для чего нужны абзацы
Что такое абзац
Всего получено оценок: 283.
Всего получено оценок: 283.
Абзацы используются во многих письменных текстах. Знание того, что такое абзац в тексте, поможет правильно использовать его на письме.
Определение
Абзац – это часть текста между двумя отступами. Помимо этого, абзацем называют отступ вправо, который находится в начале строки. Это так называемая красная строка.
Абзац в русском языке не является единицей синтаксиса, он является средством членения текста на композиционно-стилистической основе.
Функции
Абзац необходим в тексте для того, чтобы отделить одну часть от другой. При этом значимые части текста выделяются.
Функции абзацного членения различаются в зависимости от того, диалогическая перед нами или монологическая речь. Абзац в диалогической речи выполняет формальную функцию, так как разграничивает реплики разных людей. В монологической речи абзац выполняет логико-смысловую, акцентную, экспрессивно-эмоциональную функции.
Тематическое членение
С помощью абзаца выражается новая мысль. Абзац является средством группировки единиц, однородных по своему содержанию. Объединяться они могут по теме, основной мысли, сюжету и др. Как правило, в одном предложении абзаца выражается тема или основная мысль, а другие предложения детализируют и конкретизируют эту тему или основную мысль.
Абзац, как правило, выполняет экспрессивно-выделительную функцию.
Фраза, выделенная в отдельный абзац, несет в себе определенный замысел, важный для понимания, поэтому на него акцентируется внимание.
Что мы узнали?
Абзац – часть текста между двумя отступами; отступ вправо в начале строки. Абзац – это средство членения текста на основе общей темы или основной мысли. Его цель заключается в том, чтобы отделить одну часть текста от другой. Абзац выполняет экспрессивную функцию, так как выделяет важные и значимые части в тексте. Помимо экспрессивно-эмоциональной, есть функции логико-смысловая и акцентная, реализующиеся в монологической речи. Функция в диалогической речи отличается: это формальное разграничение реплик разных лиц.
Зачем нужны абзацы
Однажды на одном литературном форуме прочитала рассказ молодой писательницы. Рассказ интересный. Так и написала в отзыве. Но не удержалась от замечания, что абзацы в тексте расставлены не совсем правильно. Предложила некоторые абзацы разбить на два, а некоторые, наоборот, объединить. Также выделить в отдельный абзац те авторские слова, которые не относятся к характеристике прямой речи, и начать с нового абзаца предложение, заканчивающееся двоеточием, после которого идёт прямая речь.
«Ваш текст станет изящнее, а также удобнее для чтения», — написала я, а ниже привела список тех предложений, которые нужно начинать с абзацного отступа.
Не секрет: авторы переносят замечания болезненно. Поэтому такого ответа на свой отзыв не ожидала: «Я даже не знаю, как Вас благодарить! Спасибо огромное! Скопировала, буду пользоваться как руководством. Начну редактировать сегодня же. Очень интересно. Текст на глазах преображается».
А ведь это действительно очень интересно. Не меняешь ни одного слова, а всего лишь нажимаешь на клавишу «Enter» — и вот уже потерявшаяся в сплошном тексте мысль выделена из него, на этой фразе сделан акцент. Чудеса! Текст с продуманно расставленными абзацами становится динамичнее, а страница — воздушнее.
Цель абзаца — выделить фразу, мысль среди других, обратить на неё внимание читателя, а также зрительно отделить одну часть текста от другой. И при оформлении прямой речи абзац служит той же цели: чётко обозначить для читателя переход от слов автора к словам героя, а также от слов героя к словам автора.
Понятно, что прямую речь надо начинать с абзаца и тире, однако этого недостаточно. Помимо этого, правила предписывают:
1) выделить в отдельный абзац предложение типа «Он сказал», после которого следует прямая речь;
2) выделить в отдельный абзац стоящие после прямой речи те авторские слова, которые не имеют отношения к характеристике прямой речи.
