для чего нужен сценарий
Виктория Кучерук: «Когда мне нужно что-то написать, вселенная как будто дает подсказки»
– Вы всегда мечтали писать сценарии?
– С детства представляла себе идеальную картинку, как сижу в своем доме и сочиняю истории. Сначала я думала, что буду писать сказки. Когда заканчивала школу, хотела пойти по маминым стопам (у меня мама – историк) и думала, что буду такой «Радзинский в юбке». Но я не поступила, не хватило пяти баллов. Мне принципиально было учиться на бюджете, и я выбрала психологический факультет. Там я быстро поняла, что писать книги по психологии – это не мое. И я вернулась к идее написания книг художественных. Потом пришло осознание, что литература не такую важную роль играет в жизни современной молодежи, как, например, кино. И поймала себя на мысли, что хочу попробовать себя в сценарном мастерстве.
– Где учат такой профессии?
– Я прошла курс переквалификации на сценариста при Институте телевидения и радиовещания «Останкино». Там отучилась год и получила первые навыки. С этого времени начался мой путь в сценарном мастерстве.
– Сложно было начинать? Куда вообще можно пойти с дипломом, но фактически без опыта?
– Когда ты получаешь диплом о переквалификации от киношколы, то сталкиваешься с ужасной правдой жизни – ты никому не нужна. После окончания курсов я какое-то время пыталась устроиться хоть куда-нибудь, но никто не брал. Мой мастер Ксения Гамалея посоветовала участвовать в питчингах. И год я участвовала, писала сценарий своего первого полного метра – и он выстрелил. Я выиграла с ним пять питчингов, поступила в магистратуру ВГИКа. Сейчас я пишу магистерскую диссертацию. После первой победы меня пригласили в авторскую группу, которая сотрудничает с каналом «ТВ-3», мы писали проекты для дневного эфира. Это непередаваемое ощущение, когда ты видишь свою, пусть небольшую серию на 20 минут. После еще одной победы я попала в одну кинокомпанию, полгода работала там штатным автором. В настоящий момент я сотрудничаю с продюсером Василием Ровенским. Путь от поступления на курсы до сегодняшнего дня занял шесть лет.
– Так как же все-таки пишутся сценарии? С чего все начинается?
– Когда мне нужно что-то написать, вселенная как будто подсказывает. Например, идея моего сценария «Морок» появилась, когда я жила в Карелии. Мне в руки попала небольшая статуэтка языческого бога. Я помню момент, когда стояла на берегу Ладожского озера и подумала: а что бы делал языческий бог, будь он жив сейчас? Чем бы он занимался в современном мире. И я стала раскручивать эту мысль: кем бы он работал, какой бы у него был бэкграунд… И всё раскрутилось до того, что я подала эту историю в качестве заявки на питчинг. И там редакторы помогли мне довести мою заявку, достаточно сырую, до сценария полного метра.
«Я поняла, что в сценарном мастерстве гораздо больше математики, чем вдохновения»
Сценарное мастерство: как создать отличный сценарий
Театр начинается с вешалки, а театральная постановка – со сценария. Пытаться поставить спектакль или снять фильм без сценария – все равно, что пытаться пересечь океан без всякой навигации.
Сценарий в его общем виде может понадобиться и тем, кому приходится выступать на публике. Возможно, вам уже приходилось испытывать неловкость, произнося речь перед аудиторией. Если это так, причиной этому могут быть неумение пользоваться приемами риторики или неправильно подготовленный сценарий выступления. Для решения первой проблемы рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «Современная риторика», где вы научитесь хорошо говорить, правильно вести себя на сцене, пользоваться ораторскими приемами и многому другому, что позволит вам успешно выступать перед любой аудиторией.
Ну а начало решению второй проблемы положит наша статья. Что такое сценарное мастерство, почему сценарий так важен и как освоить основы сценарного мастерства, мы и расскажем далее.
Что такое сценарий и почему он так важен?
