:
Чем SENSYS Engineering полезен в освоении технологий РУУК?
SENSYS Engineering предлагает своим слушателям базовый электронный тренинг и система проверки знаний «Шины, диски и шиномонтаж». Это 16 интерактивных модулей и система тестов, которые «заточены» на освоение таких вопросов, связанных с устройством колёс автомобилей, дисков и шин транспортных средств, маркировкой, системой контроля давления в них.
В доступном и при этом информативном (концентрированная подача) виде рассматривается вопрос обслуживания и эксплуатация шин и дисков колес транспортных средств.
Общее (ориентировочное) время изучения материала: 10 часов. При этом так как продукт электронный, слушатели могут изучать материал в наиболее удобном для себя ритме.
Что такое сход-развал и зачем он нужен?
Сход-развал (развал-схождение) – это регулировка колес автомобиля относительно кузова, которая предполагает два этапа: сход и развал. Именно от того, насколько правильно отрегулированы колеса, зависит управляемость машины и, как следствие, Ваша безопасность. Плохое вхождение в поворот, быстрый износ резины – это лишь некоторые последствия неграмотного выполнения развал-схождения.
Ранее регулировка колес производилась при помощи специальных свесов. Однако сегодня на смену им пришли современные стенды, оснащенные оптическими датчиками. Они позволяют провести компьютерную диагностику и получить максимально точные значения.
В этой статье Вы узнаете, что такое сход и развал и зачем они нужны, а также прочтете о том, когда стоит выполнять регулировку угла колес и почему это следует доверить опытному мастеру.
Что такое развал?
Развалом называют угол, который образуется между плоскостью колеса и вертикальной прямой. Иными словами, это отклонение колеса по вертикали.
Положительный развал отмечается тогда, когда верхние части колес, расположенных на одной оси, находятся дальше друг от друга, чем нижние. Такой развал намеренно настраивается на грузовых автомобилях. Дело в том, что при нагрузке колеса выходят в ноль.
Об отрицательном развале говорят тогда, когда верхние части колес, размещенных на одной оси, находятся ближе друг к другу, чем нижние. Такой развал характерен для спорткаров: он позволяет максимально устойчиво входить в повороты на высокой скорости.
Когда расстояние между верхними и нижними частями колес на одной оси одинаковое, говорят о нулевом развале. Именно в этой ситуации гарантируется минимальный износ резины.
Что такое схождение?
Термином «схождение» обозначают угол между плоскостью вращения колеса и продольным сечением авто. Если передние части колес находятся ближе друг к другу, чем задние, отмечается положительное схождение. Если задние части колес находятся ближе друг к другу, чем передние, говорят об отрицательном схождении.
Неправильное схождение гораздо больше влияет на износ шин, чем неправильный развал.
Как понять, что регулировка углов установки колес (передних или задних) неправильная?
Неправильный сход-развал дает о себе знать следующими признаками:
На что влияет сход-развал?
Правильно отрегулированный угол колес обеспечивает Вашему автомобилю устойчивость на любом покрытии и образцовую управляемость. Также минимизируется износ шин, снижается вероятность заноса и повышается топливная экономичность.
Последствия неправильного развала-схождения
Неопытные автолюбители нередко решают справиться с проблемой самостоятельно. Специалисты крайне не рекомендуют так делать, поскольку от Ваших действий зависит безопасность всех участников дорожного движения.
Если на сухом полотне авто остается более-менее управляемым, то на мокром или обледенелом покрытии его сильно «заносит» вправо и влево. Чтобы удержать машину, приходится постоянно корректировать направление движения рулевым колесом. Такое непредсказуемое поведение существенно повышает вероятность ДТП. Кстати, неправильная настройка углов колес довольно часто становится причиной выезда транспортного средства на встречную полосу и серьезных аварий.
Когда делать развал-схождение колес?
Эксперты советуют выполнять регулировку углов колес каждые 20 тысяч километров пробега. Выполнить развал-схождение внепланово придется после:
А вот после замены шин, стабилизаторов и амортизаторов выполнять развал-схождение необязательно.
Как делают сход-развал?
Прежде чем приступить к регулировке угла колес, опытный мастер выполняет ряд подготовительных мероприятий:
Если автомобиль успешно прошел все испытания, осуществляется регулировка развал-схождения при помощи современного оборудования. По окончании манипуляций Вы получаете распечатку с характеристиками: угол развала правого и левого колеса (для обеих подвесок) и угол схождения, угол движения авто и др. Здесь указаны значения до и после регулировки.
