для чего нужна маркетинговая политика
Товарная политика в маркетинге: что, для кого и как производить
Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» — вот главный принцип товарной политики в маркетинге.
Товарная политика связана с реализацией на практике первого элемента комплекса маркетинга — продукта (товара). Она предусматривает решение задач, связанных с тем, что производить, для кого производить, в каком виде производить и т. д. Основной особенностью товарной политики в маркетинге является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей.
Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности фирмы. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» — вот главный принцип товарной политики в маркетинге.
При этом на первом месте в товарной политике располагается понятие «качество товара». Следует различать два вида качества — «реальное» и «воспринимаемое».
Обычно речь идет не о том, что товар совсем без качества (например, кроссовки, которые развалятся через неделю). Чаще всего товар не того качества, на которое рассчитывает потребитель. Это означает, что известный только производителю процесс изготовления товара позволяет получить конкурентные преимущества за счет использования более дешевых материалов, упрощения технологий изготовления и т. п.
Например, продающееся под одним названием порошковое и обычное молоко или соевые продукты. Такой процесс может иметь позитивный (когда речь идет о научно-техническом прогрессе) или негативный (когда речь идет о контрафактной продукции) характер по отношению к потребителям.
Одна из основных функций товарной политики заключается в том, чтобы выявить (или сформировать) дисбаланс между реальным и воспринимаемым качеством товара, обратив его в источник получения прибыли. Поэтому товарная политика имеет существенные различия в потребительском и промышленном маркетинге.
В потребительском маркетинге покупатель чаще всего не располагает должной информацией о реальном качестве товара. Он ориентируется на его образ, который естественно или искусственно сложился в массовом сознании. Например, в начале 1990-х гг. многие россияне всерьез верили, что китайские пуховики шили с использованием лебяжьего пуха, а рыжиковое масло делалось из грибов рыжиков.
В промышленном маркетинге покупатель досконально разбирается в особенностях если не производства, то как минимум использования товара. Он очень четко знает, что хочет получить от товара (например, станка), и может быстро составить адекватное представление о нем. Здесь конкурентное преимущество является следствием технологического преимущества производителя.
1. Товарная конкуренция
Под конкурентоспособностью товара понимается конкурентоспособность не собственно товара, а его потребительских свойств. Поэтому причинно-следственная цепочка продвижения товара в маркетинге выглядит следующим образом.
В современном маркетинге различают три формы товарной конкуренции:
Если причину обнаружить не удалось, то можно проверить, как продаются различные модификации предлагаемого товара (видовая конкуренция). Если и здесь причины не найдены, можно проверить, как продаются другие товары, удовлетворяющие ту же потребность покупателей (функциональная конкуренция).
2. Товар и товарные стратегии
Стратегия 1. Новый товар на новом рынке
Стратегия 2. Новый товар на старом рынке
Стратегия 3. Старый товар на новом рынке
Стратегия 4. Старый товар на старом рынке
3. Структура товарной политики
3.1. Продуктовая политика
Для действующего бизнеса внедрение на рынок новой продукции — мера, всегда вынужденная. Никто добровольно новую продукцию не осваивает, поскольку речь тут идет о дополнительном риске и издержках. Внедрение новой продукции обусловливают три основных фактора.
3.2. Ассортиментная политика
Следует учитывать, что никакая фирма не может бесконечно долго поставлять на рынок один и тот же товар. Все составляющие планирования ассортимента взаимосвязаны и служат для потребителя «образом» товара или услуги. При этом ассортиментная политика неразрывно связана с двумя базовыми понятиями:
Номенклатура продукции характеризуется четырьмя признаками:
Классик маркетинга Ф. Котлер сформулировал универсальное правило, которое звучит так: ассортимент слишком узок, если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми изделиями, и слишком широк, если прибыль можно увеличить, исключив из него ряд изделий. Немного перефразируя это высказывание, можно сказать, что:
Обычно выделяются четыре основных способа формирования товарного ассортимента:
Планирование товарной политики в современных условиях подразумевает координацию всего комплекса элементов маркетинговой деятельности предприятия: отбора и оценки технологий выпуска продукции, ее технических испытаний, изучения рынка, проведения пробных продаж, рекламного сопровождения продаж и т. д. Никакие, даже самые продуманные, маркетинговые мероприятия не смогут компенсировать впоследствии ошибки, допущенные при разработке товарной политики фирмы.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Что такое маркетинговая политика: разработка
Узнайте больше о целях, задачах и структуре маркетинговой политики
Маркетинговая политика — это документ, в котором описывают маркетинговую стратегию, должностные обязанности, правила продвижения и рамки поведения на рынке. В этом своде правил могут быть указаны цели бизнеса, целевая аудитория, правила продаж, ассортимент, позиционирование, методы проведения рекламных кампаний и многое другое.
