для чего нужно пространственное мышление
Пространственное мышление
Знаете ли вы людей, которые очень легко и быстро ориентируются в незнакомом месте, не используя карту? Завидовали ли тем, кто умеет хорошо рисовать? Изучали ли с воодушевлением и восторгом жизнь и работы Леонардо да Винчи? Все эти черты свойственны тем, кто обладает развитым визуально-пространственным мышлением.
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов, мышление в терминах изображений и оперирование ними в процессе решения практических и творческих задач.
Какие преимущества имеет этот навык? Он критически важен для дизайнеров и архитекторов. Они имеют непосредственное отношение к пространству и расположению в нем объектов. Математики используют его, чтобы представлять мысленно геометрический объект, который в уме можно измерять, вращать и перемещать для облегчения геометрического расчета.
Геофизик мысленно манипулирует движением тектонических плит, чтобы увидеть процесс земного образования. Нейрохирург визуализирует различные области мозга, чтобы предсказать результат операции. Инженер представляет в голове, как различные силы могут влиять на конструкцию объекта. Режиссеры и операторы проводят огромную мысленную работу, «располагая» актеров и объекте на сцене. Писатели просто вынуждены развивать пространственное мышление, потому что имеют дело исключительно со своей собственной фантазией.
В целом, существует небольшое количество профессий, где пространственное мышление не имеет особого значения. И даже в этом случае есть смысл его развивать – для повседневной жизни. Но начнем с того, как развивать пространственное мышление у детей.
Пространственное мышление у детей
Развитие пространственных навыков дошкольников поможет им преуспеть в будущем в области математики и визуальных искусств.
Помните, что никогда не рано учить ребенка пространственному мышлению, даже если он еще не умеет ходить. Нейрофизиологи обнаружили, что в раннем детстве развиваются специфические области мозга, ответственные за размышления о расположении предметов в пространстве. Младенцы в возрасте от 4 месяцев демонстрируют способности, связанные с умственным вращением предметов.
Кроме того, навыки пространственного мышления являются кумулятивными и долговечными. Тот, кто овладевает навыками в раннем детстве, будет иметь больше возможностей использовать их для приобретения и организации дополнительной информации на протяжении всей своей жизни.
Поощряйте использование пространственного словаря в повседневных взаимодействиях
Родители могут помочь ребенку улучшить пространственный интеллект, используя более специфические термины. Например, дети учатся лучше, когда начинают осознавать значения пространственных слов.
Дошкольники, родители которых часто используют пространственные слова (например, треугольник, большой, высокий или согнутый), лучше выполняют пространственные тесты, чем те, родители которых не используют такой язык.
Вот еще слова, которым вы должны научить своего ребенка: квадрат, круг, сфера, маленький, высокий, крошечный, высокий, прямой, угловой, заостренный, острый, внутри, снаружи, сверху, снизу, впереди, позади, по диагонали, поперек.
Попросите своего ребенка повторить слова и объясните, что они означают. Применяйте их в играх.
Научите ребенка использовать жесты
Жест – мощный инструмент общения и обучения. Исследования показывают, что дети учатся лучше, когда учителя задействуют жестикуляцию при объяснении.
Когда дети используют жесты для обозначения движений объектов, их способность к пространственному мышлению улучшается. Причем даже в том случае, если им предлагают дополнить свой словесный ответ при помощи жестов.
Учите визуализировать
Визуализация использует образы, чтобы мысленно представлять объект, физически не присутствующий. Это мощный навык в пространственных рассуждениях и решении проблем.
Например, у маленьких детей часто возникает «смещение силы тяжести». В эксперименте, когда шарик падает вниз по скрученной трубке, дошкольники склонны думать, что он появится прямо внизу. Но когда им предлагают представить конечный результат, больше детей дают правильный ответ.
Используйте игры с поиском совпадений
Начните с создания простой структуры с использованием строительных блоков, а затем попросите детей подобрать их по форме и цветам. Со временем увеличивайте сложность.
Играйте с детьми с конструкторами вроде Lego
Для начала просто попросите создать что-то новое при помощи имеющихся блоков. Затем дайте задание. Например: «У тебя красивые машинки. Ты можешь построить для них гараж, который им подойдет по размеру?».
При этом обязательно поощряйте пространственную речь.
Покажите ребенку карту
Чтение карты поможет детям обрести абстрактные концепции пространства и способность систематически мыслить в пространственных отношениях, которые иначе не воспринимаются непосредственно в физическом мире.
Играйте с ними в Тетрис
Такие игры как Тетрис полезны для развития пространственного интеллекта.