Полный комплекс услуг по техническому обслуживанию автомобилей (в том числе и регулировка развала-схождения) оказывают специалисты автосервисов официального дилера Peugeot FAVORIT MOTORS. В нашем распоряжении – инновационная техническая база и профессиональный инструмент. Все мастера техцентров прошли аттестацию Peugeot. При выполнении работ мы используем только оригинальные запчасти и расходные материалы и руководствуемся установленным производителем регламентом. К Вашим услугам – доступные цены, интересные акции и программа лояльности.
Развал, схождение, кастор: все, что нужно знать об углах установки колес
Она, если не копать слишком глубоко, в этом случае проста — знакома и понятна всем, кто хоть немного касался технической литературы. Вкратце напомним.
Нет нужды знать и тем более помнить значения углов для своего автомобиля, которые есть в каждом мануале и должны быть в программах у сервисов, предлагающих услугу регулировки развала-схождения. Вряд ли кто-то сейчас будет делать ее самостоятельно, вооружившись веревкой-рулеткой и отвесом или уровнем. Тем не менее надо понимать, что износ «резины» при ушедших углах — лишь видимый результат. Из незримого — ухудшившаяся управляемость из-за меньшей площади контакта шин с дорогой. Руль, рвущийся из рук от изменившегося плеча обкатки — расстояния между осью вращения колеса и осью его поворота. Наконец, нестабильное поведение на прямой.
Иной раз можно наблюдать сильно положительный развал.
Характерный пример этого — Tatra, которая с переходом на хребтовую раму и подвеску с качающимися полуосями (слева направо: прототип 1926 года, T111 1951-го и T813 1967-82 гг.) получила в порожнем варианте заметный положительный развал колес задней тележки. Но при загрузке углы выводятся в ноль, обеспечивая полное пятно контакта и равномерный износ шин
Конкретно отрицательный развал — удел спортсменов.
Есть еще один угол, о значении которого забывают или принижают его — продольного наклона оси поворота. Кастор или кастер.
С кастором тоже «играют», но также лишь в спорте и при тюнинге.
Ну а что нужно знать об углах установки колес в практическом плане, применительно к эксплуатации? Еще раз скажем: то, что они уходят! И главный виновник здесь — сайлентблоки рычагов. Их резина со временем деформируется, ось получает свободу, угол развала меняется. При этом колеса, вставшие «домиком», уводят в минус и схождение. Что интересно: при небольшом изменении угла развала куда более значительно изменяется схождение. Такова конструкция подвески. Получается так: колеса «домиком» совсем чуть-чуть, а износ шин не обязательно неравномерный, но сильный, поскольку, в первую очередь, именно сбитое схождение «съедает» колеса. А уже во вторую — неправильный развал.
Впрочем, применительно к конкретным моделям автомобилей вряд ли грамотный мастер возьмется точно сказать — здесь проходит столько, там вдвое меньше. Многое зависит от качества установленных запчастей и от стиля езды. То же касается кастора, но не везде.
Так когда же все-таки нужно регулировать углы установки колес, с какой периодичностью? И как выбрать сервис, в котором механики все сделают грамотно и с первого раза?
— Владельцам некоторых автомобилей можно не беспокоиться — развал у них не регулируется, только схождение. Речь, например, о внедорожниках с цельными мостами. У них регулируется только схождение спереди, иногда, как на старом мостовом Cherokee, кастор. А если развал нарушен, то виновна в том, скорее всего, погнувшаяся балка. Так бывает, например, у TLC 80. Здесь — либо выправлять, либо покупать другую.
На большинстве «бюджетников» и некоторых моделях C-класса (да и не только) сзади нечего регулировать, поскольку там используется торсионная балка. При нормальной эксплуатации углы держатся весь срок службы автомобиля.
Также есть ряд моделей (даже марок) и с передними независимыми подвесками, где не предусмотрена возможность регулировки развала. Производитель при этом подразумевает, что при исправных и неповрежденных элементах подвески основные углы (развал и кастор) будут в пределах допустимых значений. Это многие Volvo, Mazda, едва ли не все Audi, BMW кроме X5, Honda Accord последних поколений, Ford Focus I и II. Конструкция может быть как McPherson, так и двух- или многорычажка. Что надо знать в этом случае? Во-первых, схождение регулируется все равно, поскольку в сайлентблоках происходит естественная усадка, и углы все же меняются. Во-вторых, при нарушении развала/кастора уже надо менять изношенные (помятые) элементы. С другой стороны, могу точно сказать, что при подобном решении допуски по развалу больше и углы обычно держатся дольше — производитель здесь, как правило, закладывает несколько больший запас прочности.
