для чего нужна ассортиментная концепция
Для чего нужна ассортиментная концепция
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции, представляющей собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, в основе которой, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов российским предприятием, позволяющее ему производить изделия с низкими издержками производства. [c.66]
В соответствии с Комплексной программой в перспективе будут продолжены работы по совершенствованию и обновлению ассортиментной концепции и дизайн-программ по отдельным потребительским комплексам, что позволит существенно улучшить функциональные и эстетические показатели качества изделий и сформировать фирменный стиль отраслевой продукции. С учетом специализации действующих предприятий и региональной инфраструктуры размещения новых производств планируется к 2000 г. полностью удовлетворить потребности населения в изделиях постоянного и массового спроса. [c.53]
При формировании ассортимента возникают весьма сложные проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, определения соотношений между уже выпускаемыми и новыми товарами и многие другие, поэтому формирование ассортимента целесообразно предварить разработкой предприятием ассортиментной концепции. [c.149]
Ассортиментная концепция — определяющий замысел, направленный на построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения. Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития промышленного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся, в частности, разнообразие видов и разновидностей товаров, частота обновления ассортимента, уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. [c.149]
За основу ассортиментной концепции принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных сегментов рынка, а с другой — обеспечение наиболее эффективного использования сырьевых, технологических, финансовых, трудовых и иных ресурсов для производства товаров с низкими издержками. [c.150]
Практика показывает, что разработкой и осуществлением ассортиментной политики фирмы занимаются постоянно. Концепция жизненного цикла товара имеет довольно широкое распространение и используется для анализа положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии сбыта, форм и методов действия фирм-производителей. [c.406]
Управление созданием и развитием марок и товарного ассортимента является центральным звеном стратегии развития товара. Прежде всего мы рассмотрим основные решения, которые приходится принимать специалистам по маркетингу в процессе управления марками. К ним относятся решения по выбору типа марки (марка производителя или марка торгового посредника), определению способа создания марок, разработке стратегии присвоения марок товарам, расширению и перенесению границ использования марок, а также решения, связанные с приобретением марок. Далее мы узнаем, как осуществляется долгосрочное управление марками и ассортиментными группами на основе концепции жизненного цикла товара. И, наконец, остановимся на проблемах управления портфелями марок и ассортиментных групп. [c.211]
Изменение концепции, заложенной в ассортиментной политике. [c.361]
Он понял, что необходимо отрабатывать маркетинговую ориентацию и значит, всю концепцию управления компанией именно под маркетинг. Отдел, который назывался маркетинговым, на самом деле, занимался конъюнктурными исследованиями. Он изучал, как «пойдут» новые товары в том или ином уже готовом ассортименте в тех или иных регионах, а потом передавал эти сведения в сбытовые отделы и в отдел заказов. Новые товары поступали на склад, а сбытовые отделы должны были их продавать дилерам-оптовикам. Но отдел не контролировал прохождение товаров до конечного потребителя. По существу, это был отдел изучения конъюнктурных продаж, далекий от исследований реальных потребностей конечных покупателей. Одновременно он занимался формированием ассортиментной политики. [c.121]
Независимо от размера товарной номенклатуры компании, и целыми ассортиментными группами, и отдельными марками необходимо управлять в течение определенного периода времени. Учет всех основных изменений, которые могут произойти за время пребывания товара на рынке, удобно осуществлять на основе концепции жизненного цикла товара produ t life y le). Данный подход довольно гибок и может применяться как к маркам, так и к ассортиментным группам товаров [33]. Поэтому для простоты далее в этой главе мы будет называть их общим термином товары. Сначала мы рассмотрим, что представляет собой жизненный цикл товара, а затем обсудим методы применения этой концепции и ограничения, связанные с ней. [c.224]
Маркетинговая концепция предусматривает выпуск широкой гаммы изделий одновременно, т.е. проведение ассортиментной политики, когда вся выпускаемая продукция (produ t mix) подразделяется на [c.140]
Ассортиментные стратегии и группы
Ассортиментная концепция
При формировании ассортиментной политики компания выбирает стратегию, которой намерена придерживаться, чтобы не только удержаться на рынке, но и обеспечить стабильность и развитие. Определяется набор товаров, услуг, сервисов, которые компания предлагает своей целевой аудитории.
