для чего нужны четки монахам

Чётки

Чётки — вспо­мо­га­тель­ный бого­слу­жеб­ный пред­мет, слу­жа­щий напо­ми­на­нием о необ­хо­ди­мо­сти непре­стан­ной сер­деч­ной молитвы ( 1Фес.5:17 ), сред­ством для отсчёта коли­че­ства про­чи­тан­ных (про­из­не­сен­ных) молитв или покло­нов; по форме чётки пред­став­ляют собой нить с нани­зан­ными на неё буси­нами или узел­ками и крест.

для чего нужны четки монахам. Смотреть фото для чего нужны четки монахам. Смотреть картинку для чего нужны четки монахам. Картинка про для чего нужны четки монахам. Фото для чего нужны четки монахам

для чего нужны четки монахам. Смотреть фото для чего нужны четки монахам. Смотреть картинку для чего нужны четки монахам. Картинка про для чего нужны четки монахам. Фото для чего нужны четки монахам

Вся­кому ли уместно поль­зо­ваться чет­ками?

Глав­ным обра­зом чётки исполь­зу­ются в мона­ше­стве. Несмотря на то, что они исполь­зу­ются для отсчёта (необ­хо­ди­мого коли­че­ства покло­нов или молитв), их зна­че­ние — гораздо более высо­кое, чем зна­че­ние счёт­ного инстру­мента.

Насколько серьез­ное зна­че­ние пре­да­ётся этому сред­ству, видно из того, что иногда чётки срав­ни­ва­ются и даже назы­ва­ются духов­ным мечом. В прин­ципе, в этом нет ничего уди­ви­тель­ного.

Во-первых, важ­ней­шим эле­мен­том самих чёток явля­ется крест — образ Креста Хри­стова, орудия нашего Искуп­ле­ния, зна­ме­ние победы над смер­тью, диа­во­лом и грехом.

Во-вторых, чётки служат напо­ми­на­нием о бодр­ство­ва­нии и молитве, участ­вуют в молит­вен­ном дела­нии — обще­нии моля­ще­гося с Богом.

Несмотря на то, что сфера исполь­зо­ва­ния чёток не огра­ни­чи­ва­ется обла­стью мона­ше­ской жизни (жест­ких обще­обя­за­тель­ных запре­тов по этому поводу не суще­ствует), в отно­ше­нии допу­сти­мо­сти их упо­треб­ле­ния среди мирян огра­ни­че­ния всё же суще­ствуют.

Прежде всего, для исполь­зо­ва­ния чёток миря­нину необ­хо­димо взять бла­го­сло­ве­ние духов­ника.

Упо­треб­ле­ние чёток не должно вос­при­ни­маться их обла­да­те­лем как модный атри­бут, а тем более — как знак пре­вос­ход­ства над окру­жа­ю­щими. Чётки не должны давать повода для само­воз­ве­ли­чи­ва­ния и гор­дыни. В про­тив­ном случае их исполь­зо­ва­ние будет сродни фари­сей­ству.

В данной связи неко­то­рые пас­тыри реко­мен­дуют своим духов­ным чадам поль­зо­ваться чёт­ками более или менее скрытно.

Необ­хо­димо пом­нить, что чётки, будучи «духов­ным мечом» и имея в своём составе крест, тре­буют осо­бого, бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния, как того тре­бует и всякий образ Пра­во­слав­ного Креста.

Жизнь хри­сти­ан­ского подвиж­ника – труд и молитва. «Непре­станно моли­тесь» ( 1Фес. 5:17 ), – эти апо­столь­ские слова подвига святых мужей к тво­ре­нию многих молитв. Но самой извест­ной из них стала так назы­ва­е­мая Иису­сова молитва: «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя греш­ного».

Если собрать воедино все труды, напи­сан­ные свя­тыми отцами о дела­нии Иису­со­вой молитвы, то полу­чится обшир­ная биб­лио­тека. Крат­кость и про­стота поз­во­ляет любому хри­сти­а­нину вклю­чать ее в свое еже­днев­ное пра­вило (конечно, по бла­го­сло­ве­нию духов­ника), про­из­нося опре­де­лен­ное коли­че­ство раз – 50, 100, 200… за день. Но как одно­вре­менно тво­рить молитву и сле­дить за счетом? В этом помо­гают четки.

Форма чёток

Совре­мен­ные четки – это замкну­тая нить, состо­я­щая из малень­ких «зер­ны­шек», раз­де­лен­ных по десят­кам «зер­нами» более круп­ных раз­ме­ров. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное число «зер­ны­шек» – 50 или 100. Келей­ные четки мона­хов иногда содер­жат 1000.

