для чего нужно электронное правительство
Простыми словами об электронном правительстве
Больше полутора лет, постоянно выступая на конференциях по электронному правительству, слышу тонны умных-заумных фраз про наше светлое и великое будущее. Больше полугода отвечая на вопросы своих друзей, пытаюсь говорить, что есть сейчас, какими сервисами уже можно пользоваться и зачем все это надо. И всегда поражалась, ну почему же никто не может нормально доносить до основного потребителя этих услуг (до меня, до вас, до нас) информацию.
И я понимаю огромные бюджеты на PR всей инициативы электронного настоящего, но я не понимаю, почему на эти огромные бюджеты никто не может сделать одну простую вещь: думать, как потребитель, и проверять все на себе. В общем, я решила, что надо сделать проект, который решает эту задачу. И раз уж все-таки я по образованию журналист, раз я занимаюсь eGov, раз я еще и потребитель, то могу конструктивно реализовать медийную площадку: eGov Live: все об электронном правительстве в РФ
Я могу точно сказать, что на площадке будет много интересного и полезного, включая механизм гражданского контроля за госуслугами в разных регионах, практики и активную обратную связь. Пока мы доделываем сайт, я полагаю, стоит уже начинать делать обзоры. Поэтому первый материал – после конференции «Государственные электронные услуги стратегические задачи и практические решения для России»
Чтобы мы делали полезные для всех вещи, нам очень пригодится Ваша помощь. Присылайте информацию из Ваших регионов. Ибо то, что говорят чиновники – это одно, то, что есть на самом деле, мы хотим узнавать от Вас и понимать, как это можно сделать лучше.
Мне постоянно и везде и почти все цитируют одну мудрую мысль: Если у нас нет электронного правительства 1.0, о каком вообще 2.0 и в целом о каком egov можно говорить? Хорошие слова бездействия. Ну и? То есть, исходя из этого посыла, вообще нас не интересует, чтобы те системы, куда выделяются миллиарды из бюджета, работали для НАС. Недавно выкладывала Волкова про облачную демократию. Логично говорит, да? И скоро ждите наш новый проект. НО! Я не люблю слова ДЕМОКРАТИЯ, если демос (мы с Вами) вообще не в теме. Я бы назвала это менее политизированно: краудсорсинг эффективности. Да, вот так сложно и на рунглише, но зато по делу и по факту.
Вообще во всех странах мира самый важный фактор для развития eGov – это среда, активное вовлечение населения в развитие, обсуждение сервисов и проектов. Но суть в том, что пока каждый из нас не поймет, в чем выгода и плюс электронного или мобильного правительства, что это меняет, ничего подобного не будет. И даже фразы про то, что это поможет сократить бюррократический аппарат, что исчезнет необходимость очного общения с чиновниками, что можно мониторить обещания государственных служащих – это только слова. Я предлагаю переходить от слов, собственно, к делу. Ибо eGov и так реализуется. Вопрос в том, что если мы с Вами не в процессе, то делается это все в полсилы.
Электронное правительство учится вовлекать граждан в решение проблем
Семь из 10 государственных услуг для бизнеса и граждан к 2024 г. должны предоставляться в цифровой форме. Без личного посещения госорганов должны быть доступны все приоритетные госуслуги и сервисы. А 90% документооборота между чиновниками должно происходить онлайн. Такие задачи для России записаны в направлении «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика».
Как электронное государство работает сегодня?
Эффективнее и дешевле
Есть прямая связь между уровнем развития электронного правительства и параметрами качества госуправления – индексом результативности правительства и индексом контроля коррупции, говорится в докладе РАНХиГС для Гайдаровского форума 2019 г. (его авторы основывались на исследованиях ООН, Всемирного банка и Всемирного экономического форума). То есть чем выше цифровизация, тем результативнее правительство и ниже коррупция.
Сколько стоит «Цифровая экономика»
Бюджет национальной программы «Цифровая экономика» до 2024 г. – 1,8 трлн руб., из них 1 трлн – бюджетные средства. Шесть основных направлений нацпрограммы – регулирование, IT-инфраструктура, кадры, кибербезопасность, технологии, госуправление.
Прозрачность информации обеспечивает так называемый общественный контроль, который увеличивает доверие граждан к государству, объясняет Александр Морлок, исполнительный вице-президент группы компаний «Ланит». Благодаря информатизации государственные и муниципальные власти получают данные для принятия более взвешенных решений.
Долгосрочный же потенциал развития цифрового государства – это не только институциональные улучшения и повышение эффективности госуслуг, но и большая вовлеченность, участие и ответственность граждан, говорится в ежегодном докладе ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 г.
В своем самом первом докладе в 2001 г. эксперты ООН определяли электронное правительство как «использование интернета и всемирной сети для доставки государственной информации и сервисов гражданам». На тот момент из 190 стран – членов ООН собственные сайты были у правительств 84 стран, а возможность электронного взаимодействия с госорганами – в 17.
В 2018 г. ООН уже указывает, что все 193 страны-члена в той или иной форме развивают цифровое государство, а 40 стран получили в рэнкинге EGDI (E-Government Development Index) ООН оценку «очень высоко». Этот индекс учитывает качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Максимально высокие показатели EGDI в 2018 г. – у Дании, Австралии и Южной Кореи. У России тоже неплохие результаты.