Содержание
Задачи маркетинговой политики
Независимо от сферы бизнеса, маркетинговая политика определяет рыночную деятельность и описывает организацию работы компании для повышения узнаваемости бренда, а также продвижения товаров и услуг. Этот документ является основой для принятия управленческих решений. Давайте посмотрим, какие задачи ставят перед маркетинговой политикой:
Маркетинговая политика всегда основывается на миссии, видении и ценностях компании. Однако, в отличие от этих фундаментальных понятий, она может меняться вместе с долгосрочными целями бизнеса. Давайте подробнее рассмотрим элементы маркетинговой политики.
Структура маркетинговой политики
Выделяют четыре элемента маркетинговой политики: коммуникационная политика, сбытовая, товарная и ценовая. Далее мы подробнее разберем каждый из них.
Чтобы лучше понять, что собой представляет документ маркетинговой политики и как его разработать, ознакомьтесь с полезными рекомендациями в следующем разделе.
Разработка маркетинговой политики
Маркетинговая политика — это эффективный инструмент для ведения бизнеса. Чтобы этот документ стал фундаментальным руководством по организации рыночной деятельности, важно сделать его максимально подробным. Ниже вы ознакомитесь с пошаговым планом, который поможет вам в создании маркетинговой политики.
Регулярно пересматривайте свою маркетинговую политику, чтобы она соответствовала выбранным целям компании и была достаточно полной для принятия стратегических решений.
Маркетинговая стратегия организации: почему без нее никак?
Вне зависимости от того, какая ситуация сложилась в отрасли и в экономике в целом, одним из важнейших качеств предпринимателя остается умение выстроить правильную стратегию развития бизнеса.
Современные специалисты под этим термином понимают долгосрочный план действий, созданный с целью достижения ключевых целей организации. В любой компании существуют общие стратегии, связанные с каждым из основных направлений деятельности. В этой статье вы узнаете, что представляет собой маркетинговая стратегия.
Что понимается под маркетинговой политикой
Маркетинговая политика тесно связана с определением состава, элементов и целей рынка. С учетом этих характеристик выделяются основные направления и формируются базовые программы, связанные с продвижением производимой продукции. Управление маркетингом, в свою очередь, подразумевает разработку маркетинговой политики с ее последующей реализацией.
Маркетинговая политика фирмы призвана обеспечить эффективность мероприятий по продвижению продукта. В каждом случае она будет иметь свои особенности в зависимости от организации маркетинга, а также долгосрочных целей компании. Данная политика включает:
Составляющими маркетинговой политики являются:
Выделяют три разновидности маркетинговой политики в зависимости от того, в каком секторе находится предприятие:
Среди основных целей этой политики можно назвать увеличение объема продаж, обеспечение максимальной прибыли и завоевание лидерских позиций на рынке.
Что такое маркетинговая стратегия и каковы ее цели
Маркетинговая стратегия — это неотъемлемая часть общей корпоративной стратегии. В ней определяется, как фирме лучше использовать имеющиеся ресурсы, чтобы в долгосрочной перспективе добиться роста продаж и увеличения прибыли. Данная стратегия входит в маркетинговый план и носит описательный характер. Здесь не разрабатываются конкретные действия, а лишь задается их общее направление.
В целом под маркетинговой стратегией организации подразумевается создание схемы, позволяющей достичь ключевых целей бизнеса, а также практическая реализация предложенных мероприятий в области маркетинга.
Так как стратегия создается в рамках общего планирования, в ней обозначаются основные направления деятельности фирмы на рынке. В основном речь идет о взаимодействии с конкурентами и с клиентской аудиторией.