Развитие пространственного мышления
Не последнюю роль в развитии пространственного мышления играют гены, но, тем не менее, его можно развить и при помощи практики и упражнений.
Играйте в шахматы
Думать на несколько шагов вперед – именно этому учат шахматы. Для этого вы должны визуально перебирать различные комбинации, не перемещая физически ни одной фигуры.
Для того чтобы удерживать в голове несколько комбинаций одновременно, нужно долго практиковаться. Но это также один из лучших способов тренировки пространственного мышления. Впрочем, подойдет любая стратегическая игра. Например, «Цивилизация» на компьютере или настольная.
Используйте дворец памяти
Многие утверждают, что пространство и память связаны по существу, и дворцы памяти, безусловно, «убивают двух зайцев»:
Прием также известен как метод римской комнаты или метод локусов. Детальнее об читайте в нашем тренинге развития памяти.
Запустите дрона
Управлять летающим объектом в пространстве с помощью нескольких джойстиков сложнее, чем кажется. Направление, в котором летит беспилотный летательный аппарат, постоянно меняется, заставляя вас одновременно им управлять и отслеживать положение дрона, чтобы правильно ориентировать его. Это тест на вращение предмета в реальном времени.
Разгадывайте головоломки
Попробуйте собрать кубик Рубика или поиграйте в многочисленные игры-головоломки, которые сейчас доступны и в виде приложений для телефона. Собрать пазл – тоже хороший вариант.
Делайте наброски
Попробуйте нарисовать трехмерный объект с разных ракурсов и перспектив. Если тяжело, просто рисуйте, что в голову взбредет. Чем больше тренируетесь, тем лучше становитесь – здесь настойчивость является самой верной стратегией.
Исследуйте физический мир
Исследование реального мира научит вас визуализировать пространство и расстояние наилучшим образом.
Будьте осознанны. Оценивайте расстояние, которое проходите, сопоставляйте с реальными показателями. Обращайте внимание на дороги, мосты, горы, постройки – все, что вас окружает. Это улучшит память и внимательность, поможет избавиться от информационной перегрузки и прокачает пространственное мышление.
Научитесь мысленно вращать предметы
Мысленное вращение – это способность мысленно представлять и поворачивать 2D и 3D объекты в пространстве быстро и точно, в то время как функции объекта остаются неизменными.
Пройдитесь по квартире или офису, найдите один объект, который будете мысленно вращать. В идеале его нужно взять в руки и рассмотреть со всех сторон. Запомните каждую мелочь.
А теперь закройте глаза и мысленно вращайте его. Добейтесь того, чтобы объект не терял объема, не уменьшался, не увеличивался и не искривлялся. Теперь представьте, как на него падает солнце или капли дождя. «Разбейте» его на маленькие кусочки, а затем «соберите».
К примеру, выгляньте из окна и внимательно осмотрите один из автомобилей. Запомните его. Теперь закройте глаза и представьте следующее:
Не спешите. Выделите на это упражнение достаточно времени. Чем больше деталей и подробностей, тем лучше.
Играйте в видеоигры
Разумеется, не во все. Однако вы сможете найти несколько хороших популярных видеоигр, которыми увлекаются многие люди. К примеру:
Отлично подойдут и игры для мобильных телефонов:
Играйте в настольные игры
Безусловно, лучше всего обучаться, если делать это при помощи игры. Если же говорить про настольные, то здесь еще есть возможность подключить своих друзей или родственников. Всем от этого будет огромная польза.
Преимущества настольных игр в том, что они повышают концентрацию, улучшают память, заставляют мыслить стратегически, а также позволяют проводить десятки образных операций в голове.
Причем делается это не бесцельно, а для того, чтобы победить соперников. То есть уровень мотивации повышается в несколько раз, причем без дополнительных усилий.
Настольные игры выгодно отличаются от видеоигр еще и тем, что позволяют проводить физические манипуляциями с предметами. Вы можете взять кубик в руки, перемещать фигурки, соединять объекты и ощущать карты в своих руках. Когнитивные психологи считают, что когда к визуальному образу добавляется еще и физический, пространственное мышление развивается быстрее.
Вот настольные игры, на которые стоит обратить внимание:
Отличительная особенность большинства настольных игр в том, что в них можно играть бесконечное количество раз. Поэтому тренировать пространственное мышление вы сможете в любое удобное время.
Развитие пространственного мышления: ТОП-7 упражнений
Одна из важнейших умственных составляющих развитого человека – это пространственное мышление. Под данным термином подразумевается способность людей решать различные практические и теоретические задачи, используя пространственные образы и определяя связи между ними.