Цифровая эволюция
В Азиатском регионе пионер – Сингапур. Там национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота в госсекторе стартовал еще в 1980-х. Сегодня город-государство предоставляет онлайн практически все госуслуги – для доступа к ним используется технология цифровой идентификации SingPass. Все пользовательские данные хранятся на платформе MyInfo – к ней обращается 17 ведомств и правительственных агентств для предоставления своих услуг.
Когда государства только начинали эксперименты с цифрой, они в первую очередь фокусировались на цифровизации госуслуг. В последнее время на первый план выходит создание цифровых стратегий для большего вовлечения гражданского общества, говорится в докладе ОЭСР «Переход в цифру: создавая политики, улучшая жизнь».
К электронному правительству в той или иной степени относится взаимодействие с гражданами (g2c, government-to-citizen), бизнесом (g2b, government-to-business), внутри системы госуправления (g2g, government-to-government) и с госслужащими (g2e, government-to-employees).
В рекомендациях для развития цифровых государств, подготовленных министрами стран «двадцатки» (G20) в 2018 г., акцент сделан на цифровой трансформации в экономической, социальной сферах и в госуправлении – с фокусом на внедрении новых технологий в развитие пользовательских сервисов. У европейского плана развития цифрового правительства три приоритета: модернизация публичных административных функций (например, цифровое удостоверение личности, цифровая подпись и т. д.), повышение мобильности граждан и бизнесов в трансграничных операциях и усиление цифрового взаимодействия между администрациями, с одной стороны, и гражданами и бизнесами – с другой.
Кроме технологий, которые с каждым годом дают все больше возможностей, у развития электронного правительства есть и вполне материальное основание: цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой, говорится в Digital Efficiency Report правительства Великобритании.
Чем пользуются россияне
Три самые популярные госуслуги в мире, по данным ООН, – коммунальные платежи, оплата подоходного налога и регистрация новых бизнесов.
Спустя почти 10 лет ситуация кардинально поменялась. Если в момент запуска портала госуслуг в 2009 г. там была информация о 110 федеральных и 200 муниципальных услугах, то в 2018 г. только через приложение пользователи заполнили и отправили более 12,6 млн электронных форм заявлений на получение госуслуг. В 2018 г. на портале было зарегистрировано 86 млн человек (все население России – 144,5 млн), в месяц портал посещали в среднем 72 млн раз. Доля граждан, пользующихся электронными госуслугами, в 2017 г. превысила 60%, по данным Минцифраза, а в 2018 г. должна была составить 70%, согласно майским указам президента Владимира Путина.
Самой популярной госуслугой в России в 2018 г. была возможность узнать размер пенсионных накоплений – таких запросов россияне, по данным ТАСС, сделали почти 5,5 млн. Кроме пенсий в тройку входили регистрация транспорта (около 1 млн заявлений) и получение нового загранпаспорта (около 750 000).
В ЕСИА зарегистрировано 80 млн учетных записей, в системе проходит 4,5 млн авторизаций в сутки. Через СМЭВ ежедневно проходит 100 млн защищенных юридически значимых транзакций (запросы и ответы, которыми обмениваются ведомства), сообщал Минцифраз. Но есть серьезные проблемы при применении на уровне органов местного самоуправления, говорится в нацпрограмме «Цифровая экономика»: только 10% муниципалитетов отвечают установленным требованиям по уровню цифровизации.
Собрать данные
Кто в системе
В ГИС ЖКХ зарегистрировано более 93 000 поставщиков информации (все управляющие и ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, все региональные и муниципальные органы власти)
более 1,3 млн многоквартирных (99,7%) домов
и 18,4 млн из всех жилых домов (99%)
2,5 млрд фактов оплаты за жилищно-коммунальные услуги
Данные на начало 2019 г.
Построение национальной системы управления данными – одна из ближайших задач российского правительства в области цифровой трансформации, говорил курирующий нацпрограмму «Цифровая экономика» вице-премьер Максим Акимов на Гайдаровском форуме 2019 г. Сейчас данные аккумулируются на уровне отдельных «отраслевых» систем.
Информацию в электронном виде, не на бумаге, проще и быстрее не только собирать, но и анализировать, а ряд процессов уже просто невозможно обработать в нецифровом виде, отмечает Морлок. Например, с 2016 г. в России работает государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), которая, по данным ее разработчика – группы «Ланит», по масштабу охвата не имеет аналогов в мире. Она объединяет управляющие и ресурсоснабжающие компании, органы исполнительной власти и местного самоуправления, жильцов и проч. Система собирает, обрабатывает и хранит информацию обо всех субъектах ЖКХ, интегрируя более 4300 источников информации (включая базы Росреестра, ФНС и Генпрокуратуры), и позволяет надзорным органам контролировать законодательство в сфере ЖКХ. Команда использует agile-подход, когда IT-структуры совместно с бизнесом постоянно проверяют гипотезу работоспособности продукта, непрерывно корректируют требования в соответствии с получаемой обратной связью от конечного пользователя, говорит Сергей Емельченков, заместитель генерального директора по информационным технологиям, развитию новых продуктов ФГУП «Почта России» (оператор ГИС ЖКХ).