Сценарий – это руководство для продюсеров, режиссера, актеров, съемочной группы. Сценарий является общей почвой, с которой все в фильме будут работать от начала до конца производства.
Он рассказывает полную историю, содержит все действия и диалоги для каждого персонажа, а также описывает персонажей визуально, чтобы кинематографисты могли воплотить их стиль, внешний вид или атмосферу в реальность. Поскольку сценарий является своего рода чертежом фильма или телешоу, он отражает и стоимость проекта.
Создание фильма требует тщательного планирования бюджета. Например, если сценарий содержит спецэффекты и сцены в разных локациях, то бюджет должен быть значительно выше, чем в фильме, в основном ориентированном на диалог.
Итак, откуда же берется сценарий? Обычно он создается одним из следующих способов:
Хотя может показаться, что адаптированные сценарии писателю легче готовить, так как история уже есть, тут есть свой набор проблем.
Чрезвычайно страстные поклонники оригинального материала могут быть очень жесткими к сценаристу (поклонникам комиксов и научной фантастики, как известно, трудно угодить).
К тому же, материал должен быть написан в формате сценария, который очень отличается от того, как пишутся книги. В самых общих чертах, сценарий – это документ на 90-120 страницах, написанный шрифтом Courier 12pt. Интересно, почему используется шрифт Courier? Это вопрос времени. Одна отформатированная страница сценария в шрифте Courier равна примерно одной минуте экранного времени. Вот почему среднее количество страниц в сценарии должно составлять от 90 до 120 страниц.
Секреты сценарного мастерства от успешных сценаристов
Для создания стоящего фильма, спектакля, шоу и любого вида представления человеку требуется особое сценарное мастерство, так же как для исполнения ролей необходимо актерское мастерство. К слову, у нас есть соответствующий курс, где начинающие актеры узнают о существующих театральных системах и освоят искусство перевоплощения и переживания. Ну а сейчас мы поделимся секретами сценарного мастерства известных деятелей этой сферы.
Персонажи никогда не говорят то, чего они хотят на самом деле
Все дело в подтексте. Эрнест Хемингуэй лучше всего выразился, ставшей теперь знаменитой, цитатой: «Если писатель достаточно хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить известные ему подробности. Величавость движения айсберга обусловлена тем, что над водой видна только одна девятая его часть».
Когда персонажи раскрывают свои секреты, нет места для открытия, таким образом, ничто не удерживает внимание аудитории.
Это один из самых больших секретов написания сценария. Навык необходимо освоить и постоянно оттачивать, и если вы сумеете выполнить то, что советует Хемингуэй, вы заметно продвинетесь к тому, чтобы стать хорошим сценаристом.
Спросите себя: «Так ли необходимо персонажу передавать эту информацию?»
Дэвид Мэмет (киносценарист, лауреат Пулитцеровской премии 1984 года за пьесу «Гленгарри Глен Росс»), задающий этот вопрос, считает, что если ответ «нет», то лучше вырезать эту информацию. «Потому что вы не ставите аудиторию в такое же положение с главным героем – я пытаюсь принять это как абсолютный принцип. Я имею в виду, если я пишу не для публики, если я пишу не для того, чтобы им было легче, тогда для кого, черт возьми, я это делаю? И вы следуйте этим принципам: сокращайте, создавайте кульминацию, оставляйте экспозицию и всегда продвигайтесь к единственной цели главного героя. Это очень строгие правила, но именно они, по моему мнению и опыту, облегчают задачу аудитории».
Помните: действие говорит громче слов
«Если вы притворитесь, что персонажи не могут говорить, и напишете немое кино, вы напишите большую драму», – Дэвид Мэмет обучал этому свой писательский персонал.
Хороший диалог часто является результатом того, что сценарист не пишет ни одного диалога. Это может звучать как оксюморон, но это правда. Гораздо больше мы узнаем о персонажах через их действия и реакции.