С этой целью формируется концепция ассортимента.
Ассортиментная концепция – это программа, содержащая оптимальную структуру ассортимента, разработанная с учетом потребностей целевой аудитории и ресурсных возможностей компании.
Ассортиментная концепция разрабатывается на основе имеющихся ресурсов компании: финансовых, технологических, сырьевых. При этом в обязательном порядке учитывается спрос потенциальных потребителей.
При формировании концепции определяется перечень продукции, которую компания может предложить покупателям. Далее выделяются ассортиментные группы, и в каждой из них составляется перечень товарных позиций.
Ассортиментные группы
В группу входят товары и продукты, объединенные по какому-либо из признаков. Обычно это виды товаров одного и того же сегмента, т. е., выполняющие одну функцию, например, спортивная одежда, садовый инвентарь, бытовая химия.
К наиболее крупным группам относят:
Группы могут формироваться исходя из запросов потребителей или цен.
Например, магазины, где все товары по одной цене: Fix price.
Весь ассортимент товаров делится на структурные единицы. Например, в группе «одежда» выделяют: детскую одежду, одежду для сорта, для пляжа, одежду для торжественных случаев.
Следующий уровень — это выделение товара внутри каждой структурной единицы. Это деление необходимо для того, чтобы учесть все взаимосвязанные потребности клиентов.
Как формируется ассортимент
Чтобы правильно формировать ассортимент, необходимо знать правила составления ассортиментной матрицы. Это полный список товаров, который будет выставлен для продажи.
Чтобы матрица была оптимальной, необходимо определить потребности покупателей с учетом перспективы. Для этого необходимо:
Учитывая объем работы по формированию ассортимента и его изучению, крупные компании создают специальные отделы, которые занимаются ассортиментной политикой и составляют грамотную ассортиментную матрицу. Это позволяет:
Ассортиментная политика
Разработка ассортиментной политики ― ключевое направление в работе предприятия. Плохо продуманная политика в отношении ассортимента опасна скоплением товаров и уменьшением рентабельности. Для предотвращения финансовых потерь и формируют ассортиментную политику компании.
Что такое ассортиментная политика
Ассортиментная политика предприятия ― это сбор целей, задач и экономического потенциала компании при формировании ассортимента. В основе ассортиментной политики планирование и продажа продукции. Это определяет финансовый успех бизнеса при реализации товаров на рынке.
Цели и задачи ассортиментной политики
Главные цели политики:
удовлетворение покупательской потребности;
улучшение позиций компании среди конкурентов;
обеспечение соответствующего уровня доходности.
модификация продуктов для улучшения их качеств и свойств;
разработка новых товарных линеек;
формирование преимуществ продукции;
продажа товара высокого качества по ценам аналогов с более низким качеством.
Влияние маркетинга на ассортиментную политику
Маркетинг помогает компании не проиграть конкурентную борьбу. Поэтому отдел маркетинга тесно сотрудничает с отделом разработки, чтобы при проектировании была возможность придать товарам уникальные свойства. Так новую продукцию выпускают на основании рекомендаций маркетологов.
Влияние маркетинга проявляется в:
анализе продаж для определения популярных товарных позиций;
анализе спроса, на основании которого формируется предложение востребованных на рынке товаров;
создании акцентов на тех товарах, которые выгодно изготавливать;
увеличении или сокращении ассортимента в торговых точках.