«То, что пользователям кажется всего лишь базой данных с набором сервисов, на самом деле сложнейшая с точки зрения подходов к реализации и архитектуре информационная система, содержащая миллионы строк кода, – рассказывает Филипп Генс, президент группы компаний «Ланит». – Группа разработчиков в команде ГИС ЖКХ на пике доходила до 500 человек, даже простые IТ-задачи, решаемые в масштабах страны, требуют большой команды высококвалифицированных разработчиков».
Управлять эффективнее
Один из доминирующих трендов внедрения технологий в бизнесе и госуправлении – концепция symphonic enterprise, указывает консалтинговая компания Deloitte. Речь идет о повышении эффективности работы всего цифрового государства за счет кумулятивного эффекта от внедрения новых прорывных технологий. В их числе – интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение.
Искусственный интеллект и более точное прогнозирование на основе собираемых больших данных – одна из ключевых тем мировой IТ-повестки. Госструктуры по всему миру консолидируют информацию о гражданах, месте их проживания, уровне дохода, недвижимости, состоянии здоровья и проч. Используя данные из множества источников, искусственный интеллект может обрабатывать тысячи параметров в реальном времени, выбирая наиболее оптимальные решения.
По расчетам Oxford Insight, в рейтинге готовности стран к внедрению искусственного интеллекта в госсекторе (учитывает уровень цифровизации госсектора, наличие открытых данных, наличие стартапов в сфере искусственного интеллекта и другие параметры) в 2018 г. лидировали Великобритания, США, Канада и Южная Корея. Национальные стратегии развития искусственного интеллекта уже приняли Индия, Китай, Япония, Сингапур, Мексика, ОАЭ и многие европейские страны (Дания, Финляндия, Франция, Италия, Швеция и др.).
По данным ООН, порталы с открытыми данными есть в 139 странах (72%). Три из четырех таких стран не только предоставляют данные, но и дают рекомендации по использованию наборов данных, побуждают пользователей запрашивать новые дата-сеты и стимулируют использовать публичные данные для разработки онлайн-приложений.
Великобритания, в частности, идет по пути коммерциализации открытых данных (они аккумулируются более чем из 30 источников в реестрах в свободном доступе) и приоритета внутренних разработок в части регулирования искусственного интеллекта. Власти страны планируют инвестировать 17,3 млн фунтов стерлингов в научные исследования в области робототехники и искусственного интеллекта. Его внедрение, по расчетам исследования Accenture «Как искусственный интеллект может способствовать национальному росту», может принести британской экономике к 2035 г. дополнительные 654 млрд фунтов.
Сделать управление прозрачнее
Европейские лидеры цифровой трансформации – Швеция, Финляндия и Великобритания – идут по пути построения цифровых экосистем. Для ускорения цифровизации экономики, как и в бизнесе, нужно существенно сократить time-to-market, а значит, изменить систему государственных закупок IТ-услуг и продуктов. Здесь требуется как трансформация организационных процессов, так и внедрение новых инструментов – например, практики онлайн-маркетплейсов.
Например, в Великобритании поставщики облачных услуг размещают свои предложения для госзаказчиков на правительственном маркетплейсе (Government Application Store), где их можно приобретать по упрощенной процедуре, без конкурса. По итогам 2018 г. объем продаж на площадке превысил 4 млрд фунтов стерлингов. В новой стратегии цифрового развития (опубликована в 2017 г.) Великобритания акцентирует внимание на расширении использования накопленных данных в экономике, помощи бизнесу в цифровизации и безопасности киберпространства.
В России прозрачность госзакупок обеспечивает единая информационная система (ЕИС), которая состоит более чем из 30 функциональных блоков и помогает контролировать запланированные расходы и фактическое исполнение бюджета. ЕИС призвана максимально расширить конкуренцию среди участников закупок, в том числе с вовлечением малого бизнеса, говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. По ее словам, на сегодняшний день ГИС ЕИС – крупнейшая информационная система, обеспечивающая реализацию более 300 нормативных правовых актов и множество бизнес-процессов в сфере госзакупок.
С января 2019 г. в системе, с которой ранее работали только заказчики, формируется реестр поставщиков. Процесс будет завершен до конца года и охватит около 600 000 организаций – участников закупок (на март 2019 г. зарегистрировано 90 000). Реестр включает все документы, которые необходимы для участия в торгах. В дальнейшем это позволит зарегистрированной компании при подаче заявки не собирать каждый раз аналогичные пакеты, а просто давать согласие на выполнение работ, говорит Катамадзе.
Казначейство планирует реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, включая функционал подготовки их проектов, актов выполненных работ, а также интеграцию с системами платежей, рассказывает Катамадзе. В итоге будет автоматизирована вся цепочка исполнения госконтрактов – уже в 2019 г. В 2020–2022 гг. планируется сократить число закупочных процедур (большинство из них будет сведено к наиболее востребованным – т. е. электронный конкурс и аукцион, в том числе короткий).
«При создании любого государственного информационного ресурса мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью комплексного пересмотра отраслевого законодательства, где эта система появляется», – говорит замруководителя Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев. Как правило, любая ГИС служит некой лакмусовой бумажкой: в процессе ее анализа и формирования работы выявляются все недочеты и недоработки законодательства. Важно, чтобы создание системы велось параллельно с совершенствованием законодательства, тогда в этой работе будет смысл, уверен Евраев. Кроме того, создание информационных систем неизбежно связано с оптимизацией контроля и надзора в соответствующей отрасли, отмечает он, т. е. мы можем также рассматривать ГИС как инструмент дебюрократизации процессов.