Казалось бы, такое решение — мечта для «развальщика»: крутанул схождение, и готово. А если не «бьется» развал — извольте на замену деталей за отдельные деньги. Однако часто бывает, что основные углы вроде находятся в поле допуска, но назвать их сочетание идеальным нельзя, желательна коррекция, при том что регулировка не предусмотрена! Как объяснить владельцу машины, что углы «в зеленой зоне», но при этом возможен увод в сторону и износ резины? Например, модели с внутреннего рынка Японии обычно требуют корректировки углов под наше правостороннее движение. Тут получается, что водитель находится справа, и уклон наших дорог также вправо. В Японии эти факторы взаимно компенсировались. Если не подправить углы под наши условия, наверняка будут и правый увод автомобиля, и неравномерный износ колес. Когда предусмотрена регулировка развал/кастор — проблем нет. Отрегулировал, и душа спокойна, не стыдно человеку через полгода в глаза смотреть. А когда регулировать нечем? Поэтому по мне лучше, чтобы регулировка была предусмотрена, особенно при эксплуатации в наших условиях.
Сзади при многорычажных схемах или McPherson развал и схождение регулируются всегда либо почти всегда. Выходят за рамки допусков по тем же причинам (сайлентблоки), правда, здесь бывают исключения. В частности, вспоминается Nissan R`nessa и Serena то ли первого, то ли второго поколения. На них независимая подвеска с упругим элементом в виде поперечной рессоры собрана на подрамнике — ничего необычного. Однако сам он со временем рвется — по металлу. Как тут углы установишь? Только менять весь узел!
В любом случае присматривать за углами надо. У нас есть постоянные клиенты, которые раз в полгода (например, при сезонной смене шин) заезжают на проверку. Так им спокойней, тем более что перед и во время регулировки мы осматриваем подвеску. Иногда маленький люфт в рулевом наконечнике виден только по шкале схождения на стенде — руками не прощупывается.
Хотя, конечно, если машина нормально управляется, а износ «резины» в пределах сезона незаметен, то повторять процедуру можно с меньшей частотой. Другое дело переход на нештатный колесный размер с вылетом. И тем более ремонт подвески. Тут тоже есть варианты. Например, при замене шаровых на детали того же производителя, что были установлены, развал можно не делать. Но в противном случае, а также, разумеется, при смене сайлентблоков регулировка углов обязательна. Да что сайлентблоки — даже новые пружины изменяют кастор, а вместе с ним и развал, и схождение. Больше это заметно на McPherson. На «Жигулях» вообще замены чего ни коснись, после всего нужно ехать на стенд. И еще одно наблюдение по качеству запчастей — какое-то время назад в продаже попадались шаровые опоры, с которыми развал не выводился в нужные значения. Хотя с виду они не сильно отличались от оригинала.
А как выбрать сервис? Я предлагаю следующий вариант: по телефону поинтересоваться, сделают ли «Ниву», Mitsubishi Pajero второго поколения или Nissan Terrano первого? Если да, то можно смело ехать с любым другим автомобилем.
«Крутизна» стенда не играет решающей роли. Опытный мастер все сделает на отвесах и уровнях. Современное же оборудование (сейчас за рубежом есть такое, что видит углы без отражателей — пока автомобиль заезжает в бокс) лишь упрощает работу, сокращает время операции. Смотреть нужно за мастером — проверил ли он давление в шинах, сделал ли дефектовку подвески?
Стоит отметить — при каких-то проблемах с управляемостью не всегда надо пенять на углы установки колес. «Резина» попадается с дефектами. Рейки зажимают так, что руль после поворота не возвращается обратно. Столь же бездумно обжимают шаровые и рулевые наконечники.
Еще один нюанс. Совсем небольшая разница в износе колес на передней оси гарантированно приводит к уводу в сторону. Например, при сезонной замене покрышек владелец не подписал, где какая стояла, и при следующей «переобувке» получается смесь передних и задних колес на одной оси. Внешне это почти незаметно, а машину «тянет». Сложно также бывает объяснить клиенту, какова связь ржавых и заклинивших направляющих тормозных суппортов на увод с прямолинейного движения. Словом, не все в силах того, кто делает развал-схождение.
Вообще это в чем-то даже творческая работа. Приходится периодически иметь дело с нестандартными конструкциями и так же по-особому на них «реагировать». Был как-то не старый еще переднеприводный Lincoln, уже не помню какой модели. Так у него развал регулировался по верхним чашкам стоек, каждая из которых состояла из двух частей, прихваченных точечной сваркой. Ее надо было высверлить, поймать угол и потом посадить на болты…