для чего нужна цифровизация бизнеса
Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру
Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.
Прорывные технологии и капитализация бизнеса
Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.
Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.
Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.
Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.
Цифровая трансформация и коммуникации
Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.
Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.
Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.
В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.
Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.
Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.
С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.
В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.
«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.
Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.
Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра
Самые востребованные технические компетенции (hard skills):
В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.
Самые востребованные soft skills:
Сложности цифровой трансформации
Сложность первая — критическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.
«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.
Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.
«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.
Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.
Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.
Давайте разберем, что это (простыми словами) — цифровизация деятельности компании. Это не просто маркетинговый термин, это целая реальность, которая требует от любого направления предприятия радикальной смены методов и подходов к практике взаимодействия с клиентами. В 21 веке необходимо уметь быстро адаптироваться, оптимизировать и менять технику, подстраиваясь под резко меняющуюся обстановку. Без диджитализации фирма обречена на отставание и забвение.
В статье выясним, как этот подход поможет повысить производительность каждого сотрудника, уровень удовлетворенности клиентов и эффективность функционирования производства в целом.
Цифровая трансформация бизнеса: что это такое
Так называют процесс по внедрению новейших технологий в разные участки деятельности, а также глубокое преобразование продуктов. Подобный подход учитывает не просто приобретение нового оборудования или ПО. Это готовность к комплексным переменам, которые затрагивают культуру корпорации, корректное управление и внешние коммуникации.
Если все делать правильно, то повысится плодотворность каждого из работников и эффективность предприятия в целом. Компания зарабатывает положительную репутацию, считается продвинутой в обществе.
Определение цифровой трансформации применимо не только к отдельным организациям. Целые отрасли выбирают этот путь, чтобы соответствовать меняющейся реальности. С помощью этих критериев и прорывных технологий меняется жизнь каждого человека и операционная модель фирмы.
Давайте разберемся, что это такое. Об изменениях мы слышим все чаще. Появился блокчейн, за ним дополненная реальность, ИИ и многое другое. Эти вещи кардинально меняют экономику и место предприятий внутри нее. Они воздействуют на сегменты бизнеса, на отношения и самих людей. Когда подобным прорывом стали интернет и электричество.
Ожидания потребителей постоянно растут, они хотят получать желаемое все быстрее и качественнее. Особенно такие требования касаются юных пользователей.
Они хотят получить кредит или консультацию, иметь доступ к собственным расходам, заказывать товары и смотреть информацию, причем все быстро. Все, чем они пользуются, должно быть удобно и интуитивно понято. Мир уже успел привыкнуть к тому, что потребности удовлетворяются мгновенно, онлайн-чаты работают, а подход к каждому клиенту — индивидуальный.
Чтобы отвечать ожиданиям людей, мало просто автоматизировать бизнес-процессы. Необходимо изобрести модель, в которой значительно повысится скорость принятия решений, улучшится количество вариантов действий.
Просто оцифровывать уже существующее — дорого и часто бесполезно. Лучше найти способ обрести новое конкурентное преимущество и начать его внедрять. Например, стоит организовать целую систему самообслуживания, а не автоматизировать работу специалистов с покупателями.
Цифровизация процессов компании: что это такое
Это не только вопрос техники и анализа полученных данных, а серьезное преобразование имеющейся структуры и стратегии фирмы, проработка влияния на человека. Это трансформация, которая поможет прорваться далеко вперед, выделиться на фоне конкурентов.
Прежде чем перестраиваться, стоит выбрать те области, в которых максимально наиболее плотно идет взаимодействие с человеком. Чтобы правильно провести реинжиниринг, нужно пересмотреть работу и решить, как можно обойти ограничения в рамках имеющихся ресурсов.
Несколько примеров из разных областей:
Еще одно преимущество цифровизации направлений бизнеса — это возможность собирать информацию о клиентах и их опыте. Когда данных становится достаточно, то открываются горизонты адаптации разных сценариев под ожидания каждого конкретного посетителя.
Повысив скорость принятия решений в компании за счет адаптивности к новым реалиям, внедрения новейших технологий, вы сможете соответствовать высоким ожиданиям потребителей.
Современные технические достижения позволяют предугадывать ответы и целые сценарии коммуникации с людьми. Это позволяет выдавать им уточненные консультации, предлагать требуемые продукты и их аналоги, советовать и увеличивать чек.
