для чего нужны четки мусульманам и как ими пользоваться
Как читать мусульманские четки 4.79 / 5 ( 19 )
В современном мире четки можно увидеть в руках не только духовных лиц, но и мирян, которые используют их больше для релаксации (кто-то даже вешает их в машине), концентрации внимания, решения сложных ситуаций. Перебирание гладких бусин успокаивает ум и помогает отстраниться от внешних обстоятельств. Но изначально, функция четок была строго ритуальной. Их использовали для чтения молитв и похвалы Богу. Чтобы не отвлекаться, и не считать каждую прочитанную молитву, на нить нанизывали определенное количество камешков, косточек или бусин.
По внешнему виду четок можно определить, к какому религиозному течению (христианству, буддизму или исламу) относится человек, которому принадлежит этот аксессуар.
Как они выглядят
Четки для приверженцев ислама насчитывают 99, 33 или 11 зерен. Цифры эти не случайны:
Каждые 11 зерен разделены между собой для удобства более мелкой бусиной, либо деталью другого размера или формы. Оба конца замыкаются в круг. В духовном мире круг считается «венцом веры» и символом бесконечности. В нем аккумулируется сила.
Место соединения нити украшается одной большой продолговатой бусиной или камушком. Это должно напоминать творящему молитву, что Бог един. Часто бусина украшается кистью из шелковых нитей. Природный материал, из которого изготавливают четки для мусульман, может быть различным – дерево, полудрагоценные камни, минералы, кость или стекло.
Кроме распространенных обычных четок (бусины на нити), существуют еще так называемые «перекидные» четки, которыми пользуются некоторые горские народы Кавказа (кабардинцы, дагестанцы и др.). Такие четки перекидывают между пальцами руки, и они состоят из деталей продолговатой прямоугольной формы, между которыми нанизывает крошечные бусинки.
Как правильно мусульманам пользоваться четками в исламе
Прямое значение четок в исламе – чтение кратких изречений из Корана. Это основная причина, зачем нужны четки мусульманам. Однозначного ответа на вопрос, как правильно называются мусульманские четки, дать невозможно, так как у разных народностей, исповедующих ислам, они называются по-разному. Например, татары называют четки «диспе», арабы – «суббах», турки – «тасбих». Но все эти названия имеют в основе один корень, пришедший из тюркского языка. Переводится эта основа, как «восхваление Бога», «похвала Всевышнему».
Как перебирать четки в исламе
Мы уже писали выше, что 11 бусин в мусульманских четках символизируют число частей в молитве. Каждая часть – это определенное требование: выполнение поз и действий, чтение формул, фиксированных движений. Весь этот строгий порядок выполнения предписаний при ритуале моления называется ракат.
Ниже приведем последовательность всех частей в строгом порядке:
Выполняя каждое из этих действий, нужно отсчитывать одну из одиннадцати бусинок на четках. Надеемся, наша статья помогла вам найти ответ на вопрос: «Зачем мусульмане перебирают четки?»
Мусульманские четки: назначение и использование
Для чего мусульмане используют четки? Какие виды мусульманских четок бывают и из чего их делают?
Предназначение чёток всегда было связано с религией и носило больше ритуальный характер. В любой из религий чётки являются инструментом для того, чтобы не сбиться в количестве прочитанных молитв. Мусульманская религия в этом вопросе не является исключением. Кроме того, мусульманские чётки прекрасный атрибут для того, чтобы сконцентрировать свое внимание на процессе религиозного обряда, а не отвлекаться на что-то не столь важное и отдаленное. Чётки любой из религий схожи по назначению, они лишь могут отличаться по форме, цвету.
Использование четок не является обязательным в Исламе. Если мусульманин думает, что их применение обязательно, то это является нововведением. Мусульманин должен знать, что использование четок не является обязательным в религии. Их применяют для удобства: чтобы не ошибиться в количестве зикра. Самое главное нужно поминать Аллаха искренно!