Формирование маркетинговой стратегии происходит под влиянием различных факторов. Это и текущие цели организации, и особенности ее положения в отрасли, и объем имеющихся ресурсов. Также необходимо оценить рыночные перспективы фирмы и учесть возможную активность конкурентов.
Основные цели маркетинговой стратегии таковы:
Цели компании в области маркетинга должны соответствовать основной миссии бизнеса и долгосрочным целям его существования. В дальнейшем с опорой на маркетинговую стратегию будет выстраиваться деятельность в области рекламы, PR, организации продаж и т. д.
Реализация маркетингового плана связана с выполнением целого ряда задач в рамках операционных стратегий, в частности в области установления цен, организации сбыта и проведения рекламных кампаний. Причем на сегодняшний день компании ориентируются не только на сохранение или увеличение своего присутствия на текущем рынке, но и на поиск новых рынков.
Современная экономика характеризуется высокой динамичностью. Соответственно, успешной может быть только максимально гибкая маркетинговая стратегия, которую можно быстро перестроить с учетом каких-либо изменений на рынке. Невозможно разработать такой план, который был бы эффективен независимо от того, что за фирма его использует. В каждом конкретном случае все направления работы компании нужно разрабатывать индивидуально с учетом сферы деятельности, особенностей продвигаемого товара и т. д.
Виды маркетинговых стратегий
Маркетинговые стратегии предприятий можно дифференцировать по разным признакам. В наиболее популярной классификации выделяются следующие разновидности:
Еще одна классификация основывается на том, работает предприятие на весь рынок или только на определенные сегменты. Здесь можно выделить три разновидности стратегий:
Кроме того, маркетинговые стратегии можно разделить на группы в зависимости от того, какие средства маркетинга используются наиболее активно:
7 наиболее успешных видов маркетинговых стратегий рынка
Еще на начальных этапах развития бизнеса руководитель выбирает маркетинговую стратегию, в соответствии с которой фирма будет двигаться дальше. И если решение принято верно, то в скором времени можно заметить положительный результат.
1. Закрепление на рынке
По этой схеме чаще всего действуют молодые предприятия, которым необходимо наладить эффективную деятельность в соответствии с текущими рыночными условиями. Фирмы с богатым опытом могут использовать ее в ходе освоения совершенно новых для себя ниш.
2. Завоевание рынка
Цель этой стратегии — увеличение количества клиентов. Для этого существуют два основных метода: первый — географическая экспансия, при которой организуется продажа товаров в других регионах. Второй — создание новых рынков, связанное с привлечением внимания новых целевых групп внутри уже освоенной территории.
В качестве примера можно рассмотреть историю успеха компании Johnson & Johnson. В определенный период своего существования она столкнулась с реальной угрозой падения продаж. Статистические данные и демографические прогнозы говорили о том, что рождаемость неуклонно снижается, а значит, снижается и востребованность продукции для детей. Тогда специалисты предположили, что пользоваться детским шампунем могут и взрослые.
После проведения рекламных мероприятий продажи детского шампуня резко выросли, более того, продукт стал лидером в своей отрасли. Так верная маркетинговая стратегия фирмы позволила сформировать новый класс покупателей имеющегося товара.
Еще один эффективный метод завоевания рынка — это нахождение альтернативных способов использования продукта. Таким образом долгое время расширяла свой рынок компания DuPont, которая первой вывела в продажу нейлон. Этот материал с самого начала использовался в разнообразных областях. Но каждый раз, когда казалось, что все варианты его применения уже известны, предприятие находило все новые и новые возможности. Вскоре из этой ткани изготавливали буквально все: парашюты, одежду, носки и чулки, ковры и даже покрышки для автомобилей. Так жизненный цикл одного товара продлевался раз за разом благодаря нахождению новых способов извлечь из него пользу.
Довольно часто сами потребители подсказывают предприятиям, как можно иначе использовать предлагаемый товар. Так произошло, например, с вазелиновым кремом. Изначально он был создан для смазывания механизмов, но потом оказалось, что с его помощью можно укладывать волосы и увлажнять кожу. Спустя какое-то время сфера применения данного товара стала практически безграничной.
