для чего нужна подъемная ось на грузовике
Зачем грузовикам нужны колеса, которые не касаются земли
На самом деле подъемная ось, или по другому «ленивец», решает в современных грузовиках сразу несколько задач. Но прежде стоит сказать, что это полноценная ось с пневматическими рессорами и тормозной системой. Вот только путать ее с «мостом» не стоит — «ленивец» пассивен, и не имеет какого-либо привода.
Пожалуй, главный плюс подвесной оси — увеличение допустимой грузоподъемности самого тягача либо полуприцепа, где она установлена. Например, при допустимой общей нагрузке на одну ось полуприцепа — в зависимости от подвески — 7—7,5 тонн, наличие «ленивца» существенно прибавляет фуре эффективности.
Согласитесь: одно дело, когда при двух осях на телеге их общая нагрузка не должна превышать 14 тонн, и совсем другое, когда свыше двадцати. Ко всему прочему, дополнительные колеса уменьшают нагрузку на ведущий мост, на ходовую часть в целом, снижает разрушительное влияние на дорожное покрытие, и с ней фура, разумеется, при правильном распределении груза, более устойчива на ходу.
При этом, говоря о максимально допустимой нагрузке, стоит принимать во внимание не только вышеуказанные параметры, но и расстояние между осями, которое может повлиять, как на снижение показателя допустимой нагрузки на одну ось, так и на повышение.
В зависимости от грузовика и степени загрузки, ось опускается автоматически, либо ее активирует водитель. Для этого в кабине есть специальная кнопка, а на самом прицепе — отдельная панель управления.
Когда тягач налегке, она втягивается, и тогда снижается сопротивление качению, а следовательно, и расход топлива, и износ резины, и выбросы CO2 в атмосферу. Также грузовик с поднятой осью заметно лучше управляется и маневрирует. Да и у водителя тягача, помимо традиционных запасок, всегда есть две дополнительных.
Экономическая выгода наличия дополнительной оси тоже очевидна. Она вытекает из увеличения грузоподъемности «фуры». Да, такие грузовики стоят дороже обычных. Но с другой стороны, чтобы перевезти больше грузов, водителю не нужно рисковать здоровьем, жизнью и деньгами, которых придется отдать немало на штрафы в случае обнаружения перегрузки на постах контрольного взвешивания.
Так, согласно ст. 12.21.1. КоАП РФ, «Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» с превышением допустимых габаритов транспортного средства влечет наложение административного штрафа в размере до 1500 рублей, а на должностных лиц, ответственных за перевозку, — в десять раз больше. Но хуже всего подобное нарушение отразится на юридических лицах, которым грозит до 150 000 рублей штрафа.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Зачастую основной причиной появления подъемной оси считают необходимость сократить износ шин и уменьшить расход топлива в порожнем состоянии. Экономия топлива составляет около двух литров на сотню километров за счет того, что при порожних пробегах (у самосвалов они составляют более 50%) поднимается задняя ось. Однако есть и другое мнение :
на экономии топлива это не сказывается, на экономии резины тоже. Ведь, для экономии топлива нужно уменьшить вес тягача, а висящая ось лишь утяжелит тягач для одной оси и соответственно, трение повысит. Резину тоже экономить, да куда ее блин девать, ну сэкономил резины на средней оси, а итог лопнули зады и на чем ехать?
А вот при уменьшение количества задних осей уменщает радиус поворота грузовика, например тягач с 3 осями на земле на среднем перекрестке заезжает на тротуар, а подняв одну ось мы уже проедем как обычный грузовик 2 осный, только у нас грузоподъемность упадет заметно.
И все таки как мне видится главная причина совсем в другом: при увеличении грузоподъемности возрастает нагрузка на ось и выходит за разрешенные параметры и технической эксплуатации автомобиля и правил эксплуатации дорожного покрытия. Чтобы этого избежать требовалось увеличивают количество осей. Подъемная ось позволяла существенно сократить износ шин. Опускалась задняя ось только при полной загрузке автомобиля, при пробеге порожняком ось поднималась.
НОРМАТИВНЫЕ ОСЕВЫЕ НАГРУЗКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40%.
В общем делаем вывод:
Использование подъемной оси позволяет увеличить грузоподъемность автомобиля (в техническом плане и согласно разрешенных осевых нагрузок ПДД), в тоже время уменьшить собственную массу автомобиля по сравнению с автомобилем с дополнительным мостом. Позволяет снизить расход топлива, и износ резины. Есть еще одно преимущество, при трогании с места на скользкой дороге загруженного автомобиля. Можно принудительно поднять подъемную ось, тем самым увеличить нагрузку на ведущую ось тем самым получить дополнительное тяговое усилие, что позволит тронуться автомобилю с места без пробуксовки, после чего подъемная ось автоматически встанет в транспортное положение в зависимости от загрузки автомобиля.
Кстати вот посмотрите какой автомобиль был в СССР.
МАЗ 516. Этот грузовик весьма редкий и любопытный.
У современных автомобилей на последних модификациях ось опускается автоматически — как только датчик определит, что нагрузка на ведущий мост превышает допустимую. Кроме того, предусмотрен режим кратковременного поднимания оси для улучшения сцепления колес с заснеженной или обледенелой дорогой.
Почему у грузовиков некоторые колёса висят в воздухе
На дорогах часто можно встретить фуры, у тягача или прицепа (а иногда и там, и там) по одной оси как бы висит в воздухе — то есть колёса, не касаются асфальта. Для чего это нужно и почему производители грузовиков и прицепов применяют такое решение?
Подъёмная ось (часто её называют «ленивец» или подкатная ось) играет очень важную роль. Её задача — снизить нагрузку на основные оси и более равномерно распределить эту самую нагрузку по осям, чтобы уложиться в действующие для грузовиков нормативы по предельной осевой нагрузке.
«Ленивцы» бывают с условно ручным приводом, когда водитель сам принимает решение о подъёме/опускании дополнительной оси, с автоматическим приводом, когда грузовик понимает, что машина загружена и есть потребность в «ленивце», а также с комбинированным приводом, когда управлять подкатной осью может и человек, и грузовик.
Такое техническое решение позволяет не только более бережно относиться к дорогам, на которые при большем количестве осей и колёс приходится меньшая нагрузка, но и экономить топливо (дополнительные колёса на порожнем грузовике не создают лишнего сопротивления качению), улучшают маневренность, а в плохую погоду на скользкой или грязной дороге даже пустому грузовику «ленивец» существенно повышает устойчивость.
Кроме того, есть и не самое очевидное преимущество «ленивца». Например, в случае прокола колеса у дальнобойщика появляется как минимум пара запасных — если перекинуть колёса с подъёмной оси на основную, то можно повременить с визитом в шиномонтаж.
Механизмы подъема оси: устройство, особенности эксплуатации, принцип работы
На дорогах часто встречаются грузовые авто, имеющие на прицепе 2-3 оси, среди которых одна находится в подвешенном «ленивом» состоянии и не касается дорожного покрытия. Многие задаются вопросом о задачах этих колес. Дело в том, что правильное распределение нагрузки по всей ходовой части автофургона влияет на безопасность передвижения. Удачным решением данного вопроса стала подъемная ось, которая во время езды не касается дороги, при повышенной нагрузке опускается. Какие ее функции и особенности, читайте далее.
Что собой представляет подъемная ось
Заднюю ось, расположенную на полуприцепе, называют «ленивцем», который обеспечивает разгрузку ведущей оси и увеличивает грузоподъемность транспорта.
Ленивец представляет собой полноценную ось с пневматическими рессорами, тормозной системой. Ленивая ось помогает уменьшить расход топлива, продлевает период эксплуатации резиновых покрытий. На практике полуприцеп передвигается на одной оси, «ленивая» остается в подвешенном состоянии.
На подъемной модели установлен механизм подъема оси, который обеспечивает движение оси в вертикальном направлении. Благодаря этому колеса поднимаются над дорогой. При установке данного механизма, снижается давление на дорогу, увеличивается тоннаж.
При подъеме колес-ленивцев важно уделять внимание соблюдению норм осевой нагрузки. Вертикальное крепление допускается при неполной загрузке авто.
Принцип работы
Колеса могут опускаться и подниматься автоматически или посредством активации со стороны водителя. Автоматически тягач опускается, когда авто чрезмерно загружено. Если он разгружается, отпадает необходимость в дополнительных колесах, и они поднимаются.
Автоматический подъем выполняется при помощи специального клапана. Он управляется электронным блоком. Специальное оборудование «прошивает» блок, благодаря чему он может посылать сигнал на клапан при определенных обстоятельствах.
Помимо этого, для автоматического управления может использоваться кран, который по своей конструкции аналогичен механическому. В нем есть настраиваемый пневмоклапан, управляющий осью в зависимости от давления в системе.
Функция подъема при любом способе управления выполняется с учетом следующего принципа действия:
Для управления водителем в кабине устанавливается специальная кнопка, а на фургоне есть панель управления. В данном случае можно включить нужное положение:
Принудительное управление выполняется с помощью 2-контурного крана. Он может быть с механическим управлением (посредством специальной кнопки) или электрическим. На кране с электрическим типом есть разъем, куда включается электрический переключатель. Его можно вывести в любое удобное место.
Плюсы и минусы дополнительной подъемной оси
Применение «ленивца» гарантирует следующие преимущества:
При эксплуатации ленивца не обойтись без минусов:
Использовать подъемные колеса необходимо в зависимости от уровня загрузки. Ленивец позволяет перевозить больше груза, при этом не требует повышения массы самого транспортного средства.
Дополнительную ось можно использовать как запаску.
Ленивец можно поднимать принудительно, чтобы увеличилась нагрузка не ведущую ось и авто получило дополнительное тяговое усилите. Так транспорт может тронуться с места без пробуксовки, после чего дополнительная ось автоматически станет в нужное положение.
Подъемная ось – это эффективный элемент, который значительно расширяет возможности грузового транспорта. Она помогает увеличить грузоподъемность полуприцепов. В отличие от авто с дополнительным мостом, ось не слишком перегружает фуру, поэтому уменьшается расход топлива.