Способность помогает формировать в сознании динамично чередующиеся пазлы общей картины, позволяет продумать мельчайшие детали проблемы, связанной с ориентированием на плоскости. Этот вид мышления необходим не только математикам, архитекторам, физикам, химикам, модельерам, художникам и литераторам, но и каждому, без исключения, человеку.
Безошибочно определить направление на незнакомой местности, быстро принять стратегически важное решение во время спортивных соревнований, автоматически вычислить размер удаленного объекта, не путать «лево» и «право» – поможет развитие пространственного мышления. Для этой цели разработан ряд эффективных упражнений, которые можно начинать делать в любом возрасте.
Пространственное мышление: что это такое
В процессе формирования данного типа интеллекта, личность, независимо от ее природных способностей, должна пройти ряд этапов, каждый из которых являет собой определенную ступень умственного развития. В совокупности все эти отдельно взятые части предназначены для совместной работы с целью улучшения уровня пространственного мышления.
Звенья или структура способности:
Все эти составляющие мыслительной деятельности относятся к пространственному восприятию и помогают создавать в уме образы в трехмерном формате. И именно они способствуют развитию этих образов – обеспечивают теоретическую и практическую базу для совершения всевозможных заданий.
Врожденные способности у всех людей разные. Одним не составляет труда мысленно представить любой по сложности объект в мельчайших деталях, в многообразии алгоритмов движения. Другие люди не могут справиться с подобной задачей без длительных усилий.
Сферы применения в повседневной жизни
Не только в химических и физических экспериментах, художественных изысканиях, поездках на автомобиле и иной трудовой деятельности возникает потребность в быстром создании мыслительных образов с четкими параметрами. Такие навыки полезны и в быту, например, для организации праздничного вечера, полноценного восприятия прочитанной книги, грамотного планирования, расчета семенного бюджета.
Важно! Определить степень развитости пространственного мышления помогут специальные тесты. Следует понимать, что эта способность поддается корректировке и легко улучшается при помощи несложных методик и упражнений.
Развитие пространственного мышления (упражнения для тренировки)
Выбирать задание, развивающее данную умственную способность, следует не исходя из своего биологического возраста, а ориентируясь исключительно на мыслительные способности. Некоторые дети старшего дошкольного возраста могут иметь тут весомое преимущество в сравнении со взрослыми людьми, так как их воображение, как правило, не имеет границ и «рамок».
Упражнение 1
На листе бумаги чертится произвольная геометрическая фигура: треугольник, овал, квадрат. Для деток младшего возраста на лист бумаги можно просто положить предмет из детского конструктора. Следует придумать для выбранной фигурки или игрушки подробный путь движения по плоскости без изменения ее внешнего вида.
Научиться пространственно оперировать образом получится и без дополнительных атрибутов. Достаточно, сидя на диване, умственно «двигать» предметы в комнате. Упражнение с каждым разом следует усложнять дополнительными объектами, множественным переставлением, пересечением и перечерчиванием образов.
Упражнение 2
Это упражнение похоже на создание абстрактного рисунка: знакомый предмет нужно мысленно видоизменять любым образом, но, «не перемещая» его. Иными словами, объект должен оставаться неподвижным, но постоянно меняться: объединяться с дополнительными деталями, менять цвет, обрастать элементами украшения.
Упражнение 3
Упражнение являет собой совокупность двух предыдущих: произвольная фигура одновременно перемещается и видоизменяется. При этом нужно находить логическое оправдание таким видоизменениям на всем пути движения.
Хорошими способами развития способности станет увлечение пазлами и оригами, любая конструкторская деятельность. Манипулирование геометрическими фигурами является хорошей тренировкой воображения. Для этой цели несколько разных фигур «накладываются» друг на друга, а запечатленный в мозгу результат мысленно подвергается детальному анализу (каждая точка, линия соединения, сторона, грань).
Обогащать пространственное мышление можно постоянно. Такая практика позволит увидеть мир в новых красках, расширит границы воображения, поможет находить адекватный выход из любых жизненных трудностей.
Упорядочивание хаоса: как мы структурируем реальность с помощью языка и жестов
Наталия Алекса
Почетный профессор психологии Стэнфордского университета, автор множества книг по когнитивной психологии Барбара Тверски провела открытую лекцию о том, что такое пространственное мышление и как мы с его помощью структурируем действительность, чтобы понимать ее. Также она рассказала об эволюционной функции языка жестов. Лекция прошла в рамках цикла «Встречи вне границ» от высшей школы «Среда обучения». Подготовили статью по мотивам выступления.
Барбара Тверски
Почетный профессор психологии Стэнфордского университета, автор множества книг по когнитивной психологии.