Посмотрите, как много мы узнаем о характере Антона Чигура в его вступительной сцене в фильме «Старикам тут не место». Он безжалостный убийца, и мы узнаем это через его действия и реакции. Красота этого заключается в том, что когда герой что-то говорит — зритель его слушает, и это имеет значение.
Используя меньше диалога и фокусируясь на действиях и реакциях, сценарист усиливает существующий диалог.
Лучший диалог исходит от двух или более персонажей в одной сцене, которые преследуют разные цели. Все очень просто. Если это присутствует почти в каждой сцене вашего сценария, диалог выскочит из страницы, и аудитория будет следить за героями, ожидая, кто победит в споре.
Конфликт – это все. Если есть конфликт, есть и история.
Аарон Соркин – американский сценарист и лауреат премий BAFTA, «Золотой глобус», «Оскар» и «Эмми» – однажды сказал: «Каждый раз, когда вы видите двух людей в комнате, несогласных друг с другом хоть в чём-то, пусть даже если речь идёт о времени дня, – это сцена, которая должна быть записана. Вот что я ищу».
Вспомогательные персонажи являются поддерживающими
Слишком часто сценаристы допускают ошибку, давая строки диалога персонажам, которые их не заслуживают.
Дэвид Мэмет однажды мудро заявил: «Без сомнения, одна из самых больших ошибок, которую я вижу у любителей, – это персонажи, которые говорят только потому что они находятся в сцене. Если персонажи говорят только потому что это написано в сценарии, сцена будет невыносимо скучной».
Каждая линия диалога в фильме должна иметь значение и продвигать историю и персонажей вперед. Пустые слова второстепенных героев отнимают у остального диалога время и ценность. Вспомогательные персонажи существуют, чтобы поддержать главных героев и историю. Если то, что они говорят, не относится к истории, это следует сократить.
Забудьте о том, что диалоги должны звучать реально
Отличный диалог в фильмах звучит не так, как мы разговариваем в жизни. Это усиленная реальность, предназначенная для передачи эмоции момента в двух-трех словах.
Внимательно послушайте популярные строки в известных фильмах.
В реальном мире мы так не разговариваем. Мы заикаемся. Мы произносим такие слова, как «эмм», «как», «ну» и т.д. Мы идем по касательной. Мы начинаем рассказ, возвращаемся назад, когда упускаем детали, начинаем снова. Если бы сценаристы писали диалоги так, как люди действительно разговаривают в реальной жизни, никто не мог бы слушать это в кинотеатре. Мы ходим на хорошие фильмы, чтобы послушать развлекательную кинематографическую поэзию.
Поэтому избегайте часто даваемых советов изучать реальные разговоры и подражать им. Да, вы хотите избежать деревянного диалога. Да, вы хотите, чтобы персонажи прерывали друг друга и говорили фрагментами, как мы часто делаем в реальной жизни. Но если вы прислушаетесь к тому, как мы действительно говорим, и сравните это с некоторыми из лучших кинематографических диалогов, вы быстро поймете, что персонажи фильма говорят в гиперреалистичном формате, приправленном развлекательной, привлекательной и иногда поэтической вспышкой. Они разговаривают с ритмом и темпом рассказа.
Мастер диалога Квентин Тарантино сказал об этом лучше всего: «Я думаю, что в моем диалоге есть немного того, что вы бы назвали музыкой или поэзией, и повторение определенных слов помогает придать ему ритм. Это просто происходит, и я просто иду с ним, ища ритм сцены».
Сценарного мастерства, как у Тарантино, Мэмета, Хемингуэя, Соркина, Филда, Коэнса и других, достичь сложно. Вам понадобится немало времени, чтобы приблизиться к тому, что они сделали в своих фильмах, пьесах и историях. Но даже выполнив небольшой процент того, что они применяют в своих работах, вы будете впереди большинства сценаристов.
Просмотрите свои написанные сценарии. Держите эти шесть секретов от мастеров в уме и подумайте, можете ли вы выйти на новый уровень со сценарием, который действительно продуман до мелочей и имеет значение.