Пять уровней цифровизации бизнеса: как в России стать компанией будущего
Об экспертах: команда консалтинговой фирмы UXSSR.
По итогам первого полугодия 2020 года только 11% российского бизнеса отличается высоким уровнем цифровизации. Общий индекс цифровизации составляет 50 пунктов из 100.
На диаграмме, созданной по результатам опроса KMDA в 2020 году, показаны уровни развития цифровой инфраструктуры компаний в России:
Как видно из этой диаграммы, 83% российских бизнесов находятся на первой-второй стадии цифровизации. Это значит, что у них нет CRM-системы, организованного сбора и анализа данных, возможности анализировать свою аудиторию и ее нужды. А значит, они не могут развиваться настолько быстро, чтобы успевать за меняющимся миром.
Первый уровень цифровизации
Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в цифровизации бизнеса, но они часто ей пренебрегают, думая, что раз их предприятие и так зарабатывает деньги, то менять ничего не надо. Но тем самым они пренебрегают своим будущим успехом и расширением бизнеса. Осознать, что цифровая трансформация необходима — это уже первый шаг.
После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе — упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:
Второй уровень цифровизации
После того, как вы начали уверенно себя чувствовать на первом уровне, пора переходить на второй. С этим вам поможет установка CRM, ERP и правильный сбор и анализ данных.
По данным Росстата, уровень проникновения CRM — системы управления взаимоотношениями с клиентом — в России в 2019 году составлял всего 15,7%. С учетом пандемии и перехода большинства компаний на удаленку этот показатель несомненно продолжит рост. Пока нет четких цифр использования CRM в 2020 и 2021 годах, однако уже известно, что за 2020 год в России было продано лицензий на ₽5 млрд, а объем рынка внедрения составил от ₽10 млрд до ₽20 млрд.
Пока многие финансисты и аналитики говорят о тренде на использование CRM, малый бизнес не спешит внедрять эти системы из-за ряда причин:
Получается замкнутый круг — на втором уровне цифровизации находится малый бизнес, в котором отсутствуют автоматизированные механизмы сбора и анализа данных вроде CRM-систем. Чтобы перейти на следующие уровни и расширяться, им необходимо внедрить эти инструменты. Но из-за указанных причин они отказываются это делать и остаются на низших уровнях цифровизации.
При этом польза от внедрения CRM и ERP-систем намного превышает риски. Эти механизмы помогают компаниям правильно собирать и анализировать данные, то есть изучить своих потребителей и их потребности, а также ключевые показатели своего бизнеса. На основе этих данных они могут расширяться и добавлять новые продукты или услуги в свое предложение.
Третий уровень цифровизации
Чтобы попасть на третий уровень цифровой трансформации, компаниям нужно корректное описание бизнес-процессов и четкая ИТ-стратегия.
Такая стратегия разрабатывается на трех организационных уровнях:
ИТ-стратегия нужна, чтобы не слить бюджет, оцифровывая все процессы без расстановки приоритетов. При ее разработке необходимо выполнить анализ и определить, какие конкурентные преимущества есть на всех уровнях, и какие инструменты подойдут для каждого из них.
Например, отделу маркетинга точно нужна CRM-система. Она поможет выстраивать отношения с клиентами, автоматизировать бизнес-процессы, управлять финансами, отправлять рассылки покупателям и сообщать им о новых предложениях и акциях.
Для финансового департамента CRM может быть не нужна, но им не обойтись без учетной системы и финансовых инструментов, чтобы вести бухгалтерию и планировать бюджет.
Для большинства компаний третий уровень цифровизации даст необходимые преимущества, чтобы успешно вести бизнес. Но чтобы стать цифровым гигантом и перейти на четвертый и пятый уровни, недостаточно лишь подготовить ИТ-стратегию, необходимо заложить в этой стратегии продвинутые инструменты автоматизации: предикативную самокоррекцию и открытые интерфейсы.
Четвертый уровень цифровизации
Именно инструменты предикативной самокоррекции помогут бизнесу перейти на четвертый уровень цифровой трансформации.