Еще одна фирма, которая неоднократно предлагала новые способы использования своего продукта — Arm & Hammer, изготовитель пищевой соды. Объемы производства у этой компании всегда были стабильными, а вот продажи постепенно снижались в течение более чем ста лет. Тогда маркетологи решили обратить внимание аудитории на многофункциональность товара, о которой было известно уже давно, но не говорилось ни в одной рекламе. В первой кампании сода впервые была представлена как средство для поглощения запахов в холодильнике. Спустя несколько лет была запущена еще одна, в которой рассказывалось, что с помощью соды можно бороться с жирными пятнами. В обоих случаях после выхода рекламы потребление продукта увеличивалось.
Кстати, для расширения рыночного пространства не обязательно привлекать новых клиентов. Не менее эффективным является метод, при котором потребителей убеждают в необходимости использовать продукцию чаще или в большем количестве. Этот прием прослеживается, например, в рекламе товаров от Procter & Gamble: производитель утверждает, что если увеличить привычную дозировку уходового средства, его действие станет гораздо более заметным.
Интенсивность использования продукта можно повышать самыми разными способами, главное — проявить смекалку. Весьма творчески к этому процессу подошла компания Michelin Tire, французский производитель шин. Смысл ее необычной маркетинговой стратегии состоял в том, чтобы побудить автовладельцев чаще ездить на дальние расстояния и менять покрышки. В рамках этого плана была проведена акция, связанная с разработкой перечня лучших ресторанов Франции. На первых позициях в этом списке оказались заведения, находящиеся на юге страны. Далее список был переработан в путеводитель, чтобы людям на личных авто было легче найти дорогу. В результате все больше столичных гурманов стали ездить в Ривьеру или Прованс, чтобы отведать местной кухни.
3. Выпуск на рынок нового товара
Предложить покупателям что-то новое – одна из наиболее эффективных стратегий развития фирмы, но вместе с тем и одна из самых рискованных. Новинка принесет компании успех лишь в том случае, если на нее есть спрос или его легко вызвать. Поэтому прежде, чем начинать производство, необходимо провести соответствующие маркетинговые исследования. На подготовительном этапе специалисты также оценивают возможные риски, изучают деятельность конкурентов, выпускающих аналогичные товары, сравнивают затраты с предполагаемой прибылью. При использовании данной стратегии важно преодолеть своеобразный барьер, который не позволяет потребителям попробовать новый продукт. При этом, если свойства товара окажутся действительно необычными и клиенты увидят его реальную полезность, доход может быть огромным.
Интересно, что новый товар не всегда предполагает использование каких-то инновационных технологий: иногда достаточно лишь под другим углом взглянуть на привычные вещи. Именно так заняли выгодную позицию на рынке авторы таких культовых вещей, как “Тетрис”, “Монополия” и кубик Рубика.
4. Стратегия силы
Эту маркетинговую стратегию выбирают представители среднего и крупного бизнеса. Под силой здесь подразумеваются возможности, которые отличают большие организации от более мелких: они могут производить большие партии одного товара, добиваясь максимально низкой себестоимости. При этом компания получает ряд преимуществ, связанных с проведением масштабных исследований, формированием широкой сети сбыта и проведением рекламных мероприятий.
Данным способом в свое время продвигали на рынке сигареты Malboro, холодильники Electrolux, автомобили Toyota и грузовики КамАЗ.
5. Стратегия работы с определенными нишами
По этому пути идут предприятия, которые специализируются на производстве нестандартной продукции для небольшой целевой аудитории. Стабильные продажи и высокая прибыль достигаются за счет того, что для определенного круга покупателей данный товар является незаменимым.
Вот небольшой список фирм, которые успешно развиваются на рынке, занимаясь реализацией специализированного продукта:
6. Стратегия приспособления
Большая часть местных предприятий ведут себя в соответствии с данной стратегией. Создается небольшое специализированное предприятие, основное достоинство которого — гибкость. Такая компания может долгое время быть прибыльной за счет того, что быстро и эффективно удовлетворяет конкретные потребности клиентов в данном регионе.