И напоследок: если вы хотите основательнее изучить сценарное мастерство, курсы от 4Brain окажут вам в этом хорошую помощь. Например, пройдя наш курс «Скорочтение: как научиться быстро читать» вы быстрее и эффективнее осилите следующие интересные книги по сценарному мастерству:
Что такое сценарий и зачем он нужен?
Если Вы уже согласовали с Исполнителем бюджет, дату и место проведения Вашего праздника, уточнили количество гостей, определились с концепцией мероприятия, то следующий Ваш шаг это – сценарий.
Конечно, если Вы решили пригласить на праздник массовика-затейника, который проведет с десяток известных всем конкурсов: прыжки в мешках, занимание стула, споет вам пару песенок, одновременно меняя диски в аппарате, то можно с успехом обойтись и без сценария. Но если Ваша компания выделила достаточно большой бюджет на праздничное мероприятие, тогда стоит задуматься и о сценарии, хотя бы о кратком, типовом варианте.
Что Заказчик должен знать о сценарии?
Представленный сценарий содержать в себе:
По желанию Заказчика, к сценарию может прилагаться коммерческое предложение для данного конкретного мероприятия с утвержденной сметой.
Как правило, сценарии подразделяются на три основные типа:
Каждый из этих сценариев имеет разную степень сложности изготовления.
Все цены на сценарии мы обсуждаем в индивидуальном порядке. Особенно режиссура сценария важна для мероприятия или события, на которых планируется серьезная фото и видео съемка. К таким праздникам, например, относится свадьба, юбилей, презентация, корпоратив, PR мероприятие. Да и любое другое. Фото и видео материалы которого нужны в дальнейшей работе, да и просто для души.
Задача оператора и фотографа – осуществить фото съемку и видео съемку так, что бы уловить и сохранить атмосферу Вашего праздника, успеть запечатлеть каждый значимый эпизод, что бы и по прошествии многих лет, Вы снова и снова могли заново пережит самые счастливые и радостные моменты вашей жизни. И фотограф, и оператор должны знать сюжетные повороты сценария, чтобы не пропустить ни одного уникального кадра, ни одной сцены. Профессионалы заранее продумывают наиболее выгодные ракурсы для съемки с учетом всех необходимых факторов. Только слаженная совместная работа сценариста, ведущего, оператора и фотографа способна сделать фотографии и фильм – качественными и четкими.
И, конечно, никогда не забывайте, что сценарий, не панацея, ведь всегда можно идти «не по сценарию». Однако это и является отличительной особенностью хорошего сценария на праздничное мероприятие. Все экспромты и неожиданности должны быть таковыми только для зрителя. Звоните, и мы ответим на все Ваши вопросы.
Сценарий: зачем нужен и как создается
Суть сценария
Создание сценария сравнимо с работой скульптора. Перед началом работы мастер выбирает концепцию из множества идей, находит материалы, лепит скульптуру шаг за шагом. Похожего принципа работы наша команда придерживаются при создании сценария для видео. Перед тем, как начать снимать, нужно определиться: какой смысл требуется донести целевой аудитории, что сможет зацепить клиента, как добиться поставленной цели.
Как команда Медиабанды создает сценарий?
Над сценарием в зависимости от типа ролика работает до 5 человек: арт-директор, сценарист, маркетолог, постановщик и художник.
Маркетолог помогает клиенту грамотно расписать бриф и техническое задание, определить целевую аудиторию и задачи. В ТЗ прописываются ключевые моменты видео.
На основании заполненного брифа, интересов и потребностей целевой аудитории креативный директор создает идеи, которые будут воплощены в ролике.
Сценарист изучает идеи, созданные креативным директором, и пишет сценарий.
Благодаря сплоченной работе по нескольким направлениям удается достаточно быстро создать качественный готовый продукт.
Сценарий: платный или бесплатный
Что дальше?