Пример к первому правилу
Мы долго плутали по лесу. Наконец вышли на просёлочную дорогу. Вдруг Пашка сказал:
Правильно (выделяем в самостоятельный абзац авторские слова «Вдруг Пашка сказал», предваряющие прямую речь):
Мы долго плутали по лесу. Наконец вышли на просёлочную дорогу.
Вдруг Пашка сказал:
Пример ко второму правилу
— Стойте! Тут какие-то следы, — сказал Пашка. Мы тут же остановились.
Правильно (выделяем в самостоятельный абзац авторские слова «Мы тут же остановились», так как они не являются характеристикой прямой речи):
Этим правилам следовать просто. Надо лишь помнить, для какой цели служит абзац.
Но, как и в других правилах русского языка, здесь тоже имеются исключения. В основном они сводятся к тому, что не надо выделять в самостоятельный абзац указанные фразы, если они начинаются с присоединительных союзов «и», «но» и других.
Осложнять правила исключениями — это болезнь составителей любых сводов правил. Многие исключения, существующие в русском языке, даже невозможно объяснить никакой логикой (поэтому плохо запоминаются). В нашем случае, думаю, достаточно знать и применять хотя бы основные правила — и текст будет выглядеть аккуратнее, читаться и восприниматься легче.
Конечно, в общем случае разбивка текста на абзацы — дело вкуса автора. Есть такие произведения, в которых несколько страниц подряд составляют один абзац.
Например, у Виктора Гюго, в его замечательном произведении «Человек, который смеётся», есть такое место:
Однажды, когда Гуинплен был погружён в раздумье, Урсус, дёрнув его за полу, воскликнул:
— Ты, кажется, стал присматриваться к окружающему, глупец!
И далее это «восклицание» Урсуса продолжается на протяжении девяти страниц, и всё в одном абзаце. Возможно, такова была задумка автора: герой, мол, выпалил речь единым духом. А на письме эта задумка реализована одним огромнейшим абзацем.
Но пусть меня простят современные молодые авторы, если скажу, что их многостраничные абзацы не имеют отношения к авторской задумке. Практически в любой новой книге увидишь абзацы, составляющие не одну цельную мысль, а несколько. Особенно же часто встречаются абзацы, в которых прямая речь и авторский текст слеплены в один словесный ком. При этом остаётся удивляться, что этого не замечают не только авторы, но и корректоры, и редакторы.
О значении и роли абзаца лаконично и ёмко сказал писатель Исаак Бабель (цитирую по книге Константина Паустовского «Время больших ожиданий»):
Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно, но с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя, а не по мёртвому катехизису. Особенно великолепен абзац. Он позволяет спокойно менять ритмы и часто, как вспышка молнии, открывает знакомое нам зрелище в совершенно неожиданном виде. Есть хорошие писатели, но они расставляют абзацы и знаки препинания кое-как. Поэтому, несмотря на высокое качество их прозы, на ней лежит муть спешки и небрежности.
Что стоит за словом «абзац»?
Начну с вопроса. Можете ли вы вспомнить текст, читать который было сложно? Нет, не потому что в нем излагались идеи, проблемы, которые вам не знакомы. Тем не менее, вам было сложно вычленить основные мысли, ключевые моменты, выводы. Скорее всего, мы сталкиваемся с подобными трудностями, когда текст не разделен на абзацы.
Что такое абзац?
Абзац — это единица членения текста, от фразы до главы. Абзац представляет собой фрагмент текста, имеющий смысловую и композиционную завершенность. Традиционно, абзац выделяется красной строкой, но допустимо делать двойной интервал между двумя абзацами.
Сколько абзацев должно быть в тексте? В приведенном выше небольшом по объему тексте их три. Большинство авторов и редакторов скажут вам, что информация текста воспринимается читателем лучше, если текст разделен на тематически законченные фрагменты текста, когда одна законченная мысль соответствует абзацу.
Зависит ли деление текста на абзацы от функционального стиля публикации? Нет. Художественные, научные, публицистические, официальные тексты разделены на абзацы. Если вам предстоит писать официальное или частное письмо, эссе или сочинение, следует обратить внимание на его оформление, включая абзацы.
Если вам предстоит сдавать международные экзамены (TOEFL, IELTS, FCE, CAE, CPE и др.), а также государственный экзамен по английскому языку после окончания курса средней школы, вам необходимо уметь писать абзацы.
Учимся писать абзац.
Любой абзац ( paragraph ) имеет четкую структуру, состоящую из трех элементов:
1) Тематическое предложение /Topic sentence.
2) Подтверждающая информация/ Supporting facts.
3) Заключительное предложение/ Closing sentence.
Итак, теперь мы знаем, что в абзаце пойдет речь о рекомендациях, которыми могут воспользоваться преподаватели, обучающие студентов дискутировать на английском языке. Также мы знаем, кому принадлежит авторство рекомендаций.
Подтверждающая информация / Supporting facts.
Для того, чтобы читатель извлек максимальную информацию из абзаца, тематическое предложение должно быть подтверждено или подкреплено дополнительными фактами, объясняющими ( explaining ) или иллюстрирующими ( giving examples ) то, о чем говорится в тематическом предложении. Подтверждающая информация должна быть детальной. Снова обратимся к первому абзацу прочитанного текста:
Students work in pairs to practice saying opinions and giving reasons in short conversations.
Автор подробно отвечает на вопрос «How?». Как используется управляемая практика? — Студенты работают в парах, практикуясь в выражении мнений и аргументов в коротких диалогах.
They learn to identify opinions and arguments about everyday topics, such as sports stars, foods, weather and habits.
Автор очень подробно объясняет, как проходит процесс обучения ведению дискуссии и приводит примеры тем, на которых строится обучение. – Они (студенты) учатся определять мнения и аргументы по следующим темам: звезды спорта, еда, погода, привычки.
Если вы приводите иллюстрирующие факты, их можно ввести при помощи следующих фраз – «For example» и «For instance».
Заключительное предложение/ Closing sentence.
Это предложение носит резюмирующий характер, т.е. оно логически завершает приведенные подтверждающие факты и примеры. Давайте посмотрим на последнее предложение анализируемого абзаца:
This controlled practice gives students the basic language skills they need to carry on a debate.
Автор пишет об очевидной пользе управляемой практики, рекомендованной в тематическом предложении. В ходе управляемая практики студенты приобретают основные языковые навыки необходимые для поддержания дискуссии.
Написав абзац, полезно сравнить тематическое и заключительное предложения:
Тематическое предложение
Topic sentence
When teaching debate to English learners, Mr. Lebeau recommends bedinning with “controlled practice”.
Заключительное предложение
Closing sentence
This controlled practice gives students the basic language skills they need to carry on a debate.
И в тематическом, и в заключительном предложениях речь идет о необходимости и пользе управляемой практики, а также субъектах обучения – студентах. Заключительное предложение должно быть своеобразным «эхо» тематического предложения.
Сколько предложений должно быть в абзаце?
Количество предложений определяется жанром произведения, функциональным стилем и, конечно, авторским стилем. Вы можете увидеть абзацы, состоящие из одного предложения. Но есть примеры абзацев, текст которых представляет целую главу. Но мы будем придерживаться стандартных правил, согласно которым в абзаце должно быть от 3 до 6 предложений.
Мы надеемся, что рекомендации по написанию абзаца помогут вам писать работы различных форматов на хорошем уровне. Но помните, что для этого нужно регулярно практиковаться в написании текстов.
Что такое абзац в тексте?
Ещё с начальной школы детей учат писать «с красной строки», то есть делать отступ в письменном тексте. Абзац в тексте – это ряд предложений, содержащих законченную мысль. Проще говоря, абзац – это часть текста между двумя отступами или красными строками. Абзац позволяет легко воспринимать и читать текст, если бы все предложения находились в одной куче, то смысл текста казался бы более размытым и воспринимался бы гораздо тяжелее. Абзац всегда состоит из группы логически связанных между собой предложений.
В литературе за счёт коротких и длинных абзацев создаётся особый ритм произведений. Короткие «рубленые» абзацы позволяют читателю ощутить динамику повествования, а длинные чаще всего встречаются в описаниях и нередки в лирических произведениях.