Применение мусульманских четок
В мусульманской религии часто используют чётки, они всегда помогают при поминании Аллаха верующим когда они делают зикр Аллаху. Чётки, которые используются в Исламе, называются тасбих, субха, мисбаха. Общепринятое количество бусин в чётках – 11 штук по количеству частей в молитве, но они, помимо основных бусин, в своем составе имеют некие разделители, которые чередуются с основными удлиненными бусинами. Также, в Исламе часто встречаются чётки с 33 бусинами, и очень популярны чётки с 99 бусинами, характеризующиеся 99 именами Аллаха. Мусульмане должны стараться постоянно восхвалять Аллаха. Такие известные ученые и священослужители, как имам Джалялуддин ас-Суюти, шейх Мухаммад ибн ‘Иллян ас-Сиддики, имам Абу аль-Хасанат аль-Лакнави писали свои книги о нужности чёток в Исламе.
Pinterest
Это что касается религиозного использования мусульманских чёток. Но ведь есть и другие аспекты их применения. Например, чётки часто используют в медицинском смысле, они неплохо стабилизируют здоровье человека, прекрасно улучшают эмоциональный фон людей. С древности во всех религиях, не только в Исламе, при помощи чёток боролись с нарушением психологического состояния людей.
Еще предки, перебирая это незамысловатое кольцо с бусинами, расслаблялись, улучшали нервную систему, стабилизировали моральный и эмоциональный фон, боролись с бессонницей. Давно доказано научным путем, что на пальцах расположены тысячи нервных окончаний, отвечающих за многие органы человеческого тела. И поэтому, перебирая чётки, человек автоматически массирует эти окончания, тем самым улучшая общее свое состояние.
Психологи же, а также и психотерапевты, и психиатры, зачастую, проводят сеанс релаксации при использовании чёток. Часто человек при нервном переживании и расстройстве не знает, куда деть свои руки, чем заняться. В этом случае чётки являются уникальным средством, чтобы занять больного. Он перебирает атрибут, успокаивая свои нервны и занимая руки. У человека появляется уравновешенность, он развивает в себе терпеливость и усидчивость. Самое главное, что это прекрасное средство можно иметь с собой повсюду.
Чётки очень легкие и маленькие, их можно просто носить в сумочке, в кармане, на шее, на руке. При перебирании чёток также неплохо развивается и улучшается память, ведь процесс перебирания должен происходить в определенной последовательности при чтении определенной молитвы. В перебирании чёток участвуют все пальцы рук. Каждый палец имеет на себе определенные нервные окончания, отвечающие за отдельные органы человека. Получается так, что перебирая чётки, человек улучшает состояние всего тела: головы, легких, позвоночника, желудка, печени, суставов, сердца, кишечника и многих других органов. Проходит боль, происходит некая медицинская помощь в профилактике многих заболеваний, снимается стресс и напряжение, стабилизируется давление и кровоток, повышается тонус, улучшается настроение, тренируются суставы, появляется бодрость. Человек сам того не замечая становится энергичным и одухотворенным.
Кроме того, с давних времен чётки являются образцом вкуса и красоты, они подчеркивают весь образ человека, выделяют в его образе вероисповедание, обозначают индивидуальный характер человека, создают эстетику в образе. В зависимости от того, из какого материала созданы чётки, можно определить статус человека. Четки могут быть из натуральных природных камней, из полудрагоценных камней, из дерева, из керамики, из искусственных компонентов. С легкостью четки можно назвать не только атрибутом для религиозных обрядов, но и стильным аксессуаром. Таким образом, выделяют три назначения чёток – это атрибут для чтения молитв, это медицинский инструмент в борьбе со многими болезнями, это модный аксессуар.
Из чего же делают эти самые чётки?
Какие материалы используют в производстве? Ответ прост. Выше уже упоминались некоторые из них. Вообще, главное, что есть в четках – это бусины. Именно от них зависит, как будут выглядеть четки в своем окончательном виде. Принято изготавливать бусины из минералов, природных камней, полудрагоценных камней, из кожи и шести, керамики, необычных материалов, из пластика.