В древ­но­сти на Руси четки имели другую форму – замкну­той лесенки, состо­я­щей из дере­вян­ных бру­соч­ков, обши­тых кожей или мате­рией. Они назы­ва­лись «лествица» или «лестовка» (лест­ница) и духовно обо­зна­чали лест­ницу спа­се­ния, вос­хож­де­ния на небо. Замкну­тость четок и лесто­вок озна­чает непре­стан­ную, вечную молитву.

Чётки для мирян

Четки явля­ются частью обла­че­ния мона­хов, миряне могут молиться по ним, полу­чив бла­го­сло­ве­ние у духов­ника.

Как пра­вило, мирян не бла­го­слов­ляют носить чётки напо­каз, только в кар­мане или поль­зо­ваться ими келейно (дома).

Четки помо­гают тво­рить молитву на работе, в обще­ствен­ных местах – доста­точно опу­стить руку в карман и пере­би­рать «зер­нышки».

Как поль­зо­ваться чёт­ками

Четки помо­гают счи­тать (отсюда и назва­ние) коли­че­ство молитв или земных покло­нов. Моля­щийся паль­цами левой руки пере­би­рает «зер­нышки» одно­вре­менно с нача­лом про­из­не­се­ния новой молитвы. Каждая бусина — это одна молитва.

Дойдя до круп­ного «зерна», обычно оста­нав­ли­ва­ются и читают «Бого­ро­дице Дево, радуйся» или «Достойно есть», затем вновь Иису­сову молитву.

По окон­ча­нии поло­жен­ного числа при­нято читать молитву Гос­подню «Отче наш». По четкам можно совер­шать и любые другие молитвы.

Суе­ве­рия, свя­зан­ные с чёт­ками

Мало­по­нят­ная мода носить четки на шее, обма­ты­вать вокруг запя­стий, кру­тить на пальце, вешать в авто­мо­биле – явно не бла­го­че­сти­вого про­ис­хож­де­ния. Как ко вся­кому свя­щен­ному пред­мету (а четки обя­за­тельно освя­ща­ются), к ним надо отно­ситься бла­го­че­стиво и не демон­стри­ро­вать напо­каз.

Источник

Можно ли мирянину молиться по четкам?

для чего нужны четки монахам. Смотреть фото для чего нужны четки монахам. Смотреть картинку для чего нужны четки монахам. Картинка про для чего нужны четки монахам. Фото для чего нужны четки монахам

В принципе, можно молиться. Только это нужно делать с благословения духовника, который должен рассмотреть, полезно ли это для человека, делает ли он это из благочестивых побуждений, например, научиться молитве Иисусовой и тем самым приблизиться к Богу или по каким-то другим причинам: тщеславие, ношение или моление по четкам на показ и прочее. Потому часто, если мирянам благословляется молитва по четкам, то запрещается носить их напоказ – на виду. Для монашествующего, наоборот, четки являются не только средством молитвы, но и деталью монашеского облачения, которые он (она), как правило, всегда носит с собой. Четки в монашестве называются духовным мечом и вручаются монаху при постриге как орудие непрестанной молитвы и одно из главных оружий против диавола, чтобы через призывание имени Божьего монах восходил по ступеням духовного развития и стяжал Духа Святого.

То есть очевидна разница между иночествующим и мирянином. Для монаха четки являются обязательным средством, позволяющим ему стяжать навык непрестанной молитвы. А для мирянина четки не обязательны. Во-первых, потому что в связи с рабочей и семейной занятостью у него может не быть времени для молитвы по четкам. А во-вторых, молитва тоже иногда наносит вред человеку. Например, если он молится без смирения, покаянного настроя и угождения воли Божьей, но для поиска «возвышенных» состояний или внешнего почитания его среди людей. У новопостриженного монаха всегда имеется опытный духовник, который наблюдает за ним и учит его, в том числе и правильной, трезвомыслящей молитве по четкам. Не случайно православное делание названо святыми отцами трезвением. Так, к примеру, после монашеского пострига Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, который в свое время состоялся в Одессе, его духовником стал преподобный Кукша Одесский.

Потому и мирянин должен идти в деле молитвы по четкам только через благословение и наблюдение духовника.

Теперь обратимся к истории возникновения четок и практике молитвы по ним.