Решения для регионов
Скорость оцифровки экономики определяется активностью и вовлеченностью не только на федеральном уровне, но и на региональном. В каждом из 85 регионов России должны быть внедрены целевые модели улучшения инвестиционного климата. Чтобы решить эту задачу, Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с компанией «Норбит» разработали систему Region-ID. Она стала площадкой для коммуникации федеральных и региональных команд и помогла развитию проектного управления в регионах, рассказывает Марат Фаттахов, руководитель управления АСИ по внедрению целевых моделей улучшения инвестиционного климата. На платформе содержатся, например, типовые и региональные (более 1000) дорожные карты по внедрению моделей, база знаний и методические материалы, на ней ежеквартально проводится экспертная оценка происходящих изменений. За два года реализации проекта срок получения разрешения на строительство сократился в среднем на 26 дней (со 136 до 110 дней), срок постановки на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости – на 27 дней (с 62 до 35 дней), срок технологического присоединения к электросетям – на 47 дней (со 113 до 66 дней), рассказывает Фаттахов. АСИ уже использует Region-ID для реализации еще двух проектов и планирует и дальше использовать платформу для развития новых инициатив.
Крупнейший по числу жителей российский регион – Москва в 2018 г. вошла в список лидеров по использованию горожанами технологий Smart City, составленный McKinsey (в исследовании «Технологии умных городов: что влияет на выбор горожан?» нет рэнкинга, компания выделяет из 50 изученных городов 15 лидеров). Кроме Москвы в список попали Дубай, Гонконг, Мехико, Нью-Йорк, Сан-Паулу, Сеул, Сингапур, Шанхай и др. Например, более 50% москвичей, по данным McKinsey, используют цифровые технологии для поиска медицинских услуг и врачей. Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы названа одним из лидеров по частоте использования и количеству посещений сайта. Этот проект стартовал в 2011 г. и за несколько лет работы, по собственным данным, позволил сократить очереди в поликлиниках более чем в 2 раза.
Другой пример – Челябинск, который внедряет информационную систему управления закупками. Сейчас в ней работает более 3000 пользователей и зарегистрировано свыше 500 организаций. Система создана на базе платформы Norbit Business Trade, объединяет решения АИС «Государственные и муниципальные закупки» и «Портал поставщиков» и интегрирована с ЕИС (zakupki.gov.ru). Через систему собираются и консолидируются заявки, формируются планы-графики, проводится мониторинг процессов закупок, она позволяет оперативно анализировать данные по закупкам и управлять рисками.
Государство как сервис
У многих стран уже есть стратегия развития цифровой экономики или подобный документ. Но большинство из них по-прежнему используют лишь небольшую часть возможностей, которые дает цифровизация. Ведомства только нескольких стран используют согласованный общегосударственный подход к цифровой трансформации, указывают эксперты ОЭСР.
Первым шагом к заявленной трансформации госуслуг и сервисов в России должны стать целевые модели их оказания и дорожные карты цифровой трансформации. Эти документы до конца мая подготовят ведомства, ответственные за 34 государственные услуги (их список утвердила правительственная комиссия по цифровому развитию).
Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов. Эти суперсервисы должны заработать к 2021 г., каждым из них займется отдельная рабочая группа.
Это первый шаг масштабной цифровой трансформации государственных услуг и сервисов, подчеркивает Минцифраз. Итогом процесса должно стать повышение удобства и сокращение сроков получения госуслуг для населения и снижение затрат на их предоставление для госорганов.
Минцифраз говорит о модели «Сервисного государства 2.0». «Мы должны объединить разные направления оказания услуг, которые развивались все эти годы параллельно. Необходимо совместно разработать концепцию и реализовать построение «Сервисного государства версии 2.0», – говорил осенью 2018 г. замминистра Максим Паршин (его слова приведены на сайте министерства).
Главный принцип «Сервисного государства 2.0» – отсутствие физических документов, кроме удостоверения личности гражданина: «Сервисное государство» должно комплексно решать проблемы граждан на основе автоматизированных бизнес-процессов (суперсервисов), минимизировать участие чиновников и исключить бумажные документы. Граждане, объяснял замминистра, смогут получать государственные услуги в проактивном режиме – государство само напомнит, когда и что нужно сделать, а все необходимые документы будут запрашиваться из электронных реестров органов власти по единому идентификатору.
Дальнейший импульс развитию цифровой экономики можно придать с помощью коммерческого использования инфраструктуры – например, предоставив возможность через ЕСИА авторизоваться клиентам интернет-магазинов или расширив коммерческое использование СМЭВ. «Мы создали дорогу, по которой ездит только общественный транспорт, – приводил аналогию замминистра. – Может быть, стоит открыть дорогу всем желающим? Возможно, отдельные участки этой дороги будут платными». &
Информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления
Учебный материал к теме 7
Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Электронное правительство является частью электронной экономики.