7. Стратегия первооткрывателя
Здесь полностью преобразуется существующий сегмент рынка или создается принципиально новый. Речь идет даже не о совершенствовании товара, а о поиске революционных решений, выгоду от которых невозможно прогнозировать. Однако именно благодаря такому риску стали всемирно известны многие фирмы, которые создали что-то поистине инновационное в сфере техники, биотехнологии и т. д.
Во многих случаях первооткрывателями можно назвать представителей бизнеса, которые первыми начинают распространять в определенном регионе непривычный товар. Отличный пример — открытие ресторанов McDonald’s в Корее и Японии. В качестве франчайзеров всемирно известный бренд привлекал не просто предпринимателей, а тех, кто имел опыт работы в инновационных сферах, таких как микроэлектроника. Это объяснялось рискованным характером начинания: предсказать реакцию жителей азиатских стран на американский фастфуд было просто невозможно. Большинство из них не имели никакого представления о том, что это такое, и даже сама система приготовления блюд на “конвейере” там была в новинку.
Разработка маркетинговой стратегии
Основные этапы разработки маркетинговой стратегии бизнеса таковы:
1. Исследование рынка
Первый шаг связан с определением границ рынка и доли, принадлежащей данному предприятию. Затем необходимо оценить объем рынка и предположить, насколько активно он будет развиваться в ближайшее время. Важно также сформировать представление о деятельности основных конкурентов и проанализировать экономическое окружение. Специалисты анализируют следующие факторы, которые могут повлиять на деятельность компании:
2. Оценка текущего состояния компании
На этом этапе оцениваются:
Еще один шаг, без которого нельзя обойтись, — прогнозирование.
3. Анализ конкурентов
Ключевая цель — понять, как предприятие может обойти других игроков на рынке.
Анализ включает следующие действия:
4. Установление целей маркетинговой стратегии
Для начала необходимо выделить наиболее актуальные проблемы предприятия, которые требуют немедленного решения, и подробно рассмотреть выдвинутые задачи. Только потом можно распределять цели по убыванию важности.
5. Разделение рынка на сегменты и выбор наиболее подходящих
Также важно детально исследовать ключевые потребности и желания целевой аудитории. Эта информация даст возможность понять, какие методы помогут закрепиться в данном сегменте и сколько времени на это потребуется.
6. Разработка позиционирования
Специалисты формируют базовые рекомендации на тему управления и перемещения маркетинговых коммуникаций.
7. Оценка стратегии с точки зрения экономики
В бизнесе эффективным может быть только тот план, который разработан с учетом реальной ситуации. Поэтому созданию маркетинговой стратегии всегда предшествует исследовательский этап, в ходе которого выявляются действительно важные для данного предприятия экономические факторы. Более того, рынок необходимо мониторить регулярно, чтобы своевременно подстраивать деятельность фирмы под меняющиеся запросы аудитории.
Смысл исследований в области маркетинга — формирование информационной базы, на основе которой в дальнейшем будут приниматься управленческие решения. Для изучения каждого компонента создается своя схема. В зависимости от составляющих маркетинга находится и маркетинговая стратегия. Пример: изучение продукции, цены.
Существует общее представление о том, как необходимо анализировать рынок. Эта схема существует уже давно и успешно показывает себя в разных отраслях. Она включает четыре основных этапа:
Помимо всего прочего, при создании маркетинговой стратегии необходимо обращать внимание на следующие факторы:
Пример разработки маркетинговой стратегии компании
Допустим, вы решили открыть онлайн-магазин натуральной косметики, имея базу на территории Москвы. Сначала вы разрабатываете общую маркетинговую стратегию своего стартапа. В процессе планирования необходимо будет предпринять следующие действия:
Шаг 1. Ассортиментная политика компании. Например, вы планируете реализовывать две разновидности товаров: средства по уходу за волосами и по уходу за телом. Ширина ассортимента в данном случае составляет две категории. Если при этом в первой категории представлено два шампуня, а во второй — четыре крема, то глубина ассортимента — два и четыре соответственно.
Шаг 2. Формат работы с рынком. Поскольку средства для ухода подбираются в зависимости от типа кожи, каждый продукт подходит только определенному сегменту покупателей. То есть, если вы продаете шампуни против перхоти и кремы для сухой кожи, наиболее выгодной будет стратегия рыночной специализации.