Основные направления
Главные направления в реализации ассортиментной политики:
расширение ассортимента через внедрение новых позиций и увеличение наиболее популярных;
обновление ассортимента путем устранения не актуальных товаров;
стабилизация положения через формирование политики, которая обеспечивает постоянство основных показателей продаж;
Стратегии ассортиментной политики
При формировании политики на производстве применяются:
Интенсивное внедрение. Эту стратегию реализуют все компании, так как каждая из них стремится увеличить долю в нише. Достичь эту цель можно через повышение эффективности бизнеса и уменьшение издержек.
Экстенсивное расширение границ. В основе этой стратегии лежит идея завоевания новых рынков в одном городе или стране, при выходе на международный уровень. Для реализации этой задачи нужны предварительные исследования, направленные на изучение деятельности конкурентов.
Улучшение процесса сбыта. Происходит совершенствование каналов продаж, а также оптимизация издержек, что помогает повысить рентабельность.
Диверсификация. Эта идея предполагает создание и внедрение в ассортимент новых товарных позиций. Это рискованный шаг, так как предполагает значительное инвестирование в новые разработки, которые могут не сразу окупиться или вовсе не принести дохода.
Факторы для формирования политики
Ассортиментная политика предприятия предполагает тщательную работу над формированием товарных позиций. Благодаря этому она сможет выходить на рынок со стабильно высокими показателями сбыта, так как товары или услуги будут востребованы у аудитории. При формировании ассортимента обсуждают вопросы, связанные с качеством продуктов, стоимостью, гарантиями на обслуживание.
Факторы, влияющие на формирование политики, затрагивают:
актуальные потребности покупателей;
настроение и отношение аудитории к бренду;
финансовые возможности компании;
Ассортимент влияет на предложение компании, которое она выводит на рынок для удовлетворения спроса. Поэтому каждой фирме необходимо тщательно планировать ассортимент, чтобы подстроить его под материальные, производственные и финансовые возможности, а также клиентские потребности.
Разработка ассортиментной политики предприятия
При разработке этой политики стоит учитывать товарные характеристики. В их число входит новизна, устойчивость, полнота соответствия клиентским ожиданиям.
Спрос
Это потребность в товаре и способность к покупке. Спрос побуждает к внедрению новых товарных позиций. А его анализ необходим для понимания непопулярных продуктов, которые убираются из линейки ассортимента. Таким образом, он способствует и увеличению, и уменьшению ассортимента.
Жизненный цикл товара
Это время пребывания товара на рынке. Оно начинается с момента его появления в ассортименте и заканчивается, когда продукт снимается с производства. У каждого товара есть жизненный цикл, который проходит через несколько этапов:
рост популярности товара;
наступление зрелости и стабилизация спроса;
падение покупательского интереса.
Так как падение спроса считается частью жизненного цикла любого продукта, ассортимент должен состоять из постоянно пополняющихся позиций, которые будут чередоваться с уже знакомыми товарами.
Специфика целевых сегментов рынка
Чтобы выделить целевую аудиторию для каждой группы товаров, проводят сегментирование рынков, на которых компания выпускает свою продукцию. Затем начинается разделение целевых сегментов, для которых и формируется ассортимент. В сегментах происходит подбор актуальных товаров или услуг, вырабатывается стратегия по позиционированию. Позиционирование помогает создать индивидуальные особенности и преимущества, которые отличают товарные позиции от аналогов конкурентов.
Качество продукции
Качество продукции определяют:
квалификация сотрудников, занятых в производстве.
Чтобы поддерживать качество на должном уровне, необходимо проводить мероприятия по улучшению показателей, создавать уникальные позиции. Это поможет выделить продукты из конкурентной среды.
Анализ ассортиментной политики в маркетинге
Этап анализа предшествует периоду оптимизации ассортимента. Он проводится в соответствии со следующими показателями:
ширина — число продуктов, представленных в товарных группах;
насыщенность — количество торговых марок, линеек или брендов;
новизна — удовлетворение клиентских потребностей через новые товары;
стабильность — способность ассортимента удовлетворять запросы покупателей в долгосрочном периоде;
разнообразие — уровень удовлетворения клиентов разных потребительских сегментов;
окупаемость — определение издержек, необходимых на производство товара.