Зачем мы структурируем пространство
Структурировать — одно из любимых занятий мозга. Однажды родившись на свет, человек с помощью родителей разбирается в том, как все устроено. Потом он взрослеет и, в зависимости от того, насколько успешно родители провели его подготовку к самостоятельной жизни, упорядочивает хаос. А мир для личности — это всегда малоизученный беспорядок.
Чтобы чувствовать себя комфортно, человек должен знать, что он в безопасности и контролирует окружающее пространство.
Американский психолог и психиатр Эрик Берн писал о структурном голоде — непреодолимом желании понять, чем нужно заниматься сейчас, завтра, через месяц или год. Если у нас нет хоть какого-нибудь плана, страх неизвестности начинает нас пожирать.
Мы осознаем себя как личность (это то, что Карл Юнг называл самостью) и меряем все по себе. Дюймы, футы, сажени, метры — все единицы измерения появились из-за желания измерить мир длиной шага, фаланги пальца, руки или ноги. Мы используем десятичную систему счисления, потому что у нас 10 пальцев на двух руках. Не было бы пальцев, наверняка мы жили бы в двоичной системе счисления.
И вот теперь, когда мы выбрали себя мерилом окружающей среды, мы можем структурировать пространство.
Для чего нужно пространственное мышление
Это инструмент для осознания себя и других людей и предметов вокруг.
Знание о пространстве фундаментально, оно влияет не только на наше восприятие окружающего мира, но и (неожиданно) напрямую воздействует на качество наших социальных связей.
Для выживания нам нужно пространство и возможность перемещаться в нем. Но немногие догадываются, что идеям также необходима свобода, потому что всякая мысль зарождается в пространстве.
Тело любого живого существа такое, какое есть, потому что в ходе эволюции при нем осталось только нужное для выживания. То, что не нужно, отвалилось. Например, человеку хвост больше не нужен, и на память о нем остался копчик.
Любой психолог или нейробиолог подтвердит: мы ничего не хотим просто так и не делаем просто так. У всего, в том числе у мыслей и желаний, есть эволюционные мотивы и причины. Другое дело, что ни мы лично, ни наука не можем их просто так взять и раскопать.
Помимо речи, один из способов зафиксировать и структурировать мысли (а значит, пространство) — использовать язык жестов.
Зачем мы жестикулируем?
Это наше эволюционное преимущество по сравнению с животными. И способ общения, и форма организации собственных мыслей.
Теоретически махать конечностями во время общения могут любые животные, у которых они есть. Но практически никто этого не делает (разве что приматы). Почему? Потому что жестикуляция — инструмент общения и осмысления окружающего мира для существ со сложной нервной системой. Такой сложной, как у человека.
Во-первых, жесты снижают когнитивную нагрузку. Перемножить два трехзначных числа в уме смогут многие люди. Те, кто просто визуализирует умножение в столбик в мыслях, испытают куда больше когнитивной боли, чем те, кто хотя бы порисует пальцем в воздухе, представляя перед собой доску. Те же, кто возьмет карандаш и бумагу, решат пример почти без труда. Жесты снимают перегрузку с нашего центрального процессора: все, что сложно держать в уме, можно зафиксировать или прожестикулировать в пространстве.
Во-вторых, если в решении какой-то задачи участвуют двое или больше людей, использование жестов превратится в более глубокую коммуникацию. Это работает, когда вы объясняете что-то собеседнику, а потом он объясняет что-то вам, и вы ищете решение.
Можно привести аналогию с обучением чему-то новому. Американский ученый, профессор инженерного дела Барбара Оакли в своих трудах о том, как мозг запоминает новую информацию, подчеркивает важность повторения. Изученную информацию, а тем более сложную, нужно повторно законспектировать. А лучше пересказать товарищу: когда мы пересказываем выученное посторонним, мы лучше запоминаем это.
Язык жестов: как это работает
В рамках эксперимента по изучению роли жестов в коммуникации двум группам студентов Стэнфорда, который не раз переживал сильные землетрясения, было предложено разработать максимально эффективный маршрут эвакуации, чтобы при чрезвычайной ситуации вывести из здания университета как можно больше человек.
Участники первой группы в парах достигали больших успехов в переговорах, чем собеседники из второй группы, где оппоненты не видели друг друга. Дело в том, что студенты из второй группы получали только вербальную информацию, без возможности увидеть жесты собеседников. Для них непростая задача усугублялась необходимостью визуализировать маршрут движения в пространстве без наблюдения иллюстративной жестикуляции партнера.