Предикативная (она же предсказательная) аналитика — это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такой аналитикой пользуются передовые компании: крупные ретейлеры, банки.
С помощью предикативной аналитики можно прогнозировать спрос на товары в зависимости от погоды и других факторов, оценивать качество заемщика по тому, как он ведет себя в социальных сетях.
«Внедрение инструментов предикативности позволяет дополнительно увеличить устойчивость и эффективность цифровой инфраструктуры, строить гипотезы и играть на опережение по сравнению с конкурентами. Исходя из аналитического отчета KMDA, посвященного цифровой трансформации, только 3% компаний сейчас используют такие инструменты», — подчеркивают эксперты консалтинговой фирмы UXSSR.
Здесь также важно понимать, что предикативный анализ сейчас стал намного доступнее — не обязательно открывать отдел, который будет заниматься анализом. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов.
Пятый уровень цифровизации
За переход и закрепление на пятом уровне цифровизации отвечает целый комплекс инструментов, которые называются открытой цифровой инфраструктурой. Главное здесь — это использование открытых цифровых интерфейсов (API).
Внедрение API дает возможность бизнесам открывать свои системы сторонним разработчикам. Это увеличивает аудиторию и дает пользователям более бесшовный опыт. Простой пример использования API — это регистрация на сайте с использованием данных вашей страницы в соцсетях.
Технологии API позволяют эффективно решать три задачи любого бизнеса: его развитие, разработку продуктов и сервисов, управление ресурсами и поставками. Именно поэтому можно утверждать, что именно за открытым подходом стоит будущее, и многие крупные компании это понимают.
Подобрать примеры компани для первых четырех уровней несложно, но на пятом уровне цифровизации находится не так много российских бизнесов. Среди них можно выделить X5 Retail Group.
Почему мы считаем, что Х5 находится на пятом уровне цифровизации?
Открытые цифровые интерфейсы. В 2020 году поставщики Х5 получили возможность загружать данные о товарах онлайн по API. Теперь зарегистрированные пользователи площадки смогут установить себе софт одного из контент-провайдеров и передавать через него данные о своих товарах сразу в систему X5.
Прозрачное взаимодействие с поставщиками. Сеть «Перекресток» разработала и внедрила сквозную систему управления жизненным циклом товаров Product Lifecycle Management (PLMX). PLMX позволит сократить срок запуска новых СТМ-товаров (собственной торговой марки. — РБК Тренды) на 38%. С ее помощью можно управлять запуском новых СТМ-товаров в течение всего их жизненного цикла: от момента формирования идеи по товару и проработки его деталей до попадания на полку супермаркета и сбора аналитики по продажам.
Удобное взаимодействие с клиентом. X5 Retail Group запускают новый продукт — подписку на различные сервисы по типу «Сбер Прайм» и «Яндекс Плюс». В рамках сервиса подписки компания планирует сделать персональные скидки в сетях «Пятерочка», «Перекресток», онлайн-сервисе «Перекресток Впрок», доставках «Быстро» и «Около» до 10%. Кроме того, компания хочет привлечь партнеров, например, химчистки, и предоставить скидки на их услуги.
Выводы
Цифровая трансформация уже происходит, хотите вы этого или нет. И именно она определяет будущее вашей компании и ваши взаимоотношения с клиентами.
Но даже цифровым гигантам на пятом уровне нельзя расслабляться, потому что технологии развиваются очень быстро, а с ними растут и потребности клиентов.
Также стоит отметить, что уже довольно скоро появятся шестой и седьмой уровни цифровизации.
Есть и хорошие новости — чтобы внедрить инновации у себя, не обязательно быть цифровым гигантом. Многие функции можно отдать на аутсорсинг. Но для этого важно понимать:
Среди приоритетных направлений цифровизации мы выделяем следующие:
Цифровизация бизнеса: блажь или необходимость
Аудиоверсия этой статьи
В этом материале Татьяна Лебедева, эксперт по стартапам, генеральный директор компании «Корпорация событий», рассказывает о том, что такое цифровизация, зачем она нужна бизнесу и что необходимо учесть, чтобы цифровизация была полезна вашему делу.
Эксперт по стартапам
Содержание
Что такое цифровизация
Цифровизация предполагает использование цифровых решений: приложений, программ и платформ, которые увеличивают производительность труда.