Шаг 3. Методы конкурентной борьбы. Конкуренция на рынке косметических средств довольно высока. При этом каждая категория продукции рассчитана на конкретный сегмент. И поскольку преимуществом в плане расходов вы не обладаете, разумнее всего сконцентрироваться на дифференцировании товаров.
Теперь необходимо понять, как вам лучше вести себя на рынке. Поскольку вы — нишевый игрок, стоит придерживаться стратегии партизанской войны.
Шаг 4. Позиционирование. Здесь можно использовать сразу две перекликающиеся стратегии: в первом случае товары будут представлены как ориентированные на особый сегмент потребителей (людей с перхотью и сухой кожей), а во втором — как продукты с определенными функциональными возможностями (избавляющие от перхоти, увлажняющие кожу).
Шаг 5. Комплекс маркетинга. Поскольку бренд существует не так давно, продукция находится на стадии роста. Со временем нужно будет улучшать сами товары, а также расширять ассортиментный ряд.
Шаг 6. Ценообразование. Необходимо выстроить ценовую политику, соответствующую особенностям функционирования относительно небольшой организации на рынке. Конкурировать с другими фирмами по цене у новичка не получится, и спрос в данной сфере не превышает предложения, поэтому оптимальным будет устанавливать цены с ориентацией на среднюю стоимость продукта.
Что касается ценовой дифференциации, можно сделать выбор в пользу стратегии специальных мероприятий, то есть делать скидки.
Шаг 7. Распределение. Для данной ситуации подойдет прямое и эксклюзивное распределение. Это объясняется тем, что реализуемый товар является довольно специфичным, но бюджет организации не очень велик.
Шаг 8. Продвижение. Поскольку фирма не работает с дистрибьюторами, разумно выбрать протягивающее продвижение. Особое внимание стоит уделить таким современным инструментам, как таргетированная реклама и соцсети.
Шаг 9. Бюджет. Перед началом активной деятельности необходимо обязательно рассчитать все затраты на маркетинг, не забывая, что полученные результаты являются приблизительными.
Шаг 10. Анализ маркетинговой стратегии.
Вот и все, планирование завершено.
Основные ошибки при разработке стратегии маркетинговой деятельности
Ошибка 1. Ориентироваться на поведение лидера
Каждая новая фирма, которая выходит на современный рынок, вступает в активную конкурентную борьбу. При этом начинающие предприниматели часто стараются перенять что-то у организаций, которые уже добились успеха в данной сфере. Речь может идти о копировании свойств наиболее востребованных товаров, об организации рекламных кампаний в аналогичном формате, о проведении похожих акций. Иногда в погоне за популярностью малоизвестные фирмы намеренно делают свой логотип похожим на символ популярного бренда.
На самом же деле копирование никогда не даст новой организации возможность обогнать более опытного и сильного конкурента. Маркетинговая стратегия нужна для продвижения собственного бизнеса и уникального продукта, отвечающего потребностям аудитории. Поэтому при запуске стартапа нужно ориентироваться не на конкурентов, а на клиентов. Важно, во-первых, постоянно мониторить меняющиеся желания аудитории, а во-вторых, поддерживать обратную связь и вносить в свою работу необходимые коррективы.
Ошибка 2. Не оставлять контакты
По статистике, более чем на половине американских корпоративных сайтов не указано ни одного способа связи. В результате клиент ограничен лишь общей информацией, которая есть в открытом доступе. При возникновении более конкретных вопросов человеку просто некуда обратиться, и это негативно влияет на продажи организации.
Если на сайте нет раздела с актуальными контактами, смысл его существования сводится к нулю. Время и средства, потраченные на создание такого ресурса, никогда не оправдают себя. У потенциальных покупателей должна быть возможность связаться с представителями фирмы, это обязательное условие. Важно также контролировать, чтобы входящие запросы не оставались без внимания.
Ошибка 3. Следовать слишком сложным стратегиям
Для малого бизнеса оптимальной будет более простая и понятная маркетинговая стратегия. Опыт показывает, что на основе элементарных концепций зачастую возникают всемирно известные бренды. Это связано с тем, что клиенты всегда хотят знать конкретную информацию: какой товар предлагается, в чем его преимущества перед аналогами, где и как можно его купить.