Улучшение ассортиментной политики предприятия
Улучшение политики не одномоментное событие. Оно происходит постоянно, так как потребности клиентов и условия рынка меняются. Одно из основных направлений в этой области ― внедрение новых позиций в ассортимент. Благодаря этому компания отслеживает потребности клиентов через спрос на новые продукты. На основании полученных результатов разрабатываются новые или изменяются старые товары. Все это осуществляется с опорой на жизненный цикл товаров, который определяет востребованность и подходящий момент для внедрения новинок.
Заключение
Ассортиментная политика предприятия — это основная составляющая производственной, экономической и маркетинговой сфер. Благодаря правильной стратегии и предварительному анализу, компания получит доход и определит покупательские потребности в рыночном сегменте.
Ассортиментная концепция и ассортиментная политика
Ассортиментная концепция – это не что иное, как программа по управлению ассортиментом товаров в общем, глобально, комплексно. Она включает целевую часть (требования к оптимальной структуре ассортимента товаров или товарной номенклатуре в зависимости от типа предприятия) и программную – систему мер по ее достижению за определенный период.
Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие на целевой выпуск или закупку товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса потребителей.
Ассортиментная политика предприятия – система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли. Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка.
Предприятия розничной торговли в современных условиях должны проводить ассортиментную политику с учетом индивидуальных предпочтений. Знание особенностей поведения отдельных групп потребителей, мотивация покупок являются условием правильного формирования спроса, принятия оптимальных решений в ассортиментной политике.
Рассмотрение проблем развития ассортимента и удовлетворение спроса различных категорий покупателей на основе анализа их предпочтений и изменений рыночной ситуации составляют сущность ассортиментной политики предприятия.
Составляющие ассортиментной политики предприятия можно представить схематично следующим образом (табл.5.1).
Таблица 5.1.
Составляющие ассортиментной политики
Составляющие ассортиментной политики | 1. Сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов |
2. Изучение требований потребителей к товарам, упаковке, методам продажи, сервису, услугам | |
3. Определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия | |
4. Выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов | |
5. Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов | |
6. Разработка стратегии реализации товаров |
Таким образом, активная ассортиментная политика предполагает решение следующих наиболее важных задач: удовлетворение спроса конкретных групп потребителей; гибкое реагирование на требования рынка; обеспечение финансовой устойчивости торгового предприятия.
Разработка и осуществление ассортиментной политики требует соблюдения следующих условий:
— четкого представления о коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке;
— хорошего знания розничного рынка и характера требований потребителей;
— ясного представления о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе.
Задачи ассортиментной политики решаются на стратегическом уровне, то есть каждое решение, имеющее отношение к данному вопросу, должно приниматься с учетом общей коммерческой стратегии на розничном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей предприятия, связывает воедино все составляющие коммерческой работы (изучение спроса, договорная работа, организация продажи, стимулирование, услуги, сервис, реклама) и позволяет наиболее эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Хорошо продуманная ассортиментная политика предприятия розничной торговли является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели магазина, но и сохранения конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.
Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу (3 – 5 лет), и в своей основе в течение определенного времени, как правило, остается неизменной. Но при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может меняться. В соответствии с выбранной стратегией принимаются тактические решения.
Проводимая ассортиментная политика направлена на создание в розничной сети устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса, упорядочение торговли товарами сложного ассортимента и повышение экономической работы торговых предприятий.
Ассортиментная политика представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, которая включает общие направления формирования ассортимента торговой сети организации или города, соответствующие требованиям поднятия уровня и культуры народного потребления, интересам народного хозяйства.
В пределах торговых систем стратегия формирования ассортимента заключается в его развитии, комплексности предложения населению, создании ассортиментных моделей, проведения четкой специализации сети для исключения распыления ассортимента по многим пунктам продажи и его концентрации, приближения товаров повседневного массового спроса к потребителю, оперативном обновлении ассортимента товаров в торговой сети, активном воздействии на производство в части совершенствования ассортимента.