Особенно ценными считаются четки из драгоценных природных камней и минералов, поскольку они оказывают лечебные свойства на организм посредством своего состава и имеет некую цену, придают особый статус человеку. Наиболее популярные камни, из которых делают чётки у мусульман – это агат, малахит, гематит, лунный камень, горный хрусталь, янтарь, яшма, сердолик, оникс, нефрит, змеевик, кварц, коралл, лазурит. Вообще, четки бывают совершенно на любой вкус. Так, например, четки из дерева выбирает старшее поколение мусульман, поскольку они уверены в их целебности и необычных медицинских свойствах деревьев. Нередко люди, которые используют такие четки, отмечают, как у них исчезает боль в голове и сердце, улучшается состояние давления. Деревья, из которых изготавливают такие четки – это ольха, ореховое дерево, можжевельник, абрикосовое дерево, пихта. Можно выбирать чётки не только по материалу, из которого они изготовлены, но и по цвету, размеру, длине. Выбор очень широкий. Есть четки, на которых изображены священные писания и молитвы, есть четки без молитвы, есть четки с кисточкой на конце, есть четки с определенными подвесками. На любой вкус и цвет!
Если в тексте нашлись ошибки, прошу вас и Аллаха простить меня, так как не успел еще отредактировать контент или вдруг не успею.
Можно ли пользоваться чётками мусульманину?
Здесь мы приведём слова великих учёных Ислама, которые подробно разъясняли нам практически все аспекты Ислама и указали на путь правильного понимания и применения на практике всех норм шариата.
Прежде чем приступить непосредственно к вопросу чёток, необходимо дать определение самому термину. Что это такое и каким образом они дошли до нас? В связи с этим наше основное внимание будет приковано к трудам некоторых учёных и их разъяснению данного вопроса на основе Сунны Пророка Мухаммада ﷺ и действий Его великих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах).
Итак, термин «чётки» в арабской лексикологии обозначается выражением «ас-субха(т)».
Определение чёток (субха) в арабском языке
Великий учёный шафиитского мазхаба Имам Мухйиддин Ан-Навави, перу которого принадлежит множество трудов, в числе которых и комментарии к сборнику достоверных хадисов «Сахих Муслим», в своей энциклопедии арабских терминов и выражений «Тазхиб аль-асмаи ва ал-люга» пишет, что термин «ас-субха» означает чётки, как мы отмечали выше, и это нанизанные на нить бусинки, при помощи которых обычно поминают Аллаха и используют для счёта.
В арабском словаре пишется, что выражение «ас-субха» означает собранные на нить зёрна (бусинки) для контроля количества того или иного поминания.
Далее мы приведём доводы из жизнеописания Пророка ﷺ и из жизни сподвижников, указывающие на дозволенность использования чёток:
1. передаётся от Абдулы ибн Амра (да будет доволен ими обоими Аллах), который сказал: «Я видел, как Пророк ﷺ поминал Аллаха, ведя счёт на пальцах своей благословенной руки». (Тирмизи, 3411; Абу Давуд, 1502)
2. Пророк ﷺ повелел женщинам вести счёт на пальцах, сказав: «Благословляйте Всевышнего, говорите «Ля илаха иля Ллах» и «Субхана Ллах» и считайте количество упоминаний кончиками своих пальцев, поистине, с них спросят, и они заговорят в День Суда». (Абу Давуд, 1501; Тирмизи, 3583; Ахмад, 370/6)
3. Передаётся со слов Сафии, что Пророк ﷺ как-то зашёл к ней, и перед ней было 4000 финиковых косточек, с помощью которых она прославляла Аллаха, и он спросил: «Что это, о дочь Хайя?», на что она ответила: «Я на них благословляю Всевышнего». И сказал Пророк ﷺ : «Я благословил Аллаха, пока стоял у твоей головы, больше, чем ты на них». Она сказала: «Научи меня тоже, о посланник Аллаха». Пророк ﷺ ответил:
«Скажи Субхана Ллахи ʻадада хальки-хи (Пречист Аллах числом его творений)». (Тирмизи, 3554)
4. Имам Ахмад в своей книге «Аз-Зухд» передаёт от Уббайда, что его мать сказала: «Я увидела, как сподвижник посланника Аллаха Абу Сафият (он был нашим соседом) благословлял Аллаха на камушках».