Слово четки – древнерусское, произошло от глагола «честь», то есть «считать» на современном языке. Этот глагол выражает суть практики молитвы по четкам.

Предполагается, что употребление четок в монастырях впервые ввел святитель Василий Великий во второй половине IV века. По другим источникам, их начали использовать в начале того же столетия египетские отцы: преподобный Антоний Великий или преподобный Пахомий Великий. Считается, что четки были введены для монахов, необученных грамоте, которые не могли молиться по книгам. С тех пор молитва по четкам получила огромное распространение.

Как правило, православные четки представляют собой замкнутую нить (символ бесконечности и беспрерывности молитвы). На нее нанизаны деревянные бусинки (в Греции практикуются иногда нити и бусинки из овечьей шерсти). Маленькие бусинки разбиты на десятки бусинками более крупных размеров. Венчает четки обычно крест.

Четки – это средство отсчета, как метроном у музыкантов – средство держать темп. Пальцами руки молящийся перебирает бусинки и традиционно читает при этом в общеупотребительной практике Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)») или ее сокращенный вариант («Господи, помилуй мя грешнаго»). Дойдя до большой бусинки, молящийся читает «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть». Пройдя всю ниточку четок, нужно читать главную молитву христианства, преподанную нам самим Спасителем – «Отче наш», потом снова возобновляется чтение Иисусовой молитвы.

Еще в древности был замечен следующий психологический момент, который одновременно и расслабляет, и успокаивает человека. Как бы сказали сегодня современные психологи, «мелкая моторика пальцев». Молитва лучше «идет» тогда, когда руки человека чем-то заняты, например, перебиранием четок или плетением корзин, как делали монахи в старину.

Мирянину количество и время молитвы надо оговорить со своим духовником.

Также хочется предостеречь вас, дорогие братья и сестры, быть осторожными, приобретая четки в иных местах, кроме православных монастырей и храмов. Помните, что четки являются символом религиозной традиции не только у христиан, но и у буддистов, мусульман и т.д.

Не нужно использовать четки как средство декора: носить на шее, на руках, использовать как украшение на зеркале заднего вида в машине. Четки – это орудие молитвы, а не эстетическая деталь. Они – средство приближения к Богу, и потому к ним нужно относиться благоговейно, как к церковному предмету – иконе или свече, например.

Но главное: не следует искать при чтении Иисусовой молитвы «возвышенных» состояний и «духовных» восторгов. К делу молитвы нужно прежде всего подходить со вниманием, смирением и покаянным настроем сокрушения о своих грехах – это те двери, за которыми нас ждет Господь Иисус Христос.

Источник

Мужской монастырь «Крестовая Пустынь», поселок Солох-Аул

Официальный сайт монастыря

для чего нужны четки монахам. Смотреть фото для чего нужны четки монахам. Смотреть картинку для чего нужны четки монахам. Картинка про для чего нужны четки монахам. Фото для чего нужны четки монахам

О чётках.

Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать.

Правило для безграмотных:
Не умеющие грамоты заменяют все богослужения чтением молитв по четкам в таком порядке:
За вечерню с акафистом Богородице — 12 четок
без акафиста — 8
За малое повечерие с каноном Богородице — 7
За великое повечерие — 12
За полунощницу и утреню — 33
За часы с акафистом Спасителю — 16
За бдение — 60
За всю псалтирь — 60
За кафизму — 3
За канон, и за акафист — по 3
Начало обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».
И начинает молиться по четкам; четки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.
Молитвы:
Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Божией Матери: Пресвятая Владычице, Богородице, спаси мя грешнаго. Ангелу-хранителю: Святый ангеле-хранителю, моли Бога о мне.
В понедельник: Св. архангелам и ангелам. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Слава, Господи, кресту Твоему честному.
В четверг: Святии апостоли, молите Бога о мне.
И еще: Святителю отче Николае, моли Бога о мне. В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В воскресение: Слава, Господи, св. воскресению Твоему.
Ежедневно: Дневному святому по числу минеи; (смотри в святцах).
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек). О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек). И сии все молитвы читаются, как по книге, стоя, только чрез 10 или 15 зерен четок делается крестное знамение и поясной поклон (за келейный канон за каждым зерном: поясной поклон и крестное знамение каждый раз; он называется покаянный канон).