Чтобы подобрать подходящий формат видео, рассчитать стоимость производства, получить идеи ролика, свяжитесь с Медиабандой по телефону, указанному на сайте или оставьте контактные данные в онлайн-форме. Мы вышлем короткий бриф. После заполнения которого специалисты будут иметь представление о том, какие цели решает видео, кто целевая аудитория. После составления договора защиты интересов и конфиденциальной информации, технического задания, команда Медиабанды приступит к созданию сценария.
3 причины, которые помогут развеять сомнения:
Честное, прозрачное сотрудничество. При желании, вы можете заказать исключительно создание сценария. Если вам понравится концепция видео, мы продолжим сотрудничество.
Более 95% довольных клиентов. Каждый этап съемки видео согласовывается с заказчиком. При необходимости, вносим корректировки или аргументируем, почему необходимо сделать именно так, а не иначе.
Более 450 видеороликов под разные задачи и для разных бизнесов в нашем портфолио.
Свяжитесь с нами, заполните бриф и получите 3 бесплатные идеи роликов в течение 24 часов. Мы оформим индивидуальное коммерческое предложение, вышлем шаблон юридического договора.
Зачем нужен сценарий мероприятия?
Мы так часто говорим о сценарии мероприятия или сценарии праздника, но всегда ли понимаем для чего он нужен? Сегодня постараемся с вами это выяснить.
Итак, сценарий мероприятия задает некий вектор праздника, последовательность конкретных действий артистов, шоу-программ. То есть, без сценария происходит хаос и неразбериха, что исключено для торжества, где хочется все сделать идеально!
Благодаря сценарию, каждый артист и участвующая персона, знает свою роль на празднике, время своего выступления и т.д. Без четко прописанного сценария артистам сложно ориентироваться. Точнее сказать – невозможно! Иной раз сценарий праздника подстраивается под артистов, особенно, если мы говорим о звездах эстрады.
Сценарий необходим, так как помогает учитывать тайминг программы – то время, которое прописано для каждого действа. Начиная с велком зоны, заканчивая финальным салютом. Каждое выступление, каждая реплика ведущего и конкурс – все прописано в сценарии, который, к слову, находится у ведущего мероприятия. Как правило, в сценарии прописаны:
Имея схему праздника, ведущему проще ориентироваться и плавно вести детей к кульминации праздника, сохраняя интригу о все новых развлечениях!
С помощью сценария все мероприятие приобретает полную картинку и логическую последовательность. Безусловно, бывают форс-мажоры, когда последовательность или время выступлений по тем или иным причинам перестраивается прямо на мероприятии. В этом случае сценарий помогает ведущему грамотно среагировать на ситуацию и занять гостей очередным конкурсом или пригласить артиста, который, к счастью, уже приехал на место торжества. Сценарий позволяет оценивать наперед ход мероприятия и вносить в него корректировки по ходу, если это необходимо.
Сценарии мероприятий прописываются абсолютно на все праздники: свадебные торжества, юбилеи, корпоративы, выпускные вечера, маркентиговые презентации, городские и массовые мероприятия.
Написанием занимается организатор или режиссер. В сценарии не должно быть недочетов, все поздравления, выступления и конкурсы должны быть четко сверены и утверждены. Сценарий согласуется с заказчиком.
Не забудьте позаботиться о том, чтобы о ходе мероприятия знал и обслуживающий персонал, так как вынос еды во время перерывов или вынос торта в четко отведенное время, или вовремя выключенный свет для шоу программы – это важные составляющие успешного праздника, чтобы ни один гость не отвлекался, а наоборот сумел погрузиться в праздник, протекающий для него так естественно. В данном случае сценарий – план действия, расписанный до мелочей.
Из этого следует, что сценарий – это необходимая часть при организации любого мероприятия. Благодаря ему, проще ориентироваться и ведущему и артистам. Поэтому очень важно прописывать сценарий для каждого мероприятия. Это позволит вам провести незабываемые праздники любого формата!