Когда сведений слишком много, восприятие усложняется. Если выбрана слишком сложная концепция, высока вероятность оттолкнуть потенциальных покупателей. К тому же чем более замысловатую стратегию вы формируете, тем больше времени, денег и усилий потребуется для ее реализации.
Ошибка 4. Не анализировать промежуточные результаты
Профессиональный руководитель всегда детально анализирует результаты каждого проведенного мероприятия. Также и в процессе внедрения новой маркетинговой стратегии необходимо обращать внимание на то, какие показатели компании растут, а какие падают. Да, аналитика требует дополнительных временных и финансовых вложений, но она позволяет понять, в чем плюсы и минусы каждого конкретного подхода. В результате формируется понимание функционирования всех существующих схем, которое позволит в дальнейшем совершать меньше ошибок.
Ошибка 5. Не развиваться
Если у организации нет маркетинговой стратегии развития, ничего не меняется и не обновляется, то она не будет успешной и прибыльной. Удивительно, но некоторые фирмы и сегодня не предлагают возможности безналичной оплаты, у многих до сих пор нет ни своего сайта, ни страницы в социальных сетях. Кто-то не позаботился не только о масштабных мероприятиях вроде рекламной кампании в Сети, но и о таком элементарном шаге, как создание визиток.
В современном мире все меняется очень быстро и у бизнеса постоянно появляются новые возможности для развития. Те предприятия, которые этими возможностями пренебрегают, вскоре теряют свою привлекательность для аудитории и не выдерживают соперничества с динамично развивающимися конкурентами.
Ошибка 6. Отказываться от классических инструментов продвижения
На сегодняшний день именно Интернет помогает молодым организациям быстро выйти на нужную аудиторию и добиться успеха. Но активную деятельность в Сети можно и нужно дополнять рекламой по традиционным каналам. Радио, телевидение, наружная реклама, публикации — все это также стоит использовать, чтобы маркетинговая деятельность организации была разноплановой и эффективной.
Ошибка 7. Быть навязчивым
Желание компаний использовать свою клиентскую базу для продвижения услуг вполне понятно. И если у вас действительно есть актуальная и интересная информация, ее можно донести до потенциальных покупателей через СМС-сообщения или рассылку. Но здесь очень важно не перейти грань и не показаться слишком навязчивым. Если фирма постоянно контактирует с клиентом через разные каналы, это быстро надоедает и у человека пропадает всякое желание с ней связываться.
Ошибка 8. Не обращать внимания на конкурентов
Как уже было сказано, нужно думать прежде всего о своем бизнесе и ни в коем случае не пытаться кому-то подражать. Но при этом нельзя забывать, что существуют другие организации, работающие в том же сегменте. Покупатели неизбежно будут сравнивать вас с ними, чтобы понять, с кем лучше сотрудничать. Используя возможности Интернета, любой человек в два счета может сравнить цены на продукцию разных предприятий, изучить их характеристики, почитать отзывы. Именно поэтому так важно знать, чем занимаются ваши конкуренты, чтобы не отставать от них и по возможности предлагать аудитории более выгодные условия.
Ошибка 9. Не уделять внимания интересам потребителей
Сколько бы вы ни вкладывали в рекламу, все усилия пойдут прахом, если клиенты не заинтересуются вашим товаром.
Любой организации крайне важно знать, что потребители думают о предлагаемых продуктах, какие плюсы и минусы они отмечают. Эта информация поможет сделать маркетинговую деятельность более эффективной.
Анализ маркетинговой стратегии
Оценив результаты внедрения маркетинговой стратегии, можно понять, правильно ли вы подобрали концепцию, а также увидеть, насколько успешно реализуются поставленные цели.
Обычно анализу подвергаются следующие элементы:
Аудит в области маркетинга дает возможность увидеть, насколько результаты проводимых мероприятий соответствуют показателям, обозначенным в ходе планирования. Если выбранная маркетинговая стратегия показывает себя не так хорошо, как хотелось бы, стоит задуматься о внесении корректировки или выборе иной схемы работы. Если же анализ показывает улучшение позиций фирмы на рынке и рост прибыли, значит, направление выбрано верно и в дальнейшем компания может стать лидером в своей отрасли.