Пример. Одним из результатов цифровизации торговли, например, являются онлайн-магазины. Путем использования цифровых платформ и приложений товар стал доступен большему числу потенциальных клиентов, а значит, прибыль бизнеса становится гораздо больше.
С цифровой трансформацией в бизнесе дело обстоит несколько глубже. Одним вводом технических решений процесс не ограничивается. При переходе на новый технологический уровень, все процессы подлежат пересмотру.
Такие перемены всегда приводят к еще более масштабным изменениям: открытие новых сервисов, переход в новые сферы или открытие новых ответвлений от основного поля деятельности.
Более того, это развивает в современном потребителе привычку моментально получать ответ, услугу или товар. Следовательно, бизнес-среда не может игнорировать данные изменения и вынуждена идти в ногу со временем, чтобы удовлетворять запросы потребителя и быть конкурентоспособной.
Кредиты от Сбербанка
Получите кредит для бизнеса на любые цели – с возможностью подать заявку онлайн
Плюсы и минусы цифровой трансформации
Цифровизация бизнеса расширяет горизонт возможностей и существенно ускоряет практически любой процесс.
возможность отслеживать опыт клиента и информацию — это поможет сформировать индивидуализированный подход к каждому;
накопление информации в базе данных — это позволит системам анализировать данные и создавать готовые «сценарии» работы и приведет к экономии затраченного времени и ресурсов;
существенное ускорение процессов обработки информации и запросов потребителей;
оптимизация и создание новых продуктов, которые максимально закрывают потребность клиента — это существенно увеличивает прибыль и средний чек.
Весь этот процесс направлен не только на клиента, но, и на улучшение условий работы персонала. Оптимизация и частичное делегирование определенных процессов облегчает процесс работы и позволяет сотрудникам использовать время и ресурсы более продуктивно.
📍Основной и единственный риск цифровизации — это риск неудачного внедрения.
Критически маленькое количество специалистов, которые владеют достаточно современными знаниями. Естественно, что для успешного завершения и дальнейшей нормальной функциональности обновленного бизнеса, нужны эксперты, обладающие свежими знаниями.
Жесткие временные рамки и дедлайны, которые ставят сами владельцы бизнеса. Нужно понимать тот факт, что достаточно сложно разом искоренить десятилетиями устоявшиеся методы работы.
Человеческий фактор — переквалификация и обучение требуют времени. Это совершенно не быстрый процесс и более того, не требующий спешки.
Неверные приоритеты и цели
Недостаточное количество инвестиций
Вебинар
Запуск продаж в интернете с 0 до 1 млн рублей
Примеры цифровых решений
СRM (customer relationship management) — система для управления отношениями с клиентами. CRM помогает эффективно фиксировать обращения покупателей, автоматически систематизировать данные о клиентах и сделках в итоге продавать продукции и услуг больше. Благодаря внедрению системы сотрудники перестают забывать о делах и срывать сроки. Варианты CRM-систем для малого бизнеса: «Простой бизнес», «Пачка», amoCRM, Битрикс-24 и другие.
Облачные сервисы. Применяются сегодня для многих целей бизнеса (хранение данных, обмен письмами, проведение сложных расчетов, получение доступа к возможностям искусственного интеллекта).
Корпоративные мессенджеры с чатами, в которых сотрудники могут оперативно общаться и передавать необходимые данные, ботами, которые автоматизируют рассылки информации, а также возможностью видеоконференцсвязи для удаленного взаимодействия с сотрудниками. Кроме того, для выстраивания внутренней работы в команде сегодня используются канбан-сервисы, например, такие как Trello, Jira, Asana и другие.
ERP (enterprise resource planning) — управление ресурсами предприятия. В данном случае ресурсами является все: от персонала и денег до материалов и оборудования. ERP — это программное обеспечение, с помощью которого можно управлять бизнес-процессами, контролировать финансы, цепочки поставок, операции, отчетность, производство, кадры и позволяет управлять ими. Один из вариантов программного обеспечения для бизнеса «1С:ERP Управление предприятием» — эффективное решение для автоматизации крупного и среднего бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8».