5. Имам Ахмад привёл в той же книге «Аз-Зухд» слова Абдурахмана, который сказал: «У Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) были финиковые косточки в кармане, и каждый раз после утреннего намаза он вытаскивал их по одной и благословлял Аллаха на них, пока они не заканчивались у него в кармане».
6. От Абу Назрата передаётся, что ему рассказал его шейх: «Я гостил у Абу Хурайры в Медине, и не видел сподвижника Пророка ﷺ более гостеприимного и заботливого по отношению к гостям, чем он. Однажды, когда я гостил у него, он сидел на своей постели, и с ним был мешочек, в котором были камушки (косточки), на которых он поминал Аллаха, а у него в ногах сидела его чёрная рабыня, которой он бросал эти косточки, и когда они заканчивались, он кидал мешочек к ней, она заполняла мешочек косточками и снова подавала к нему». (Абу Давуд)
7. Также Ибн Абу Шайба передал от Абу Саида аль Худрий (да будет доволен им Аллах), что тот благословлял Всевышнего на камушках, а также является достоверным, что и у Абу Хурайры была нитка, завязанная тысячей узелков, и он не засыпал, не благословив на ней Аллаха.
8. Также передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что он занимался поминанием Всевышнего с помощью разноцветных финиковых косточек.
Слова учёных о дозволенности использования чёток
Умар аль Маккий сказал: «Я видел моего устаза Хасана аль Басри (да будет доволен им Аллах), и у него в руках были чётки, и я спросил его: «О учитель, ты до сих пор ходишь с чётками, несмотря на твоё положение перед Аллахом и несмотря на твоё усердие в поклонении?«, на что шейх ответил: «Этой вещью (имея в виду чётки) мы пользовались в начале нашего пути и не оставим её в конце пути. Поистине, я люблю поминать Всевышнего своим сердцем, рукою и языком«».
В книге «Аз-Заваджир ʻан иктираф аль-Кабаир» Ибн Хаджар Аль-Маккий Аль-Хайтами, поясняя вопрос использования шёлка, пишет: «Дозволяется, к примеру, сидеть на шёлковом покрывале, даже если оно тонкое, но использовать шёлк для покрытия тела не дозволяется, однако дозволяется делать вышивку на рукавах одежды, если её размер не превышает четыре пальца, и также разрешается использовать шёлковую нить для чёток и изготовления чехла для Корана». Отсюда понимается, что Ибн Хаджар счёл дозволенным использование шёлковой нити для чёток.
Ибн Джавзий также сказал: «Использование чёток являются желательным, исходя из того, что Сафият в вышеприведённом хадисе пользовалась финиковыми косточками, и Пророк ﷺ не стал порицать это. А чётки подобны им (косточкам), так как цель одна и у чёток, и у косточек, несмотря на то что в чётках бусины упорядочены нитью».
Также сказал ʻИкримат: «Чётками пользовались великие люди, на которых ссылаются в вопросах религии, у которых берут доводы и за которыми следуют, например, Абу Хурайра – у него была нитка с 2000 узелочками, и он не засыпал, пока не поминал Аллаха на них 12 тысяч раз».
В книге «Ад-Дурар аль-мухтар» (книга ханафитского мазхаба) пишется: «Можно использовать чётки, но только не для показухи, как это разъяснено в книге «Аль-Бахр«».
Имам Ас-Суюти пишет: «Поистине, чётками пользовались благочестивые люди, на которых ссылаются и чьи слова приводят в качестве доводов. Если бы использование чёток не обосновывалось ничем, кроме следования этим имамам и следования их пути, то и этого было бы достаточно в качестве довода».