Задачи электронного правительства
создание новых форм взаимодействия госорганов;
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
снижение воздействия фактора географического местоположения;
Электронное правительство обеспечивает:
эффективное и менее затратное администрирование;
кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.
«Проектное управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.
Основные задачи менеджера проектов:
реализации программ развития информатизации и связи, в том числе системы «электронное правительство»;
координирует и продвигает работу по внедрению новейших технологий в части информатизации и связи в исполнительных органах государственной власти;
оптимизация и регламентирование процессов планирования, контроля, корректировки планов проектов;
отслеживание хода выполнения целевых программ, реализуемых Министерством;
аналитика результатов и формирование отчетности по факту реализации мероприятий в области развития информатизации и связи;
подготовка проектной документации для участия в федеральных конкурсах.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.»
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:
оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
снижение воздействия фактора географического местоположения.
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Начало формирования электронного правительства
Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:
2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
2009—2010 годы — практическое внедрение
10 сентября 2009 года выпущено Постановление № 721 «О внесении изменений в федеральную целевую программу „Электронная Россия (2002—2010 годы)“».
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)
Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путём объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
Этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 декабря 2011 г.):
Этап Содержание этапа Сроки реализации этапа
I этап размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) до 1 декабря 2010 г.
II этап размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде до 1 января 2011 г.
III этап обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) до июля 2012 г.
IV этап обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) до 1 января 2013 г.
V этап обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом до 1 января 2014 г.
Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы «Информационное общество»
Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:
Единый портал государственных и муниципальных услуг;
Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
Национальная платформа распределенной обработки данных;
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
Информационная система головного удостоверяющего центра.
Круглосуточную и бесплатную для граждан информационно-справочную поддержку при работе со всеми проектами Электронного Правительства обеспечивает дочерняя компания ОАО «Ростелеком» «Ростелеком Контакт-центр» (ЗАО МЦ НТТ).
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Единая система межведомственного электронного взаимодействия
С целью обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры информационного взаимодействия существующих и создаваемых государственных и муниципальных информационных систем, а также иных информационных систем, участвующих в процессах оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и организациям, а также обеспечения функционирования государственных информационно-аналитических систем Минкомсвязью России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия или СМЭВ. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и Портала; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. Приказом Минкомсвязи России от 27 декабря 2010 г. № 190 утверждены технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 обязало использовать СМЭВ госорганы и другие организации, участвующие в предоставлении государственных услуг. СМЭВ является комплексом программно-технических средств и информационных баз данных, выполняющих функцию регламентированной гарантированной передачи сообщений между подключенными к ней информационными системами госорганов. Используемая при этом технология электронных сервисов позволяет объединить в единую сеть практические любые информационные системы независимо от времени их создания, программной платформы и структуры баз данных. Необходимо подчеркнуть, что СМЭВ – это полностью защищённая среда, обеспечивающая безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищённой криптографическими средствами сети передачи данных. К СМЭВ с использованием защищенных каналов связи подключены все федеральные органы исполнительной власти, государственный внебюджетный фонд и иные органы, участвующие в межведомственном взаимодействии а также все субъекты Российской Федерации. Через СМЭВ проходит более 2 миллионов транзакций в сутки.
Национальная платформа распределенной обработки данных
Ещё одним важным элементом создаваемой инфраструктуры электронного правительства является Национальная платформа распределенной обработки данных (НПРОД). Это комплекс информационных систем, которые реализуют «облачные» вычисления (технологию предоставления компьютерных мощностей и программного обеспечения пользователю как услуги с помощью сети Интернет). Такая задача реализуется через автоматизацию процессов выделения компьютерных мощностей, развертывания и разработки приложений с учетом потребляемых услуг. Целью создания НПРОД было оптимизировать расходы на IT-обеспечение органов государственной власти и повысить уровень информатизации органов местного самоуправления. Благодаря НПРОД органы региональной исполнительной власти получат стандартизированные решения в области IT-обеспечения, которые раньше были им недоступны из-за недостатка финансирования, отсутствия квалифицированных кадров или несовместимости программно-технических решений с системами других органов государственной власти. Выделяемые оператором НПРОД мощности регулируются в зависимости от потребностей конкретного органа исполнительной власти и позволят организации существенно сократить расходы на программно-аппаратные средства. Также уменьшается время внедрения информационных систем в деятельность органов исполнительной власти: необходимые сервисы выделяются единым провайдером в едином информационном пространстве. Важно, что НПРОД может предоставить свои услуги как частным организациям, так и физическим лицам. Услуги Платформы поддерживают развитие бизнеса в области создания IT-инфраструктуры благодаря доступу к стандартизированным сервисам и технологическим решениям. Как следствие, расходы по данной статье сокращаются. Предполагается, что НПРОД будет реализовать три сервиса облачных вычислений: программное обеспечение как услуга (Saas), платформа как услуга (Paas) и инфраструктура как услуга (Iaas). Разработаны основные принципы и подходы по обеспечению информационной безопасности «облачной» платформы и сервисов, размещенных в ней.