Такая коммуникация была закономерно менее эффективной. Так мы приходим к выводу, что каждый жест — это способ перевести речь обратно в мысль. Следовательно, жесты являются одним из критериев успешного диалога. Важно отметить, что люди жестикулируют по очереди — по аналогии с диалогом, когда мы не перебиваем собеседника. Если учесть тот факт, что жестикуляция вне речи не существует, этот феномен окажется абсолютно логичным.
Какие виды пространств мы изучили
Мозг структурирует пространство благодаря органам чувств — никакие знания физических, математических и других наук не влияют на наше восприятие мира в моменте. Причем пространство исследуется всеми органами чувств одновременно. Однако у каждого человека чуткость восприятия развита по-разному. У людей с дефектами зрения компенсаторно обостряется слух, причем иногда незрячие люди ориентируются в пространстве лучше, чем человек с отличным зрением.
Понятие «пространство действия» состоит из трех категорий:
пространство своего тела (в покое и в движении);
трехмерное пространство вокруг своего тела;
пространство исследования (познается в процессе движения). Оно находится за пределами чувственного восприятия. Мы не можем ощутить этот тип пространства, стоя на месте. В нашем восприятии оно собирается из фрагментов прошлых наблюдений и информации органов чувств. Представления о том, где находятся предметы, хранятся в нашем мозге в виде пространственной схемы, которая обновляется по мере нашего движения и увеличивается с расширением опыта. Как таксисты ориентировались в городе в ХХ веке, когда не было онлайн-карт? Они моделировали объемную карту с помощью пространства исследования.
Не только жесты: мозг структурирует пространство с помощью «геолокации»
В 2014 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине присудили за открытие «внутренней GPS» — совокупности клеток, которые составляют навигационную систему мозга млекопитающих. Первый компонент системы — клетки места — определяет положение предмета в пространстве. Второй навигационный компонент — клетки решетки — формирует матрицу координат, позиционирует внутри нее предметы и рассчитывает путь до них.
Клетки места и клетки решетки мультифункциональны, они также отвечают за восприятие времени, событий, отношений с другими людьми и даже за формирование новых идей. Следовательно, одни и те же нейроны, которые отвечают за изучение пространства, фиксируют временные, социальные и идейные паттерны. Вспомните мир идей и мир вещей по Платону. Античный философ четко разделял эти структуры как антиподы. А наш мозг, как показывают последние исследования, вовсе не противопоставляет эти феномены. Более того, они биологически неразделимы и не могут существовать независимо.
Представьте себе доску для игры в шашки: гиппокамп (отдел мозга, отвечающий за память и освоение пространства) был бы шашками, а нейроны места и нейроны решетки — игральной доской. Так, игра в шашки станет картой отношений с внешним миром — от местонахождения в пространстве до контактов с другими объектами. Иначе говоря, от схематизации вашего положения на диване до визуального образа процесса чтения сказки вашему коту.
Как связаны язык и пространство
Если мы изучим речевые обороты в разных группах языков, то легко обнаружим фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с пространственным взаимодействием. В русском языке к ним относятся:
«Быть на седьмом небе»,
«Как сквозь землю провалился»,
«Двигается вверх по карьерной лестнице»,
«Двигается вперед» (в широком контексте — «делает все правильно»).
Паттерн пространства объединяет устойчивые выражения совершенно непохожих языков не случайно. Речь — это результат эволюции мозга. Мозг, а точнее гипоталамус как особый его отдел, анализирует пространство и накапливает опыт, преобразуя его в память. Именно с первого этапа — изучения окружающего мира — и начинается наше мышление. Затем возникают идеи, а они трансформируются в речь. И вот речь отражает всю мыслительную цепочку, начиная с осознания себя в пространстве. Так пространственные сравнения появляются и закрепляются в нашем повседневном словаре. Пусть даже мы об этом совершенно не задумываемся.
Существует лингвистическая гипотеза Сепира — Уорфа о том, что язык определяет мышление. Как мы видим из примера выше, все может работать и наоборот: мышление тоже определяет язык.
Итоги
Мы проследили путь мысли, которая не может существовать вне пространства. Мысль формирует нашу речь, а в речи регулярно встречаются метафоры с использованием пространственных образов. При разговоре мы усиленно жестикулируем, причем наши жесты иллюстративны, они существуют в пространстве и фрагментируют его для упрощения коммуникации. Вот так мысли, речь, пространство и жесты неразрывно связаны друг с другом.
И этот сложный неочевидный механизм нужен нам, чтобы изучить окружающий мир, структурировать его и выжить.
Присоединяйтесь к следующим онлайн-лекциям цикла «Встречи вне границ», чтобы встретиться со спикерами ведущих зарубежных вузов и задать свои вопросы в прямом эфире. Следующая встреча — 28 сентября.