Кади Абу Аббас Ахмад бин Халкан в книге «Вафая Аль-Айян» рассказал, что как-то в руках Абу Аль-Касима Аль-Джунайда ибн Мухаммада он заметил чётки и спросил его: «Ты, несмотря на своё благородство, держишь в руках чётки?», на что тот ответил: «Это путь, который привёл меня к моему Господу, и я не расстанусь с ними». («Аль-Хави», 2/37-40)
Великий учёный ханафитского мазхаба Ибн ʻАбидин в своей известной книге «Хашия Ибн ʻАбидин» пишет следующее: «Не порицается использование чёток, и доводом к их дозволенности является хадис, который передали Абу Давуд, Тирмизи, Ан-Насаи и Ибн Хиббан и Хаким (и сказано, что по достоверной цепочке) от Саʻда ибн Абу Вакаса, согласно которому он зашёл вместе с Пророком ﷺ к одной женщине, и перед ней были финиковые косточки (по другой версии – камушки), на которых она благословляла Всевышнего, и сказал ей Пророк ﷺ : «Я расскажу тебе то, что легче и ценнее для тебя, чем это», и сказал: «Субхана Ллахи ʻадада ма халяка фи-с-самаи ва субхана Ллагьи ʻадада ма халяка фи-ль-арзи ва субхана Ллагьи ʻадада ма байна залика (Пречист Аллах числом своих творений на небесах, пречист Аллах числом своих творений на земле, пречист Аллах числом своих творений между небом и землёй)».
Заметьте, что Пророк ﷺ не запретил поминать Аллаха таким образом, он лишь указал на более лёгкий и ценный путь. Если бы это было порицаемым, то он отметил бы это.
Чётки ничем не отличаются от финиковых косточек, кроме сборки с помощью нити. В подобных действиях нет запрета, и, несомненно, чётками пользовались избранные люди суфийской общины и другие праведники». («Хашия Ибн ʻАбидин», 1/457)
А теперь мы развеем сомнения, возникающие вокруг использования чёток.
1. Если бы в чётках было благо, то Пророк ﷺ сам пользовался бы ими, и сподвижники указали бы на это.
2. Некоторые учёные установили, что ведение счета как такового в азкарах является нововведением, и может возникнуть вопрос: «Какая необходимость в использовании чёток?»
А что касается мнения, что чётки дошли до нас от иноверцев или из неисламских стран, то оно не достоверно, так как мы уже подробно установили, что их возникновение и распространение берёт своё начало ещё в эпоху расцвета исламской мысли и мусульманской культуры.
Если использование чёток относится к благим деяниям с намерением возвеличить зикр и восхвалять Аллаха, то нет вреда и порицания в этом, но если использовать их в плохом деле, с намерением обрести известность и приковывать к себе внимание людей, то это является харамом.
Интересным случаем и прекрасным примером служит рассказ имама Ас-Суюти о том, как он с группой людей был на пути в Иерусалим, и их настиг отряд арабов, которые лишили его и остальную группу всего имущества, что у них было, и когда они сняли чалму с его головы, то оттуда выпали чётки. Заметив их, арабы сказали: «Он носит с собой чётки», и всё вернули ему, и ушёл он оттуда целый и невредимый. И сказал Ас-Суюти: «Смотри, о мой брат, на обладателей этих благодатных и прекрасных чёток и на то, что содержат они в себе из благ этого мира и ахирата». («Нузхат аль-фикр фи субха аз-зикр»)
Из всего вышеприведённого необходимо сделать итоговый вывод: обоснование дозволенности использования чёток для счета зикра утверждено в нашей религии, изменился лишь их вид – косточки и камушки, а узелки на нитках и чтение зикра на кончиках пальцев преобразовались в бусинки, нанизанные на нитку, которые носят с собой праведники и на которых поминают Всевышнего, соблюдая с их помощью вирды (азкары, читаемые в определённое время в определённом порядке).
Мнений и доводов всех этих учёных достаточно для тех, кто хочет удостовериться в дозволенности чёток. Да поможет нам Всевышний.
Джалал Забихов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.