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
ЕСИА является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также на осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Информационная система головного удостоверяющего центра
Основной целью формирования единого пространства доверия электронной подписи является повышение эффективности государственного управления и качества оказания государственных услуг за счет формирования единого пространства доверия электронной подписи при предоставлении государственных услуг и межведомственного взаимодействия на основе применения сертификатов и ключей электронных подписей, созданных на базе единых критериев и правил формирования с использованием удостоверяющих центров, включенных в единое пространство доверия электронной подписи. В рамках построения единого пространства доверия достигнуты следующие результаты: в единое пространство доверия электронной подписи включено более 150 удостоверяющих центра различной формы собственности. Удостоверяющими центрами, входящими в единое пространство доверия, выдано не менее 10 тысяч сертификатов ключей электронных подписей физическим лицам; проведена модернизация федерального удостоверяющего центра в целях реализации функций головного удостоверяющего центра во исполнение Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»; разработан, введен в эксплуатацию и в постоянном режиме обеспечивает электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и межведомственном взаимодействии сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра, который входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечена возможность для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде, подписанные электронной подписью.
По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН («E-Government Survey 2012: E-Government for the People»), улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.
Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.
Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».
10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
Информационный этап — публикация и распространение информации.
Интерактивный этап — предоставление услуг путём прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
Транзакционный этап — взаимодействие путём осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги).
Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года — 100% переход госзакупок способом запроса ценовых предложений в электронный формат, на www.goszakup.gov.kz. В 2009—2010 г.г. началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат».
В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.
В течение 2012 года на портале электронного правительства РК был запущен ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава, МВД и Министерства образования. Об этом в своем докладе поделился министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев:
« В 2012 году планируется перевод 80 услуг, из них порядка 18 разрешительных документов социально-значимых услуг, что составит около 60% всех подобного рода услуг. В дальнейшем предполагается перевести все социально значимые услуги в электронный формат, кроме того, такая же работа предстоит с разрешительными документами. »
Важным шагом в сторону увеличения взаимодействия между гражданами и правительством является появление сервиса обсуждения проектов электронных услуг. В нем, помимо проектов, планируемых к реализации электронных услуг, для обсуждения выведены и законопроекты «О государственных услугах» и «Об информатизации».
Кроме обсуждения услуг, на портале реализованы и другие сервисы взаимодействия граждан с правительством, например, проведение интернет-конференций с руководителями областей, подача электронных обращений в государственные органы, запись на онлайн прием к первым руководителям посредством видеоконференцсвязи.
Всего же, пользователям портала «электронного правительства» предлагается 126 интерактивных и транзакционных услуг. В это число входят 84 государственных услуг, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 видов налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения.
По данным рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству в 2012 году Казахстан занимает 38 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2012 году Казахстан находится на 2 месте.
По итогам 2013 года были автоматизированы процессы оказания 241 услуги и разрешения. А также в 2013 году зафиксировано рекордное количество оказанных через инфраструктуру E-gov электронных услуг – их число составило 38 млн услуг против 21,4 млн услуг в 2012 году. Наряду с этим были запущены 4 новые услуги в мобильном приложении E-gov, Единый контакт-центр государственных органов, а также сервис «Публичное обсуждение НПА».
9 августа 2010 года — постановлением Совета Министров (№ 1174) — принять Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (предусматривается создание системы «Электронное правительство»). Из представителей госорганов для разработки проекта госпрограммы по реализации стратегии создаётся межведомственная рабочая группа.
Указ Президента № 60, постановление правительства № 645 установили определенные требования к контенту веб-сайтов госорганов.
НИРУП «Институт прикладных программных систем» (входит в структуру Министерства связи и информатизации). Направления работы:
Развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов: Министерства юстиции (Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей), для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др.
Общегосударственная автоматизированная информационная система, ОАИС (фактически является ядром инфраструктуры электронного правительства)
Государственная регистрация информационных ресурсов и государственная регистрация информационных систем (институт Министерством связи определён их оператором)
Также уже действуют: единый госпортал электронных услуг, вводится система электронных аукционов госзакупок (государственные закупки в электронном формате — первый шагом к началу реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках).
Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривает возможность электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Проект сдан в промышленную эксплуатацию
В США развитием электронного правительства занимается специальное подразделение администрации президента США — Управление Электронного правительства (англ. Office of E-Government and Information Technology), которое, в свою очередь является подразделением Управления менеджмента и бюджета. Управление Электронного правительства возглавляет Федеральный директор по информационным технологиям. Должность федерального директора по информационным технологиям была введена Законом об электронном правительстве 2002 года, до 2009 эта должность носила название «Администратор электронного правительства и информационных технологий» при Управлении менеджмента и бюджета.
1. Электронное правительство
Электронное правительство (англ. e-Government ) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуггражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.
Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.
Электронное правительство является частью электронной экономики.
Задачи электронного правительства
Электронное правительство обеспечивает:
В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.
«Проектное управление» — это разработка, формирование, внедрение, координация и реализация проектов, стратегий, программ информатизации и связи в исполнительные органы государственной власти и подведомственные им организации в целях обеспечения потребности населения, государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в доступе к услугам связи, информационным ресурсам и информационном взаимодействии.
Основные задачи менеджера проектов:
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В будущем электронное правительство «одного окна» станет более актуально, чем сегодня. Эта тенденция будет являться следствием развития социальных сетей web 2.0. Данные технологии существенно расширяют возможности политической коммуникации и позволяют достичь новых форм интеграции между правительством, бизнесом и гражданами.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.»
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:
Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.