К примеру, в поэзии Александра Белого мы можем наблюдать, как в отдельные абзацы выделяются целые части фразы, благодаря чему произведение приобретает особый достаточно узнаваемый ритм. Из-за присутствия в произведении слишком длинных абзацев читателю может наскучить процесс чтения и утомить, слишком короткие абзацы также далеко не всегда идеальны – они могут отвлекать внимание от смысла произведения.
На письме абзацы принято выделять новой строкой и писать с красной строки, то есть отступ нужно сделать не только между концом одного и началом следующего абзаца, но и отступить от края на определённое расстояние.
Вместе со статьёй «Что такое абзац в тексте?» читают:
Для чего нужен абзац в тексте?
Любой мало-мальски объёмный текст разбивается, как правило, автором на абзацы. Это необходимо по нескольким серьёзным причинам, о которых я сейчас расскажу:
1.Абзацы в тексте нужны для того, чтобы отделить друг от друга основные мысли. Такое условное разделение очень помогает читателю, который желает получше изучить предоставленный материал, либо наоборот – «пробежаться» по нему по диагонали. Если абзацы выделены правильно, то человеческий глаз способен довольно быстро воспринять каждый имеющийся абзац, как некий тезис, который, при достаточной образованности, можно легко преобразовать в одно-два предложения.
2.Абзац – это зрительно и мыслительно удобоваримый кусок текста. Имея абзацы, мы будем иметь возможность не искать постоянно глазами ту строчку, на которой находимся. Кроме того, многие тексты мы улавливаем не целиком, а частями. Этими частями и становятся абзацы.
— когда абзац выделяет отдельную фразу, этим самым он как бы усиливает ее значимость.
Абзац расчленяет текст на микротемы, что в свою очередь облегчает восприятие текста. Трудно даже себе представить, что было бы, если бы не было абзацев. Конечно, ничего катастрофического бы не случилось, но времени бы на чтение и усвоение прочитанного уходило бы, несомненно, больше. Да и внимание при чтении текста, не разделенного на абзацы, притупляется.
При помощи абзацев можно воздействовать на эмоции читателей. Если нужна равномерная картина и отсутствие напряженности, то всё будет умещаться в одном абзаце. Если же, например, нужно показать нарастание эмоционального переживания героя (нарастания тревоги), то соответственно будет наблюдаться частое членение на абзацы.
Если же говорить о функциях абзацного членения текста, то они следующие
Функции эти зачастую совмещаются, особенно, если говорить об акцентно-выделительной и экспрессивно-эмоциональной функциях.
Абзац совершенно необходим для облегчения визуального восприятия текста, разбиения его на логические части.
Причём, эту роль могут выполнять и иные средства, иерархически организованные:
-абзац с пропущенной строкой
-абзац, выделенный буквицей, заставкой или троеточием и т.п.
Далее уже идут более крупные части текста — главы, части.
Абзац в тексте необходим для разделения текста, для того чтобы было удобнее читать и понимать текст. Абзацы нужны, чтобы отделить друг от друга основные мысли. Абзац делит текст на части. Когда абзацем выделяют фразу, он усиливает ее значимость.
Абзац, отделяет раздел, часть текста письменной речи, если можно так сказать, единица членения текста. Это нечто промежуточное, между фразой и главой. Абзац делает текст более удобно читаемым. Абзац может разделять одно или несколько предложений, объединённых общим смыслом.
абзац в тексте интересный знак в правописании, так как он отделяет важные моменты текста или переходы тем на одном листе, и думаю вы со мной согласитесь что этот знак предаёт красоту написанному тексту.
Абзац применяется для того, чтобы разделить текст на части. Если в тексте перестают говорить на какую-то одну тему и начинают говорить немного про другое, то для повышения читабельности разделяют на абзацы. Таким образом становится легче читать. Например если в абзаце текст неинтересный, не несущий важной информации, можно сразу понять, где заканчивается данное обсуждение и перейти к следующему абзацу.