Разделение четок
По обычном начале читаются четки, 3 Спасителю, 4-я Божией Матери, 5-ая дневная; вместо службы дневной в октоихе.
Второй комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
Св. в минее — 1
Третий комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
О здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей по пол четки — 1
Четвертый комплект: Спасителю 3 четки.
Божией Матери — 1
Ангелу-Хранителю — 1
После каждой четки Спасителю: Слава и ныне, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже (трижды), Господи, помилуй (трижды). «Слава и ныне», затем читает другую четку. За каждой четкой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» — и следующую четку.
Смотря, какое правило, два или три комплекта, за утреню более 6-ти, а за бдение до 12-ти комплектов, смотря, какой праздник, то и больше прибавляется празднику или празднуемому святому.
О здравии и о упокоении на всех правилах по полчетки читает и поминает имена.
Каждый раз, входя в келлию, после правила читается: «Богородице Дево, радуйся» (трижды) и 3 земных поклона.
За молитвы и правило ко причащению: 10 четок, 8 Спасителю; 2 — Божией Матери; за молитвы по причащении 4 четки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.
По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
После этого прикладывается к иконам.
Сие совершая ежедневно, благодаря Бога и Царицу небесную, призвавшую на св. гору Афонскую, в тихое пристанище монашеского жития, прося Всепетую Богоматерь, да не оставит нас Своим ходатайством и на втором пришествии Сына Своего и Бога нашего. Аминь.
Святогорец — монах Тихон

О правиле Афонских пустынножителей-отшельников начала 20 века:

Предисловие
Я не имел раньше понятия о жизни пустынников св. горы Афона. Поэтому мне показалось очень странным: как это можно монаху, тем более — схимонаху, жить, не посещая иной раз неделю или две общежительных обителей, в которых совершается литургия и другие церковные богослужения.
Кроме сего, мне еще приходило на мысль: как одинокому человеку жить среди лесов, гор, ущелий, страшных дебрей и оврагов! Одни из пустынников живут в каменных пещерах, другие в тесных хижинах, третьи переходят с места на место, не имея своего уголка, где бы главу приклонить, они воистину могут сказать: «бегая, водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Когда и я испытывал малодушие и бурю от смущающих меня мыслей, то ни в каком случае не мог бы жить и одной недели в пустыне, да еще — без церковной службы. Но, по воле Божией, пришлось и мне испытать пустынную жизнь.
Проходя по святой горе, я увидел множество отшельников, «якоже пчельник, собранный в расселинах и пещерах по всей горе, якобы во улиях мысленных, безмолвия сладкий мед составляющих для увеселения сердец и для спасения душ своих», помощью Милосердной Владычицы и Покровительницы нашей Богородицы к Приснодевы Марии, и молитвами преподобных отец Афонских, как под древами благосеннолиственными покрываемии.
Между сими боголюбивыми пустынниками нашел и я себе место у одного отшельника, летами уже совершенного и в добродетели преуспевающего.
Первым долгом я постарался узнать; могу ли я вместить пустынную жизнь, или нет, а также разрешить недоумение о правиле: есть ли возможность монаху молиться без церкви, выполняя правила церковной службы?
В продолжение одного полугодия я успел довольно познакомиться с правилом святогорцев-пустынножителей, узнавая все подробно и упражняясь на деле.
Я остался очень доволен, а также пожелал дать подробное и ясное понятие всем, подобно мне, недоумевающим о пустынном правиле, как монашествующим лицам, так и мирским, желающим молиться на всяком месте и выполнять все правила, при затруднении в случае недостатка книг, а также — малограмотным и совсем безграмотными.

Порядок правила для грамотных
Так как суточный ряд церковных служб начинается с вечерни, то и мы начнем изложение церковных служб с вечерни, прежде других служб.
В девять часов дня, по восточному счету (по-русски: в 3 часа вечера) читает вечерню, по книгам, становясь в своей калибе или в пещере пред св. иконами, совершает начало: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный… Трисвятое (трижды), Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас… Господи, помилуй. 12 раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (три поклона).
Дальше читает час девятый, и вечерню. Начало обычное: «Молитвами св. отец… Приидите, поклонимся (трижды) и псалом: «Благослови, душе моя, Господа».
Вместо эктении: «Господи, помилуй», 12 раз. Кафизму рядовую, стихиры. «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», «Господи, помилуй», 12 раз, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое (трижды), тропарь св. или двум, Богородичен, «Господи, помилуй», 40 раз и поминает имена о здравии и спасении; Государя, Святейший Всероссийский Синод, и Афонских русских архимандритов, своего духовного отца, родителей, сродников, благодетелей, христолюбивое воинство и за весь мир. Также поминает и о упокоении всех. Затем читается акафист Богородице. По акафисте; «Достойно есть», «Утверди, Боже, Благочестивейшаго» (до конца). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови: Молитвами Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя. Аминь. И прилагается к иконам.