По странам
Россия
Начало формирования электронного правительства
Концепция электронного правительства была утверждена 6 мая 2008 года Правительством России. Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:
В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)
Согласно положениям Программы построение инфраструктуры электронного правительства будет строиться на унифицированной единой технологической платформе путём объединения на единой телекоммуникационной инфраструктуре его функциональных элементов — информационных систем федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также элементов инфраструктуры общественного доступа — центров доступа в общественных приемных, библиотеках и ФГУП «Почта России», ведомственных и региональных центров телефонного обслуживания, сайтов государственных органов в сети Интернет, региональных многофункциональных центров оказания услуг. Кроме оказания услуг для граждан и организаций в основные задачи инфраструктуры электронного правительства входит построение информационно-аналитических систем для повышения эффективности государственного управления, мониторинга социально-экономического развития, управления ходом выполнения приоритетных национальных задач (условное название ГАС «Управление»), то есть затрагиваются существенные вопросы совершенствования и административной реформы государственного управления в России.
Этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде
Согласно распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Об утверждении Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 декабря 2011 г.):
Этап | Содержание этапа | Сроки реализации этапа |
---|---|---|
I этап | размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) | до 1 декабря 2010 г. |
II этап | размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде | до 1 января 2011 г. |
III этап | обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) | до июля 2012 г. |
IV этап | обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) | до 1 января 2013 г. |
V этап | обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом | до 1 января 2014 г. |
Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы «Информационное общество»
Основная работа по формированию электронного правительства была начата с момента принятия государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р в соответствии с которой был выполнен комплекс работ по формированию единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры электронного правительства. В настоящее время разработаны и функционируют ключевые элементы национальной инфраструктуры электронного правительства, в том числе:
Круглосуточную и бесплатную для граждан информационно-справочную поддержку при работе со всеми проектами Электронного Правительства обеспечивает дочерняя компания ОАО «Ростелеком» «Ростелеком Контакт-центр» (ЗАО МЦ НТТ).
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Единая система межведомственного электронного взаимодействия
С целью обеспечения единой технологической и коммуникационной инфраструктуры информационного взаимодействия существующих и создаваемых государственных и муниципальных информационных систем, а также иных информационных систем, участвующих в процессах оказания государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства и организациям, а также обеспечения функционирования государственных информационно-аналитических систем Минкомсвязью России создана единая система межведомственного электронного взаимодействия или СМЭВ. Система взаимодействия предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и Портала; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. Приказом Минкомсвязи России от 27 декабря 2010 г. № 190 утверждены технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 обязало использовать СМЭВ госорганы и другие организации, участвующие в предоставлении государственных услуг. СМЭВ является комплексом программно-технических средств и информационных баз данных, выполняющих функцию регламентированной гарантированной передачи сообщений между подключенными к ней информационными системами госорганов. Используемая при этом технология электронных сервисов позволяет объединить в единую сеть практические любые информационные системы независимо от времени их создания, программной платформы и структуры баз данных. Необходимо подчеркнуть, что СМЭВ – это полностью защищённая среда, обеспечивающая безопасность передаваемой информации от точки подключения отправителя сообщения до точки подключения его получателя. Система базируется на основе защищённой криптографическими средствами сети передачи данных. К СМЭВ с использованием защищенных каналов связи подключены все федеральные органы исполнительной власти, государственный внебюджетный фонд и иные органы, участвующие в межведомственном взаимодействии а также все субъекты Российской Федерации. Через СМЭВ проходит более 2 миллионов транзакций в сутки.
Национальная платформа распределенной обработки данных
Ещё одним важным элементом создаваемой инфраструктуры электронного правительства является Национальная платформа распределенной обработки данных (НПРОД). Это комплекс информационных систем, которые реализуют «облачные» вычисления (технологию предоставления компьютерных мощностей и программного обеспечения пользователю как услуги с помощью сети Интернет). Такая задача реализуется через автоматизацию процессов выделения компьютерных мощностей, развертывания и разработки приложений с учетом потребляемых услуг. Целью создания НПРОД было оптимизировать расходы на IT-обеспечение органов государственной власти и повысить уровень информатизации органов местного самоуправления.Благодаря НПРОД органы региональной исполнительной власти получат стандартизированные решения в области IT-обеспечения, которые раньше были им недоступны из-за недостатка финансирования, отсутствия квалифицированных кадров или несовместимости программно-технических решений с системами других органов государственной власти. Выделяемые оператором НПРОД мощности регулируются в зависимости от потребностей конкретного органа исполнительной власти и позволят организации существенно сократить расходы на программно-аппаратные средства. Также уменьшается время внедрения информационных систем в деятельность органов исполнительной власти: необходимые сервисы выделяются единым провайдером в едином информационном пространстве. Важно, что НПРОД может предоставить свои услуги как частным организациям, так и физическим лицам. Услуги Платформы поддерживают развитие бизнеса в области создания IT-инфраструктуры благодаря доступу к стандартизированным сервисам и технологическим решениям. Как следствие, расходы по данной статье сокращаются. Предполагается, что НПРОД будет реализовать три сервиса облачных вычислений: программное обеспечение как услуга (Saas), платформа как услуга (Paas) и инфраструктура как услуга (Iaas). Разработаны основные принципы и подходы по обеспечению информационной безопасности «облачной» платформы и сервисов, размещенных в ней.
Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
ЕСИА является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также на осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Информационная система головного удостоверяющего центра
Основной целью формирования единого пространства доверия электронной подписи является повышение эффективности государственного управления и качества оказания государственных услуг за счет формирования единого пространства доверия электронной подписи при предоставлении государственных услуг и межведомственного взаимодействия на основе применения сертификатов и ключей электронных подписей, созданных на базе единых критериев и правил формирования с использованием удостоверяющих центров, включенных в единое пространство доверия электронной подписи. В рамках построения единого пространства доверия достигнуты следующие результаты: в единое пространство доверия электронной подписи включено более 150 удостоверяющих центра различной формы собственности. Удостоверяющими центрами, входящими в единое пространство доверия, выдано не менее 10 тысяч сертификатов ключей электронных подписей физическим лицам; проведена модернизация федерального удостоверяющего центра в целях реализации функций головного удостоверяющего центра во исполнение Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63 «Об электронной подписи»; разработан, введен в эксплуатацию и в постоянном режиме обеспечивает электронное взаимодействие при предоставлении государственных услуг и межведомственном взаимодействии сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра, который входит в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие действующих и создаваемых информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечена возможность для заявителей в целях получения государственных услуг представлять документы в электронном виде, подписанные электронной подписью.
Международное признание
По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН («E-Government Survey 2012: E-Government for the People»), улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.
Казахстан
Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.
Портал электронного правительства www.egov.kz разрабатывается национальным оператором в сфере информационных технологий Республики Казахстан АО «Национальные информационные технологии», дочерней компанией АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».
10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:
В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги).
Создана информационная система «Электронные государственные закупки». С 1 января 2010 года — 100% переход госзакупок способом запроса ценовых предложений в электронный формат, на www.goszakup.gov.kz. В 2009—2010 г.г. началось внедрение проектов «Е-лицензирование» для субъектов предпринимательства, «Единая нотариальная информационная система «е-нотариат», системы «Электронный акимат».
В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.
В течение 2012 года на портале электронного правительства РК был запущен ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава, МВД и Министерства образования. Об этом в своем докладе поделился министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев:
В 2012 году планируется перевод 80 услуг, из них порядка 18 разрешительных документов социально-значимых услуг, что составит около 60% всех подобного рода услуг. В дальнейшем предполагается перевести все социально значимые услуги в электронный формат, кроме того, такая же работа предстоит с разрешительными документами. |
Важным шагом в сторону увеличения взаимодействия между гражданами и правительством является появление сервиса обсуждения проектов электронных услуг. В нем, помимо проектов, планируемых к реализации электронных услуг, для обсуждения выведены и законопроекты «О государственных услугах» и «Об информатизации».
Кроме обсуждения услуг, на портале реализованы и другие сервисы взаимодействия граждан с правительством, например, проведение интернет-конференций с руководителями областей, подача электронных обращений в государственные органы, запись на онлайн прием к первым руководителям посредством видеоконференцсвязи.
Всего же, пользователям портала «электронного правительства» предлагается 126 интерактивных и транзакционных услуг. В это число входят 84 государственных услуг, оплата 21 вида государственных сборов, 16 видов государственных пошлин, 4 видов налоговых платежей, а также оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения.
По данным рейтинга ООН по глобальной готовности к электронному правительству в 2012 году Казахстан занимает 38 позицию. В классификации по показателю «электронное участие» (e-participation) граждан в электронных государственных проектах в 2012 году Казахстан находится на 2 месте.
По итогам 2013 года были автоматизированы процессы оказания 241 услуги и разрешения. А также в 2013 году зафиксировано рекордное количество оказанных через инфраструктуру E-gov электронных услуг – их число составило 38 млн услуг против 21,4 млн услуг в 2012 году. Наряду с этим были запущены 4 новые услуги в мобильном приложении E-gov, Единый контакт-центр государственных органов, а также сервис «Публичное обсуждение НПА».
Беларусь
9 августа 2010 года — постановлением Совета Министров (№ 1174) — принять Стратегию развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года (предусматривается создание системы «Электронное правительство»). Из представителей госорганов для разработки проекта госпрограммы по реализации стратегии создаётся межведомственная рабочая группа.
Указ Президента № 60, постановление правительства № 645 установили определенные требования к контенту веб-сайтов госорганов.
НИРУП «Институт прикладных программных систем» (входит в структуру Министерства связи и информатизации). Направления работы:
Также уже действуют: единый госпортал электронных услуг, вводится система электронных аукционов госзакупок (государственные закупки в электронном формате — первый шагом к началу реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках).
Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусматривает возможность электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Проект сдан в промышленную эксплуатацию
В США развитием электронного правительства занимается специальное подразделение администрации президента США — Управление Электронного правительства (англ. Office of E-Government and Information Technology ), которое, в свою очередь является подразделением Управления менеджмента и бюджета. Управление Электронного правительства возглавляет Федеральный директор по информационным технологиям. Должность федерального директора по информационным технологиям была введена Законом об электронном правительстве 2002 года, до 2009 эта должность носила название «Администратор электронного правительства и информационных технологий» при Управлении менеджмента и бюджета.