Как успешно цифровизировать бизнес
1. Проанализируйте бизнес. Для этого нужно найти и выявить слабые места, которые возможно заменить технологически: Проведите аудит своих бизнес-процессов для того, чтобы определить повторяющиеся операции, которые можно сначала автоматизировать, а затем «вшить» в общую систему трансформации.
Вы можете использовать различные инструменты для сбора и обработки данных. Они помогут получить ценную информацию, которой можно поделиться с отделами компании, чтобы все были в курсе текущей ситуации.
Наладьте слаженную работу внутри компании с помощью общих встреч, чатов, чек-листов, которые помогут сотрудникам работать сообща. Отделы вашего бизнеса, которые получат пользу из проекта, должны внести свой вклад. Например, вы планируете создать интернет-магазин. Маркетинг и отдел продаж напрямую получают выгоду от улучшенного опыта электронной коммерции. Они также должны нести ответственность за часть бюджета и участвовать в разработке сайта.
2. Создайте стратегию — четкий план действий и понимание конечной, желаемой цели. Не включайтесь в гонку за технологиями только потому что сейчас это модно или «так делают все».
В основе всего лежит эффект, получаемый в бизнесе. Поэтому сначала поставьте четкую цель: для чего вам нужна цифровизация, определитесь со своей бизнес-стратегией, а уже затем определяйтесь с технологическими решениями, которые помогут воплотить вашу стратегию.
Определите области, которые принесут наиболее значимые результаты. Например: качество обслуживания клиентов, повышение мотивации и вовлеченности сотрудников, аналитика данных, облачные решения.
Многим компаниям помогут повысить рентабельность простые технологии, которые освободят вас и персонал от рутинных задач. Очень сложные технологические решения могут, наоборот, плохо повлиять на бизнес — вызвать хаос и трату времени на понимание.
Сконцентрируйтесь на том, как цифровая трансформация может помочь вам упростить и удешевить процессы.
3. Адаптируйте персонал. Процесс включает обучение, тренинги и подготовку работников к абсолютно новой форме работы. В процессе цифровизации важно, чтобы руководитель разделял свою видение цифрового будущего компании с сотрудниками. Насколько коллектив будет увлечен процессом, в первую очередь будет зависеть от увлеченности и веры самого руководителя.
Многие люди чувствуют страх перед новыми технологиями и автоматизацией. Согласно исследованиям, 27% владельцев малого и среднего бизнеса назвали сопротивление своей команды переменам главной проблемой при внедрении цифровой трансформации. Объясните своему коллективу, как важны инновации для развития компании.
Например, продемонстрируйте, как онлайн-инструмент поможет им увеличить производительность.
Необходимо также развивать цифровую культуру сотрудников. Сегодня для этого есть масса обучающих курсов по цифровой грамотности. Только когда все ключевые лица, ответственные за цифровую трансформацию, будут «говорить на одном языке», получится рост без сопротивления со стороны команды.
4. Оцените технологическую составляющую — новейшие технологии и ПО. Необходимо проанализировать предложения на рынке цифровых решений и выбрать подходящие для конкретной отрасли. Не нужно «изобретать велосипед», если только у вас не узкоспециализированная ниша.
Множество приложений, платформенных решений уже придумано до вас. Не тратьтесь на разработку собственных продуктов. Возьмите подходящие из имеющихся предложений и потратьте лучше время и ресурсы на качественное внедрение, контроль и анализ нововведений
Малые и средние предприятия сталкиваются с уникальными проблемами и нуждаются в иной ИТ-стратегии, нежели более крупные организации. Ищите партнеров, которые специализируются именно на малом бизнесе.
Поставщик услуг должен найти для вас бюджетные решения, которые будут корректно работать с вашей инфраструктурой и принесут наибольшую выгоду.
Как можно увидеть, процесс вывода бизнеса на новый уровень — достаточно трудоемкий процесс, который требует внимательности, ресурсов и настойчивости. Но, преимущества, которые мы получаем в итоге, оправдывают любые затраты. Без движения вперед, гибкости в решениях и конкурентоспособности — банкротство лишь вопрос времени.
Процесс развития всегда сопровождается определенными рисками и сложностями, особенно такой масштабный, как переход к полностью цифровым технологиям. Будущее за технологиями и из этого следует, что для бизнеса цифровизация — это необходимость.