Повечерие
При закате солнца читает повечерие, с каноном Божией Матери. В конце повечерия поется стихира кресту: «Иже крестом ограждаема» и целует крест. Отпуст: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго. Аминь».

Келейный канон
Через минут 15 после повечерия келейный канон. Тянут (по выражению монашескому, «тянут», т.е. перебирают по зернышку четки до конца и опять начинают сначала) сей канон без исключения все: монастырские, обительские и отшельники; тянут по четкам в келлиях, за каждым зерном четки поясной поклон, и земные поклоны кладут в количестве, назначенном старцем или духовником.

Канон мантийного монаха
Начало: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас: Аминь». Таже: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже». «Верую во Единаго Бога».
Спасителю — 3 четки
Божией Матери — 2
Всем святым — 1 четка.
Ангелу хранителю — 1
О здравии родителей, сродников и благодетелей — 1/2
О упокоении — 1/2
Земных поклонов Спасителю — 30
Божией Матери — 20
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей — 3 поклона
О упокоении — 3

Канон рясофорного монаха и послушника:
Спасителю — 1четка
Бого-Матери — 1 ч.
Ангелу-Хранителю — 1/2
Святому, которого носишь имя 1/2
Земных поклонов — 50
Некоторые делают так:
Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 2
Всем святым — 1
Земных поклонов — 50

О келейном каноне
1) Келейный канон исполняют все ежедневно, кроме 10 дней в году: от Великого четвертка по Фомино воскресение.
2) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, также — когда бывает бдение и полиелей в память великих святых среди недели.
3) В дни воскресные и бденные совершается канон, когда есть время, днем или ночью, без земных поклонов, одни четки, только с поясными поклонами.

Утреня в 12 часов ночи
Начало обычное; читает полунощницу с кафизмою и все до конца; также утреню. За кафизмы по четкам вычитывает: 3 четки Спасителю за кафизму; за канон святых 3 четки. Все остальное — по Следованной псалтири до конца. За эктении по 12 раз: «Господи, помилуй», а за сугубую — по 40 раз: «Господи, помилуй» и поминает о здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей и — отпуст. Кланяется иконам.

Часы и обедница
В шесть часов утра читаются часы. Начало обычное: «Молитвами св. отец наших» до «Приидите, поклонимся», псалмы 3-го часа и 6-ого. Изобразительныя: блаженны, апостол, евангелие, акафист Спасителю и далее все по ряду. Поминает своих родителей, сродников и благодетелей и за весь мир молится. Отпуст. Покланяется иконам.
Исполняя предания св. отцев, по окончании часов принимают антидор и запивают освященной водой, которая в монастырях, скитах и обителях освящается первого числа каждого месяца, нарочно для окропления обители (каждый месяц освящается вода и очередной иеромонах с певчими ходит по келлиям, в которых живут братия, и по всем зданиям, поют тропарь: «Спаси, Господи», и окропляют св. водой) и для запивания антидора, по окончании литургии берут антидор и запивают святой водой.
А пустынножители при посещении монастырей, скитов или обителей бывают снабжены антидором и освященной водой, и пользуются ими до того времени, пока случится в другой раз побывать в обители.

Примечание.
1) Все эти службы суточного круга церковной службы, невозможно одному человеку прочитать по книгам, даже двум тяжело. Кроме того, один не в состоянии приобрести нужных книг для выполнения всего церковного устава: некоторые, кроме Следованной псалтири и евангелия, других книг не имеют; чтение по книгам они более заменяют молитвами по четкам.

Обычно по четкам также исполняют пятисотницу и Богородичное правило.

ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.

Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 — земных,
20 — поясных,
70 — умносердечных.

В конце сотницы — земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.

Вторая и третия сотницы подобны первой.
Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 — земных, 20 — поясных, 70 — умносердечных. В конце сотницы — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 — земных, 10 — поясных, 35 — умносердечных. На последней — земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Примечание: Проходить эту пятисотницу, когда кто может. Также читай после молитв 1 главу Евангелия, 2 главы из Апостола, 1 кафизму из Псалтири в сутки, начиная с первой до последней включительно.
(Правило читать не скоро, без лености, со умилением и сокрушением сердца, тихо и разумно, со вниманием, не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемое).

Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до недели ап. Фомы, правило совсем отлагается, а в дни полиелейных праздников и под субботы проходится без земных поклонов.