Ассортиментная политика не является постоянной, а изменяется по мере роста производства товаров народного потребления, развития розничной торговой сети и совершенствования ее типизации, повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Ассортиментная политика в розничной торговле основывается на принципе деления товаров в зависимости от частоты спроса на товары повседневного (продукты, моющие средства и т.д.), периодического (одежда, обувь, бытовая техника) и редкого спроса. Товары повседневного спроса приобретаются населением ежедневно или каждые несколько дней и представлены в основном продовольственными и некоторыми непродовольственными товарами. По мере дальнейшего подъема материального и культурного уровня жизни народа все большее внимание уделяется сокращению затрат времени на покупки товаров, которые несмотря на улучшение размещения сети магазинов, совершенствования методов продажи и обслуживания покупателей, остаются высокими.
Одним из основных направлений современной ассортиментной политики является совершенствование торговли товарами повседневного спроса на основе создания в наиболее приближенной к населению розничной сети ассортимента, наиболее удовлетворяющего их потребности. Эта проблема решается в комплексе с функциональной системой размещения торговых предприятий, согласно которой вся розничная сеть города делится на две взаимосвязанные группы магазинов: магазины жилой застройки и магазины общегородского назначения.
Магазины первой группы размещаются равномерно на территории города в пределах пешеходной доступности покупателей с радиусом действия 500 метров, и ассортимент их включает все продовольственные и непродовольственные товары повседневного спроса. Основным типом магазинов жилой зоны является универсам. Это наиболее перспективный тип торгового предприятия по продаже товаров повседневного спроса.
Благодаря применению самообслуживания и широкому перечню дополнительных услуг, оказываемых покупателям, в них создаются условия для наименьших затрат времени на покупку товаров при максимальных удобствах. Универсамы – экономически эффективные предприятия. Товарооборот на 1 м 2 торговой площади в них в 1,5 – 2 раза выше, чем в других продовольственных магазинах.
По-иному организуется торговля товарами периодического и редкого спроса. Товары периодического спроса приобретаются населением несколько раз в году (одежда, обувь, ткани, предметы туалета и другие), а товары редкого спроса – это в основном предметы длительного пользования, срок службы которых превышает, как правило, пять лет (электробытовые машины, транспортные средства и другие). Ассортиментная политика в отношении этих товаров заключается в концентрации их продажи в универмагах, торговых центрах, специализированных магазинах общегородского значения.
Как показывает опыт, покупателя при приобретении товаров периодического и редкого спроса интересует, прежде всего, возможность ознакомления с широким и возможно более полным ассортиментом, а также возможность выбора. Затраты времени на дорогу до магазина общегородского назначения компенсируются концентрацией ассортимента в них. Предприятия торговли общегородского значения размещаются на главных магистральных улицах города, площадях, вблизи транспортных узлов.
Важным направлением современной ассортиментной политики является привязка ассортимента к торговой площади магазина. Это учитывается, прежде всего, при формировании ассортимента магазинов одинакового профиля, но разных типоразмеров.
Установление определенного ассортимента товаров для предприятий различного типа и привязка этого ассортимента к торговым площадям различного размера – два последовательных этапа в проведении рациональной ассортиментной политики в розничной торговле. При идентичной широте ассортимента глубина его находится в прямой зависимости от величины торговой площади.
Проведение эффективной ассортиментной политики в розничной торговле, связанной с совершенствованием торговли товарами повседневного спроса, концентрацией в специализированной розничной торговой сети товаров сложного ассортимента, осуществлением четкой специализации сети, обеспечением комплексности предложения товаров населению, созданием ассортиментных моделей, снабжением розничных торговых предприятий через одно оптовое звено, активным воздействием на производство с целью обновления и совершенствования ассортимента, будет во многом способствовать запросам и потребностям населения.