Старец проигумен Харалампий,
монастырь преп. Дионисия,
Святая Гора Афон

КАК СОВЕРШАЕТСЯ МОЛИТВА ПО ЧЁТКАМ

Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,
не имеющими возможности посещать уставные церковные службы

Возлюбленные братья, вострубим подъем!

Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей — во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.

Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.

И молитва по чёткам или по часам без чёток.

9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;

1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;

1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;

1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.

Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;

9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;

по 1 сотнице или по 2 минуты:

и святому седмицы, как на вечерне;

3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.

Последование ко святому причащению:

12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;

3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.

Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:

6 сотниц или 10 минут по часам.

18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;

6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.

Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.

Молитвы, читаемые по чёткам

Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.

Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.

Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.),моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).

Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы

В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.

Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.

В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.

В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,

В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.

В неделю: Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Иноческое келейное правило. 2005 г.

Правило по четкам

Совершение правила по четкам определенного количества Иисусовых молитв древнейшая монашеская практика.

Количества молитв, читаемых по четкам за соответствующие службы.

Первые цифры количество молитв и поклонов соответственно – это
правило помещено в Следованной Псалтири, Служебнике, третья цифра
молитвы без поклонов – это правило взято из одной старой Следованной
Псалтири, последние цифры обозночают количество молитв или время
(минуты), которое надо молиться, если нет четок – афонское правило для
тех, кто не может присутствовать да богослужением, взято из «Иноческого
келейного правила» ТСЛ, 2001 Вечерня, 100 молитв и

25 поклонов или 600 молитв без поклонов, 900 – Спасителю или 15 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин., 100 – Св. дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин, 100 – Св. седмичному или 2 мин. Повечерие малое, 50 молитв и 12 покл., 400 мол. без покл., 900 – Спасителю или 15 мин, 300 – Божией Матери или 5 мин, 100 – Св. дня или 2 мин, 100 – Св. храма или 2 мин, 100 – Св. седмичному или 2 мин.

1. Повечерие великое, 150 молитв и 36 поклонов или 700 молитв без поклонов
2. Полуношница, 100 молитв и 25 покл., 600 мол. без покл., 1200 – Спасителю или 20 мин., 300 – Божией Матери или 5 мин
3. Утренняя, 300 молитв и 50 покл., 1500 мол. без покл.,
2700 – Спасителю или 60 мин., 900 – Божией Матери или 15 мин., 100 – Св.
дня или 2 мин., 100 – Св. храма или 2 мин., 100 – Св. седмичному или 2
мин., 300 – Всем святым или 5 мин.
4. Часы (каждый в отдельности), 50 молитв с 7 поклонами или 250 молитв без поклонов
5. Часы (все) с междучасиями, 1500 молитв без поклонов, 1800
– Спасителю или 30 мин., 600 – Божией Матери или 10
мин.Изобразительные, 100 молитв и 10 поклонов
6. Вся Псалтирь, 6000 молитв без поклонов
7. Одна кафизма, 300 молитв без поклоновОдна Слава, 100 молитв без поклонов
8. Канон Ангелу Хранителю, 50 молитв и 7 поклонов
9. Канон седмичный, 30 молитв 5 поклонов
10. Канон Богородице с акафистом, 200 молитв и 29 поклонов
11. Последование ко Св. причащению, 1200 – Спасителю или 20 минут, 300 – Божией Матери или 5 мин.
12. Молебен Спасителю, Божией Матери или святому, 600 молитв тому, кому служиться молебен или 5 минут.

1) За все службы в первых двух случаях (молитвы с поклонами и молитвы без поклонов) читается положенное число молитв: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»,
с поклонами или без поклонов. Также за канон Богородице с акафистом
вместо молитв и поклонов можно положить 300 поклонов. За канон
Параклисис Богородице молитв 70 и поклонов 12 или молитву: «Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго» – 100 раз.

2) Молитвы, читаемые по четкам по афонскому правилу:
Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.
Святым: Святой апостоле (мучениче, пророче, праведный,
преподобный отче наш, святителю отче наш и т.д.) моли Бога о мне (или
просто: святее (святая) … моли Бога о мне).
Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.

Молитвы святым седмицы:
В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Кресс Христов, спаси мя силою твоею.
В четверток: Святи апостоли, молите Бога о мне; Святителю отче Николае, моли Бога о мне.
В субботу: Вси святи, молите Бога о мне.
В неделю: Прествятая Троице (Боже мой), помилуй мя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *